Содержание
Развитие информационного общества России
Исходя из показателей национальных стратегий и программ, Россия намерена войти в двадцатку лидеров глобального информационного общества и в десятку лидирующих стран по доступности информационной и телекоммуникационной среды для всех слоев и структур общества к 2015 году. Для этого предстоит решить по меньшей мере следующие задачи.
Первое — это создание технологической базы нового общества. То есть создание национальных информационных ресурсов (баз и банков данных, архивов, систем депозитариев государственных ИР, библиотек музеев) и обеспечение широкого свободного доступа к ним на всей территории всех слоев населения и структур власти, бизнеса, науки, культуры и здравоохранения.
Роль государства в данном контексте состоит в обеспечении политической макроэкономической стабильности, финансировании социально значимых информационных систем — здравоохранения, образования, трудоустройства, соцобеспечения, поддержке научных исследований национальных научных школ в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, продвижении отечественных программных продуктов и технических средств на мировой рынок.
Вторая задача — обеспечение национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых ИТ в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений. Для этого нужна единая система обеспечения информационной безопасности, которой можно эффективно управлять.
Поддержание необходимого уровня информационной безопасности требует постоянного отслеживания политических, социальных, экономических, научно-технических и других изменений внутри страны и за рубежом. В этом смысле региональное информационное сотрудничество должно сделать акцент на активизацию информационной безопасности трансграничного информационного обмена, защиту информационных ресурсов и интеллектуальной собственности, авторских права на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям.
Третья задача — социально-экономические и социально-культурные предпосылки перехода России к информационному обществу. К сожалению в обществе сохраняется еще недооценка роли информации в экономике, недостаточна компьютерная грамотность населения, отсутствуют единые стандарты информационных систем и баз данных общегосударственного уровня. Крайне неравномерно и развитие процессов информатизации по регионам страны: две трети всех используемых в стране баз данных приходится на четыре округа (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Сибирский).
В связи с изложенным рассмотрим некоторые основные тенденции, характеризующие становление и развитие информационного общества в современной России.
В период 2002-2013 годов ежегодный прирост в отрасли ИКТ составлял около 27%. Информационные технологии и информационные услуги стали достаточно существенной статьей российского несырьевого экспорта.
Достаточно высокие темпы развития информационного общества в России были продемонстрированы во многом благодаря новым открывшимся рынкам, появлению новых продуктов и услуг (сотовая связь, компьютерное оборудование, консалтинг и другие услуги) на фоне низкого начального уровня развития информационных технологий в России.
К концу 2013 года порядка 38,5 % российских домашних хозяйств имели широкополосный доступ в сеть Интернет, а средняя скорость доступа в регионах варьировалась от 128 Кбит/с до 2 Мбит/с, что существенно ниже, чем в Москве (9,5 Мбит/с) и Санкт-Петербурге (7 Мбит/с). В каждом втором регионе России удельный вес организаций, использующих широкополосный доступ, не превышал 34 процентов. Даже лидер по этому показателю (г. Москва) на 7 процентных пунктов отстает от уровня использования широкополосного доступа в странах Европейского союза.
Вместе с тем по ряду параметров (проникновение Интернета, покрытие мобильной связью) Россия не сильно отличается от некоторых ведущих европейских стран (Италия, Испания, Португалия), где доля сектора информационных технологий в 2013 году составляла около 5% валового внутреннего продукта Морозова Г.И., Пачкова О.В. Институты государственного правового регулирования информационного общества в Российской Федерации// Казанский педагогический журнал. 2014. № 3 (104). С. 162-177..
В этой связи необходимо отметить, что процесс развития информационного общества в России, несмотря на достаточно высокие темпы, имеет ряд «узких мест» и характеризуется некоторой несбалансированностью.
Для ускоренного развития в Российской Федерации информационного общества необходимо обеспечить значительное снижение стоимости предоставляемых населению услуг на основе информационных технологий с одновременным повышением их качества на основе развития конкуренции между операторами связи и поставщиками оборудования.
Для преодоления имеющихся проблем развития информационного общества в среднесрочной перспективе 30 сентября 2010 года Президиум правительства Российской Федерации рассмотрел государственную программу «Информационное общество», рассчитанную на период 2011-2020 годов, и пришедшая на смену ФЦП «Электронная Россия», завершившаяся в 2010 году.
В соответствии с новым подходом была изменена структура программы. Теперь в ней учитываются не только расходы на мероприятия в рамках самой программы, но и бюджеты, выделяемые на текущую деятельность Минкомсвязи России и ее подведомственных организаций. Общий объем госпрограммы на период 2011-2020 годов составит 1,2 трлн. руб. Около 90% этих средств составят расходы Минкомсвязи России и подведомственных ему органов власти и иных организаций.
В тоже время стратегическая цель программы осталась неизменной — это получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий. В целом развитие информационного общества определено в государственной программе как создание новых возможностей для граждан, бизнеса и государства через развитие ИКТ, а задача госпрограммы состоит в обеспечении технологического прорыва страны в использовании информации.
В 2012 году из федерального бюджета на государственную программу «Информационное общество» было направлено более 130 млрд. руб. Около половины этих расходов пошло на пропаганду и субсидии средствам массовой информации. Остальные средства израсходованы на создание инфраструктуры, обеспечение ее безопасности и развитие электронных госуслуг.
Согласно планам развития «Информационного общества» в период до 2015 года упор будет сделан на кооперационные проекты, а также на активизацию информационного и научно-технического обмена по использованию ИКТ в образовании, науке, культуре, здравоохранении, государственном управлении, в предоставлении услуг населению и по другим направлениям.
Из конкретных показателей (а всего их порядка 15) к 2015 году. планируется достичь: роста основных федеральных услуг (около 200 позиций), предоставляемых в электронном виде, увеличения удельного веса ИКТ в ВВП России до 6% (в настоящее время порядка 4%), роста экспорта товаров, связанных с ИКТ до 6 млрд. долл. в год, увеличения доли отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка ИКТ до 15% (в настоящее время — менее 5%).
Также в 2015 году планируется оценить успехи по достижению показателей проникновении широкополосного доступа в интернет, количества компьютеров на домохозяйство, сокращения цифрового разрыва в регионах, доли населения, способного принимать цифровой телевизионный сигнал, роста объема инвестиций, доли товаров и услуг, размещенных в электронном виде. Для эффективного расходования средств, выделяемых на реализацию программы «Информационное общество», в соответствии с распоряжением правительства от 21 марта 2011 года № 453-р ОАО «Ростелеком» определено единственным исполнителем ряда ее мероприятий Логвинова С.А. Проблемы современного информационного общества// Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (262). С. 20-22..
В перечень таких мероприятий вошли, в частности: развитие единого портала государственных и муниципальных услуг функций, разработка механизмов, позволяющих использовать мобильные устройства для доступа к сервисам электронного правительства, развитие сервисов взаимодействия граждан с органами государственной власти при помощи электронной почты, созданной на базе единого портала государственных и муниципальных услуг функций, развитие центров телефонного обслуживания, формирование единого пространства доверия электронной цифровой подписи, развитие межведомственного электронного взаимодействия на основе системы взаимодействия, формирование и развитие инфраструктуры универсальной электронной карты в части, относящейся к компетенции федеральных органов исполнительной власти, создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах, создание единой системы учета записей актов гражданского состояния электронный загс, развитие государственной автоматизированной системы «Управление».
> Предпосылки, перспективы и проблемы становления информационного общества
Понятие информационного общества
Несмотря на многообразие взглядов различных исследователей, все же можно выделить некоторые общие фундаментальные черты информационного общества:
- · изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся, прежде всего, в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития;
- · превращение информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства;
- · возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг;
- · нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
- · создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
- · глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.
Таким образом, можно говорить о том, что стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий несет с собой кардинальные изменения в информационной сфере на глобальном уровне. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей.
Предпосылки, перспективы и проблемы становления информационного общества
Размещено на http://www.allbest.ru
Размещено на http://www.allbest.ru
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Менеджмент»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Информационные технологии в менеджменте
на тему: Предпосылки, перспективы и проблемы становления информационного общества
Выполнила:
студентка 2 курса
Атангулова Р.А.
Когалым — 2013
Введение
1. Предпосылки, перспективы и проблемы становления информационного общества
1.1 Понятие информационного общества
1.2 Информационные потребности специалистов
2. Онлайн доступ к информационным ресурсам
2.1 Проблемы становления информационного общества
2.2 Перспективы становления информационного общества
Заключение
Список литературы
Введение
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время — это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относиться как к методам менеджмента, так и к социальной сфере в целом. Информация — является решающим фактором, определяющим развитие технологий и ресурсов. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.
Для полноты раскрытия темы необходимо дать несколько определений:
Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы и представления.
Информатизация — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.
Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе ч использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Пользователь информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации.
Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровняв значительной степени, зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность. Целями информатизации во всем мире и, в том числе, в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества со всех сферах деятельности.
Информационно — телекоммуникационные системы функционируют, в основном, в интересах государственных органов власти. Такое положение дел приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, ведомственная разобщенность затрудняет обмен информации и доступ к ней. Информационные услуги, ресурсы и программные продукты распространены по территории России крайне не равномерно, причем в основном ими обеспечены краевые центры. Это распределение соответствует распределению основных научных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Именно поэтому требует скорейшего решения выравнивания информационного потенциала.
Отечественная информационная индустрия должна развиваться с учетом мировых достижений в области информационных технологий и средств телекоммуникационного обмена. Это позволит России выйти на мировой уровень технического развития.
информационный коммуникационный общество
1. Предпосылки, перспективы и проблемы становления информационного общества
1.1 Понятие информационного общества
Несмотря на многообразие взглядов различных исследователей, все же можно выделить некоторые общие фундаментальные черты информационного общества:
· изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся, прежде всего, в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития;
· превращение информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства;
· возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг;
· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
· глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.
Таким образом, можно говорить о том, что стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий несет с собой кардинальные изменения в информационной сфере на глобальном уровне. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей.
1.2 Информационные потребности специалистов
На стадии фундаментальных исследований необходима следующая информация:
· сведения о последних достижениях науки и техники;
· информация о тенденциях развития данного вида техники;
· сведения о патентах;
· предложения фирм;
· сведения о совокупности затрат на разработку и производство;
· описание техники возможного производства;
· характеристики периода морального старения объектов техники;
· сведения о сырье и оборудовании.
На стадии прикладных исследований, конструкторских разработок и технологического освоения требуется следующая информация:
· сведения о новых научно-технических достижениях;
· данные о затратах на изготовление;
· о материалах;
· о комплектующих и т. д.
На стадии производства идет отбор, анализ, внедрение научно-технической документации и оценка технических условий, что требует информации о мировых, региональных, национальных, отраслевых классификационных и оценочных показателях.
На стадиях эксплуатации, модернизации, утилизации необходима конъюнктурная и маркетинговая информация.
Параллельно с информационным циклом осуществляется комплекс мероприятий по защите изделия, состоящий из двух блоков каждый из которых имеет цель:
· правовую охрану промышленной и интеллектуальной собственности, создаваемой производителем и в процессе реализации составляющей изделие. Здесь необходима информация о патентной ситуации, о реализации патентования, лицензирования, экспертизы;
· о целесообразности приобретения лицензий других фирм; о возможности коммерческого использования интеллектуальных продуктов инновационного цикла: патенты изобретений, принципиальные, публикации, макеты изделий, образцы, чертежно-конструкторская документация, технология утилизации. Последнее утверждение как показывает опыт, может дать до 80% от стоимости реализации всего инновационного проекта в целом;
· защиту информации (организационной, управленческой, экономической, научно-технической и др.) от ее несанкционированного использования. Необходима информация о средствах охраны и защиты помещений и т. д.
Таким образом, основной предпосылкой для информатизации общества является большой объем информации, подлежащий глубокому анализу. Анализируя полный перечень информационных потребностей при реализации инновационного цикла можно выделить стадии обработки определенной информации:
· инвестиционное проектирование;
· маркетинговое исследование рынка и внешней среды;
· анализ маркетинговой стратегии конкурентов;
· поиск партнеров;
· анализ сведений о законодательных и нормативных актах и их практическое применение;
· анализ сведений об организациях, действующих в сфере поддержки инновационной технологической деятельности;
· анализ источников инвестиций.
2. Онлайн доступ к информационным ресурсам
К техническим средствам, необходимым в настоящее время для доступа к онлайновым профессиональным БД, относится компьютер, модем и телефонная линия, оптоволоконная сеть информационных услуг, локальная сеть.
2.1 Проблемы становления информационного общества
Некоторые процессы, сопровождающие менеджмент информационных ресурсов в силу его специфики.
Рынок информационных ресурсов (ИР) и хаос. Рынок возникает там, где есть производитель и потребитель. Рынок ИР разделим на рынок управляемый и неуправляемый. Неуправляемый рынок — это хаос. Элемент хаотического обращения ИР — это необходимость. Он образуется при деградации ИР до уровня общедоступности или их введения при необходимости для функционирования системы (государства, организации и т. д.). Хаотический рынок ИР поддерживает минимальные информационно-ресурсное функционирование системы.
Возможность управления ИР. Можно выделить три уровня возможностей:
· субъект создает ИР и реализует их практически на неограниченном рынке;
· субъект приобретает созданные ИР (распространенные ограничено) и реализует их на частично ограниченном рынке;
· субъект приобретает ИР на рынке и реализует их на этом же рынке.
Здесь факт создания и приобретения определяет объем прав собственности на ИР, а термин неограниченный, частично ограниченный, ограниченный рынок носит вероятностный характер. Т.к. ясно, что в 1-ом случае при отсутствии спроса неограниченный рынок превратится в полностью ограниченный (т. е. нулевой), в третьем же, при наличии устойчивости спроса, рынок мажет стать практически неограниченным. Эти варианты при разработке конкретных сценариев должны рассматриваться, в двух крайних случаях каждый.
Возможность управления предлагается характеризовать вероятностью реализации заданного типа ИР (1, 2, 3) на априорно неизвестном рынке, вероятностью реализации неизвестных типов ИР на априорно заданных рынках, или третье с помощью переходных вероятностей. Конечно, эти оценки предполагают разработку моделей и рынков и ИР, т.к. к примеру, понятие неизвестный рынок, включает в себя именно четыре модели, которые соответствуют четырем возможностям управления информационными ресурсами. Уровни управления ИР: мировой, государственный, организации, личности.
Глобализация экономики. Т. к. экономика «первична» по «возрасту», то она непосредственно влияет на управление и соответственно на менеджмент. Обобществление проблем ведет к обобществлению ИР. Однако индивидуализация информационных ресурсов входит с этим процессом в противоречие. Вход создание общественного контролируемого сознания (через ИР). Однако опять возникает вопрос: кем определяется содержание ИР и контроль. Т. е. опять приходим к иерархии уже внутри глобализированной экономики. Но это будущее. Но в то же время скорость глобализации определяет качество менеджмента информационных ресурсов.
Проблема систематизации ИР. Систематизация — это упорядочивание ИР в соответствии с классификацией, т. е. заполнение соответствующих классификационных ниш содержанием.
Проблема инвентаризации ИР. Состоит в отсутствии объективной оценки и мониторинга в реальном масштабе времени.
Эти и более частные причины привели к кризису ИР. Кризис становления информационного общества, обусловлен следующими причинами:
· глобализацией ИР. Кризис теоретической экономики, связанный с трудностями создания моделей экономики при быстроизменяющейся (в том числе, вследствие компьютеризации) ситуации, ведущей к кризису информационных ресурсов, а значит менеджмента;
· проблема определения достоверности управления;
· слабая динамика факторов способствующих управлению (осознание экологической катастрофы есть, а конкретных управляющих действий практически нет и т. д.);
· динамика факторов, не способствующих управлению (индивидуализация информационных ресурсов);
· проблемы систематизации и инвентаризации.
2.2 Перспективы становления информационного общества
Информационная революция, основу которой составляет бурное развитие вычислительной техники и новых информационно-коммуникационных технологий, все больше становится причиной перемен в политической, экономической, социально-культурной сферах. Появление глобальных информационных сетей существенно меняет традиционные модели экономики и бизнеса; процесс конвергенции стирает технологические, экономические и правовые границы. Происходит становление «новой экономики», которое характеризуется значительным увеличением производительности труда инноваций. Все большее значение для успешного экономического развития приобретает «электронная готовность» государства к участию в глобальных информационных сетях. При этом страны, соответствующий показатель которых является относительно низким, оказываются в заведомо проигрышной ситуации.
Подобное положение дел привело к вынужденному изменению направления политической мысли. Возникает необходимость планирования предстоящего развития новых информационно-телекоммуникационных технологий, которые в силу своих особенностей могут оказывать и позитивное, и негативное влияние на общество как в рамках той или иной страны, так и в рамках международной системы. В частности, важно не допустить расширения в информационной среде конфронтации и противоборства, а также дальнейшего обострения «цифрового неравенства» между развитыми странами и остальным миром. А такие угрозы, надо признать, реальны.
По мнению, например, А.А. Чернова, именно государство в процессе становления информационного общества должно играть роль координатора деятельности различных субъектов общества и целенаправленной политикой способствовать интеграции граждан в глобальное информационное общество, отстаивая при этом свои интересы в мировом информационном пространстве. В последние годы многие страны, а также международные организации в качестве приоритетной задачи выделили реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. При этом преследуются как государственные интересы (лидерство в мировом сообществе), так и повышение качества жизни людей.
Заключение
Производство баз данных в России было начато примерно с середины 70-х гг. В настоящее время число созданных в стране баз данных составляет около 30 тысяч. В том числе доля крупных (более 100 тысяч записей) составляет 26%, средних 49% и малых (менее 1 тысячи записей) 25%. При этом количество баз, содержащих массовую, коммерческую, официальную и финансовую информацию, не превышает 5% от всего числа существующих баз данных. На мировом же информационном рынке большая часть центров-генераторов баз данных занята именно в области деловой и коммерческой информации. Поэтому в ближайшие годы следует ожидать расширения и развития в России именно этого сектора информационного рынка.
В последнее десятилетие западный информационный рынок интенсивно наполняется базами данных на компактных оптических дисках. На сегодняшний день число производимых баз данных и мультимедиа дисков превышает 16 тысяч, причем наблюдается стабильный ежегодный рост количества производимых баз данных и фактически определились основные фирмы-производители. В России же производство CD-ROM баз данных пока находиться в зачаточном состоянии, однако в соответствии с мировой тенденцией следует ожидать активного развития этой области деятельности.
Обилие информационных ресурсов, ставших потенциально доступными российскому пользователю, резко актуализирует проблемы их рационального и эффективного использования. А также разумного сочетания возможностей приобретения баз данных на компактных оптических дисках, телекоммуникационного доступа к платным ресурсам host-центров и использования бесплатных ресурсов в сети Интернет. В связи с этим возрастает роль информационных брокеров и вновь на повестку дня ставится задача корпоративного использования дорогих информационных ресурсов и создания систем информационного обслуживания, работающих на принципах информационной кооперации.
Список литературы
1. Чугунов А.В. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Учебное пособие. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 98с.
2. Лактионов А. Информационное общество: Сб. — М.: ООО Издательство И74 АСТ, 2004.
3. Шумилов Ю.П. Моделирование информационных ресурсов. Курс лекций МИРЭА, 2001.
4. Черников Б.В. Информационные технологии в вопросах и ответах Изд-во Финансы и статистика 2006 г.
5. Базы данных. — СПб.: КОРОНА принт, 2002, 672с. ISBN 5-7931-0168-3.
6. Вяткин А.И. Информационные ресурсы и компьютерные технологии в менеджменте: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200.68 «Менеджмент», магистерские программы «Инновационный менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Менеджмент в образовании», очно-заочная и заочная формы обучения. Тюмень, 2011, 18 стр.
Размещено на Allbest.ru
…
Особенности формирования информационного общества в России
Особенности формирования информационного общества в России
В нашей стране формирование элементов информационного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу тех исторических обстоятельств, в которых находится Россия. Экономические и политические проблемы, нестабильность в устройстве общественных институтов и другие факторы требуют поиска своих, не столь затратных, как в ведущих промышленно-развитых странах, путей вхождения в информационное общество.
В 1999 году по инициативе профильных комитетов Государственной Думы была разработана Концепция формирования информационного общества в России. Ее цель — определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулируются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода в обосновывается специфика российского пути к информационному обществу. Познакомимся с ее основными элементами.
В констатирующей части концепции отмечается, что в России за последнее десятилетие сформировались следующие предпосылки перехода к информационному обществу.
1. Информации становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т. д.) ресурсами. Объем продаж в России средств вычислительной техники и информатики достигает величины более одного миллиона штук в год (на самом деле, в гг. этот объем был существенно больше). Общие расходы на информатизацию составляют порядка 5% ВВП России, что уже имеет макроэкономическую значимость.
2. В России сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг.
3. В целом в стране быстро растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникаций. Растет количество корпоративных информационных сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к миллиону (в 2000 г. этот рубеж превзойден; по предварительным данным, за 2000 г, число пользователей Интернета в России удвоилось). Интенсивно расширяется национальная сеть связи, осуществляется телефонизация страны и растет рынок средств мобильной связи.
4. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления.
5. В общественном мнении сложилось понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения.
6. Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т. д.
Концепция исходит из следующих базовых положений.
1. Стратегической целью перехода к информационному обществу является создание развитой информационно-коммуникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обеспечить существенное повышение качества жизни населения и социально-политическую стабильность общества и государства.
2. В ближайшей перспективе переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое условие выхода страны из сегодняшнего; экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни, как фактор интеграции общественного сознания вокруг непреходящих гуманистических ценностей и национально-исторических традиций народов Россия.
3. Переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития — формированию экономики, основанной на знаниях, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проблем.
4. Государство играет ведущую роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу, прежде всего путем создания законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей информационные отношения в обществе. На начальном этапе создания социально-значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.) государство берет на себя основные расходы.
5. Государство обеспечивает доступ к общественной информации. Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты.
6. Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового информационного сообщества. Должно быть обеспечено активное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в реализации международных проектов и программ информатизации.
Концепция определяет особенности перехода России к информационному обществу, обусловленные современным политическим, экономическим, культурным, образовательным уровнем развития государства и общества. Будучи в основном негативными, указанные особенности имеют и ряд моментов, благоприятствующих решению задач информатизации.
Среди них отмечается;
• опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами, создание различных систем связи и индустрии предоставления информационных услуг;
• наличие, в основном, высокого научного, образовательного и культурного потенциала;
• сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая способна ставить н решать сложные научно-технические проблемы.
В предстоящие 10-15 лет Россия не сможет продвигаться по пути информатизации, лишь копируя опыт стран с высокоразвитой и эффективно функционирующей рыночной экономикой. Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями. Возможный для России вариант — нахождение пути, ориентированного на российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности, и требующего в сегодняшних социально-экономических условиях лишь минимальных капиталовложений со стороны государства.
Основой российского пути должны явиться:
• информатизация всей системы общего и специального образования от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов;
• формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя;
• обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете. Решение этих трех масштабных, исторических для России задач будет означать реальное превращение информации и знаний в подлинный ресурс социально-экономического и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распространение и использование информации, расширение возможностей саморазвития личности.