Содержание

Квоты для инвалидов: нюансы, которые важно знать

Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Об авторе: Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Квотирование рабочих мест для инвалидов — процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает, что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

«Не может быть признан состоятельным довод о том, что признание обязанности работодателя выполненной с момента создания рабочих мест и приема на них инвалидов, означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона, направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан».

Что происходит на практике

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами — выполнена квота».

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты, а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.

Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар «Инспекционные проверки ГИТ. Как обжаловать действия инспектора по результатам проверки? Актуальные вопросы по типичным нарушениям требований трудового законодательства».

Установление квоты для приема на работу инвалидов

Квотирование при приеме на открытые вакансии регулируется и на уровне регионов. В столице такое трудоустройство регламентировано Законом № 90 г. Москвы от 22.12.2004 г.

Квоты устанавливаются для организаций, штат которых больше 35 человек. В них процент квотных мест должен составлять три процента от общего количества сотрудников.

Для компаний со штатом больше ста человек установлена квота в размере четырех процентов. Данные квоты распространяются на соискателей с ограниченными возможностями, чья квалификация соответствует условиям открытой вакансии.

Пример 1

В IT-компанию, в которой есть свободные квотные места, устраивается программист-инвалид. Он полностью соответствует желаемой должности – у него есть документ о высшем образовании и опыт аналогичной работы.

Такого специалиста обязаны принять на работу, так как законных причин для отказа нет. Если работодатель все же откажет такому программисту, его ожидают штрафные санкции.

Пример 2

В туже самую организацию хочет устроиться соискатель с ограниченными возможностями. Он имеет опыт работы в этой сфере, но диплом о высшем образовании отсутствует. Такому соискателю вправе отказать, так как у него нет документов, подтверждающих специализацию в IT-сфере.

Есть организации, на которые не распространяется закон о квотных местах. К ним относятся:

  • Общественные организации, созданные инвалидами;
  • Предприятия, специально созданные для труда лиц с ограниченными возможностями.

Специальные рабочие места для инвалидов

Если в резерве фирмы есть место для инвалида, оно должно быть оборудовано в соответствии с его ИПР. Такой сотрудник на своем рабочем месте не должен испытывать неудобств, связанных с его физическими ограничениями.

В соответствии с обязательствами по квотам таких мест в компании не может быть менее 2 процентов. На оборудование одной рабочей зоны требуется порядка ста тысяч рублей. Но эти затраты полностью компенсирует государство.

При оборудовании рабочей зоны для инвалида учитывают его физические особенности и трудности, которые он может испытывать в процессе своего труда.

Пример 1

На работу в качестве программиста приняли слепого человека. В данном случае ему потребуется специальная клавиатура и голосовая компьютерная программа для озвучивания заданий и текстов в ПК.

Пример 2

Для работы за компьютером приняли человека с ограничениями опорно-двигательной системы. Для нормального исполнения им своих обязанностей потребуется специальная мышь и клавиатура, которые рассчитаны на работу людей с ограничениями по моторике.

Обязанности работодателя по обеспечению занятости инвалидов

Такие обязанности возникают с момента обращения соискателя-инвалида по квоте. Заключаются они в следующем:

  1. Соискателю не может быть отказано без законной причины;
  2. При приеме на работу составляется особый трудовой договор;
  3. Работнику должны предоставить сокращенный рабочий день или неделю;
  4. Место, где он трудится, должно быть специально оборудовано, в соответствии с его ИПР;
  5. Ему не могут предложить сверхурочную, опасную или вредную для здоровья работу;
  6. Его оплачиваемый отпуск должен составлять не менее 30 дней;
  7. Помимо этого, он имеет право на шестидесятидневный неоплачиваемый отпуск;
  8. Такому сотруднику может быть предоставлен оплачиваемый больничный продолжительностью в тридцать дней.

Если соискатель по всем параметрам соответствует желаемой вакансии, ему не может быть отказано в приеме на работу. В противном случае предприятию грозит штраф до пятидесяти тысяч рублей, а должностное лицо, отказавшее в приеме, может быть оштрафовано на сумму до пяти тысяч.

При приеме с соискателем подписывается особый тип договора. В нем оговариваются все особенности, связанные с трудом сотрудника с ограниченными возможностями:

  • Продолжительность рабочего дня или недели;
  • Продолжительность отпуска;
  • Оборудование рабочей зоны;
  • Ограничения по ИПР.

Образец трудового соглашения

Порядок трудоустройства инвалидов по квоте

Трудоустройство на квотную вакансию имеет ряд особенностей. Найти такую вакансию в интернете или СМИ довольно трудно, хотя и возможно.

Как найти вакансии по квоте для инвалидов, как узнать квоту

При поиске лучше ориентироваться на учреждения, которые занимаются именно таким типом вакансий. В основном это службы занятости и ярмарки вакансий для инвалидов.

При обращении в службу занятости инвалиду обязаны предоставить на выбор именно квотные вакансии, а также сообщить, какое количество таких вакансий есть в компании. Ту же самую информацию можно получить и на ярмарках.

Какие документы нужны, правила и порядок трудоустройства

При оформлении в службе занятости нужно представить:

  • Удостоверение личности;
  • СНИЛС, ИНН;
  • Документы об образовании;
  • Трудовую;
  • Бумагу из МСЭ;
  • ИПР.

После оформления в службе занятости соискателю присваивают статус безработного. Далее ему еженедельно предоставляют несколько соответствующих вакансий. Задачей соискателя является прохождение собеседований по предоставленным ему адресам.

Работодатель не имеет право отказать такому кандидату без законного основания. При отказе он обязан письменно изложить причину, поставить свою подпись и печать организации в направлении на собеседование – официальной бумаге, которую кандидат получает в службе занятости.

Помимо этого, работодатели, в компаниях которых есть квоты, обязаны ежемесячно информировать службу занятости в случае появления новых мест.

Таким образом, шаги по поиску работы через такие службы можно свести в следующую инструкцию:

  1. Обратиться в данное учреждение, представив пакет необходимых документов;
  2. Пройти собеседования по выданным вакансиям;
  3. В случае приема на работу сообщить об этом службе занятости;
  4. В случае отказа в приеме или несоответствия ожиданиям посетить службу еще раз, получить новые адреса и пройти предложенные собеседования.

Для самостоятельного поиска работы потребуется такой же пакет документов, что и при обращении в службу. Только вакансии здесь нужно будет искать самостоятельно, через ярмарки, интернет или СМИ.

Поиск работы через службы более эффективен, так как возможность отказа в приеме в этом случае снижается. Ведь официальное обращение в организацию через службу накладывает на работодателя обязанность дать письменный официальный отказ. А такое действие впоследствии может привести к штрафным санкциям, если отказ не имел достаточных оснований.

Ответственность работодателя

Самое типичное нарушение при приеме – это отказ без достаточных оснований. На самом деле бывает трудно доказать, по каким именно причинам кандидат соответствует или не соответствует определенной должности.

За нарушения при приеме установлены штрафные санкции:

  • Для организаций это сумма в размере до пятидесяти тысяч рублей;
  • С чиновника, который неправомерно отказал в приеме, может быть взыскано до пяти тысяч.

Если кандидат обращается в компанию через службу занятости, его права вряд ли будут нарушены. При самостоятельном обращении шансы снижаются. Ведь компании не предстоит отчитываться перед службой за свои действия.

В случае нарушения своих прав кандидат или работник может отстаивать свои интересы в судебном порядке. При этом судья часто встает на сторону истца с ограниченными возможностями и восстанавливает его права. Возможна даже компенсация за моральный ущерб.

Несмотря на высокий процент безработных при желании и сильной мотивации можно найти хорошую и интересную работу. Для кандидатов с ограниченными возможностями более эффективным является поиск работы через службу занятости. Это может значительно сократить сроки поиска желаемой должности.

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в РФ

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 О занятости населени в РФ

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

Скачать для просмотра и печати:

Закон Камчатского края от 11 июня 2009 г. N 284 О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан

Закон Ставропольского края от 11 марта 2004 г. N 14-кз О квотировании рабочих мест для инвалидов

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Должность Количество (чел.)
Директор 1
Главный бухгалтер 1
Бухгалтер 3
Менеджер 3
Рабочий 30
Всего 38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 О квотировании рабочих мест

Расчет квоты

Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстатапо вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 1 сентября 2017 г. N 566

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

  • 121 чел. х 0,04 = 4,84

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Положение о квотировании трудовых мест

Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости

Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.

Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости

В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения Закон РФ 19.04.1991 г. N 1032-1

Приложение № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17

Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 13.19. Непредоставление первичных статистических данных Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости Кодекс РФ об административных правонарушениях

Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Положение о трудоустройстве инвалидов образец. Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов

УТВЕРЖДАЮ:
Приказ № 337/1 от 01.08.2014г.
Заведующий МБДОУ № 16
____________Т.А. Яковлева

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании «Закона о порядке квотирования рабочих мест» от 27.11.2002 года№ 1759
1.2. Квотирование рабочих мест в МБДОУ № 16 проводится в целях усиления социальной защищенности и оказания содействия трудовой занятости инвалидов.
1.3. Квота для приема на работу инвалидов в МБДОУ № 16 составляет 3 процента от среднесписочной численности работников. Конкретное количество рабочих мест для инвалидов в пределах квоты ежегодно утверждается приказом Управления государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Кемеровской области по письменному представлению центров занятости населения.
1.4. Квота — минимальное количество рабочих мест для инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников организаций), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на
которых уже работают лица указанной категории.
1.5. К инвалидам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Кемеровской области, признанные в установленном порядке инвалидами, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида рекомендации к труду.
1.6. В среднесписочную численность работников организации включаются состоящие в штате работники, за исключением внешних совместителей и лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам.
1.7. Инвалидам, работающим в МБДОУ № 16, работодатель создает необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
1.8. Количество и перечень рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выделенные в счет установленной квоты, утверждаются приказом МБДОУ № 16.

Обязательство о том, чтобы Мария Грация Джорджетти, управляющий директор управляющего директора Женевского проекта и лидера проекта «Приоритет» в Лигурии, расширилась, предложив доступность некоторых старших менеджеров для приобретения с помощью специального учебного курса навыков управления инвалидностью, а затем поддержки компаний в регионе в том, чтобы вставлять и управлять инвалидами и делать их ценным активом для всего сообщества.

Мы выделили 10 миллионов евро с проектом более 40, добавив их частично также в обездоленные. Мы можем и должны делать больше, потому что инвалиды и менеджеры по инвалидности полезны для этого района. Мы должны сделать прыжок в сознании, — сказал Беррино, — даже в компаниях: если инвалид приносит пользу всем своим коллегам, через несколько лет компании должны принять его без каких-либо дополнительных помех, а затем полностью выплатить свой взнос. Альберто Пеллиссоне, представляя советника по экономическому развитию и предпринимательству, сказал: Мы тоже верим в экономическую и социальную ценность включения людей с инвалидностью в мир труда.

2. Условия и порядок квотирования рабочих мест

2.1. Ответственными за надлежащее исполнение настоящего Положения являются должностные лица МБДОУ № 16, которые:
2.1.1. После получения уведомления от центра занятости населения об установлении квоты для создания (выделения) рабочих мест для инвалидов в течение месяца, а затем ежемесячно, направляют в соответствующий центр информацию о зарезервированных вакантных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет квоты.
2.1.2. Осуществляют учет трудоустраивающихся в пределах установленной квоты инвалидов.
2.1.3. Ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, предоставляют информацию в центр занятости населения по выполнению установленной квоты.
2.1.4. Направляют в центр занятости населения информацию о приеме на работу инвалидов на квотируемые рабочие места в трехдневный срок после заключения трудового договора (эффективного контракта) с инвалидом.
2.2. Квота вводится в действие по истечении месячного срока с момента уведомления МБДОУ № 16.
2.3. На рабочие места, выделенные в счет установленной квоты, трудоустраиваются инвалиды независимо от категории заболевания и группы инвалидности при наличии у них индивидуальной программы реабилитации и рекомендаций к труду.
2.4. Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты осуществляется как по направлениям центров занятости населения (направление установленного образца с пометкой «в счет квоты»), так и самостоятельно.
2.5. МБДОУ № 16 имеет право запрашивать и получать от центров занятости населения и других организаций информацию, необходимую при осуществлении мероприятий по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов. В целях реализации данного права ответственное должностное лицо направляет соответствующие запросы в центры занятости населения и иные организации.

Наш технологический полюс в области наук о жизни, который рассматривает нас как национальное и европейское превосходство, должен быть нацелен на получение европейского финансирования для развития наших несомненных навыков в экономике серебра, которая касается управления пожилыми людьми. Оценка и обеспечение соблюдения Закона 68 для целевого включения с неформальным и бюрократическим подходом, объединяющим перспективы, компетенции и роли, отличные от институтов, центров занятости, ассоциаций инвалидов, менеджеров, рабочие.

«Для подтверждения фигуры Менеджера по нетрудоспособности», — сказала Симон Торретта, директор Института Дэвида Чиоссоне по гипотезам, нам нужна приверженность на каждом фронте. Но кто этот менеджер, которому нужно заниматься инвалидностью? Это посредник во внутренних отношениях компании, а также для идентификации и доступа к технической и организационной поддержке, которые полезны для лучшего включения людей с ограниченными возможностями как в доступ, так и в обслуживание.

3. Заключительные положения

3.1. Квота считается выполненной, если на все зарезервированные (выделенные или созданные) в счет установленной квоты рабочие места инвалиды трудоустроены в соответствии с трудовым законодательством либо сохранены рабочие места для работающих инвалидов.
3.2. За непредставление или несвоевременное представление информации, отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты должностные лица МБДОУ № 16 несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Мы хотим объединить лучшие производительные и социальные силы для разработки новой модели устойчивого развития, где менеджеры становятся доступными для возвращения в общество по мере их профессиональной подготовки. В последнем круглом столе тема изображения также рассматривалась в обществе, которое стремится увеличить ожидаемую продолжительность жизни и людей, которые остаются на работе, которые также являются рынком с замечательным потенциалом. Профессор Мауро Палумбо из Университета Генуи рассказал по этой теме, сказав, что «Лигурия может использовать только более 65 процентов населения, чтобы способствовать развитию экономики, прежде всего, но не только в туризме, к этой цели».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16»

ПРИКАЗ № 337/1

Об организации работы
по исполнению квоты.
от 01.08.2014 года

На основании закона по Кемеровской области » О квотировании рабочих мест» от 11 декабря 2002 года
Приказываю:
1. Утвердить Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов.
2. Зарезервировать рабочие места для приема на работу инвалидов в счет квоты в количестве 2 единиц путем выделения следующих вакантных должностей: учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, подсобный рабочий, дворник, кастелянша.
3. Ответственному должностному лицу (Бабенко О.С.) организовать работу по исполнению квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с Положением.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Маттео Россо, председатель Комиссии по здравоохранению Региона Лигурии, подчеркнул низкую способность региона предлагать услуги, в том числе и прежде всего для туристов, для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Чтобы подумать, он пришел к выводу, что «только оздоровительный туризм может быть одной из отличительных и полезных особенностей нашего региона».

Совет министров окончательно утвердил постановления об осуществлении Закона о рабочих местах, в которых пересматривается доступ к работе для людей с ограниченными возможностями. В соответствии с Постановлением «Положения о рационализации и упрощении процедур и исполнения граждан и бизнеса и других трудовых отношений и равных возможностей» в Регламент дисциплинарной ликвидации внесены изменения. Это же обязательство распространяется и на некоммерческие партии, профсоюзы и ассоциации. Короче говоря, речь идет о том, чтобы поставить правильного человека на правильную работу, выйдя за рамки простого обязательного соблюдения ставки.

Заведующий МБДОУ № 16_______________/Т.А. Яковлева/

Г. _____________

ПОЛОЖЕНИЕ

о квотировании рабочих мест для инвалидов

в МАОУ СОШ № 000 г. Челябинска

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов» от 3 февраля 2013 г., Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 01.01.2001г. , Законом «О занятости населения» от 01.01.2001г. № 000-1, Законом Челябинской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области» от 01.01.2001 г. и определяет реализацию этого закона в МАОУ СОШ № 000 г. Челябинска (далее – Школа).

Кроме того, компании смогут рассчитывать на резервную сторону работников, которые стали инвалидами во время трудовых отношений, у которых есть сокращение трудоспособности более 60%, или 45% в случае умственной неполноценности, даже если они не были наняты путем принудительного размещения. И все же реформа стимулов для найма варьируется от 35% до 70% с уделением особого внимания их длительной продолжительности и тем, у кого есть умственные или умственные недостатки, для которых стимул составляет 70% от валовой месячной заработной платы в течение 60 месяцев как для срочного, так и для неопределенного набора. увеличение на 10% распространяется на тех, кто находится в «посредственных» ситуациях инвалидности.

1.2. Квотирование рабочих мест в МАОУ СОШ № 000 проводится в целях усиления социальной защищенности и оказания содействия трудовой занятости инвалидов.

1.3. Квота для приема на работу инвалидов в ОУ составляет 3 процента от среднесписочной численности работников.

1.4. Квота — минимальное количество рабочих мест для инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников организаций), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории.

Во всех остальных случаях, однако, предназначено только для открытых контрактов и на протяжении 36 месяцев. Многое было сказано об этих нововведениях, введенных Законом о занятости по нетрудоспособности, часто в противоречивых тонах, в результате недопонимания толкования и устаревшего анализа норм.

Наконец, есть много сомнений относительно определения «прямого набора» между размещением инвалидов, поскольку отсутствие собеседников с соответствующими отделами является трудным выбором, далеким от фактического опыта и потребностей людей, предприятий и услуг. Все документы находятся в текущей версии. Мы выбрали основные положения, согласно которым мы считаем, что их знания необходимы не только для государственных служащих, но и для обычных граждан. Мы надеемся, что эти документы помогут вам познакомиться с правами людей с ограниченными возможностями или, при необходимости, с вашими правами.

1.5. К инвалидам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в установленном порядке инвалидами, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида рекомендации к труду.

1.6. В среднесписочную численность работников Школы включаются состоящие в штате работники, за исключением внешних совместителей и лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам.

Статья 4 Конституции гласит: Основные права и свободы охраняются судебными органами. В статье 10 говорится, что международные договоры, ратифицированные Чешской Республикой и обязательные для нее, являются частью чешского правопорядка и превосходят его. Это часть так называемого конституционного порядка.

Основные права и свободы, содержащиеся в нем, регулируют отношения между государством и гражданином, некоторые из которых относятся только к национальности. Устав в статье 3 предусматривает общий запрет дискриминации в пункте 1: Основные права и свободы гарантируются всем без различия пола, расы, цвета кожи, языка, убеждений и религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, гражданства или этнического меньшинства, имущества, пола или другого статуса. Инвалидность была подчинена «другому статусу»как запрещенная дискриминационная причина Конституционным судом.

1.7. Инвалидам, работающим в МАОУ СОШ № 000, работодатель создает необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

1.8. Количество и перечень рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выделенные в счет установленной квоты, утверждаются приказом по МАОУ СОШ № 000.

2. Условия и порядок квотирования рабочих мест

В Законе перечислены основные виды дискриминации, запрещенные основания для дискриминации и области права, в которых дискриминация запрещена; он также предусматривает возможность процессуальной защиты от дискриминации. В разделе 5 Закона излагается его собственное определение дискриминации. В Чешской Республике эта функция была возложена на омбудсмена, деятельность которого регулируется.

Вашему вниманию к этому закону рекомендуется, в частности, статья 21, которая регулирует сферы деятельности Омбудсмена. Правительство следует за 4 предыдущими национальными планами для людей с ограниченными возможностями. Национальный план касается, например, проблемы женщин-инвалидов, реабилитации, образования, доступности зданий и информационно-коммуникационных технологий.

2.1. Ответственным за надлежащее исполнение настоящего Положения является делопроизводитель, (в его отсутствие, согласно срокам — секретарь) который:

2.1.1. После получения уведомления от центра занятости населения об установлении квоты для создания (выделения) рабочих мест для инвалидов в течение месяца, а затем ежемесячно, направляет в соответствующий центр информацию о зарезервированных вакантных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет квоты.

В других законах ниже содержатся частичные положения, запрещающие дискриминацию людей с инвалидностью. К примеру, В разделе 38-40 речь идет о законности; В § 45-48 рассматривается поддержка принятия решений; § 49-54 устанавливает положение представителя; § 55 — 65 регулируют ограничение полномочий и института опекуна; § 94 — 103 целостность личности; Раздел 104-101 регулирует права человека в медицинских учреждениях; Статья 457-484 посвящена юридическому представительству и опеке.

В Законе также рассматривается вопрос о трудоустройстве инвалидов в разделах 67-84; определяет лицо с инвалидностью для целей настоящего Закона; регулирует вопрос о восстановлении работы и подготовке к работе; обязательства работодателей и способы выполнения квоты на занятость для людей с ограниченными возможностями; штрафы за несоблюдение квоты; Определяет условия трудовых договоров; излагаются инструменты поддержки занятости людей с ограниченными возможностями.

2.1.2. Осуществляет учет трудоустраивающихся в пределах установленной квоты инвалидов.

2.1.3. Ежемесячно, не позднее 5 числа каждого месяца, предоставляет информацию в центр занятости населения по выполнению установленной квоты.

2.1.4. Направляет в центр занятости населения информацию о приеме на работу инвалидов на квотируемые рабочие места в трехдневный срок после заключения трудового договора с инвалидом.

Указ устанавливает требования к использованию зданий лицами с физическими, умственными и сенсорными нарушениями, престарелыми, беременными женщинами и детьми с детьми в коляске или до трех лет. В его приложениях подробно описываются строительные решения с точки зрения доступности для людей с различными видами инвалидности; определяет количество мест, зарезервированных для указанных лиц при сборе и т.д.

Однако этот Закон запрещает дискриминацию потребителей в статье 6, однако Чешский орган по торговой инспекции, который контролирует защиту потребителей, понимает понятие дискриминации в более широком контексте. Статья 21 закрепляет закон дискриминации — даже по причине инвалидности, статья 26 предусматривает включение людей с ограниченными возможностями.

2.2. Квота вводится в действие по истечении месячного срока с момента уведомления МАОУ СОШ № 000.

2.3. На рабочие места, выделенные в счет установленной квоты, трудоустраиваются инвалиды независимо от категории заболевания и группы инвалидности при наличии у них индивидуальной программы реабилитации и рекомендаций к труду.

2.4. Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты осуществляется как по направлениям центров занятости населения (направление установленного образца с пометкой «в счет квоты»), так и самостоятельно.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Утвержденная часть предыдущих воплощений женщин, подвергшихся социальной дискриминации, подвергается дискриминации, включая множественную дискриминацию. Какими тенденциями являются ученые, которые ищут и обобщают данные исследований, сравнивая анализ целевых групп друг с другом?

Занятость: Рома — Рома. На мой взгляд, почти все они подвержены множественной дискриминации: как женщины, так и представители соответствующих социальных групп. Можно также предположить, что некоторые группы более различаются. Например, утверждается, что некоторые работодатели чаще используют иностранцев, чем рома.

2.5. Школа имеет право запрашивать и получать от центров занятости населения и других организаций информацию, необходимую при осуществлении мероприятий по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов.

В целях реализации данного права ответственный специалист отдела кадров направляет соответствующие запросы в центры занятости населения и иные организации.

Негативные люди, как и пожилые люди, также набирают силу в средствах массовой информации. Хотя акцент постоянно делается на образовании, компетентности, профессионализме и превосходстве в сфере занятости и трудоустройства, все же можно утверждать, что опыт и компетентность пожилой женщины часто не являются преимуществом. В любом случае работодатели предпочитают молодых людей.

Они не понимают своих законных прав, обязанностей и правовых систем, действующих в Литве. Полученная финансовая поддержка или минимальное вознаграждение являются непропорциональными для того, чтобы иммигранты стали безработными. Неблагоприятные законы, позволяющие иностранцам интегрироваться в рынок труда, позволят работодателям действовать однозначно. Также утверждается, что не было оказано поддержки тем, кто оказался в невыгодном положении для получения образования, потребность в котором особенно важна с точки зрения рождения или детей-инвалидов.

3. Заключительные положения

3 1. Квота считается выполненной, если на все зарезервированные (выделенные или созданные) в счет установленной квоты рабочие места инвалиды трудоустроены в соответствии с трудовым законодательством либо сохранены рабочие места для работающих инвалидов.

3.2. За непредставление или несвоевременное представление информации, отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты должностные лица МАОУ СОШ № 000 несут административную ответственность в соответствии с действующим

Что такое рабочая квота?

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

  1. Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  3. Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Согласно законодательству, квота на инвалидов в организации устанавливается в определенных пределах. Конкретное ее значение определяется администрацией региона. Под квотой понимаются рабочие места, оставленные специально для лиц с инвалидностью и оборудованные с учетом их физических особенностей.

Количество вакансий рассчитывают из процентного соотношения от общего числа работников и регулярно обновляют.

Квотирование имеет несколько особенностей. Так, количество рабочих мест для инвалидов рассчитывается, исходя из средней численности сотрудников компании.

Их создание или выделение осуществляется за счет средств работодателя.

Журнал: Справочник кадровика Тема: Необходимые сведения, Обязательные и дополнительные условия, Оформление приема на работу, Допущение к работе Рубрика: Кадровая практика Наша страна не единственная, где на законодательном уровне предусмотрена обязанность работодателей соблюдать установленные квоты по трудоустройству инвалидов и оборудовать для них специальные рабочие места в пределах соответствующих квот.

Государство предусматривает дополнительные гарантии для инвалидов: разрабатываются и реализуются программы по содействию занятости инвалидов, создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации, где они могли бы трудиться. Кроме того, установлены определенные квоты для приема на работу инвалидов. На уровне федеральных законов определение такого понятия, как «квота», не приводится.

Квотирование рабочих мест для инвалидов — процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения. Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5). Что происходит на практике Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства: Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Нетрудоустроенность инвалидов – серьезная проблема для государства.

В условиях кризиса найти работу нелегко даже здоровому человеку, а людям с ограниченными возможностями тяжелее вдвойне.

По закону организации обязаны выделить определенное количество мест специально для трудоустройства инвалидов.

Среднесписочная численность ООО «Вырот» из г.Самара составляет 220 человек.

Квотирование рабочих мест для инвалидов это

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

  • свидетельство о государственной регистрации (копия);
  • устав (копия);
  • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
  • письмо из Единого госрегистра;
  • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

  • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
  • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
  • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне.

самые важные статьи вам на Закон Санкт-Петербурга N 280-25 от 27 мая 2003 года «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге» Закон Москвы №90 от 22.12.2004 года «О квотировании рабочих мест» Закон республики Карелия «О регулировании некоторых вопросов обеспечения занятости инвалидов в Республике Карелия (в ред.

Закона от 02.07.2014 № 1807-ЗРК)». В Санкт-Петербурге — это организации, численность работников которых составляет более 100 человек, при этом закон не содержит критериев выполнения квоты. В Санкт-Петербурге — в размере 2,5 процента к среднесписочной численности работников. В Москве — размере 4 процентов от среднесписочной численности работников. В Карелии — в размере 3 процентов среднесписочной численности работников При расчете количества

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием. Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст.

21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек. Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников. Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Согласно утвержденным нормативным требованиям, субъектам предпринимательской деятельности, использующим наёмный труд, вменяется в обязанность трудоустроить определённое количество малозащищенных граждан.

Квотируемое рабочее место представлено в виде вакантной должности, которая заблаговременно резервируется государством. Она предназначается для трудоустройства особой категории граждан,

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Закон Санкт-Петербурга N 280-25 от 27 мая 2003 года «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге» Закон Москвы №90 от 22.12.2004 года «О квотировании рабочих мест» Закон республики Карелия «О регулировании некоторых вопросов обеспечения занятости инвалидов в Республике Карелия (в ред. Закона от 02.07.2014 № 1807-ЗРК)».

В Санкт-Петербурге — это организации, численность работников которых составляет более 100 человек, при этом закон не содержит критериев выполнения квоты. В Санкт-Петербурге — в размере 2,5 процента к среднесписочной численности работников.

Квотируемое рабочее место: как рассчитывается и кто может претендовать

Заниматься реализацией данной гарантии обязаны работодатели. Частично он затрагивается в таких законах:

  1. «О соцзащите инвалидов в РФ».
  2. «О занятости населения в РФ»;

Более подробно регулирование предоставляемых квот осуществляется уже региональными законодательными документами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту: Именно для таких людей на государственном уровне и предусмотрена программа квотирования рабочих мест, которые предоставляются на основании законодательных норм, принятых как, в общем, по РФ, так и на региональном уровне.

Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто! На основании ст.21 ФЗ №181 для инвалидов обязаны создать либо выделить вакансии в количестве 1 рабочего места именно те предприятия, среднесписочная численность работников которых превышает 35 человек.

Обновление: 10 августа 2017 г.

Для некоторой категории граждан государство предусмотрело обязательное резервирование рабочих мест.

Такие места называются квотируемыми. : что это такое и для какой категории граждан оно предусмотрено. Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ. Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты. Это место — вакансия, должность, специально созданная и зарезервированная для лиц, которым установлена квота.

Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения.

Квота на рабочее место подразумевает под собой наличие определенного количества вакансий, какие предназначаются специально для устройства на работу лиц особой категории. Данные категории граждан определяются нормативно правовыми актами муниципального или федерального значения. И являются обязательными для того населения, которое сталкивается с проблемами трудоустройства.

Работа по квоте

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

  • с состоянием здоровья;
  • с возрастом. Так как многие компании не хотят брать на работу сильно молодых лиц или лиц преклонного возраста;
  • с отсутствием соответствующего опыта.

При этом фирмы, которые берут к себе в штат таких работников, получают хорошие льготы от государства.

Общее количество предоставляемых предприятием рабочих мест по квоте, в первую очередь зависит от:

  • численности штата;
  • размера квоты, который имеет процентное выражение, и зависит от наличия общего числа рабочих мест в организации.

Необходимо знать, что люди с ограниченными физическими возможностями являются единственными, кто может беспрепятственно трудоустроиться по квоте. Так как устройство на работу данной категории населения регламентируется действующими государственными нормативно правовыми документами.

В зависимости от регионального значения, квота способна принуждать руководителей организовывать новые рабочие места для разных групп людей. Но согласно законодательству РФ две категории граждан имеют постоянное условие на получение квотируемого трудоустройства, это:

  • люди с ограниченными физическими возможностями (постоянная инвалидность). Люди, имеющие первую и вторую группу инвалидности, пользуются льготами, которые предусматривают наличие неполного рабочего дня, и отсутствие потребности в ночном труде;
  • лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Так как Трудовой Кодекс РФ предусматривает достаточно большое количество нюансов невыгодных для работодателя, подросткам очень тяжело получить официальное трудоустройство. В связи с этим для них и предусмотрена квота.

Помимо вышеперечисленного, в различных областях страны, муниципальными документами могут быть предусмотрены квотируемые места для следующих категорий населения:

  • выпускников интернатов, потому что они очень часто плохо адаптируются к нормальной взрослой жизни;
  • лиц освободившихся из мест лишения свободы, так как многие работодатели не горят желанием брать на работу бывших заключенных;
  • молодых людей закончивших средние специальные учебные заведения и не имеющие определенного стажа работы;
  • детей воспитывающихся в неблагополучных семьях, которые должны зарабатывать себе на питание, одежду, а иногда и учебу;
  • детей из многодетных семей, какие чаще всего пытаются трудоустроиться без соответствующего образования, чтобы оказать финансовую помощь родным;
  • людей пожилого возраста, вышедшие на пенсию. Зачастую такая категория граждан является заложником маленькой пенсии, которой не хватает для нормального существования. А здоровье может позволить заработать дополнительные финансовые средства;
  • люди участвовавшие в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной энергетической станции. Поти во всех случаях они имеют определенную инвалидность;
  • матерей, которые в одиночку воспитывают маленьких детей. Очень часто такие женщины должны брать дополнительные отпуска или оформлять больничные листы по уходу за ребенком.

Каждой вышеперечисленной группе людей нелегко найти соответствующую работу, поэтому федеральная власть старается предоставить льготные рабочие места по мере своих возможностей.

Такие места называются квотируемыми. : что это такое и для какой категории граждан оно предусмотрено.

Это место — вакансия, должность, специально созданная и зарезервированная для лиц, которым установлена квота. Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения.

Заниматься реализацией данной гарантии обязаны работодатели. Более подробно о ее практическом применении — далее.

На федеральном уровне не существует единого нормативно-правового акта, который бы регулировал этот вопрос.

Более подробно регулирование предоставляемых квот осуществляется уже региональными законодательными документами. Поэтому и льготные категории работников, которые получают право на такие места, могут различаться в зависимости от территории.

В законодательстве не установлено точное количество квот, которые должны быть предусмотрены на каждом предприятии.

Квотированные рабочие места

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

  • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
  • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

Новая программа трудоустройства инвалидов была запущена с принятием ФЗ №11. Этот нормативный акт внес ряд изменений в другие правовые документы, действовавшие в этой сфере. В частности, корректировкам подверглись:

    ФЗ №181, регламентирующий соцзащиту лиц с ограниченными возможностями; КоАП; ФЗ №1032-1, регламентирующий занятость населения в РФ.

Общая направленность внесенных изменений — содействие в трудоустройстве инвалидов.

Кроме этого, была поставлена цель усилить ответственность нанимателей за нарушения предписаний. В соответствии со ст. 8 ТК, работодатели, кроме физлиц, которые не являются ИП, утверждают внутренние документы, в которых присутствуют положения трудового права.

Следует напомнить ключевые правила их принятия: Традиционно выделяется три группы актов: Название должности.

Законодательное регулирование программы квотирования

Россия, согласно Конституции, является социально ориентированным государством, которое заботится о правах и достойной жизни всего населения. Право на труд также закреплено основным законом страны. Но некоторым людям устроиться на работу проблематично: по состоянию здоровья, из-за переселения или по другим объективным причинам. Чтобы облегчить положение этих людей, предусматривается квотирование рабочих мест.

Это требование закреплено 25 статьёй ФЗ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 года. Акт защищает трудовые права инвалидов. Его положения дублируются ещё одним ФЗ «О социальной защите в РФ» от 24 ноября 1995. Впрочем, инвалиды не единственная категория населения, кому доступно трудоустройство о квоте. Региональные власти вправе издать свой акт, где утвердить перечень льготников.

Квотирование рабочих мест предназначено помочь трудоустроиться социально незащищённым гражданам

Что такое квота

Квота — что это такое? Это понятие актуально не только для сферы трудоустройства и означает определённую долю в общем числе. В области трудовых отношений используется термин «квотируемое рабочее место» — то есть рабочее место, которое «зарезервировано», закреплено для трудоустройства человека из списка имеющих на него прав. Например, для инвалида или беженца.

Государство обязывает работодателей предусматривать квотируемые рабочие места, чтобы создавать более благоприятные, равные условия для социально незащищённых граждан. Без принуждения со стороны власти большинство работодателей не задумались бы о квотах или посчитали бы их невыгодными. Впрочем, даже наличие квот не делает жизнь социально незащищённых россиян безоблачной. Квотирование рассматривается коммерческими организациями как «обязаловка» и они выполняют его чисто формально, обычно назначая минимальную заработную плату без перспектив карьерного роста.

Кто может быть трудоустроен по квоте

Квотируемые рабочие места первостепенно предусматриваются для граждан с инвалидностью: без государственной поддержки им трудно найти работу и заработать деньги на жизнь. Но это не единственная категория граждан, кто претендует на льготные вакансии. Полный перечень такой:

  • инвалиды;
  • граждане, отбывшие срок наказания;
  • подростки от 14 лет;
  • граждане старше 50 лет;
  • беженцы;
  • многодетные родители, отцы и матери-одиночки;
  • военные пенсионеры или граждане, завершившие военную службу;
  • выпускники техникумов и колледжей до 20 лет, трудоустраивающиеся впервые;
  • жертвы техногенных аварий.

От человека, претендующего на вакансию по квоте, требуются документы, подтверждающие его статус. Для каждой категории предусматривается свой набор бумаг. Региональные власти вправе видоизменять этот перечень, включая в него других граждан. Например, детей-сирот, выпускников коррекционных школ. Эта мера помогает решить конкретные проблемы региона, но на практике используется мало.

В первую очередь квотирование помогает инвалидам, так как обязывает работодателей не только принимать их на работу, но и обеспечивать комфортные условия труда

Квоты для инвалидов

Учитывая большой перечень потенциальных кандидатов на квотируемые вакансии, изначально это понятие всё-таки касается граждан с инвалидностью. Квотируемое рабочее место для инвалидов — требование для всех предприятий, численность сотрудников которых перешла отметку в 35 сотрудников. То есть, малого бизнеса квотирование не касается, только среднего и крупного.

Федеральное законодательство устанавливает нормативные границы квотирования, а региональные утверждают конкретное значение. Как это работает?

  • от 35 человек — не выше 3%;
  • от 100 человек — от 2% до 4%.

Предположим, власти региона устанавливают норму 1% вакансий для инвалидов в организациях, где численность штата не превышает сотню сотрудников. В организации насчитывается 70 рабочих мест. Сколько из них попадут под квоту: 70 х 1% = 0,7 = 1. То есть, предприятию достаточно 1 вакансии по квоте.

Очевидно, что люди с инвалидностью не всегда в состоянии работать наравне со здоровыми людьми. Поэтому квота для инвалидов подразумевает создание достойных, удобных условий труда. Это могут быть дополнительные источники освещения, специальное программное обеспечение на компьютере или оборудовании, пандусы и аналогичные приспособления, делающие работу инвалида возможной.

Инвалид вправе разрешить организации не создавать специальные условия для его труда, если уверен, что справится без них: в таком случае пишут письменный отказ от специального оснащения.

Региональные квоты

Власти субъектов федерации могут пересматривать перечень категорий граждан, имеющих право на работу по квоте, а также устанавливать точные значения квот в регионе (в соответствии с границами, предусмотренными федеральными органами власти). Такие полномочия должны помогать регулировать и улучшать рынок труда в конкретном регионе, делать работу доступной для большего числа незащищённых людей.

Нормы трудоустройства по квоте фиксируются специальным законодательным актом, разработанным и действующим на уровне всего региона. Предприятия с численностью от 35 человек должны быть знакомы с ним: им придётся исполнять не только требования федерального закона, но и этого документа. За нарушение квотирования придётся нести ответственность (подробнее в соответствующем разделе).

Расчет мест по квоте

Расчёт количества квотируемых мест производится на основе местных, а не федеральных законов. Местные и так должны полностью соответствовать общим нормам страны. Нужно найти соответствующий законодательный акт: поискать в интернете или напрямую обратиться в департамент/министерство труда.

Первый пример расчёта мы рассмотрели в разделе «Квоты для инвалидов». Рассмотрим ещё один. На заводе трудятся 115 человек, в регионе предусмотрено максимальное значение квоты — 4%. Сколько специальных рабочих мест должно обеспечить такое предприятие:

115 х 4% = 4,6 = 5.

Примечательно, что в результате вычисления в большинстве случаев получается дробное число. В законах нет конкретного указания, как округлять его, поэтому результат округляют по общим правилам: до 0,5 в меньшую сторону, выше 0,5 в большую.

Квоты должны предусматривать все предприятия, где численность штата выше 35 человек

Действия работодателя

Работодатель обязан предусмотреть в штате вакансии по квоте, известить о них службу занятости, принять обратившегося к нему кандидата на должность. Но совсем не обязан искать таких сотрудников самостоятельно, такой инициативы закон не требует.

Кандидаты на квоту обращаются на предприятие самостоятельно, увидев в вакансию в интернете или через службу занятости. Работодатель обязан рассмотреть их кандидатуру на квотируемое место. Может ли он отказать в трудоустройстве? Теоретически да, если кандидат совсем не соответствует профессиональным требованиям. Но отказывать на основании того, что кандидат — инвалид, и для его работы будет необходимо затратить средства на переоборудование рабочего места, категорически запрещено. Штраф за нарушение трудовых прав будет таким, что многократно перекроет затраты на пандус или освещение.

Извещение службы занятости

Предприятия с квотируемыми местами регулярно отчитываются перед центром занятости. Во-первых, они извещают это учреждение, что исполнили обязанности создать особые рабочие места. Во-вторых, ежемесячно они передают сведения о нанятых по квоте, вакансиях и выполнении требований закона.

Эту обязанность исполняют работники отдела кадров. Отчёты направляются по унифицированным формам, установленным в регионах. Проконсультироваться и получить образцы лучше непосредственно в центре занятости.

Граждане должны сами откликаться на вакансии по квоте, работодатель не обязан проявлять инициативу

В отношении квотируемых рабочих мест закон очень строг с работодателями. Их накажут если:

  • они не предусмотрят сотрудников по квоте;
  • предусмотрят, но закроют вакансии «обычными» гражданами;
  • откажут в приёме конкретному гражданину.

Это административная ответственность предполагает штраф от 5 до 10 тысяч рублей. В самых сложных случаях кандидат вправе подать на отказавшего работодателя в суд и взыскать моральный вред.

Создание рабочих мест по квоте для инвалидов и прочих незащищённых групп населения — обязанность любой организации, где штат больше 35 человек. Государство требует этого для регулирования рынка труда и социальной защиты граждан, имеющих потенциальные трудности с работой. Количество квот устанавливается поставлением региональных властей. За отказ от квотирования работодатель заплатит штраф до 10 тысяч рублей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Квоты для инвалидов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *