Банк знаний: в России растет уровень инвестиций в образование

Сфера образования становится всё более привлекательной для инвестирования. В нынешнем году в России появится новый венчурный фонд для поддержки стартапов в этой области. Крупнейшие бизнес-игроки намерены создавать кафедры в вузах и вкладываться в развитие университетской инфраструктуры, а ВЭБ запустит проект по созданию студенческих городков. «Известия» разобрались с механизмами инвестирования в сферу образования, изучив опыт сотрудничества бизнеса и высшей школы.

Вопрос развития

В последнее время в России появилось большое количество государственных и частных организаций, которые поддерживают и развивают качественное высшее образование. Активно ведут себя и крупные бизнес-игроки — в частности, Сбербанк и ВЭБ. С 2013 года действует проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ — «5-100». Созданы специальные фонды для университетских проектов.

Сейчас на государственном уровне важно обеспечить равенство образовательных возможностей для каждого и подготовить условия для создания инновационных продуктов и услуг. А это невозможно без развития конкуренции, в том числе среди частных игроков, считает заместитель председателя ВЭБа Светлана Ячевская.

— Поэтому мы поддерживаем развитие новых финансовых инструментов, включая государственно-частное партнерство, социальные облигации или импакт-финансирование, — отметила она. — Наш совместный с Минобрнауки проект по строительству студенческих городков позволит организовать качественно новую образовательную среду и создаст дополнительные места для проживания студентов. Взаимодействие бизнеса и государства повысит конкурентоспособность российского образования.

Долгое время образование оставалось сегментом рынка, заметно обделенным частными инвестициями. Во многом это было связано с высокой степенью зарегулированности отрасли, большой ролью государства и ограниченным количеством допустимых бизнес-моделей, сообщил «Известиям» инвестиционный директор Российской венчурной компании (РВК), которая активно развивает сотрудничество образовательных организаций и частного бизнеса, Алексей Басов.

— Сегодня это быстрорастущий рынок, одно из ключевых направлений венчурных инвестиций, область быстрой цифровизации и появления новых технологий, — уверен он. — Этому способствует широкий спрос на образовательные продукты и готовность людей тратить деньги на развитие.

В настоящее время РВК создает фонд развития образовательных технологий для поддержки лучших решений в этой области, его размер составит 6,9 млрд рублей.

Вузы идут в бизнес

В последнее время движение в сторону усиления взаимодействия с бизнесом, создания предпринимательской среды и инновационной экосистемы вокруг себя демонстрируют и сами российские университеты, подчеркнули в пресс-службе проектного офиса «5-100». Для этого вузы всячески стремятся адаптировать потенциал науки и профессионального образования к запросам современного бизнеса.

— Благодаря сотрудничеству с крупными компаниями университеты получают ряд преимуществ. Такое взаимодействие обеспечивает развитие и совершенствование их компетенций, предоставляет доступ к промышленному оборудованию для испытания разрабатываемых технологий, позволяет быть в курсе актуальной научно-технической повестки, — пояснили «Известиям» в представительстве «5-100».

Само же привлечение частных инвестиций в высшее образование реализуется благодаря внедрению практики государственно-частного партнерства и созданию целевых фондов, уточнили в проектном офисе.

Удачные кадры

Помимо развития научно-технического потенциала страны в целом бизнес привлекает в образование возможность подготовки квалифицированных кадров. Компании идут в университеты, чтобы получить одновременно и передовые разработки, и команду, которая в будущем поможет развитию самого инвестора, считает проректор по инновационной деятельности Томского государственного университета (ТГУ) Алексей Беляков.

— Бизнес знает, что на молодого сотрудника, чтобы он стал компетентным работником, нужно потратить год. Предприниматели заинтересованы в создании базовых лабораторий в университетах, где студенты уже при выполнении курсовых и дипломных работ, решают задачи компании и получают нужные компетенции, — сообщил он.

Помимо компетентных кадров инвесторы получают и лояльность студенческой среды, отметил проректор по международным программам и технологическому предпринимательству МФТИ Алексей Малеев. В этом вузе реализуется большое количество совместных проектов со Сбербанком — в частности, создана собственная кафедра банковских информационных технологий.

— Это поднимает уровень HR-бренда компании, то есть ее привлекательность как работодателя, — подчеркнул он. — Понятно, что первое место работы, куда приходят молодые люди, запоминается больше всего. Это не только задачи, но и первый опыт работы в индустрии. Срок работы в таких компаниях выше среднего.

В России также активно развивается субсидирование предприятий, вкладывающих деньги в науку и образование, отметил эксперт.

О том, как создавался проект «Языковой лагерь для детей на озере Байкал», рассказывает его создатель, генеральный директор ООО «Глобус медикал» Лариса Тахарова

Вложение средств в образование детей является выгодным инвестиционным инструментом, считает Лариса Тахарова. Хорошее образование, полученное в результате финансовых вложений, обеспечивает детей источником постоянного дохода на многие годы. Как правило, получение престижного образования за рубежом начинается с изучения английского языка.

Шесть лет назад, решая вопрос организации летнего отдыха для своей дочери-школьницы, Лариса Тахарова создала проект «Языковой лагерь для детей на озере Байкал». Проект совместил погружение в англоязычную среду с носителями языка через различные проекты: английский театр, клуб разговорного языка, занимательная грамматика, поиски клада, однодневный поход по живописной местности, экологическая акция и бизнес-день. На новый качественный уровень проект вышел в 2013 году при участии сына Ларисы Тахаровой Алексея, изучавшего на тот момент международный бизнес и маркетинг в Оклендском технологическом университете в Новой Зеландии.

— Лариса Михайловна, как у вас возникла идея создания своего дела?

— Идея создания языкового лагеря для детей возникла в то время, когда стала подрастать моя дочь, которая учится в лингвистической гимназии. Мне хотелось, чтобы она могла проводить каникулы с пользой – хорошо отдохнуть и получить навыки общения на английском языке. На тот момент таких лагерей не было, и мы решили его создать совместно с партнерами из Бурятского государственного университета и лингвистической гимназии № 3 Улан-Удэ. Дети в возрасте 8 — 14 лет в течение 7 — 10 дней занимались английским языком в увлекательной форме (квесты, викторины, театр), создавали экологические фильмы о Байкале. Первыми участниками этого проекта были одноклассники дочери. Затем к нам присоединились дети из разных школ Улан-Удэ и республики. Родители были готовы развивать своих детей и с интересом отнеслись к нашему проекту. Сейчас лагерь привлек внимание детей из других городов (Иркутск, Якутск, Новосибирск, Москва, Улан-Батор). С прошлого года мы решили продлить сезон до 14 дней с целью повышения результата разговорной практики.

— Занимались ли вы бизнесом до этого? Если «да», то каким?

— До создания собственного дела я работала переводчиком, много путешествовала, работала менеджером в сферах обслуживания, ресторанного бизнеса. Настало время, когда захотелось заняться своим делом, и в 2008 году мы создали туристическую компанию. Изначально наша компания продвигала массовый туризм. Позднее выделилось два направления в работе компании: образовательный туризм, в т.ч. языковой лагерь для детей, и медицинский туризм. В рамках образовательного туризма наша компания организовывает обучение за рубежом. Мы предоставляем спектр услуг по подбору учебного заведения; визовую поддержку; оформление всех документов для поступления в учебные заведения; поддержку студентов во время обучения, помощь в адаптации.

Это направление мы считаем перспективным. Родители готовы вкладывать в престижное образование своих детей.

— Расскажите, как вы строите свою работу?

— За годы работы проекта сформировалась команда молодых, интересных, талантливых преподавателей из Бурятского государственного университета и студентов Восточно-Сибирского государственного института культуры с творческих факультетов, которые работают в лагере в качестве аниматоров и вожатых. Мой сын активно участвует в нашем проекте, очень болеет за него, придумывает новые и интересные мероприятия. Он, будучи студентом факультета «Международный бизнес», полностью курировал сезон 2013 года – разработал программу, занимался подбором вожатых, сам работал вожатым. В результате сезон 2014 года показал рост количества детей в лагере в два с половиной раза. Статистика показывает, что 70% детей возвращается в наш лагерь снова и снова.

— Сколько человек работает в вашем коллективе?

— Основу команды составляют шесть специалистов — менеджеры, маркетолог, финансист, преподаватели. Численность команды меняется в зависимости от количества детей в лагере. Из года в год лагерь набирает стабильно несколько сезонов в летний период.

— Есть ли возможность устроиться на работу в вашу компанию?

— Тесное сотрудничество с Байкальским колледжем туризма и сервиса и с Восточно-Сибирским государственным институтом культуры дает возможность привлекать в наш проект интересных и талантливых студентов.

— Какова средняя зарплата у ваших работников?

— В нашем лагере зарплата вожатых и преподавателей в разы выше, чем в обычных лагерях. Мы выбираем лучших вожатых и предлагаем им достойный уровень зарплаты. Показателем удовлетворенности преподавателей своей зарплатой является то, что каждое лето с нами работает практически один состав преподавателей. Кроме того, им интересно заниматься развитием этого проекта.

— Какие инновационные бизнес-идеи вы внедряете в работу? Чем ваша компания выгодно отличается от конкурентов?

— Главной идеей проекта является создание языковой среды. Мы считаем, что английский язык не является предметом в школе, английский язык — это средство общения со всем миром. Мы принимаем в лагерь детей с любым уровнем знания английского языка, работаем индивидуально в малых группах. К проекту привлечены носители языка со всего мира – друзья, известные преподаватели, просто интересные люди. В этом году наш лагерь посетили гости из ЮАР, США, Германии, Аргентины и Чехии. Гость из ЮАР, советник при правительстве ЮАР, проводил занятие по бизнесу. Гость из Аргентины давал уроки аргентинского танго, вел футбольный клуб. Гость из Германии обучал детей ораторскому искусству, искусству проведения пресс-конференций и самопрезентаций. Гости из Чехии делились с детьми впечатлениями о своем кругосветном путешествии.

В этом году стартовали проект фото в стиле National Geographic и видеоконкурс «Снять за 24 часа экологический ролик о Байкале».

— Расскажите о планах по развитию вашего бизнеса?

— Мы хотим и далее развивать наш проект, вывести его на международный уровень. У нас уже есть опыт приема детей из Монголии. Мы активно взаимодействуем с Министерством спорта и молодежной политики, с Управлением Роспотребнадзора по Республике Бурятия по приведению деятельности лагеря в соответствие с установленными требованиями и нормами. Мы ставим задачу войти в республиканский реестр детских загородных лагерей для получения государственных компенсаций по путевкам. Создание языковой среды предполагает изучение не только английского, но и родного бурятского языка. Мы планируем создать секцию бурятского разговорного языка и объединить всех, кто уже занимается продвижением бурятского языка: учителей-новаторов, создателей новых методик и учебных пособий. Планируем сделать наш проект круглогодичным. Ведутся переговоры с ОЭЗ «Байкальская гавань» по использованию имеющейся у них инфраструктуры для развития нашего лагеря. Создание собственной резиденции на озере Байкал — одна из задач нашей компании, поскольку затраты на аренду туристической базы на Байкале значительно увеличивают стоимость путевки.

— Есть ли у вас бизнес-кредо, которого вы постоянно придерживаетесь?

— Наша миссия: целостное развитие ребенка путем межкультурного общения — осознать и углубить свои знания о родном крае и донести эти знания миру. Экологическое воспитание — познать мир в увлекательной форме, исследовать его экологию и получить волонтерский опыт.

Вложения в продвижение проекта

  • Для открытия проекта в 2010 году было вложено порядка 500 000 рублей.
  • Окупаемость: затраты окупились примерно за 3 года.
  • Оборот за один сезон при наполняемости 30 детей составляет 720 000 рублей.
  • Сезон – 14 дней.
  • Стоимость путевки – 24 000 рублей.

Инвестиции в своего ребёнка

У нас в Санкт-Петербурге прошла выставка элитных американских школ в формате One-to-One при поддержке Коммерческой службы США.

Я был в этот день в поездке по городу, недалеко от места проведения, заглянул, поговорил с организаторами.

Узнал несколько интересных фактов про обучение в частных школах, позволяющее продолжить высшее образование в лучших университетах мира практически со 100% вероятностью поступления.

Наиболее распространённый вариант – уехать на последние два года вместо российских 10-11 классов (хотя в принципе можно в России закончить школу экстерном).

КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

Лучшие зарубежные школы — богатые школы. На несколько миллионов долларов каждая школа имеет возможность выдать гранты своим подопечным ежегодно.

В школах научные лаборатории с самым современным оборудованием, компьютерные классы, музыкальные классы, художественные и фото-студии, спортивные поля. В некоторых школах есть театр, стрельбище, каток, мультимедийное оборудование, бассейн, манеж, теннисный корт, стены для скалолазания…

Изучают помимо понятных нам предметов менеджмент, бухгалтерский учет, экономику, политику, экологию, робототехнику, инженерное дело…

К физкультуре нередко добавляется верховая езда, сквош, регби, теннис, плавание, танцы.

Малые классы по 10-14 человек.

В некоторых школах большой выбор предметов (более 220!), есть возможность изучения предметов на 4-х уровнях сложности.

Почти у всех школ 100-процентное поступление учеников в 40 лучших университетов мира.

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ


Самая дорогая Швейцария, 100 000 долларов в год (в том числе американская школа-пансион в Лейзине. И это среднеобразовательная школа, правда, в числе ее выпускников дети Рокфеллеров, Вандербильтов и члены королевской семьи Саудовской Аравии).

Достаточно дорогие школы в Америке, в среднем 50 000 в год.

Дешевле процентов на 20% в Канаде, еще дешевле в Европе (Англия – 30 000 долларов в год, если не пансион). Недорого в Испании (10-17 000), совсем недорого в Румынии и Венгрии (5000).

ПРОЖИВАНИЕ

Пансион при школе – самое удобное, 5-ти разовое питание, экскурсии и многое другое.

Также есть другой вариант: жить отдельно в городе и самостоятельно добираться до школы каждый день.

Самый экономичный вариант – проживание в американской семье рядом со школой, но им надо помогать в жизни или в их работе, то есть фактически быть волонтером.

ПОСТУПЛЕНИЕ С ГРАНТОМ

Как поступить в университет с грантом – об этом очень много видео в ютуб. Немало историй, когда оплачивается большая или почти вся стоимость обучения.

С частными школами все намного сложнее, самый большой грант иностранцу, на уровне 50% от стоимости годового обучения, могут получить

— спортсмены (уровень — выступающие за свою страну)

— вундеркинды (участие в олимпиадах недостаточно)

— музыканты (их просто отрывают с руками все школы).

Остальные гранты понижают стоимость обучения на 10-20%, не больше.

Одна девочка настолько хорошо провела свою презентацию, что ее захотели шесть школ сразу. Швейцарская школа очень хотела, и давала скидку 20 000 в год, но это всего 20% от стоимости в 100 тысяч, и девочка выбрала Америку.

Есть школы, в которых нет ни одного русского ученика, и они готовы брать с грантом просто по национальному признаку (например, в штат Миссури). А в Майями например очень много русских, слишком много.

Школы очень хотят детей с выраженными лидерскими качествами, которые могут привлечь и удержать внимание. С хорошей мотивацией, активных. В Америке культ таких «Я-личностей».

Также поступить с грантом легче, если ребенок был в летней школе (ездил на 4-6 недель).

Летняя школа стоит примерно 1500$ в неделю (если мы говорим про америку) +1 000 авиабилет туда-обратно. Учат язык, проходят лидерские тренинги, много общения и впечатлений.

ВЫВОД

Я сам сторонник нашего общеобразовательного стандарта в государственных средних школах (когда речь идет про основное общее образование до 9 класса), у нас в городе есть неплохие гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных дисциплин.

Как правило, там не требуют от детей многого, но дают достаточно высокий средний уровень.

Плюс в наших школах много факультативов, +есть в городе дворцы творчества и так далее. В общем, есть чем загрузить ребенка. И все это бесплатно или очень малоплатно.

И у нас всячески поддерживают талантливых подростков, что почему-то исчезает, когда дети становятся старше.

Так что я двумя руками за хорошие государственные школы в России.

Однако я полагаю, что у вашего ребенка будет совершенно другое будущее, если он последние два года отучится за рубежом и потом продолжит учебу в хорошем зарубежном вузе.

Во-первых, у него будет английский язык в совершенстве, что является предпосылкой к тому, чтобы стать «человеком мира». К сожалению, из наших даже специализированных английских школ выходят с недостаточной базой, и потом люди всю жизнь доучиваются.

Во-вторых, поступление и окончание таких учебных заведений – это подтверждение и даже признание личного потенциала. И делается это вовремя, когда такое признание жизнеопределяющее.

В-третьих, особенно если мы говорим про ВУЗы, то это прекрасные перспективы в плане работы.

В Америке иметь хорошее высшее образование – это фактически иметь билет в средний класс с будущим доходом от 100 000 в год. В Европе примерно так же.

И только в России высшее образование как правило ничего внятного не обещает. На последних курсах в юридическом на СПбГУ у нас все студенты работали, но все сами искали работу, никого не было от крупных компаний, кто бы делал эксклюзивные предложения лучшим.

Лучших студентов нашего курса (6 человек) я пригласил в свое время к себе в юридическое управление крупной гос. корпорации, которое возглавил еще до получения диплома юриста. Но это исключение, мне и им повезло.

За рубежом талантливая личность, которая заявляет о себе рано, проходит как нож сквозь масло к вершинам. Там все этому способствует, сама система, все в этом заинтересованы в силу должностных обязанностей. У нас же нередко становятся лучшими вопреки, и это меня очень огорчает.

Для талантливых девочек я вообще почти не вижу будущего в России, даже если это Санкт-Петербург, а не Сызрань, даже если это СПбГУ – и пусть даже престижный факультет, где большой конкурс на место при поступлении, – в итоге на третьем-четвертом курсе у нее любовь, потом семья-ребенок и все, жизнь пошла «советским» путем.

Или в итоге получаем образование, которое в жизни не применить так, чтобы возникла достойная жизнь, приходится получать доп.квалификацию, иногда переучиваться.

Некоторые показывают домики и машинки, как мерило своего успеха.

На мой взгляд, каждый должен стремиться стать успешным как родитель, а это будет так, только если успешным стал ваш ребенок.

Поэтому еще раз повторюсь, хвастаться надо успехами детей, успешным окончанием больших процессов, важными жизненными датами. А не отдельными покупными благами среднего класса.
P.S.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Атаханов Р.А. 1 1 ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации В статье представлен краткий анализ современных теоретико-методологических подходов к проблеме финансирования высшего образования в целях обеспечения устойчивого роста экономики и благосостояния граждан. Обзор научной литературы позволяет расширить горизонт предвидения возможных вариантов развития государственной политики в сфере высшего образования и обосновать необходимость инвестирования в совершенствование образовательного процесса высших учебных заведений. Научные дискуссии, связанные с государственной политикой в сфере образования, сосредоточены в основном на поиск ответа на вопрос: следует ли правительствам увеличивать финансовую поддержку высших учебных заведений? Результаты исследования показывают, что увеличение расходов на образование, финансируемых за счет налогов, приводит к устойчивому повышению производительности в экономике, когда учитываются экстерналии человеческого капитала. Более того, эффекты роста инвестиций в образование предполагают наличие значительных возможностей для адаптации государственной политики к изменениям социальной сферы. 3919 KB инвестиции в образование эндогенный рост модель общего равновесия 1. Abu-Saad I. Access to higher education and its socio-economic impact among Bedouin Arabs in Southern Israel // International Journal of Educational Research. – 2015. URL: http://proxylibrary.hse.ru:2052/science/article/pii/S0883035515000580 (published online 30.11.2017). 2. Azman N., Sirat M., Ahmad A.R. Higher education, learning regions and the Malaysian transformation policies // Higher Education Policy. – 2014. – № 27(3). – P. 301–321. 3. Lo W. The ranking phenomenon and the experience of academics in Taiwan // High Education Policy – 2014. – № 27(2). – P. 259–277. 4. Li J. The global ranking regime and the reconfiguration of higher education: Comparative case studies on research assessment exercises in China, Hong Kong, and Japan // High Education Policy. – 2016. – № 29(4). – P. 473–493. 5. Oketch M., McCowan T., Schendel R. The Impact of Tertiary Education on Development Systematic: Literature Review for DFID. – London: Institute of Education, 2014. 6. Salazar-Xirinachs J., Nubler I., Kozul R. Wright Industrial policy, productive transformation and jobs: theory, history and practice. – Geneva: International Labour Organisatio, 2014. – P. 2. 7. Canadian Council on Learning. Challenges in Canadian post-secondary education. – Ottawa, 2010. 8. Гичиев Н.С. Экономический рост макрорегиона: детерминанты региональной торговой интеграции и социально-экономического развития: монография. – М., 2017. – 245 с. 9. Павлюченко Е.И., Гичиев Н.С., Атаханов Р.А. Международный опыт повышения качества высшего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10567. 10. Annabi N., Harvey S., Lan Y. Public expenditures on education, human capital and growth in Canada: An OLG model analysis // Journal of Policy Modeling. – 2011. – № 33. – P. 852–865. 11. Annabi N., Harvey S., Lan Y. Science Direct Investments in education: What are the productivitygains? // Journal of Policy Modeling. – 2017. – № 39. – P. 499–518. 12. Teixeira A.A.C., Queirоs A.S.S. Economic growth, human capital and structural change: A dynamic panel data analysis // Research Policy. – 2016. – № 45(8). – P. 1636–1648. 13. Jalil A., Idrees M. Modeling the impact of education on the economic growth: Evidence from aggregated and disaggregated time series data of Pakistan // Economic Modelling. – 2013. – URL: http://proxylibrary.hse.ru:2052/science/article/pii/S0264999312003914 (published online 30.11.2017). 14. Solarin S.A., Yen Y.Y. A global analysis of the impact of research output on economic growth // Scientometrics. – 2016. – № 108(2). – P. 855–874. 15. Hassan G., Cooray A. Effects of male and female education on economic growth: Some evidence from Asia // Journal of Asian Economics. – 2014. URL: http://proxylibrary.hse.ru:2052/science/article/pii/S1049007814000682 (published online 30.11.2017). 16. Saviotti P.P., Pyka A., Jun B. Education, structural change and economic development // Structural Change and Economic Dynamics. – 2016. URL: http://proxylibrary.hse.ru:2052/science/article/pii/S0954349X16300030 (published online 30.11.2017). 17. Petrakis P., Stamatakis D. Growth and educational levels: A comparative analysis // Economics of Education Review. – 2002. – № 21(5). – P. 513–521. 18. Benos N., Zotou S. Education and economic growth: A meta-regression analysis // World Development. – 2014. URL: http://proxylibrary.hse.ru:2052/science/article/pii/S0305750X14002009 (published online 30.11.2017). 19. Vu T.B., Hammes D.L., Im E.I. Vocational or university education? A new look at their effects on economic growth // Economics Letters. – 2012. – № 117(2). – P. 426–428. 20. Ben-Porath Y. The production of human capital and the life cycle of earnings // Journal of Political Economy. – 1967. – № 75. – P. 352–365. 21. Heckman J.J. A life-cycle model of earnings, learning, and consumption // Journal of Political Economy. – 1976. – № 84. – P. 11–44. 22. Bouzahzah M., de la Croix D., Docquier F. Policy reforms and growth in computable OLG economies // Journal of Economic Dynamics and Control. – 2002. – № 26. – P. 2093–2113. 23. Lucas R.E. On the mechanics of economic development // Journal of Monetary Economics. – 1988. – № 22. – P. 3–42. 24. Azariadis C., Drazen A. Threshold externalities in economic development // Quarterly Journal of Economics. – 1990. – № 105. – P. 501–526. 25. Sadahiro A., Shimasawa M. The computable overlapping generations model with endogenous growth mechanism // Economic Modelling. – 2002. – № 20. – P. 1–24. 26. Becker G.S. A theory of the allocation of time // Economic Journal. – 1965. – № 75. – P. 493–517. 27. King R.G., Plosser C.I., Rebelo S.T. Production, growth and business cycles: Technical appendix // Computational Economics. – 2002. – № 20. – P. 87–116.

Образование стало жизненно важным фактором в экономических показателях и социальном благосостоянии стран в современном мире. Высшее образование связано с экономикой и рассматривается как ключевой элемент механизма получения большего экономического вознаграждения и социальной мобильности в большинстве стран . Поэтому опыт трансформации системы высшего образования очень важен для развития в социумах, пытающихся перенести свою традиционную экономику на более наукоемкую основу . В последние годы многие страны и регионы для поддержания своего научно-технического прогресса и инновационного развития стремились создать университеты мирового уровня .

Как показывает практика, ведущие страны мира для своего экономического процветания все чаще эволюционируют в сторону экономики, базирующейся на знаниях, меньше полагаясь на традиционные ресурсы. Экономические стимулы, основанные на новых знаниях, активируют экономический рост, улучшают возможности трудоустройства, обеспечивают более высокую заработную плату, повышают конкурентоспособность страны в глобальной окружающей среде. Привлекательные экономические тенденции, преобладающие во многих развитых странах, сильно зависят от инвестиций в новые технологии, рабочую силу и высокотехнологичные отрасли.

Несмотря на то, что инновации признаны движущей силой экономического процветания, возможности для инновационного развития остаются относительно низкими в большинстве слаборазвитых стран. Для того, чтобы развивающиеся страны могли наращивать свой инновационный потенциал, необходимы существенные инвестиции в человеческий капитал, рабочую силу и инфраструктуру для высокотехнологичных отраслей. В целях укрепления конкурентоспособности и международной торговли требуется инициация научно-технического сотрудничества и сетей с развитыми странами.

Многими исследователями отмечается важность образования в процессе экономического роста, так как образование воспринимается как основной институциональный механизм производства, накопления и распространения человеческого капитала, и предполагается, что он производит и распространяет рыночные и нерыночные выгоды, внешние и побочные эффекты.

При этом инвестиции в образование обеспечивают широкий спектр и разнообразие социальных эффектов: улучшение экономической справедливости и сокращение масштабов нищеты; повышение межпоколенческой социальной мобильности; формирование интеллигенции, необходимой для полноценной современной либеральной демократии.

Исследование влияния высшего образования на экономический рост остается ключевым вопросом науки последнего времени . Так, Salazar-Xirinachs и др. утверждают, что «обучение создает динамические возможности, которые являются ключевыми факторами догоняющего и экономического развития».

Другая группа исследователей данной проблемы поддерживает идею о том, что люди больше всего выигрывают от образования и поэтому сами должны увеличивать свою долю расходов, производя более высокую плату за обучение . При этом необходимо найти баланс между предоставлением государством соответствующего уровня финансовой поддержки и признанием того, что многие из преимуществ высшего образования извлекаются в частном порядке в пользу отдельных лиц.

В научной литературе, посвященной исследованию феномена экономического роста, исследуются различные детерминанты в рамках эндогенных моделей роста . Международный опыт повышения качества высшего образования и оценка его влияния на благосостояние общества имеют большое значение для адаптации стратегии развития высшего образования к изменениям рынка труда .

В работах Annabi и др. оценивается рост расходов на образование и благосостояние на основе модели OLG. Результаты эконометрических расчетов показывают, что расходы на высшее образование увеличивают накопление человеческого капитала и приводят к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП). Эмпирические данные в значительной степени зависят от источников финансирования. Так постоянный рост расходов, финансируемых за счет подоходного налога, приводит к небольшому увеличению ВВП и снижает уровень благосостояния общества, в то время как сокращение других государственных расходов активирует экономический рост. Недостатком модели жизненного цикла является то, что она игнорирует влияние внешней среды на рост производительности труда. Данное ограничение может привести к недооценке потенциальных последствий проводимой государственной политики развития высшего образования.

Для правильной оценки влияния расходов на высшее образование может применяться модель OLG с эндогенным ростом, где политические инструменты оказывают влияние на экономический рост посредством накопления и передачи человеческого капитала. Последняя особенность представляет внешние эффекты человеческого капитала, которые не захватываются частными агентами и не поддерживают роль государственной политики в области образования. Модель включает в себя эндогенное распределение времени между обучением, работой и досугом. Из модели OLG с эндогенным ростом следует, что время обучения и инвестиции в образование улучшают формирование человеческого капитала и эффективное предложение рабочей силы. Анализ показывает, что расходы на высшее образование приводят к устойчивому росту производительности, когда учитываются экстерналии человеческого капитала.

Эмпирическая литература, исследующая влияние образования на рост, включает оценки, представленные в академических журналах, а также рабочие документы, такие как серия NBER, MPRA, EconLit, написанные на английском языке, оценивающие связь образования и роста.

С появлением новой теории роста инвестиции в образование и накопление человеческого капитала были признаны в качестве ключевых детерминант долгосрочного роста.

При этом человеческий капитал определяется как один из основных факторов экономического роста, играющий важную роль в технологическом прогрессе . Во многих исследованиях в целях количественной оценки вклада образования в экономический рост используется производственная функции Кобба – Дугласа, ряд других передовых эконометрических методов и моделей .

Однако на их основе часто получаются разные или даже противоречивые результаты. Например, Jalil and Idrees , использовали нелинейный двухступенчатый метод наименьшей квадратной инструментальной переменной (NLTSLS-IV) для оценки модели коррекции ошибок, и результаты обнаружили, что существует положительный эффект влияния образования на экономический рост в Пакистане. S.A. Solarin и Y.Y. Yen провели эмпирические исследования на основе панельных данных по 169 странам за период с 1996 по 2013 г. Вывод: независимо от того, развитые это или развивающиеся страны, результаты научных исследований оказывают положительное влияние на экономический рост. Кроме того, G. Hassan и A. Cooray провели анализ гендерно-дезагрегированного эффекта влияния образования на экономический рост на основе данных по 18 азиатским странам в период с 1970 по 2009 г. Полученные данные свидетельствуют о том, что независимо от пола, их первичное, среднее и высшее образование оказывают положительное влияние на экономический рост. В исследованиях P.P. Saviotti и др. на основе количественной модели утверждается, что образование может привести к компромиссу между неравенством доходов и темпами роста.

Следует отметить ряд исследований, в которых предлагаются различные аргументы дифференциации степени воздействия образования на экономический рост. Например, сравнивая влияние человеческого капитала 24 стран с разным уровнем экономического роста, P. Petrakis и D. Stamatakis отмечают, что влияние образования на экономический рост варьируется в зависимости от темпов регионального экономического роста.

N. Benos N. и S. Zotou используют метод метарегрессионного анализа для исследования взаимосвязи между уровнем развития образования и экономическим ростом. Эмпирические результаты их исследований не дают однозначного обоснования взаимосвязи образования с экономическим ростом, поскольку разные образовательные стимулы приводят к различным эффектам экономического роста. В работе T.B. Vu и др. анализируется влияние профессионального образования и университетов на экономический рост с использованием групповых данных SGMM.

Рассмотрим более подробно модель J.Y. Ben-Porath , в которой человеческий капитал является важнейшим фактором устойчивого роста. Для каждого поколения человеческий капитал hg,t определяется как совокупность знаний, воплощенных во всех индивидах, и развивается в соответствии со спецификацией, аналогичной спецификации, предложенной Y. Ben-Porath и используемой J.J. Heckman :

(1)

где – коэффициент амортизации человеческого капитала; γ – эластичность человеческого капитала относительно времени обучения (0 < γ < 1); βg – положительный масштабный параметр, ε – эластичность входных расходов на образование, представляющая эффективность системы образования (0 < ε < 1). Технология производства человеческого капитала является линейной по отношению к hg,t и строго вогнутой относительно времени обучения еg,t и расходов на образование Еt.

Последнее не зависит от возрастных групп и подразумевает, что образование является общественным благом, учитывая, что все поколения в равной степени выигрывают от дополнительных расходов. Предположение о том, что вклад в образование является аргументом производственной функции человеческого капитала, соответствует эмпирическим данным, подтверждающим положительную корреляцию между расходами на государственное образование, формированием человеческого капитала и ростом в развитых странах .

Следует учитывать, как и в исследованиях R.E. Lucas , наличие внешнего человеческого капитала, где средний уровень человеческого капитала также влияет на производительность. Наличие внешних эффектов, которые не усваиваются на индивидуальном уровне, может вызвать недостаточное инвестирование в образование и увеличение роли государственного вмешательства. В частности, необходимо признать, что нынешние поколения осознают влияние формирования человеческого капитала на их производительность , но игнорируют влияние своих решений на производительность будущих поколений. В этом случае учитывается межпоколенческий механизм передачи человеческого капитала, как это было предложено в работах C. Azariadis и A. Drazen и применяются A. Sadahiro и M. Shimasawa и который определяется как

(2)

где Nq,t – доля каждого поколения в общей численности населения. Расчеты по формуле (2) подразумевают, что каждое новорожденное поколение наследует долю θ предыдущего среднего человеческого капитала, доступного в экономике. Этот параметр отражает степень, в которой система образования может передать имеющиеся знания будущим когортам.

Население нормируется согласно , и его скорость роста экзогенна и равна нулю. В каждый период домохозяйство наделено одной единицей времени, которая может быть распределена на обучение еg,t, рабочее ωg,t или на досуг ℓg,t. Ограничение по времени:

(3)

Предпочтения домашних хозяйств представлены постоянной межвременной эластичностью функции заместительной полезности, включающей в себя потребление и качество досуга, предложенной G.S. Becker :

(4)

где Cg,t – потребление индивидуума возрастной группы q в момент времени t; – интенсивность предпочтения для досуга; σ – обратная межвременная эластичность замещения и Δq – коэффициент дисконтирования.

В своих работах R.G. King, C.I. Plosser и S.T. Rebelo отметили, что форма функции полезности обеспечивает существование сбалансированного роста экономики, поскольку эластичность замещения между потреблением и досугом ограничена. Данное условие гарантирует компенсацию доходов и замещение последствий изменения заработной платы при росте производительности труда, так как распределение времени остается постоянным. Кроме того, предположение о качественном временном досуге в функции полезности, которое является досугом, дополненным человеческим капиталом, исключает возможность множественных сбалансированных путей роста.

Эмпирическое исследование инвестиций в образование и рост экономики также возможно на основе использования следующей модели метарегрессии:

(5)

где βj – приведенная оценка коэффициента образования j-го исследования, β0 – истинное значение коэффициента образования, Zj,k – переменные замедлителя, которые влияют на величину опубликованных результатов и объясняют изменение коэффициентов βj, αk – коэффициенты метарегрессии, которые отражают влияние конкретных характеристик исследования, sej – стандартная погрешность коэффициента j-го исследования, uj – интерференция метарегрессии.

Выводы

В этой статье рассмотрен большой объем эмпирической литературы по эконометрике, в которой основное внимание уделяется взаимосвязи между образованием и экономическим ростом. Представленные результаты неоднозначны. Их интерпретация должна учитывать несколько концептуальных и методологических проблем. Во-первых, образовательный уровень, обычно используемый в эмпирических исследованиях, является неполной оценочной характеристикой человеческого капитала, поскольку с его помощью измеряется количественная сторона образования. Во-вторых, качество образования сильно варьирует в разных странах и временных периодах. Кроме того, низкое качество данных для образовательного уровня, а также важные эконометрические проблемы, такие как опущенное переменное смещение, неоднородность параметра, обратная причинность и нелинейность, являются факторами, ответственными за невосприимчивость результатов. Включение в эконометрическую модель расходов на образование, политических мер, первоначального выпуска и инфляции, как правило, оказывает влияние образования на рост.

В модели эндогенного роста финансирование дополнительных инвестиций в образование посредством подоходного налогообложения приводит к устойчивому воздействию на рост производительности в экономике страны. Анализ показывает, что экономические выгоды примерно в четыре раза больше, чем те, которые получены в рамках экзогенного роста. Кроме того, анализ фискального пространства с моделированием постепенного увеличения инвестиций в образование предполагает наличие возможности расширения инструментария государственной образовательной политики.

Таким образом, представляется обоснованным вывод о том, что эмпирические исследования взаимосвязи инвестиций в образование с экономическим ростом демонстрируют существенный набор подтверждающих публикаций. Кроме того, данная статья содержит важную информацию для будущих эмпирических исследований, оценивающих роль образования в процессе экономического роста.

Библиографическая ссылка

Атаханов Р.А. ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 1. – С. 24-28;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42043 (дата обращения: 11.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Курс инвестора: лучшие онлайн-программы по финансовому образованию

Платформа: Coursera

Финансы для непрофессионалов (Finance for Non-Financial Professionals)

Кто проводит: Калифорнийский университет в Ирвайне (51–75-е место в рейтинге ARWU, 106-е место в рейтинге THE)
Старт: уже идет, можно присоединиться
Цена: 3,5 тыс. руб.
Примерное время прохождения: 4 недели, примерно по 1–2 часа в неделю

Этот курс входит в большую программу «Карьерный успех». К счастью, пройти его можно и отдельно. Он подходит для новичков (в описании курса подчеркивается, что никакого специального бэкграунда не нужно) и дает самое базовое представление о личных финансах и инвестициях: от понятия «бухгалтерская отчетность» до более сложных вещей вроде оценки состояния рынка. Читает этот курс профессор Калифорнийского университета Дэвид Станден — тот, который основал один из первых онлайн-курсов MBA в мире. Получить сертификат можно только по всей программе, прохождение отдельного курса никак не подтверждается.

Инвестиции: финансовая стратегия и оценка (Financial Evaluation and Strategy: Investments)

Кто проводит: Иллинойсский университет, кампус в Урбане-Шампейн (38-е место в рейтинге ARWU, 36-е место в рейтинге THE)
Старт: 25 апреля
Цена: бесплатно
Примерное время прохождения: 4 недели по 6–8 часов в неделю

Этот курс посвящен не финансам в целом, а трейдингу. Так что речь идет об инвестиционных инструментах, способах создать сбалансированный портфель и оценить риски инвестиций. Также слушателей обещают снабдить простейшими техническими навыками: например, использовать необходимые для инвесторов функции Exсel. Лектор — профессор финансов Скотт Вайсбеннер, который долго был экономистом Федрезерва США. Пройдя курс, можно получить сертификат, но — что характерно для Coursera и других аналогичных площадок — за него придется заплатить 4,2 тыс. руб.

Как принимать стратегические финансовые решения (Make Strategic Financial Decisions)

Кто проводит: Мичиганский университет (12-е место в рейтинге ARWU, 21-е место в рейтинге THE)
Старт: 25 апреля
Цена: 4,2–5,6 тыс. руб. за один курс; 25,5 тыс. руб. за всю программу
Примерное время прохождения: 6 недель на каждый курс

Это полноценная образовательная программа, которую можно пройти целиком или по частям. Она предполагает четыре курса примерно по месяцу каждый, защиту дипломного проекта и получение сертификата. Ведет все курсы профессор Мичиганского университета Гаутам Коул. Он будет объяснять слушателям, что такое «стоимость денег во времени», как принимать финансовые решения и аккуратно диверсифицировать портфель, а также оценивать реальную стоимость активов. Слушателям, которые осилят дипломную работу, выдадут сертификат. Доплачивать за него не нужно.

Финансовые рынки (Financial Markets)

Кто проводит: Йельский университет (4-е место в ARWU, 12-е место в рейтинге THE)
Старт: в любое время
Цена: бесплатно
Время прохождения: 8 недель

Видеокурс «Финансовые рынки» доступен сразу на двух платформах: Coursera и на сайте Йельского университета. Ведет его легендарный экономист Роберт Шиллер, лауреат Нобелевской премии в 2013 году. Учебная программа рассчитана на 8 недель — по одной на каждую тему. Студенту расскажут о базовых принципах финансового менеджмента, психологических аспектах инвестирования, рынках акций и облигаций, фьючерсах и опционах, особенностях инвестиций в недвижимость, монетарной политике и регулировании рынков, а также о социальной ответственности инвестора. Все видеолекции сопровождены субтитрами на английском языке. В конце каждой недели студент пишет проверочную работу по итогам пройденного материала, а по завершении курса — экзаменационный тест. Если хочется обойтись без подобных формальностей, можно скачать курсы Шиллера с платформы онлайн-образования Йельского университета или просто просмотреть их на странице учебного заведения на YouTube.

Экономист Роберт Шиллер. (Фото: AP)

Платформа: EdX

Финансы для каждого: как принимать решения с умом (Finance for Everyone: Smart Tools for Decision-Making)

Кто проводит: Мичиганский университет (12-е место в рейтинге ARWU, 21-е место в рейтинге THE)
Старт: бесплатно
Цена: бесплатно
Примерное время прохождения: 6 недель по 5–6 часов

По сути, этот курс почти полностью идентичен тому, что Мичиганский университет проводит на платформе Coursera. Даже читает его тот же самый лектор — Гаутам Коул. Разница в том, что курс на edX бесплатный, поскольку предполагает самостоятельное прохождение. То есть слушатель получает доступ к лекциям, но не проходит тесты и не пишет дипломную работу. При этом по итогам курса можно получить сертификат, но за него придется заплатить $49 (около 3,3 тыс. руб. по курсу ЦБ). В общем, хороший вариант для тех, кто хочет исключительно теоретических знаний.

Платформа: Open Learn

Управляя своими деньгами (Managing My Money)

Кто проводит: Открытый университет в Великобритании (401-е место в рейтинге THE)
Старт: в любое время
Цена: бесплатно
Время прохождения: 8 недель

Пионер дистанционного образования в мире — Открытый университет в Великобритании, который был основан еще 1969 году — предлагает широкий выбор курсов для начинающих инвесторов на своей онлайн-платформе Open Learn. Серьезным преимуществом этих программ является то, что они в большинстве случаев не требуют платы. Согласно данным Открытого университета, самая популярная финансовая программа на его сайте — как раз курс Managing my money, разработанный центром финансовой грамотности True Potential PUFin при Открытом университете. Он включает в себя как видеолекции, так и обширные текстовые материалы, в том числе электронный учебник в формате Epub. Предполагается, что слушатель получит представление о финансовом планировании, инвестиционных инструментах и способах накопления денег, основах рыночного анализа. По итогам каждой пройденной темы студент должен сдать онлайн-тест. В завершение курса предлагается написать финальную проверочную работу по всей учебной программе. Чтобы пройти обучение, нужно зарегистрироваться на сайте Открытого университета.

Платформа: Открытое образование

Анализ финансовых рынков
Кто проводит: НИУ Высшая школа экономики
Старт: 18 апреля
Цена: бесплатно
Время прохождения: 10 недель

Онлайн-курс «Анализ финансовых рынков», разработанный преподавателями департамента финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ, можно пройти на «российской Coursera» — платформе «Открытое образование». Учебная программа рассчитана на 10 недель при еженедельной нагрузке по 6 часов. В рамках видеокурса студенту расскажут об особенностях функционирования рынка ценных бумаг и работах его участников, а также об основах фундаментального и технического анализа акций. Среди заявленных тем — методы поиска «качественных» компаний и ценных бумаг для инвестирования, что весьма актуально для начинающего трейдера или управляющего активами. Кроме того, каждую неделю слушателю придется проходить по 5–10 тренировочных тестов и сдавать не менее десяти проверочных работ. В финале курса студенту предстоит выполнить большую итоговую работу, состоящую из тестов и расчетных задач. Несмотря на то что онлайн-обучение стартовало 18 апреля, есть еще 28 дней, чтобы пополнить ряды слушателей учебной программы.

Все потерять за 9 месяцев

Первый зампред ЦБ Сергей Швецов на конференции в Высшей школе экономики заявил, что у российских брокеров только 80 тыс. активных счетов, а средняя жизнь брокерского счета составляет девять месяцев — за такой срок человек теряет свои вложения. Регулятор добавил, что для брокеров это не проблема: «Так как у нас 140 млн населения, брокерам есть что перемалывать дальше. Они через инквизицию привлекают новых граждан».

Лучшие бесплатные и платные курсы для начинающих инвесторов

Предлагаем вашему вниманию лучшие бесплатные и платные курсы по инвестированию для начинающих инвесторов, которые можно найти в сети.

Инвестированием называют выгодное размещение денег с целью получения пассивного дохода.

Инвесторами не рождаются. Инвестированию можно научиться, приложив определенные усилия.

Причем учиться нужно не на собственных ошибках, теряя свои сбережения, а используя опыт профессиональных инвесторов.

Для начинающих инвесторов написаны специальные курсы по инвестированию, которые можно найти в интернете, как за деньги, так и бесплатно.

Среди огромного количества курсов по инвестициям немало таких, которые обещают потребителям мгновенные прибыли, в разы превышающие вложения.

Все это, мягко говоря, неправда. Уоррен Баффет как-то сказал, что нельзя мгновенно получить ребенка, даже если сделать беременными девять женщин. Потребуется определенное время.

Правильный выбор курсов инвестирования для начинающих, позволит постепенно добиться успехов в этом увлекательном и прибыльном деле.

Мы расскажем, как нужно выбирать онлайн-курсы и приведем примеры лучших, на наш взгляд,курсов для начинающих инвесторов.

Как выбирать курсы

«С чего начать и как выбрать нужные курсы по инвестированию?» – спрашивают желающие стать инвесторами. Ответ следующий: с того, с чего начинается любое обучение – с азов.

Необходимо сформировать собственную базу финансовых знаний. Не обязательно покупать дорогие тренинги или курсы.

В сети достаточно книг по инвестированию, находящихся в свободном доступе. Чтобы понять основы инвестирования, можно прочесть несколько из них.

Узнав, как мыслят и действуют грамотные инвесторы, какие существуют инструменты, позволяющие увеличить стартовый капитал, можно попробовать сделать первые шаги в инвестировании.

Это путь обучения и получения опыта на собственных ошибках. И хотя он эффективен, но подходит далеко не всем.

Тем, кто не хочет терять деньги, используя метод проб и ошибок, нужно потратить несколько месяцев на обучение у профессиональных инвесторов.

Это позволит свести к минимуму риск потери вложений и избавит от разочарования.

Стоимость курсов для начинающих инвесторов разная – от нескольких тысяч рублей до десятков тысяч. Существуют и бесплатные, но не менее эффективные курсы по инвестированию.

О них расскажем чуть позже.

На что нужно ориентироваться, выбирая курсы для инвесторов

В первую очередь, на авторитет площадки. Нужно узнать – кто организует обучение, каким образом организатор относится к инвестициям.

К примеру, оспаривать авторитет образовательных дистанционных площадок Coursera, EdX или OpenLearn никто не станет.

Здесь можно найти лучшие материалы по инвестированию ведущих университетов мира на разных языках.

Нет сомнений в профессионализме Высшей школы экономики, Московской фондовой биржи и ведущих трейдеров России.

Во-вторых, нужно просмотреть программу курса. Начинающему инвестору необходимы уроки основ финансовой грамотности.

Людям с опытом требуется более продвинутый уровень. Какими бы ни были курсы, важно, чтобы в них были практические задания и обратная связь с наставником.

В третьих, следует изучить состав педагогов. На сайте обычно размещают информацию об образовании, опыте, достижениях коучей.

Порой лучше выбрать практикующего финансиста и его ресурс в сети, чем какого-нибудь профессора университета, не вложившего в жизни ни цента, но лучше всех знающего, как это делать правильно.

Важно увидеть реальный инвестиционный портфель будущего наставника, подтверждающий его профессионализм.

И в четвертых, нужно просмотреть бесплатные материалы платных курсов. Если нечего толкового в них нет, то же самое будет и на курсах, за которые клиент заплатит деньги.

А сейчас сделаем обзор лучших, как нам кажется, бесплатных и платных курсов, подходящих по всем описанным нами параметрам.

Бесплатные курсы

Школа Московской Биржи

Крупнейшей и старейшей биржей России считается Московская Биржа. Ею организована своя школа, обучающая грамотной работе на фондовых рынках.

В число преподавателей вошли опытные трейдеры, обучающие правильному выбору прибыльных объектов для инвестиций.

В школе существуют программы как для начинающих, так и для опытных инвесторов. В них входит вебинар и ряд дополнительных материалов.

Все программы даются бесплатно. Есть возможность отфильтровать их по степени сложности.

Каждая программа содержит описание, информацию о преподавателе и отзывы лиц, прошедших обучение.

Открытие Брокер

Здесь предлагается открытие демо-счета, позволяющего работать по правилам рынка, но вкладывать, терять и зарабатывать виртуальные деньги.

Бесплатное открытие учебного счета возможно на QUIK и MetaTrader 5. сумма виртуальных средств составляет 100 тыс. ₽.

Благодаря этому обучающийся инвестор может:

  • совершать ошибки без потери личных денег;
  • изучить особенности торговли фондового и срочного рынка;
  • понять устройство работы площадки.

После того как обучающийся получит необходимый опыт, он уже может вкладывать и реальные деньги.

Помимо использования учебного счета, можно:

  • пройти очное обучение (семинары с живым общением или индивидуальные занятия с домашней практической работой);
  • пройти удаленное обучение в таких форматах:

Обучение может быть как платным, так и бесплатным. К примеру, за обучение с тренером по трейдингу платить не нужно, но торгует обучающийся своими деньгами.

Чтобы начать торговлю нужно внести не меньше 300 тыс. ₽.

Компания Финам

Множество очных и онлайн-курсов предлагается в известной компании Финам, представленной в двух десятках стран мира. Ежегодно курсы компании проходит более 150 тысяч учеников.

Программы и обучающие форматы в Финам различные. Есть бесплатные и платные курсы. Вот только небольшая часть дистанционных программ:

При желании можно получить консультацию преподавателя. Для этого нужно заполнить и отправить анкету.

БКС Брокер

В БКС Брокер организована бесплатная онлайн-платформа «Инвестиции 101». В ней собраны все обучающие материалы по трейдингу и инвестированию.

На площадке можно:

  • пройти обучение по двум десяткам курсов;
  • просматривать видеокурсы на нужные темы;
  • выбрать необходимый уровень сложности материала;
  • проходить тесты на знание материала;
  • пользоваться биржевым симулятором;
  • общаться в чате с преподавателем;
  • получать обучение из любого места, используя любое устройство с доступом к сети.

Все материалы предоставляются бесплатно.

Платные курсы

Красный Циркуль

Онлайн-платформа работает в сотрудничестве со Школой Московской Биржи с 2016 года. Предлагает много платных и бесплатных курсов.

Все они короткие, большое внимание уделяется практическим действиям. На платформе обучается около 50 тысяч учеников из России и других стран.

Своей целью площадка ставит обретение учениками финансовой свободы и независимости.

Курс Ленивого инвестора

Данный марафон содержит 20 уроков, по окончанию которых Вы научитесь инвестировать в самые различные инструменты.

Никакой воды, только конкретика и практика.

Высшая школа экономики

На площадке Coursera можно найти дистанционный курс «Финансовые инструменты для частного инвестора», разработанный Высшей школой экономики.

Продолжительность этого большого образовательного проекта составляет от 120 дней и зависит от скорости усвояемости материала учеником. В проекте пять курсов. Занятия рассчитаны по 8 часов в 7 дней.

После обучения инвестор формирует собственный инвестиционный портфель и прогнозирует его прибыль в случаях разного развития экономики.

Портфель комментируют сотрудники компании «Открытие Брокер” и Биржи города Санкт-Петербург.

«Основы инвестирования» В. Савенка

Автора курсов называют лучшим финансовым консультантом страны.В свое время он основал консалтинговую группу «Личный капитал».

Инвестициями Савенок занимается более двух десятков лет. Владимиром написано много руководств по инвестированию, рекомендованных к прочтению начинающим.

Курс обучения «Основы инвестирования», разработанный Савенком, доступен в любой удобный для ученика период. В программу обучения включены как теоретические, так и практические материалы.

Благодаря содержащимся в курсе шаблонам, обучающийся самостоятельно составляет:

  • личный финансовый план;
  • собственный инвестиционный портфель;
  • различные финансовые отчеты.

Средний срок прохождения курса – 60 дней. В результате обучения инвестор сможет совершать инвестиции, как в стране, так и за границей, составит свой инвестиционный портфель и улучшит материальное положение.

В сети множество курсов для начинающих инвесторов. Выбирать их нужно осторожно, руководствуясь перечисленными нами критериями, чтобы не купить очередную пустышку.

Первое время рекомендуется пользоваться материалами, имеющимися в свободном доступе.

Школа инвестора

  1. Содержание сайта и любых страниц сайта («Сайт») предназначено исключительно для информационных целей. Сайт не рассматривается и не должен рассматриваться как предложение Банка ВТБ о покупке или продаже каких- либо финансовых инструментов или оказание услуг какому-либо лицу. Информация на Сайте не может рассматриваться в качестве рекомендации к инвестированию средств, а также гарантий или обещаний в будущем доходности вложений. Никакие положения информации или материалов, представленных на Сайте, не являются и не должны рассматриваться как индивидуальные инвестиционные рекомендации и/или намерение Банка ВТБ предоставить услуги инвестиционного советника, кроме как на основании заключаемых между Банком и клиентами договоров. Информация о финансовых инструментах и сделках с ними, в том числе идеи для инвестирования, которая содержит универсальные и общедоступные сведения, подготовлена для широкого круга лиц (включая всех клиентов или часть клиентов определённой категории, потенциальных клиентов) предоставляется обезличенно не на основании договора об инвестиционном консультировании, не является и не должна быть расценена получателями данной информации как индивидуальная инвестиционная рекомендация. Банк ВТБ не может гарантировать, что финансовые инструменты, продукты и услуги, описанные на Сайте, подходят всем лицам, которые ознакомились с такими материалами, и/или соответствуют их инвестиционному профилю. Финансовые инструменты, упоминаемые в информационных материалах Сайта, также могут быть предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов. Банк ВТБ не несёт ответственности за финансовые или иные последствия, которые могут возникнуть в результате принятия Вами решений в отношении финансовых инструментов, продуктов и услуг, представленных в информационных материалах.
  2. Прежде чем воспользоваться какой-либо услугой или приобретением финансового инструмента или инвестиционного продукта, Вы должны самостоятельно оценить экономические риски и выгоды от услуги и/или продукта, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки при пользовании конкретной услугой, или перед приобретением конкретного финансового инструмента или инвестиционного продукта, свою готовность и возможность принять такие риски. При принятии инвестиционных решений, Вы не должны полагаться на мнения, изложенные на Сайте, но должны провести собственный анализ финансового положения эмитента и всех рисков, связанных с инвестированием в финансовые инструменты. Ни прошлый опыт, ни финансовый успех других лиц не гарантирует и не определяет получение таких же результатов в будущем. Стоимость или доход от любых инвестиций, упомянутых на Сайте, могут изменяться и/или испытывать воздействие изменений рыночной конъюнктуры, в том числе процентных ставок. Настоящий документ не раскрывает всех рисков и не содержит полной информации о затратах клиента в связи с заключением, исполнением и прекращением договоров и сделок с финансовыми инструментами. Банк ВТБ не гарантирует доходность инвестиций, инвестиционной деятельности или финансовых инструментов. До осуществления инвестиций необходимо внимательно ознакомиться с условиями и/или документами, которые регулируют порядок их осуществления. До приобретения финансовых инструментов необходимо внимательно ознакомиться с условиями их обращения.
  3. Никакие финансовые инструменты, продукты или услуги, упомянутые на Сайте, не предлагаются к продаже и не продаются в какой-либо юрисдикции, где такая деятельность противоречила бы законодательству о ценных бумагах или другим местным законам и нормативно-правовым актам или обязывала бы Банк ВТБ выполнить требование регистрации в такой юрисдикции. В частности, доводим до Вашего сведения, что ряд государств ввел режим ограничительных мер, которые запрещают резидентам соответствующих государств приобретение (содействие в приобретении) долговых инструментов, выпущенных Банком ВТБ. Банк ВТБ предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые в информационных материалах финансовые инструменты, продукты или услуги. Таким образом, Банк ВТБ не может быть ни в какой форме привлечен к ответственности в случае нарушения Вами применимых к Вам в какой-либо юрисдикции запретов. Информация на Сайте предназначена для распространения только на территории Российской Федерации и не предназначена для распространения в других странах, в том числе Великобритании, странах Европейского Союза, США и Сингапуре, а также гражданам и резидентам указанных стран, находящимся на территории Российской Федерации. Банк ВТБ не предлагает финансовые услуги и финансовые продукты гражданам и резидентам стран Европейского Союза.
  4. Все цифровые и расчетные данные на Сайте приведены без каких-либо обязательств и исключительно в качестве примера финансовых параметров.
  5. Настоящий Сайт не является консультацией и не предназначен для оказания консультационных услуг по правовым, бухгалтерским, инвестиционным или налоговым вопросам, в связи с чем не следует полагаться на содержимое Сайта в этом отношении.
  6. Банк ВТБ прилагает разумные усилия для получения информации из надежных, по его мнению, источников. Вместе с тем, Банк ВТБ не делает каких-либо заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся в информационном материале, размещенном на Сайте, являются достоверными, точными или полными. Любая информация, представленная в материалах Сайта, может быть изменена в любое время без предварительного уведомления. Любая приведенная на Сайте информация и оценки не являются условиями какой-либо сделки, в том числе потенциальной.
  7. Банк ВТБ обращает внимание Инвесторов, являющихся физическими лицами, на то, что на денежные средства, переданные Банку ВТБ в рамках брокерского обслуживания, не распространяется действие Федерального закона от 23.12.2003. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
  8. Банк ВТБ настоящим информирует Вас о возможном наличии конфликта интересов при предложении рассматриваемых на Сайте финансовых инструментов. Конфликт интересов возникает в следующих случаях: (i) Банк ВТБ является эмитентом одного или нескольких рассматриваемых финансовых инструментов (получателем выгоды от распространения финансовых инструментов) и участник группы лиц Банка ВТБ (далее — участник группы) одновременно оказывает брокерские услуги и/или услуги доверительного управления (ii) участник группы представляет интересы одновременно нескольких лиц при оказании им брокерских, консультационных или иных услуг и/или (iii) участник группы имеет собственный интерес в совершении операций с финансовым инструментом и одновременно оказывает брокерские, консультационные услуги и/или (iv) участник группы, действуя в интересах третьих лиц или интересах другого участника группы, осуществляет поддержание цен, спроса, предложения и (или) объема торгов с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, действуя, в том числе в качестве маркет-мейкера. Более того, участники группы могут состоять и будут продолжать находиться в договорных отношениях по оказанию брокерских, депозитарных и иных профессиональных услуг с отличными от инвесторов лицами, при этом (i) участники группы могут получать в свое распоряжение информацию, представляющую интерес для инвесторов, и участники группы не несут перед инвесторами никаких обязательств по раскрытию такой информации или использованию ее при выполнении своих обязательств; (ii) условия оказания услуг и размер вознаграждения участников группы за оказание таких услуг третьим лицам могут отличаться от условий и размера вознаграждения, предусмотренного для инвесторов. При урегулировании возникающих конфликтов интересов Банк ВТБ руководствуется интересами своих клиентов.
  9. Любые логотипы, иные чем логотипы Банка ВТБ, если таковые приведены в материалах Сайта, используются исключительно в информационных целях, не имеют целью введение клиентов в заблуждение о характере и специфике услуг, оказываемых Банком ВТБ, или получение дополнительного преимущества за счет использования таких логотипов, равно как продвижение товаров или услуг правообладателей таких логотипов, или нанесение ущерба их деловой репутации.
  10. Термины и положения, приведенные в материалах Сайта, должны толковаться исключительно в контексте соответствующих сделок и операций и/или ценных бумаг и/или финансовых инструментов и могут полностью не соответствовать значениям, определенным законодательством РФ или иным применимым законодательством.
  11. Банк ВТБ не гарантирует, что работа Сайта или любого контента будет бесперебойной и безошибочной, что дефекты будут исправлены или что серверы, с которых эта информация предоставляется, будут защищены от вирусов, троянских коней, червей, программных бомб или подобных предметов и процессов или других вредных компонентов.
  12. Любые выражения мнений, оценок и прогнозов на сайте, являются мнениями авторов на дату написания. Они не обязательно отражают точку зрения Банка ВТБ и могут быть изменены в любое время без предварительного предупреждения.

Все права на представленную информацию принадлежат Банку ВТБ. Данная информация не может воспроизводиться, передаваться или распространяться без предварительного письменного разрешения Банка ВТБ. Банк ВТБ не несет ответственности за какие-либо убытки (прямые или косвенные), включая реальный ущерб и упущенную выгоду, возникшие в связи с использованием информации на Сайте, за невозможность использования Сайта или любых продуктов, услуг или контента купленных, полученных или хранящихся на Сайте.

Инвестиции в образование

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *