EQ vs. IQ: зачем успешные лидеры развивают эмоциональный интеллект

О том, почему эмоциональный интеллект стал таким популярным понятием в психологии и бизнесе, а заодно о практических способах его развивать в самом себе рассказывает психолог и основательница проекта «Душе полезно» Дарья Сучилина.

Мы все испытываем эмоции — так устроены люди. Эволюция и племенной образ жизни подарили нам способность сопереживать и чувствовать друг друга. К сожалению, многим поколениям приходилось мириться с жесткими культурными, религиозными и социальными запретами, которые сделали искреннее выражение эмоций опасным, а потом и вовсе недоступным. Но сейчас ученые из разных областей науки получают всё больше подтверждений тому, что с этим пора заканчивать. Познавать и понимать себя, сочувствовать и помогать друг другу — в этом залог физического здоровья, высокого качества жизни, эффективного бизнеса и мирного сосуществования людей на Земле. И самое замечательное в том, что необходимые для этого качества, такие как эмпатия и эмоциональный интеллект, не так уж сложно в себе развить.

До того, как интеллект стал эмоциональным

Когда мы говорим об интеллекте в целом, мы имеем в виду все познавательные способности человека, вместе взятые. Традиционно ученых больше интересовал интеллект как набор врожденных качеств, не зависящих от жизненного опыта и образования: скорость обработки информации, объем памяти, пространственное воображение и так далее. Эти показатели еще в начале XX века научились четко диагностировать, чтобы выявлять показатель IQ (intelligence quotient, коэффициент интеллекта).

В 1950-х годах психологи стали замечать, что показатель IQ не очень-то коррелирует с успешностью и достижениями людей в реальной жизни, — значит, должны быть и другие характеристики, которые можно выявлять и сравнивать у разных людей. Тогда в научном сообществе зашла речь о креативности — творческих способностях, готовности к принятию и созданию новых идей. Но и в этой области возникли трудности: оказалось, что люди с высокой степенью креативности склонны к повышенной тревожности, они часто сталкиваются с проблемами в построении отношений, страдают от одиночества и впадают в депрессию. Это трудно назвать успешной жизнью, даже если на творческом поприще у таких людей все сложилось удачно.

Высокий EQ — гарантия успешности

Вопрос о связи интеллекта и общей жизненной успешности оставался открытым, пока ближе к концу столетия ученые не пришли к понятию социального и, в частности, эмоционального интеллекта. В самом широком смысле слова EI (emotional intelligence) — это все некогнитивные (то есть не относящиеся к умственным процессам) способности, знания и компетенции, которые помогают нам справляться с жизненными ситуациями. Наш современник и один из ведущих исследователей в этой области Дэниел Гоулман утверждает, что жизненная состоятельность на 80% зависит как раз от этих некогнитивных умений, а традиционный интеллект и креативность — это лишь 20% успеха.

Именно в связи с темой успешности эмоциональный интеллект и разные способы его измерения (EQ, emotional quotient) так полюбился бизнес-консультантам, тренерам личностного роста и коучам. Оказалось, что именно эти качества помогают руководителям строить эффективные рабочие команды, раскрывать таланты подчиненных, а также улучшать клиентский сервис, учитывая потребности целевой аудитории. Эмоциональный интеллект необходим в любой командной работе, не говоря уже о личной жизни и семейных отношениях. Так что же он из себя представляет?

Идеальный рецепт эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект включает четыре основных компонента:
1. Умение человека осознавать собственные переживания 2. Способность управлять своим поведением и принимать решения в соответствии со своими эмоциями 3. Эмпатия и сопереживание, умение понять чужие чувства и мотивы 4. Взаимодействие с другими людьми на основании того, что переживают они

Такой порядок не случаен: если с первым пунктом проблемы, то и все остальное дается с трудом. Деспотичное воспитание и запреты на выражение чувств в детстве, нехватка общественно приемлемых способов обсуждать и выражать эмоции — все эти факторы усугубляют положение. Поэтому такая естественная, казалось бы, часть нашего внутреннего мира оказывается для многих из нас заблокированной. Хорошая новость в том, что все четыре составляющие эмоционального интеллекта заложены в природе человека, поэтому развивать соответствующие навыки легко — мы просто вспоминаем и заново осваиваем то, что на самом деле всегда умели.

Как научиться распознавать собственные эмоции?

Ключ к осознанию и восстановлению контакта со своими переживаниями — это принятие и любознательность, направленные на самого себя. В современной психотерапии принято отслеживать излишнюю самокритику и негативные установки, которые мешают трезво смотреть на свой внутренний мир. Чтобы начать этот путь самому, можно хотя бы начать вести записи: фиксировать на бумаге любые эмоционально значимые ситуации (как положительные, так и отрицательные) и прописывать, какие именно чувства вы испытывали в тот момент. Иногда трудность заключается в том, что для этого не хватает словарного запаса, ведь об эмоциях не принято говорить. Поэтому можно, например, сверяться с такой незамысловатой схемой:

Как контролировать свое поведение, не подавляя эмоции?

Следующий шаг в развитии эмоционального интеллекта — это научиться регулировать свое состояние и принимать решения с учетом своих переживаний. Это не значит, что надо всегда идти на поводу уныния или гнева или потакать любым своим желаниям. Секрет в том, чтобы произвольно выбирать позитивный опыт. Положительные эмоции на физиологическом уровне меняют наше состояние и взгляд на мир вокруг, поэтому важно сознательно направлять внимание на то, что приносит удовольствие, добавляет сил и вдохновляет. Вы вправе выбирать, с какими людьми общаться, чтобы это общение было приятным. Вы в силах планировать свой день так, чтобы любимые занятия были приоритетными, и для них всегда оставалось бы свободное время. И вы всегда вольны отпускать те проблемы, при решении которых от вас объективно ничего не зависит.

Как расшифровывать чужие чувства и мотивы?

Когда вам удастся восстановить контакт с самим собой, можно перейти к оттачиванию навыков эмпатии. Речь идет не о простом сочувствии, когда мы можем постучать опечаленного друга по плечу и сказать, что всё наладится. Эмпатия – это умение увидеть ситуацию чужими глазами, прочувствовать его субъективные ощущения в той или иной ситуации. Для этого у нас в мозгу предусмотрены так называемые «зеркальные нейроны», которые помогают нам перенимать на себя чужие переживания. Но работают они только при общении лицом к лицу, так что восстанавливайте баланс между электронной и живой коммуникацией, если хотите развивать эмоциональный интеллект. Для проявления эмпатии важны два элемента:

  • Социальная выразительность, то есть умение доносить свои переживания до собеседника. В этом вам помогут «Я-высказывания». Пробуйте в любой ситуации говорить о себе и о том, что происходит с вами в ответ на какие-то ситуации, и избегать оценок по отношению к другим людям и событиям.
  • Правильные вопросы. Даже если вы на 100% осознаете собственные переживания, это не значит, что вы способны читать чужие мысли, поэтому всегда лучше спросить: «Правильно ли я понимаю, что тебе сейчас грустно именно от этого?» или сказать: «Мне было бы на твоем месте очень страшно, а ты как это переносишь?»

Как вести себя с другими людьми, чтобы учитывать их эмоции?

Помните «золотое правило» — вести себя с другими так, как вы хотели бы, чтобы вели себя с вами? Так вот, оно устарело и говорит как раз о неразвитом эмоциональном интеллекте. Вместо этого пора применять «платиновое правило»: обращаться с окружающими так, как это нужно им самим. Чтобы запастись примерами такого поведения, можно включить свою наблюдательность и отслеживать в реальной жизни, фильмах и книгах ситуации, в которых людям удалось успешно разрешить конфликт, прислушаться друг к другу или пойти на компромисс. Можете выписывать эти примеры и анализировать, кому из участников удалось проявить эмоциональный интеллект. Наконец, медиаторы и психологи-переговорщики советуют всегда держать в уме конечную цель общения. Если взаимодействие с кем-то в работе или личной жизни вам действительно значимо, то никогда не помешает расспросить этого человека о том, что ему нужно и как вам вместе достичь взаимовыгодного и приятного соглашения.

Книги по теме
Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ» — Манн, Иванов и Фербер, 2017 г.
Бредберри Тревис, Джин Гривз «Эмоциональный интеллект 2.0» — Манн, Иванов и Фербер, 2017 г.
Ричард Дэвидсон, Шэрон Бегли «Эмоциональная жизнь мозга». — Питер, 2017 г.
Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь». — Питер, 2011 г.

Психология

  • Предыдущая
  • 1 of 4

В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе – социального интеллекта (Торндайк Э, Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г.) и др.утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях .

В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Выготского Л.С. , Рубинштейна С.Л. , Леонтьева А.Н. . Выготский Л.С. пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни…» . Единство аффекта и интеллекта, по мнению Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн С.Л., развивая идеи Выготского Л.С., отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального . Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в свое время не получили должной разработки .

Особенно близко к понятию эмоционального интеллекта подошёл Гарднер Х., который в рамках личностного интеллекта различал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» .

В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Бар-Он впервые ввел обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта. В свою очередь, Кэролин Саарни в 1990 г. рассмотрел понятие эмоциональная компетентность и включил в него восемь взаимосвязанных эмоциональных и социальных навыков .

В научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных способностям в социальной и эмоциональной области, было получено столько новых фактов и осуществлено столько новых теоретических разработок, что, как отмечал Кэррол Изард, с полным правом можно было говорить о перевороте в этой сфере . Кроме того, проблемой идентификации и понимания эмоций занимались не только психологи, но и специалисты других наук – эволюционные биологи, психиатры, программисты и т.д., которые выявили многие способности человека в этой области исследований . Для того, чтобы избежать разночтения при исследовании проблемы идентификации и понимания эмоций человеком, американские психологи Сэловей П. и Мейер Дж. в 1990 году предложили, чтобы эти способности составляли унитарное понятие – «эмоциональный интеллект». Сами авторы рассматривают эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, которая включает способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий . Этими же учеными была разработана первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта. Это сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: 1) идентификация и выражение эмоций, 2) регуляция эмоций, 3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Структура эмоционального интеллекта по Сэловею П. и Мейеру Дж. (1990) .

После нескольких лет более детального изучения данной проблемы Сэловей П. и Мейер Дж., доработали и уточнили предложенную модель, что отражено в ряде их публикаций, в некоторых случаях – в соавторстве с Карузо Д. . Второй вариант модели основывается на представлениях, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами, при этом эмоции информируют человека о характере этих связей. Связи могут быть как актуальными, так и вспоминаемыми или воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению переживаемых эмоций.

В контексте такого обоснования, эмоциональный интеллект трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Дж. Мейер и П. Сэловей выделили четыре компонента – «четыре ветви модели эмоционального интеллекта», каждая из которых, в свою очередь, описывает «четыре области способностей или навыков», а все вместе – «многие области эмоционального интеллекта» (рис. 2).

Эти компоненты выстраиваются в иерархию (на диаграмме – снизу вверх и слева направо), уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей.

Согласно усовершенствованной модели 1997г., эмоциональный интеллект включает следующие ментальные способности: 1) способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции; 2) способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления; 3) способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию; 4) способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития. . Четыре ветви диаграммы располагаются от основных (снизу) до более интегрированных в психологическом отношении процессов. Ветвь самого нижнего уровня отображает относительно простые способности восприятия и выражения эмоции, а ветвь самого высокого уровня – осознанного регулирования эмоций. У каждой ветви есть четыре блока с типичными примерами способностей. Способности, которые появляются в ходе развития личности относительно рано, находятся в левой части ветвей, а способности, развивающиеся позже – с правой.

Рис. 2. Структура эмоционального интеллекта по Мейеру Дж. и Сэловею П. (1997) .

Поскольку ранние навыки связаны с развитием (слева) обычно плохо объединяются друг с другом, они наиболее ясно иллюстрируют различия среди ветвей. Способности, развивающиеся в более позднее время (справа) появляются у более интегрированной личности взрослого человека и, следовательно, менее отличны. Каждая способность относится к эмоциям по отношению с себе и другим, кроме отмеченного иначе. Предполагается, что люди с более высоким эмоциональным интеллектом, будут проходить указанные этапы быстрее и будут проявлять большее количество указанных способностей.

1. Восприятие, оценка и выражение эмоций. Самая нижняя ветвь диаграммы на рис. 2 касается безошибочности, с которой люди могут различать эмоции, идентифицировать эмоциональное содержание. Это первоначальный, основной компонент, имеющий отношение к невербальному восприятию и выражению эмоции. Выражения лиц, отображающих счастье, печаль, гнев и страх универсальны для распознавания этих эмоций у всех людей. Младенцы и маленькие дети учатся идентифицировать свои и чужие эмоциональные состояния и отличать их друг от друга. Вначале младенец отличает эмоциональные выражения лица родителя и отвечает на них. С возрастом ребенок более точно идентифицирует свои собственные мускульные и физические ощущения и окружающую среду (ветвь 1, блок 1). А зрелый человек может тщательно контролировать свои внутренние ощущения. Способность безошибочно воспринимать эмоции, отображаемые на лице или в голосе другого человека обеспечивает решающую отправную точку для более тонкого понимания эмоций.

2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления. Этот компонент является таким же основополагающим, как и первый. Он отражает способность эмоций ориентировать познавательную систему и содействовать мышлению. Включает способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач. Например, позитивный настрой участвует в реализации творческой мысли, а колебание настроения можно использовать как средство анализа разных точек зрения на проблему.

3. Понимание эмоций. Эмоции передают информацию: счастье обычно указывает желание объединиться с другими людьми; гнев указывает желание напасть или вредить другим; страх указывает желание убежать, и т.д. Каждая эмоция передает свой собственный образец возможных сообщений и действий, связанных с этими сообщениями. Гнев, например, может быть связан с определенными наборами возможных действий: поддержание мира, нападение, возмездие и поиск мести и т.д. Понимание эмоциональных сообщений и действий, связанных с ними, является одним важным аспектом этой области навыка. Как только человек может идентифицировать такие сообщения и потенциальные действия, способность рассуждать об эмоциональных сообщениях и действиях становится также важной. Другими словами, полное понимание эмоций вызывает понимание значения эмоций вкупе со способностью рассуждать об этих значениях. Это является важным моментом в отношении этой группы эмоционально-интеллектуальных навыков.

4. Управление эмоциями. Эмоциями часто можно управлять. Человек должен понять, что эмоции передают информацию. В определенных пределах, когда эмоции находятся под контролем, человек может быть открыт для самых различных эмоциональных сигналов – до тех пор, пока не появятся наиболее сильные, подавляющие остальные. В пределах эмоциональной зоны комфорта человека становится возможной регуляция и управление собственными эмоциями и эмоциями других – для того, чтобы продвинуться к достижению собственных личных целей и социальных целей других людей .

Таким образом, способность распознавать и выражать эмоции (первая, нижняя «ветвь») является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач (вторая «ветвь»). Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними (третья «ветвь»). Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций (четвертая «ветвь»).

В 1990-е годы появились и другие модели, представляющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются модели Гоулмена Д. и Бар-Она Р..

В 1995 г. Дэниелем Гоулманом (Daniel Goleman) была изменена и популяризирована первая модель эмоционального интеллекта Мейера Дж. и Сэловея. П.. К выделенным ими компонентам (идентификация и выражение эмоций, регуляция эмоций, использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности) Гоулман добавил ещё несколько – энтузиазм, настойчивость и социальные навыки . Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. Благодаря популярности книги Гоулмена «Эмоциональный интеллект» , впервые опубликованной в 1995 году, его модель приобрела большую известность не только среди психологов, но и в более широких кругах. В дальнейшем Гоулман Д. доработал структуру эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает четыре, представленные на рис. 3, составляющих эмоционального интеллекта – самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление взаимоотношениями – и 18 связанных с ними навыков .

Личностные навыки: эти способности определяют, как мы управляем собой.

Самосознание:

  • Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.
  • Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.
  • Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одарённости.

Рис. 3. Структура эмоционального интеллекта по Гоулману Д. (2002) .

Самоконтроль:

  • Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы.
  • Открытость: проявление честности и прямоты; надёжность.
  • Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.
  • Воля к победе: настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.
  • Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.
  • Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.
  • Социальные навыки: эти способности определяют, как мы управляем нашими отношениями с людьми.
  • Социальная чуткость:
  • Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.
  • Деловая осведомлённость: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.
  • Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчинённых, клиентов или покупателей.

Управление отношениями:

  • Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.
  • Влияние: владение рядом тактик убеждения.
  • Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.
  • Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.
  • Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.
  • Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание социальных связей.
  • Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды.

Несомненной заслугой Гоулмана Д. является стимулирование людей к развитию личностных качеств, способствующих достижению успехов в тех или иных сферах деятельности. Тем не менее, очевидно, что среди структурных компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых Гоулманом, можно обнаружить не только эмоциональные способности, но и волевые качества, характеристики самосознания, социальные умения и навыки.

Модель Ревена Бар-Она даёт очень широкую трактовку понятия эмоциональный интеллект. Он определяет его как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями . Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов (табл. 3, левый столбец). На их основе Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i (Emotional Quotient Inventory). Показатели EQ-i и их интерпретация представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели эмоционального интеллекта и их интерпретация по Бар-Ону

Показатели эмоционального интеллекта

Способности и навыки эмоционального интеллекта,
оцениваемые по каждому показателю

Внутриличностные

Самосознание и самовыражение:

Самоуважение

Осознание своих эмоций

Уверенность в себе

Независимость
Самоактуализация

Безошибочно воспринимать, понимать и принимать себя

Знать и понимать эмоции

Эффективно и конструктивно выражать эмоции

Быть уверенным в себе и свободным от эмоциональной зависимости от других

Стремиться достигнуть личных целей и реализовать потенциал

Межличностные

Социальная компетентность и межличностные отношения:

Эмпатия

Социальная ответственность

Межличностные взаимоотношения

Знать и понимать чувства других

Идентифицировать себя с социальной группой и сотрудничать с другими

Устанавливать взаимно удовлетворяющие отношения и иметь хорошие отношения с другими

Управление стрессовыми ситуациями

Эмоциональное управление и регуляция:

Терпимость по отношению к стрессовым ситуациям

Контроль импульсивности

Эффективно и конструктивно управлять эмоциями

Эффективно и конструктивно контролировать эмоции

Адаптируемость

Управление изменениями:

Тестирование реальности

Приспосабливаемость

Принятие решений

Объективно обосновывать свои чувства и мысли об окружающей реальности

Адаптировать и корректировать чувства и мысли в соответствии с новой ситуацией

Эффективно решать проблемы личного и межличностного характера

Преобладающее настроение

Самопобуждение:

Оптимизм
Счастье

Быть позитивным и смотреть на более яркую сторону жизни

Чувствовать себя довольным собой, другими и жизнью

В 2004 г. российский психолог Люсин Д.В. предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта . Эмоциональный интеллект автор определяет как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Под способностью к пониманию и управлению эмоциями Люсин Д.В. понимает следующее.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек

  • может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  • может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек

  • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  • может контролировать внешнее выражение эмоций;
  • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей, то есть можно говорить как о внутриличностном, так и о межличностном эмоциональном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом.

Люсин Д.В. считает неправильным трактовку эмоционального интеллекта как чисто когнитивной способности и предполагает, что способность к пониманию эмоций и управлению ими тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому, как отмечает автор, эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. Эмоциональный интеллект, по Люсину Д.В., – это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности . Автор указывает на три группы таких факторов (см. рис. 4).

Принципиальные отличия описанных нами моделей эмоционального интеллекта состоят в следующем. Модель Сэловея и Мэйера, возникшая первой, включает в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Поэтому она была определена авторами как модель способностей. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик.

Так, Гоулман Д., соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. По этой причине Мейер Дж. и Сэловей П. считают модель эмоционального интеллекта Гоулмана неудачной, «так как в нее включены отдельные психологические качества, концептуально и эмпирически не зависимые друг от друг друга (например, они не коррелируют) .

Рис. 4. Факторы, влияющие на эмоциональный интеллект (по Люсину Д.В., 2004).

Такого рода модели Мейер Дж. и Сэловей П. назвали смешанными моделями, поскольку «в концепции эмоционального интеллекта они смешивают много признаков, не связанных ни с эмоциями, ни с интеллектом, ни с эмоциональным интеллектом» , «смешивают центральную идею эмоционального интеллекта со множеством других черт личности (поэтому альтернативно их можно считать широкими моделями черт индивидуальности) . В настоящее время под смешанными моделями эмоционального интеллекта в психологии понимаются модели, трактующие эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. Крайним выражением этого сочетания можно считать модель Бар-Она, который вообще не относит когнитивные способности к эмоциональному интеллекту. Модель Люсина Д.В. не относится ни к одной из приведенных двух типов классификаций. Она принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. .

Итак, в психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.; теория эмоциональной компетентности Гоулмена Д.; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Бар-Она Р.; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Люсина Д. Содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет перечисленные теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей.

Анализ теоретических воззрений высшеуказанных авторов позволяет определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию. Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что обусловливает их более высокую адаптивность и эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

См. Взаимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта (Дипломная работа)

< Предыдущая

Что такое ЭИ?

Эмоциональный интеллект – это способность справляться с эмоциями, сопереживать, общаться в социальной среде.

Эмоциональный интеллект представляет собой концепцию специфического интеллекта, первоначально представленного Д. Гоулманом в его проекте от 1995 года (Гоулман был хоть и первым автором этой концепции, но самым влиятельным).

Гоулман определил эмоциональный интеллект как «умение познать себя и других, внутреннюю мотивацию, управление эмоциями своими и других людей».

Согласно Гоулману, есть несколько функций и видов эмоционального интеллекта.

  • Самосознание. Самосознание подразумевает знание собственных чувств. Это значит, что человек знает, на что он способен, когда ему нужна помощь, что вызывает его эмоции.
  • Самоконтроль. Этот пункт включает способность контролировать эмоции, ярость, гнев, спокойно решать разногласия, избегать ослабляющих ситуаций (паника, чрезмерная жалость к себе).
  • Мотивация. Люди склонны выполнять различные действия, мотивируясь последующей наградой (деньги, социальный статус). Модель Гоулмана демонстрирует мотивацию, как средство достижения радости, пробуждения любопытства, удовлетворения от работы.
  • Эмпатия. В то время, как предыдущие категории относятся к личным эмоциям человека, эмпатия характеризуется умением воспринимать эмоции других. Это искусство читать чувства окружающих, отвечать соответствующим образом.
  • Социальные навыки. Эта категория сочетает эмпатию с соответствующими личными потребностями и потребностями других людей. Это может быть управление людьми в бизнесе, поиск чего-то общего с другими, общей позиции.

Порядок этих видов эмоционального интеллекта не важен, т.к. многие из них человек осваивает в процессе взросления.

Самосознание

Улучшение самосознания – это первый шаг к выявлению любых проблем, постигающих человека. Есть несколько способов улучшения самооценки.

Ведите дневник

Специалисты рекомендуют записывать эмоции в дневнике. Каждый вечер напишите, что с вами произошло, как вы себя чувствовали, что и как делали. Регулярно просматривайте дневник, записывайте замеченные тенденции, чрезмерные реакции.

Спросите мнения других

Что касается самовосприятия, мнения других людей неоценимы. Спросите людей, которые вас хорошо знают, каковы (по их мнению) ваши сильные и слабые стороны. Запишите сказанное ими, поищите связь между информацией, полученной из разных источников.

Замедлите темп (или медитируйте)

При отсутствии времени на обработку эмоций, они часто выходят из-под контроля. В следующий раз, когда соберетесь эмоционально отреагировать, попробуйте сделать паузу (это будет сделать намного проще при общении в Интернете). Для замедления мозга, обеспечения ему «пространства для дыхания» попробуйте медитацию. Сегодня в сети много аудиокниг, предлагающих советы по медитации, аутотренингу.

Самоконтроль

Как только поймете, как работают ваши эмоции, начните контролировать их. Человек, способный управлять эмоциями, может контролировать приступы ярости, гнева, распознавать внешние триггеры, внутренние мотивы, приводящие к преувеличенным реакциям. Он может делать то, что лучше подходит для его потребностей.

Один из ключевых способов управления эмоциями – изменение отношения к ним. Вы, наверное, слышали совет, что во время проявления гнева следует глубоко дышать, считать до 10-ти. Конечно, для человека, переживающего тяжелую депрессию и сокрушительный гнев, этот совет бесполезен. Тем не менее, легкий шок может помочь психике. Если вы чувствуете вялость, сделайте зарядку. Если запутались в эмоциональной ловушке, дайте себе пощечину, чтобы выпутаться из нее. Все, что слегка шокирует нервную систему, нарушает текущее состояние, может помочь.

Лайфхакер Адам Дэчис (Adam Dachis) рекомендует превращать эмоциональную энергию в нечто продуктивное. Удерживайте сокрушительные эмоции внутри себя только в случае, если отсутствует возможность выпустить их, но только на мгновение. Для облегчения состояния оптимально подходит занятие спортом: теннисом, боксом, бегом…

Мотивация

О мотивации ведется много дискуссий. Но если речь идет о мотивации по отношению к эмоциональному интеллекту, имеется в виду не только достаток энергии для занятия каким-то делом. Говорится о внутреннем стимуле, заставляющем человека предпринимать действия. Стимул – это не просто хорошее чувство. Как объясняет современная психология, в мозговой коре есть место, активирующееся только при одной мысли о достижении осмысленной цели.

Независимо от цели – построение карьеры, создание семьи, – у человека есть то, что он хочет сделать в жизни, чего желает достичь. Если мотивация работает для вас, она связана с реальностью. Вы хотите создать семью? Мотивированный человек начинает зарабатывать деньги. Желаете подняться по карьерной лестнице? Мотивированный человек начинает учиться, ищет новую работу с возможностью продвижения по службе.

Д. Гоулман отмечает, что для начала использования мотивации для собственной выгоды, прежде всего, следует уточнить свои ценности. Иногда, ввиду занятости, не находится времени для определения реальных ценностей. Или, что еще хуже, человек занимается деятельностью, прямо противоречащей его ценностям, впоследствии полностью теряя мотивацию.

Есть много стратегий, с помощью которых можно попытаться выяснить, чего вы хотите от жизни. Используйте свой дневник, ищите моменты, когда чувствовали себя полностью удовлетворенным. Запишите то, что цените. Инструктор по фитнесу Майкл Мантелл (Michael Mantell), доктор философии, рекомендует меньше заниматься целями, которых вам легко достичь.

Не забывайте, что каждый человек, достигший успеха, сделал это медленно, шел к цели в течение определенного времени.

Эмпатия

Ваши эмоции – это всего лишь половина всех испытываемых чувств. Конечно, это часть, на которой вы концентрируетесь больше всего, т.к. проводите сами с собой каждый день. Остальные люди, которые вас интересуют, также имеют чувства, желания, страхи. Эмпатия – это самый важный навык для управления отношениями с другими. Это свойство, развиваемое в течение всей жизни. Следующие несколько советов помогут развить межличностный эмоциональный интеллект, эмпатию.

Будьте молчаливы, слушайте

Начните с самого тяжелого, потому что это – самое главное. Нет необходимости вживаться в жизни других, чтобы полностью их понять. Важно их слушать. Позвольте другому человеку говорить, не отвечая на сказанное им. На мгновение забудьте о предрассудках или скептицизме, пусть человек объяснит вам, как он себя чувствует. Эмпатия сложна, но любые отношения можно улучшить простым способом: подождите, как минимум, 10 секунд, прежде чем включитесь в разговор.

Займите позицию оппонента

Свое мнение легко консолидировать, твердо его аргументируя. Если вы столкнулись с проблемой, постарайтесь занять противоположную позицию. Например, если вам кажется, что ваш босс действует неразумно, попробуйте мысленно стать на его сторону. Если бы вы были на его месте, казалось бы, вам целесообразным ваше поведение? Такой вопрос – это начало понимания мнений и действий других (конечно, также можно непосредственно спросить окружающих, получить прямые ответы на вопросы, почему они ведут себя именно так).

Попытайтесь понять, а не просто знать

Понимание – это ключ к эмпатии. Если вы часто говорите «Я знаю, но…», воспринимайте это как индикатор необходимости помолчать. Когда кто-то рассказывает вам о своем опыте, обратите внимание, что он говорит, подумайте об этом. Осознайте, каково это – жить с таким опытом, узнайте об этом больше, прочитайте тематические статьи, журналы, книги. Не следует тратить все свое время на чужую жизнь, но посвящение ей нескольких минут может быть полезным.

Одно определение говорит, что эмпатия вовлекает человека в «эмоциональную грязь» окружающих. Это способствует согласованию опытов обоих сторон. Вполне нормально, если при оптимистичном подходе вы хотите кому-то дать совет, но эмпатия требует ожидания нужного момента. Не пытайтесь облегчить чью-то боль. Постарайтесь понять, как человек себя чувствует, дайте ему возможность справиться с проблемой с вашей поддержкой.

Социальные навыки

Подытожить все социальные навыки в одном пункте практически невозможно. Однако предыдущие 4 области помогут решить множество социальных проблем, с которыми человек может столкнуться. По словам Гоулмана, социальные навыки влияют на все: от работы до личной жизни.

Социальные навыки имеют много форм и особенностей. Это большее, чем дружелюбие и остроумие. Эти навыки включают широкий спектр способностей: от умения сочувствовать и понимать мысли окружающих, до способности быть хорошим менеджером, членом команды (в офисе, игре), который может действовать на высоком уровне.

Эти навыки человек осваивает в течение жизни – ребенок их использует в детском коллективе, взрослый – в рабочей и социальной среде. Улучшить можно любой из них, но это требует времени, усилий, воли, терпения. Хорошо иметь образец, обладающий желанными навыками. Тренироваться можно всякий раз, когда есть возможность.

Одна из форм социальных проблем, которую следует выделить, – это решение разногласий. Здесь можно проверить все свои навыки на практике.

Определите свои эмоции, работайте с ними

Во время ссоры чувства обостряются. Раздражение – это первое, что нужно решать. Справьтесь с собственным волнением, затем вернитесь к проблеме. Например, в рабочей обстановке целесообразно сначала пожаловаться другу, прежде чем написать боссу ответ по e-mail. В личных отношениях напомните партнеру, что он важен для вас, прежде чем затеять спор.

Выясните, в чем состоит проблема, в спокойной обстановке

Успокоившись, определите, что является предметом конфликта. Прежде чем принять решение, убедитесь, что и оппонент осознал суть проблемы. Предложите решение, выгодное для обеих сторон, воспринимайте уступки, которые другая сторона хочет или не хочет делать (но твердо стойте на своем).

Завершите конфликт дружеским тоном

Будь то деловые или личные отношения, они работают лучше, когда все участники понимают спорную вещь одинаково. Если вы не можете закончить разговор положительным тоном, по крайней мере, попытайтесь, чтобы ваша последняя попытка была кооперативной. Ваш босс, коллега, партнер должен знать, что вы хотите достичь той же цели, несмотря на иное мнение.

Для чего нужен ЭИ на практике?

Эмоциональный интеллект связан с умением управлять эмоциями, сопереживать чувствам других. Это врожденное качество, которое в течение жизни участвует в различных социальных взаимодействиях: в семье, в кругу знакомых, в школе, на работе. Поэтому оно либо развивается, повышается, либо, наоборот, уменьшается. В отличие от IQ, EI играет роль в обычных жизненных ситуациях – люди с высоким EI способны общаться, устанавливать отношения, контролировать эмоции, управлять стрессовыми ситуациями.

Один из способов измерения эмоционального интеллекта – это эмоциональный коэффициент (EQ).

Качества эмоционального интеллекта учитываются в персоналистике. Эмоциональный интеллект человека влияет, среди прочего, на его способность работать в команде, с группой людей, следовательно, на результаты его работы.

Интеллект – это здравый смысл каждого человека. Именно благодаря ему мы можем обучаться, познавать новое, работать, производить что-то новое и интересное. Каждый человек уникален, поэтому жить и учиться ему стоит, развивая свои врожденные качества.

История о друге

Решив порыбачить, отправились с друзьями в труднодоступные места на Енисее. Была уже осень, хотелось отдохнуть от городской суеты, побыть один на один с природой. Напарниками оказались два друга, преподаватели литературы из местного ВУЗа. Между собой распределили, кто за что ответственен и кто берет какие вещи. Ехать решили на автомобиле, потом на лодке вверх по реке.

Договорились, что выезжаем в субботу утром, 20-го числа в 8.00 утра. Я и Ваня собрались в условленном месте и стали дожидаться Олега, который, как всегда, опаздывал. Ждали до 9 часов, потом позвонили. Подняла жена, оказывается, Олег еще спит, просто не сработал будильник. Чтобы не терять время на машине поехали к нему домой. Понятно, он собирался в второпях и понятно, что с вечера ничего не приготовил.

Приехав к Енисею, перебрались в моторную лодку и отправились дальше от цивилизации. Разложивши вещи на месте, заметили, что Олег не взял котелка для готовки пищи и половины необходимых продуктов. Бесполезным он оказался и при установке палатки, больше мешал, чем помогал. Не лучше вел себя и во время рыбалки, только запутал удочки и порвал леску. Терпение готово было лопнуть, когда Олег, снимая приготовленную уху, разлил ее прямо в костер. И тут я понял: «Гуманитарий!». Да, это такой человек, который с позиции обычного обывателя ни на что не годится. В общении он был хорошим другом. Но оказался полностью бесполезным в походе.

Винить его не в чем. Он такой от природы. Его естество – литература. Там он мастер. Но для хождения в походы он совсем не подходит. Его можно взять только для компании, для бесед, но никаких обязанностей доверять ему нельзя. И теперь думаю, поняв все это перед походом, его особенности и внутренний мир, насколько было бы легче нам в поездке. И всех этих проблем мы избежали бы, сделав поправку на вербальный интеллект Олега.

Суть множественной теории интеллекта Гилфорда

Интеллект — это здравый смысл, способность учиться и учиться, понимать новые ситуации, выявить связи между явлениями. Американский психолог Х. Гарднер более 20 лет изучал структуру интеллекта и определил семь основных видов:

  • словесный;
  • музыкальный;
  • логико-математический;
  • пространственный;
  • кинестетический;
  • межличностный;
  • внутренний.

Все эти виды интеллекта по-разному проявляются в человеческой деятельности, но в основном доминируют два — три типа. Доминирующий тип интеллекта в каждом человеке (или сочетание нескольких из них) создает разнообразие и неповторимость личностей. Интеллект не является постоянным. Человек может развить свои умственные способности. Говард Гарднер не согласен с мнением о том, что интеллект — это общая способность, которую можно измерить с помощью традиционных тестов интеллекта.

Виды интеллекта

Чтобы больше узнать, как устроен наш интеллект, рассмотрим его основные виды. Это поможет лучше понять того или иного человека и, с учетом его особенностей, получать максимум пользы.

Вербальный интеллект

Вербальный интеллект — это чувствительность к значению слов и их порядку в предложении, к звукам слов, ритму и интонации, их способности изменять настроение, передавать информацию. Именно этот тип интеллекта наиболее характерен поэтам и писателем.

Если доминирует вербальный интеллект, человеку легче всего принять и впитать вербальную информацию, он лучше других улавливает различные нюансы языка, стиля и распознавать в речи выраженное настроение.

Такой человек прекрасно излагает идеи, его словарный запас богат, он любит читать, писать и играть в словесные игры. При обучении таких людей рекомендуется больше использовать упражнений по письменной и устной речи, читать книги, объяснять свои новые идеи другим. Вербальный интеллект можно развивать, рассказывая различные истории, играть в словесные игры, словарные упражнения, решая головоломки и кроссворды, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Вербальные-лингвистические навыки усовершенствуются:

  • путем обмена идеями, дискуссиями в группах;
  • чтением книг;
  • прослушиванием аудиозаписей;
  • созданием диалогов в парах или командах;
  • во время ролевых игр;
  • изучением новых слов, написанием эссе, созданием и решением кроссвордов, словесных игр и т.д.

Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект — способность манипулировать абстрактными символами, хорошо решать логические головоломки, искать причинно-следственные связи. Если доминирует логико-математический интеллект, человек способен различать различные явления через логическую структуру, мыслит абстрактно, через образы, считает в уме, любит точность и работу на компьютере. Такой человек хороший организатор.

Научившись логико-математическому интеллекту, индивид может найти себе применение при решении логических задач, для выявления связей между отдельными частями обучающего материала. Такой интеллект можно развивать, играя в математические игры, анализируя и интерпретируя технические данные, компьютерные схемы, диаграммы и т.д., т.е. такие задачи, для решения которых нужна последовательность. Логико-математический интеллект развиваем:

  • создавая и решая головоломки;
  • кроссворды (например, судоку);
  • задачи;
  • конкретные планы или идеи по классификации различных типов объектов.

Необходимо также принимать участие в изобретательских конкурсах, в научно-исследовательских проектах.

Пространственный интеллект

Пространственный интеллект — способность хорошо маневрировать в пространстве, строить или визуализировать трехмерные объекты и их проекции, интерпретировать графики, карты и т. Д. Если у человека доминирует пространственный интеллект, то он думает образами, хорошо рисует, лепит, легко читает карты, диаграммы, графики, имеет хорошую зрительную память, хорошо различает цвета.

Для развития пространственного интеллекта используется просмотр научных фильмов, слайдов, моделей, анализ графиков, диаграмм, плакатов. Целесообразно создавать символы, рисовать диаграммы и карты, интегрировать искусство с другими дисциплинами, смотреть и снимать кино, использует периферические символы (различные знаки и плакаты на стенах), менять место работы в комнате, переставлять мебель, кровать и т.д. Способности к пространственным навыкам помогает развивать:

  • рисование;
  • подбор цветов и оттенков;
  • создание и решение головоломок;
  • запоминание цифр;
  • создание коллажей;
  • участие в организации выставок и их посещении;
  • создание логотипов и рекламных плакатов.

Телесно-кинестетический интеллект

Телесно-кинестетический интеллект — идеально подходит для восприятия и управления собственным телом, способности его исследовать при движении. Если преобладает телесно-кинестетический интеллект, человек очень хорошо чувствует свое тело, у него прекрасные рефлексы, он быстро усваивает новые движения, замечает издалека движущиеся объекты. Как правило, это золотых рук мастер. Такие люди любят играть, они чувствительны к физической среде, он запоминает то, что на самом деле видел, а не то, что ему сказали. Этот интеллект подходит:

  • при игре в азартные подвижные игры;
  • когда нужна мобильность, частое перемещение, движение, т.е. те виды, где присутствует бег, ходьба или тому подобное.

Очень хорошо для развития данного типа интеллекта помогают постройки моделей для конструктора Lego и так далее.

Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект — способность быть чувствительными к изменяющимся звукам, отличать мелодии, импровизировать и наслаждаться игрой со звуками музыки. Один из примеров обладателей этого интеллекта — Моцарт и другие великие композиторы. Если у человека доминирует музыкальный интеллект, то он чувствителен к голосовому тону, тембру и ритму, эмоциональной силы музыки. Как правило, такие люди духовные.

Для развития данного интеллекта рекомендуются таким людям создавать свои собственные песни, связанные с учебным материалом, использовать музыку в качестве релаксации. Музыкальный интеллект можно развивать, играя на различных музыкальных инструментах, исполняя различные произведения, занимаясь изучением барочной музыки в фоновом режиме, интегрировать музыку в другие дисциплины, создавать музыку на компьютере. Музыкальные способности будут развиваться, если выполнять задачи, связанные с:

  • танцами, пением, слушанием музыки;
  • игрой в музыкальные игры, определяя на память ноты и произведения;
  • подготовкой музыкальных спектаклей, в том числе с голосом.

Межличностный (социальный) интеллект

Межличностный (социальный) интеллект — умение общаться в сложной социальной среде. Если доминируют межличностный (социальный) интеллект, то человеку легко установить контакт и общаться с людьми, устанавливать с ними контакт, быть всегда в центре внимания, иметь много знакомых. Такой индивид любит групповую деятельность. Он часто выступает посредником в разрешении конфликтов, интересуется социальными ситуациями. Данный вид интеллекта рекомендуется использовать при сотрудничестве с членами группы для решения трудных и спорных вопросов.

В целях развития межличностного (социальный) интеллекта, необходимого выполнить различные задачи вместе с другими членами команды (особенно подходит при проектной работе), создавать такие ситуации, в которых необходимо установить контакты с незнакомыми людьми, помочь учащимся общаться между собой. Эти навыки необходимы при частом взаимодействии с людьми, при работе в команде, организации мероприятий и участием в них.

Внутренний (личный) интеллект

Внутренний (личный) интеллект — способность узнавать себя, чтобы объяснить свои мысли, чувства, эмоции, цели, написать свой психологический портрет, искать ответы на вопросы бытия. Если доминирует внутренний (личный) интеллект, человек характеризуется чувствительностью к своим ценностям, чувствам, знанием своих сильных и слабых мест, отличным восприятием своего внутреннего мира, интуицией, склонностью к самоанализу и индивидуализму. Для развития данного вида интеллекта, человек, прежде всего, должен найти для себя пути для внутреннего развития, эмоционально сопереживать над происходящим, заняться саморефлексий. В этом может помочь, например, ведения собственного блога или дневника.

>
Виды интеллекта

Слово «интеллект» берет свое начало из латыни, где оно обозначало понимание или же познание.

Понятие «интеллект» и его свойства

Интеллектом называются способности отдельного человека узнавать что-то новое, учиться и развиваться, а также умение достигать поставленных целей, решая на своем пути проблемы. Каждый из видов интеллекта объединяет в себе все виды познания личности. К ним относятся:

  • Восприятие (целостная оценка каких-либо проявлений окружающего мира);
  • Память (запоминание, хранение и воспроизведение информацию);
  • Мышление (формирование представлений, понятий и суждений);
  • Ощущение (непосредственное воздействие раздражителя на органы чувств);
  • Воображение (создание образов, их контроль, формирование выводов).

Интеллект имеет множество определений, каждое из которых пытается полностью отобразить значение данного понятия. Академик Моисеев обозначил интеллект, как процесс анализа имеющихся ресурсов, исходя из которых выстраивается стратегия для достижения поставленной задачи.

Интеллект человека имеет несколько качеств или составляющих:

  • Желание узнавать что-то новое (любопытство);
  • Возможность отсеивать главное от несущественного (глубина разума);
  • Умение использовать полученные знания и опыт (подвижность разума);
  • Способность находить взаимосвязи, приходить к различным выводам по цепочке размышлений (логика);
  • Умение аргументировать (доказательность);
  • Способность адекватно оценивать себя и окружающий мир (критичность);
  • Умение оценивать проблему в целом (широта мышления).

Каждый из видов интеллекта базируется на этих свойствах, развитие которых и определяет уровень интеллекта отдельной личности. Множество игр, направленных на улучшение интеллекта можно найти на сайте Brain.apps в разделе «Игры на развитие мышления».

Существует врожденное малоумие, которое подразумевает наличие недостаточного базового уровня интеллекта, превысить который человек не способен. Как показывает статистика, примерно десятая часть населения планеты обладает легкой степенью малоумия.

8 видов интеллекта

Теория о разделении интеллекта человека на несколько видов является вызовом известному во всем мире тесту на определение IQ. Согласно этому тестированию определяются количественные показатели уровня интеллекта. Теория о 8 видах интеллекта говорит о том, что каждый человек в той или иной мере развивает каждый из видов, что и формирует его способности к познанию.

Теория принадлежит Говарду Гарднеру, который в 1983 году не побоялся бросить вызов устоявшейся школе когнитивных наук. К сожалению, при всей достоверности и аргументированности данная теория так и не обрела всеобщего признания.

Виды интеллекта согласно данной теории:

  • Пространственный. Отличная ориентировка в пространстве, как большого масштаба, так и маленького. Наиболее развит данный вид интеллекта у водителей различного транспорта, архитекторов, игроков в шахматы.
  • Телесно-кинестетический. Умение пользоваться собственным телом, что выражается в точности движений, балансе и т. д. Помимо танцоров, данный вид хорошо развит у всех представителей прикладных профессий.
  • Музыкальный. Данный вид интеллекта определяется высокой чувственностью к звукам в любых их проявлениях и ритму. Представителями являются певцы, игроки на различных инструментах.
  • Лингвистический. Развитое восприятие всего, что связано со словами, их пониманием, сочетанием. Этот вид наиболее доминирует у писателей, поэтов.
  • Логико-математический. Способность улавливать взаимосвязи между символами, фактами. Наиболее развит у ученых.
  • Межличностный. Умение взаимодействовать с окружающими людьми. Высокая способность понимать их, улавливать настроение, отношение, эмоции.
  • Внутриличностный. Способность правильно и четко понимать собственные чувства и эмоции, находить решения для успокоения.
  • Натуралистический. Умение разбираться в различиях природы, находить разницу между растениями и т. д.

Уровень развития каждого из видов интеллекта и их сочетание определяют способности человека к познанию того или иного объекта. Данная теория показывает, например, почему гениальные музыканты плохо усваивали школьную программу.

12 видов интеллекта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *