Основные проблемы рынка дизайнерских услуг

Дизайн сегодня является одной из самых стабильных креативных индустрий с перспективами, не внушающими серьезных опасений, даже в условиях глобального кризиса. «Непотопляемость» дизайн получил благодаря тому, что на самом элементарном уровне, который и обуславливает выживание дизайна, — современную товарную массу нужно оформлять и идентифицировать.

С точки зрения структуры специализированный дизайн России — это широкий спектр услуг с разной степенью качества и развития. При этом особенностью исследуемого рынка является достаточно тесная интегрированность со смежными отраслями. Следует отметить, что динамичнее развиваются два направления из четырех – графический дизайн и оформление внутреннего интерьера. Первый вид тесно связан с развитием рекламной и полиграфической отраслей, а второй – со строительной сферой. При достаточно уверенном развитии мебельной промышленности связанный с ним промышленный дизайн практически отсутствует как отдельное направление. Вместе с тем внешний вид мебели является одним из главных конкурентных преимуществ производителя и должен быть драйвером развития промышленного дизайна в России. В реальности производители все еще не доверяют российским художникам, и банально копируют зарубежные образцы, которые адаптируются к местным условиям штатными дизайнерами. Костность мышления и недальновидность руководителей производственных компаний, старающихся сэкономить на затратах и получить быстрый результат, тормозят развитие промышленного дизайна. Ситуация усугубляется слабой диверсификацией промышленности и низким уровнем производства товаров народного потребления, где мог бы возникнуть спрос на художественное оформление. В графическом дизайне затраты на сами услуги часто включены в стоимость конечной рекламной или полиграфической продукции, например, такой как визитка.

Одной из главных проблем исследуемого рынка является значительная доля ее теневой части. По признанию многих индивидуальных дизайнеров, почти все заказы, выполненные для частных лиц, оплачивались наличными деньгами и не учитываются в общем объеме оказанных услуг, предоставляемых официальными органами. Очевидно, такая ситуация сильно усложняет мониторинг рынка, искажает статистику и не позволяет адекватно оценить фактическую ситуацию с точки зрения объемов рынка как в денежном выражении, так и в натуральном.

Развитие дизайна с точки зрения качества сильно тормозится дороговизной и ограниченным выбором материалов. Не смотря на, казалось бы, большое предложение на рынке стройматериалов, отделочные материалы не отличаются качеством и разнообразием. Наблюдается достаточно большой разброс с точки зрения соотношения цены на качество – либо слишком дорого, либо слишком некачественно и дешево. Такая ситуация затрудняет реализацию творческих идеи дизайнеров и влияет на удовлетворенность заказчиков.

Принимая во внимание все большую степень интеграции России в мировую экономику через региональные (ЕАЭС) и глобальные сообщества (ВТО), национальным дизайнерам необходимо рассматривать рынок дизайна нашей страны как часть международных рынков. Необходимо учитывать мировые тенденции для правильного выбора стратегии развития и точного позиционирования. В настоящее время мировой рынок дизайна, особенно промышленного, переживает революционные изменения, связанные с ускоренным внедрением инновационных технологий в производстве. Е. Храмкова, руководитель отдела развития бизнеса «Product Development Group SmirnovDesign» (Россия), отмечает: «Очевидна тенденция обращения к дизайну на гораздо более ранних этапах разработки нового продукта – разительный контраст по сравнению с предыдущими бизнес-моделями, когда дизайнеру «спускали» заказ из отделов маркетинга, рекламы и технической поддержки проекта». Таким образом, формируется потребность в принципиально новом типе промышленного дизайнера — он должен уметь синтезировать и интерпретировать многочисленную информацию и на её основе разрабатывать единую дизайн-концепцию.

Развитие IT технологий и роботизации, появление нанотехнологий, за которыми последовала миниатюризация промышленных и потребительских изделий, диктуют совершенно новые подходы к дизайну, который теперь выходит на первый план, опередив технологические разработки во многих видах производства (например, в носимых гаджетах). Ужесточенные требования к энерго затратам и экологическим стандартам также оказали влияние на развитие промышленного дизайна в мире, и подтолкнули производство современных энергосберегающих и экологичных материалов, которые охотно используются при осуществлении дизайна интерьера и одежды. Наблюдается все большее использование искусственного интеллекта в дизайне, когда компьютеры проявляют определенную долю творчества при создании продукта, основываясь на множестве данных, полученных в результате опроса потребителей и производителей.

К сожалению, мировые тенденции в дизайне мало затронули российский рынок, прежде всего в силу почти полного отсутствия спроса на промышленный дизайн.

Вместе с тем рынок отечественного дизайна стремится к дальнейшей сегментации и диверсификации. Наблюдается более четкое разделение рынка по ценовым сегментам, причем динамика роста в нижнем ценовом сегменте опережает таковой в верхнем. Это связано с увеличением конкуренции среди дизайнеров более низкой квалификации и возрастающим спросом на подобные услуги у населения с более низкими доходами.

Все больше дизайнеров стали специализироваться в специфических узких направлениях. Если раньше художник-оформитель выполнял почти все работы в процессе реализации проекта, то сейчас он стремится выполнять только определенную часть, где является экспертом. К примеру, есть дизайнеры, которые берутся только за оформление внутреннего интерьера кафе или ресторанов, а другие – только квартиры.

Рост строительства жилья и коммерческой недвижимости и, соответственно, необходимость в их ремонте, способствуют увеличению потребности в услугах дизайнеров внутреннего интерьера. При этом, как отмечают эксперты, спрос будет расти во всех ценовых сегментах.

Предстоящая с 2017г. всеобщая декларация доходов вынудит многих индивидуальных дизайнеров выйти из «тени», что положительным образом скажется на мониторинге этого рынка услуг и будет способствовать его качественному росту.

Государственные институты стали все больше внимания уделять художественному оформлению при реализации проектов и программ. Это, прежде всего, касается формы отчетностей и презентаций государственных органов, внешнего оформления в процессе участия в выставках и различных конференциях. Сейчас трудно представить какую-либо презентацию или официальный сайт без инфографики и других наглядных материалов.

Потребности государственных институтов в оформлении предоставляют большие возможности для развития отечественных дизайнерских компаний, особенно, если учесть предстоящее проведение значимых международных мероприятий.

Без обоев в цветочек: как кардинально изменится рынок ремонта квартир

Цифровизация рынков постепенно убивает премиальность отдельных его сегментов. Финансовые, логистические, транспортные услуги, доступные ранее лишь людям с высоким достатком, используют теперь практически все — спасибо онлайн-банкингу, курьерским компаниям и Uber. Следующая на очереди — сфера дизайна интерьера и ремонта.

Мифы о дизайне

С момента появления и до сегодняшнего дня дизайн интерьера принято считать услугой премиум-класса. Ее заказывают люди, которые могут потратить на обустройство дома от 5 млн руб. и покупают товары премиального сегмента. Соответственно, и счета им выставляют неоправданно высокие — от 1,5 тыс. руб. за 1 кв. м. Дизайнеры получают заказы от реферальных клиентов: кто-то посоветовал или сработала реклама на специализированном сайте — например, houzz.ru. Большинство традиционных дизайнеров — одиночки. Бывает и так, что сделавший себе имя человек создает свою компанию и начинает продавать работу нанятых исполнителей под собственным брендом.

Общий минус такой схемы работы — в малом количестве и непостоянстве заказов. Никто не может предсказать, когда придет новый клиент, сработает ли реклама или сарафанное радио. Поэтому первейшая задача для всех дизайнеров — выжать максимум денег из существующего клиента, сделать проект, а затем передать заказ за большие комиссионные «уникальным специалистам по ремонту», то есть обычным работягам из стран ближнего зарубежья. Кроме того, посоветовать купить мебель и отделочные материалы у поставщиков, которые не скупятся на откаты. И самое интересное, что клиент никогда не знает, что именно он получит за свои деньги.

Большинство исполнителей заключают с клиентами рамочные договоры, где не указаны конкретные сроки, цены, порядок выполнения работ и результат на выходе. Сколько визуализаций получит клиент, будут ли в дизайн-проекте планировочные решения, раскладка по электрике и сантехнике, решает сам дизайнер по ходу дела.

Но рынок премиум-дизайна достаточно насыщен и не растет по объективным причинам: доходы населения, в том числе и среднего класса, стагнируют. Выход для дизайнеров состоит в том, чтобы переориентироваться на клиентов, которых раньше они считали для себя невыгодными. Это люди, которые покупают квартиры по цене 7–10 млн руб. (в Москве), берут несколько кредитов и планируют потратить на обустройство дома не более 1,5 млн руб. У них нет возможности покупать диваны по 300 тыс. руб. и платить за дизайн-проект от 150 тыс. руб. — почти все деньги, в том числе и заемные, потрачены на приобретение жилья. Вот и получается, что дизайнерам, как они считают, куда выгоднее взять клиента с большими деньгами.

Таким образом, мы видим три проблемы рынка дизайна интерьеров: завышенные цены на дизайн-проекты, большие комиссии, которые приводят к росту стоимости мебели и отделочных материалов, отсутствие четких стандартов. Такие правила складывались на рынке несколько десятков лет, и его участникам, конечно, хочется сохранять статус-кво и дальше. Но не выйдет.

Новый тренд — онлайн-дизайн

Любой дизайнер интерьеров, работающий с премиум-сегментом, скажет, что его работа уникальна, не поддается стандартизации, а потому создавать дизайн без контакта творца с заказчиком невозможно. Все это миф, который не имеет ничего общего с реальностью. Дизайнеры и студии с легкостью передают большинство трудоемких задач, таких как 3D-визуализации, технические чертежи и прочее, сторонним исполнителям, готовым работать по низким ставкам. Услуги по созданию интерьеров могут быть стандартизированы, описаны и перенесены в онлайн. И при этом дизайн сохранит свою индивидуальность. Несколько зарубежных компаний это уже доказали.

Самым крупным успехом можно назвать индийскую компанию Livspace, которая разработала платформу, соединившую домовладельцев с дизайнерами интерьеров и поставщиками мебели и товаров для обустройства жилья. Фактически Livspace создала возможность заказа индивидуального проекта обустройства дома, где услуги и товары можно выбрать, положить в корзину, оплатить по карте — и получить индивидуальный дизайн-проект с четкой стоимостью и сроками его реализации. Livspace работает уже несколько лет и привлекла финансирование от крупнейших венчурных и инвестиционных компаний. В прошлом году в компанию было вложено порядка $70 млн, в число инвесторов вошли банк Goldman Sachs и инвестиционная компания TPG Growth. В мае этого года Livspace получила инвестиции от Ingka Investments, венчурного подразделения Ingka Group, которая контролирует 90% розничного бизнеса IKEA.

По похожей модели в Китае работает компания To8To — с этой платформой сотрудничает уже 60 тыс. дизайнерских компаний и 700 тыс. дизайнеров из 80 городов Китая. Всего To8To привлекла от инвесторов, в числе которых американский венчурный фонд Sequoia Capital, более $200 млн.

И таких примеров по всему миру довольно много. В США быстро развивается стартап Havenly (недавно привлек еще $32 млн), во Франции — Rhinov.

Ремонт из приложения

Очевидно, что сейчас мы наблюдаем за процессом зарождения рынка онлайн-услуг персонализированного дизайна, ремонта и обустройства дома. На данный момент объем рынка традиционного дизайна и связанных с ним товаров, по данным Knight Frank, составляет $250 млрд. Рынок онлайн-продаж мебели и товаров для дома растет на 12% и, по данным Statista.com, уже к 2022 году достигнет $294 млрд.

Обзор рынка дизайнерских услуг

  • Рынок дизайнерских услуг
  • Заключение договора и оплата
  • Искусство организации пространства
  • Краски вашего дома
  • Ткани в интерьере
  • Карнизы и шторы
  • Новшества в отделке офисов

То же относится и к месту работы. Ведь там проходит значительная часть нашей жизни, и проводить ее в унылых застенках неуютного офиса как-то не хочется. Человек, уделяющий дизайну интерьера рабочего места большое внимание, как правило, об этом не жалеет. Уютный офис позволяет сотруднику чувствовать себя уверенней, принимая на рабочем месте партнеров по бизнесу или клиентов. Владельцы магазинов и кафе, клубов и ресторанов тоже стараются преобразить их так, чтобы привлечь больше клиентов и скрасить их досуг. Благо, что современный рынок дизайнерских услуг предоставляет для этого массу возможностей.

Рынок дизайнерских услуг

Порой владелец помещения имеет интересные задумки по поводу отдельных элементов дизайна, но далеко не всегда они подходят друг к другу. Или бывает так, что дизайн фрагментарен — общая картина не создана. Бывает, что владелец дома вообще не имеет представления о том, какой должна быть его обстановка.

Джанбек Товсултанов, архитектор-дизайнер творческой группы «D/D»:

— На мировом рынке дизайнерских технологий уже уходят со сцены модернизм и постмодернизм, а в Казани среди заказчиков все еще модно обращаться к классическому стилю. Клиенты просят «что-нибудь средневековое». Если дизайнер создает что-нибудь на свой вкус, то делает это на свой страх и риск.

Сегодня многие дизайнерские фирмы работают в различных стилевых направлениях, начиная с архитекторско-планировочного решения и заканчивая формой вазочек на полках. Специалисты грамотно расставят световые и цветовые акценты, подберут мебель и детали декора так, что ваш дом или офис будут выглядеть оригинально и гармонично.

Вот почему лучше всего доверить это дело профессионалам. Опытные дизайнеры, архитекторы, художники-проектировщики, психологи, флористы и декораторы помогут развить идеи или пожелания клиента и воплотить их в жизнь. Они будут руководствоваться не только своим опытом и эстетическим чутьем, но и вашими желаниями, которые важно как можно более точно выразить в самом начале работы. Именно от взаимопонимания дизайнера и заказчика зависит ее конечный результат, способный радовать глаз.

Рынок дизайнерских услуг сегодня очень разнообразен. Интересный, стильный, продуманный проект вам предложат фирмы, давно обосновавшиеся на нем, имеющие хорошую репутацию и честное имя. Варианты объёма работ у всех разные — от эскизов до полного ведения проекта (авторский надзор). Многие крупные фирмы занимаются тем и другим. В перечень услуг входят:

  • разработка концепции, основной идеи и стиля помещения; дизайн-проекты интерьеров жилых помещений: квартир, коттеджей;
  • дизайн-проекты интерьеров нежилых помещений: кафе, ресторанов, баров, клубов и т. д.
  • решение экстерьеров: оформление фасадов (стен, крыш, стенных ниш, парадного входа, арок);
  • комплектация (мебель, оборудование, декоративные элементы и аксессуары);
  • авторский надзор;
  • консультации по использованию отделочных материалов, пространственно-цветовому решению интерьера, расстановке мебели, размещению художественных объектов в интерьере и прочим вопросам дизайна;
  • помощь в покупке мебели, аксессуаров, цветов, выборе картин, скульптур, ковров, светильников и отделочных материалов;
  • консультация по психологическим аспектам дизайна интерьера, фэн-шуй, экодизайн и т. д.

В нашем городе часть или все вышеперечисленные услуги вы сможете получить в таких фирмах, как «Дамаль», «Аир+», «Макс», «Остин», «Лидер», «Артель», «А+», «Дамиас» и др. Изготовить барные стойки можно в компаниях «Картранс» и «Гарант-М», а прочее торговое оборудование вам предложат магазин «Мир Оборудования», торговый центр «Прайм», фирмы «Новая Линия» и «БиоКазань».

В крупных заведениях сейчас нередко приглашают не одну группу дизайнеров. Так, в разработке интерьеров культурно-развлекательного центра «Пирамида» принимали участие художники из «Творческой мастерской Токарева», дизайнеры из группы под названием «Diаmond Dog» и др. Вся работа выдержана в стиле Hi Tech. В Казани тогда впервые на практике применялось сочетание таких материалов, как нержавеющая сталь, перфорация, стекло, метал. Интересным оказался стеклянный пол под названием «Бездна» перед рестораном. У посетителей захватывает дух, ощущения такие, словно идешь по тонкому стеклу над пропастью.

В ночном клубе «Арена» тоже работают несколько групп дизайнеров. Среди них и солидные фирмы, и независимые художники.

Людмила Байрачная, художник-дизайнер:

— Был объявлен конкурс на лучший проект оформления НК «Арена», который я удачно прошла. Работать пришлось над интерьерами бара, казино, танцпола, частично ресторана. Самое сложное началось при реализации проектов. В Казани очень бедный рынок стройматериалов. Многие из них приходилось заказывать из других городов. А подходящую ткань для задника сцены на танцполе даже в Москве нашли с большим трудом.

В пивном баре «Берлога», не так давно открывшемся в центре города, художникам и дизайнерам была предоставлена полная свобода. Трудно сказать, к какому конкретному стилю можно отнести дизайн интерьера этого заведения. Первые посетители испытывали некоторое недоумение, берясь за ржавый антикварный утюг, приспособленный вместо дверной ручки, однако, обойдя весь бар, находили его довольно оригинальным. Вместо ламп под потолком здесь подвешены пивные бочонки без дна с фонарями внутри. Над входом нависают корни мощного пня, а по стенам — где картинка с ботинками, где позолоченная вобла с окурком в пасти, где старый и потертый холст со сказочным сюжетом.

Людмила Байрачная:

— Пока работали, заказчик был в отъезде. Когда увидели, что у нас получилось, немного даже испугались: а вдруг не понравится — дизайн бара больше подходит для молодежи. К счастью, владелец «Берлоги» такой дизайн принял, клиенты, по-моему, тоже.

Заключение договора и оплата

Итак, вы решились и пришли в дизайнерскую контору. Для начала можно ознакомиться с портфолио фирмы. Затем поговорить с дизайнером о ваших пожеланиях и определиться с объемами работ, сроками и стоимостью. Как только все вопросы будут решены, можно заключать стандартный договор подряда. В нем должны быть прописаны все необходимые этапы проекта. Обычно половина стоимости заказа оплачивается сразу после заключения договора, другая — после окончания работ. Некоторые студии дизайна рассчитывают стоимость проектов по квадратным метрам. Но среди уважаемых дизайнерских компаний взимание платы за пустые «квадратные метры» (ведь большое помещение еще не значит — сложно оформленное) считается обманом заказчика. Стоимость проекта зависит от его сложности, объема предстоящих работ, этапа разработки (эскизный вариант или сдача готового объекта с авторским надзором). Для специальных проектов, естественно, — специальная цена.

Сложилось мнение, что в дизайнерском деле должна быть строгая специализация. Определенная доля здравого смысла в этом есть. Так, считая, что каждый должен заниматься своим делом, часть дизайнеров принципиально не берется за ландшафтный дизайн, другая часть — за дизайн офисов, складов и производственных помещений и т. д. То есть это обуславливается сложившейся практикой, а не ограниченным запасом знаний художника.

Выбирая ту или иную дизайнерскую фирму, стоит обратить внимание на то, что солидные компании никогда не станут навязывать своих рабочих, свои магазины и пр.

Джанбек Товсултанов:

— Немаловажный вопрос при выборе дизайнера — жизнесообразность его проектов. Конечно, любому клиенту хочется увидеть выполненный заказ в виде настоящего произведения искусства. Однако уже потом заказчик понимает, что в таких интерьерах далеко не всегда можно жить или работать. К сожалению, далеко и не все дизайнеры задумываются над такими вопросами.

Существуют аспекты, с которыми дизайнеры не могут не считаться: физиологический, социологический, культурологический, экологический, эргономический, комбинаторный, психологический, энергетический, зооботанический и проксимальный.

Они включают в себя:

  • физиологические основы восприятия, возрастные и гендерные особенности заказчиков;
  • социальное положение, профессию, хобби заказчика и его дизайн-приоритеты;
  • разнообразие художественных стилей, борьбу утилитарного и декоративного в интерьере;
  • природно-климатические факторы формирования жилой среды, взаимосвязь ландшафта и интерьера;
  • антропометрику человека: габариты и пропорции тела и его окружения, комфорт и уют в сочетании с функциональностью предметов интерьера;
  • управляемое окружение как фактор удобства среды жизнедеятельности, мобильность и функциональность;
  • темперамент и тип личности человека, психологию цвета, оптические иллюзии, влияние цвета, формы, стиля интерьера на здоровье и эмоциональное состояние, особенности проектирования детской, спальни, кухни, гостиной и ванной, визуальную экологию, арт-терапию;
  • фэн-шуй: анализ энергетического состояния участка, помещения, человека, стратегию и тактику оптимизации существующего и проектирование будущего фэн-шуй объекта;
  • флору и фауну в жилище: совместимость растений и животных в доме;
  • инстинкт территории и чувство «личного пространства», критерии индивидуальной и коллективной безопасности.

Разумеется, предложить такое могут только специалисты.

Искусство организации пространства

Именно так обычно называют дизайн интерьера и проектирование — область относительно новую и стремительно развивающуюся. Это гораздо больше, чем просто дорогой ремонт и метраж. В настоящее время любая дизайнерская компания работает по следующему принципу: заказчику помогают преодолеть трудности в выборе стиля интерьера, представляют последние достижения в области архитектурно-дизайнерских работ и, учитывая его пожелания, разрабатывают и реализуют индивидуальный проект.

Инна Столова, дизайнер:

— В интерьерах ценится уют, эклектика, гармония. Если заказывают полы, то чаще из дубовых, цельных досок; потолки — навесные французские. В моде сейчас венецианская штукатурка.

За последние 10 лет в сфере ремонтных работ освоены почти все основные технологии современного строительства. Кроме того, на строительном рынке появились наиболее качественные материалы, и при желании можно найти фирму, где они будут представлены по ценам поставщиков. Но среди дизайнеров лишь немногие гарантируют качество результата вне зависимости от количества работ, объема площадей, назначения помещения (будь то бар, офис, коттедж или ресторан).

Краски вашего дома

Сколько раз, проходя мимо красивого ухоженного дома, вы ловили себя на мысли, что хотели бы жить в таком же или даже лучше. Любое безликое жилище можно превратить в изысканный дворец, если есть желание, фантазия и хорошие краски.

Инна Столова:

— Дом должен отражать характер хозяина. Но, выбирая покрытие (глянцевое или матовое), нужно помнить, что от правильного выбора будет зависеть не только эстетичность готовой поверхности, но и срок службы. Всевозможные визуальные эффекты поможет создать различная степень блеска.

Хотя у глянцевой краски есть такие плюсы, как устойчивость к появлению пятен, легкость в уходе, ее очень высокая светоотражающая способность выявит все недостатки окрашиваемой поверхности. Поэтому, если у вашего дома есть вмятины, неровности и шероховатости, лучше воспользоваться матовой краской, свойства которой прямо противоположны глянцевой. Визуально она сделает поверхность более однородной и гладкой. Но вот очистить от грязи окрашенную поверхность будет намного труднее, так как матовые покрытия имеют пористую структуру.

Инна Столова:

— Следующий этап — выбор цвета. Здесь все зависит от личных пристрастий, и никто не имеет права вас ограничивать. Вы можете придать своему дому любой, даже самый немыслимый оттенок.

Но все же не стоит забывать о восприятии цвета человеческим глазом. Основываясь на физиологических аспектах человеческого зрения, различают следующие основные схемы:

  • одноцветная — предполагает использование различных оттенков одного и того же цвета. Например, стены дома — в светло-синих, а декоративные элементы — в темно-синих тонах;
  • смешанная — цвета используются хотя и разные, но очень близкие в цветовом спектре. Например, синий, сине-фиолетовый и сине-зелёный. Очень удачным в этом случае считается варьирование разной глубины и интенсивности цвета;
  • дополнительная — отделку в этом стиле можно назвать «противоречивой», т.к. используются взаимно противоположные цвета спектра: красный и зеленый, желтый и фиолетовый и т. д. Необходимо выделить один яркий цвет, а другой сделать приглушенным — это позволит избежать конфликта цветов;
  • трехцветная — здесь подразумевается использование трёх цветов, равноудаленных друг от друга в спектре. Например, желто-оранжевый, сине-зелёный и красно-фиолетовый. Как и в «дополнительной» схеме, рекомендуется выделить «основу», а оставшиеся два цвета приглушить.

Разрабатывая дизайн интерьера, профессионалы учитывают все — даже самые мельчайшие детали цветовой гаммы. То же самое необходимо делать и при работе с фасадом. Ведь обычно дом не находится обособленно от других: его окружают другие дома, постройки, деревья и кустарники. Все это самым непосредственным образом влияет на внешний вид. Конечно, вряд ли кто-то захочет выкрасить свое жилище в точно такой же цвет, как у соседа, но будет правильно, если вы подберете оттенок, который бы гармонично вписывался в общий архитектурный облик квартала.

Если вы хотите видеть свой дом эстетичным, для этого есть универсальные формулы — так называемые классические цвета. Использование белого, бежевого, персикового или любого нейтрального цвета в сочетании с более темным оттенком декоративной отделки будет выглядеть особенно изящно. Возможность выбора, конечно же, есть всегда. Вы можете использовать и новые революционные решения, однако мода, как известно, весьма переменчива — классика же всегда безупречна.

К наиболее функциональным декоративным элементам относится цвет. С его помощью можно зрительно изменить размер, форму и стиль как целого дома, так и отдельно взятого помещения. Окрасив свое жилище в яркий насыщенный цвет, вы сделаете его больше. Покрасив в яркие тона фасад своего дома, выделите его среди окружающих строений. Темные цвета имеют обратный эффект — они уменьшают чрезмерно большие объемы. Более светлый, чем у стен, оттенок потолка сделает его высоким. Квадратная комната будет выглядеть чуть вытянутой, если выкрасить одну из стен в контрастирующий по отношению к основному цвет. А чтобы расширить узкую и длинную комнату, нужно покрасить две смежные стены в насыщенный цвет, две другие — на тон светлее. Эти и многие другие замечательные свойства цвета умело используются дизайнерами при отделке внутренних помещений. С помощью удачного цветового решения можно с успехом регулировать климат в помещении, то есть ваше настроение.

Людмила Байрачная:

— Например, красные, оранжевые, желтые и золотисто-коричневые цвета добавят тепло и уют, комната даже в самый пасмурный день будет излучать свет. Зеленые и сине-голубые оттенки наполнят помещение прохладой, оно станет любимым укрытием от палящих лучей солнца во время летнего зноя.

Таким образом, краски таят в себе множество тайн, знание которых поможет превратить скромное жилище в сказочный дом. С их помощью можно изменить не совсем удачную планировку помещения, создать атмосферу тепла и уюта и наполнить жизнь массой приятных моментов.

Ткани в интерьере

Преображая дом, важно помнить, что красивым он будет выглядеть лишь тогда, когда в его интерьере планировка, мебель, цветовая гамма, освещение и декоративные детали будут гармонично увязаны между собой. Особого внимания требуют крупные формы, заполняющие пространство интерьера, например ткани. Они являются его неотъемлемой частью. Шторы, покрывала, накидки на диваны, чехлы на подушки не только подчеркивают неповторимый стиль интерьера, но и формируют его. Оформление отразит ваш стиль и профессиональный уровень дизайнера.

Сейчас в продаже имеются готовые коллекции тканей для множества направлений и стилевых решений — от классики до авангарда и хай-тека. При выборе ткани следует обратить внимание и на ее практические, эксплуатационные свойства. Материя хороша, если имеет пылеотталкивающую пропитку, не поддается линьке, не выгорает, не дает усадку. Дизайнеры стараются отразить предпочтения заказчика как в выборе различных оттенков, фактур и фасонов, так и в их комбинации, помогают подобрать «новую одежду» для мебели — сменить обивку или сшить чехлы.

Карнизы и шторы

Правильно выбранный карниз или светозащитная система могут не только улучшить общий вид интерьера, но и скрыть некоторые недостатки помещения. Разновидностей карнизов очень много. Кроме того, в портьерных салонах вам предложат роликовые, панельные, тканевые шторы; горизонтальные и вертикальные жалюзи; тканевые потолки; системы плиссе. Общаясь с заказчиком, дизайнер разрабатывает индивидуальный эскиз. Затем производятся тщательные замеры, продумываются варианты крепления, определяется вес ткани и выбирается наиболее удобный способ управления.

Новшества в отделке офисов

Ремонтно-строительный рынок ознаменовался появлением новой технологии «Випрок» для внутренней отделки помещений делового назначения. Ее преимущества — в качественно подобранных материалах, которые сочетают в себе эстетичность и выполнение таких важных функций, как износостойкость, влагостойкость, ограничение шума, упрощение монтажа, соответствие всем необходимым противопожарным и экологическим требованиям.

Еще одной особенностью данной технологии является сокращение сроков отделки в среднем в 4 раза, так как материалы устанавливаются по принципу «сухого строительства». При использовании технологии «Випрок» сложные системы коммуникаций, которыми обычно оснащен деловой интерьер, остаются скрытыми, но доступ к ним не составляет труда.

Отечественные производители керамической плитки обнаружили себя на рынке строительных материалов сравнительно недавно, но зато почти сразу почувствовали себя уверенно. Предлагаемый ими метод облицовки стен керамической плиткой в последнее время стал наиболее популярным способом отделки квартир и офисов. Это вызвало в мире настоящий бум в производстве данного материала. Хотя прошлое российской плитки далеко не такое уж радужное. Вспоминать не хочется, какой унылой она была в эпоху бурного строительства пятиэтажек: однотонная, мутновато-белого или грустно-голубого цвета, кривая и хрупкая. И такую плитку было не просто купить. Стране требовались миллионы квадратных метров любой плитки, и российские заводы штамповали однотипные керамические квадратики.

За рубежом общепризнанной королевой керамики считается Италия. Ближе к 1998-му году продукция российских производителей стала более конкурентоспособной, и объемы импортных поставок в Россию стали сокращаться. И если цены за квадратный метр итальянской плитки подчас превышают 40 долларов, то, покупая отечественную, можно уложиться и в 2−3 доллара за квадратный метр.

Оборудование для баров, кафе и ресторанов

До недавнего времени отечественное производство оборудования для общепита всегда оставляло желать лучшего. Но лет десять назад, взяв за основу европейские технологии и импортные материалы, одна из московских компаний наладила свое высококачественное производство. За эти годы фирма «СервисБар» превратилась в настоящую творческую лабораторию, способную осуществить самые невероятные проекты.

У московских производителей множество преимуществ перед зарубежными. Это и индивидуальный подход, и возможность выбора между серийными и эксклюзивными стойками, невысокие цены, оперативность работы (оба производства — барных стоек и нержавеющей стали — находятся в Москве), возможность изготовления столешниц для столов любых форм и размеров под цвет интерьера. Барные стойки, холодильное, торговое, пивное оборудование и мебель — все это теперь можно приобретать и в России. Вы сможете заказать самые разные стойки: барные и административные, торговые и декоративные. Обратившись к отечественному производителю, вы вполне можете рассчитывать на то, что вам профессионально подберут необходимое оборудование, разработают эргономику рабочего пространства, предложат материалы отделки и создадут стойку с учетом всех ваших пожеланий. При производстве изделий применяется весь спектр мебельных материалов, существующих в природе.

Не стоит забывать и о барных аксессуарах. В баре должен быть джиггер — два маленьких металлических стаканчика разного объёма, склеенных дно ко дну. Объём стаканчиков 20/40 мл или 30/50мл. Должен быть стрейнер, применяемый для отделения напитков ото льда, щипцы для льда. Для приготовления некоторых коктейлей возникает необходимость в риммере, чтобы украсить бокал ободком из сахарной пудры по верхней грани стакана. Для разлива напитков тонкой непрерывной струей предназначены гейзеры — специальные пластмассовые или металлические насадки на бутылки. Необходим бармену и специальный пищевой пластмассовый контейнер, в котором можно хранить лёд, а измельчитель для льда поможет превратить холодную глыбу в крошку. Всегда под рукой в баре должен быть барный нож и разделочная доска для нарезки фруктов.

Конечно, можно с уверенностью сказать, что во многом посещаемость ресторана или бара зависит от профессионализма повара и, соответственно, качества подаваемых в нем блюд, но также любой ресторатор понимает, что второй составляющей успеха его заведения является интересный дизайн и оригинальное оформление зала.

Интерьер ресторана играет немалую роль в привлечении посетителей, и его важная часть — барная стойка — должна выглядеть соответствующе. Она должна быть не только функциональной, но и выигрышно подчеркивать оригинальность заведения. Поэтому если перед вами стоит проблема выбора барной стойки, то лучше обратиться к специалистам, которые помогут ее подобрать.

Выбирая стойку самостоятельно, заказчику стоит обратить внимание на материалы, из которых она изготовлена, чтобы определить — на какой срок эксплуатации она рассчитана. Одним из долговечных и качественных материалов является пластик высокого давления. Он термостоек и устойчив к истиранию, к влаге и химическому воздействию, не выцветает и не растрескивается. Другой качественный материал -искусственный мрамор. Его рекомендуется применять при изготовлении верхних столешниц барных стоек и столешниц для столов.

Лучше всего купить стойку, позволяющую легко заменять отдельные элементы бара. Например, последовательно увеличивать размеры барной стойки, закупая дополнительные элементы; изменять дизайн бара путем замены только фасадных панелей или путем перестановки элементов местами; упрощать монтаж встроенного технологического оборудования; значительно снижать объем бара при его транспортировке. В стандартную комплектацию любой барной стойки входит опора под ноги. В барной стойке и пристенном модуле со стороны бармена могут располагаться шкафы с раздвижными дверцами. При их нечетном количестве одна дверка может быть распашной. Регулируемые по высоте ножки позволят сглаживать неровности пола. Обычно срок заказа стойки составляет от 3 до 4 недель.

Заказчикам, у которых уже есть барная стойка и необходима лишь барная фурнитура, можно обратиться в фирмы, профилирующиеся на барном оборудовании. Бокалодержатели, крючки для пивных кружек, колонны для верхнего яруса, подставки для ног, а также поручни и многое другое сделают в краткие сроки. Но стоит обратить внимание на качество предлагаемой фурнитуры, оно должно гарантировать сохранение ее первоначального вида в течение нескольких лет, простоту ухода, придать бару красоту, функциональность и законченный, изысканный вид.

При проектировании бара заказчик должен напомнить дизайнерам, что встраиваться должно не только предлагаемое компанией оборудование, но и то, которое у него уже есть. Опытные специалисты при проведении монтажных работ должны учесть все эти нюансы.

Как изменится рынок дизайн-услуг и дизайн-индустрия, и к каким вызовам не готовы дизайнеры?

Публикации : 2014

McCann. You won’t be sorry you listened to us (© McCann Erickson, 2004)

Дизайн сегодня является одной из самых стабильных креативных индустрий с перспективами, не внушающими серьезных опасений, даже в условиях глобального кризиса. «Непотопляемость» дизайн получил благодаря тому, что на самом элементарном уровне, который и обуславливает выживание дизайна, — современную товарную массу нужно оформлять и идентифицировать. Однако если ожидать существенных угроз извне не приходится (дизайн достаточно быстро профессионально адаптируется, например, к внешним технологическим вызовам), то изменения внутри рынка коммуникационных услуг, к которым дизайн-сообщество не готово, могут оказать серьезное влияние на индустрию в целом.

Контроль над процессом

Дизайн востребован в современной экономике, но это не влияет на его положение в иерархии заказчик-исполнитель. Вопрос об иерархии и статусе для индустрий, работающих с нематериальным продуктом, не ставился применительно к ним самим, хотя имеет принципиальное значение как инструмент их капитализации и повышения способности к самостоятельной и независимой деятельности. Или, переводя на язык самих креативных индустрий: быть одной из сторон принятия решений, что даже сегодня звучит фантастически.

Дизайн (дизайнер) фактически вытесняется из процесса коммуникации с заказчиком. Эту функцию и привилегию, обеспечивающую контроль над процессом разработки продукта, постепенно присваивают себе крупные игроки рынка, при условии, если они смогли выстроить систему полного цикла — от научных исследований до конечного продукта.

Но участники рынка еще не смогли выработать полный коммуникационный и гуманитарный цикл услуг, построенный не по вертикальному и иерархическому принципу (в существующей иерархии дизайн, кстати, стоит на последнем месте), а как интегрированная система.

Конечно, дизайн сохраняет свою нишу, повторимся, заменить его нечем. Но сводится он к сугубо подчиненной и узко ремесленнической функции. Дизайнер при этом фактически лишается права голоса. В то время как маркетинг и брендинг активно наращивают свое значение (и значимость) в бизнес-процессах, дизайн ее теряет, становясь пассивным исполнителем.

Дизайнеры не могут противостоять подобному вытеснению, потому что потеряли, вернее, не смогли удержать собственный профессиональный и социальный статус.

Не следует забывать и о том, что российская дизайн-отрасль находится не в самом благоприятном положении, в том числе и для восстановления своих позиций в креативных индустриях. Так, по данным «Мониторинга сектора интеллектуальных услуг в России» (НИУ ВШЭ — «Ромир», 2007—2012 гг.), после обвала 2009 года рынок дизайн-услуг в 2012 году не смог достичь показателей 2006 года.

Оценка динамики объема рынка услуг в обасти дизайна, 2003—20012 гг., млн. долл. Источник: НИУ ВШЭ — «Ромир».

Коммуникационный разрыв

Одной из причин такого положения для российской дизайн-индустрии является, например, отсутствие собственных экспертно-медийных ресурсов (СМИ, экспертов и спикеров, выступающих на общественно значимых площадках), с помощью которых продвигаются интересы отрасли или даже отдельных ее представителей.

Получается парадоксальная ситуация — индустрия, формирующая коммуникации, не владеет коммуникациями с внешней средой. Ведь дискурс дизайна интересен только дизайнерам (правда, само слово дискурс у дизайнеров легко может вызвать раздражение), в современном обществе они остаются немы, а раз так, то нет и полноценного диалога. Дизайнеры не воспринимаются сегодня всерьез.

Дизайн теряет теорию, аналитику, экспертизу, которые разбирают другие индустрии. Проблема при этом носит не технический характер (сегодня доступность каналов коммуникации как никогда высока), а связана с отсутствием контента. Ситуация усугубляется системным отчуждением дизайн-практики от дизайн-теории, разрывом с дизайн-институтами (профессиональные объединения отсутствуют во всех сегментах рынка дизайн-услуг).

Вместо того чтобы расширять компетенции и функции, применять интегрированный подход к коммуникациям, дизайн-индустрия пытается законсервироваться внутри себя самой.

Положение на рынке

Это неизбежно приводит к перекомпоновке всего креативного рынка, в новой конфигурации которого и дизайнеры-наемные работники, и дизайнеры-фрилансеры, и дизайн-студии, привлекаемые к работе в качестве аутсорсинга, отчуждаются от непосредственной работы с корпоративным клиентом. Таким образом, меняется характер присутствия дизайна на рынке вследствие изменения структуры и системы всего производственного процесса.

Конечно, нам возразят, что всегда для дизайна будет доступен малый бизнес, работающий с частными дизайн-предпринимателями и небольшими креативными командами и студиями. Но такой подход не учитывает изменчивость и нестабильность рынка, а также динамичность развития технологий: малому и среднему бизнесу крупными игроками может быть предложена новая схема работы.

Стоит агентствам-монополистам пересмотреть работу со средним и малым бизнесом и весь сложившийся паритет между крупными или сетевыми и мелкими профильными студиями будет полностью нарушен, что приведет не просто к переделу рынка, но и изменению его структуры.

Лучше всего в данной конфигурации будут чувствовать себя крупные агентства, но только потому что они обладают внутренними резервами для расширения до полного цикла.

К чему готовиться?

Речь идет не об уменьшении рынка дизайн-услуг, а о его переформатировании в рамках доступа к заказчику. Дизайнеры могут быть поглощены крупными структурами и развиваться только в их понятийных (в широком смысле) рамках.

Таким образом, чтобы получить выгодные позиции и условия в границах будущей структуры рынка, дизайнеры должны понять, что отсидеться по отдельным направлениям отрасли и «внутри» дизайна не получится.

В этой связи следует отметить, что одним из новых стратегических направлений для российской дизайн-индустрии является развитие через академические институты, что в целом повторяет западный опыт. Сегодня перед дизайном стоят новые качественные вызовы, обусловленные глобальными изменениями в креативных индустриях, но дизайн к этому не готов. Более того, российская дизайн-индустрия пытается делать вид, что ничего не изменилось и ничего не происходит.

Анализ рынка дизайнерских услуг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *