Содержание
История
Ментальная арифметика берет начало в V веке до н.э. в Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Китае и ряде других древних культурах. По данным Википедии впервые абак появился, вероятно, в Древнем Вавилоне. 3 тыс. лет до н. э. Первоначально представлял собой доску, разграфлённую на полосы или со сделанными углублениями. Счётные метки (камешки, косточки) передвигались по линиям или углублениям. В V в. до н. э. в Египте вместо линий и углублений стали использовать палочки и проволоку с нанизанными камешками.
В современной истории ментальная арифметика популярна в странах Азии уже много лет. В Китае распространен суаньпань – аналог абакуса, а в Японии – соробоан. Конструкции принципиально аналогичны, используют десятичную систему счисления, хотя японский вариант несколько экономичнее (в китайском, как и в русских счётах, используются «лишние» с точки зрения математики косточки). Для китайского и японского абака существует скрупулёзно разработанный набор алгоритмов, позволяющих механически (то есть не занимаясь дополнительными вычислениями в уме или на бумаге) выполнять все четыре арифметических действия и даже извлекать квадратные и кубические корни.
Абакус (соробан) активно применяется и по сей день в Японии, несмотря на повсеместное распространение электронных калькуляторов. В Японии использование абакуса (соробан) является элементом школьной программы обучения счёту в младших классах. Также счёт на абакусе (соробан) популярен как вид развлечения или своеобразный спорт.
Что такое ментальная арифметика?
Ментальная арифметика – это система выполнения быстрых и точных арифметических действий на воображаемом в уме абакусе. Простыми словами, счет в уме без бумаги, калькулятора или компьютера.
Что же такое абакус?
Современный абакус или соробан представляет собой счеты прямоугольной формы с перекладиной, деляющей на две части. Каждая косточка в верхней части имеет значение «пять», а в нижней части «один». Края косточки заострены, что позволяет детям развивать мелкую моторику. На таких, казалось бы, простых и непонятных счётах, дети считают быстрее калькулятора. На этих счётах дети могут выполнять все арифметические операции, от простейшего сложения однозначных, двузначных и многозначных чисел до извлечения квадратного и кубического корней чисел. Благодаря абакусу дети легко представляют и предвигают косточки в уме, что позволяет в последствии производить расчёты благодаря воображению.
В чем польза ментальной арифметики для ребенка
Методика ментальной арифметики ANZAN рассчитана на детей от 4 до 16 лет. В данный период возраста идет интенсивное развитие мозга, дети схватывают все на лету и запоминают на навсегда. В начале дети учатся пользоваться абакусом. Пальцами они передвигают косточки, что способствует развитию мелкой моторики. После дети учатся представлять абакус в уме и мысленно передвигать косточки, тем самым развивают оба полушария мозга.
Преимущество методики это гармоничное развитие левого и правого полушария мозга. Плюсы ментальной арифметики заключается в универсальности и применима на любых школьных предметах — от быстрого изучения английского языка до математики и рисования.
Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание. Левое полушарие отвечает за логику и анализ, анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием. Развивая левое полушарие ребенок легко усваивает математику
Правое полушарие ответственно за воображение, дает возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству, а также специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Ментальная Арифметика Соробан
Сперва разберемся, что это такое. Ментальная арифметика предполагает особое обучение детей. Они не просто обучаются математике как в школе. Их учатся считать, используя японские счеты абак (второе из название — соробан) и только после того, как они научатся представлять в воображении эти счеты, на них уже перемещают косточки.
На соробане всего есть 5-ть косточек, именно они и задают 1 разряд числа. Это говорит о том, что даже не очень способный к арифметике ребенок способен правым полушарием «увидеть» число. Другими словами, происходит некая трансформация/визуализация нужных образов. Суть в том, что, если ребенок будет регулярно считать по такому методу, то формироваться будут его нейронные связи с большей скоростью (примерно в 2 раза).
У детей, которые овладели этой методикой, отмечается более развитая зрительная память, они становятся успешнее в школе.
Ментальное обучение: развенчиваем мифы
Методика Соробан активно практикуется с 2013 года. Название она получила одноименное от японских счетов соробан. Положительного результата от обучения можно достичь, если уделять хотя бы 15 минут тренировкам дома. Педагоги работают непосредственно на результат, а именно — успехи детей, при чем абсолютно каждого! Не гениев, не зубрил, а всех!
Некоторые неопытные маркетологи составили мифы относительно такого обучения – спешим их развенчать:
1. Данной методике насчитывается около 2000 лет. В то время как сами счеты Соробан, при помощи которых учат арифметике, на самом деле появились в Японию только в 17-ом веке. Неувязочка, раз методику начали практиковать до Рождества Христова.
2. Дети должны получать максимум теории (речь идет про кубические корни, обучение умножению, делению). На самом деле японцы, используя свои счеты, решали не только невероятно сложные инженерные задачи, но и по контуру даже брали интегралы. Только зачем ребенку лишняя информация? Ему важно понимать лишь то знание, которое он способен унести в голове. Важно понимать, что информация будет бесполезной, если нет умения ее использовать/применять.
В качестве банального примера можно привести рекламу, в которой продавец рассказывает про новый фотоаппарат с 200 мегапикселями, которые «засунуты» в самую дешевую «мыльницу». Реклама многообещающая, только вот фотоснимки получаются в результате на 6-мегапиксельной камере с дорогой оптикой намного качественнее.
3. Все, что имеет связь с японскими счетами соробан, и есть метод обучения Соробан. Развенчаем и этот миф. На самом деле до 2013 г. мир не знал ни школ Соробан, ни методов такого обучения арифметике. Хотите простое доказательство? Напечатайте в документ «Word» слово «соробан» — вы увидите, что оно будет подчеркнуто красным (обозначено как грамматическая ошибка). Это говорит о том, что до 2013 года даже слова такого не существовало.
Суть в том, что торговая марка Соробан была спокойно зарегистрирована. Почему? Дело в том, что все остальные именовались абсолютно по-другому.
Соробаном этот метод обучения назвала впервые уникальная школа устного счета Соробан, которая (не лишним будет отметить) только по воле судьбы не стала школой устного счета Анзан (для тех, кто не знает, Анзан – это название японских соревнований, которые проводят по устному счету).
По-настоящему яркий успех школы Соробан (подтверждение тому — феноменальные результаты обучающихся по этой методике детей) даже заставил другие современные центры/университеты/академии ментальной арифметики оставить собственные бренды и «притворяться» Соробаном. Именно по этой причине ходят слухи о том, что данная методика «не работает» либо не дает всех ожидаемых результатов.
О ментальной арифметике
Г-жа Кимико Кавано, научный сотрудник, Nippon медицинской школы, центра информатики и наук:
«Образное мышление пользователей изучалось с помощью энцефалографии во время различных видов деятельности в течение десяти лет. В начале исследования субъектами были в основном студенты. Мы давали им слушать музыку или производить математические вычисления, использовали ЭЭГ для исследования мозговой деятельности.
После статистического анализа данных, полученных после тестов более двухсот студентов, мы обнаружили, что тенденция волн, которые указывают на активные области мозга, появилась у правого полушария, когда они слушали музыку, и слева при расчете.
Это подтверждает гипотезу о том, что правое полушарие мозга используется для распознавания изображений, рисунков и музыки, а левое полушарие мозга имеет дело с логикой и расчетами.»
Нейронная активность в правом полушарии
«Когда мы измерили показания у испытуемого во время устного счета, то результат оказался неожиданным. Обычно левая височная область используется для расчета, но здесь она почти полностью не использовалась. Вместо этого волны появились на правой затылочной области. Другими словами, учеником осуществлялся расчет с использованием правого полушария. Я не была полностью убеждена после результатов только одного человека, потому что всегда есть исключения и некоторые индивидуальные различия в мозговых волнах. Тем не менее, мы провели те же исследования с другими людьми. Результаты были почти идентичны предыдущему случаю с небольшими отдельными отклонениями. Мы спросили, как они производили расчеты, и большинство из них дали тот же ответ, что представляют счеты и решают с помощью них образно.»
Вербальное мышление и обработка изображений
«Как правило, обычные люди совершают вычисления в уме. Они перекладывают математические понятия в слова. С другой стороны, пользователи просто визуализируют изображение счет в голове. Они не заменяют изображение в словах. Эта разница и видна на ЭЭГ. Такие тенденции в мозгу можно наблюдать у профессиональных игроков сеги (японские шахматы) в то время как они решают задачи игры. Однако, когда они вычисляют, они используют свое левое полушарие так же, как обычные люди. То же самое происходит и со счетами. Важно то, что способность визуализировать может быть использована для других субъектов и поведения.
Некоторые специалисты используют счеты и способность к запоминанию, например, для того, чтобы запомнить целую страницу учебника или даты в истории. Не только для специалистов, но и для начинающих обучение счету полезно. Легко понять изображения на сложение и вычитание, потому что они представляют перед собой счеты. Эта система также позволяет понять десятичные системы и концепции цифровых позиций. Как только дети понимают числа, они, вероятно, станут любить математику. Они будут более уверенными, может быть много положительных воздействий по другим предметам в школе.
Современное образование фокусируется на теории и ее механическом запоминании. Теория, конечно, важна, но многие студенты не могут получить фактическое чувство понимания только через нее. Я считаю, эффективное применение образного мышления способствует человеческому творчеству и вдохновению.»
Учебные пособия и материалы
Слово «абак» происходит от латинского «аbacus», греческого «аbax» и переводится как «доска». Это устройство для арифметических вычислений появилось в 3 тыс. до н. э. в Вавилоне. К 5 в. до н.э. распространилось по странам Древнего Востока, а затем было завезено в Грецию.
Первоначально абак имел вид дощечки, присыпанной песком и разделенной на борозды. Вычисления производились с помощью камешков и ракушек.
Мраморная табличка-абак, размером 150х75 см, была найдена в 1846 году на греческом острове Саламин. Она считается единственным греческим абаком, который дошел до наших времен.
Абак постепенно совершенствовался: римляне, например, вместо деревянных дощечек стали использовать мраморные. Борозды заменили выточенными желобками, а камушки — мраморными шариками.
Реконструкция греческого абака | Реконструкция римского абака |
Благодаря длительной эволюции сформировались три разновидности абака: китайские, японские и русские счеты.
Китайский счеты «суан-пань» появились в 12 в., а японские счеты «соробан» — в 16 в. Благодаря таким счетам можно совершать все 4 вида математических вычислений и даже определять квадратные и кубические корни. До сих пор японские школьники обучаются с помощью соробана, который развивает устный счет, помогает усвоить десятичную систему вычисления и азы математики.
Суан-пань | Соробан |
Русские счеты появились в 15-16 веке и активно использовались до появления калькуляторов. Они позволяли работать не только с целыми числами, но и четвертями, десятыми и сотыми дробными долями.
Русские счеты
Ментальная арифметика основана на изучении принципов работы абака.
Мы используем абак, состоящий из 5 костяшек на каждой спице. Костяшки — это числа, идущие в определенном порядке. С помощью абака дети овладевают всеми 4 видами арифметических действий: сложение, вычитание, умножение, деление.
Сначала ребенок учится считать на абаке, но постепенно привязка к счетам уменьшается, и ученик выполняет вычисления в уме.
Каждое число воспринимается как картинка: ребенок видит цифру и представляет соответствующее изображение на счетах. Ученик, мысленно совершая движения косточками, молниеносно находит ответ на арифметические задачи с многозначными числами.
Благодаря этому развиваются оба полушария мозга, и ребенок в совершенстве овладевает навыками устного счета.
Левое полушарие — рациональное и аналитическое, поэтому отвечает за логику и вербальное мышление. Правое полушарие преобладает у людей творческих, полагающихся на интуицию и мыслящих визуально. Уникальность методики МЕНАР состоит в том, что мы развиваем левое полушарие с помощью правого. Именно благодаря абстрактному мышлению, навыку восприятия числа как картинки на воображаемом абаке, ребенок выполняет сложные математические задачи. Таким образом, происходит гармоническое взаимодействие обоих полушарий мозга.
Изучение ментальной арифметики на абаке развивает:
- концентрацию внимания;
- память;
- ассоциативное мышление;
- быстрый и точный счет;
- уверенность в себе;
- способность принимать самостоятельные решения.
Ментальная арифметика — это лучший тренажер для мозга!
Обучение ментальной арифметике на абаке проводится в комфортных и современных классах, оборудованных компьютерами и большим экраном.
Для программы МЕНАР разработаны учебники, специальные числовые карточки и картинки.
Новый материал выводится на большой экран при помощи компьютера. Примеры показываются на учительском абаке, висящем на доске. Затем дети выполняют упражнения из учебников на своем абаке, на каждую спицу которого нанизано по 5 костяшек.
Развитие мозга осуществляется через тактильные ощущения и визуальное восприятие, когда пальцы дотрагиваются до костяшек и перебирают их. Постепенно учащиеся начинают выполнять вычисления в уме без физического использования абака, лишь представляя костяшки.
Помимо этого, учащиеся пользуются планшетами или компьютерами, на которых установлена программа «МЕНАР Анзан». С помощью тренажера они выполняют различные упражнения, играют и участвуют в конкурсах.
Дома ученики тренируют свои навыки с помощью он-лайн платформы. Каждый ребенок получает индивидуальное домашнее задание, сложность которого зависит от уровня знаний и умений. У каждого воспитанника есть свой личный кабинет, с помощью которого они всегда могут решать задачи он-лайн, даже во время летних каникул, путешествий или болезни.
На занятиях ученики регулярно просматривают, обсуждают, поясняют и комментируют учебные видеозаписи. Это развивает наблюдательность, навыки словесного выражения и умение оценивать.
Таким образом, в процессе обучения задействованы:
- абаки для учителя и каждого из учеников
- специальные учебники, числовые карточки, картинки;
- компьютеры, большой экран, видеозаписи;
- программа «МЕНАР Анзан»;
- он-лайн платформа с личным кабинетом ученика.