Памяти Шартила Манахимова
Теймур Атаев политолог Азербайджан
Талант
До своего 80-летия один из видных представителей московской общины горских евреев Шартил Манахимов не дожил буквально год. Но разве цифровым показателем прожитых лет определяется сделанное человеком при жизни?
Все мы с детства слышали выражение: «Каждый мужчина должен посадить дерево, вырастить сына, построить дом». Слава Всевышнему, Ш.Манахимов может вписать это себе в актив, причем с неоднократным осуществлением данных параметров. Другое дело, у всех ли одинаковы пути по достижению этих пунктов? И вообще — каковы перспективы сделанного? Конечно, можно посадить дерево, и не одно, но даст ли оно всходы? Аналогично, вполне по силам вырастить детей, но окажутся ли они таковыми, каковыми представлялись в родительских мечтах? А дом? Сохранит ли традиции предшествующих поколений, передавая их следующим? Ведь далеко не только цемент и стяжка определяют прочность здания, не так ли?
Так вот, наверняка, те, кто хоть отчасти имел счастье быть знакомым с Шартил муаллимом, подтвердят — то был сильный человек. Справедливый. Благородный. Именно поэтому ему удалось при жизни(!) достичь исполнения вышеперечисленных пунктов не просто дежурным декларированием или прилюдным объявлением сделанного, а ощутить реальность их качественного создания. А это однозначно свидетельствует о мудрости Ш.Манахимова и чистоте помыслов; желании не только брать от жизни, но и отдавать ей. Делиться. Делиться добром с окружающими его людьми.
Большая часть жизни Ш.Манахимова прошла в советский период, в Азербайджане. Он родился в Кубинском районе, в знаменитой Красной Слободе, где и окончил школу. Женившись, переехал в Баку. За свою жизнь успел поработать и трактористом, и пожарником (выпускник специализированного училища по данному направлению), но в основной степени его трудовая деятельность затронула сферу торговли (последние годы он являлся владельцем популярнейшего московского ресторана «Восточный дворик», что на Покровке).
Сегодняшним юношам и девушкам, кто слышит о Советском Союзе лишь с экранов телевидения или даже от родителей, очень сложно понять, какова была жизнь в этой стране, т.к. нередко подход к описанию обстановки в том государстве может иметь субъективный посыл. Но, согласимся, есть параметры, отрицать наличие которых в СССР не возьмется никто. В Советском Союзе всегда господствовало как бы разделение на престижные и непрестижные профессии, поэтому многие лица, кто работал на ниве считающегося некотируемым поприща, нередко оказывался предоставленным самому себе. Поэтому в данном случае нужно было иметь не просто мощную выдержку, смекалку или особый талант, но уметь бороться и побеждать обстоятельства.
Говоря современной терминологией, Ш.Манахимов являлся советским бизнесменом. Но в СССР не использовалось (не поощрялось) даже понятие коммерсант, а работники системы торговли воспринимались, мягко говоря, неоднозначно. Вопрос не идет о том, что эта категория лиц не уважалась; в корне наоборот: к ним относились очень дружелюбно, поддерживали тесные взаимоотношения. Но, в то же время, в общей массе вид деятельности, называемый сегодняшним языком бизнесом, считался несколько «чужим» (чуждым), т.к. частное предпринимательство законом не допускалось.
По этой причине вошедшим в эту сферу жизни удержаться на плаву можно было, лишь имея недюжинный талант. Потому что актуальным становилось не только просчитывание успешного варианта получения прибыли, но и убережение себя от конфликта с законом. Вот тут проявлялось в буквальном смысле мастерство советских бизнесменов. Но то была жизнь на грани фола (кто-то скажет, на острие ножа), посему для сохранения себя на поверхности жизни всегда наличествовала необходимость существования надежного и здорового тыла, на который можно было уверенно рассчитывать и опираться. Тылом являлась, конечно-же, семья.
Личный пример
Общепринято считать об управлении восточной семьей мужчиной. Безусловно, так оно и есть. Но тонкость состоит в том, что основная забота по воспитанию ложится на плечи матери. Она занимается детьми с пеленочного возраста (сейчас пеленок нет, но выражение осталось), буквально открывая им глаза в мир. Сказки, беседы, обучение манерам и т.д., в основном, регулируется мамами. Отец же, так сказать, это личный пример для детей, что, наряду с материальным обеспечением семьи, составляет важнейшую часть его внутрисемейной жизни. Дети, в особенности сыновья, как губка впитывают поведение отца, вплоть до жестов и тональности голоса. Как нужно разговаривать, строить отношения с друзьями, соседями, конкурентами, выходить из сложной ситуации — эти и аналогичные нюансы в буквальном смысле штудировались сыновьями Ш.Манахимова, у которого их было трое(!). Поэтому личный пример отца всегда имел колоссальное значение для формирования мировоззрения молодых.
Прежде всего, конечно, они воспитывались на отношении Шартил муаллима к жене и семье в целом. В Книге Премудростей Иисуса, сына Сирахова, в части о премудрости в семейной и общественной жизни, здоровая семья предстает как ячейка, отражающая «единомыслие между братьями», «любовь между ближними» и наличие согласно живущих «между собою» мужа и жены (Сир 25: 2). Так вот, главе семейства удалось создать в семье такую обстановку, где единомыслие правило не только отдельно среди сыновей и дочерей (а их в семье тоже было трое!), но также между ними (несмотря на разницу в возрасте). Поэтому братья и сестры Манахимовы держатся друг за друга и сегодня.
Источником же такого внутреннего взаимопонимания являлось осознание и прочувствование детьми с раннего детства обстановки любви родителей друг к другу. Любовь воспета всеми религиями, потому что это — основа основ общества. Касаясь этих тончайших взаимоотношений, Тора обращает внимание: «Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» (Притч 31: 11-12). Так они прожили всю жизнь, Шартил и Бильго ханум Манахимовы. С момента своего рождения такими их видели дети, перенеся это в свою жизнь!
Почему еще важно было доверие и взаимопонимание в семье между старшими — по причине необходимости нередких выездов Ш.Манахимова за пределы Азербайджана (в связи с работой). Наверняка, каждый мужчина всегда хочет находиться рядом с семьей, чувствовать ее пульс. Но жизнь частенько распоряжается по-другому. Зарабатывание денег — процесс трудоемкий, требующий физической и моральной самоотдачи. Но параллельно, это процесс — не стандартный; нет одинаковых путей и рецептов. Поэтому кто-то трудится в нескольких километрах от дома, кто-то за тридевять земель. У Ш. Манахимова жизнь сложилась таким образом, что он мог по несколько дней находиться вдали от дома. Но именно любовь помогала ему и членам семьи выдерживать разлуку. Что накладывалось на мудрость Бильго ханум. Она всегда знала, именно знала, а не просто уговаривала себя верить, о предпринятии супругом каждого шага ради обеспечения семьи, чтобы все члены были сыты и обуты. Поэтому могла примерить на себя сказанное в Торе: «Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды (Притч 31: 21).
Черты характера
Шартил муаллим был преданным другом. «Поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга» (Сир 22: 25), — гласит Тора. К чести Ш.Манахимова, он не допустил ничего из вышеперечисленного. Его преданность известна тем, кто был рядом и не очень. Но преданность не означает молчание, если есть, что сказать по тому или иному поводу. Ш.Манахимов никогда не боялся говорить друзьям правду. Не поносить за глаза, а именно резать правду в лицо. Пусть иногда жестко, но стержень Шартил муаллима не позволял ему держать в себе накипевшее. Друзья знали эту черту характера Манахимова-старшего и очень ценили ее.
В сегодняшней жизни, к сожалению, нивелированы некоторые понятия. Вплоть до того, что ракурсу чести и достоинства пытаются придать в корне иное звучание, чем они есть на самом деле. Параллельно, материальный фактор нередко стал превышать моральный. И все это преподносится, чуть ли не правилом хорошего тона. Ш.Манахимов никогда не принимал такого. Он не был фальшивым и искусственным ни в чем (ни в чувствах, ни в действиях, ни жестах), поэтому и фальшь не принимал. Ни в каком виде. Ни на минуту.
Еще одна присущая ему черта, всегда выделявшаяся окружавшими его людьми, верность слову. Это сегодня мобильная связь позволяет найти возможность и сообщить об опоздании на важную встречу из-за нелетной погоды, а интернет-пространство создает все условия передать срочную информацию об определенных изменениях в том или ином проекте партнеру. В советское время технический прогресс такого рода воспринимался как нечто из области фантастики. Но, несмотря, на сложности, Ш.Манахимов всегда пытался соблюсти обещание. Он был неимоверно дисциплинированным и ответственным человеком, поэтому даже мысль о возможности с его стороны подвести кого-либо, пусть и по объективной причине, вызывала внутренний протест.
Что еще поражало в Шартил муаллиме — потребность работать над собой в интеллектуальном плане. Несмотря на занятость, он всегда находил возможность читать. Будучи деятельным по жизни (трудовой фон), он был таковым же и в аспекте отношения к поглощению информацию. Потому и шел всегда в ногу со временем. Общеизвестно, что довольно приличный процент успешных по жизни в советское время людей (вне зависимости от сферы приложения сил) оказались не у дел в начале 1990-х. Ш. Манахимову удалось избежать этой участи, и он сумел отстоять свое место в жизни, параллельно не утеряв место для жизни внутри себя. Здесь, безусловно, сыграл свою роль его талант. Но параллельно проявилось и вложенное в детей. Переехав из Баку в Москву, его средний сын Манахим (многие знают его как Мишу) создал условия для переезда в Россию своих родителей. Наверное, это тоже не случайно, что сия миссия пала на Мишу (как ничего случайного не бывает в мире). Именно к нему отец всегда был особо требователен, возможно, ощущая в нем лидерские функции. Слава Всевышнему, что Миша не подвел своих родителей!
Много, очень много можно говорить о Шартил муаллиме, анализируя его жизнь. Наверное, и десяток статей не хватит для этого. Но позволим себе обратить внимание еще на одно. В последние годы Ш.Манахимов часто думал о предназначении жизни. Сопоставляя ее мирской и духовный отсек, он размышлял — как их состыковать; что есть Божественное в жизни и что означает жить в Божественном; как удержать культурные традиции народа в условиях всепоглощающего беспредела вседозволенности, повсеместно рекламируемого в качестве нормы жизни? Данные вопросы очень сложные, поэтому пути их решения не могут быть ординарными. Шартил муаллим прекрасно понимал складывающуюся обстановку и очень переживал. Одним же из путей недопущения морального кризиса видел в приобщении молодых к духовности, штудированию (в буквальном смысле) традиций. Жить в соответствие с Божественными постулатами — вот лейтмотив бесед Ш.Манахимова со своими внуками и правнуками. Только на этой основе возможен прогресс каждой семьи и общества в целом.
Мудрость Шартил муаллима (в том числе) и в том, что, никогда не забывая о своих корнях, он одинаково уважительно относился к представителям всех мировых религий. При этом ни на минуту не выпуская из памяти Азербайджан, где родился и прожил свыше 60 лет, пронеся любовь к азербайджанскому народу через всю жизнь. Любовь, проявлявшуюся не в словесном признании этого факта, а в поддержке многих семей посредством привлечения их к трудовой деятельности на своих объектах.
Наверняка, те, кто близко не знали Ш.Манахимова, прочитав даже эти скупые строки, согласятся с названием статьи. А напоминанием о нем всегда будет вложенное им в детей. Потому что уже их внуки вбирают в себя уроки школы Манахимовых! Школы жизни!