Вы наверняка замечали, что в магазинах парфюмерии консультанты обычно предлагают покупателям не понюхать, а послушать тот или иной аромат. «Странно», — думали вы. «Все же знают, что запахи человек улавливаем носом, а не ушами. Тогда почему они говорят, что ароматы слушают, а не нюхают? Откуда взялась эта странная терминология?» Что ж, давайте разбираться.
Содержание
- Почему говорят «слушать» аромат, а не «нюхать»
- — Просто о сложном, с юмором о серьезном, скромно о великом. Ответ на популярный вопрос «нюхать или слушать духи» в статье:
- Глава первая. Русский язык и его индивидуальное восприятие.
- Русский язык очень богат и подвижен, не важно как вы скажете.
- «Нюхать» или «слушать» — говорите как удобно. И «слушать», и «нюхать», и «чувствовать» духи — все варианты позволительны.
- Никто не может вам запретить сделать свой собственный, комфортный выбор.
- В Московском Музее Парфюмерии и во всех остальных музеях парфюмерии мира, а так же во всех парфюмерных мастерских духи СЛУШАЮТ.
- Мы никогда не настаиваем, чтобы и вы обязательно использовали это слово и мы всегда относимся с благодарностью к тому, что вы уважаете наш выбор.
- И вот почему музеи, парфюмеры, музыканты и многие другие выбирают слово «СЛУШАТЬ».
- Глава вторая. Природа человека. Ольфакторный слух.
- Обонятельная (ольфакторная) память человека относится к одному из длительных типов памяти.
- Получает человек ольфакторную память по праву рождения, как и все остальные типы длительной и короткой памяти.
- Ольфакторная память — самая мощная и самая надежная память человека.
- С этим без всякого сомнения соглашаются все, кто уже был на дегустациях Московского Музея Парфюмерии,
- те, чья душа переворачивалась от встречи со своим прошлым.
- Ольфакторный СЛУХ (обонятельный СЛУХ, обонятельная память) так же, как слух музыкальный (слуховая память) хорошо развивается.
- К примеру, ребенка отдавали подмастерьем к парфюмеру точно так же, как и теперь отдают на обучение в музыкальную школу.
- К сожалению, в мире нет детских парфюмерных школ, куда детей бы отдавали на учебу так же повально, как в школы музыкальные.
- Развивать ольфакторную память, так же как и музыкальный слух, лучше всего с раннего детства.
- Именно поэтому старое парфюмерное искусство в большинстве случаев — династийное, а гениальных парфюмеров в мире крайне мало,
- как и гениальных композиторов, поэтов, музыкантов.
- Развивать слух, слушать, различать и слышать запахи, в том числе и парфюмерные, может каждый.
- Конечно, лучше это делает человек, прошедший обучение.
- Всё ровно так же, как с развитием музыкального слуха или с развитием вкусовых рецепторов.
- В итоге, в жизни кто-то слышит и понимает музыку лучше, а кто-то меньше.
- Мы все разные, и в этом вся прелесть.
- Как театры создаются не только для профессионалов, так и музеи доступны каждому.
- Если вы скромны и считаете, что плохо слышите запахи или «не различаете» запахи, то мы вас заверяем: ЭТО НЕ ТАК.
- Глава третья. Человеческий нос.
- Человеческий нос значительно более чувствителен, чем «пишут в интернете».
- Человеческий нос слышит запахи гораздо лучше, чем различает оттенки человеческий глаз!
- В человеческом глазу три рецептора работают слаженно и позволяют увидеть до 10 миллионов оттенков.
- А тем временем, нос имеет 400 обонятельных рецепторов!
- Рискните сосчитать нужную цифру и вы удивитесь, что среднестатистический человек может различать по меньшей мере один триллион запахов.
- Не удивляйтесь.
- Научная работа медицинского института Говарда Хьюза и университета Рокфеллера была опубликована в журнале Science.
- Глава четвертая. Нотная тетрадь парфюмера.
- В 1877 году английский парфюмер Джордж Уильям Септимус Пьесс (Septimus Piesse) опубликовал работу,
- в которой сравнил летучесть природных ароматов и частоты звуковых колебаний,
- полагая, что чем ниже частота, тем ниже звук и тем дольше он действует на ухо.
- Соответственно, чем меньше летучесть вещества, тем тише его аромат, но зато он дольше действует на обоняние.
- И наоборот, звуки с высокой частотой дают короткий, но интенсивный звук, так же недолго звучит и мощный, звонкий запах.
- Вот как выглядит нотная парфюмерная грамота. Это нотная парфюмерная тетрадь Септимуса Пьесса.
- Любой музыкант её легко прочтет, поэтому музыканты тоже всегда говорят о духах «СЛУШАТЬ» и «СЛЫШАТЬ».
- А вы знали, что любое музыкальное произведение можно переложить в парфюмерное и наоборот?
- Как в любом искусстве, в парфюмерном тоже отсылка делается от одного вида искусства к другому.
- Септимус Пьесс говорил: «Как художник смешивает свои краски, так и парфюмер должен смешивать свои ароматы».
- Глава пятая. Природа парфюмерного искусства.
- Духи создаются на инструменте, который называется парфюмерный орга́н.
- Orgue à parfums — если назвать инструмент по-французски.
- Именно за парфюмерным орга́ном, парфюмер из нот пишет, составляет, собирает и разыгрывает свои ароматные мелодии, гаммы, аккорды.
- Сложные произведения — это духи
- «Я — писатель, мои романы без слов; я — композитор, моя музыка без звуков. Я — парфюмер» — Paul Vacher (Поль Ваше), великий парфюмер,
- автор легендарных духов, в том числе аромата Miss Dior для дома Christian Dior.
- На фото: парфюмерный орган французского парфюмера Isabelle Doyen:
- Глава шестая. Парфюмерная этика и этикет. Искусство жить. Art de Vivre.
- Парфюмерная формула, произведение парфюмерного искусства, принадлежит исключительно своему автору — парфюмеру.
- Изабель Дуайен рассказывает:»Перед тем как засесть за сочинение нового аромата, я иду в книжный магазин.
- Потом я беру тетрадь с секретными формулами и на чистой странице пишу одно единственное слово: «Пароль».
- Пароль, который определит главное направление работы над ароматом, вызовет нужные ассоциации.
- Пароль для Nuit Etoilee — «Вайоминг», американский штат с природой нереальной красоты.
- Скалистые горы, Великие равнины, реки, леса — все это сразу должны представить те, кто вдохнет аромат духов.»
- Мы не знаем музеев, которым бы парфюмеры передавали свои формулы, и Московский Музей Парфюмерии не исключение.
- Музеи никогда не проявляли бестактности, не лезли в «запретные кущи» и не обращались ни к одному автору/правообладателю формул с тем,
- чтобы были раскрыты секретные тетради.
- — Quod licet Jovi, non licet bovi (лат) — Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку.
Почему говорят «слушать» аромат, а не «нюхать»
Конечно же, «слушать аромат» — это выражение образное. Вам не нужно подносить флакон духов к уху, чтобы что-то там услышать. И, тем не менее, откуда же оно взялось?
Все дело в ассоциативности нашего мышления.
Например, мы часто проводим параллели между запахом и вкусом. Описывая вкус марочного вина, мы, скорее всего, скажем о его потрясающем букете.
А многие ароматические растения ассоциируются у нас с определенным вкусом, так как мы часто используем их в качестве приправ.
Некоторые ученые также пытались провести аналогию между цветом и запахом.
Они предполагали, что семь основных цветов спектра могут соответствовать семи музыкальным нотам.
Ученым удалось провести смысловые параллели между запахом и звуком. Большой вклад в эту область сделал английский парфюмер Пиесс, который первым ввел в обиход понятие о гармоничном и дисгармоничном сочетании запахов и расположил основные ароматические экстракты в звуковые ряды.
С тех пор в парфюмерном деле вопрос слушать запахи или нюхать их отпал сам собой. А сами парфюмеры стали создавать свои ароматические шедевры по принципу музыкального произведения: из нот и аккордов.
Практически во всех современных духах присутствует 3 аккорда:
• верхний аккорд или верхние ноты
• средний аккорд или ноты сердца
• и нижний аккорд или базовые ноты
Вместе они формируют аромат, который, как и музыкальная симфония, не является статичным (застывшим) звуком, а играет, развивается во времени.
Теперь вы понимаете, почему говорят, что аромат нужно именно слушать? Согласитесь, в данном контексте слово «нюхать» звучит уже как-то странно 🙂
Однако есть одно небольшое но.
Ароматы слушают, но духи все-таки нюхают
Некоторые консультанты в магазинах так увлекаются, что предлагают клиентам вместо аромата послушать парфюм. Что, строго говоря, неправильно.
Поскольку источник запаха (в данном случае ароматическую жидкость, флакон духов или ароматизированный блоттер) мы все-таки нюхаем.
А вот сам аромат уже слушаем.
Данную языковую тонкость лучше всего отображает фраза «понюхай <духи>, слышишь, как пахнет <какой аромат>». Улавливаете разницу?
В целом, конечно, неважно как вы говорите – нюхать духи или слушать их – люди ваш информационный посыл поймут. Но что-то нам подсказывает, что говорить правильно важно в первую очередь для вас самих. А как правильно, вы теперь знаете 🙂
🙂Несмотря на это, еще буквально десятилетие назад психологи относили синестезию к нарушению восприятия мира. Сегодня специалисты перестали считать эту особенность отклонением. Синестезия расширяет границы восприятия и дает бесконечные возможности для уточнения образа. Поэтому она повсеместна в искусстве. Ярким синестетом был Владимир Набоков — он видел цвета букв. Великие синестеты в музыке — Римский-Корсаков и Скрябин, который видел цвета звуков, и первым ввел цвета в музыку. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин ввел дополнительно партию световой клавиатуры, которая отражала музыкальные тональности в определенных цветах, соответствующих восприятию и философии Александра Николаевича. На домашних концертах «световую партию» исполняла супруга композитора.
🌈Ольфакторная сфера (т.е.восприятие запахов) насквозь синестетична. Возможно, так сложилось, потому что запах трудно описать: в обыденном языке нет средств описания ароматов. Мы можем объяснить аромат через аналогию: запах розы, дождя и т.п. Мы вынужденно рассказываем об аромате через вкус — сладкий, или через ощущения — прохладный, бархатистый. Пирамиду аромата мы описываем в нотах и аккордах и часто говорим, что аромат «слышен».
Можно сказать, что синестезия лежит глубоко в природе парфюмерного искусства, ведь каждый аромат дает широкий простор для интерпретации. Мы интерпретируем одни цветочные ароматы через другие, создаем ароматы воды и воздуха.
Нередко творцы стараются воссоздать аромат другого вида искусства.
Так, например, на создания аромата Bvlgari Aqva Divina парфюмер был вдохновлен картиной Боттичелли «Рождение Венеры», или первый аромат Ани Рубик посвящен черно-белым фотографиям Роберта Мэплторпа. Композиция Cio Cio San Parfums MDCI посвящена опере, а аромат Precision & Grace Гезы Шоена — балетной пластике.
Особенно благодатная почва для синестетических экспериментов — ольфакторно-вкусовые параллели. Отправляясь от стандартного эпитета «вкусный» аромат, повары нередко воплощают парфюмерные ароматы в меню своих ресторанов))) Наиболее популярно это развлечение в Великобритании. Парфюмерные компании активно сотрудничают с ресторанами, дизайнерами, музыкантами, музеями. И в последние годы представлен целый ряд синестетических проектов — выставок и инсталляций, наглядно демонстрирующих связь аромата с цветом, вкусом.
Вкус и аромат нарцисса 🌸🌸🌸
Английский паб The Quince Tree весной 2015 года предлагал меню, вдохновленное ароматом Penhaligon’s Ostara. В меню входили лимонно-медовые эклеры, чизкейк с медовыми сотами, фиалковые капкейки, закусочные сэндвичи из шафранового хлеба. Все блюда напоминали о нарциссе — главном цветке композиции Ostarа, а также обыгрывали его медово-ягодные ноты. 🍒🍝
Аромат через линзы 👓
— Просто о сложном, с юмором о серьезном, скромно о великом. Ответ на популярный вопрос «нюхать или слушать духи» в статье:
Глава первая. Русский язык и его индивидуальное восприятие.
Русский язык очень богат и подвижен, не важно как вы скажете.
«Нюхать» или «слушать» — говорите как удобно. И «слушать», и «нюхать», и «чувствовать» духи — все варианты позволительны.
Никто не может вам запретить сделать свой собственный, комфортный выбор.
В Московском Музее Парфюмерии и во всех остальных музеях парфюмерии мира, а так же во всех парфюмерных мастерских духи СЛУШАЮТ.
Мы никогда не настаиваем, чтобы и вы обязательно использовали это слово и мы всегда относимся с благодарностью к тому, что вы уважаете наш выбор.
И вот почему музеи, парфюмеры, музыканты и многие другие выбирают слово «СЛУШАТЬ».
Глава вторая. Природа человека. Ольфакторный слух.
Обонятельная (ольфакторная) память человека относится к одному из длительных типов памяти.
Получает человек ольфакторную память по праву рождения, как и все остальные типы длительной и короткой памяти.
Ольфакторная память — самая мощная и самая надежная память человека.
С этим без всякого сомнения соглашаются все, кто уже был на дегустациях Московского Музея Парфюмерии,
те, чья душа переворачивалась от встречи со своим прошлым.
Ольфакторный СЛУХ (обонятельный СЛУХ, обонятельная память) так же, как слух музыкальный (слуховая память) хорошо развивается.
К примеру, ребенка отдавали подмастерьем к парфюмеру точно так же, как и теперь отдают на обучение в музыкальную школу.
К сожалению, в мире нет детских парфюмерных школ, куда детей бы отдавали на учебу так же повально, как в школы музыкальные.
Развивать ольфакторную память, так же как и музыкальный слух, лучше всего с раннего детства.
Именно поэтому старое парфюмерное искусство в большинстве случаев — династийное, а гениальных парфюмеров в мире крайне мало,
как и гениальных композиторов, поэтов, музыкантов.
Развивать слух, слушать, различать и слышать запахи, в том числе и парфюмерные, может каждый.
Конечно, лучше это делает человек, прошедший обучение.
Всё ровно так же, как с развитием музыкального слуха или с развитием вкусовых рецепторов.
В итоге, в жизни кто-то слышит и понимает музыку лучше, а кто-то меньше.
Кто-то гурман, кто-то равнодушен к тонкостям вкуса.
То же самое и с развитием ольфакторного слуха (ольфакторной памяти).
Мы все разные, и в этом вся прелесть.
Как театры создаются не только для профессионалов, так и музеи доступны каждому.
Если вы скромны и считаете, что плохо слышите запахи или «не различаете» запахи, то мы вас заверяем: ЭТО НЕ ТАК.
Глава третья. Человеческий нос.
Человеческий нос значительно более чувствителен, чем «пишут в интернете».
Человеческий нос слышит запахи гораздо лучше, чем различает оттенки человеческий глаз!
В человеческом глазу три рецептора работают слаженно и позволяют увидеть до 10 миллионов оттенков.
А тем временем, нос имеет 400 обонятельных рецепторов!
Рискните сосчитать нужную цифру и вы удивитесь, что среднестатистический человек может различать по меньшей мере один триллион запахов.
Не удивляйтесь.
Научная работа медицинского института Говарда Хьюза и университета Рокфеллера была опубликована в журнале Science.
Рекомендуем прочесть.
Глава четвертая. Нотная тетрадь парфюмера.
В 1877 году английский парфюмер Джордж Уильям Септимус Пьесс (Septimus Piesse) опубликовал работу,
в которой сравнил летучесть природных ароматов и частоты звуковых колебаний,
полагая, что чем ниже частота, тем ниже звук и тем дольше он действует на ухо.
Соответственно, чем меньше летучесть вещества, тем тише его аромат, но зато он дольше действует на обоняние.
И наоборот, звуки с высокой частотой дают короткий, но интенсивный звук, так же недолго звучит и мощный, звонкий запах.
Вот как выглядит нотная парфюмерная грамота. Это нотная парфюмерная тетрадь Септимуса Пьесса.
Любой музыкант её легко прочтет, поэтому музыканты тоже всегда говорят о духах «СЛУШАТЬ» и «СЛЫШАТЬ».
А вы знали, что любое музыкальное произведение можно переложить в парфюмерное и наоборот?
Как в любом искусстве, в парфюмерном тоже отсылка делается от одного вида искусства к другому.
Септимус Пьесс говорил: «Как художник смешивает свои краски, так и парфюмер должен смешивать свои ароматы».
Глава пятая. Природа парфюмерного искусства.
Духи создаются на инструменте, который называется парфюмерный орга́н.
Orgue à parfums — если назвать инструмент по-французски.
Именно за парфюмерным орга́ном, парфюмер из нот пишет, составляет, собирает и разыгрывает свои ароматные мелодии, гаммы, аккорды.
Парфюмер создаёт свою, ни с чем не сравнимую, парфюмерную мелодию.
Сложные произведения — это духи
Легкие популярные мелодии — это парфюмерные композиции
«Я — писатель, мои романы без слов; я — композитор, моя музыка без звуков. Я — парфюмер» — Paul Vacher (Поль Ваше), великий парфюмер,
автор легендарных духов, в том числе аромата Miss Dior для дома Christian Dior.
На фото: парфюмерный орган французского парфюмера Isabelle Doyen:
Изабель Дуайен — парфюмер, закончившая в 1982 году Международный институт парфюмерии, косметики и ароматных веществ ISIPCA, бывшая ассистентсамой Анник Гуталь и ставшая впоследствии учителем дочери Гуталь, Камиллы.
Сегодня Изабель и Камилла вместе создают ароматы для бренда Annick Goutal.
Глава шестая. Парфюмерная этика и этикет. Искусство жить. Art de Vivre.
Ироничные французские парфюмеры говорят: «Когда человеку нечего сказать о духах, он пытается разложить их на ноты».
Парфюмерная формула, произведение парфюмерного искусства, принадлежит исключительно своему автору — парфюмеру.
Ровно до тех пор, пока он лично не примет решение опубликовать/продать/передать другому лицу свою формулу
или только авторские права на её использование. Или обнародовать её самостоятельно.
Совершенно неприлично спрашивать парфюмера о составах его формул, и ещё неприличнее рассуждать о чужих формулах.
Правильно и гораздо полезнее прослушать, насладиться, расслышать и попытаться понять,
Что хотел рассказать нам автор? Где могут души слушателей пересечься с его душой и его ароматным повествованием?
Изабель Дуайен рассказывает:»Перед тем как засесть за сочинение нового аромата, я иду в книжный магазин.
Потом я беру тетрадь с секретными формулами и на чистой странице пишу одно единственное слово: «Пароль».
Пароль, который определит главное направление работы над ароматом, вызовет нужные ассоциации.
Пароль для Nuit Etoilee — «Вайоминг», американский штат с природой нереальной красоты.
Скалистые горы, Великие равнины, реки, леса — все это сразу должны представить те, кто вдохнет аромат духов.»
Мы не знаем музеев, которым бы парфюмеры передавали свои формулы, и Московский Музей Парфюмерии не исключение.
Музеи никогда не проявляли бестактности, не лезли в «запретные кущи» и не обращались ни к одному автору/правообладателю формул с тем,
чтобы были раскрыты секретные тетради.
— Quod licet Jovi, non licet bovi (лат) — Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку.
Музеям парфюмерии и без формул всегда есть что рассказать о духах.
Духи в музеях представляются лишь в тех границах и градациях, в которых их представлял широкой публике сам автор/парфюмерный дом/модный дом.
Создать свои собственные секретные формулы вы можете в парфюмерных институтах, в том числе на познавательных мастер-классах, при некоторых музеях,
при помощи профессиональных парфюмеров.
На наших парфюмерных дегустациях мы никогда не будем вас заставлять выискивать в звуках гениальных духов какую-нибудь отдельную ноту.
Мы не заставим вас аплодировать отдельным нотам и аккордам,
мы приглашаем вас, всех без исключения, на концерт классической парфюмерной музыки, чтобы слушать великие парфюмерные произведения целиком.