Индифферентизм

Индифферентизм — постоянное равнодушие или безразличие к вопросам знания, морали, общественной жизни. Различают индифферентизм философский, этический, религиозный и политический.

Принципиальное значение индифферентизм имеет в области высших вопросов жизни и знания — индифферентизм религиозный и философский. Противоположная индифферентизму крайность есть фанатизм, коего не чужда и философия (др.-греч. Αύτός έφα Аутос эфа, сам сказал — пифагорейцев; лат. jurare in verba magistri — клясться словами учителя). Обе крайности обусловлены психологически различием темпераментов, но помимо этого индифферентизм всегда искал себе теоретическое оправдание, переходя таким образом в скептицизм.

Кроме скептических соображений философского характера, индифферентизм находит себе общедоступную опору в фактическом существовании множества отрицающих друг друга систем и учений. Для ума, вышедшего из состояния непосредственной уверенности, но не имеющего возможности или охоты к самостоятельному исследованию высших начал, индифферентизм представляется естественным выходом. Однако при восприятии чужих убеждений и верований индифферентизм не всегда тождественен веротерпимости. Признавая все учения теоретически ложными или, по крайней мере, недостоверными, он может некоторые из них считать практически вредными и беспощадно преследовать. Веротерпимость же, несовместимая с мрачным фанатизмом, не всегда тождественна его противоположности — полупросвещённому индифферентизму; она может быть действительно обеспечена лишь во имя безусловного начала справедливости, при вере в превосходство нравственной силы над физической.

> Кино

Наглядным примером проявления равнодушия людей является художественный фильм режиссёра Вадима Зобина «Воскресенье, половина седьмого» (1988)

Ссылки

Словари и энциклопедии

2. Демонстративность — эмоционально окрашенное поведение, желание нравиться, стремление быть на виду, проявить себя, оригинальное поведение, демонстрация своего превосходства, нарочитые преувеличения, расцвечивание своих переживаний, позы, поступки, рассчитанные на внешний эффект, яркие эмоции, выразительные в проявлениях, но неустойчивые и неглубокие, определяет стиль поведения.

3. Профессиональный догматизм — вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации, игнорирование управленческих теорий, пренебрежительное отношение к науке, инновациям, самоуверенность и завышенная самооценка, снижение уровня общего интеллекта.

4. Доминантность — развитие акцентуации характера, удовлетворение потребности во власти, подавление других, самоутверждение за счет своих подчиненных.

5. Профессиональная индифферентность — эмоциональная сухость, игнорирование индивидуальных особенностей работников, отсутствие учета их личностных особенностей.

6. Профессиональное равнодушие — обобщение личного отрицательного опыта, черствость, закрытость, слабо выраженная эмпатия, трудности в общении, эмоциональная усталость, отрицательный индивидуальный опыт взаимодействия с подчиненными и коллегами.

7. Консерватизм — предубеждения против нововведений, приверженность устоявшимся технологиям, настороженное отношение к творческим работникам, регулярное репродуцирование одних и тех же хорошо зарекомендовавших себя форм и методов управления, стереотипные приемы воздействия, штампы, экономия интеллектуальных сил менеджера, отсутствие дополнительных эмоциональных переживаний.

8. Профессиональная агрессия — отсутствие стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных, приверженность к «карательным» воздействиям, требования безоговорочного подчинения, агрессивность в иронии, насмешках и навешивании ярлыков, усиление стереотипов мышления, уменьшение самокритичности.

9. Ролевой экспансионизм — тотальная погруженность в профессию, фиксация на собственных проблемах и трудностях, неспособность и нежелание понять другого человека, преобладание обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений, жесткое ролевое поведение за пределами организации, преувеличение собственной роли и значения.

10. Социальное лицемерие — привычка морализирования, неискренность чувств и отношений, увеличение дистанции между декларируемыми и реальными жизненными ценностями.

11. Поведенческий трансфер — формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным, вышестоящим руководителям, социального окружения («С кем поведешься — от того и наберешься»).

12. Сверхконтроль — чрезмерное сдерживание своих чувств, ориентация на инструкции, уход от ответственности, подозрительная осмотрительность, скрупулезный контроль деятельности подчиненных.

Эмоция безразличия (стр. 2 из 2)

Естественным становится стремление исследователей найти какие-то границы стресса как психического (эмоционального) напряжения. По мнению Л.Леви (1970), эмоциональный стресс можно рассматривать как участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, нижней точкой которого являются небольшие сдвиги физиологического гомеостаза в условиях полного безразличия.

Апатия (в исследовании Р. Баркера и др.) является одним из видов фрустрационного реагирования.

Изменения эмоциональной сферы связаны как с физическим, так и психическим состоянием человека. Неспособность пожилого человека что-либо сделать для других вызывает у него чувство зависти и вины, которое впоследствии прорастает равнодушием к окружающим (Смит, 1995), безучастным отношением к своему настоящему и будущему (Милентьев и др., 1996), к снижению эмоционального контроля (старики получают большое удовольствие от рассказов от своих болезней, не замечая, что становятся назойливыми). В то же время у них возрастает обидчивость (Альпенрович, 1997). Безразличие стариков расценивается геронтологами и психиатрами как способ защиты от сильных переживаний.

Аффективная истощаемость характеризуется кратковременностью ярких эмоциональных проявлений (гнева, злобы, горя, радости и т.п.), после которых наступают слабость и безразличие. Она характерна для людей с выраженной формой астенических состояний. .

Рассмотрим подробнее факторы возникновения чувства безразличия.

1. Безразличие как защитная реакция.

Случается, что после сильного напряжения, связанного со стрессовыми ситуациями, у человека наступает состояние безразличия, когда не хочется ничего делать и все действия по уменьшению влияния факторов стресса кажутся бессмысленными. В известном смысле такое безразличие – это защитная реакция организма. После сильного потрясения, которое сопровождается расходованием психической энергии, в нервной системе развивается торможение, в процессе которого растраченная энергия восполняется. Если бы этого не происходило, люди быстро достигали бы нервного истощения, представляющего угрозу для здоровья и жизни. Но вместе с тем состояние безразличия нельзя считать благоприятным, поэтому, если оно возникло, желательно быстрее из него выйти. Несмотря на то, что безразличие не является собственно отрицательной эмоцией, последствия такого состояния губительны. Становясь безразличным к себе, человек останавливается в своем развитии, не ставит перед собой новых целей и не стремится к их достижению. А поскольку застой не может быть стабильным, он постепенно ведет к деградации. Иногда эмоциональную опустошенность после стресса можно «вылечить» отдыхом, иногда приходится принимать более активные меры. Активная деятельность, работа сутками ради достижения определенной цели – это тоже стресс. Безразличие в таком случае может свести «на нет» все результаты. Если же безразличие становится результатом стресса, обусловленного неприятностями в профессиональной деятельности, оно часто проявляется в равнодушии к тому, что еще недавно было смыслом существования. Испытав сильное потрясение, человек теряет интерес к работе в целом и к последующим трудностям в частности. У него опускаются руки, пропадает желание бороться и искать решение, и в результате проблема действительно может перерасти в настоящий кризис. Чтобы этого не произошло, безразличие следует в себе изживать. Существует психологический прием, позволяющий превратить «надо» в «хочется» и пробудить интерес к определенным вещам или видам деятельности, которые до этого не вызывали ничего, кроме скуки. Прием этот основан на парадоксе обратного влияния и, подобно гомеопатии, использует правило «лечи подобное подобным». Ничто так не мотивирует к работе как несколько дней вынужденного безделья. В состоянии безразличия не каждый способен прибегать к психологическим приемам хотя бы, потому что и это тоже представляется ненужным. Апатия парализует волю, и если ей поддаться, можно в конце концов уйти в настоящую затяжную депрессию. Выполняя привычные действия, пусть даже автоматически, мы все равно становимся причастными к процессу общей деятельности, и это подстегивает нас и не дает окончательно замкнуться в себе. Приобщаясь к живому рабочему процессу, неосознанно человек постепенно начинает проявлять все больший интерес к окружающему и сбрасывает оковы безразличия, возвращаясь к прежнему активному состоянию. .

2. Безразличие как психический процесс.

У детей дошкольного возраста когнитивная система находится на стадии формирования, что влечет за собой постоянное эмоциональное возбуждение. Безразличие как эмоция практически никогда не возникает у здоровых детей. Только при сформировавшейся когнитивной системе человек способен испытывать безразличие или апатию. Чем выше уровень развития интеллекта, тем больше подавляется эмоциональная сфера. Безразличие становится неотъемлемой чертой характера человека. Подавление эмоциональной сферы (сознательное или бессознательное) может дать обратный эффект. Проявляя безразличие к окружающим, человек черствеет, теряет способность к сопереживанию. .

Научные исследования чувства безразличия

Н.П. Фетискин (1993) обнаружил состояние монотонии (скуки) у студентов на лекциях многих преподавателей, у школьников на уроках, у учащихся ПТУ в процессе их производственного обучения. И.А.Шурыгиной (1984) выявлено развитие скуки на занятиях в детских музыкальных школах. А.Я. Чебыкин (1989а) показал, что эмоции, которые студенты хотели бы испытывать на занятиях, не совпадают с эмоциями, которые они испытывают реально (вместо увлечения, радости, любопытства часто отмечаются безразличие, скука, боязнь). Он так же рассмотрел вопрос о том, какие эмоции сопутствуют разным этапам усвоения учебного материала. (Чебыкин, 1989б).

А.А.Борисова (1989) изучала успешность опознания эмоционального состояния человека по интонационному оттенку речи. Оказалось, что для слушателей это довольно трудная задача. По итогам исследования А.А.Борисова выявила, что легче всего определяется состояние радости, затем восхищения; хуже всего – состояния любопытства. Промежуточное положение по точности определения занимали состояния безразличия, удивления, обиды, тоски и тревоги. Выявлена тенденция лучшего распознавания положительных эмоциональных состояний по сравнению с индифферентными и отрицательными.

В.А.Лабунской и И.А.Переверзевой (1982, 1989) проводились исследования по способности людей оценивать внешние проявления эмоций. Авторы исследования установили, что чувство безразличия очень тяжело распознается как исследователем, так и исследуемым.

Е.Д.Хомской и Н.Я.Батовой (1998) было выявлено, что мужчинам проще опознавать безразличие на фото, чем женщинам.

Выводы

Как видно из предшествующего материала большинство авторов сходятся на мысли, что безразличие является реакцией на сильный предварительный раздражитель и служит защитой организма при сильном стрессе.

Изучение данной проблемы представляется важной задачей для современной психологии, так как чувство безразличия в большинстве исследований понимается как сопутствующая эмоция или как защитный механим. В современном мире безразличие все больше формируется как самостоятельная эмоциональная единица. Безразличие, являясь по своей природе нейтральным чувством, синтезирует в себе позитивные и негативные черты: с одной стороны, очень важно иногда абстрагироваться от проблем, а с другой стороны злоупотребление равнодушным отношением может привести к окостенению души.

Безразличие, как самостоятельное чувство, не изучено в достаточной мере. Поэтому необходимо продолжать исследования данной проблемы именно в этом аспекте ее проявления.

Список литературы

1. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. — М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

3. Мур Б.Э., Файн Б.Д. Психоаналитические термины и понятия. – Изд-во: Класс, 2001, 301 с.

4. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с. (Серия: Хрестоматия по психологии).

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Индифферентность как качество личности – склонность не проявлять интереса к кому-либо, чему–либо; выражать равнодушие, безучастие, безразличие.

Двое грабителей врываются в банк: — Всем лежать!!! Кто дёрнется — убьём!!! Подбегает к окошку. Просовывает сумку: — Складывай всё из сейфа сюда! Быстро!!! Девушка в окошке смотрит на сумку и индифферентно говорит: — Вам не с сумкой, вам бы с ведром приходить надо было. — Это ещё почему? — Потому, что это банк крови…

Гитлер принимает в своем кабинете Муссолини. Вдруг дверь распахивается, входит Штирлиц, ни на кого не обращая внимания, подходит к сейфу, открывает его своим ключом и начинает рыться в нем, выбрасывая ненужные документы на пол.- Кто это? — удивленно спрашивает дуче — Русский разведчик Исаев, — индифферентным тоном отвечает фюрер, — У нас Штирлицем числится.- Так почему же ты его не арестуешь? — А, все равно отвертится.

Индифферентность — беспомощное апатично нейтральное отношение к реалиям. Известный путешественник Миклухо – Маклай писал: «Папуасы разных береговых и горных деревень почти ежедневно посещали мою хижину, так как молва о моем пребывании распространялась все далее и далее… Незнакомые с огнестрельным оружием, которое я им до того времени не показывал, чтобы не увеличить их подозрительности и не отстранить их еще больше от себя, и, предполагая большие сокровища в моей хижине, они стали угрожать убить меня… Я принимал их угрозы в шутку или не обращал на них внимания… Не раз потешались они, пуская стрелы так, что последние очень близко пролетали около моего лица и груди, приставляли свои тяжелые копья вокруг головы и шеи и даже подчас без церемоний совали острие копий мне в рот или разжимали им зубы. Я отправлялся всюду невооруженный, и индифферентное молчание и полное равнодушие к окружающим были ответом на все эти любезности папуасов… Я скоро понял, что моя крайняя беспомощность в виду сотен, даже тысяч людей была моим главным оружием».

В Психологическом словаре индифферентность трактуется как равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия характерен в основном для людей и групп, которые не зависят друг от друга, либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа взаимодействия характерны: эмоциональная глухота, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия — включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для группового переживания, заметного вклада каждого в общий результат, возникновения отношений зависимости. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успехов, достижений взаимодействующих сторон.

Всё существование кажется индифферентным; есть вы или вас нет, это никого не волнует. Философ Ошо пишет: «Одна из величайших потребностей человеческого ума — быть нужным. Существование кажется абсолютно индифферентным к вам. Можете ли вы сказать, что оно испытывает потребность в вас? Без вас всё идёт совершенно прекрасно. Были восходы, были закаты, цвели цветы, приходили и уходили времена года. Когда вас не было, всё было точно так же. Однажды вас снова не станет, и всё будет точно так же. Существование просто продолжается и продолжается. Оно не даёт вам удовлетворения в вашей величайшей потребности — быть нужными. Напротив, оно даёт вам ощущение того, что вы его не волнуете. Может быть, оно даже не знает, что вы существуете».

Индифферентность – могильный холод равнодушия. Индифферентный человек неприятен другим своим ярко выраженным безразличием, безучастностью, отстраненностью, нейтральностью и бесчувственностью. Однако он может быть вполне сносным и уживчивым.

Психолог Юлия Штэгер пишет, что индифферентный тип личности придерживается культурных традиций своей семьи, но в тоже время пытается от них освободиться. С одной стороны у него есть стремление изменить существующие традиции, а с другой стороны он не может отказаться от тех устоев, к которым привык. Ему хочется нового, но и старое он не готов отпускать. Такой человек старается угодить своей родительской семье и в тоже время находится в поисках нового мировоззрения. Он чувствует внутренние противоречия, если не может совместить новые и старые традиции.

Чем больше вы будете осознавать свое собственное отношение к традициям, тем легче вам будет понять роль традиций в жизни вашего мужа и его родителей.

Психологи считают, что в состоянии индифферентности снижены либо полностью утрачены интересы и внутренние побуждения. Индифферентность можно назвать «отключением» эмоциональных реакций в отношении некоторых сфер или всей жизни в целом. Индифферентность как качество личности формируется вследствие длительного состояния безнадежности, безысходности. Не имея волевых качеств или возможностей повлиять на ситуацию, человек искусственно «снижает» ее важность в шкале своих ценностей, живя по принципу «нет — и не надо». Однако вынужденное безразличие является скорее бегством от проблемы, чем ее решением. Индифферентность опасна тем, что, отключившись от боли и разочарований, человек отключает также и сострадание, способность сопереживать, испытывать радость и вкус к жизни. Любое действие либо его отсутствие так или иначе имеет последствия. Чтобы избавиться от индифферентности, человек должен сделать выбор: прятаться от проблем за безразличием либо взять на себя ответственность за их решение.

Индифферентность является первым тревожным признаком надвигающейся клинической депрессии. По данным социологических исследований, на сегодняшний день более 16% населения страдают истинным депрессивным синдромом, но не осознают его серьезности, воспринимая охватившую их апатию и безразличие как «плохое настроение».

Анекдот в тему. Приходит домой муж, пьяный в стельку. Стоит возле двери, покачивается. А жена ну его ругать, упрекать да выговаривать. Муж — ни слова, с трудом, молча дошел до стола, сел. А жена ему: и проклятый, и окаянный, и дурак, и осел. В ответ — ни слова, лишь взгляд, туманный, индифферентный. И вдруг медленно протягивает руку жене.- На, скрути фигу сама.

Индифферентность противна природе души. Наша душа активна, инициативна. Ей всё далеко не фиолетово. Она не хочет стать индифферентной, то есть не желает стереть бытие в ноль и быть от этого счастливым. Когда душа обусловливается равнодушием, она становится индифферентной, то есть может пройти мимо чужого горя без всякого сострадания и сочувствия. Махнёт на всё рукой и, не пошевельнув пальцем, займётся самооправданием, самообманом, в котором давно преуспела.

Проявленная индифферентность – это когда всё и все до лампочки. Комиссия, обследующая работу психиатрической больницы, в одной из палат видит человека, висящего на крючке под потолком. Остальные обитатели палаты с индифферентными лицами зачем-то дотрагиваются до него.- Что это такое?! — удивленно спрашивает один из проверяющих. — Этот больной считает себя лампочкой Ильича, — поясняет главный врач.- А остальные?- А остальным все до лампочки.

Экскурсовод ведет группу туристов по Эрмитажу. Прошу обратить внимание, дамы и господа, на предметы интерьера великой русской императрицы Екатерины II… К изумлению присутствующих в одном из старинных кресел небрежно с индифферентным видом развалился браток и, не обращая внимания на окружающих, разговаривает по радиотелефону. Гражданин! Вы что, обалдели! Это же кресло самой Екатерины II ! Браток (раздосадован, что его отвлекают от важного разговора) в трубку: — Подожди, Вась, экскурсоводу: — Послушай, мужик, шо ты гонишь! Шо я, этикета не знаю, шо ли! Когда она войдет, я встану!

Как преодолеть профессиональное выгорание?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *