Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:

  1. Какая ответственность предусмотрена ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
  2. В каком порядке применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
  3. Основания ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
  4. Особенности межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами по налоговым преступлениям.
  5. Статистика наказаний по налоговым преступлениям.

  1. Диспозиция ч. 1 ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

    Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.

    Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.

    Диспозиция ч. 2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное:
    а) группой лиц по предварительному сговору;
    б) в особо крупном размере (особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подрядболее десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).

    Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.

    Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн. руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.

    Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

  2. В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
    — два года после совершения преступления небольшой тяжести;
    — десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ).

    К примеру, по ч. 1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.

    Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.

    Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, т. е. и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.

    Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.

    То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г. Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.

    Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет. До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

    Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.

  3. Ответственность руководителя:
    При сумме доначислений по налогам в размере 2 и более млн. рублей налоговые органы передают материалы в следственные органы, проводится доследственная проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ уже в отношении руководителя, в обязанности которого входило подписание отчетной документации (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Необходимо отметить, что на практике даже если генеральный директор лично не подписывал отчетную документацию, в большинстве случаев генеральный директор привлекается к уголовной ответственности наряду с другими лицами, которые подписывали отчетную документацию.

    Ответственность бухгалтера:
    Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.

    При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.

    Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

    Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Во-первых, обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. Во-вторых, чаще всего они отдаются в устной форме. В-третьих, часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.

    При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.

  4. Пунктом 3 ст. 32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

    Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации и т. д.) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.

    В Письме ФНС России от 21.08.2012 № АС-4-2/13747 «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел» содержатся некоторые дополнения. Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п. 3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.

    Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ. При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

    ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.

    Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений».

    В Письме ФНС России от 29.12.2011 № АС-4-2/22500 разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

    Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц организации-налогоплательщика. Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.

    Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.

    С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса РФ. Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

    Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.

    В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то есть полицией и ФСБ.

    Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе оперативно-розыскной деятельности.

    Применительно к оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности. Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.

  5. Анализ статистических данных говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф, на втором месте — условное наказание. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной. К реальным срокам лишения свободы приговорена минимальная часть лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 199 УК РФ

1. О понятии уклонения от уплаты налогов и (или) сборов, налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, включения в налоговую декларацию или в указанные документы заведомо ложных сведений, моменте окончания преступления, условиях применения нормы о добровольном отказе (ст. 31 УК), исчислении крупного и особо крупного размера преступления см. коммент. к ст. 198.

2. О понятии организаций см. статью 11 Налогового кодекса РФ.

3. О субъективной стороне преступления см. коммент. к ст. 198.

4. О субъекте преступления см. п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64.

5. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этому признаку преступлений, субъект которых — специальный, см. коммент. к ст. 174.

6. О применении п. 2 примеч. см. п. п. 12 и 13 коммент. к ст. 198. Исходя из смысла соответствующего примечания, очевидно свидетельствующего о признании законодателем приоритета фискальных целей над задачами уголовного закона, лицо должно освобождаться от уголовной ответственности, если причиненный ущерб (к которому согласно ст. 28.1 УПК отнесен и штраф) возмещен этим лицом совместно с организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу.

В каждой стране мира неуплата налогов частным лицом, индивидуальным предпринимателем или организацией преследуется государством. Вид и размер санкций за неуплату налогов напрямую зависит от суммы ущерба бюджету страны и вида лица, нарушающего закон. В данной статье будут рассмотрены виды наказаний, предусмотренных за уклонение от уплаты налогов в УК РФ, НК РФ и КоАП, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также срок давности по данному правонарушению.

Какое наказание может постигнуть неплательщика

Если налоговый инспектор выявил факт уклонения от налогов, то к уклонисту применяются санкции. Их действие распространяется на всех налогоплательщиков, в том числе не являющихся резидентами РФ.

Размер и вид санкций напрямую зависят от двух факторов:

  • Кто уклоняется от уплаты налогов. Это может быть частное лицо, индивидуальный предприниматель или какая-либо организация, например, коммерческая, общественная или даже религиозная.
  • Размер ущерба, причиненного государству.

Неуплата налогов может быть наказана в соответствии с нормами, предусмотренными уголовным, административным и налоговым кодексами.

НК предусматривает в виде наказания за неуплату налогов штраф:

  1. 5% от суммы налога, но не меньше тысячи рублей, при отсутствии своевременной подачи декларации.
  2. 20% от суммы, при условии неверного расчета последнего.
  3. 40% от суммы, при условии умышленного введения в заблуждение представителей налоговой службы. Если подобное происходит не в первый раз, то размер штрафа увеличивается в 2.5 раза.

КоАП предусмотрены только штрафные санкции за несвоевременную подачу декларации. Сумма штрафа минимальна. Она варьируется в пределах от 300 до 500 рублей.

Уголовная ответственность за неуплату налогов является наиболее суровой. Преступления подобного типа в Уголовном кодексе рассмотрены двумя статьями – 198 и 199. Статья 198 УК РФ гласит о том, что к уголовной ответственности может быть привлечено физическое лицо, уклоняющееся от уплаты налогов.

Согласно данному законодательному акту к частному лицу могут применятся следующие меры наказания:

  • штраф суммой до 300 000 рублей или лишение свободы сроком до 1 года, при условии причинения государству убытков в крупном размере;
  • штраф до полумиллиона рублей или лишение свободы сроком до 3 лет, если ущерб особо крупный.

Статья 199 УК РФ гласит о наказании для юридических лиц. Также, как и с частными лицами, здесь имеет значение размер ущерба. Сумма штрафов для юридических и физических лиц одинакова. Также должностное лицо, совершившее преступление, может получить реальный срок лишения свободы. Если речь идет о крупном ущербе, то максимально возможный срок лишения свободы 2 года, если особо крупный, то три. Кроме того, налоговые преступления в УК РФ караются запретом на занятие определенной должности в течение нескольких лет.

Говоря о возможных видах наказания для организаций за неуплату налогов, нужно учитывать положения ч 2 ст 199 УК РФ. Там сказано, что лицо, совершившее подобное преступление впервые, освобождается от ответственности, если налоги, а также штрафы и пени будут оплачены без промедления, сразу же после получения оповещения от налогового инспектора.

Ответственность юридических и физических лиц

Ответственность за неуплату налогов в УК РФ по большей части предусмотрена для юридических лиц. При этом ответственности подвергается не владелец юридического лица, а ответственный сотрудник. Уголовная ответственность возможна, если речь идет о задолженности по налогам в крупном или особо крупном размере.

Физические лица чаще всего подвергаются ответственности в соответствии с нормами административного законодательства.

Применение уголовной ответственности возможно лишь в двух случаях:

  1. Размер укрытых налогов равен 1,8 миллионам рублям. Карается лишением свободы сроком до 1 года.
  2. Размер ущерба больше 3 миллионов рублей. Карается отбыванием наказания в колонии общего режима или поселении сроком до 3 лет.

Нужно добавить, что чаще всего первый случай сокрытия доходов карается штрафом. Его размер варьируется в пределах от 300 до 500 тысяч рублей. Разумеется, подобное, суровое наказание возможно в случаях, когда речь идет о крупном или особо крупном ущербе.

Каждый человек независимо от сферы деятельности должен помнить, что налогообложение в России применимо практически к каждому доходу. Таким образом, если имеются сомнения относительно необходимости платить налог, лучше посетить налоговую службу и получить по данному вопросу консультацию. Укрывательство прибыли может привести к серьезным последствиям.

Какие факторы способны оказать влияние на строгость наказания

Как и любое другое противоправное действие, уклонение от уплаты налогов имеет отягчающие и смягчающие обстоятельства, от которых напрямую зависит размер наказания.

К числу отягощающих обстоятельств следует отнести:

  1. Умышленное укрывательство доходов и как следствие уклонение от уплаты налогов. Наличие данного обстоятельства требуется доказать. Чтобы суд учел данный квалификационный признак нужно доказать, что лицо знало о необходимости уплаты налогов и имело возможность для выполнения подобных действий.
  2. Сознательное уклонение с применением мошеннических схем. В этом случае речь идет конкретно о занижении реальной прибыли частного или юридического лица, а также ИП.
  3. Рецидив, то есть повторное совершение подобного противоправного действия.

В качестве смягчающих обстоятельств могут выступать следующие обстоятельства:

  • наличие тяжелого состояния здоровья, исключающего трудоспособность;
  • прохождение фигурантом уголовного дела в качестве потерпевшего (речь идет о случаях причинения вреда здоровью, похищении и насильственном удержании);
  • получение ущерба в результате действия обстоятельств непредвиденной силы.

Наличие смягчающих обстоятельств налогоплательщику или его законному представителю придется доказывать самостоятельно. В случае успеха суд может освободить гражданина от налоговых выплат на определенный период времени.

Сроки давности по налоговым преступлениям

Согласно действующему в нашей стране законодательству, сроки давности устанавливаются к каждому преступлению, в том числе и налоговому. Если срок давности истек, то человека не удастся привлечь к ответственности.

Для налоговых преступлений срок давности равен 3 годам. Начало исчисления срока датируется крайней датой, когда гражданин должен был заплатить налог, то есть 15 июля текущего или следующего года. Если ущерб государству нанесен в особо крупных размерах, то срок давности по налоговому преступлению увеличивается до 6 лет.

Нужно учитывать, что инспектор имеет полномочия, позволяющие приостановить исчисление срока давности. Для этого он должен издать акт, форма которого утверждена законодательно. После того как издан акт, исчисление срока останавливается на период проведения различных проверок.

После вступления данного документа в законную силу возможно два варианта развития событий:

  • в первом случае инспектор самостоятельно пытается добиться уплаты налога, штрафов и пени;
  • во втором, если инспектору не удалось убедить должника, то дело направляется в суд (судья в 99,9% случаев принимает сторону инспектора).

Если речь идет об уклонении сразу от нескольких выплат в казну государства, то исчисление срока давности начинается с самой поздней даты. И срок давности максимально увеличивается.

Система налогообложения призвана пополнять государственную казну. Налоги и сборы состоят из обязательных, периодичных или единовременных взносов в бюджет.

В случаях, когда лицо или группа лиц не исполняет обязательства по оплате налогов, наступает ответственность.

Уклонение от уплаты налогов по ст. 198, 199 УК РФ относится к нарушителям, чья задолженность приобрела крупный и особо крупный размер. Рассматривается в ходе судебных разбирательств.

В состав преступления входят длительность уклонения и размер задолженность физического лица или организации перед государством.

Классификация уклонения

С 2017—2018 годах действуют новые поправки в указанных статьях, ужесточающие меры преследования и санкции в отношении уклонистов от уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица рассматривается в ст. 198 УК РФ. Следующая, 199 ст. УК РФ, посвящена уклонению от уплаты налогов и (или) сборов с организацию (юридических лиц).

Суровость применяемых наказаний зависит от нескольких факторов: как долго лицо или группа лиц уклонялись от налогообложения, были ли эти действия умышленными, каков размер задолженности.

Уклонение от уплаты налогов юридическим лицом имеют отличные признаки от того же деяния со стороны частных граждан:

Нормативный акт Ст. 198 УК РФ Ст. 199 УК РФ
Определение крупного размера 900 тыс. руб. – 2,7 млн руб. 5 – 15 млн руб.
Процент невыплаченных налогов от суммы 10% 25%
Определение особо крупного размера 4,5 – 13,5 млн руб. 15 – 45 млн руб.
Процент невыплаченных налогов от суммы 20% 50%
Состав преступления Не предоставление декларации о доходах Не предоставление декларации о доходах организации
Предоставление заведомо ложных сведений о доходе Предоставление заведомо ложных сведений о доходе

Основной проблемой судебной практики по таким делам становится определение сроков давности. Уклонение в размере до крупного имеет срок давности 2 года, крупные и особо крупные – 10 лет.

Для следствия представляется сложным определить точно дату отсчета сроков исковой давности, в связи с чем для уклонистов появляется шанс уйти безнаказанными.

Ответственность за уклонение по ст. 198 – 199 УК РФ

Чем грозит уклонение уплаты от налогов, также содержится в статьях Уголовного Кодекса.

Частное лицо или организация будут освобождены от уголовной ответственности при нескольких условиях:

  • Это первое привлечение к ответственности за неуплату налогов;
  • Субъект полностью погасил задолженность по налогам.

В остальных случаях наступает ответственность за уклонение от уплаты налогов:

Санкция Ст. 198 УК РФ Ст. 199 УК РФ
Штраф 200 – 500 тыс. руб., выплаты рассчитываются из размера дохода осужденного, длительность погашения 1,5 – 3 года
Принудительные работы 3 года 5 лет
Лишение свободы 3 года 6 лет

Борьбой с уклонистами занимаются несколько государственных инстанций в России: налоговая служба, арбитражные суды, Центробанк.

Если налоговая служба выдвигает подозрение в отношении лица или организации в уклонении от налогов, возбуждается уголовное дело.

По результатам расследования проводится судебное разбирательство.

Суд принимает во внимание все доказательства сторон, принимает решение. Во всех доказанных случаях уклонения подсудимого обязывают выплатить образовавшийся долг.

Дополнительно назначается наказание, тяжесть которого определяется на основании размера задолженности и наличия смягчающих/отягчающих обстоятельств.

Уклонение от налогов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *