Промзона «Каменка» (Санкт-Петербург)
Правительство Петербурга расширяет границы строящейся промзоны Каменка на севере города, где якорными инвесторами уже стали азиатские автопроизводители Nissan и Hyundai. На пересечении строящегося Западного скоростного диаметра и Кольцевой автодороги вскоре появится зона с инфраструктурными объектами, а на соседнем участке, где сейчас расположен полигон твёрдых бытовых отходов «Новосёлки», планируется разместить логистический комплекс и мусоросжигательный завод. Инвестиции города только в обеспечение Каменки электричеством составят около 1,2 млрд руб.
Развитие промзоны Каменка, которая, по планам Смольного, расположится на четырёх участках вокруг перекрестка Западного скоростного диаметра и КАД, началось с выделения в 2006 году 165 га на юго-востоке зоны для строительства завода Nissan. В прошлом году еще 200 га на северо-западе было выделено Hyundai. Общая же площадь формируемой городом промзоны — около 600 га.
Кроме двух автомобильных заводов в Каменке разместится и корейская компания Mobis (дочерняя структура Hyundai), которая построит за 100 млн долл. завод по производству автокомпонентов. Кроме того, сейчас пул из 12 корейских компаний — производителей автокомплектующих, объединённых идеей создания парка предприятий общей стоимостью более 200 млн долл., подыскивают площадку на территории Ленинградской области и Петербурга. Для них важно размещение рядом с будущим заводом Hyundai.
Сам Hyundai на прошлой неделе объявил о намерениях расширить производство, которое будет запущено в 2010 году. Главный исполнительный директор Hyundai Motor Company Донг-Джин Ким заявил, что на заводе на первом этапе будет производиться наиболее востребованные в России автомобили с кузовом седан класса С. Именно такой автомобиль — Hyundai Accent — по итогам января стал самой продаваемой иномаркой в России.
Тем временем Смольный подготавливает смежные территории со строящимися автозаводами, чтобы сформировать полноценную диверсифицированную промзону по образцу Шушар на юге города. Как рассказал председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов, все инфраструктурные объекты промзоны расположатся в самой маленькой, юго-западной части промзоны. Северо-восток, где сейчас расположена свалка, станет самым крупным участком промзоны, там чиновники планируют разместить мусоросжигательный завод и логистический терминал. Перспективе расширения логистической функции Каменки могут способствовать и планы ОАО «Газпромавиа» по развитию прилегающего к Каменке аэродрома Левашово.
В ближайшее время город избавится от существующего в нынешнем виде полигона твёрдых бытовых отходов «Новосёлки», находящегося в зоне перспективного развития промзоны Каменка. На разработку проекта рекультивации полигона в бюджете города на 2008 год уже выделено 30 млн руб. О планах по освоению нынешней свалки уже заявили несколько иностранных компаний. В 2006 году принадлежащая шведским компаниям ООО «Мильё СПб» получило участок для проведения изыскательских работ, а в декабре 2007 года о подобных планах заявил и германский холдинг «Телдафакс». В результате в Каменке может появиться и производство электроэнергии на основе современных технологий утилизации мусора, которое обеспечит электричеством не только промзону, но и прилегающие объекты.
Более 474 млн руб. город направит на строительство автомобильных подходов к Каменке, а 1,2 млрд руб. заложено на проектирование и строительство подстанции мощностью 110 кВт, которая в адресной инвестиционной программе города на 2008—2010 годы названа «Ниссан». Косвенно развитию промзоны будет способствовать и строительство за 1,4 млрд руб. канализационного коллектора в Новосёлках.
Мусорный анабасис на север
Мусороперерабатывающий завод, который не пустили на Волхонку, может присоседиться к Новоселкам. От «мусорной» судьбы север Петербурга никуда не денется.
Вадим Харламов/Коммерсантъ
О намерении комитета по инвестициям передать участок по соседству с полигоном «Новоселки» под строительство мусороперерабатывающего завода ООО «Анабасис» «Фонтанке» рассказали несколько источников. Ранее Смольный отказался от идеи разместить предприятие на Волхонском шоссе, сославшись на транспортную загруженность района. Видимо, считается, что к многолетней свалке на севере города грузовики необходимую дорогу накатали.
О том, что рядом с Новоселками собираются построить новый мусороперерабатывающий завод, рассказали сами чиновники. На общественных слушаниях по изменениям в правила землепользования и застройки в конце февраля комитет по инвестициям представил собственные предложения по Выборгскому району. Речь идет о том, чтобы перевести два участка из категории ТИ-1 в категорию ТИ-2. И то, и другое относится к зонам объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки, с включением складских и производственных объектов. Разница только в классах вредности этих объектов: в ТИ-1 это низкие IV и V классы, в ТИ-2 – II и III класса.
Участки практически окаймляют полигон Новоселки и разместившийся с ним «через стенку» полигон иловых осадков Водоканала «Северный». Относительно небольшой территории к югу от них, прямо у пересечения Горского шоссе и кольцевой, комитет уточнений в своей заявке не дает. А вот по поводу участков западнее «Северного» и северо-восточнее перекрестка КАД с ЗСД поясняет: «Данные участки рассматриваются для определения возможности размещения мусороперерабатывающего завода». При этом ссылаются чиновники на распоряжение губернатора от 12 декабря 2017 года. В самом комитете не смогли назвать ни предполагаемого инвестора, ни стоимость, ни сроки строительства. Однако собеседники, близкие к ведомству, подтвердили догадку, что, скорее всего, речь идет о заводе, который ООО «Анабасис» безуспешно пыталось построить на Волхонском шоссе.
В сентябре 2017 года сообщалось, что компания Александра Ебралидзе «Анабасис» получила участок по адресу: Красносельский район, МО «Константиновское», Волхонское шоссе, участок 30, под строительство мусороперерабатывающего завода максимальной мощностью 350 тысяч тонн в год. Сумма инвестиций оценивалась в 4,5 млрд рублей. 410 тысяч квадратных метров инвестор взял в аренду на три года. Город планировал выручить 28 млн рублей. Местные жители составили петицию на имя губернатора города, организовали протестную кампанию в соцсетях и провели акцию у администрации Красносельского района. В конце октября в пресс-службе вице-губернатора Игоря Албина заявили, что для предприятия подыщут альтернативное расположение. Уже в 2018 году губернатор Георгий Полтавченко подчеркнул, что дело не в экологической составляющей, а в недостаточной емкости улично-дорожной сети в этом районе.
Собеседники «Фонтанки» в Законодательном собрании подтвердили, что еще тогда в качестве наиболее вероятного места переезда «Анабасиса» называлась промзона «Каменка». Сам Александр Ебралидзе в разговоре с «Фонтанкой» не стал ничего отрицать, но ограничился загадочной формулировкой: «Пока ничего нет».
Интересно, что если «Анабасис» действительно обоснуется в «Каменке», его соседом станет Водоканал: несостоявшийся завод на Волхонке также был запланирован рядом с иловыми очистными сооружениями, в том случае Юго-Западными. В своей заявке комитет пишет: «Санитарно-защитная зона от предприятия II класса опасности составляет 500 метров. Ближайшие жилые кварталы от указанных земельных участков расположены на расстоянии более чем 2 км».
Есть еще одна черта, которая роднит заявку комитета с проектом Александра Ебралидзе. «Дополнительно сообщаю, что на предполагаемом к размещению мусороперерабатывающем заводе не предусмотрен процесс сжигания», – написано в предложении чиновников. Именно термической обработки и черного дыма больше всего боятся местные жители. Вот почему в августе 2017 года «Анабасис» рассказал, как именно собирается перерабатывать коммунальные отходы. Речь идет об анаэробном (безвоздушном) сбраживании: то, что не отобрано в качестве вторсырья, мелко дробится и складывается в вертикальные баки, где фактически перегнивает при температуре 38–40°C. При этом образуется газ, который тепловая электростанция переводит в энергию.
Противники этой технологии говорят о том, что смешанные городские отходы содержат большое количество микропримесей металлов, среди которых находятся токсичные вещества. Их нельзя полностью извлечь в процессе сортировки, так что и компост, который предполагается к продаже, оказывается токсичным. Кроме того, компост выдерживается долгое время, от месяца до трех, используют его сезонно, а значит, нужны большие земельные участки.
Заместитель директора СРО НП «Межрегиональное объединение операторов по обращению с отходами» Вадим Унжаков подтверждает, что требуются миллиардные вложения и много земли. «Но если все сделать по уму, то технология хорошая, – считает эксперт. – Все пытаются как можно больше выделить из отходов вторсырья, но с органическими «хвостами» все равно приходится что-то делать. Вот их-то и забрасывают в так называемые метантенки, где они и бродят. В идеале газ вообще не поступает наружу, и запаха нет».
Пока об анаэробной технологии общественность знает только со слов инвестора, проекта никто не видел. Руководитель общественной организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук считает, что район в любом случае выработал свою экологическую емкость. «Север возмутится против экологической нагрузки, – считает специалист. – Ничего там размещать нельзя, надо закрывать существующие объемы на полигонах и выводить оттуда все предприятия».
Впрочем, поезд, похоже, ушел. Примерно тогда же, когда решалась судьба «Анабасиса» на Волхонке, «Автопарк № 6 «Спецтранс» получил участок под строительство в той же Каменке, но севернее. Ранее инвестор заявлял, что готов развить мощность до 200 тысяч тонн в год. В начале 2010-х завод примерно там же в Левашово собиралась строить греческая компания Helector-Aktor, но затем проект заморозили. Как и в случае с «Анабасисом» речь шла о мощности в 350 тысяч тонн.
Представитель «Раздельного сбора» Анна Гаркуша полагает, что такими темпами в скором времени на ту или иную переработку могут отправить весь объем городского коммунального мусора. «По 350 тысяч тонн греки и «Анабасис», – считает она. – Плюс 200 тысяч тонн предприятие «Автопарка № 6 «Спецтранс». Если МПБО-2 реконструируют на 750 тысяч тонн, а к этому прибавить мощности «Автопарка № 1 Спецтранс», мы приблизимся к годовой петербургской норме образования отходов (порядка 1,7 млн тонн. — Прим. ред.)». В этом случае, по мнению Гаркуши, инвесторы не будут заинтересованы в том, чтобы работать с уже отсортированным мусором.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»