Слушателям факультета «Краеведение» Красноярского краевого народного университета «Активное долголетие» 2018-2019 учебного года было предложено во втором полугодии написать выпускное эссе на выбор по следующим темам: «Удивительные встречи в моей жизни», «Моя судьба в истории страны», «История одной фотографии из семейного альбома».
Итоги данной работы на последней лекции подвела декан факультета «Краеведение» Людмила Эдгаровна Мезит. Слушатели факультета стали содокладчиками преподавателя по теме: «Индустриальное развитие Красноярского края в советский период». Наши слушатели были активными участниками индустриализации Красноярского края, стояли у истоков строительства и развития промышленных заводов, предприятий города Красноярска, некоторые из которых закрылись и прекратили свое существование в постсоветское время. Благодаря их воспоминаниям, эта информация будет передана будущим поколениям.
Воспоминания Фаины Кузьминичны Холоповой: тяжелое голодное детство, переезд в город Красноярск, учеба в ФЗУ и институтах, яркая и интересная трудовая жизнь на Шелковом комбинате. Фаина Кузьминична написала откровенно, искренне о своей личной и трудовой жизни, также выразила свои чувства, размышления и в стихотворную форму собственного сочинения.

Я, Холопова Фаина Кузьминична, родилась в ноябре 1942 года в Сибири, на берегу Иртыша. Папа ушел на фронт в сентябре, а через полгода пришла похоронка: погиб без вести в Смоленской области 20.03.1943 года. У мамы на руках осталось трое детей: дочь 7 лет, сын 4 года и я. Мой отец меня никогда не видел, остались треугольные письма с фронта жене и детям, в которых он пронзительно просит маму беречь детей, сообщает о делах на фронте, что верит в победу, что враг будет разбит. Но судьба распорядилась по-другому, он погиб.
Мой отец меня не видел,
Я не видела его,
Потому что был он призван
До рожденья моего.
А потом в солдатских письмах
Треугольных, боевых
Он писал своим детишкам:
Фрицев бью за вас троих.
А жене писал: родная,
Береги детей,
Я вернусь, ты это знаешь,
Через сто смертей.
Но война не пощадила,
Был убит боец,
Похоронкой весть влетела:
Ваш погиб отец!
И казалось, горе маме
Век не пережить,
Нету сил, а боль так ранит,
Как одной растить?!
И когда я слышу песню
Темной ночи плачь,
Вижу маму в сорок третьем,
Надо мной склонясь
И сегодня всем заветам
Ее подвиг чтить,
Ради той святой Победы,
Скорбя, пред нею голову склонить!
Помню детство бедное, голодное, как мама работала день и ночь, чтобы прокормить нас, она отвечала в деревне за выпечку хлеба, на ней было все: на своем горбу перетаскать 50 килограммовые мешки с мукой и сахаром с пристани, месить руками тесто, печь хлеб. Я помню «петушки» — это свисший из формы хлеб, его надо было удалить, и мы, дети, ели эти петушки, как самое большое лакомство.
Старшие брат и сестра ходили в тайгу, пилили пилой деревья, волокли их на саночках, распиливали и кололи дрова, помогали маме, сажали картошку, собирали в лесу ягоды, грибы.
После войны в 1949 году мы переехали на Урал к родственникам мамы, там я окончила 10 классов, брат – горный техникум, а сестра медучилище. Нам дали комнату. Маму мы практически не видели! Ночью она шила на заказ, а утром уходила раным-рано на работу в детский сад. Маму слушались беспрекословно, сестра, как старшая, отвечала за младших. В 16 лет ей доверили заведование здравпунктом на шахте, появились хоть какие – то заработки, можно было купить сандалии на лето и не ходить босиком, а зимой – валенки. Одежду мама шила и перешивала сама, раздетыми и неряшливыми мы не были.
Помню в 6-ом классе от шахты мне дали бесплатно путевку в пионерлагерь на 2 сезона, где нас кормили сытно 4 раза в день, водили в походы, учили бережно обращаться с книгами, соблюдать чистоту и порядок в палатах, я научилась вышивать крестиком и гладью. Это было самое счастливое сытное лето! В шахтерском поселке был свой дворец культуры с разнообразными кружками, все бесплатно, только знай ходи, я одновременно посещала хоровой, танцевальный, спортивный.
После окончания школы в 1959 году мы с братом уехали в Красноярск, он на стройку Шинного завода электриком, окончил Политехнический институт и вырос до директора завода «Супершина», а я была принята в ФЗУ (школа фабрично-заводского ученичества) при Шелковом комбинате учиться на ткача.

1960-е годы. Вид на Шинный завод. Ул. Тамбовская, 5. Источник https://vk.com/krk_retro
Общежития не было, снимала частное жилье в Суворовском поселке, вставала в 5 часов утра, хозяева экономили дрова и не топили на ночь, я промерзала до костей, шла пешком через Суворовский, Первомайский поселок к южной проходной и там, в цеху у батареи, отогревалась, пока не начнется утренняя смена в 7 часов. Так продолжалось до весны 1960 года, нас поселили в комнаты дома №79 на Красноярском рабочем, где было тепло, горячая вода, туалет, ванна, большая кухня, где мы собирались все вместе, готовили общую еду из картошки с подсолнечным маслом, ели, пели до глубокой ночи, а утром в трамвае ехали 4 остановки на работу.

Первомайский посёлок, 1960-е годы. Источник: https://clck.ru/HAMoC
В этом же 1960 году, учась в ФЗУ, нам разрешили поступать в институт на заочное отделение, сдали экзамены, поступили, ездили на занятия после работы от станции Злобино на паровозе до Железнодорожного вокзала, а после занятий покупали на вокзале горячие пирожки с ливером и возвращались в общежитие.
ФЗУ я закончила в 1961 году с отличием и после второго курса института уехала в Москву учиться на дневном отделении в Московском текстильном институте по специальности технолог ткацкого производства.
Через 5 лет вернулась на Шелковый комбинат, где проработала 40 лет, половину из них в художественной мастерской комбината в должности Дессинатора – конструктора ткани. Это редчайшая специальность, уникальность ее в том, что зная сырье, станки, технологию ткачества и отделки тканей, совместно с художниками и колористами, создать ассортимент и этим самым прославить предприятие, единственное за Уралом, здесь в Красноярске.

Фотография из брошюры «Крупнейшее предприятие шелковой промышленности Восточной Сибири». — Красноярск, 1982.
Нас было трое, и мы создали огромный ассортимент от подкладки и ворсовых тканей до жаккардовых портьерных тканей, гордости комбината, а затем комбинат перевооружился на бесчелночное ткачество, мы создали новую группу гобеленовых мебельных тканей и тканей спецназа.

Фотография из брошюры «Крупнейшее предприятие шелковой промышленности Восточной Сибири». — Красноярск, 1982.
На комбинате работали 6 тысяч рабочих в три смены, в сутки мы выпускали более 100 тысяч метров тканей, мы участвовали на международных и всесоюзных выставках, ездили в командировки по всей стране от Прибалтики до Украины, в Ташкент и на Волгу. Наша слава росла, к нам приезжали учиться, и мы охотно делились опытом не только в СССР, но и в Англии, Болгарии, Германии.

Перемотка уток на мотальных машинах. Красноярский шёлковый комбинат, 1959 год. Источник: https://clck.ru/HAKpN
Высокая культура производства, современная технология, широкий ассортимент выдвинули комбинат в передовое производство, коллектив был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а наши ткачи были награждены званиями Героев Социалистического Труда. Комбинат построил много детских садов, общежитий, школ, свою поликлинику, пионерлагерь, лыжную базу, Дворец культуры (ныне Свердловский ДК). Строили жилые дома и бесплатно давали квартиры в порядке очереди и семейного положения.
Но с развалом СССР Шелковый комбинат был приватизирован, ушел в частные руки, был распродан, оборудование сдали в металлолом, в огромных корпусах наших фабрик возникли торговые дома («Атмосфера», «Вавилон»), кафе, сауны, и с началом 2000-х годов комбинат прекратил свое существование, рабочим дали ваучеры, и все они были выброшены на волю, кто куда. Так завершилась моя трудовая биография.
Сегодня на территории комбината:


Источник фото: https://clck.ru/HAKzo
Но учитывая большой опыт работы с людьми, я нашла себя в общественной жизни, 13 лет я работала помощником депутата городского Совета депутатов, была награждена Почетной грамотой. Это очень ответственная и трудная работа, так как люди идут к депутату за помощью, со своими проблемами и обидами.
Надо уметь выслушать, принять решение, как помочь человеку, чтобы его жизнь сделать лучше, добиться результатов и контролировать процесс до окончательного решения.
Мы организовывали экскурсии, объехали город и пригороды, участвовали в мероприятиях ко Дню Победы, навещали на дому больных ветеранов войны и труда, посещали концерты, для детей-школьников, отличников учебы, заказывали красивые автобусы и возили их в Овсянку в музей В. П. Астафьева, в дом В. М. Крутовского «Усадьба». Получилось так, что наши избиратели стали нам родными людьми, с которыми, уже не работая, мы поддерживаем связь. Люди у нас прекрасные, надо просто любить их честно и преданно.
Особо выделю в моей биографии получение документов «Дитя войны» и «жертва политических репрессий». Они отражают тяжелое время для страны – раскулачивание, ссылка в Сибирь, война. Все это произошло с моими родными, моими родителями. Семьи большие по 10-12-14 детей, жили дружно, хуторами, пахали, сеяли, молотили, строили себе дома, работали от мала до велика. Вот их, этих замечательных тружеников, и раскулачили, сослали гуртом на лесозаготовки в Сибирь как спецпоселенцев, в самую глухомань, где кроме моторных лодок да катеров, только вода без конца и без края. Родители оставляли детей дома, а сами шли в тайгу с пилой ручной валить деревья, норма должна быть выполнена, каждый день нужно было отмечаться в комендатуре, что вы живы. Дети рождались, слабые умирали, хлеба не было, только 200 грамм на человека, люди валились с ног, болели цингой.
Спецпереселенцы в Сибири, 1920-е годы. Источник: https://clck.ru/HAN6a
Ссылка продлилась 10 лет, перед войной родители получили паспорта, когда началась война, мужчин призвали на фронт. Моя бабушка проводила на фронт 4 сыновей от 17 до 30 лет, все погибли, кто в Смоленской области, кто в Белоруссии в 1943-1944 годах, как она пережила это горе, знает только один Бог. Поэтому для меня день Победы самый святой день, я стараюсь пройти в колонне до Мемориала Победы, почтить память мамы, папы, бабушки, ее сыновей. Пока я жива, всегда буду чтить их память, и передавать это моим детям и внукам. Жизнь продолжается!
Мой край любимый Красноярский,
От гор Саянских до морей,
Тайгой ты славен да прекрасный
Тебя пронзает Енисей.
Сибирь моя, горжусь тобою,
Какие люди здесь живут,
Все ими создано, раздольно
Они и пляшут, и поют.
Спасибо, мой суровый славный,
Встречай свой новый юбилей,
Тебе по праву нету равных
И нет нигде тебя сильней!!!
Фаина Кузьминична Холопова,
слушательница факультета
«Краеведение» Красноярского
краевого народного университета
«Активное долголетие»

Красноярский шелковый комбинат

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *