Плюсы и минусы велосипедов с автоматической коробкой передач

Прогресс не стоит на месте и с равной периодичностью на рынке появляются определенные новшества велосипедного рынка. Где-то такие изобретения находят своего покупателя и остаются. А какие-то новые детали или даже целые системы не получают популярности и распространения и исчезают обратно в небытие. Сейчас на велосипедном рынке появилось новое чудо — автоматическая коробка передач для велосипеда. Вот только насколько она вообще нужна?

АКП — так ли необходимо

Основной идеей такой коробки изначально была попытка защитить переключение передач от грязи, мусора, пыли, механических повреждений и коррозии металла. Уже существует планетарная втулка, но она устроена таким образом, что вся развесовка велосипеда сильно оттянута к заднему колесу велосипеда.

В случае же автоматического переключения центр тяжести находится точно в центре велосипеда, позволяя улучшить его маневренность и внешний вид.

Основным минусом подобного атрибута на велосипеде будет появление дополнительного лишнего веса аппарата — коробки передач весят порядка 2,5-3 килограмм, увеличивая вес железного друга в среднем на четверть. Если не брать в расчет тяжелые горные варианты, даунхилы и кросс-кантри, где 3 килограмма не имеет такого большого значения, то средний велосипед имеет 9-13 килограмм.

Преимущества коробки

Подобные коробки передач требуют построенную именно под них раму, которая до сих пор не придумана. В имеющейся коробка выглядит неправильно, при этом сама рама смотрится менее устойчивой. Незавершенные треугольники заставляют задуматься о том, что такая рама проще треснет в самый неподходящий момент. Но все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Автоматические коробки передач были придуманы не от безделья и они вовсе не бесполезны. Среди явных и неоспоримых плюсов можно отметить:

  1. Больше безопасности. Максимально закрытая коробка защищает владельца от падения в результате попытки переключить скорость с застрявшей в звезде веточкой.
  2. Обслуживать нужно только открытые части трансмиссии. Все, что закрывается в коробку, можно годами не открывать и не обслуживать. Сам производитель заявляет, что нужно будет лишь подливать в нее масло раз в год.
  3. Гораздо реже необходима замена деталей.
  4. Правильно распределенный вес.
  5. Легко подстроить под эксклюзивные замены цепи — ремни, канаты и прочие привлекающие вид вещи.
  6. При этом цепь или ее замена точно не будет болтаться.
  7. Переключение скоростей возможно без прокрутки педалей, в любую погоду и загрязнение цепи.
  8. Шкала переключений скоростей интуитивно понятна, и передачи не повторяются.
  9. Максимально снижен вес заднего колеса и снято с него лишнее оборудование, которое легко могло поломаться.
  10. Поддается ремонту, более того, у этого велосипеда имеется 70 километров гарантийного пробега. Всегда можно вернуть некачественный товар.

Однако не стоит забывать о значительно более высокой цене по сравнению с обычными велосипедами. Чтобы кататься на таком эксклюзиве, придется выложить приличную сумму. Кроме того, у таких аппаратов хуже КПД, но это становится заметно только в большом спорте. Человек, который брал велосипед для катаний с друзьями или для самостоятельного длительного перехода, даже не заметит этой разницы, так как она составляет до 7%.

Как это работает

Принцип действия автоматического переключения не сильно отличается от схожего узла у автомобиля. Коробка собирается с участием в ней трех валов. На шестернях зубья прямые, что обеспечивает лучшее переключение передач. Нижний вал отвечает за педали, шестерни верхнего вала жестко к нему прикреплены вместе со звездой. Между ними находится третий вал, который свободно движется и нужен для связки остальных деталей между собой.

Также здесь отсутствует задний переключатель, поэтому цепь натянута достаточно хорошо и не будет слетать на бездорожье. Трансмиссия полностью открыта — цепь, ведущие и ведомые звезды. Их придется регулярно обслуживать, следить за состоянием и готовностью к работе. Но это нужно выполнять в любом велосипеде, в этом нет ничего удивительного. Но при этом трансмиссия выполняется в более широком виде — ее целью больше не является гибкость, только передача усилий для увеличения скорости.

В разных моделях имеется обычно от 9 до 18 скоростей. Переключаются скорости последовательно, одна за другой нужные шестеренки соединяются и разъединяются, фиксируя нужную на среднем валу. Но скорости соответствуют заявленным производителем, если указано 9, то именно столько их и будет. Планетарные втулки не могут показать такой результат.

Зачем может понадобиться

Несмотря на то, что такие велосипеды появились относительно недавно, они уже нашли своего покупателя, вышли на небольшую нишу рынка и понемногу модернизируются. Если владелец такого аппарата — любитель кататься по большому бездорожью или горным склонам, то велосипед с автоматическим переключением передач подойдет ему идеально. Они выгодно выглядят, когда нужно срочно переключить скорость. Кроме того, на заднем колесе тут отсутствует дополнительная конструкция, которая могла бы соскакивать.

Они легко совмещаются с любым видом тормозов, предоставляя наезднику самостоятельно определиться с выбором.

На руле в этом случае отсутствует большое количество переключателей, манеток и прочей неэстетичной загруженности рулевой части. Конечно, есть и над чем еще работать.

В первую очередь, нужно добиться полного закрытия трансмиссии в целях обеспечения безопасности здоровья владельца, непрерывной работы самого велосипеда и планетарных втулок. Нужно закрыть цепь и комплектующие кожухом или подобной конструкцией. Это позволит полностью исключить попадание грязи в неподобающие места, не даст ломать звенья цепи, обрывать ее или нарушать целостность смазки. Есть наработки, в которых вся конструкция переключения передач находится внутри карбоновой рамы и полностью защищена от возможных механических повреждений.

Другим регулируемым вопросом остается цена вопроса. Такие модели дороже обычных механических собратьев. Однако, при увеличении спроса на подобный товар и массового его производства цена будет снижаться, а отсутствие необходимости в постоянном техническом обслуживании велосипеда способствуют увеличению продаж. В конце концов, кататься на таком аппарате будет значительно комфортнее, особенно тем, кто привык к бездорожью, холмистой местности и небольшим склонам гор. Там такая техника будет просто незаменимой.

Рулил Алексей Харнас

Mercedes — далеко не первая автомобильная компания, выпускающая под собственной маркой двухколесные безмоторные транспортные средства. Стоят такие «автомобильные» велосипеды, как правило, в три-четыре раза дороже своих аналогов, произведенных известными велосипедными марками. Соответствующее место этим велосипедам отводят и дилеры: велосипеды они отправляют в отдел автомобильных аксессуаров, покупки в котором делают лишь люди с патологической лояльностью к данной марке. Понятно, что делают марочные велосипеды не на заводах компании в специальных цехах, а от автомобильной марки в велосипеде присутствует разве что повышенный контроль качества и иногда участие в инженерной разработке модели.

Видимо, из-за невысокого объема продаж автопроизводители даже не рекламируют свои побочные продукты. Например, DaimlerChrysler, выпустивший под маркой Jeep неплохой горный велосипед, не привез в Россию ни один экземпляр. Велосипеды Peugeot (а именно с выпуска бициклов начинала свой бизнес эта французская марка) в Москве почти неизвестны, в отличие от городов Западной Европы. У некоторых дилеров можно обнаружить алюминиевые велосипеды Audi Cross и Audi Cross Pro, выпущенные к юбилею Quattro.

Впрочем, из всех вышеперечисленных MB Automatic Bike — самый свежий. Модель ценой в $4500 была выпущена в этом году. Создавая ее, инженеры учитывали опыт разработки предыдущей модели — Mountain Bike 2005, поступивший в продажу весной.

Фото: ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ, Ъ

Главная особенность этого велосипеда — автоматическая коробка переключения передач. В отличие от традиционных многоскоростных велосипедов, ведущая звездочка у MB Automatic Bike одна, а пакет задних звездочек убран в ступицу колеса. Компьютер, расположенный на руле, анализирует усилия, прилагаемые к педалям, по степени натяжения цепи и дает сигнал системе Shimano Cybermex о понижении или повышении передаточного числа. Как и в автомобилях, «автомат» имеет разные варианты настройки — от ручного переключения скоростей до спортивного режима, в котором компьютер не дает ногам расслабляться. Добавим, что Shimano, известнейший поставщик комплектующих для велосипедов, разработал устройство автоматического переключения скоростей специально для Mercedes-Benz.

Первый раз с «автоматом» на велосипеде — это как первый раз на машине с автоматической коробкой переключения передач: большой палец правой руки никак не хочет уходить с клавиши переключения скоростей. Ездить на нем не так просто, как может показаться со стороны. Дома я катаюсь на велосипеде с механическим переключением скоростей и, пересев на Mercedes, я никак не мог приспособиться к тому, что нагрузка на ноги меняется совершенно вне зависимости от воли ездока. Особенно это мешает в поворотах — ведь, поворачивая, велосипедист ослабляет нагрузку на педали и наклоняет корпус в сторону поворота. Автомат же решает, что под колесами — спуск с горы, и меняет ведомую звездочку, из-за этого на выходе из поворота не удается быстро набрать скорость, необходимую для выравнивания велосипеда.

Второй компьютер, установленный на велосипеде, управляет жесткостью подвески. Учитывая то, что мой вес приближается к центнеру, амортизаторам велосипеда досталась нелегкая задача. Впрочем, они с честью с ней справились. Даже в режиме максимальной жесткости, при прыжке с бордюра тротуара на асфальт, «до железа» не пробивало ни задний амортизатор, ни вилку переднего колеса.

По требованиям безопасности велосипед в базовой комплектации оснащается галогеновой передней фарой и задним светодиодным красным фонарем. Впрочем, мощности фары явно не хватает для освещения дороги, она скорее служит маячком для остальных участников дорожного движения.

К велосипеду, выпущенному под автомобильным брэндом, отношение особое. Ведь даже Mercedes S-класса, как ни крути,— серийный товар. Утром в центре столицы между ними не протолкнуться. А вот велосипедов Mercedes-Benz Automatic Bike в Москве пока нет ни у кого: «Коммерсантъ-Weekend» получил в тест едва ли не первый образец, завезенный в Россию. Опять же, социальный статус пассажира заднего сиденья автомобиля Mercedes на глаз точно не определишь: сегодня ты вице-президент естественной монополии, а завтра твое место в корпоративной машине займет кто-то другой — ведь логику кадровых решений в монополиях предугадать нельзя. Корпоративных велосипедов же в Москве замечено пока не было — как-никак не в Китае живем. Поэтому купленный раз двухколесный Mercedes останется в вашем распоряжении навсегда — как наглядная демонстрация уровня доходов и умения ими распорядиться.

Велосипед Mercedes-Benz Automatic Bike был предоставлен Weekend компанией «Панавто»

Велосипед с автоматической коробкой передач

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *