Содержание
- Пояснения о низкой зарплате
- Пояснения по низкой заработной плате: образец
- Отбор на комиссии
- Анализ при подготовке комиссии
- Направление информационного письма
- Рассмотрение деятельности организаций и ИП на заседании комиссии
- Что делать, если пришло уведомление из налоговой инспекции?
- Если не прийти на заседание «зарплатной» комиссии
- Последующий мониторинг и анализ отчетности налогоплательщика
- Что такое зарплатная комиссия
- Чем рискует компания
- Как проходит комиссия
- Зарплата в среднем по рынку
- Правило деловой цели для объяснения зарплаты
- Аргументы для маленькой зарплаты
Пояснения о низкой зарплате
Месячная заработная плата работника, который полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда, должна быть не ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ). Федеральный МРОТ с 01.05.2018 составляет 11 163 рубля (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ).
А в субъектах РФ, где принят региональный МРОТ, работодатели должны ориентироваться не на федеральный МРОТ, а на минималку соответствующего региона (ст. 133.1 ТК РФ). К слову, в Москве с 01.10.2017 она составляет 18 742 рубля (Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, заключено 15.12.2015, Постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 № 663-ПП).
В общем случае выплата заработной платы в меньших размерах – не только нарушение трудового законодательства, но и дополнительное основание для повышенного интереса к такому работодателю со стороны налоговой инспекции. Вполне вероятно, ИФНС запросит у вас пояснения о низком уровне заработной платы. Как их составить, расскажем в нашей консультации.
Пояснения по низкой заработной плате: образец
Пояснения в ИФНС по низкой заработной плате составляются в произвольной форме. Конечно, если работодатель нарушает трудовое законодательство, обосновать это вряд ли удастся. Но ведь зарплата ниже МРОТ может выплачиваться и на законных основаниях. Например, когда работник трудится неполный рабочий день. Это и нужно будет указать в пояснениях.
Пояснения по заработной плате ниже среднеотраслевых значений можно обосновать особенными условиями, в которых работодатель ведет свою деятельность. Например, дефицит сырья и снижении производства, падение спроса или увеличение конкуренции. Помочь могут любые доводы, которые действительно связаны со снижением заработной платы. При необходимости к пояснениям можно приложить документы, подтверждающие сделанные выводы. Например, штатное расписание, подтверждающее работу на полставки, или приказ, обосновывающий снижение величины премий.
Пояснения должны быть направлены в срок, указанный в запросе. Хотя если запрос налогоплательщику был направлен в виде информационного письма, ответственность за неподачу пояснений НК РФ все равно не предусматривает.
Приведем для пояснений о предполагаемом занижении заработной платы образец заполнения.
Пред. / След.
Письмом ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» была регламентирована деятельность по контролю за выплатой «теневой» заработной платы (далее – Письмо № ЕД-4-15/14490@). При этом управлениям ФНС по субъектам РФ было дано указание довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.
Из статьи вы узнаете, как производится отбор кандидатов для приглашения на заседание такой комиссии и что делать при получении из инспекции информационного письма и уведомления о вызове налогоплательщика.
Впервые правила работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы были сформулированы в Письме ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Письмом от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ ФНС отменила действие этого письма в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при УСНО, ЕНВД, ЕСХН. При этом отмена не затронула вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты НДФЛ.
В конечном итоге Письмом № ЕД-4-15/14490@ были отменены оба вышеназванных письма и установлены обновленные правила работы комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам.
Налоговым ведомством цель работы комиссии определена следующим образом: увеличение поступлений НДФЛ и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены, в частности, факты неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления НДФЛ и страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности.
Вопросы для рассмотрения на заседаниях комиссии | Правильность формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов |
Полнота уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) (далее – плательщики) НДФЛ и страховых взносов |
Положения Письма № ЕД-4-15/14490@ определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:
фактов отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
- фактов выплаты «теневой» заработной платы;
- фактов несвоевременного перечисления НДФЛ;
- фактов несвоевременного перечисления страховых взносов;
- работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или МРОТ;
- работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижаются налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.
Этапы работы налоговых органов по легализации налоговой базы | Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах |
Проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков | |
Направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и изменений в налоговой отчетности, погашению задолженности по НДФЛ, страховым взносам и иным действиям | |
Подготовка материалов для рассмотрения на комиссии | |
Рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий | |
Мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях | |
Подготовка информации в отношении плательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, с целью:
– повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления субъектов РФ или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ; – рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки |
При наличии оснований для вызова плательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии налоговая инспекция письменно уведомляет о вызове на комиссию должностных лиц плательщика с указанием времени и места проведения заседания комиссии.
Далее рассмотрим особенности отдельных этапов.
Отбор на комиссии
Основанием для отбора плательщиков для приглашения на «зарплатную» комиссию являются списки, которые формируются путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов и др.
Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы плательщиков:
- налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями;
- налогоплательщики – налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по перечислению налога, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
- ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% общей суммы полученного за налоговый период дохода;
- ИП, отразившие в декларациях по НДС выручку от реализации, при этом заявившие в декларации по форме 3-НДФЛ доход, равный нулю, либо не представившие такие декларации за соответствующий период;
- плательщики страховых взносов, имеющие задолженность по перечислению взносов, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительному тарифу 9 либо 6%, при этом применившие в текущем отчетном периоде иные тарифные ставки;
- плательщики, в отношении которых от компетентных источников иностранных государств получена информация о получении резидентами РФ дохода, подлежащего налогообложению на территории РФ;
- плательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.
Анализ при подготовке комиссии
При подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии в отношении отобранных кандидатов проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществляются мероприятия налогового контроля.
Для анализа деятельности организаций и ИП, которая подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии, используются:
- данные информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т. д.);
- информация, полученная в рамках ст. 93.1 НК РФ;
- информация, содержащаяся в СМИ и Интернете;
- сведения, полученные от кредитных организаций, правоохранительных органов, ПФР, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, ЦБ РФ и др.;
- жалобы, заявления юридических и физических лиц;
- информация, полученная от сотрудников, акционеров (участников) организаций;
- информация, поступившая из других источников.
В Письме № ЕД-4-15/14490@ приведены направления анализа, а в приложениях к нему даны рекомендуемые формы. Итак, анализ осуществляется по следующим направлениям:
- анализ учетных данных и иных сведений, характеризующих налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) (приложение 1);
- анализ показателей бухотчетности (баланса) (приложение 2);
- анализ показателей уровня заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ (приложение 3);
- анализ показателей исполнения обязанностей по исчислению и перечислению страховых взносов (приложение 4);
- анализ показателей отчетности индивидуальных предпринимателей (приложение 5).
На основании проведенного анализа выявляются налоговые риски, а сводные результаты анализа отражаются по форме, рекомендованной в приложении 6. Кроме того, в отношении плательщиков, отобранных для рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссии, проводится анализ уровня налоговой нагрузки (форма рекомендована в приложении 7).
Направление информационного письма
На этапе подготовки к заседанию «зарплатной» комиссии налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) может быть направлено информационное письмо (его форма приведена в приложении 8 к Письму № ЕД-4-15/14490@).
Цель такого письма – побудить организации и ИП к самостоятельному анализу результатов коммерческой деятельности, выявлению причин низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса профессиональных вычетов, занижения базы по страховым взносам, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ и страховым взносам, а также к исправлению ошибок (искажений) налоговой отчетности.
В информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в результате рассмотрения деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов). В информационном письме инспекторы предлагают в том числе:
- уточнить налоговые обязательства (либо обязательства по уплате страховых взносов) в порядке, установленном ст. 81 НК РФ, в том числе уточнить сумму профессионального вычета, сумму выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, тем самым скорректировав базу для их исчисления;
- представить результаты СОУТ, если плательщик исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам;
- погасить задолженность по НДФЛ и страховым взносам;
- исчислить НДФЛ и страховые взносы с реально полученных сотрудниками организации доходов, подлежащих налогообложению;
- провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Информационное письмо должно направляться заблаговременно – не позднее чем за один месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии. Срок для принятия решения о представлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам), погашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания для приглашения на комиссию, устанавливается для плательщика в количестве 10 рабочих дней со дня получения информационного письма. По истечении установленного срока налоговый орган оформляет уведомление о вызове налогоплательщика (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) в следующих случаях:
- при непредставлении уточненных документов;
- при непогашении задолженности по НДФЛ и страховым взносам;
- при непредставлении пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований для приглашения на комиссию.
Рассмотрение деятельности организаций и ИП на заседании комиссии
Деятельность налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседании комиссии рассматривается в индивидуальном порядке. При этом представителю организации (либо ИП) предлагается:
– дать пояснения по выявленным фактам, несоответствиям;
– уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений норм законодательства о налогах и сборах.
По итогам рассмотрения комиссия формулирует рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы, базы для исчисления страховых взносов, а также по принятию мер, направленных на привлечение плательщика к уплате задолженности по НДФЛ, страховым взносам.
Например, может быть предложено:
представить уточненные расчеты по форме 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам за предыдущие налоговые периоды, в которых надо уточнить показатели отчетности, в том числе расходы плательщиков страховых взносов на оплату страхового обеспечения, суммы, не облагаемые страховыми взносами, размер дополнительных тарифов по страховым взносам и суммы взносов, исчисленные по данным тарифам, численность работников, в пользу которых начислен доход;
- перечислить сумму задолженности по НДФЛ и страховым взносам с учетом пеней;
- принять меры по исключению негативных тенденций в последующих отчетных периодах.
Рекомендации должны содержать конкретный срок устранения нарушений в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов. Рекомендуемый срок – 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии.
По результатам рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются:
– рекомендации для налогоплательщика;
– срок для устранения нарушений (искажений) в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов.
Рекомендуемая форма протокола заседания комиссии приведена в приложении 9 к Письму № ЕД-4-15/14490@.
Информация по результатам работы «зарплатной» комиссии может быть направлена в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы ФМС, ГИТ и т. п.) для принятия решений в соответствии с их компетенцией.
Если работодатели выплачивают зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, информация о таких работодателях ежеквартально направляется для принятия соответствующих мер налоговыми органами:
– на территориальном уровне – органам местного самоуправления;
– на региональном уровне – органам по труду и занятости субъектов РФ и ГИТ по субъектам РФ.
Что делать, если пришло уведомление из налоговой инспекции?
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе вызывать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими норм НК РФ, в частности, в рамках заседания «зарплатных» комиссий.
В уведомлении приводятся:
– подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
– дата и время явки;
– адрес инспекции и номер кабинета, куда нужно явиться.
Уведомление о вызове ИФНС может быть передано одним из следующих способов:
– представителю организации лично под расписку;
– по почте заказным письмом;
– в электронном виде по ТКС. В этом случае необходимо в течение шести рабочих дней направить в ИФНС по ТКС квитанцию о приеме уведомления (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если это не будет сделано, инспекция может заблокировать банковские счета организации (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Представлять интересы организации может ее руководитель или представитель, действующий по доверенности (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 НК РФ).
Если не прийти на заседание «зарплатной» комиссии
Неявка налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов фиксируется в протоколе заседания комиссии.
При неявке налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ № ММВ-7-2/189@.
В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленных плательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
– на граждан – в размере от 500 до 1 000 руб.;
– на должностных лиц – от 2 000 до 4 000 руб.
Кроме того, в отношении плательщиков, которые не явились на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут проводиться следующие мероприятия:
- повторный вызов на межведомственную комиссию при органах местного самоуправления;
- вызов на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала РФ соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований);
- проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
- подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.
Последующий мониторинг и анализ отчетности налогоплательщика
Даже после того, как налогоплательщик побывал на «зарплатной» комиссии и подписал соответствующий протокол, налоговый орган будет осуществлять мониторинг его деятельности. Это обусловлено необходимостью контроля за выполнением рекомендаций, прописанных в протоколе. Письмом № ЕД-4-15/14490@ предусмотрены следующие виды мониторинга.
Ежеквартальный мониторинг | Проводится в разрезе НДФЛ и страховых взносов:
– анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств и определением сумм НДФЛ (страховых взносов), дополнительно поступивших в бюджет (заполняются формы, приведенные в приложениях 10, 11, 15); – контроль за погашением задолженности по НДФЛ и страховым взносам (приложения 12, 16); – динамика численности и заработной платы (приложение 13); – динамика показателей налоговой нагрузки (приложение 7) |
Ежемесячный мониторинг | Отслеживает изменения поступления НДФЛ и страховых взносов в бюджет и проводится в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ, и плательщиков страховых взносов, имеющих задолженность по перечислению страховых взносов, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по кодам видов экономической деятельности (приложения 14, 17) |
Если по результатам проведенного мониторинга не будут выявлены положительные тенденции и при этом должностные лица (индивидуальные предприниматели) не представят обоснованные пояснения, весь пакет документов по данным налогоплательщикам будет передан в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.
* * *
ФНС в Письме № ЕД-4-15/14490@ представила обновленный порядок работы «зарплатных» комиссий. Одной из особенностей этого документа является то, что его действие будет распространяться на анализ данных о начислении и уплате как НДФЛ, так и страховых взносов. Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, которые формируются путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков. Налогоплательщиков, которые не явятся на эту комиссию без уважительной причины или не выполнят рекомендации налоговиков по итогам заседания комиссии, могут привлечь к административной ответственности. Кроме того, в отношении них могут быть инициированы выездные налоговые проверки.
Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».
Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.
Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.
>Зарплатная комиссия и как ее проходить
Что такое зарплатная комиссия
Зарплатная комиссия — это беседа с налоговым инспектором. Инспектор вызывает директора в налоговую, задает вопросы о зарплате и фиксирует ответы. Инспектор и директор встречаются в налоговой по месту регистрации компании.
Налоговая пытается понять, почему компания столько платит сотрудникам. Дело в налогах. С каждого рубля зарплаты компания платит налоги и взносы. Чем больше зарплата, тем больше денег получает государство.
Оклад у сотрудника — сто тысяч рублей. Из них тринадцать процентов компания удерживает в бюджет, поэтому сотрудник получает не сто тысяч, а восемьдесят семь.
Сверх оклада компания платит еще примерно тридцать процентов, это социальные и пенсионные взносы.
Налоговая следит за размером зарплаты. Если считает, что зарплаты небольшие и компания недоплачивает в бюджет, начинает разбираться. Может, у компании плохо идут дела, поэтому маленькая зарплата. Или компания незаконно экономит на налогах, поэтому часть зарплаты платит в конверте.
625 млн ₽ компании из Санкт-Петербурга доплатили в бюджет после зарплатных комиссий
В Белгородской области налоговая заинтересовалась двумястами работодателями и пригласила на встречу. По итогам встречи больше половины повысили зарплату, и бюджет получил 12 млн рублей в качестве налога. Итоги зарплатной комиссии.
В Московской области налоговая пригласила на комиссию четыре тысячи работодателей, половина — подняли зарплату, и бюджет получил 94 млн рублей. Новость на сайте налоговой.
В Санкт-Петербурге после зарплатных комиссий компании доплатили 625 млн рублей и погасили долг по НДФЛ на 391 млн рублей. Об этом рассказывает налоговая.
Конечная цель комиссий — сделать так, чтобы компания подняла зарплату до уровня, который не кажется подозрительным. Это средний размер зарплаты по рынку.
Чем рискует компания
Налоговая вправе вызвать директора по любому поводу, если это связано с налогами. Если не понимает, почему компания платит в среднем тридцать тысяч рублей, хотя рынок — семьдесят, она тоже может вызвать к себе.
Инспектор не вправе штрафовать компанию из-за ответов на комиссии. Налоговая вызвала директора, он сходил на комиссию, рассказал о делах компании. Даже если налоговая не поверила ответам и подозревает зарплату в конверте, директор не получит требование доплатить налоги сразу после комиссии.
Нет закона, который обязывает компанию платить столько, сколько хочет налоговая. Главное: зарплата не должна быть меньше минимального размера зарплаты.
На этом хорошие новости заканчиваются. Комиссия не приводит к штрафам и доначислениям, но с нее может начаться более глубокий анализ компании.
Если налоговая не сочла аргументы о низкой зарплате убедительными, у компании приличные обороты и, по мнению инспектора, есть признаки конвертной зарплаты, налоговая вправе провести «контрольные мероприятия». Мероприятия любые — от камеральной до выездной проверки совместно с управлением по борьбе с экономическими преступлениями.
После комиссии налоговая может сообщить о своих подозрениях трудовой инспекции или миграционной службе. Это грозит дополнительными проверками и штрафами.
Как проходит комиссия
Зарплатная комиссия — это беседа с налоговым инспектором. От налоговой может быть только инспектор или инспектор вместе с трудовой инспекцией, полицией и другими госорганами.
Налоговая говорит, что может пригласить МВД на беседу с компанией. Директор объясняет, почему главбух получает тридцать тысяч рублей, а его слушают инспектор и полицейский. Скриншот из письма налоговой о комиссии
От компании вправе прийти директор или любой человек по доверенности. Мы советуем директору приходить самому, а лучше в паре с бухгалтером. Главное — не отправлять сотрудника вместо себя. Налоговая может решить: раз директор не приходит на беседу, ему есть что скрывать.
Если сотрудник в налоговой будет один, он может разволноваться из-за вопросов и отвечать неубедительно, это даст налоговой повод для сомнений. Одного сотрудника можно отправить, если директор в командировках и не успевает вернуться к комиссии. Но тогда лучше не линейного сотрудника, а своего заместителя или финансового директора.
Цель вопросов налоговой — понять, директор придумывает обоснование для маленькой зарплаты или она маленькая по объективным причинам. Для этого инспектор расспрашивает о компании и сопоставляет ответы. Если директор неуверенно рассказывает, чем занимается конкретный отдел или сотрудник, путает, кто сколько получает — это повод задуматься.
Вопросы налоговой делятся на три группы:
- чем компания занимается. Например, перепродает запчасти или разрабатывает программы. Компания работает своими силами или нанимает подрядчиков. Если нанимает, то зачем, когда и на какие задачи;
- о структуре и сотрудниках. Сколько отделов, кто кому подчиняется, чем занимается каждый отдел, сколько сотрудников, почему именно столько, в каких отделах зарплаты больше и почему. Например, почему логисты получают больше маркетологов;
- зарплате и штатном расписании. Основной вопрос: «Почему средняя зарплата компании отличается от средней по рынку?»
Инспектор может пробежаться глазами по штатному расписанию и попросить прокомментировать зарплаты конкретных сотрудников.
Вопросы могут быть такими: когда приняли Иванова, какой у него испытательный срок, почему такая зарплата. Еще могут спросить: «Почему почти у восьмидесяти процентов сотрудников одинаковая зарплата, хотя у них разные обязанности и квалификация?»
В конце беседы инспектор подводит итоги. Итоги — это когда инспектор кивает головой и напоминает, что компания платит меньше, чем в среднем по рынку, и рекомендует поднять до этого уровня.
Итоги — это когда инспектор кивает головой и напоминает, что компания платит меньше, чем в среднем по рынку
Налоговая в письме о комиссии говорит, что инспектор вправе подготовить протокол по итогам беседы с директором. Если налоговая дает протокол на подпись, надо убедиться, что он не противоречит словам директора. В протоколе не должно быть фраз, которые можно по-разному трактовать. Например:
- директор не смог четко ответить на вопросы;
- отвечал уклончиво;
- сослался на высокие налоги на зарплату.
С протоколом правило такое: в нем — только то, что сказал директор. Директор объяснил низкую зарплату тем, что студенты согласны работать за опыт — значит, такое объяснение должно быть в протоколе. А не «директор сослался на сложность работы на рынке».
Зарплата в среднем по рынку
Критерии отбора на комиссию, письмо налоговой
С зарплатной комиссией сталкиваются не только компании с серой зарплатой. На нее можно попасть, если зарплата белая, но для налоговой выглядит подозрительно.
Налоговая рассказала в письме, кто под подозрением. Это письмо ЕД-4-15/14490@. В нем два десятка критериев. Вот самые важные:
- компания рискует, если платит меньше, чем по отрасли. Налоговая сравнивает зарплаты по отчетам Росстата;
Сотрудники текстильной фабрики «Радость» получают двадцать тысяч за месяц, это средняя зарплата по региону для этой сферы. При этом компания «Уныние» платит в среднем десять тысяч рублей — значит, «Уныние» под подозрением;
- за квартал уволила треть сотрудников, но это еще не всё. Директор подписал увольнение резко, например, за день или неделю. Оборот компании не упал, при этом новых сотрудников компания не взяла;
- снизила зарплату на десять и больше процентов по сравнению с прошлым кварталом;
- сотрудникам с разным функционалом платит одинаково. Главбух получает двадцать тысяч, столько же менеджеры, логист, секретарь и гендиректор.
Кроме подозрительной зарплаты есть зарплата с прямым нарушением закона. Это когда компания платит меньше МРОТа. В письме налоговая говорит, что вызовет такую компанию на комиссию, но, возможно, сразу назначит проверку. Меньше МРОТа платить рискованно.
Правило деловой цели для объяснения зарплаты
Если налоговая заподозрила зарплату в конверте, есть шанс ее разубедить. Для этого понадобятся железобетонные аргументы.
Налоговая каждый день проводит зарплатные комиссии. Каждый день инспекторы слышат объяснения директоров, поэтому знают популярные ответы и сравнивают их. Инспекторы видят, когда директор придумывает ответы на ходу и отвечает дежурными фразами.
«Я плачу мало, потому что прибыль маленькая», — дежурный ответ, налоговая не считает его за аргумент.
Нет стопроцентного совета, как отвечать, чтобы обосновать размер зарплаты. В налоговой работают далеко не дураки, всё чаще инспектор смотрит не на форму, а на содержание, суть ответа.
Бывает, что директор платит небольшую, но белую зарплату, но не может убедить инспектора в том, что нет конвертной части. Мы советуем аргументы строить так, чтобы они отвечали правилу деловой цели. Это значит: всё, что вы делаете, вы делаете ради заработка, а не экономии на налогах, хорошего настроения или чего-то еще.
Аргумент может убедить налоговую: «Я плачу по тридцать тысяч только студентам. Мне нужны «дешевые» сотрудники, а студентам — опыт. Их всё равно никто не берет, а тут реальная работа, пусть и за маленькие деньги.
За счет небольшой зарплаты я могу снижать цены на услуги и так бороться с конкурентами. Когда компания вырастет, мы сможем нанимать профи по двести тысяч, а пока у нас нет таких денег. Работаем, с кем получается».
Возможно, такой аргумент не убедит: «Я работаю со студентами, потому что мне нравится, когда молодежь рядом. С ними веселее, они рассказывают что-то новое, невольно заставляют разбираться в технологиях».
Нельзя заранее сказать, что убедит конкретного налогового инспектора. Для проверки можно ориентироваться на себя.
Есть хороший тест. Допустим, маркетолог в Москве получает тридцать тысяч рублей и есть аргументы для его зарплаты. Аргументы вас убедят или есть подозрения, что остальное маркетолог получает в конверте? Если засомневались, лучше такие аргументы не использовать.
Аргументы для маленькой зарплаты
Что станет убедительным аргументом в пользу маленькой зарплаты, зависит от особенностей компании. Вы их знаете, но привыкли к ним, поэтому, возможно, не сразу вспомните. Чтобы ничего не упустить, задавайте себе вопросы и продумывайте ответы. Мы написали список для подсказки.
Что сотрудники получают в обмен на небольшую зарплату? Например, гибкий график, начало карьеры и опыт, единственную возможность устроиться на работу.
У компании кол-центр, зарплата специалистов — двадцать тысяч рублей. Зарплата небольшая, зато можно работать из дома и по гибкому графику. В кол-центре работают студенты и мамы в декреты, им нужна подработка, а график работы подходит.
Если в компании есть молодые сотрудники, инспектору можно сказать так:
«Посмотрите на год рождения сотрудников. Они все с первого-второго курса. Я им даю опыт, который помогает устроиться в крупные компании на приличные должности.
Такую работу нечасто предлагают студентам, поэтому у меня всегда есть сотрудники, которые готовы работать за небольшую зарплату. Правда, из-за студентов большая текучка: они год отработают, наберутся опыта и уходят туда, где платят больше».
Будет здорово к объяснению рассказать о студентах, которые начинали с небольшой зарплаты, им понравилось работать в компании, поэтому они остались и теперь работают на более высокой должности с хорошей зарплатой. Текучку и карьерный рост студентов надо подкрепить кадровыми документами.
Есть компании, которые объясняют низкую зарплату дружбой в коллективе и хорошей атмосферой. Типа, так хорошо в компании, что сотрудники готовы получать меньше, чем могли бы. Мы верим, что такое может быть, но не факт, что поверит налоговая.
Зачем компании сотрудники на полставки? Брать человека на полставки не запрещено, но надо доказать, что человек действительно работает полдня.
Для доказательств подходит распечатка с электронной системы пропусков: в восемь утра сотрудник вошел в офис, в час — вышел. Если нет пропусков, возможно, есть программа, например, ЦРМ, где сотрудник отмечает звонки, загружает отчеты или что-то еще.
Еще надо показать, почему у сотрудника нет работы на полную ставку. Подходит любая реальная причина.
Небольшая юридическая компания, у нее есть дизайнер. У дизайнера нет работы на полную ставку: компания не проводит каждый день акции и не дает рекламу. Поэтому компания оформила дизайнера на четверть ставки, за это время он успевает сделать небольшие задачи.
Почему у гендиректора и ключевых сотрудников небольшая зарплата? Для аргумента может подойти отложенное вознаграждение. Например:
Собственник пообещал коммерческому директору долю в компании и поднять зарплату в три раза, если тот согласится первые три года работать за небольшие деньги. Коммерческий директор уверен в компании и собственнике, поэтому согласился на условия.
Гендиректор — собственник компании. Он платит себе маленькую зарплату, потому что ждет прибыли и дивидендов с нее. А пока все деньги вкладывает в компанию и живет на сбережения.
Если директор говорит, что сам себе платит маленькую зарплату и ему хватает, надо готовиться объяснять, как получается жить на эту зарплату. Налоговая может спрашивать так:
— Заметила, что вы приехали на машине. Это ваша машина?
— Моя.
— Кажется, она стоит миллиона два.
— Примерно так.
— По документам вы получаете пятьдесят тысяч рублей. Как вы купили машину за два миллиона?
— На сбережения.
— У вас дети есть?
— Да, двое.
— А сколько сбережений? Как их хватает на машину за два миллиона и на двух детей? Вы можете показать нам справки 2НДФЛ с прошлой работы, чтобы мы посмотрели, как вы накопили деньги?
Это пересказ реального диалога. Не думаем, что налоговая прямо на комиссии запросит документы, которые подтверждают накопления, но может. Поэтому не советуем наобум говорить: «Я живу на сбережения, деньги жены или наследство», — налоговая может всё перепроверить.
Сравнить себя с конкурентом можно через сервис Тестфирм
Как дела у конкурентов по сравнению с вами? Возможно, весь рынок просел, но компании приходится тяжелее. Чтобы обыграть конкурента, компания снижает стоимость услуги, а для этого приходится нанимать сотрудников с небольшой зарплатой. Иначе не из чего снижать стоимость.
Сравнить зарплаты на Хедхантере
Сколько платят компании из вашей сферы и региона? Налоговая оценивает зарплаты по сведениям от Росстата. Может, Росстат что-то не учел или учел не так, поэтому среднюю зарплату можно посмотреть через зарплатные сервисы, например, Хедхантер. Вдруг по Хедхантеру зарплата в компании выше среднего уровня.
Еще один способ разобраться со средней зарплатой — понять, из каких компаний состоит ваш рынок.
Обычно чем крупнее компания, тем больше зарплата. В корпорациях сотрудники могут получать и миллион, а в стартапе сто тысяч за счастье.
Из-за крупных компаний поднимается средняя зарплата, кажется, все получают одну сумму, и она большая. Если убрать десять крупных компаний из статистики, может получиться, что средняя зарплата в два раза меньше. Такой анализ здорово поручить финансисту или аналитику.
К аргументам лучше собрать документы: графики, отчеты, скриншоты, выдержки из исследования — всё, что подтверждает ваши слова.
Можно взять на комиссию бизнес-план и показать: вот, компания сейчас зарабатывает столько и такими способами, а через год мы планируем нарастить выручку за счет того-то и того-то. Как выручка достигнет нужного уровня, мы поднимем зарплату на столько.
Задача доказательств — показать, что вы всё спланировали, у вас нет цели платить маленькую зарплату вечно, скоро нарастите мощности и повысите зарплату.