Критерии премирования сотрудников бухгалтерии

Вопрос: Глубокоуважаемый Иван Петрович! Я являюсь сотрудником бухгалтерии Геологического факультета с 15 декабря 2010 года. С 8 ноября 2012 года по 27 марта 2013 года нахожусь в отпуске по беременности и родам, т.е. в 2012 году я отработала полных 10 месяцев. За указанный период времени не имела нареканий, выговоров и взысканий. Но по какой то причине меня не включили в приказ о премировании по итогам года, хотя сотрудникам вновь прибывшим данная премия назначена в полном объеме. Обращаюсь к Вам так, как мой начальник отдела — заместитель начальника управления УБУ и ФК по направлениям геология и менеджмент отвечает, что она не имеет никакого отношения к распределению премий, к кому же тогда обращаться?
В силу вышеизложенного, прошу Вас, глубокоуважаемый Иван Петрович, разъяснить следующее:
1. По каким критериям выплачивается данная премия?
2. Кто принимает решение о стимулировании работников бухгалтерии?
3. Является ли основанием для депремирования – отпуск по беременности и родам?
4. Имеет ли значение количество отработанного времени в году ?
Буду очень Вам благодарна в разрешении моей проблемы.
Всего Вам самого доброго!

Ответ первого проректора по экономике Бойко Ивана Петровича: В ответ на Ваш вопрос сообщаю следующее.
1. Критерии премирования сотрудников бухгалтерии установлены Положением о порядке премирования работников Управления бухгалтерского учета и финансового контроля федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет». Эти критерии включают в себя:

  1. высокий уровень трудовой дисциплины, в т. ч. своевременное исполнение приказов, распоряжений, указаний и поручений непосредственного руководителя;
  2. качественное и оперативное выполнение особо важных и особо срочных заданий по поручению начальника УБУ и ФК;
  3. качественное и своевременное предоставление бюджетной бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, а также отчетности во внебюджетные фонды, способствующее занятию СПбГУ высших мест в соответствующих рейтинговых листингах;
  4. отсутствие замечаний контролирующих органов по ведению бухгалтерского и налогового учета, соблюдению кассовой дисциплины;
  5. внедрение инновационных технологий и новых технологий при ведении бухгалтерского учета в СПбГУ, включая автоматизацию и совершенствование структуры документооборота, внедрение научно обоснованных способов решения задач реформирования бюджетного учета в Российской Федерации применительно к СПбГУ, формирование механизма актуализации областей ответственности служб УБУ и ФК и т. д.;
  6. оперативная подготовка и качественное проведение рабочих мероприятий (семинаров, совещаний и иных организационных мероприятий), связанных с вопросами ведения бухгалтерского и налогового учета в СПбГУ;
  7. разработка методических материалов по вопросам ведения бухгалтерского учета и налогообложения в СПбГУ, проектов положений, проектов локальных распорядительных документов, информационных писем;
  8. осуществление мероприятий внутреннего контроля на различных участках учета; составление оперативных аналитических контрольных расчетов и справок по данным бухгалтерского и налогового учета;
  9. выполнение работ особой важности, не предусмотренных должностной инструкцией, и прочих специальных типов работ, уровень значимости которых определяется начальником УБУ и ФК исходя из размера потенциального финансового ущерба для СПбГУ в случае их ненадлежащего исполнения;
  10. оперативное отслеживание изменений в законодательстве Российской Федерации по порядку ведения бухгалтерского учета, налогообложению, формированию отчетности, контроль за своевременным отражением изменений в законодательстве РФ в автоматизированных системах учета, используемых в СПбГУ;
  11. улучшение количественных значений или позитивные качественные сдвиги показателей, связанных с финансовыми результатами деятельности СПбГУ, достигнутые при участии работника;
  12. установление и поддержание комфортной психологической атмосферы и духа корпоративного сотрудничества в трудовом коллективе подразделения работника;
  13. обучение, наставничество, оказание помощи в работе вновь принятым на работу сотрудникам.

Для подготовки ответа на Ваш вопрос мной была запрошена информация по оценке качества Вашей работы у заместителя начальника Управления бухгалтерского учета и финансового контроля по направлениям «Геология» и «Менеджмент». В полученном мной ответе приводится информация о невыполнении Вами ряда критериев из представленных выше, что и послужило причиной невключения Вас в представление на премирование по итогам 2012 года. Полагаю, что Вам следует обратиться за конкретной информацией к Вашему руководителю для того, чтобы учесть ее в Вашей дальнейшей работе.
2. Премирование работников УБУ и ФК СПбГУ, в том числе ушедших в отпуск по беременности и родам, осуществляется на основании представления начальника УБУ и ФК. Представление формируется на базе служебных записок руководителей подразделений (отделов) УБУ и ФК.
3. Количество фактически отработанного сотрудником времени за год может и должно приниматься во внимание при принятии решения о премировании по итогам соответствующего года. Но решающее значение имеют результаты труда сотрудника за год, качество исполнения должностных обязанностей, трудовая дисциплина сотрудника за отработанный период и соблюдение прочих требований, установленных критериями премирования.

Премирование работников: правила оформления

О том, какие премии выплачиваются в компании, работник должен узнать при приеме на работу. Причем это касается не только производственных премий (то есть человек должен понимать, за выполнение каких именно обязательств он будет премирован), но и разовых премий (к свадьбе, рождению ребенка, окончанию вуза и т.д.).

В ст. 68 ТК РФ говорится, что до подписания трудового договора работодатель обязан ознакомить работника под роспись с Правилами внутреннего распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, коллективным договором, в котором, помимо всего прочего, может содержаться информация и о премировании.

Если компания заключает с работником договор ГПХ, то есть нанимает его как исполнителя, который выполняет обязанности по договору возмездного оказания услуг, то о никакой премии речи быть не может. Поэтому если при заключении договора ГПХ работодатель использует слово «премия», то такой договор вполне может быть переквалифицирован в трудовой. Если работодатель хочет поощрить человека, с которым заключен договор ГПХ, тогда ему нужно писать об изменении цены по договору.

Работник должен знать, как считается премия, то есть он должен понимать, что ему необходимо сделать, чтобы получить премию. Почему это важно? Потому что в Налоговом кодексе есть ст. 252, в которой сказано, что все начисления принимаются в качестве расходов в том случае, если они отражены в трудовых и (или) коллективных договорах. Поэтому работодатель должен отразить премирование в трудовом договоре либо сделать в трудовом договоре ссылку на коллективный договор, где говорится о премировании. Есть и другой вариант: в трудовом договоре написать, что нужно смотреть в Положение о премировании. Наконец, могут быть «цепочки» и подлиннее: например, в трудовом договоре работодатель может написать, что нужно смотреть в коллективный договор, а в коллективном договоре сделать отсылку к Положению о премировании. Но в любом случае действует один принцип: взяв в руки коллективный договор, мы должны через Положение о премировании или через коллективный договор однозначно выйти на порядок начисления премий.

Иногда организация пишет в трудовом договоре, что премия начисляется по решению руководителя. Однако это рискованный вариант, так как в этом случае сложно гарантировать лояльность налогового эксперта к такой формулировке.

Приказ на премию

Приказ руководителя оформляется по унифицированным формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, – № Т-11 или № Т-11а (для премирования группы работников).

В Указаниях по применению и заполнению форм говорится, что № Т-11 и № Т-11а:

  • применяются для оформления и учета поощрений за успехи в работе;
  • составляются на основании представления руководителя структурного подразделения организации, в котором работает сотрудник;
  • подписываются руководителем или уполномоченным лицом;
  • объявляются работнику под расписку.

На основании приказа вносится запись в личную карточку работника (форма N Т-2 или N Т-2ГС(МС) и его трудовую книжку.

При оформлении всех видов поощрений, кроме денежных вознаграждений (премий), допускается исключение из формы № Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника» реквизита «в сумме ______ руб _____ коп».

При заполнении формы № Т-11 указываются ФИО, структурное подразделение, вид поощрения (благодарность, ценный подарок, премия и т.д.). Если речь идет о материальной помощи и ценных подарках как элементах премирования, то, согласно п. 28 ст. 217 НК, НДФЛ не исчисляется, если материальная помощь не достигла 4 000 руб. в год, а если достигла, то НДФЛ начисляется только с превышения, и отдельно льготируется, тоже в размере 4 000 руб., нарастающем с начала года, подарок. Арбитражная практика показывает, что подарок — это не деньги, а вещь. Тем не менее иногда налоговая расценивает и деньги как подарок. В таких случаях нужно быть готовым к тому, что у налоговой может быть неоднозначный подход к возникшей ситуации.

Алгоритм премирования сотрудников

Если исходить из того, что с работником заключается трудовой договор, то нужно учитывать несколько важных деталей. Согласно ст. 57 ТК РФ, условия оплаты труда, в том числе надбавки, доплаты и поощрительные выплаты, являются обязательными для включения в трудовой договор. Трудовой договор должен ясно давать понять, при каких условиях и в каком размере будет выплачиваться премия. Как в этом случае правильно обозначить в трудовом договоре условия о премировании? Существуют два варианта:

  • Премия указывается в трудовом договоре.

Работодатель редко использует этот вариант, так как в этом случае изменить текст трудового договора он сможет только в том случае, если точно будет знать, что работник подпишет измененный вариант.

Однако если работодатель все же принимает решение включить премию в трудовой договор, то он должен указать размер премии: сумму или порядок ее определения — формулу. Это может быть сумма, которая умножается на определенные коэффициенты, зависящие от того, какие работы выполняются сотрудником, где он работает (допустим, на Крайнем Севере).

Стоит иметь в виду, что если премия прописана в трудовом договоре, то не выдать ее компания не имеет право. В противном случае работник может обратиться в суд.

  • В трудовом договоре прописано, что премии выплачиваются в соответствии с коллективным договором.

При этом в коллективном договоре указывается, кто и как премируется и за что. Но коллективный договор — достаточно сложный документ, изменения в который внести еще сложнее, чем в трудовой договор. Поэтому большинство организаций выбирают третий вариант — Положение о премировании. Этот документ удобен тем, что не является двусторонним документом, а подписывается одним лицом. Но в трудовом договоре обязательно должна быть ссылка на Положение.

Положение о премировании

Положение о премировании пишется на всю организацию, соответственно, распространяется на всех работников. При этом в одной организации может быть несколько Положений о премировании. Так, например, можно написать свое Положение для каждого филиала компании.

Содержание Положения о премировании:

  • общие положения (кто имеет право на получение премий, по каким правилам они распределяются и др.);
  • источники премирования (если премии выплачиваются за счет средств специального назначения или целевых поступлений, то указывать источники премирования необходимо, так как такие премии не учитываются в расходах для целей исчисления налога на прибыль (п. 22 ст. 270 НК РФ);
  • показатели премирования;
  • круг премируемых лиц (бухгалтерия, отдел сбыта, филиал в Ижевске, ремонтное подразделение и др.);
  • периодичность премирования (у разных кругов премируемых лиц могут быть разные периоды начисления премии — ежемесячные, ежеквартальные и т.д.);
  • сумма премии или процент;
  • условия снижения и невыплаты премии (опоздание, невыполнение должностной инструкции, нарушение техники безопасности и др.).

Иногда в Положении о премировании пишется основание для депремирования. Однако, чтобы у трудовой инспекции на этот счет не возникло вопросов, лучше избегать слова «депремирование», а использовать фразы «повышающий коэффициент» и «понижающий коэффициент».

ПОЛОЖЕНИЕ
о премиальной оплате труда работников
отдела кадров ОАО «Компания»

Вводится с _____________________ года

Общие положения

1. Настоящее положение вводится для повышения эффективности работы отдела кадров и стимулирования соблюдения сроков обработки и сдачи кадровых документов с учетом выполнения требований ведения документооборота.
2. Настоящее положение распространяется на инспекторов по кадрам, сотрудников бюро учета персонала, инженера по подготовке кадров, специалиста (по связям с общественностью).
3. Премиальная оплата труда, выплачиваемая по настоящему положению, включается в себестоимость продукции и учитывается при расчетах средней заработной платы для работников. Выплата премии производится в сроки, определенные для выдачи заработной платы.
4. Начисление премии производится процентом от оклада на основании выполненных показателей и согласно отработанному времени в отчетном периоде без учета работы в выходные, праздничные дни и сверхурочные часы
5. В случае увольнения работника по собственному желанию или по инициативе администрации, премия за месяц в котором работник увольняется, не начисляется.
6. Генеральный директор может полностью или частично лишить работника премии полностью или частично за нарушение правил внутреннего трудового распорядка предприятия, требований техники безопасности и охраны труда, а так же за отсутствие в действиях работника реального трудового вклада в достижение лучших показателей работы. Лишение премии производится за тот период, в котором было обнаружено нарушение.

Показатели премирования

1 Максимальный размер премии для инспекторов по кадрам основного производства, вспомогательных цехов составляет 45%; для инспекторов по кадрам транспортно-складского управления — 30%. Размер премии работников бюро учета персонала и развития персонала составляет 15%.
2 Для работников отдела кадров ОАО «Компания» устанавливаются следующие показатели премирования:

Инспектор по кадрам
Ежедневное корректное ведение табеля учета рабочего времени с учетом требований «Положения о ведении табеля учета рабочего времени» и требований трудового законодательства по особым категориям персонала. Контроль выполнения показателя премирования осуществляет начальник бюро учета персонала. Проверка правильности ведения табельного учета проводится не реже 1-го раза в 4 месяца. В случае обнаружения ошибок премия уменьшается на 20%-в в относительном значении.

Соблюдение сроков подготовки и сдачи документов для расчета заработной платы. Контроль выполнения данного показателя осуществляет отдел информационных технологий. В случае несоблюдения графика подачи документов премия уменьшается на 30%-в в относительном значении.

Своевременное предоставление документов по движению кадров в бюро учета персонала, заместителю начальника отдела кадров и правильность их заполнения. Контроль осуществляет бюро учета персонала. В случае несоблюдения графика подачи документов премия уменьшается на 30%-в в относительном значении.

Своевременное ознакомление работников с локальными нормативными актами, с приказами по предприятию, передача трудовых, ученических договоров, распоряжений о назначении наставников. Контроль выполнения показателя премирования осуществляет начальник бюро учета персонала. В случае обнаружения нарушений премия уменьшается на 20%-в в относительном значении.
Сотрудники бюро учета персонала

Соблюдение правильности ведения кадрового документооборота (переводы, отпуска, прием, увольнение, персонифицированный учет и пр.). Контроль выполнения данного показателя осуществляет начальник отдела кадров совместно с ПЭО.
Соблюдение сроков обработки кадровой информации, необходимой для расчета заработной платы. Контроль осуществляет планово-экономический отдел и отдел информационных технологий.
Премия начисляется только при условии выполнения всех показателей премирования.
Сотрудники бюро развития персонала

Выполнение месячного плана работ. Контроль осуществляет начальник отдела кадров.

Порядок начисления премии

1. Ежемесячно, до 4-го числа месяца, следующего за отчетным, начальник отдела кадров предоставляет в ПЭО «Отчет о выполнении показателей премирования работников отдела кадров» (приложение №1), .
2. На основании отчета экономист ПЭО рассчитывает процент премии по каждому работнику отдела кадров и готовит приказ о начислении премии за отчетный период.

Начальник ПЭО

Согласовано:

Начальник отдела кадров

Приложение №1

Отчет о выполнении показателей премирования работников отдела кадров

За__________________г.

Показатель премирования Замечания ФИО виновного работника Подпись контролирующего лица Примечание
Корректное ведение табеля учета рабочего времени
Соблюдение сроков подготовки и сдачи документов для расчета заработной платы
Своевременное предоставление документов по движению кадров в бюро учета персонала
Своевременное ознакомление работников с локальными нормативными актами, с приказами по предприятию и т.д.
Соблюдение правильности ведения кадрового документооборота
Соблюдение сроков обработки кадровой информации, необходимой для расчета заработной платы
Выполнение месячного плана работ
Начальник отдела кадров

Формула расчета объема субсидии на выполнение государственного задания

Анализ финансовых последствий порядка формирования госзадания предлагаем провести на основе Положения № 640. Несмотря на то, что данный документ распространяется на учреждения федерального уровня, он определяет методологию формирования государственного (муниципального) задания в целом. Аналогичные региональные и муниципальные нормативные акты, как правило, не отступают от заложенных в Положении № 640 принципиальных позиций.

В соответствии с п. 12 Положения № 640 объем финансового обеспечения выполнения госзадания (R) определяется по формуле:

R = ∑iNi х Vi + ∑wNw х Vw — ∑iPi х Vi+ NУН + NСИ, где:

Ni – нормативные затраты на оказание i-й госуслуги, установленной госзаданием;

Vi – объем i-й услуги, установленной госзаданием;

Nw – нормативные затраты на выполнение w-й работы, установленной госзаданием;

Vw – объем w-й работы, установленной госзаданием;

Pi – размер платы (тариф и цена) за оказание i-й услуги;

NУН – затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения;

NСИ – затраты на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и общехозяйственных нужд.

Из приведенной формулы ясно, что, во-первых, объем госзадания рассчитывается на основе нормативного метода учета затрат; во-вторых, учредитель выступает как заказчик, покупая услуги и работы в установленном объеме (Vi, Vw) по установленной цене (Ni, Nw); в-третьих, часть затрат (NУН, NСИ) возмещается напрямую, вне увязки с объемом услуг или работ.

Нормативный метод учета затрат

Применение нормативного метода при исчислении объема госзадания влечет для БУ экономию в случае превышения нормативных затрат над фактическими или перерасход выделенных средств, если установленные нормативные значения ниже фактических показателей БУ.

С учетом того, что в силу ч. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ полученная в ходе выполнения госзадания экономия не изымается в бюджет, а остается в распоряжении БУ для достижения уставных целей, учреждение заинтересовано в снижении затрат. Таким образом, применение нормативного метода стимулирует БУ к рациональному расходованию всех видов ресурсов, повышению эффективности их использования и выявлению скрытых резервов.

Пример 1.

Объем госзадания по услуге «присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу» (R) составляет 4 200 тыс. руб. исходя из нормативных затрат (Ni) 1 тыс. руб. и установленного объема (Vi) 4 200 детей в год. Фактические затраты в расчете на одного ребенка составили 980 руб. (например, достигнуты за счет оптимизации расходования материальных ресурсов: канцтоваров, наглядных пособий и т. д.).

Рассчитаем финансовый результат (Финрез) – экономию или перерасход: (1 000 — 980) х 4 200 = 84 (тыс. руб.).

Учреждение получило экономию в размере 84 тыс. руб., которой вправе воспользоваться для достижения целей, ради которых оно создано.

Переменные и постоянные затраты

Если разбить формулу финансового обеспечения выполнения задания на две части, то видно, что она представляет собой не что иное, как уравнение совокупных затрат, в котором присутствует переменная часть (∑iNi х Vi+ ∑wNw х Vw — ∑iPi х Vi) и постоянная часть (NУН + NСИ).

Формула совокупных затрат имеет следующий вид:

Зсов = Зпер х Объем + Зпост, где:

Зсов – совокупные затраты;

Зпер – переменные затраты на единицу услуг;

Зпост – постоянные затраты.

Данная формула основана на допущении, что все затраты исходя из их чувствительности к колебаниям объема оказываемых услуг делятся на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные изменяются пропорционально изменению объема оказываемых услуг (материальные затраты, транспортные расходы, заработная плата основного персонала). Величина условно-постоянных затрат при изменении объема услуг остается более или менее постоянной (содержание и обслуживание зданий и помещений, аренда земли и помещений, зарплата управленческого персонала).

При распределении затрат на группы рассматривают такой интервал времени, при котором рост объема услуг не приводит к увеличению постоянных затрат (не строятся новые здания, не приобретаются новая техника и оборудование, не растет управленческий штат). «Коварство» постоянных расходов заключается в том, что от них практически невозможно отказаться даже в случае полной остановки деятельности учреждения.

Пример 2.

БУ оказывает платные услуги по дополнительному обучению, для чего арендует помещение, уплачивая за это 500 тыс. руб. в год. Цена курса обучения одного слушателя 6 тыс. руб., переменные затраты на курс обучения одного слушателя 4 тыс. руб. Каким должно быть минимальное количество слушателей, чтобы покрыть постоянные расходы в виде арендной платы?

Данный минимальный объем услуг принято называть точкой безубыточности (Тбез), ее величина составит: 500 000 / (6 000 — 4 000) = 250 (чел. в год).

Проверка: 4 000 х 250 + 500 = 6 000 х 250.

Поскольку арендная плата – величина постоянная, не зависящая от посещаемости курсов, то при числе обучающихся свыше 250 человек в год БУ будет получать прибыль, ниже 250 человек – соответственно убыток.

Клиентов БУ не волнует ни величина переменных издержек, ни тот объем услуг, который учреждения должны оказывать, чтобы покрыть свои постоянные расходы. Независимые покупатели готовы приобретать услуги по рыночной цене в нужном им количестве. Поэтому покрытие учредителем части постоянных затрат БУ можно квалифицировать как нерыночную меру, характерную для собственника имущества. Однако перечень расходов, не зависящих от объема услуг, ограничен лишь затратами на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения (NУН), и затратами на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания госуслуг и общехозяйственных нужд (NСИ).

Как же возмещаются иные постоянные издержки БУ?

Если обратиться к тексту Положения № 640, то в составе переменной части госзадания можно обнаружить следующие условно-постоянные расходы:

  • на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества с учетом срока их полезного использования (пп. «б(1)» п. 19, пп. «г» п. 20, пп. «б(1)», пп. «ж» п. 29 Положения № 640);

  • на коммунальные услуги (пп. «а» п. 20, пп. «г» п. 29 Положения № 640);

  • на содержание и аренду объектов недвижимого имущества (пп. «б» п. 20, пп. «д» п. 29 Положения № 640);

  • на содержание и аренду объектов особо ценного движимого имущества (пп. «в» п. 20, пп. «е» п. 29 Положения № 640).

Включая большую часть условно-постоянных расходов в переменную часть госзадания, учредитель руководствуется рыночными факторами, выступая уже не в роли собственника имущества, а в роли заказчика. Поддержка необходимого для покрытия постоянных расходов объема услуг как за счет госзадания, так и за счет платной деятельности становится заботой самого БУ. Продемонстрируем чувствительность БУ к изменению госзадания с помощью примера.

Пример 3.

Исходные условия примера 1: объем госзадания по услуге «присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу» (R) – 4 200 тыс. руб. исходя из нормативных затрат (Ni) 1 тыс. руб. и установленного объема (Vi) 4 200 детей в год. Допустим, что фактические расходы на одного ребенка в размере 980 руб. состоят из условно-переменных 700 руб. и условно-постоянных 280 руб. Размер условно-постоянных расходов на весь объем – 1 176 тыс. руб. (280 руб. х 4 200 чел.). Как изменится финансовый результат, если объем госзадания по «присмотру и уходу за детьми, осваивающими образовательную программу»:

а) увеличится до 4 500 детей в год;

б) уменьшится до 3 900 детей в год?

Рассчитаем объем госзадания:

а) R = 1 000 х 4 500 = 4 500 (тыс. руб.);

б) R = 1 000 х 3 900 = 3 900 (тыс. руб.).

Определим фактические затраты на выполнение госзадания, учитывая, что условно-постоянные расходы сохранятся на уровне 1 176 тыс. руб.:

а) Зфакт = 700 х 4 500 + 1 176 = 4 326 (тыс. руб.);

б) Зфакт = 700 х 3 900 + 1 176 = 3 906 (тыс. руб.).

Выявим финансовый результат (экономию или перерасход):

а) Финрез = R — Зфакт = 4 500 — 4 326 = 174 (тыс. руб.) – экономия;

б) Финрез = R — Зфакт = 3 900 — 3 906 = -6 (тыс. руб.) – перерасход.

При увеличении объема госзадания с 4 200 до 4 500 услуг в год размер экономии возрастает с 84 тыс. руб. до 174 тыс. руб., при снижении объема до 3 900 услуг в год БУ получит перерасход 6 тыс. руб.

Софинансирование затрат на имущество

Вернемся к той части госзадания, которая состоит из имущественных налогов и затрат по содержанию не используемого при оказании госуслуг имущества. Государство придерживается принципа софинансирования, вменяя в обязанность БУ покрывать за свой счет определенную долю этих затрат. Если БУ оказывает платные услуги, то возмещаемые за счет субсидии затраты на имущественные налоги и содержание неиспользуемого имущества рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности (п. 33 и 35 Положения № 640). Если БУ не оказывает платных услуг, то в силу п. 34 Положения № 640 затраты на содержание неиспользуемого имущества учитываются в объеме госзадания в следующем размере:

а) на потребление электроэнергии – в размере 10% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;

б) на потребление теплоэнергии – в размере 50% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.

Если в отношении имущественных налогов государство планирует и в дальнейшем покрывать полностью или частично (в зависимости от наличия доходов от платных услуг) затраты на их уплату, то в отношении неиспользуемого имущества ситуация иная. Начиная с госзадания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов затраты на содержание неиспользуемого имущества за счет бюджета возмещаться не будут (п. 6 Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 640). Это побуждает учреждения самостоятельно изыскивать средства для содержания находящегося на их балансе имущества или избавляться от него.

Коэффициент платной деятельности

Коэффициент платной деятельности (КПД) представляет собой инструмент, с помощью которого бремя содержания части затрат на имущество распределяется между основной и платной деятельностью учреждения.КПД определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности.

Как известно, доходы, полученные бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, выполнения платных работ, поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Через КПД часть таких доходов изымается на покрытие затрат, связанных с уплатой имущественных налогов и с содержанием не используемого в основной деятельности имущества. Насколько обоснованно данное распределение постоянных затрат? С позиции государства – это справедливо, ведь БУ, оказывая платные услуги, использует помещения, принадлежащие учредителю. С точки зрения БУ – данная мера в некоторых случаях может показаться избыточной, так как софинансируются расходы, размер которых учреждение, не являясь собственником имущества, не в состоянии полностью контролировать.

Пример 4.

Субсидии на выполнение госзадания составляют 4 200 тыс. руб.; платные услуги – 1 470 тыс. руб. (эти величины носят справочный характер, в расчете текущего КПД не участвуют, они лишь иллюстрируют структуру поступлений БУ); КПД – 0, 64915; налог на имущество – 50 тыс. руб., затраты на содержание неиспользуемого имущества – 250 тыс. руб.

Рассчитаем затраты, которые подлежат покрытию:

а) за счет финансового обеспечения выполнения госзадания – (50 + 250) х 0,64915 = 194,745 (тыс. руб.);

б) за счет платной деятельности – (50 + 250) х (1 — 0,64915) = 105,255 (тыс. руб.). Или (50 + 250) — 194,745 = 105,255 (тыс. руб.).

* * *

Итак, порядок расчета объема финансового обеспечения выполнения госзадания стимулирует БУ к экономии, рациональному использованию имущества и развитию платной деятельности. Наиболее критичная проблема управления финансами в свете возмещаемых за счет субсидии затрат заключается в минимизации убытков от имущества, не задействованного ни при выполнении госзадания, ни при оказании платных услуг, выполнении платных работ. Возможно, некоторые учреждения в состоянии покрыть убытки за счет высоких доходов от платной деятельности. Но такое положение не может сохраняться длительный период без ущерба финансовому благополучию БУ. Наиболее предпочтительный вариант решения проблемы – сдача имущества в аренду или расширение платной деятельности за счет эксплуатации свободных площадей.

>РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ПЛАТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗМЕНЕН

РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ПЛАТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗМЕНЕН

М.Н. Желонкина,
эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету

В течение 2018 года федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Минобрнауки России (далее – учреждения), могут вносить изменения в государственное задание (далее – ГЗ) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. При этом будет скорректирован и объем финансового обеспечения выполнения такого задания. Рассчитывая указанный объем, необходимо учитывать, что определение коэффициента платной деятельности изменилось.

От положения к методике

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 утверждено положение о формировании ГЗ на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений (ФГУ) и финансовом обеспечении его выполнения (далее – Положение № 640).
Согласно изменениям, внесенным в Положение № 640 постановлением Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101 (далее – Постановление № 1101), коэффициент платной деятельности (далее – Коэффициент) необходимо использовать в случае, если федеральное бюджетное или автономное учреждение:

оказывает сверх установленного ГЗ государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату;
осуществляет иную приносящую доход деятельность (далее – ПДД).

Коэффициент, согласно первому абзацу пункта 33 Положения № 640, необходимо применять к затратам на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения. В случае осуществления ПДД сверх установленного ГЗ федеральное бюджетное или автономное учреждение рассчитывает с применением Коэффициента затраты на потребляемую им:

электрическую энергию в размере 10% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Показатели премирования бухгалтерии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *