Уголок «Маленький Экономист» с играми экономического содержания.

Юлия Мокрушина
Уголок «Маленький Экономист» с играми экономического содержания.

Работая над темой «Развитие познавательного интерес у детей 5-7 лет через реализацию проекта «Маленький экономист», создана развивающая среда для усвоения детьми экономических понятий. На полке находится дом «экономика», кирпичиками которого служат слова-экономические понятия. Здесь же находится игрушка медведя, с которым мы знакомимся с экономикой. Для знакомства дошкольников с основами экономики созданы условия, позволяющие интегрировать экономическую деятельность с математической, экологической, исследовательской и другими видами деятельности.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Задачи: формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания об экономических понятиях. Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Закреплять умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение в пределах 10. Формировать взаимоотношения сотрудничества. Воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа: рассматривание картины «Продавец», экскурсия в магазин, беседа «Мы были в магазине».

Материал: касса, товары, «деньги», чеки, машина, строительный материал.

Роли: продавцы, кассир, покупатели, контролер, шофер.

Краткое описание: воспитатель объявляет, что построен новый магазин. Шофер привозит товар, продавцы принимают товар, размещают его в магазине по отделам. Контролер проверяет правильность цены товара.

Экономическая игра «Аукцион»

Задачи: раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе; развить желание играть в игры с экономическим содержанием, закрепление экономических понятий.

Материал и оборудование. Товар, который дети сделали совместно с родителями. Кафедра, молоток для торгов.

Содержание. Звучит аудиозапись весёлой музыки. Дети занимают места

Воспитатель. Здравствуйте! Я сегодня приглашаю вас принять участие в аукционе. Хочу узнать, знакомы ли вы с этим экономическим понятием.

(Аукцион — это место, где продаются ценные и редкие предметы)

-Что можно продавать на аукционах?

На аукционе товар приобретает тот, кто платит за него самую высокую цену.

В аукционе могут участвовать только те, у кого есть деньги.

Давайте здесь и сейчас устроим аукцион! (Обращается к зрителям.) Господа, у вас есть деньги? Вы готовы принять участие в аукционе? (Ответы зрителей.)

Входит ребёнок-аукционист с молотком и встаёт за кафедру.

Аукционист. Мы начинаем! Сегодня на нашем аукционе продаются предметы, сделанные своими руками, в этом их огромная ценность.

Товары, выставленные на продажу, называют лотами.

Их производители, прежде чем представить товар, должен его прорекламировать, из чего товар сделан и как его можно использовать. Наш первый лот.

(Дети совместно с родителями представляют свой товар, продают и покупают предложенные товары)

Воспитатель: Все товары распроданы. Принес ли аукцион прибыль?

Как можно потратить полученную прибыль?

— На полученную прибыль можно что-нибудь купить.

— А можно вложить её в бизнес.

— А можно отдать эти деньги тем, кто нуждается

-А можно эти деньги положить в банк – проинвестировать и через некоторое время банк отдаст нам наши деньги и еще плюс процент за то, что пользовался нашими деньгами.

Я предлагаю оказать благотворительность, купить разные игры и подарить их детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

Исследовательская игра-путешествие «Заводы нашего города»

Цель: Сформировать у детей представления о предприятиях города и выпускаемой ими продукции.

Материал: карта города Кирово-Чепецка, фотографии предприятий, карточки с изображением разнообразной продукции.

Содержание: Дети вместе с воспитателем рассматривают карту города Кирово-Чепецка. Из различных источников информации они узнают, какие предприятия есть в городе, заполняют условными знаками карту.

Проводят исследовательскую работу о продукции, выпускаемой заводами и фабриками города. Заполняют карту схему «Заводы нашего города»

Игра-классификация «Где доходы, где расходы?»

Цель: закрепить представления о сущности расходов и доходов, показать, что расходы бывают обязательными (основными) и необязательными (неосновными).

Содержание: Дети рассматривают картинки и классифицируют их, определяя доход это или расход. Картинки с расходами классифицируют на основной и неосновной расход.

Дидактическая игра»Кому что нужно для работы»

Цель: закрепить знания об орудиях трудалюдей разных профессий, выделить их роль в изготовлении товара.

Содержание: Дети рассматривают картинки и соединяют их с изображением людей разных профессий и инструментов.

Игра «Что такое товар»

Цель: закрепить экономические понятия товар и услуга. Познакомить детей с производителями товаров и услуг.

Игра «где изготовленны вещи, а где выращенны продукты»

Цель: Дать детям представление о том, что в предметы окружающие их, вложен труд многих людей, учить ценить и уважать труд людей.

Экономическое воспитание дошкольников

Статья «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?» Павленко Татьяна Дмитриевна воспитатель детский сад № 128 город Рязань
Слово «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся очень далёкими друг от друга. Ведь семья – это реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут. Отсюда важно подчеркнуть необходимость тесной связи семейного и общественного воспитания в решении задач экономической подготовки молодого поколения и в формировании экономического образа мышления.
Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны, тот, кто их знает. Дошкольники очень чувствительны к разному роду воздействиям. Ребенок, как губка, впитывает впечатления, знания, стиль поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийно, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребёнка с помощью взрослого складывается необходимые качества и свойства личности.
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, являясь очевидцем активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, показывают, что экономическое воспитание детей дошкольного возраста — глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни. Экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:
• научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
• с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
• объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена – с одной стороны, и нравственными – бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость –с другой;
• научить правильно относиться к рекламе, разбираться в ней;
• вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Нам стало очень интересно, каков же будет результат, если мы начнем работать над темой «Формирование основ экономического воспитания у детей дошкольного возраста». Изучая литературу и различные информационные источники (Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников». Творческий центр М; 2002 г.; А.А. Смоленцева «Введение в мир экономики». Санкт-Петербург, «Детство пресс», 2002 г.; А.А. Смоленцева. Учебное пособие Ниж. Новгород. Изд-во НГТУ 2000 г. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику»; Б.А. Райзберг «Экономика для детей». Издатель И.Ю. Орлова «Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»; И.А. Сасова «Экономическое воспитание детей в семье». Издательство «Ось-89»), мы решили начать работу со средней группы. Проведя и сравнивая результаты диагностики, мы увидели, что является наиболее слабым звеном. Что позволило сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашей работы. Для того чтобы дети получали поэтапно необходимую информацию по этой теме как во время занятий, так и в повседневной жизни, мы разделили план работы на пять блоков.
1. БЛОК. Потребности.
2. БЛОК. Производство и ресурсы.
3. БЛОК. Выбор. Цена. Цена выбор.
4. БЛОК. Основные экономические понятия.
5. БЛОК. Золотые правила экономики.
Таким образом, возникла необходимость создания пространства для развития ребенка и воспитателя в едином проблемном контексте. В адаптированном пространстве группы создали «Уголок Экономики», в котором собраны необходимые интересные материалы: игры, пособия, книги, иллюстрации и т.д. На видном месте, на полке, расположили новые тематические игры «Чёрный ящик», «Из чего сделано», «Расскажи о профессии», игры путешествия, также уголок пополнялся самими детьми, дети приносили модные сейчас экономические игры «Монополия», «Семейный бизнес», «Банк». В уголке мы сделали подборку интересных журналов, карточки с экономическими понятиями, журналы-головоломки, познавательные журналы о деньгах других стран: «Ткани», «Любимые рецепты», «Мир русской деревни», «Занимательные картинки», «Мир вокруг нас», «Овощной калейдоскоп», «Кроссворды»,выставку минералов, положили экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же посадили кукол: гнома Эконома и царицу Экономику. Эти сказочные персонажи, используемые на занятиях, помогают детям усвоить новые сложные слова и их значение. Совместно с детьми мы сделали «экономическое дерево» с необычными листочками. Крона его – не простые листочки, а важные экономические понятия: товар, бизнес, банк, деньги, производство и другие. Мы собрали, кроме всего прочего, целую «экономическую» библиотеку: «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Три копейки на покупку» Ш. Галлиева, «Откуда стол пришёл?» С. Маршака, «Экономика для малышей» Л. Кнышевой и другая занимательная литература. Оборудование к ролевым играм, учебная и игровая зоны созданы с учётом принципов концепции Петровского: динамичность, доступность, трансформирование, многофункциональность. В стороне от обучения не остаются и родители. Работает связь «ребёнок – воспитатель – родитель». Тематика родительских собраний, консультаций, индивидуальных бесед, открытых занятий разнообразна: доходы моей семьи, история происхождения денег, семейный бюджет. Мы использовали различные формы работы: комплексно-тематические занятия, игру, экскурсии, вечера досуга, встречи с интересными людьми, запланировали кружок дополнительного образования «Маленький бизнесмен» с разработанным перспективным планом на учебный год, составили морфологические карты.
Запланированные занятия по экономике проводились в различных формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Например: на занятии-путешествии «Волшебные превращения денежки», ребята путешествуют с денежным рублем по разным странам, и гном Эконом с волшебной палочкой все время меняет «имя» денежки, удивляет путешественников ее превращениями. В каждой стране у нее свое имя. В России – рубли, в Германии – евро, в Украине –гривна, в Беларуси– белорусский рубль ит.д. Сделать экономику понятной помогли сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Рекламное агентство», «Конструирование сказочного города «сладкоежек», «Магазин игрушек», «Семья», «Детское кофе». В дидактических играх «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Старое — новое» и «Веселые повара», «Придумай рекламу», «Береги все, что нас окружает», «Накорми животных», «Детки с чьей ветки?», «Что из чего изготовлено», «Подбери витрину магазина», «На необитаемом острове» и др. В работе с детьми мы часто сталкиваемся с проблемой быстрой утомляемости детей, аследовательно – и с потерей интереса к занятию, снижением качества и количества усвояемых знаний. Основным противодействием этому может стать частая смена разнообразных методологических приемов. Таким образом, переключая внимание ребят с одного вида деятельности на другой, удается поддерживать познавательный интерес детей на протяжении всего занятия, что приводит к значительному улучшению качества знаний по проблемам экономического воспитания дошкольников.
При работе над данной темой мы использовали:
1. метод проблемных ситуаций;
2. исследовательский;
3. метод ТРИЗ;
4. решение математических задач;
5. логические игры и упражнения.
(Цепочка производства- самостоятельные рисунки детей)
Исходя из проведенной нами работы, мы можем с уверенностью сказать, что работа была интересной как детям, так и самим воспитателям, и это несет большой потенциальный запас на дальнейшее развития ребенка в данном направлении. И мы думаем, что ответом на вопрос: «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?» – является сам результат, который будет проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.

Рекомендуем посмотреть:

НОД по экономике для детей подготовительной группыКонспект занятия по экономике в подготовительной группеКонспект занятия по экономике в старшей группеКонспект занятие по экономике в старшей группе. Природный и рукотворный мир

Экономика в детском саду

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от правовой, политической, экономической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое образование, сравнительно молодое направление в дошкольном образовании, звучит остро и очень актуально. Возникают вопросы: с какого возраста следует знакомить с экономикой? С какими экономическими понятиями следует знакомить воспитанников, а от каких, оглядываясь на возраст, нужно воздержаться. К примеру, весьма скользкие категории, с точки зрения этики: деньги, реклама, богатство-бедность, купля-продажа и т.д. Это только на первый взгляд они кажутся пришельцами из мира взрослых, не доступных детскому пониманию. Но как показывает опыт, в них заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием, как честность, трудолюбие, бережливость, рациональное использование результатов рукотворной деятельности людей и окружающей природы. Задача родителей и педагогов помочь ребенку адаптироваться, приспособится, к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые без его разрешения вторгаются в его жизнь.

В экономическом образовании детей-дошкольников необходимо акцент сделать на его взаимосвязь с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости и честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стремлении разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми являются простые нормы человеческой морали: честность, надежность и прочность данного слова, вежливость, уважение к партнеру и товарищу, человеку труда.

Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственностью. Без повседневном участии в нравственном деле, подкрепленного социально-ценным продуктом, ребенок не научится ценить труд других людей, не приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. Как следствие не удастся воспитать деятельного человека, способного жить и добросовестно трудится в соответствии с морально-правовыми нормами.

Третий год наш коллектив углубленно работает по проблеме экономического образования воспитанников. Первый год это была тема «Ресурсосбережения»: водосбережение, теплосбережение, энергосбережения, второй год — пополнился разделом «Бережем природу»: земля – это дом, в котором мы живем, вторая жизнь старых вещей. В этом году мы обратились к вопросам рыночных отношений «Денежная азбука»: откуда взялись деньги? бюджет семьи- доходы и расходы, что такое банк?

Процесс экономического образования можно реализовывать через разные виды деятельности: специально-организованные занятия, беседы, игры, решение проблемных ситуаций, экскурсии, наблюдения, чтение художественных произведений и т.д.

Нашими педагогами разработаны конспекты занятий: «Мои потребности и возможности», «Доходы и расходы моей семьи», беседы «Бартер», «Откуда появились деньги» где дети впервые призадумались над вопросами: откуда в доме появляются деньги? куда уходят эти деньги? Воспитанники познакомились с понятиями «постоянный доход»- зарплата, пенсия, стипендия и т.д, «дополнительный доход»- премия, репетиторство, «сезонный доход»- продажа на рынке выращенных овощей и соответственно «постоянные расходы»- покупка продуктов, покупка одежды и обуви, оплата коммунальных платежей, , «сезонные расходы»- покупка принадлежностей к 1 сентября, подарков к Новому году, «непредвиденные расходы» — покупка лекарств, если кто-то заболел, ремонт машины или бытовой техники и т.д. Дома детям было предложено поговорить с родителями, какие виды расходов есть в их семьях. Подобран иллюстрированный наглядный материал «Семейный бюджет», «Из чего складываются доходы семьи», а также «На чем можно сэкономить?», «Расходы личные и общие». Затронув тему «Что такое банк», познакомили воспитанников с тем, что можно делать в банке (оплачивать услуги, оформить карточку, сделать денежный перевод, занять деньги), кто работает в банке (консультанты, экономисты, кассиры, председатель).

Основная форма любого обучения – это игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое через игру, естественно для ребенка –дошкольника.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно – ролевые игры. Играя в разные профессии ребенок постигает смысл труда, воспроизводит трудовые процессы взрослых и одновременно «обучается» экономике. В сюжетно – ролевой игре моделируются различные жизненные операции: операции купли-продажи, производства и сбыта продукции. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения детьми сложных экономических знаний. Так получив представления о работе банка и его системы, разработали игру «В банке». Игра, поначалу развернувшись в одном месте, захватила с собой и другие сферы «Кафе», «Супермаркет», «Салон красоты». Ребята упражнялись не столько в том, где взять деньги, как в том, как себя вести в общественных местах, как правильно распорядится своими средствами. Детей интересовали такие вопросы, как сделать так, чтобы денег всегда хватало, как научиться правильно тратить деньги.

Педагоги в своей работе попытались донести, что экономить не стыдно. Наоборот! Разумная экономия позволяет избавиться от ненужных трат, которые как монстры съедают наши деньги. Поэтому только тот человек, который умеет экономить, реально может стать богатым.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует художественное слово: сказка, рассказ. Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как и игра. Любая сказка несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Экономическое содержание в них разворачивается в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки. Это народные: «Колобок», «Терем-теремок», «Вершки-корешки», «Жадная старуха», «Как коза избушку строила», «Хаврошечка», авторские А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе», «Телефон» и т.д. Этой теме можно посвятить отдельный блок материалов. Хочется отметить современную литературу, выпущенную при поддержке наших банков, которой мы пользовались сами и рекомендуем Вам, если вы заинтересуетесь этой темой:

1.»Денежная азбука» — наглядное пособие для младших школьников и их родителей. ЗАО «БелКП-ПРЕСС», 2014 (при поддержки Национального банка Республики Беларусь).

2. «Твае першыя фiнансы»из серии «Расцi вялiкiм» экономические сказки для детей.ООО «Бинера, 2015 ( при поддержки Белагропромбанк).

Уголок экономики в детском саду

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *