Качества идеального руководителя

Идеальных начальников, как, впрочем, и просто людей, не бывает. Но стремиться к совершенству обязан каждый, кому доверено управление фирмой и коллективом. Руководитель должен обладать рядом качеств, без которых успеха ему не добиться.

Настоящий лидер

Люди доверяют сильным личностям, обладающим харизмой, внушающим уважение, чей авторитет практически незыблем. Поэтому руководитель должен иметь твердый характер, не пасовать перед трудностями и уметь принимать решения, возможно, не всегда популярные.


Например, для работы в условиях кризиса придется пойти на сокращение штата. Сотрудников может быть по-человечески жаль, но производственная необходимость диктует свои условия.

Руководитель-лидер готов рисковать и нести за это ответственность. К примеру, он принимает решение об открытии нового филиала, требующего вложения дополнительных средств. И это в разгар кризиса, когда трудно удержать на плаву уже работающие структуры.

Но, просчитав перспективы такого шага, каким бы рискованным он ни казался большинству, руководитель решает – филиалу быть.
И здесь очень важно иметь уверенность в своих силах и в правильности поступков, тогда коллектив тоже поверит в необходимость такого шага.

Профессионализм

Даже суперхаризматичный руководитель не добьется успеха, если он некомпетентен в той сфере, в которой работает его предприятие. Специалисту в области права нереально возглавлять завод по производству двигателей для авиации или сельскохозяйственного оборудования.

Будь ты хоть трижды успешным финансистом, но, руководя заводом по выпуску судовых дизелей, необходимо разбираться в технологии процесса. Без этого трудно достичь эффективности предприятия. Знание процессов производства в конкретной отрасли – необходимое качество хорошего руководителя.

Умение создать команду

Каким должен быть руководитель, который может по праву назвать себя успешным? Один в поле не воин, и при всей компетентности и авторитете главы фирмы он не может полагаться только на себя.


Умение подобрать грамотных заместителей, толковых начальников отделов и структурных подразделений, четко разделив между ними полномочия и степень ответственности – в этом мудрость «правильного» шефа.

Важно и рациональное использование всего потенциала коллектива. Когда каждый сотрудник точно знает свой участок работы и выполняет свои обязанности, команда работает слаженно. А что стимулирует работников – ясная цель (внедрить новую линию по выпуску тракторных запчастей к 1 февраля 20… года; поднять уровень продаж отдела на 25% в течение квартала).

Недопустимо требовать от своих подчиненных выполнения того, что не входит в их служебные полномочия. Не менее важна для успеха общего дела и мотивация персонала. Каким образом поощрять отличившихся сотрудников – хороший руководитель это знает и практикует.

Единую команду реально создать там, где здоровый микроклимат, рабочая, но доброжелательная атмосфера, человечность по отношению к сотрудникам.

Диктат, постоянные авралы, неуравновешенность руководителя, поощрение «стукачества» и подсиживания, нездоровая конкуренция – если начальство это поощряет, о какой сплоченности коллектива можно говорить. Хорошие специалисты в такой фирме явно не задержатся.

Знание психологии

Каким должен быть современный руководитель – обязательно хорошим психологом, умеющим чувствовать людей.
Кто-то требует более жесткого отношения, иногда и хороший нагоняй такому сотруднику полезен для стимуляции, а к кому-то требуется деликатный подход, и тогда человек раскроет все свои лучшие качества. Все это только на пользу общему делу.

Умение вести переговоры

Коммуникабельность, культура общения и ведения деловых переговоров на разных уровнях сегодня крайне важны для успешного руководителя.


Лаконично и доступно излагать свои мысли, убеждать в необходимости сотрудничества, создавать положительный имидж фирмы – все это обязан уметь тот, на кого возложено руководство компанией.

Сегодня на деловые переговоры тратится в среднем до 80% всего рабочего времени начальника разного уровня. И низкий уровень культуры многих «боссов» мешает добиться своих целей.

Что касается стиля общения в своем коллективе, то никакое панибратство недопустимо. Под маркой демократии и лояльности некоторые начальники скрывают свое неумение и нежелание быть принципиальным и проявлять твердость, когда этого требуют интересы дела.

Честность и справедливость

Каким должен быть руководитель, имеющий безупречную репутацию – соблюдать этические нормы, всегда держать свое слово. Реноме начальника важно и в самом коллективе, и при общении с партнерами.
Не будет толку на предприятии, где людям задерживают заработную плату, урезают социальный пакет вопреки данным ранее обещаниям.
Хороший руководитель всегда справедлив к людям.

Вы, конечно, замечали, что зачастую у руководства есть любимчики, а в коллективе всегда заводятся типы, которые трудиться не слишком настроены, но им все сходит с рук, вплоть до проваленного задания и регулярных опозданий на работу.
А добросовестные сотрудники часто остаются в тени, не получая премий и продвижений по службе.
Уважения достоин такой руководитель, который умеет быть справедливым.

Готовность к переменам

Система менеджмента постоянно совершенствуется, от руководителя сегодня требуется мобильность, умение вовремя подстраиваться под изменяющиеся условия и требования рынка. В управлении предприятием или компанией тоже происходят перемены.
Толковый руководитель не будет довольствоваться предыдущим опытом, а постарается освоить новые знания.
То же и в отношении сотрудников — им нужно предоставить возможность повышения квалификации, посещения тренингов и семинаров.
Тот, кому доверено управление предприятием, обязан понимать всю возлагаемую на него ответственность и ясно представлять себе, каким должен быть руководитель.

И пусть идеальным начальником вряд ли возможно стать, но само стремление к совершенству — уже залог успеха.

Каким должен быть руководитель? – вопрос на собеседовании

В ходе беседы рекрутер задает вопросы, направленные на оценку ряда особенностей соискателя вакансии. Здесь анализируется поведения, общее состояние, умение строить диалог и манера держать себя. Для этого задаются нестандартные вопросы, ответы на которые подготовить заранее весьма сложно. От того, насколько вы умеете отвечать на подобные вопросы, во многом зависит результативность собеседования.

Использование в ходе собеседования нестандартных вопросов позволяет рекрутеру отсеивать соискателей, у которых закостенелое представление о вещах, не способных быстро ориентироваться в быстро изменяемой ситуации. Одним из вопросов, который может застать врасплох кандидата – это вопрос о том, каким должен быть руководитель.

Первое, что приходит на ум – руководитель должен быть таким, чтобы предприятие успешно работало. Такой ответ выдают почти 80% соискателей. Однако это не совсем верный ответ.

Чтобы как можно полно ответить на данный вопрос, необходимо как минимум владеть информацией о предприятии, на котором планируете работать, знать его стратегическое направление. Получить данную информацию можно из различных источников, самым доступным из которых является официальный сайт компании. Исходя из имеющейся информации, можно будет правильно построить свой ответ.

Учитывая то, что самая главная задача руководителя является в создании эффективной работы компании, которая достигается благодаря правильно подобранному коллективу, можно смело делать вывод в своем ответе о том, что руководитель должен уметь управлять коллективом. Ведь эффективность работы является результатом грамотного использования имеющихся ресурсов в достижении определенной цели.

10 качеств успешного руководителя

Кто вы: исполнитель или руководитель? Какие качества важны для успеха лидера, порталу HR-tv.ru рассказала Светлана Нефедова, консультант международного кадрового холдинга.

Не секрет, что в компаниях сотрудники делятся на две категории: на тех, кто принимает решения, руководит всеми процессами бизнеса, и тех, кто внедряет эти изменения. Первых называют руководителями, а вторых – исполнителями. В данной статье речь пойдет о том, какими личными и деловыми качествами должен обладать руководитель, чтобы направить компанию к росту и процветанию.

Качества лидера одинаковы как для руководителей корпораций, так и начальников небольших отделов. Это то, что помогает справляться с поставленными задачами, успешно строить карьеру и отношения с окружающими.

Читайте также: Развитие лидерских и других качеств у молодых менеджеров

Основными составляющими успешного руководителя являются три категории качеств:

— Личные (психологические) качества – с помощью них завоевывают уважение и авторитет среди подчиненных и вышестоящих коллег;

— Деловые качества – умение организовать работу и распределить обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль;

— Профессиональные качества – это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу.

Рассмотрим основные личные и деловые качества руководителя. Подчеркну, что пункты, указанные ниже, больше применимы к руководителям в международных компаниях с хорошо организованной системой управления бизнеса, четкими целями и стандартами.

1. Системное мышление является основой личных качеств руководителя. В процессе практической деятельности необходимо уметь мыслить – заранее определять возможные трудности и способы их преодоления. Навык системного мышления помогает охватывать все стороны дела и влияющие факторы.

2. Способность принимать решения. Руководители ежедневно сталкиваются с великим множеством проблем, и нужно делать это, основываясь не только на понимании ситуации, но и на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для лидера и окружающих, они будут восприниматься в искаженном виде.

В результате эффективность принятия и реализация управленческих решений снизится. Руководитель, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности, и ограничен этой нечеткостью.

3. Творческое мышление. Умение мыслить нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами управления. Необходим навык разработки нестандартных управленческих решений в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.

4. Результатоориентированность. Успешный лидер быстро реагирует на изменения обстановки, самостоятельно принимает эффективные решения в условиях дефицита времени, последовательно и целеустремлённо добивается поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке.

5. Способность к самоанализу, трезвая оценка своих действий, умение максимально использовать положительный опыт других. Человек должен понимать роль лидера в организации, уметь видеть, какое влияние он оказывает на организацию.

6. Коммуникабельность. Эффективный лидер строит систему коммуникаций в организации, получает надёжную информацию и эффективно её оценивает. Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловые коммуникации с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок.

Он должен контролировать своё поведение – негативное отношение к кому-либо не может влиять на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику срабатывает как дополнительный стимул повышения активности.

7. Лидерство. Руководитель поощряет участие сотрудников в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не эффективна. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.

Предоставляет им как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности. Грамотный руководитель вызывает к себе расположение.

8. Стрессоустойчивость. Современный лидер должен обладать высокой сопротивляемостью к фрустрации, быть в какой-то степени хладнокровным. Те, кто не умеет управлять собой, бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки, ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.

9. Постоянное саморазвитие. Профессионализм – это самовозрастающая величина. Лидер призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений.

10. Ответственность за свои действия и делегирование. Иными словами, руководитель подает пример окружающим. Стандарты, применяемые для оценки качества работы, должны быть едиными для всех. Руководитель делит со своими подчиненными и радость победы, и горечь поражения.

Читайте также: Женское лидерство – успех и в работе, и в семье. Опыт «Бургер Кинг Россия»

Все эти качества в совокупности создают именно тот образ, которому стремятся соответствовать эффективные лидеры. А это, в свою очередь, ведет к формированию позитивного имиджа управляющего.

В разных компаниях мы можем встретить отличающиеся друг от друга подходы к управлению. В международных корпорациях, как правило, приветствуется демократический стиль управления персоналом, и руководители оцениваются по стандартам, описанным выше. Для российских компаний характерен жесткий и агрессивный стиль управления. Надо сказать, что бизнес не всегда проигрывает от такого подхода при условии существования хорошо простроенной системы бизнеса внутри. Можно даже сказать, что благодаря своим достаточно директивным и авторитарным подходам, они получают результат.

В то же время можно наблюдать и другую картину: есть примеры компаний, которые проиграли на рынке из-за своих руководителей или собственников-“самодуров”, не обладавшими достаточными компетенциями, знаниями или опытом. Неэффективная стратегия (или вовсе ее отсутствие), давление на подчиненных приводило к фрустрации персонала, увольнению, не говоря уже о негативных результатах для бизнеса в целом.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Идеальный руководитель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *