Завод «Ремкоммунэлектротранс»

Завод «Ремкоммунэлектротранс» появился не на голом месте. На территории, ныне принадлежащей заводу ещё с 1933 года работал небольшой чугунолитейный завод, подчиненный Горкомхозу города Сталино, которому в 1939 году было присвоено имя Н.К. Крупской. Во время войны завод был разрушен, но после освобождения Донбасса в 1943 году завод был возрожден и снова стал работать на благо коммунального хозяйства города.

29 марта 1946 г. Совет Министров УССР принял постановление № 482 «О реконструкции чугунолитейного завода им. Н.К. Крупской Сталинского Горкомхоза», которым определил, что предприятие перепрофилируется на ремонт трамвайных вагонов с перспективой изготовления запасных частей и узлов для городского электротранспорта.

В 1955г. завод получил звучное имя «Ремкоммунэлектротранс», которое носит и сегодня.
Первоначальная задача завода заключалась в обеспечении трамвайно-троллейбусных хозяйств региона литьем и поковками, а позднее – в ремонте трамвайных вагонов и троллейбусных машин и выпуске арматуры контактной сети городского электротранспорта.
С самых первых дней работы на заводе начало развиваться литейное производство. Завод «РКЭТ» выпускал тормозные колодки для трамвайных вагонов, люки для канализационных и водопроводных колодцев, колосниковые решетки для котельных, работавших на твердом топливе.
На люках хотелось бы остановиться немного подробней. Люки завод изготавливал до 1979 г. Есть 2 вида люков с названием завода

И 6 люков с указанием ГОСТа и года изготовления

В 1960-е годы завод освоил художественное литье. Сегодня город украшают памятники генералам Гурову

и Ватутину

монумент «Слава шахтёрскому труду», заводом также была выполнена облицовка гранитом этого памятника (постамент изготовлен из лабрадорита и обработан полировкой с бучардой для имитации глыб каменного угля, а верх постамента облицован гранитными плитами)

а вот и макеты монумента

и многочисленные элементы ограждений мостов, например по пр. Ильича

В 1960-70-е годы завод изготовлял полированные гранитные плиты для облицовки зданий и сооружений:
фонтан на площади Ленина

цоколь гостиницы «Украина»

Горисполкома и других административных зданий Донецка.

Вагоноремонтный цех, построенный в 1962 г., приступил к капитальному ремонту трамвайных вагонов и троллейбусных машин.

А вот подъездной путь к нему

Слесарно-механический цех, пущенный в 1974 г., начал выпуск арматуры контактной сети трамваев и троллейбусов.
В 1979 г. был построен новый литейный цех, оснащенный двумя электродуговыми плавильными печами, системой смесеприготовления и большой термической печью.

а вот это самое старое здание на территории завода

По дороге к следующему цеху нам попадаются вот такие люки. На них стоит аббревиатура «Ст ВРЗ», что означает Сталинский вагонно-ремонтный завод и такие люки тоже отливали тут. Есть мнение, что Сталинский вагонно-ремонтный завод — предшественник РКЭТа

Цех по горячей штамповке и кузнечно-прессовый участок

Ремстройцех 1971 г. постройки

Кстати, на территории завода нами было обнаружено 4 ! вот таких люка. Это новодел, сделанный на заказ.

Деревообрабатывающий цех. Вокруг него очень приятно пахнет деревом.

Нождачный цех

Административное здание

Вот такие вот лавочки, работы завода РКЭТ, мы часто видим в парках нашего города

Арка, встречающая гостей и работников завода

В 2003 г. предприятие получило мощный импульс к развитию – было организовано ООО «Завод «Ремкоммунэлектротранс». Началась модернизация завода. За период с 2003 г. под 2011 г. внедрены и освоены прогрессивные технологии плавки и формовки в литейном производстве.

Интересный факт, о котором мало кто знает – знаменитая ограда Горсада была также выплавлена в стенах этого завода!

Ограда вокруг Свято-Преображенского кафедрального собора тоже дело рук мастеров завода

И вот мы наконец-то подошли к памятнику «мальчику-вратарю». Согласно задумке работников завода, выглядит новая скульптура так: в напряженной позе на полусогнутых ногах стоит в заводском скверике бронзовый мальчишка в трусах и майке, в кепке, в бутсах и огромных не по росту перчатках. Он пристально смотрит на что-то, происходящее впереди. Сразу видно — это маленький вратарь. Он готов поймать мяч, который вот-вот полетит в его ворота. Характер футбольной амуниции явно помещает его во двор дома 40-х — 50-х годов прошлого века…
Когда-то в груде цветного металлолома, привезенного на завод, внимательный технолог заметил маленькую, высотой пятнадцать сантиметров бронзовую фигурку. Статуэтку дали скульптору, он создал гипсовую модель в натуральную величину, по которой литейщики завода отлили из бронзы этот символ всенародно любимой игры… Со слов работников завода, эту модель надо было делать единой, но в литейный цех образцы привозили по частям и отливались они тоже по частям. И вот когда пришло время собирать всё в одно целое и оказалось, что части не подходят друг к другу. Потом, конечно, это всё соединили, но в итоге получилось не совсем то, что планировалось. Несмотря ни на что памятник решили не выбрасывать и поставить на территории завода, где он и стал забавным малоизвестным памятником.

Хочу выразить благодарность за предоставленную возможность посещения завода Шутову В.В. и Козыряцкому С.В., а также Петровой Т.Э. за экскурсию и рассказанную историю завода.

В статье использованы фото А. Бутко, sembond и Юзовского, за что им также спасибо.

Теги 1933, 1939, 1943, 1946, 1955, 2003, завод Ремкоммунэлектротранс

«Завод Ремкоммунэлектротранс» ООО

Литьё из марганцовистой стали 110Г13Л: 1.Спец. части трамвайных путей: стрелки R 30, R 50 глухие, подвижные правые и левые; крестовины и пересечения. 2.Литьё для дробильных установок: СМД-108, СМД-109, СДМ-110, СМД-111, СМД-118, СМД-741, СМ-16 и др. Плиты дробящие подвижные и неподвижные; футеровки боковые верхние, нижние; клинья, колосники, брони I и II пояса, брони шаровых мельниц; молотки дробилок; лопатки СБ; зуб ковша ЭКГ — 4,6 ЭКГ — 8 для Э 2503, Э 1252 Литьё чугунное: 1.Барабаны тормозные передние, задние для всех видов троллейбусов, грузовых автомобилей КРАЗ, КАМАЗ, ЛАЗ, ЛИАЗ, ЗИЛ-130. 2.Ливневые решетки с рамой и без рам. 3.Решетки колосниковые для отопительных агрегатов. 4.Гарнитура печная плавильных и термических печей: пороги, стойки, арки, заслонки, колосники и др. 5.Фасонное литьё, элементы декоративно художественного литья. 6.Корпусное литьё вентиляторов высокого давления и дымососов. Литьё из углеродистой стали 25Л — 35Л : 1.Муфта Ø 400 — 450 мм. 2.Втулки выжимные. 3.Колёса зубчатые. 4.Колёса крановые. 5.Корпус и крышка промышленного вентилятора. 6.Ступицы колёс вентилятора. 7.Барабан трамвайного вагона КТМ — 5М3 8.Детали машиностроения. Литьё из жаропрочной, коррозионостойкой стали (нержавейки) : Детали печи вращающейся Ø 3600 для клинкера Ø 3,6 1.Стакан. 2.Башмак порога. 3.Бронеплиты правого и левого врашения. 4.Шалашковый теплообменник. 5.Башмаки передний, задний. 6.Лейки 7.Сопряжение порога. 8.Межрекуператорные плиты. 9.Колосники. 10.Другие детали работающие в агрессивных средах.

ООО завод ремкоммунэлектротранс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *