Из всех видов профессиональной деятельности пассажирские перевозки считаются, чуть ли не самым доходным бизнесом. К примеру, многие устраиваются в такси, которое всегда имеет большой спрос в любом городе, особенно в крупном.

Однако такой бизнес подразумевает высокую ответственность и является довольно трудоёмким процессом. Поэтому многие так и не решаются на такой шаг. Но если ничего не пугает, то следует придерживаться чётко составленного бизнес-плана, который поможет избежать серьёзных трудностей. Также необходимо получить государственную лицензию.

Бизнес-план должен учитывать, в какой форме следует регистрировать бизнес. Также не помешает подыскать место под офис для решения различных организационных вопросов. Стоит задуматься над тем, будут ли это городские перевозки или лучше наладить междугородные перевозки. А может лучше организовать службу такси.

Если все правильно рассчитать, то срок окупаемости вложений может составить от года до двух лет. При этом можно обойтись минимальными затратами.

Содержание

Транспортные вопросы

Ключевым моментов пассажирских перевозок является правильный подбор транспорта. Решение данной проблемы позволит каждому начинающему предпринимателю определиться с тем, готов ли он заниматься данного рода деятельностью либо стоит выбрать что-либо другое.

Микроавтобусы

Составляя бизнес-план на пассажирские перевозки на микроавтобусах, следует учитывать имеющийся стартовый капитал. От его размеров будет зависеть открывать целый автопарк или же придётся ограничиться несколькими автомобилями (1-2). На территории России самыми популярными общественными средствами передвижения являются микроавтобусы марки ГАЗель. Они далеко ушли от таких прочих средств передвижения, как автобусы, трамваи и даже метро.

Они более манёвренны и водители чувствуют себя увереннее. Из-за ограничения количества мест микроавтобуса, водителю не придётся останавливаться на каждой остановке, что в значительной степени сокращает время общего маршрута. Можно ли считать это недостатком или нет, каждый решит сам.

Как показывает практика, не имеет смысла начинать заниматься пассажирскими перевозками, если парк автомобилей не будет насчитывать 15-20 единиц транспорта. Только так можно в полной мере обеспечить качественное обслуживание какого-либо маршрута. В случае если нет необходимых средств, можно наладить контакт с каким-нибудь крупным автопарком. А заработав достаточно денежных средств, уже можно расширяться.

Автобусы

Что касается автобусов, то здесь приходится либо брать транспорт за собственные наличные, либо брать кредит. Соответственно это следует отразить в бизнес-плане. В целях экономии можно приобрести подержанные автобусы. Однако любое транспортное средство должно пройти технический осмотр и отвечать всем необходимым стандартам и нормам. Приобретая подержанный транспорт, стоит учесть, что он должен быть безопасен для пассажиров. Затраты на проведение ремонтных работ не должны превышать доход.

Служба такси

Говоря о службе такси можно нанять водителей с личным транспортом. Но здесь отрицательных моментов существует больше чем положительных. Плюс состоит в том, что все проблемы с машиной решает собственно её владелец.

Теперь о минусах. Водитель как любой другой человек желает хорошо зарабатывать, а поэтому может просто уйти, если найдёт где-нибудь хорошее место. Практически невозможно контролировать весь рабочий процесс. К тому же прибыль будет существенно меньше.

Единственно верный вариант в данном случае – приобретение собственного автопарка. Только так можно стать полноправным владельцем своего бизнеса и осуществлять необходимый контроль, получая максимальный доход.

Отечественный или зарубежный транспорт?

При всём великолепии ГАЗелей они имеют плохую репутацию как не самый безопасный общественный транспорт. Рассчитанные на перевозку 8-15 пассажиров, в реальности же они перевозят куда больше. Доходит до того, что микроавтобус полностью заполняется, что представляет опасность для всех участников движения. К сожалению, многие водители с целью большего заработка позволяют переполнять салон.

Теперь стоит поговорить о цене. На первый взгляд она выглядит впечатляющей всего лишь 500-600 тысяч рублей. Но стоит учесть, что срок эксплуатации при перевозках пассажиров обычно составляет 2-3 года не более, потом уже начинаются проблемы в обслуживании и возникает необходимость частого ремонта.

Как вариант можно закупить зарубежный транспорт. При высокой стоимости (1000000-1200000 рублей) они могут составить серьёзную конкуренцию отечественному транспорту, поскольку рассчитаны на 7-8 лет работы. К тому же хорошая вместимость позволяет перевозить от 22 до 26 пассажиров. Но это подразумевает и большой стартовый капитал.

Какой бы способ ни был бы выбран, необходимо обращаться к надёжному производителю транспорта. Только так можно распытывать на предоставление необходимых консультаций, гарантий и сервисного обслуживания. Также при необходимости можно получить поддержку в будущем по всем интересующим вопросам.

Регистрация бизнеса

Зарегистрировать пассажирские перевозки на микроавтобусе как бизнес можно несколькими путями:

  • ЗАО;
  • ОАО;
  • ООО;
  • ИП.

Из всех трёх вариантов проще всего иметь дело с обществом с ограниченной ответственностью. При оформлении ЗАО потребуется много времени и сил и является самым трудоёмким.

Помимо регистрации бизнеса необходимым условием является получение лицензии, которая даёт право на перевозку пассажиров. Обычно в ней нет необходимости при перевозках не более 8 человек.

Выдачей лицензии занимается Ространснадзор и может быть дана в трёх случаях:

  1. перевозка пассажиров при помощи легкового автомобиля;
  2. перевозка пассажиров в количестве более 8 человек;
  3. перевозка грузов более 3,5 тонны.

При подаче заявления на получение лицензии нужно оплатить госпошлину в размере 300 рублей. Впоследствии нужно оплатить ещё одну госпошлину (1000 рублей). Лицензия выдаётся сроком на 5 лет, которую потом при необходимости нужно продлевать.

Перед регистрацией своего бизнеса лучше всего заручиться поддержкой профессионального юриста. Он поможет выяснить многие моменты, которые могут быть скрыты от простого взгляда неподготовленного человека. К тому же специалист поможет решить ряд вопросов, которые, несомненно, могут возникнуть.

Планировка маршрута

Составление грамотного маршрута является непростой задачей. Потребуется немалое количество сил и времени. При городских перевозках пассажиров необходимо получать доход не только в утреннее либо вечернее время, а в течение всего рабочего дня. Конкуренция здесь тоже играет значительную роль, и тем лучше, чем она менее проявлена.

Городской маршрут желательно проводить через центральную часть города, где будет наблюдаться большой пассажиропоток. При этом необходимо все согласовать с городской администрацией. Для междугороднего маршрута тоже важно все правильно рассчитать и продумать. Здесь важным является практически всё:

  • расстояние между пунктами;
  • техническое состояние дорог;
  • погода.

В поисках места

Специфика бизнеса на пассажирских перевозках подразумевает наличие офисного помещения. Также желательно чтобы рядом с офисом находилась огороженная и хорошо охраняемая территория для стоянки транспортных средств с возможностью технического обслуживания. Это тоже должно быть предусмотрено в бизнес-плане.

Можно для офиса возвести небольшое здание, однако, заключить договор на аренду помещения будет рациональней, особенно на начальном этапе бизнеса. Со временем можно организовать и целое предприятие с собственной большой территорией, где будет и производственный и офисный корпуса.

Персонал

Если принято решение организовать пассажирские перевозки автобусом, то необходимо набрать ответственный персонал. От этого будет зависеть, будет ли компания приносить доход либо же одни убытки.

Нанимая водителей, следует в обязательном порядке проводить собеседование. Это позволит выяснить, каким опытом обладает человек, сколько лет насчитывает его стаж, попадал ли он в аварийный ситуации и сколько раз. Также это позволит выяснить, какими личными качествами обладает кандидат (коммуникабельность, честность, ответственность и прочие). Человека с трёхлетним опытом работы уже можно считать достойным.

При приёме на работу будущему водителю обязательно нужно сдать соответствующие справки по результатам медицинской комиссии и от врача нарколога. Если речь идёт о службе такси, то непременно нужно нанять на работу диспетчеров. Они должны хорошо разбираться в компьютере, а коммуникабельность должна быть их основной особенностью.

Помимо этого, в штат необходимо набрать ещё несколько сотрудников:

  • медик – для осмотра водителей;
  • техник-механик – они будут следить за техническим состоянием транспорта и вовремя устранять неисправности;
  • заместитель – в случае вашего отсутствия вместо вас он будет решать все возникающие вопросы.

Количество водителей нужно будет подбирать, учитывая стартовый капитал, количество имеющегося транспорта.

Как итог

Многие вопросы касательно данного бизнеса выяснены. Напоследок можно указать на некоторые моменты. Начинать деятельность лучше всего в летнее время, поскольку наблюдается невысокая активность. Это позволит плавно войти в рабочую колею, избегая лишних затрат. К тому моменту как все наберёт обороты, можно хорошо вникнуть во многие тонкости пассажирских перевозок.

В таком бизнесе важным является любая, казалось бы, незначительная мелочь. И чем грамотнее будет разработан бизнес-план, чем более пунктов в нём будет предусмотрено, тем легче будет осуществлять деятельность. К тому же это позволит не только окупиться в максимально возможные сроки, но и в будущее получать очень хорошую прибыль.

Почему рынок пассажирских перевозок сползает в тень

На отечественном рынке пассажирских перевозок продолжается борьба за регулирование и сферы влияния. Последние изменения в законодательстве только усугубили ситуацию. Часть перевозчиков несет убытки, другие уходят в тень или прекращают работу. А пока чиновники и бизнесмены пытаются найти приемлемые решения проблем, крайними оказываются пассажиры.

Во всех странах перевозки пассажиров делятся на регулярные и нерегулярные. Важная деталь — в любом случае для них нужна лицензия. Ведь эта деятельность связана с высокими рисками, так как автомобиль — средство повышенной опасности. Чтобы перевозить пассажиров, нужно соответствовать определенным требованиям. Лицензия здесь — допуск в профессию. При этом нерегулярные перевозки устроены так: вози кого хочешь и где хочешь, но эта услуга должна оказываться организованной группе лиц. Например, для туристической поездки, обслуживания торжественных и корпоративных мероприятий, доставки сотрудников к месту работы и т. п.

Регулярные перевозки существуют в совсем другом правовом поле — «паблик сервис», то есть публичной услуги. Здесь заказчиком является не пассажир, а местные органы власти. Именно они гарантируют, что транспорт будет предоставлен для перевозки, и делят маршруты на коммерческие и социальные. Так принято во всем цивилизованном мире.

В Беларуси заказчиком перевозок в регулярном сообщении тоже являются местные власти. Они в соответствии с законом «Об автомобильном транспорте» определяют операторов пассажирских перевозок, которые нанимают перевозчиков по результатам конкурсов.

В мировой практике такой оператор обычно является независимым. К сожалению, у нас до недавнего времени (до 23 января 2018 года) функции оператора были переданы государственным перевозчикам — облтрансам. Они и решали, кто еще может работать на конкретном маршруте. Сейчас в областях эти функции передаются государственным организациям. В Минской области, например, — «Миноблпассажиртрансу». Хорошая новость: эти структуры будут финансироваться за счет местных бюджетов, а не перевозчиков.

Но вряд ли госорганизация будет отстаивать интересы перевозчиков перед другими областями, волнуются участники рынка. По мнению председателя Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров (АППП) Екатерины Станкевич, образцово-показательной является практика защиты интересов перевозчиков в Гомеле. Однако, к сожалению, здесь же абсолютно неадекватные требования к партнерам выставляют вокзалы. Они хотят получать такие отчисления с перевозчиков, что те не идут в регулярное сообщение. Ситуация парадоксальная. Оператор зовет: приходите, мы готовы заключать договоры. А вокзалы выставляют плату 7 рублей за один заезд и требуют денег за продажу билетов. При этом деньги вернутся не позднее 12-го числа месяца, следующего за отчетным. Где еще в мире надо приплатить за то, что твоими деньгами пользуются, и получить их через 1,5 месяца? Такой закономерный вопрос задают перевозчики.

Например, компания «Смайл плюс» в Гомельской области с апреля пытается согласовать маршруты — по 90 выездов в день. Вокзалу сделали предложение — по 2 рубля за заезд. Бизнесмены были готовы торговаться до 4 рублей. Но руководство вокзала на переговорах уперлось в назначенные ими 7 рублей и ни на копейку подвинуться не собирается. Из-за этого на 1 октября вокзал недополучил 75 тыс. рублей. В итоге компания выполняет рейсы в нерегулярном сообщении, потому что не может договориться с вокзалом.

А вокзалы выставляют плату 7 рублей за один заезды требуют денег за продажу билетов. При этом деньги вернутся не позднее 12-го числа месяца, следующего за отчетным. Где еще в мире надо приплатить за то, что твоими деньгами пользуются, и получить их через 1,5 месяца?

Регулярные перевозчики видят проблему в том, что вокзалы ведут себя некорректно, не по-рыночному. Они берут деньги за то, что продают билеты, и не возвращают их вовремя. Поэтому многие перевозчики перешли на нерегулярное сообщение. Результат налицо: если в 2008 году у оператора маршрута Минской области было около 140 договоров с частными предприятиями, то к 2016-му их осталось лишь 24.

Развитие рынка требует понимания различия между «паблик сервис» и обычной услугой. При регулярных перевозках водитель обязан выдать каждому пассажиру билет. Нерегулярный перевозчик, не заключивший соглашения с местным органом власти, может возить людей на свадьбу, похороны, экскурсии по договору фрахта транспортного средства. Тут создаются благоприятные условия для сокрытия доходов. При этом, какой бы налоговый режим ни применялся, государство все равно недополучает средства в бюджет.

По расчетам АППП, сделанным еще в 2015 году, в секторе перевозок сокрытие выручки достигало 4,9 млрд рублей в день (до деноминации. — Прим. ред.). Сократились и отчисления в ФСЗН. Согласно статистике, в стране в 2015-м стало на 52,8 тыс. меньше водителей, но официальная безработица не выросла. Значит, люди где-то трудоустроены, полагают в АППП, причем, скорее всего, неофициально. Если предположить, что 52,8 тыс. человек работали хотя бы минимальную зарплату, то за месяц ФСЗН недополучал 92 млрд рублей, то есть около $9 млн, а за год — $108 млн. При этом, как показывают проверки, у индивидуальных предпринимателей числится по 3-4 машины, занятых в перевозках, и… ни одного официально нанятого работника.

По данным статистики, пассажирооборот с 2011 по 2017 год снизился с 2,4385 млрд до 1,9674 млрд человек. Значит ли это, что 428,4 млн перестали ездить? Если принять во внимание 471 тыс. купленных автомобилей, то сможем «найти» 339,1 млн пассажиров.

Официально за 7 лет перестали пользоваться регулярным транспортом 89,12 млн человек в год. Это 244 602 пассажиро-места в день. Но исчезли ли они на самом деле? По расчетам АППП, каждый рейс, как правило, рассчитывается в обе стороны. Тогда цифра уменьшается вдвое — остается 122 301 пассажир. Но каждый из них оплачивает дорогу туда и обратно. При средней стоимости проезда по стране в нерегулярном сообщении — 3 рубля, «спрятанная» выручка — 733 806 рублей, подсчитали в АППП. То есть за день по всей стране — $366,9 тыс., а в год — $132 млн.

На начало 2018-го из всех 43,4 тыс. автобусов, зарегистрированных в стране, физическим лицам принадлежит 26%, то есть 11,1 тыс. машин. Для чего они используются? Вряд ли исключительно для личных потребностей. С другой стороны, перевозка пассажиров — занятие весьма доходное. При этом можно меньше зависеть от контрагентов, нет отсрочек платежей, рисков, связанных с погодными условиями, производством.

На начало 2018-го из всех 43,4 тыс. автобусов, зарегистрированных в стране, физическим лицам принадлежит 26%, то есть 11,1 тыс. машин. Для чего они используются? Вряд ли исключительно для личных потребностей.

Сегодня нерегулярные перевозчики добиваются либерализации законодательства и свободного входа на рынок. Но во всем мире эти вопросы жестко регулируется. Так, в Европе действуют довольно строгие критерии в данной сфере. Кстати, в Германии в 2013 году была попытка либерализации: регулирование перевозок свыше 50 километров сделали менее жестким. Это привело к тому, что одна-единственная корпорация — FlixBus — заняла 93% рынка. Она уже поглотила 6 крупных немецких транспортных компаний. В ход пошли ценовой демпинг, агрессивная реклама. При этом наказать корпорацию за фактически монопольное положение не смогли. Она позиционирует свою работу как диспетчерская служба, и ее выручка составляет менее €500 млн в год, хотя фактически именно FlixBus контролирует рынок перевозок. Теперь эта компания начинает проникать во Францию, Швейцарию, Австрию. Местные власти и бизнес уже забеспокоились. Неудивительно, что в ЕС пришли к выводу, что либерализация в этой сфере должна иметь границы, а власти Германии собираются вернуться к жесткому регулированию.

Таким образом, законодателям, регуляторам и бизнесу придется совместно искать оптимальный вариант решения проблем в сфере пассажирских перевозок. Это должен быть разумный компромисс свободы предпринимательства и ограничения монополизма, умеренных налогов и экономической целесообразности, интересов отдельных ведомств и бизнесменов.

Планирование пассажирских перевозок (стр. 1 из 6)

Планирование пассажирских перевозок

Основной задачей планирования пассажирских перевозок является обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей населения в передвижении при оптимальном использовании транспортных средств.

Разработка планов пассажирских перевозок представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Объясняется это тем, что подвижность населения под влиянием многих причин, не поддающихся простому учету, постоянно меняется и правильно определить ее заранее весьма трудно. Вместе с тем для организации эффективной работы пассажирского транспорта при качественном удовлетворении населения необходимо стремиться к наиболее точному определению в плане не только объема, структуры и расстояния перевозок пассажиров, но и тенденцию их изменения в перспективе, так как от этого зависят потребность в локомотивах, вагонах разного типа и других транспортных средствах, а также в инвестициях, направленных на развитие и реконструкцию пассажирского транспорта.

Планирование пассажирских перевозок существенно отличается от разработки планов по грузовым перевозкам. Оно основано преимущественно на отчетных данных, их анализе и выявлении закономерностей развития пассажирских перевозок.

Широкое использование отчетных данных имеет особое значение при разработке текущих планов пассажирских перевозок. Сопоставление плановых показателей с их значениями за предыдущие годы позволяет избежать ошибок при разработке показателей в годовом плане. На железнодорожном транспорте, как правило, большая часть показателей плана пассажирских перевозок и особенно по сети в целом, по годам меняется незначительно. Поэтому, если обнаруживается, что планируемый показатель в предплановом году резко отклонился от его величины предыдущих лет, необходимо выяснить причину такого резкого отклонения. Так, первые годы формирования рыночных отношений в стране вызвали существенное снижение платежеспособного спроса населения на перевозки, и, как следствие, большое падение объема перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте, продолжавшееся до второго полугодия 1999 г.

Планирование по отчетным данным без применения дополнительных методов имеет существенный недостаток. Отчетность о перевозках пассажиров отражает лишь фактически реализованный спрос на транспортные услуги. Поэтому при планировании перевозок пассажиров на дорогах подробно изучаются и другие факторы, влияющие на объем и структуру пассажирских перевозок. Анализ транспортного рынка сейчас становится важнейшей частью работы по планированию и организации пассажирских перевозок. Создание на дорогах маркетинговых подразделений позволяет анализировать спрос населения на различные условия перевозок, выявлять уровень неудовлетворенного спроса, его причины и возможности ликвидации в планируемом периоде. На направлениях, где параллельно железным дорогам перевозки осуществляются и другими путями сообщений, анализируется спрос пассажиров на другие виды транспорта, уровень оплаты поездки у конкурентов, тенденции развития перевозок и другие показатели. В результате анализа разрабатываются эффективные меры повышения конкурентоспособности железных дорог.

Перевозки пассажиров планируются как в целом, так и по видам сообщений. Для каждого вида пассажирских перевозок характерны свои закономерности развития. На рост объема пригородных перевозок могут оказывать влияние увеличение частоты движения поездов или открытие остановочных пунктов, изменение режима труда и отдыха населения, расширение пригородной зоны.

Изменение платежеспособного спроса населения, уровень конкурентоспособности других видов транспорта, состояние промышленности, сельского хозяйства в экономических районах страны, развитие транспортной сети и другие факторы могут резко изменить потоки пассажиров в дальнем следовании. Поэтому при разработке годового плана дальние перевозки пассажиров и их неравномерность необходимо рассматривать особо, анализируя их по отдельным районам и важнейшим железнодорожным направлениям.

При планировании пассажирских перевозок учитывают возможное изменение доходов населения, тарифов у конкурентов, состояние санаторно-курортной базы в стране, последствие реализуемых мероприятий по повышению качества пассажирских перевозок, развитию сервиса и внедрению новых видов услуг.

Годовой план пассажирских перевозок составляется по сети в целом и по железным дорогам. В плане определяются следующие показатели: число отправленных пассажиров, число перевезенных пассажиров, пассажирооборот и средняя дальность поездки. Показатели рассчитываются как в целом, так и по видам сообщений.

Объем перевозок по сети равен сумме отправления пассажиров со станцией сети и их приема с зарубежных дорог, а объем перевозок по дорогам – сумме отправления пассажиров со станций дорог и приема с других дорог.

Пассажирооборот рассчитывается умножением количества перевезенных пассажиров на среднюю дальность поездки пассажира. Средняя дальность поездки устанавливается в плане на основе отчетных данных с учетом прогнозируемого изменения в планируемом году.

При прогнозировании объемов пассажирских перевозок учитывается динамика основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны: численности населения, реальных доходов, уровня промышленного производства, инфляционных процессов и др.

В зависимости от поставленной цели прогнозы пассажирских перевозок могут разрабатываться на различные периоды. В практике принято разрабатывать среднесрочные прогнозы (на 5-7 лет) и на более длительную перспективу (10 и более лет).

Прогнозирование пассажирских перевозок, особенно на длительный период, значительно сложнее, чем текущее планирование. По истечении длительного времени увеличивается и изменяется структура сети путей сообщения, видоизменяется экономика страны. Иной характер приобретают потребности населения в передвижении. В связи с этим возможности широкого использования отчетных данных при прогнозировании снижается.

Для определения показателей прогноза пассажирских перевозок используют различные методы, базирующиеся на выявлении общих закономерностей изменения пассажирских перевозок в стране. При разработке краткосрочных и среднесрочных прогнозов находит применение, в частности, метод экстраполяции, когда в результате анализа перевозок за прошлые годы темпы их изменения в прогнозируемом периоде устанавливаются с некоторой корректировкой, отражающей влияние разных факторов. Однако этот метод не обеспечивает необходимой точности прогнозирования из-за недостаточной изученности закономерностей изменения показателей в зависимости от факторов, оказывающих на них влияние. Поэтому наряду с методом экстраполяции применяют и другие методы прогнозирования: метод экспертных оценок, аналогии и другие.

Практика разработки прогнозов на длительный период основывается в основном на изучении изменения численности населения в перспективе и изменения его транспортной подвижности с учетом тенденций распределения пассажиропотоков по видам транспорта. Анализ различных методов, применяемых при прогнозировании перевозок на длительный период, показывает, что прогнозирование объема перевозок и пассажирооборота по транспортной подвижности населения обеспечивает наиболее высокую точность получения этих показателей.

На основе прогнозируемой численности населения и прогнозирования его подвижности по числу поездок определяется общий объем пассажирских перевозок на перспективу. Пассажирооборот рассчитывается умножением численности населения на транспортную подвижность в пассажиро-километрах.

Потребность в передвижении у населения различных социальных групп неодинакова, что связано с уровнем их жизни, особенностями трудовой деятельности. Поэтому точность прогнозируемых показателей повышается, если их определяют по экономическим районам, областям и социальным группам населения (городским и сельским жителям, учащимся и т.д.) с детальным анализом тенденций и закономерностей изменения подвижности населения на разных видах транспорта.

Практика планирования и прогнозирования пассажирских перевозок систематически совершенствуется. В планировании пассажирских перевозок применяется научное экономико-математическое прогнозирование по многофакторным данным с использованием математических методов и вычислительной техники. Разрабатываются многовариантные прогнозы на разный прогнозируемый период.

Широкое применение вычислительной техники в пассажирском комплексе позволяет эффективно использовать при текущем планировании оперативную отчетность, составляемую автоматизированной системой «Экспресс». Она учитывает число проданных билетов в поезда и вагоны разной категории по направлениям перевозок, что имеет важное значение для определения густоты пассажиропотоков на линиях, ведет учет пассажиров, перевозимых бесплатно, выдает и другую информацию, необходимую для выявления спроса на разные условия перевозки.

Маркетинг пассажирских перевозок

Важное значение в современных условиях отводится маркетингу. Маркетингом пассажирских перевозок называется система управления, направленная на полное и эффективное удовлетворение транспортных потребностей населения.

Маркетинг включает:

— анализ состояния и динамики потребительского спроса на рынке транспортных услуг;

— выявление и изучение потребительских предпочтений;

— оценку внешней среды и уровня конкуренции на транспортном рынке;

— определение емкости рынка транспортных услуг населению и рыночной доли железнодорожного транспорта;

— проведение сегментации рынка; выявление существующих и перспективных сегментов рынка транспортных услуг населению;

— ценовую политику;

Привет студент

Для организации пассажирских перевозок и развития соответствующих устройств устанавливают ожидаемый объём перевозок в пассажиро-километрах.

Основной для этого служат результаты анализа отчётности о выполненных перевозках за прошедший период, данные о численности населения, состояния экономики, расширения сети курортов и домов отдыха, развития коллективного садоводства и огородничества и т. д.

Основная задача железной дороги — своевременность перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и поездах. Это обслуживание обеспечивается разработанной Системой фирменного транспортного обслуживания (СФТО) в области пассажирских перевозок, созданием сервис центров на вокзалах, которые представляют услуги пассажирам как на вокзалах так и в поездах.

Пассажиропотоки определяются по направлениям и периодом года, для пригородного — по месяцам, дням недели и времени суток. Из-за специфики пассажирских перевозок осуществляет их раздельное планирование в дальнем местном и пригородном сообщениях.

Фирменное обслуживание зависит от видов сообщения и категорий вагонов и поездов.

По видам сообщения пассажирские поезда делятся в зависимости от расстояния на три группы:

— дальние — более 700км.;

— местные — до 700км.;

— пригородные — до 150км.;

Перевозка на расстояние свыше 700км. называется прямым сообщением и осуществляется в пределах двух и более дорог.

Перевозка пассажиров в пределах двух и более государств -международным сообщением.

Местное сообщение — выполняется в пределах одной дороги.

Пригородное сообщение относится к участкам по обслуживанию пригородных пассажиров прилегающих населённых пунктов.

Проездные документы

Перевозка пассажиров производится по билетам с указанием фамилии на лицевой стороне.

Проездные билеты оформляются по документам:паспорт, военный билет, служебное удостоверение с фотографией, для детей до 14 лет — свидетельство о рождении.

Форму перевозочных документов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Правила перевозки ручной клади

К ручной клади относят предметы и вещи пассажиров независимо от рода упаковки, которые по своим размерам помещаются в вагонах на специально выделенных для этого местах. Каждый пассажир имеет право бесплатно перевозить ручную кладь не свыше 36 кг.

Не допускается перевозить ручную кладь, которая может повредить и загрязнить вагон, пассажиров, заряженное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие вещества и др.

Перевозка багажа

Перевозка багажа производится по проездным билетам. Отдельное место по массе должно быть в пределах 5-80кг. Тара и упаковка должны обеспечивать сохранность багажа при перевозке и иметь устройства для переноса.

Предметы домашней обстановки принимаются к перевозке в багажных вагонах на общих основаниях.

Пассажир, обязан предъявить багаж к сдаче заблаговременно, но не позднее 20 минут до отправления поезда.

Багаж по прибытию на станцию назначения выдаётся предъявителю багажной квитанции.

Грузобагаж принимается от граждан без предъявления перевозочного документа. Места весом более 80кг, но не более 160кг разрешается принимать грузобагажом до всех станций.

Перевозка багажа и грузобагажа осуществляется в порядке установленном УЖТ РФ и другим документам.

Большинство пригородных перевозок сосредоточено на участках, примыкающих к большим городам и промышленным центрам. Для ускорения доставки пассажиров на пригородных линиях начали обращаться комфортабельные электропоезда «Экспрессы».

Для пригородных пассажирских перевозок характерны особенности:

— перевозка большого числа пассажиров на короткое расстояние -от 10 до 50км от головной станции;

— неравномерность движения по часам суток, дням, месяцам и сезонам. Утром следование пассажиров в город, после работы — обратно. В выходные и праздничные дни поток пассажиров имеет обратное направление.

— потребность необходимой частоты движения, для сокращения времени ожидания пассажирами поезда.

Для чёткой организации работы пригородных перевозок должны быть обеспечены:

— высокая ходовая скорость движения поездов;

— минимальное время на разгон и замедление, что важно при многих остановках;

— малая продолжительность стоянок поездов за счёт быстрой посадки и высадки пассажиров.

Вокзалы предназначены для обслуживания пассажиров и создания им необходимых удобств во время ожидания поездов.

Вокзалы в зависимости от объёма выполненных работ подразделяются на внеклассные I, II, III, IV и V классов.

Вокзалы внеклассные, I и II — имеют крупные пассажирские

станции.

III-IV классы — имеют средние и небольшие станции.

Организация работы вокзала определяется технологическим процессом:

— увязка работы вокзала с графиком движения поездов;

— рациональную специализацию помещений и устройств вокзала;

— порядок работы билетных и багажных касс, номер хранения, справочных бюро и др.;

— организация передвижения пассажиропотоков на вокзале, перроне, платформах, привокзальной площади и др.;

— порядок уборки внутренних помещений вокзала;

— организация труда работников вокзала.

Особое внимание должно быть обращено на:

— установление поточности движения пассажиров;

— чёткую организацию справочной работы;

— недопущение большого скопления пассажиров на вокзале;

— организация посадки пассажиров и др.

Используемая литература: Воронков А.И.
Общий курс железных дорог. Тексты лекций:
Учебное пособие — Оренбург: Сам ГУ ПС, 2009.

: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Пароль на архив: privetstudent.com

Планирование пассажирских перевозок

Разработка планов пассажирских перевозок представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Объясняется это тем, что подвижность населения под влиянием многих причин, не поддающихся простому учету, постоянно меняется, и правильно определить ее заранее весьма трудно, вместе с тем для организации эффективной работы пассажирского транспорта при качественном удовлетворении потребностей населения необходимо стремиться к наиболее точному определению в плане не только объема, структуры и расстояния перевозок пассажиров, но и тенденций их изменения в перспективе, так как от этого зависят потребность в локомотивах, вагонах разного типа и других транспортных средствах, а также в инвестициях, направленных на развитие и реконструкцию пассажирского транспорта.

Планирование пассажирских перевозок существенно отличается от разработки планов по грузовым перевозкам. Оно основано преимущественно на отчетных данных, их анализе и выявлении закономерностей развития пассажирских перевозок.

Широкое использование отчетных данных имеет особое значение при разработке текущих планов пассажирских перевозок. Сопоставление плановых показателей с их значениями за предыдущие годы позволяет избежать ошибок при разработке показателей в годовом плане.

Планирование по отчетным данным без применения дополнительных методов существенный недостаток. Отчетность о перевозках пассажиров отражает лишь фактически реализованный спрос на транспортные услуги. Поэтому при планировании перевозок пассажиров подробно изучаются и другие факторы, влияющие на объем и структуру этих перевозок. Анализ транспортного рынка сейчас становиться важнейшей частью работы по планированию и организации пассажирских перевозок. Создание в пассажирском комплексе и на дорогах маркетинговых подразделений позволяет анализировать спрос населения на различные условия перевозок, выявлять уровень неудовлетворенного спроса, его причины и возможности ликвидации в планируемом периоде. На направлениях, где параллельно железным дорогам перевозки осуществляются и другими путями сообщений, анализируется спрос пассажиров на другие виды транспорта, уровень оплаты поездки у конкурентов, тенденции развития перевозок и другие показатели. В результате анализа разрабатываются эффективные меры повышения конкурентоспособности железных дорог.

Перевозки пассажиров планируются как в целом, так и по видам сообщений. Для каждого вида характерны свои закономерности развития. На рост объема пригородных перевозок могут оказывать влияние увеличение частоты движения поездов или открытие остановочных пунктов, изменение режима труда и отдыха населения, расширения пригородной зоны.

Изменение платежеспособного спроса населения, уровень конкурентоспособности других видов транспорта, состояние промышленности, сельского хозяйства в экономических районов страны, развитие транспортной сети и другие факторы могут резко изменить потоки пассажиров в дальнем следовании. Поэтому при разработке годового плана дальние перевозки пассажиров и их отдельным районам и важнейшим железнодорожным направлениям.

План перевозок пассажиров дальнего следования в целом по сети составляет ФПД, а по дорогам — дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании. По перевозкам в пригородном сообщении план разрабатывается на дорогах дирекциями по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, по сети в целом — Управлением по пригородным перевозкам. Пригородные пассажирские компании разрабатывают свои планы перевозок пригородных пассажиров.

Объем перевозок по сети равен сумме отправления пассажиров со станций сети и их приема с зарубежных дорог, а объем перевозок по дорогам — сумме отправления пассажиров со станций дорог и приема с других дорог.

Пассажирооборот рассчитывается умножением количества перевезенных пассажиров на среднюю дальность поездки пассажира. Средняя дальность поездки устанавливается в плане на основе отчетных данных с учетом прогнозируемого изменения в планируемом году.

При прогнозировании и стратегическом планировании пассажирских перевозок учитывается динамика основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны: численности населения, реальных доходов, уровня промышленности производства, инфляционных процессов и др.

Прогнозирование и стратегическое планирование пассажирских перевозок, особенно на длительный период, значительно сложнее, чем текущее планирование. По истечении длительного времени увеличивается и изменяется структура сети путей сообщения, видоизменяется экономика страны. Иной характер приобретают потребности населения в передвижении. В связи с этим возможность широкого использования отчетных данных при прогнозировании снижается.

На основе прогнозируемой численности населения и его подвижности по числу поездок, определяется общий объем пассажирских перевозок на перспективу. Пассажирооборот рассчитывается умножением численности населения на транспортную подвижность в пассажиро-километрах.

Потребность в передвижении у населения различных социальных групп не одинакова, что связано с уровнем их жизни, особенностями трудовой деятельности. Поэтому точность прогнозируемых показателей повышается, если их определяют по экономическим районам, областям и социальным группам населения (городским и сельским жителям, учащимся и т.д.) с детальным анализом тенденции и закономерностей изменения подвижности населения на разных видах транспорта.

Практика планирования и прогнозирования пассажирских перевозок систематически совершенствуется. В планировании пассажирских перевозок применяется научное экономико-математическое прогнозирование и многофакторным данным с использованием математических методов и вычислительной техники. Разрабатываются многовариантные прогнозы на разный прогнозируемый период.

В последние почти десять лет действуют Правила перевозки пассажиров в городском наземном электрическом и в автомобильном транспорте.

В них прописаны правила обустройства автобусных остановок, автовокзалов, автостанций, где искать забытые вещи, что должно быть на передней панели в такси, на что можно рассчитывать, будучи пассажиром такого транспорта.

112-е Постановление Правительства РФ

Регламентирует отношения перевозчика и пассажира принятое в 2009 году Постановление Правительства РФ № 112 «Об утверждении правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом», изменяемое и дополняемое пять раз.

Организация регулярных грузоперевозок попадает под контроль Закона 220-ФЗ от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом».

Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

Мск +7 (499) 938 5119

Спб +7 (812) 467 3091

Фед +8 (800) 350 8363

Многие положения в отношениях дорожного движения можно определить в Федеральном законе 259-ФЗ от 08.11.2007 г. «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» и в Федеральном законе 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

Но прежде всего перевозка – это оказываемая услуга пассажиру. Значит, нужно опираться на Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.

Права и обязанности людей в общественном транспорте

В число прав пассажира входит всего лишь 6 пунктов:

  1. Вовремя и безопасно быть довезенным до пункта назначения.
  2. Бесплатно провезти с собой ребенка в возрасте младше 7 лет.
  3. Получить полную информацию по маршруту передвижения и на каких условиях это осуществляется.
  4. При аварии и получении вреда в дороге пассажир имеет право на его возмещение.
  5. Бесплатный провоз багажа на одно место, в соответствии с требованиями к нему.
  6. Писать претензии и защищать свои права в суде.

Обязанностей гораздо больше. Пассажир должен приобрести, предъявить по требованию и сохранить до места назначения проездной билет (или документ, подтверждающий льготный проезд) на себя и багаж сверх установленной нормы.

Люди обязаны выйти, достигнув адреса своего прибытия, в противном случае возвращение к месту назначения после конечной остановки необходимо оплатить вновь как за следующий рейс. В салоне люди не должны сорить и портить чужое имущество. Во время поездки люди должны продвигаться по салону, не перекрывая вход и выход другим и не мешая дверям закрываться.

В целях своей безопасности люди обязаны держаться за поручни, а найденные вещи, оставленные кем-то другим, необходимо сдать водителю или кондуктору.

Регламент для людей и багажа в автомобильном транспорте

В городском общественном транспорте

Осуществлять деятельность по перевозке людей (код ОКВЭД — 60.21) может физическое или юридическое лицо, получившее специальное разрешение на этот вид деятельности.

Правила в городском общественном транспорте также расписывают права и обязанности всех людей, находящихся в транспортном средстве:

  • водителя;
  • пассажира;
  • кондуктора.

Движение может осуществляться по маршруту, согласованному с уполномоченными на это органами (регулярно или по необходимости в целях разгрузки направления), и вне схемы. Ограничения во втором случае могут налагаться лишь дорожной разметкой, знаками и светофорами.

Высадка и посадка

Эти действия прописаны в пп. 11-18 Правил перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте.

Каждый стояночный пункт должен оснащаться остановкой, кроме мест по требованию. Просить остановить автобус можно только заранее. В таких местах обязательно наличие надписи «По требованию».

Об остановках пассажиры предупреждаются заранее, несмотря на обязательное их оснащение указателями (наименованием места). На остановках должна быть размещена информация обо всех маршрутах, куда она включена, и их конечных пунктах.

Кузов грузового автомобиля

Регламент прописан в Правилах дорожного движения и в Основных положениях ПДД.

Так, перевозить людей в кузове может водитель с кат. C, но не более 8 человек, с кат. D – от 16 чел. При этом стаж у водителя не может быть меньше 3 лет (ПДД п. 22.1).

Кузов должен быть специально оборудован зафиксированными сиденьями на установленной нормами высоте. Также иметь борта с дополнительной фиксацией и натянутый тент с освещением под ним. Должна быть система связи с водителем, а на заднем борту – лестница, чтобы упростить размещение пассажиров.

Важно! Перевозка детей строго запрещена.

Без специального оснащения в кузове могут находиться лишь люди, сопровождающие груз или получающие его.

Легковое такси

Перевозка в легковом такси осуществляется при наличии разрешения на данный вид деятельности, а именно договора фрахтования. Маршрут определяет заказчик, если согласования по нему не было, то водитель обязан построить самый короткий путь.

Оплата проезда осуществляется пассажиром таксисту в соответствии с установленными тарифами, на основании показаний таксометра.

В поездке может быть отказано, если на перевозку в данный момент уже есть другой заказ. Если поездка не может быть до конца пути следования, то не пройденный остаток дороги не должен оплачиваться.

Багаж принимается в количестве по договоренности между водителем и пассажиром. Но шофер может отказать в приеме габаритных вещей, если они не отвечают общим требованиям багажа.

Маршрутное такси

Регламентируется Постановлением Правительства РФ № 112 от 14. 02.2009 г. и Федеральным законом 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

Вместительность у маршрутки – как у индивидуального транспорта (по количеству сидячих мест и грузовместимости), но движение организуется по принципу массового перевоза людей (с согласованием маршрута, придерживаясь всех городских остановок на пути).

На осуществление перевоза людей с багажом получается лицензия. Маршрут согласовывается с администрацией города. Право на проезд дает оплаченный билет. Ребенок до 7 лет может проехать бесплатно при условии незанятия им свободного места. Пассажир обладает абсолютно теми же правами и обязанностями на проезд и провоз багажа, будь он в городском транспорте.

Обязательные требования

К автобусу городского маршрута

Автобусом принято считать закрытое транспортное средство, имеющее двигатель и оборудованное сиденьями на 8 и более человек (место водителя при этом не учитывается).

По норме закона РФ «О безопасности дорожного движения» любые автотранспортные средства, вне зависимости от страны производителя, должны иметь сертификат соответствия от уполномоченного министерства, органа.

Автобус городского маршрута, осуществляющий регулярные рейсы, в соответствии с п. 29 Правил перевозки должен быть оборудован указателями номера маршрута, табличками «Вход» (п. 35). Обязательное требование к перевозчику – указать свое полное наименование на лобовом стекле и на борту у входа.

В салоне автобуса в прямом доступе должна быть размещена информация об организации и шофере, об органе, их контролирующем, указываться стоимость билета. Если тикеты продаются с привязкой к месту, то сиденья должны быть пронумерованы.

Также необходимо разместить все указатели, позволяющие быстро сориентироваться на случай аварии. Где кнопка связи с водителем, пожарный огнетушитель, запасной выход и пр. (п. 37).

К водителям

Надежность шофера, которую обязаны предоставить физические и юридические лица, осуществляющие поездку в соответствии с «Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, должна вытекать из предъявленных к нему требований:

  • подтвержденная документально квалификация и водительский стаж (не менее 3 лет);
  • прохождение стажировки и аттестационных занятий, повышающих мастерство;
  • обязательное медицинское освидетельствование водителя или кандидата в шоферы;
  • прохождение водителем обязательных предрейсовых осмотров (и после рейса);
  • соблюдение установленных норм по занятости и отдыху.

К людям и багажу

За сохранность ручной клади отвечает пассажир. Бесплатно можно провести одно место, общий объем которого не превышает 120 кв. см, с парой зачехленных лыж, коляской или детскими санками (статья 22 Федерального закона 259-ФЗ).

Багаж должен быть упакован, бьющиеся предметы обрешечены или находиться в жесткой таре. Багаж не должен источать неприятный запах, содержать опасные вещества, способные загрязнить как транспортное средство, так и окружающих людей.

Можно перевозить животных и птиц, если клетки имеют глухое дно, а размеры укладываются в установленные нормы багажа.

Риск от порчи продуктов питания остается за пассажиром, желающим сдать их в багаж.

Допускается перевоз за плату двух багажных мест общим объемом по 80 кв. см каждое. На принятые к перевозке вещи должна выписываться квитанция.

Документы

При остановке автобуса у водителя по первому требованию должны быть:

  • копия лицензии на организацию перевозок пассажиров и багажа на имя работодателя – она размещается в салоне автобуса;
  • у водителя лично – удостоверение с наличием категории D;
  • страховой полис ОСАГО, не имеющий ограничений по сроку;
  • распечатанный путевой лист на заявленный маршрут;
  • временный медосмотр, предрейсовый и тот, что водитель прошел при трудоустройстве (и далее – каждый год);
  • непросроченный техосмотр автобуса;
  • свидетельство о государственной регистрации транспортного средства;
  • технический паспорт транспортного средства.

При отсутствии любого из указанных документов может наступить административная ответственность с назначением наказания в виде штрафа.

Особенности перевозок автобусом

Прежде всего, безопасность. Поэтому водитель и должен быть стрессоустойчив, внимателен, иметь высокую степень профессионализма и мастерства.

Количество мест должно соответствовать предполагаемому числу перевозимых людей с учетом обустроенных стоячих мест.

Автобус должен быть оснащен:

  • пожарным оборудованием;
  • медицинскими препаратами для оказания первой помощи в аварийной ситуации;
  • треугольником знака остановки на случай аварии;
  • обеспечивающими безопасность ремнями;
  • противоскользящим покрытием пола.

По городу

Автобус, осуществляющий деятельность в черте города, должен обязательно:

  • следовать по оформленному расписанию, согласованному с администрацией города;
  • соблюдать остановки, персонал должен озвучивать их;
  • в них допускается стоячее положение пассажиров, если внутреннее устройство позволяет проехать стоя в должной мере безопасно (автобус оснащен поручнями, держателями);
  • отклонений от маршрута по городу быть не может.

Пригородным

Автобус, осуществляющий пассажирскую перевозку в пригородные районы, должен обязательно:

  • следовать по расписанию, согласованному с администрацией города;
  • стоячее положение в них также допускается на тех же условиях, что и в автобусах с городскими маршрутами.

Заказным и регулярным

Перевозка осуществляется на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ст. 29 Федерального закона 259-ФЗ). Маршрут, а также объем и качество ручной клади и багажа прописываются в нем.

На борту транспорта обязательно размещение таблички «Заказной».

Дополнительное условие по обязательным документам к предъявлению водителем в случае остановки и их проверки – наличие тендерной бумаги в рамках утвержденного маршрута.

Экскурсионным

В автобусах, осуществляющих перевозку по таким маршрутам, также должны быть документы по тендеру. Маршруты и схемы должны согласовываться с техническими возможностями транспортного средства и учитывать необходимый режим труда и отдыха водителя.

Автобус должен также соответствовать трассе и климату местности. Отклонение от маршрута и остановки по требованию недопустимы.

Поездки осуществляются исключительно в светлое время суток. На непригодных для безопасной перевозки участках движение прекращается. Если путь дальний, водителей должно быть два.

Служебным

Служебные поездки осуществляются с целью выполнения работниками организации их непосредственных должностных обязанностей.

Перевозимые люди в служебном транспорте не имеют статус пассажиров, подобные правам в отношениях договора по оказанию услуг по перевозке.

Так могут доставляться сотрудники к рабочему месту, служащие органов управления в сторонние организации в целях исполнения своей деятельности (юриста – в суд, бухгалтера – в банк и пр.). За такие перевозки плата с них не взимается.

Вахтовым

Перевозить население вахтовым методом можно только по количеству сидячих мест. Транспорт должен быть укомплектован пожарным оборудованием, медицинской аптечкой для оказания первой помощи.

Особые требования предъявляются и к водителям транспорта. Вахтовые перевозки осуществляют доставку работников предприятия в труднодоступные места. Зачастую трасса пересечена участками бездорожья, и прочими экстремальными условиями. Поэтому шофер должен иметь опыт, квалификацию и большой водительский стаж.

Между городами

В автобусах, осуществляющих междугороднюю поездку:

  • стоячее положение допускается, если расстояние между пунктами отправления и назначения не превышает 70 км;
  • отклонение от маршрута допускается только по согласованию с организацией работодателя;
  • багаж должен располагаться в строго отведенных для него местах (над сиденьями и в багажном отделении);
  • при длительности маршрута более 500 км рейс должен осуществляться двумя водителями.

Между странами

При осуществлении перевозки международного сообщения в число обязательных документов к предъявлению при остановке и их проверке входят:

  • полис «Зеленая карта»;
  • международный договор (чаще всего копия) по автострахованию страны посещения;
  • документация по тендеру.

Также существует дополнительное обязательное требование к оснащению автобусов на международные рейсы:

  • должна присутствовать туалетная комната,
  • рейсы осуществляются двумя водителями.

В зимнее время

Дополнительными требованиями к оснащению автобуса, осуществляющего перевозку людей, являются:

  • исправность печного оборудования, способного обеспечить полную видимость следования из салона автобуса;
  • обязательная замена шин на зимнюю модификацию.

Что будет за нарушение правил

Водителю и организации

Нарушение ПДД водителем приводит к штрафу или возмещению вреда здоровью пассажира в результате аварии.

В обоих случаях ответственность несет организация или физическое лицо, совершавшее перевозку и являвшееся собственником транспортного средства. Об этом говорит норма Кодекса об административных правонарушениях РФ (ст. 2.6.1).

Весь понесенный ущерб в регрессном порядке организация или физическое лицо может в общем или судебном решении отнести на водителя в рамках статьи 238 Трудового кодекса.

Если Правила перевозки людей нарушаются водителем, он также несет административную ответственность, но персональную. За каждого непристегнутого пассажира может быть назначен штраф шоферу.

Пассажиру

Пассажир также попадает под административную ответственность как за несоблюдение ПДД, так и за нарушения правил перевозки пассажиров и багажа.

В обоих случаях могут наступить последствия в виде наложенного административного штрафа. Безбилетный проезд ст. 11.18 КоАП РФ — штраф, при этом не освобождает от необходимости оплатить проезд.

Полезное видео

Рейд ГИБДД:

ПАССАЖИРСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

6.1. Транспортная подвижность населения
Передвижения населения совершаются пешком, на общественном или транспорте индивидуального пользования. Число поездок, совершаемых одним человеком за единицу времени (сутки, год), называется транспортной подвижностью. Доля передвижений с использованием транспортных средств характеризуется коэффициентом использования транспорта.

По данным исследований, суточная подвижность одного жителя города составляет 2,6…2,9 передвижений (табл. 6.1).
Т а б л и ц а 6.1

Укрупненные цели поездок Подвижность на одного жителя в сутки Коэффициент использования транспорта
Трудовые Учебные Бытовые Культурные К местам отдыха 1,06 0,28 0,83 0,21 0,45 0,76 0,50 0,48 0,52 0,53
Итого по всем целям 2,83 0,60

Исходной величиной для определения объема перевозок является годовая транспортная подвижность населения:П = SПi /Н,где SПi – общее число поездок всего населения в год; Н – численность населения города, чел.

Число поездок рассчитывают исходя из поездок П1 – постоянного населения города, П2– жителей пригорода, приезжающих в город, и П3 – временно проживающих в городе. Общее число поездок – П1 + П2 + П3.

Годовое число поездок постоянного населения города:

П1 =Н × kт (Пр × aр + Пу × aу) kд kк-б kп ,

где kт – коэффициент, учитывающий использование пассажирского транспорта; Пр – годовое число поездок одного работающего жителя к месту работы;aр – удельный вес работающих; Пу – годовое число поездок одного учащегося к месту учебы; aу – удельный вес учащихся;
kд – коэффициент, учитывающий деловые поездки, kк-б – коэффициент, учитывающий культурно-бытовые поездки; kп – коэффициент, учитывающий пересадки.

Коэффициент kт, учитывающий, что часть населения не пользуется транспортом, может быть принят равным 0,75… 0,8.

Значения aр, aу, kд, и kк-б определяются структурой населения города. Примерное их значение соответствует следующему:

Коэффициент kп, учитывающий пользование различными видами транспорта, составляет для городов, имеющих внеуличные виды транспорта (метрополитен), 1,2…1,35, а для городов, не имеющих внеуличных видов перевозок, 1,0…1,1. Годовое число поездок П2 жителей пригородов, приезжающих в город, и годовое число поездок П3, временно проживающих в городе, составляет 5…10 % от годового числа поездок П1 постоянных жителей города, т. е. S(П2 + П3) = (1,05…1,10) П1.
6.2. Показатели транспортных пассажиропотоков
Поездка от пункта отправления i до пункта прибытия j будет именоваться корреспонденцией (i, j). Количество Qij корреспонденций (маршрутных поездок) между всеми остановочными пунктами отправления i и прибытия j можно представить квадратной матрицей корреспонденции (поездок). Каждой корреспонденции (i, j)может быть поставлено в соответствие расстояние поездки lij, затраты времени tij и др.

В зависимости от взаимного расположения пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов создается направленное движение пассажиров – пассажиропоток. Пассажиропоток в заданном сечении дороги (одного или нескольких маршрутов) характеризуется числом пассажиров, перевезенных за рассматриваемый период времени. Сосредоточение и рассредоточение пассажиров в определенных пунктах (на остановках, автовокзалах) характеризуются объемом перевозок пассажиров, измеряемым числом прибывающих и убывающих пассажиров. Пассажирооборотом называют транспортную работу, измеряемую в пассажиро-километрах.

Среднюю дальность поездок пассажиров на транспортной сети определяют по результатам обследования пассажиропотоков. Для города ее определяют по эмпирической формуле

,

где а, b – коэффициенты, установленные по результатам обследования пассажиропотоков; kпл – коэффициент, учитывающий планировочную структуру города; Fг – площадь города, км2.

Значение а для обычных автобусных сообщений можно принять равным 1,3 для скоростных и 1,8 для экспрессных, и независимо от вида сообщений b может быть принято равным 0,258. Коэффициент, учитывающий планировочную структуру города и структуру магистралей, можно принимать по табл. 6.2.

Т а б л и ц а 6.2
Коэффициенты планировочной структуры

Характеристика планировочной структуры Коэффициент kпл
города улиц города
1. Линейная с поперечным отно- сительно главных магистралей размещением центров тяготе- ния населения 2. Компактная с центрическим размещением основных цент- ров тяготения 3. Компактная с продольным от- носительно главных магистра- лей размещением центров тя- готения населения 4. Линейная с продольным отно- сительно главных магистралей размещением центров тяготе- ния населения Прямоугольная или близкая к ней Радиальная или радиально-кольцевая Прямоугольная Радиальная или радиально-кольцевая Прямоугольная или пря-моугольно-диагональная Прямоугольная или близ-кая к ней по структуре сетка улиц 0,6…0,9 0,7…1,1 0,8…1,2 0,9…1,4 1,2…1,6 1,2…1,6

6.3. Распределение пассажиропотоков

по длине маршрута
Решение задач организации пассажирских перевозок связано с анализом распределения пассажиропотока по длине маршрутов в прямом и обратном направлениях, наглядно представляемое в виде графической схемы (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Картограмма пассажиропотоков одного

из автобусных маршрутов:

а – с 6 до 7 ч; б – с 8 до 9 ч; в – с 9 до 10 ч.

Стрелки означают направление пассажиропотоков на маршруте
Неравномерность пассажиропотока по участкам маршрута оценивают коэффициентом неравномерности пассажиропотока по длине (участкам) маршрута , где Qп.чmax – максимальный пассажиропоток наиболее загруженного участка маршрута или группы участков; – средняя напряженность пассажиропотока.

Неравномерность пассажиропотоков по часам суток характеризуется коэффициентом неравномерности пассажиропотоков по часам суток , где Qч.рmax – число пассажиров, перевозимое в наиболее загруженный час работы автобусов; Qч.р – среднее число пассажиров, перевозимое за час работы автобусов. Для средних городов коэффициент неравномерности по часам суток равен 1,5…2,0.

Характерные закономерности наблюдаются и в колебаниях пассажиропотоков по месяцам и дням недели. Первые зависят от факторов сезонного характера. Вторые определяются режимом работы предприятий и организаций. Для крупных городов коэффициент неравномерности пассажиропотока по дням недели равен 1,15…1,2, по месяцам – 1,1…1,2.

Соотношение длины рейса lр и среднего расстояния поездки пассажира lп определяет сменность пассажиров, характеризуемую коэф-фициентом сменности пассажиров Kсм = lр / lп.

Объем выполняемых пассажиро-километров: Pр = Qlп ,где Q – число перевезенных пассажиров.

Применяемые пассажирские автомобили объединены в классификации (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Классификация пассажирского транспорта
П
Рис.6.2. Классификация пассажирских автомобилей.
о массе и наибольшей осевой нагрузке на опорную поверхность все автомобили подразделяются на три группы в зависимости от возможности их применения на тех или иных дорогах. Все автомобили, предназначенные для применения на сети дорог общего пользования, подразделяются на две группы: А и Б. Для автомобилей группы А установлена предельно допустимая нагрузка на одиночную наиболее нагруженную ось, равная не более 10 тс (при расположении ее на расстоянии не менее 2,5 м до смежной с ней оси). Автобусы группы А допускаются к движению по дорогам I и II категорий и по вновь построенным или реконструированным дорогам III категории.

Для автомобилей группы Б предельно допустимая нагрузка на ось не должна превышать 6 тс. Они допускаются к применению на всей сети дорог общего пользования без ограничений. Эта группа автомобилей наиболее многочисленна. К ней относятся автобусы ЛАЗ, ПАЗ и КАвЗ, все автобусы малых размеров и все легковые автомобили.

К третьей группе относятся автомобили, у которых нагрузка хотя бы на одну ось превышает 10 тс.

Автобусы классифицируются по конструктивной схеме, размерам (пассажиро-вместимости) и назначению.

По конструктивной схеме автобусный подвижной состав подразделяют на три вида: одиночные, сочлененные и автобусные поезда (имеющие ограниченное распространение по соображениям безопасности движения).

По размерам автобусы разделены на пять классов. Для работников автомобильного транспорта критерием размеров является номинальная вместимость автобуса, выраженная числом пассажирских мест.

По назначению автобусы подразделяются: на городские, пригородные, местного сообщения, общего назначения, туристские и междугородные.

Городские автобусы имеют многоместные кузова, как правило, вагонного типа или сочлененные с низко расположенными полами, широкими дверями (не менее двух), широкими проходами в салоне автобуса и большими накопительными площадками. Они должны обладать хорошей ходовой и тормозной динамикой, что обеспечивает высокую скорость сообщения при частых остановках. Управление должно быть облегчено и упрощено применением сервомеханизмов, гидравличес-ких передач и других автоматических устройств.

Междугородные автобусы должны иметь, кроме пассажирского салона, багажное отделение, туалет, гардероб, бар. Площадь пассажирского салона должна быть максимально использована для установки пассажирских сидений (в том числе откидных в проходах). Сиденья должны иметь регулируемые спинки. В салоне автобуса должны быть: индивидуальное освещение, вентиляция и другие устройства, повышающие комфорт поездки пассажиров.

6.5. Показатели использования автомобилей
К эксплуатационным качествам автомобиля, учитываемым при организации перевозок пассажиров, в первую очередь относят: использование габаритных размеров и массы, вместимость, удобство использования, скоростные качества, конструктивную безопасность.

К

Рис. 6.3. Основные габаритные

размеры автомобиля:

La – длина автомобиля; L1– расстояние

от оси переднего колеса до передней

точки автомобиля; L2 – расстояние от оси

заднего колеса до задней точки автомо-

биля; L – расстояние между осями ко-

лес (база автомобиля); l1– расстояние

между средними линиями шин одной оси
основным габаритным размерам подвижного состава (рис. 6.3) относят длину автомобиля La, ширину Ва и высоту На.

Все автомобили, допускаемые
к эксплуатации на дорогах общей сети, должны удовлетворять требованиям, ограничивающим их размеры и массу. Высота автомобилей не должна превышать 3,8 м, а ширина – 2,5 м. Предельная длина одиночного автомобиля вне зависимости от числа осей не может быть более 12 м, длина автопоезда (сочлененного автобуса) с одним полуприцепом или прицепом – не более 20 м, длина автопоезда в любом другом со-ставе – не более 24 м.

Для автобусов при заполнении всех мест для сидения и всех мест для проезда стоя допускается увеличение осевой нагрузки для группы А до 11,5 тс и для группы Б до 7 тс.

Для автомобилей и автопоездов различают следующие показатели массы:

G – полная масса автомобиля (масса полностью заправленного и снаряженного автомобиля с номинальной полезной нагрузкой, полным комплектом пассажиров), кг;

G0 – собственная масса автомобиля в снаряженном состоянии;

Gс – сухая масса автомобиля (незаправленного и неснаряженного), кг;

qп – номинальная пассажировместимость (общее число пассажирских мест для проезда сидя и стоя), пасс.;

Kq – коэффициент снаряженной массы автомобиля, представляющий собой отношение собственной массы автомобиля в снаряженном состоянии G0 к массе соответствующей номинальной полезной нагрузки q: Kq = G0 / q.

Кроме того, для оценки конструкции автомобилей применяют следующие коэффициенты.

Kк – коэффициент компактности автомобиля представляет собой отношение номинальной полезной нагрузки автомобиля q к его габаритной площади LaВa. Он оценивает совершенство конструкции с точки зрения полезного использования габаритных размеров автомобиля и выражается зависимостью Kк = q/LaВa.

Для автобусов и легковых автомобилей коэффициент компактности выражается отношением числа п пассажирских мест (включая места для проезда стоя в автобусах) к габаритной площади автомобиля:
Kк = n / LaВa.

Kг – коэффициент использования габаритных размеров автомобиля – это отношение внутренней площади салона к наружным габаритным размерам автомобиля: Kг = ab/(LаBa). С повышением пассажировместимости автобусов значение Kг обычно увеличивается.

Пассажировместимостью называется число пассажиров, которое разрешено одновременно перевозить в автомобиле. Измерителями пассажировместимости являются: число пассажирских мест (номинальное); площадь пола автобуса на одно место, занятая местами для сидения; свободная площадь пола городского автобуса для проезда пассажиров стоя; доля от общей вместимости мест для сидения (в городском автобусе).

Чем больше полезная площадь салона по отношению к площади автобуса в плане, тем совершеннее использование габаритов автобуса. В свою очередь, при оценке использования полезной площади салона необходимо соблюдать действующие нормы площади в расчете на одного пассажира. Для городских автобусов на одного сидящего пассажира должна приходиться площадь не менее 0,315 м2; на одного стоящего – не менее 0,2 м2 (5 чел. на 1 м2).
6.6. Транспортный процесс и его показатели
Транспортный процесс – это процесс перемещения пассажиров, включая все подготовительные и заключительные операции: подачу транспортных средств, посадку и высадку пассажиров, возврат автомобилей к месту хранения и другие операции. В результате транспортного процесса пассажиры доставляются на определенное расстояние. При этом совершается транспортная работа Р (в пасс.-км), количественно paвная произведению числа пассажиров Q на расстояние перевозки в километрах Р = Ql.

Использование пассажировместимости автобусов характеризуется коэффициентом gс статического использования (наполнения), равным отношению числа фактически перевозимых пассажиров к числу пассажиров, которых можно было перевезти при полном использовании пассажировместимости и фактическом коэффициенте сменности пассажиров:

gс = S(qфр hсм.р) / S(qhсм.р),

где qфр – фактическое среднее за рейс число пассажиров; hсм.р – коэффициент сменности пассажиров за рейс; q – число пассажиров, одновременно находящихся в автобусе.

Для характеристики использования вместимости автобусов с учетом дальности поездок пассажиров применяется коэффициент динамического использования пассажировместимости (наполнения) gд, равный отношению выполненных пассажиро-километров к числу пассажиро-километров, которые можно было выполнить при полном использовании вместимости автобусов и при фактическом коэффициенте сменности пассажиров:

,

где lпр – средняя дальность поездки пассажиров за рейс, км.

Показателем, характеризующим степень использования пробега автомобиля в транспортном процессе, является коэффициент использования пробега. Этот коэффициент равен отношению пробега автомобиля с пассажирами lп к общему пробегу, т. е. к сумме пробегов с пассажирами и без пассажиров lх. За каждый рейс коэффициент использования пробега bр = lп / (lп + lх). За несколько рейсов bр = Slп / S(lп + lх).

Одним из показателей, характеризующих использование автомобиля, является техническая скорость движения автомобиля или средняя скорость движения за время движения и простоев в пути, связанных с регулированием движения (простои у светофоров, остановки из-за перегрузки проезжей части дорог, автоинспекционная проверка автомобиля):

vт = lрп zр/ (bр Stдр),

где lрп – средняя длина рейса с пассажирами, км; zp – число рейсов;
bр – коэффициент использования пробега за рейс; tдр – время движения автомобиля за рейс, ч.

При пассажирских перевозках на автобусах законченным циклом транспортного процесса является рейс. Время рейса tр складывается из времени tд движения, времени toп остановок для посадки и высадки пассажиров и времени tок простоя автобуса в конечных пунктах маршрута:

tр = tд + toп+ tок, или tр =lм/ vт + toп+ tок,

где lм – длина маршрута, км; vт – среднетехническая скорость на маршруте, км/ч.

Число пассажиров, находящихся в автобусе qф = qgс,где q – пассажировместимость автобуса.

Так как во время одного рейса пассажиры в автобусе сменяются (одни на промежуточных остановках выходят, другие входят), то число перевезенных за рейс пассажиров Qр = qgсhсм, гдеhсм т – коэффициент сменности пассажиров.

Коэффициентом сменности называется отношение числа перевезенных за рейс пассажиров к среднему числу использованных мест в автобусе. Численно он равен также среднему числу пассажиров, перевезенных на одном фактически использованном месте. Этот коэффициент равен также отношению длины маршрута lм к среднему расстоянию поездки пассажира lрп: hсм = lм / lрп.

Средним расстоянием (средней дальностью) поездки пассажира называется среднеарифметическое значение всех расстояний поездок пассажиров: lрп = Slрп / Q,где Q – число перевезенных пассажиров.

Транспортная работа за каждый рейс автобуса Рр = Qp lpп = qgсhсмlpп. Подставляя значение коэффициента сменности, получим Рр = qgсlpn.

Производительность автобуса определяется числом перевезенных пассажиров и числом выполненных пассажиро-километров за час работы на линии. Выражение часовой производительности можно получить, если разделить показатель количества перевезенных пассажи-
ров Qp и транспортную работу Pр за рейс на время рейса tp с учетом использования пробега.
6.7. Себестоимость пассажирских перевозок
Себестоимость перевозок пассажиров – это суммарные затраты в денежной форме автотранспортного предприятия. В качестве показателя себестоимости перевозок принимают затраты, отнесенные на единицу объема перевозок (р/пасс.), или на единицу транспортной работы (р/пасс.-км и р/платный км).

Себестоимость перевозок определяется отношением суммарных затрат (расходов), связанных с деятельностью автотранспортного предприятия за определенный период времени, к объему перевозок или транспортной работе, выполненной за тот же период времени:

– себестоимость перевозки 1 пасс., р/пасс.

– себестоимость 1 пасс.-км, р/пасс.-км

– себестоимость одного платного километра пробега автомобиля
с пассажиром, р/пл. км

,

где SSрас – сумма расходов автотранспортного предприятия (или соответствующего подразделения предприятия: отделения автобусных перевозок, отделения таксомоторных перевозок), руб.

Все расходы, связанные с деятельностью предприятий по перевозке пассажиров, условно группируют на переменные Sпер, постоянные Sпос и дорожные Sдор.

К переменным расходам относят расходы, связанные с линейной работой (с движением) автомобилей, которые исчисляют на 1 км пробега: расходы на эксплуатационные материалы (топливо, смазочные материалы, антифриз и др.), на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей, на амортизационные отчисления от балансовой стоимости подвижного состава (на восстановление их первоначальной стоимости – реновацию и отчисления на капитальный ремонт подвижного состава), на ремонт и приобретение новых комплектов автомобильных покрышек и камер и др.

К постоянным расходам относятся расходы, отнесенные на календарное время работы подвижного состава автотранспортного предприятия (обычно используют измеритель на 1 ч работы) независимо от того, где находился подвижной состав: на линии, в ремонте, в простое и т. д. Эти расходы практически (в известной степени) не зависят от пробега автомобилей (автобусов, автомобилей-такси). К постоянным расходам относят: расходы на содержание зданий и сооружений; налоги и сборы различных плат; хозяйственные расходы; заработную плату административно-управленческого аппарата. Заработную плату водителей (с начислением на социальное страхование) условно учитывают по статье постоянных расходов (хотя она и зависит в определенной степени и от работы водителей на линии).

К дорожным расходам относят расходы, связанные с отчислениями на долевое финансирование строительства, ремонт и содержание автомобильных дорог и на траты, связанные с организацией движения автомобилей на дорогах.

Полная себестоимость перевозок может быть выражена в виде суммы всех видов расходов, отнесенной на единицу объема перевозок и транспортной работы, Sпол = (Sэк + Sдор) / P, где Sэк – сумма эксплуатационных расходов; Sдор – сумма расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог; Р – объем транспортной продукции.

В практической деятельности автотранспортного предприятия появляется необходимость в определении себестоимости одного автомобиле-часа работы (Sа-ч) и себестоимости одного километра пробега автомобиля (автобуса, легкового автомобиля), Sкм.

Себестоимость одного автомобиле-часа Sа-ч = Sпер / vэ + Sпоси себестоимость 1 км пробега Sкм = Sпер + Sпос/ vэ, где Sпер – сумма переменных расходов, приходящихся на 1 км пробега автобуса (автомобиля-такси); Sпос – сумма постоянных расходов, приходящихся на 1 ч работы автобуса (автомобиля-такси).

Эти измерители себестоимости необходимы не только для учета степени эффективности использования подвижного состава, но и для расчетов, используемых при разработках тарифов за 1 ч использования автобуса (легкового автомобиля) и за 1 км пробега автобуса (легкового автомобиля).

Пассажирские перевозки бизнес

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *