Содержание
- Договор транспортной экспедиции (форма)
- Правовое регулирование договора транспортной экспедиции
- Существенные и дополнительные условия договора транспортной экспедиции
- Содержание договора транспортной экспедиции( права и обязанности сторон).Экспедиторские документы
- Стороны договора
- Какие нужны документы от заказчика и исполнителя
- Основные условия
- Как прописывается стоимость услуг
- Ответственность по договору с транспортной компанией на перевозку груза
- На что стоит обратить внимание
- Как написать экспедиторскую расписку
- Транспортная накладная для подтверждения расходов у заказчика экспедиторских услуг – лишний документ или необходимость?
- Для чего нужна экспедиторская расписка и можно ли ее использовать вместо транспортной накладной?
Договор транспортной экспедиции (форма)
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, а другая сторона (клиент) обязуется уплатить за это вознаграждение и возместить экспедитору расходы, связанные с выполнением обязанностей.
Договором транспортной экспедиции (перевозки) могут быть предусмотрены следующие транспортно-экспедиционные услуги:
- организация перевозки груза по маршруту, избранному экспедитором или клиентом;
- заключение от имени клиента или от своего имени договоров на перевозку груза;
- обеспечение отправки и получения груза;
- получение требующихся для экспорта или импорта документов;
- выполнение таможенных и иных формальностей;
- проверка количества и состояния груза;
- погрузка и выгрузка груза;
- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
- хранение груза.
В связи с тем, что перечень транспортно-экспедиционных услуг не является исчерпывающим, экспедитор может оказывать любые услуги, связанные с перевозкой груза, причем допускается любое сочетание транспортно-экспедиционных услуг.
Форма договора транспортной экспедиции – простая письменная, как и форма большинства договоров перевозки.
Правовое регулирование договора транспортной экспедиции
Договор перевозки груза (транспортной экспедиции) регулируется главой 41 ГК РФ, ФЗ от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554, приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов» и иными нормативно-правовыми актами.
Положения ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и правил транспортно-экспедиционной деятельности не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.
Экспедиторскими документами, необходимыми при заключении договора транспортной экспедиции, являются:
- поручение экспедитору, в котором определяется перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг;
- экспедиторская расписка, которая подтверждает факт получения экспедитором груза от клиента;
- складская расписка, которая подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.
Образец договора транспортной экспедиции должен составляться в письменной форме (п.1 ст. 802 ГК РФ). Как правило, клиент выдает исполнителю доверенность, если она необходима для выполнения перевозки.
Существенные и дополнительные условия договора транспортной экспедиции
Существенными условиями договора транспортной экспедиции на перевозку груза являются:
- предмет;
- иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п.1 ст. 432 ГК РФ).
Дополнительными условиями являются:
- размер вознаграждения экспедитора;
- условие об оказании услуг лично или о привлечении для исполнения обязанностей третьих лиц;
- вид транспорта перевозки груза, последовательность перевозки груза;
- порядок передачи груза;
- порядок возмещения расходов экспедитора, связанных с исполнением обязанностей;
- основания для расторжения сделки;
- ответственность сторон;
- порядок разрешения споров.
Кроме того, стороны могут назначить штраф, неустойку и/или пеню за неисполнение обязательств.
Предлагаем вам составить и скачать актуальный на 2019 год образец договора транспортной экспедиции в формате Word или PDF.
С этим шаблоном часто используют:
|
Популярные документы и процедуры:
|
Содержание договора транспортной экспедиции( права и обязанности сторон).Экспедиторские документы
Договор транспортной экспедиции представляет собой соглашение, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Договор транспортной экспедиции – взаимный, возмездный, консенсуальный (когда организуется выполнение услуг) или реальный (когда выполняются услуги).
Предмет договора транспортной экспедиции:
— Услуги, связанные с перевозкой груза.
— Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Это определяется договором транспортной экспедиции, заключаемым между экспедитором и клиентом.
Клиентом по договору транспортной экспедицииможет быть отправитель, получатель груза, пере возчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза.
Экспедитор по договору транспортной экспедицииможет быть любое юридическое лицо — предприниматель, а также гражданин, получивший статус предпринимателя. Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии.
Форма договора транспортной экспедиции;
— Простая письменная форма договора.
— Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.
Срок договора (виды) транспортной экспедиции:
— Разовые договоры транспортной экспедиции.
— Длительные договоры транспортной экспедиции.
— Долгосрочные договоры транспортной экспедиции.
Ценой договора транспортной экспедиции является вознаграждение экспедитора (тарифы, такса) по соглашению сторон в данном договоре.
Обязанности экспедитора:
1. Организация перевозки груза определенным видом транспорта по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором.
2. Заключения договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента
3. Обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте
4. Осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой
Обязанности клиента:
1. Передача грузов для осуществления экспедирования
2. Получение грузов у экспедиторов
3. Уплата предусмотренного договором вознаграждения
4. Возмещение понесенных экспедитором при исполнении договора расходов
Основные особенности договора транспортной экспедиции:
— Клиент по договору транспортной экспедиции должен вы дать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.
— За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность в соответствии с законодательством России.
— Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о грузе, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.
— Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив другую сторону в разумный срок.
— При одностороннем отказе сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора транспортной экспедиции.
— Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора транспортной экспедиции не следует, что он должен исполнить эти обязательства лично.
Основными функциями клиента по договору транспортной экспедиции являются предоставление груза, принятие его от экспедитора после его прибытия и уплата экспедитору соответствующего вознаграждения за оказанные услуги.Основной функцией экспедитора по договору транспортной экспедиции является обязанность выполнить операции, связанные со сдачей груза органам транспорта в целях его отправки и принятием груза от органов транспорта по его прибытии в пункт назначения, за определенное вознаграждение. Экспедиторские услуги подлежат обязательной сертификации
Ответственность сторонустанавливается по правилам главы 25 ГКРФ, Ответственность является полной и наступает не зависимо от вины ( если обе стороны – предприниматели.) В любом случае экспедитор несет ответственность вне вины , за исключением форс-мажорных действий , путем возмещения убытков.
Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение груза , если не докажет иное. Размер данного вида ответственности ограничивается объявленной или действительной ценностью груза. Особенности и порядок возмещения убытков определяется ФЗ » О транспортно – экспедиционной деятельности».
Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения и понесенных расходов за каждый день просрочки , но не более, чем в размере такого вознаграждения и расходов. Любая из сторон транспортной экспедиции вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок и возместив этим вызванные убытки.
Прекращение договора транспортной экспедиции:Односторонний отказ от договора транспортной экспедиций(с предупреждением стороны в разумный срок и возвращением убытков другой стороне).
Первый экспедиторский документ ФИАТА начал применяться в 1955 г. К 2008 г. было разработано и принято восемь таких документов. Это:
— экспедиторская расписка,
— экспедиторский сертификат перевозки,
— оборотный мультимодальный транспортный коносамент,
— складская расписка,
— поручение экспедитору,
— декларация отправителя о перевозке опасных грузов,
— необоротная мультимодальная транспортная накладная,
— интермодальное весовое свидетельство отправителя.
Кроме восьми перечисленных экспедиторских документов, с 1986 г. экспедиторы применяют при оказании своих услуг нейтральную воздушную накладную.
Упомянутые выше восемь документов условно можно разделить на три группы.
К первой группе можно отнести поручение экспедитору, интермодальное весовое свидетельство отправителя и декларацию отправителя о перевозке опасных грузов. Эти три документа передаются экспедиторами грузоотправителю, заполняются, подписываются последним и возвращаются экспедитору для исполнения. В этом случае грузоотправитель отвечает за правильность и точность содержания этих документов.
Ко второй группе относятся складская расписка, экспедиторская расписка и экспедиторский сертификат перевозки. Эти документы заполняются экспедитором в соответствии с поручением грузоотправителя. Выдав эти документы, экспедитор выступает в качестве агента грузовладельца и выполняет его поручение без права принятия самостоятельных решений. По перечисленным документам экспедитор не может выступать перевозчиком и не отвечает за перевозку.
И в третью группу входят оборотный мультимодальный транспортный коносамент и необоротная мультимодальная транспортная накладная. Выдавая грузоотправителю эти документы, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю в качестве перевозчика и отвечает перед грузоотправителем и за перевозку, и за доставку груза, а также за любую третью сторону, привлеченную им к перевозке товара. Эта ответственность имеет установленные пределы.
Функции перечисленных экспедиторских документов можно кратко характеризовать следующим образом:
1. Поручение экспедитору (FIATA Forwarding Instructions — FFI)
Предусматривает выдачу экспедитору задания на любые экспедиторские услуги в соответствии с типовым руководством ООН по стандартизации и унификации документов международной торговли и международных перевозок. Может служить юридической основой для заключения экспедиторского договора.
2. Интермодальное весовое свидетельство отправителя (Shippers Intermodal Weight Certification — SIC)
Заполняется грузоотправителем и передается экспедитору для указания точного веса груза в транспортных документах. Экспедитор может выдавать перевозчику весовое свидетельство в тех случаях, когда он организует сборные отправки и выступает в качестве грузоотправителя. При этом свое весовое свидетельство он заполняет на основе весовых свидетельств, полученных им от отправителей мелких партий грузов.
3. Декларация отправителя о перевозке опасных грузов (Shippers Declaration for the Transport of Dangerous Goods — FIATA SDT)
Применяется при организации перевозок опасных грузов автомобильным и морским транспортом. Может также использоваться при заполнении международной железнодорожной накладной «ЦИМ». При перевозках опасных грузов воздушным транспортом применяется отправительская декларация о перевозке опасных грузов Международной ассоциации воздушного транспорта.
4. Складская расписка (FIATA Warehouse Receipt — FWR)
Выступает в качестве унифицированного складского документа и является доказательством исполнения контракта купли-продажи, может служить залоговым документом на получение банковского кредита.
5. Экспедиторская расписка (Forwarders Certificate of Receipt — FIATA FCR)
Юридический смысл документа заключается в подтверждении экспедитором принятия под свою ответственность груза с безотзывным обязательством отправить груз получателю или хранить груз в распоряжении этого получателя.
В основном применяется при поставках товаров на условиях «франко-завод» при организации сборных отправок. Является необоротным документом, служит свидетельством выполнения экспортером своих обязательств и является документом для снятия денег с аккредитива.
6. Экспедиторский сертификат перевозки (Forwarders Certificate of Transport — FIATA FCT)
Оборотный документ, ценная бумага. Выдав этот документ, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю привлеченным перевозчиком и на условиях этого перевозчика. Служит доказательством исполнения экспортером обязательств по поставке товаров и документом для получения денег за товар по аккредитиву и на инкассо.
7. Оборотный мультимодальный транспортный коносамент ФИАТА (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading — FBL)
Является транспортным документом экспедитора, выступающего в качестве договорного перевозчика или оператора смешанной перевозки. Применяется при прямых и смешанных перевозках.
Выдав этот коносамент, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз до получателя, при этом он возлагает на себя ответственность и за груз, и за его перевозку, и за любую третью сторону, привлеченную им к осуществлению этой перевозки. Эта ответственность ограничена установленной правилами коносамента суммой.
Коносамент является свидетельством исполнения сделки и служит документом для получения платежей за товар.
8.Необоротная мультимодальная транспортная накладная
Используется при перевозке грузов всеми видами транспорта в смешанном и прямом сообщениях.
Накладная выступает в качестве дополнения к коносаменту ФИАТА.
В современной внешнеторговой практике при перевозке отдельных грузов, в частности, комплектующих частей и оборудования для филиалов и дочерних предприятий, не требуется аккредитивная форма расчетов. Более того, применение коносаментов даже ведет в данном случае к задержке поставки, поскольку документы приходят нередкопосле поступления товара.Она также применяется при смешанных и прямых перевозках и, хотя поставка товара осуществляется без предъявления документа, накладная также соответствует унифицированным обычаям и практике применения документарных аккредитивов, в частности, статьям 24, 26 и 30. Она возлагает на экспедитора ту же ответственность, что и коносамент и подпадает под действие всех требований, под которые подпадает коносамент ФИАТА.
108. Понятие и содержание обязательств по перевозке багажа. Перевозка багажа. Багажом являются вещи и иные материальные ценности,которые отправляются пассажиром для личных бытовых целей за отдельную плату на основе проездного документа (билета) пассажира и перевозятся вмести с ним в багажном вагоне (ст. 2 Закона о федеральном железнодорожном транспорте) или в ином багажном помещении. По договору перевозки багажаперевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за провоз багажа установленную плату (ст. 786ГК). Договор перевозки багажа взаимный возмездный, но в отличие от договора перевозки пассажира всегда реальный так как считается заключенным в момент сдачи багажа к перевозке. Как и договор перевозки пассажира, договор перевозки багажа транспортом общего пользования является публичным, а к отношениям, связанным с такой перевозкой, применяется законодательство о защите прав потребителей. Обязанность перевозки багажа для транспортной организации вытекает издоговора перевозки пассажира, но оформляется она дополнительным соглашением к нему. Поэтому багаж принимается к перевозке только при предъявлении проездного билета. Он может быть сдан как в пункте отправления, так и в пути (на железнодорожном и некоторых других видах транспорта). Прекращение договора перевозки багажа допустимо ранее окончания срока действия договора перевозки пассажира и не оказывает влияния на действие последнего. Подобно тому, как договор перевозки пассажира носит личный характер, так и договор перевозки багажа заключается только с тем лицом, которому принадлежит право проезда по предъявленному при сдаче багажа билету. Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции (п. 2 ст. 786 ГК), по которой впоследствии выдается багаж, а на проездном билете ставится отметка (штемпель и т. п.). В отличие от грузовой накладной багажная квитанция обычно является документом на предъявителя, поэтому право на получение багажа принадлежит всякому держателю квитанции. К перевозке багажом обычно принимаются только такие вещи и предметы, которые по своим размерам, упаковке и свойствам могут быть без затруднений погружены и размещены в багажном помещении транспортного средства и не причинят вреда последнему, а также багажу других пассажиров. Некоторые вещи (например, взрывчатые, опасные, легковоспламеняющиеся и т. п. вещества) кперевозке багажом вообще не принимаются. Перевозчик вправе потребовать вскрытия багажа для проверки его содержания. При обнаружении в багаже вещей, запрещенных к перевозке, владелец багажа уплачивает штраф в установленном размере, а в некоторых случаях привлекался к иной ответственности (административной и уголовной). Плата за перевозку багажа взыскивается в момент принятия его кперевозке по установленным тарифам или по соглашению сторон. На некоторых видах транспорта, например воздушном, установлены нормы перевозки багажа без внесения дополнительной платы. Перевозка багажа сверх этих норм осуществляется за плату по тарифу. Багаж может быть сдан к перевозке с объявленной ценностью. В этом случае взимается дополнительный сбор. Багаж перевозится, как правило, в том же поезде (на том же судне,самолете), в котором следует пассажир. При невозможности такой отправкибагаж должен быть отправлен ближайшим поездом (рейсом) соответствующего назначения. По желанию пассажира багаж может быть отправлен по другому маршруту или другим поездом (рейсом). Срок доставки багажа исчисляется временем следования транспорта, которым он был отправлен, до пункта назначения и должен соответствовать общим требованиям ст. 792 ГК. В пункте назначения багаж выдается предъявителю багажной квитанции. Однако пассажир вправе потребовать выдачи багажа в любом промежуточном пункте (станции, порту, аэропорту) следования. В случае утери багажной квитанции багаж выдается при условии, что лицо, претендующее на багаж, представит достаточные доказательства своего права на его получение. В таком случае багаж выдается по акту. Прибывший в пункт назначения багаж хранится бесплатно в течение суток,считая с 00 ч суток, следующих за днем прибытия. За последующее времяхранения взимается плата по тарифу. Багаж, не востребованный в течение 30дней, подлежит реализации. Предъявитель багажной квитанции имеет право получить вырученные от реализации багажа деньги за вычетом причитающихся перевозчику сумм. В случае неприбытия багажа в пункт назначения в течение установленныхсроков пассажир вправе считать багаж утраченным и потребовать возмещения его стоимости. Перевозчик несет имущественную ответственность засохранность принятого к перевозке багажа, если не докажет, что утрата,недостача или повреждение багажа произошли не по его вине. Условия и объем ответственности перевозчика в этом случае определяются по правилам, аналогичным ответственности за несохранность груза (ст. 796 ГК). За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает штраф в установленном размере (ст. 165 УЖД, ст. 138 УАТ и др.). Если вследствие просрочки в доставке произошла порча багажа, возмещение его стоимости производится независимо от уплаты штрафа за просрочку. Претензии и иски по перевозкам пассажира и багажа. В отличие отперевозки груза ГК не установил новых правил, касающихся претензий и исков по перевозкам пассажира и багажа. В новых уставах и кодексах предъявление претензии перевозчику рассматривается как право, а не как обязанность пассажира (ст. 136 ТУЖД, ст. 124 ВК). Соответственно независимо от Явления претензии (но не ранее сроков, установленных для ее рассмотрения) пассажир вправе заявить перевозчику иск. В этом случае срок исковой давности по всем требованиям участников обязательства по перевозке пассажира и багажа также составляет один год с момента наступления события послужившего основаниемдля предъявления иска (в договоре морской перевозки пассажира в заграничном сообщении — два года). В ранее принятых транспортных уставах и кодексах обязательныйпретензионный порядок распространяется и на перевозку пассажира и багажа.Претензионные сроки те же, что и в отношении претензий по грузам: 45 днейдля требований, связанных с уплатой штрафов, и 6 месяцев во всех остальныхслучаях (ст. 224 УВВТ, ст. 163 УАТ). Если претензия отклонена перевозчикомили ответ на нее в установленные сроки не получен, пассажир вправеобратиться в суд.
В настоящее время достаточно распространена деятельность, связанная с оказанием транспортно-экспедиционных услуг. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлении заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей. Из этой статьи вы узнаете о том, какими документами оформляются эти операции, как избежать ошибок при отражении операций в бухгалтерском учете и при налогообложении.
Правовые основы
Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется главой 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).
Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно разделить на основные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем.
К числу основных услуг относятся: заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении; оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку; оплата провозных платежей; заключение договоров перевозки, договоров фрахтования, обеспечение отправки и получения груза и т.п.
В качестве дополнительных услуг экспедитор может взять на себя получение требующихся для экспорта и импорта документов, растаможку грузов, а также может осуществлять проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, хранение груза, его получение в пункте назначения, маркировку и затаривание груза, проверку состояния упаковки, складирование, а также совершение других операций с грузом (п. 1 ст. 801 ГК РФ) .
Клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры как от собственного имени, так и от имени клиента. Последний должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (п. 2 ст. 802 ГК РФ).
Клиент обязан предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию об особенностях груза, об условиях его перевозки, иные сведения, а также документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля (ст. 804 ГК РФ, ст. 5 Закона № 87-ФЗ).
В свою очередь экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента дополнительные данные. Лучше предоставлять информацию в письменном виде (п. 2 ст. 804 ГК РФ).
Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ).
Документальное оформление
Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции, зависит от вида оказываемых услуг.
В соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, экспедиторскими документами являются:
- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Нелишним также будет оформить такой документ, как отчет экспедитора. В нем экспедитор может указать: суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки; документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения; сумму своего вознаграждения.
К отчету должны быть приложены первичные перевозочные документы или их копии.
Если экспедитор оказывает услуги по перевозке лично, то он обязан передать клиенту перевозочные документы (товарно-транспортные накладные, авианакладные, коносаменты и др.), подтверждающие оказание этих услуг. Стороны подписывают акт сдачи-приемки.
Для подтверждения выполнения других видов услуг (погрузки, затаривания, маркировки и т.п.) стороны подписывают акт об оказании возмездных услуг с указанием конкретных видов услуг и их стоимости.
Унифицированные формы отчета экспедитора и акта сдачи-приемки оказанных услуг не установлены. Поэтому стороны вправе самостоятельно определять форму и содержание этих документов.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 29-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы, унифицированная форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование и дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления
- личные подписи и их расшифровки.
Таким образом, для принятия к бухгалтерскому и налоговому учету акт должен содержать все обязательные реквизиты.
Целесообразно описывать содержание хозяйственной операции более подробно, а не ограничиваться словами «работы выполнены в полном объеме» и т.п. Кроме того, в документах, подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, необходимо сделать ссылку на договор и заявку.
В пакет документов для организации перевозки собственным автомобильным транспортом экспедитора входят:
- договор на транспортно-экспедиционное обслуживание;
- акт выполненных работ;
- отрывной талон путевого листа автомобиля;
- третий экземпляр товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) (далее – ТТН);
- счет-фактура экспедитора.
Эти документы должны содержать сведения о маршруте и расстоянии перевозки, наименовании и количестве груза, марке и модели автотранспортного средства.
Если для перевозки автотранспортом будут привлекаться перевозчики, то помимо договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, отчета экспедитора и счета-фактуры экспедитора в пакет документов включаются: копия договора, заключенного экспедитором с перевозчиком; копия ТТН; копия счета-фактуры перевозчика.
Для организации железнодорожной перевозки необходимы:
- копия договора, заключенного экспедитором с ОАО «Российские железные дороги»;
- копия железнодорожной накладной;
- копия счета-фактуры ОАО «РЖД»;
- копии железнодорожных квитанций разных сборов.
Бухгалтерский учет перевозок
Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента для оплаты транспортных услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).
Выплаты, произведенные организацией в адрес третьих лиц, привлеченных для исполнения договора транспортной экспедиции, за счет клиента, не признаются расходами организации на основании пунктов 2, 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. В момент оказания таких услуг их стоимость относится на расчеты с клиентом по договору транспортной экспедиции.
На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99.
Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента в качестве предварительной оплаты экспедиторских услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 ПБУ 9/99). В силу п. 14 ст. 167, абзаца третьего п. 1 ст. 154 НК РФ организация-экспедитор сумму полученной предоплаты обязана включить в налоговую базу по НДС, отразить начисление НДС в учете и выписать счет-фактуру.
На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99.
На дату оказания экспедиторских услуг сумму НДС, исчисленную и уплаченную с суммы предоплаты, полученной в счет вознаграждения за оказание экспедиторских услуг, организация вправе принять к налоговому вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).
В бухгалтерском учете отражаются следующие записи:
Дебет 51 – Кредит 76/»Расчеты по договору транспортной экспедиции»
– поступили денежные средства клиента в оплату услуг по договору транспортной экспедиции (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету);
Дебет 51 – Кредит 62/»Авансы»
– отражена сумма вознаграждения, полученная авансом за оказание экспедиторских услуг (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету);
Дебет 76/»НДС с авансов» – Кредит 68/»НДС»*
– начислен НДС с суммы поступившей предоплаты (счет-фактура) в единственном экземпляре;
* В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.
Дебет 002
– принят к учету груз, подлежащий перевозке (договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору и экспедиторская расписка);
Дебет 76/»Расчеты с перевозчиком»*– Кредит 51
– оплачены услуги перевозчика (договор перевозки, выписка по расчетному счету);
Дебет 76/»Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 76/»Расчеты с перевозчиком»
– стоимость перевозки списана за счет клиента по экспедиционному договору (акт сдачи-приемки транспортных услуг, товарно-транспортная накладная);
Дебет 62/»Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 90/»Выручка»
– отражено вознаграждение по договору транспортной экспедиции (акт сдачи-приемки услуг, отчет экспедитора);
Дебет 90/»НДС» – Кредит 68/»НДС»**
– начислен НДС с суммы вознаграждения по договору транспортной экспедиции (счет-фактура);
* В аналогичном порядке отражаются операции по привлечению экспедитором третьих лиц для оказания услуг транспортной экспедиции. Такими лицами могут выступать таможенный брокер, организация, оказывающая услуги склада временного хранения, и т.д.
** В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.
Дебет 90/»Себестоимость услуг» – Кредит 20
– списана себестоимость транспортно-экспедиционных услуг (бухгалтерская справка-расчет);
Кредит 002
– товар сдан клиенту или грузополучателю (товарно-транспортная накладная);
Дебет 62/»Авансы» – Кредит 62/»Расчеты по договору транспортной экспедиции»
– ранее полученная предоплата зачтена в счет уплаты экспедиторского вознаграждения;
Дебет 68/»НДС» – Кредит 76/»НДС с авансов»**
– принят к вычету НДС, исчисленный с суммы полученной предоплаты (счет-фактура).
Налогообложение перевозок
Рассмотрим два варианта взаимоотношений экспедитора с клиентом.
1. В договоре предусмотрена компенсация расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента.
налог на прибыль
При исчислении налога на прибыль в составе расходов не учитываются затраты в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору. Не учитываются в расходах также затраты, произведенные комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если они не учитываются в расходах комиссионера, агента и (или) иного поверенного согласно заключенным договорам. Такой порядок предусмотрен п. 9 ст. 270 НК РФ.
На основании изложенного считаем, что экспедитор в данном случае не имеет права включать в состав расходов при исчислении налога на прибыль расходы, компенсируемые ему клиентом.
Также в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ экспедитор не включает в состав доходов при исчислении налога на прибыль доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. Это касается и возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письмо от 30.03.2005 № 03-04-11/69).
Обратите внимание! Вышеизложенное относится исключительно к услугам, при оказании которых экспедитор является посредником.
Если экспедитором оказываются услуги лично, то, по нашему мнению, оснований не включать их в состав доходов (исключать затраты, осуществленные для получения дохода, из состава расходов) при исчислении налога на прибыль у экспедитора не имеется.
В целях минимизации налоговых рисков рекомендуем выделять в договоре размер вознаграждения экспедитора за организацию перевозки и стоимость услуг, оказываемых самим экспедитором, а также расходы, подлежащие компенсации.
Налог на добавленную стоимость
Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров (п. 1 ст. 156 НК РФ).
Договор экспедиции не перечислен в данной статье, но учитывая его сходство с агентским договором, считаем, что по отношению к нему также применяются положения ст. 156 НК РФ.
У экспедиторов-посредников налоговая база по НДС определяется согласно ст. 156 НК РФ как сумма дохода, полученная экспедитором в виде вознаграждения.
Порядок оформления счетов-фактур при посреднических операциях изложен в пунктах 3, 7, 11 и 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.
Согласно указанным нормам счета-фактуры, полученные от перевозчиков и других контрагентов по сопутствующим договорам, экспедитор перевыставляет клиенту от своего имени. При этом он отражает показатели, указанные в счетах-фактурах перевозчиков и контрагентов. Полученные и выставленные счета-фактуры экспедитор не регистрирует в книге покупок и книге продаж.
От своего имени он также составляет счет-фактуру на сумму вознаграждения и с этой суммы исчисляет НДС. Счет-фактура выставляется в течение пяти дней с даты подписания акта об оказании услуг и регистрируется экспедитором в книге продаж.
Таким образом, у экспедиторов налоговая база по НДС определяется как сумма дохода, полученная им в виде вознаграждения, без включения в нее суммы компенсации.
Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 30.03.2005 №03-04-11/69 и от 21.06.2004 № 03-03-11/103.
Обратите внимание! Экспедитор не имеет права принять к вычету суммы НДС по расходам, подлежащим последующей компенсации клиентом, так как данные расходы произведены по операциям, в дальнейшем не признаваемым объектом обложения НДС.
Кроме того, в договоре можно указать, что вознаграждение исчисляется и уплачивается на основании отчета экспедитора. Это позволит избежать необходимости выделения из поступающих от клиента денежных сумм суммы вознаграждения экспедитора, а соответственно и уплаты НДС с авансов.
2. В затраты по оказанию услуг, связанных с перевозкой, включается вознаграждение, предназначенное экспедитору
В этом случае в экспедиционном договоре сумма вознаграждения отдельно не выделяется.
Налог на прибыль
В таком случае оснований для исключения из состава расходов при исчислении налога на прибыль расходов, связанных с исполнением экспедитором обязательств, не имеется.
Экспедитор также обязан включить данные суммы в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Иными словами, экспедитор должен определить налогооблагаемые доходы исходя из всех поступлений от клиента, связанных с расчетами за реализованные услуги.
Налог на добавленную стоимость
При такой схеме работы налоговая база должна определяться с учетом всей суммы вознаграждения без исключения из нее расходов, связанных с исполнением обязательств.
При этом учесть в составе налоговых вычетов суммы НДС, предъявленные экспедитору в связи с исполнением им своих обязанностей, можно в полном объеме.
В этом случае экспедитор несет налоговые риски в пределах всей суммы договора.
Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».
Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.
Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.
Транспортировка различных грузов сегодня подразумевает заключение специального договора. Формат его не является унифицированным, он составляется в свободной форме.
Но при этом необходимо помнить о соблюдении основных законодательных норм и рекомендаций к составлению таких документов.
Стороны договора
Выполнение транспортировки различных грузов представляет собой порой достаточно сложную задачу. Справить с ней могут только профессионалы. Очень часто стоимость перевозимого груза представляет собой достаточно существенную величину.
Также время доставки порой играет очень важную роль. Именно поэтому всегда необходимо заключать специальный договор.
В качестве сторон договора могут выступать:
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица.
Причем все обозначенные выше могут быть как заказчиком, так и исполнителем. Чаще всего договора заключаются между юридическими лицами. Сегодня профессиональные услуги по перевозке по большей части предоставляют именно транспортные компании.
Но нередко заказчиками являются лица физические. Также существует определенный сегмент транспортировок, в котором работают небольшие ИП и физические лица без образования ИП, юридического лица.
Важно обязательно учитывать некоторые нюансы составления договоренности между организациями различных типов, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.
Какие нужны документы от заказчика и исполнителя
При заключении договора рассматриваемого типа в обязательном порядке оформляется достаточно обширный перечень документов.
Он включает в себя следующее:
- непосредственно сам договор на осуществление транспортировки;
- заявку;
- накладные тип:
- ТТН;
- CMR.
- договор транспортной экспедиции;
- генеральная доверенность, которая позволяет осуществлять:
- получение;
- хранение;
- транспортировку.
Также непосредственно при осуществлении перевозки понадобятся также следующие документы:
- путевой лист;
- предписание экспедитору;
- расписка для экспедитора;
- санитарный паспорт на транспортное средство;
- договор аренды ТС – если это имеет место;
- трудовой договор – если работа осуществляется на постоянной основе;
- ТОРГ-12.
Наиболее важным документом является именно соглашение о перевозке грузов. Ключевым его моментом является необходимость доставить груз отправителя в место назначения.
В свою очередь отправитель/получатель обязан в соответствии с обозначенными в договоре условиями оплатить доставку перевозимого груза. Раскрывается подробно данный момент в ст. №785 ГК РФ.
Непосредственно сам договор данного типа представляет собой коммерческий документ, который оформляется при оплате услуг перевозчиков вне зависимости от вида транспорта.
Сегодня основополагающим документом, регламентирующим составление договора данного типа, является Приложение 4.1 Письма ФНС №ШС-22-3/660 от 21.08.09 г.
Основные условия
При возможности стоит обязательно ознакомиться с образцом договора с транспортной компанией на перевозку груза. Документ этого типа составляется в свободной форме. Но при этом в обязательном порядке должен соответствовать ч. 2 гл. №40 ГК РФ.
В соглашение рассматриваемого вида включаются следующие основные разделы:
- предмет договора;
- права и обязанности сторон;
- сумма договора и порядок осуществления расчетов;
- ответственность сторон;
- порядок разрешение споров;
- защита интересов сторон;
- изменение/дополнение договора;
- продление срока действия договора;
- действие договора во времени;
- юридические адреса сторон.
Необходимо уделить особое внимание всем разделам договора. Если заключает его физическое лицо при отсутствии определенного опыта, стоит предварительно проконсультироваться с юристом по поводу всех разделов. Так можно будет избежать спорных и конфликтных моментов.
Важно учитывать, что этого вида договор бывает двух типов:
- разовый;
- долгосрочный.
Разовые договора заключаются в случае, когда сотрудничество на постоянной основе не требуется и имеется необходимость доставить какой-либо груз, обладающий индивидуальными признаками.
Например, это может быть мебель или же сельскохозяйственная продукция. Несколько иначе обстоят дела с долгосрочным сотрудничеством.
Если имеется необходимость осуществлять перевозку грузов на постоянной основе, необходимо обязательно составить специальный договор о долгосрочном сотрудничестве.
Соглашения рассматриваемого типа следует обязательно оформлять в соответствии с действующим на территории РФ законодательством. Также важно учитывать необходимость отчетности перед налоговой службой.
В некоторых случаях, если необходимо, потребуется делать соответствующие отчисления в пользу страховых фондов. Уплате налоговых сборов при найме водителя необходимо уделить особое внимание.
Как прописывается стоимость услуг
Наиболее важным для исполнителя пунктом является именно прописка стоимости предоставляемых услуг. Наименование раздела, регламентирующего начисление оплаты – «сумма договора и порядок расчета».
Этот раздел обычно включает в себя следующие основные пункты:
- размер оплаты за перевозку – сумма проставляется цифрами, после чего ставится наименование валюты;
- размер оплаты по погрузке и разгрузке – сумма проставляется как цифрами, так и прописью, необходимо указать валюту в рублях;
- вся обозначенная в договоре сумма должна быть оплачена не позднее – далее указывается время перечисления определенного количества средств на счет.
Важно максимально учесть все имеющиеся параметры договора. В противном случае велика вероятность возникновения самых разных сложностей.
Если заказчик по какой-то причине не перечисляет необходимую сумму в срок, то исполняющий транспортировку имеет право обратиться в суд.
Важно помнить: невыплата средств в данном случае подразумевает не только административную ответственность, но также уголовную. Потому стоит стараться избегать нарушений условий договора.
В то же время в разделе «оплата» может отражаться информация по поводу неустойки. Например, если имеет место задержка груза без действительно серьезных на то причин, перевозчик обязан будет уплатить некоторую сумму в виде компенсации.
Большинство крупных компаний включают этот момент в соглашение. Таким образом, осуществляется стимулирование к избеганию задержек.
Ответственность по договору с транспортной компанией на перевозку груза
Также в обязательном порядке в договоре рассматриваемого типа отражается пункт «ответственность сторон».
В стандартной форме он обычно представляет следующую информацию:
- в случае нарушения имущественных прав, деловой репутации одной из сторон в по причине невыполнения своих непосредственных обязательств второй сторон возникает право на получение денежного возмещения убытков:
- на восстановление репутации и прав;
- возмещение убытков;
- недополученные доходы.
- обе стороны, заключившие договор в обязательном порядке несут ответственность за исполнение своих непосредственных обязанностей;
- факт отсутствия вины в возникновении убытков доказывается стороной, которая по какой-то причине нарушила свои обязательства.
Данному разделу следует уделить особое внимание. Так как нередко на дороге возникают нештатные ситуации, которые не позволяют доставить вовремя или же вовсе доставить груз.
Соответственно, это влечет за собой достаточно серьезные проблемы. В случае возникновения подобного рода инцидента необходимо будет обязательно заранее подготовить документальное подтверждение отсутствия вины.
Нередко выполняется перевозка ценных грузов. Чтобы избежать серьезных затрат с обеих сторон в случае его повреждения или же утраты заключаются специальные дополнительные договора – страховые.
Сегодня достаточно обширное количество компаний предоставляет услуги в сфере страхования грузов.
Воспользовавшись подобными услугами страхования заказчик и непосредственно сам исполнитель смогут избежать возникновения ущерба или частично его возместить.
На что стоит обратить внимание
При заключении договора на осуществление перевозки грузов необходимо будет в обязательном порядке учесть соблюдение правил формирования рассматриваемого типа соглашений.
Наиболее существенным моментом является оплата перевозки грузов. Данный момент регламентируется ст. №790 ГК РФ.
Особенно важно учесть соответствие следующим пунктам:
- за предоставление услуг взимается плата, предусмотренная условиями заключенного соглашения – если иная сумма не предусматривается законодательными, правовыми нормами;
- если выполняется перевозка транспортом общего пользования – оплата за транспортировку осуществляется в порядке и форме, установленной специальными кодексами и уставами;
- свободная установка стоимости перевозки выбирается исходя из договоренностей, достигнутых между работником и его работодателем.
Также в законодательстве обозначается допустимость удержания самим перевозчиком груза в случае, если имеет место невыплата ему причитающейся оплаты. Данный момент подтверждается ст. №359 и ст. №360 ГК РФ.
Если имеют место расходы, возникшие в результате перевозки груза и не по вине самого перевозчика, они всегда возмещаются именно за счет заказчика.
Следует обязательно удостоверить в наличии в договоре пункта, регламентирующего подачу, а также погрузку/выгрузку груза.
К наиболее существенным моментам по этому поводу относятся следующие:
- заказчик обязан подать к отправлению полностью исправное транспортное средство, а также соответствующим образом подготовленный груз;
- должен в обязательном порядке регламентировать процедуру погрузки, а также выгрузки груза;
- обязательно должны быть обозначены сроки погрузки и последующей выгрузки товара, а также сроки доставки.
Важно уделить пристальное внимание обозначенным выше пунктам, а также иным обязательным к выполнению условиям.
В случае, если какие-либо разделы договора не устраивают одну из сторон, стоит этот вопрос рассмотреть заранее и обсудить его. Так как обычно изменение уже заключенного договора не предусматривается – если этот момент не обозначается в самом соглашении.
При возможности стоит перед ознакомление рассмотреть все основные законодательные нормы. Так можно будет избежать нарушения своих прав.
Заключение договора на перевозку груза имеет множество особенностей, нюансов. Именно поэтому необходимо заранее со всеми ними разобраться – так возможно будет избежать допущения всевозможных ошибок, а также возникновения конфликтных ситуаций, требующих разрешения в суде.
Как написать экспедиторскую расписку
В отличие от других видов расписок, экспедиторская расписка имеет типовой бланк (утвержден приказом Минтранса РФ № 23 от 11.02.2008 г.). Прилагаем инструкцию по его заполнению:
- в строке 1 указывается дата составления экспедиторской расписки;
- в строке 2 проставляется номер документа;
- в строке 3 указывается информация о грузоотправителе: полное наименование и местонахождение юридического лица либо ФИО и место регистрации индивидуального предпринимателя, контактный телефон;
- в строке 4 указываются сведения о клиенте: полное наименование и местонахождение юридического лица либо ФИО и место регистрации индивидуального предпринимателя, контактный телефон;
- в строке 5 указываются данные об экспедиторе: полное наименование и местонахождение юридического лица или ФИО и местожительство индивидуального предпринимателя, контактный телефон;
- в строке 6 пишется название страны, в которой был произведен груз;
- в строке 7 прописывается опознавательный номер груза, предназначенный для транспортных, таможенных и статистических целей;
- в строке 8 пишется погрузочная разметка (маркировка груза) в соответствии с законодательством РФ;
- в строке 9 указывается количество грузовых мест, а также вид упаковки;
- в строке указывается вес груза с упаковкой (брутто) и без нее (нетто);
- в строке 11 пишется объем груза;
- в строке 12 указывается стоимость груза в соответствии с платежными документами;
- в строке 13 прописываются габариты и вес каждой упаковки;
- в строке 14 указываются условия приема груза экспедитором и обязательства экспедитора;
- в строке 15 содержатся особые отметки: к примеру, информация об особом способе транспортировки, сохранности перевозимого груза и об обеспечении безопасности окружающей среды;
- в строке 16 экспедитор либо уполномоченное лицо ставит личную подпись и указывает свою фамилию, имя и отчество.
Бланк экспедиторской расписки заполняется в двух экземплярах (оригинал предназначен для клиента либо указанного им грузоотправителя, второй экземпляр остается у экспедитора).
Заполняется данный документ от руки либо набирается на компьютере. Любые помарки, исправления в нем не допускаются.
>Договор экспедиторских услуг
Транспортная накладная для подтверждения расходов у заказчика экспедиторских услуг – лишний документ или необходимость?
Специально для сайта www.audit4dk.ru
31 августа 2015
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, расходы, учитываемые налогоплательщиком при исчислении налогооблагаемой прибыли, должны быть экономически обоснованными (произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода) и документально подтвержденными.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» утвержденными Правительством РФ правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:
перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);
требования к качеству экспедиционных услуг;
порядок оказания экспедиционных услуг.
Пунктом 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, установлено, что экспедиторскими документами являются:
поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Таким образом, необходимость составления при организации доставки товаров экспедитором транспортной накладной нормами гражданского законодательства прямо не установлена.
В то же время согласно пункту 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Следовательно, организуя перевозку грузов, экспедитор заключает договор перевозки с соответствующим перевозчиком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ) заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.
Действующая в настоящее время форма транспортной накладной утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.
Этим же Постановлением утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила перевозок).
Пунктом 6 Правил перевозок установлено, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению № 4 к данным Правилам.
Таким образом, поскольку при организации доставки товара экспедитор заключает с перевозчиками договоры перевозки, должны составляться транспортные накладные.
Исходя из вышеизложенного, для подтверждения правомерности учета расходов на доставку товаров, организованную экспедитором, при исчислении налогооблагаемой прибыли организации – заказчику экспедиторских услуг необходима транспортная накладная.
Аналогичная позиция содержится в Письме УФНС России по г. Москве от 17.10.2012 № 16-15/099196@ и Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 № 09АП-47523/2013 по делу № А40-131014/13.
Хотите быть в курсе актуальных изменений — подпишитесь на рассылку
Для чего нужна экспедиторская расписка и можно ли ее использовать вместо транспортной накладной?
Обязательна или нет экспедиторская расписка? Ответ на этот вопрос содержится в сути транспортно-экспедиционного договора (п. 1 ст. 801 ГК РФ), предполагающего оказание услуг по:
- организации перевозки;
- заключению договора (или договоров) перевозки;
- обеспечению отправки и получения груза;
- иным вопросам, относящимся к процессу перевозки.
То есть выполняемые по подобному договору услуги не всегда предполагают передачу груза экспедитору. Но если такая передача происходит, то экспедиторскую расписку оформить нужно непременно. Именно в этом случае экспедиторская расписка становится документом, обязательным для транспортно-экспедиционного договора и для возможности учета расходов по этому договору при расчете базы по прибыли (письма Минфина России от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16317 и от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).
При этом правила деятельности в области транспортной экспедиции (утверждены постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) допускают возможность оформления вместо экспедиторской расписки иного документа (п. 6).Однако распиской нельзя заменить транспортную накладную, которая представляет собой документ, в безусловном порядке сопровождающий договор перевозки (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Если договор на перевозку будет заключать экспедитор, то ему придется оформлять и транспортную накладную. Если перевозку груза осуществит он сам, то составлять транспортную накладную не потребуется.
О том, какие еще документы являются подтверждающими для расходов по доставке, читайте в статье «Подтверждение транспортных расходов — какими документами?».