И все равно: ручная работа ценится особенно, хотя и требует бОльших затрат.

ГДЕ?

Тематика скрайб-презентаций совершенно разнообразна: это бизнес-ролики, видео на социальные темы, рекламные видеосюжеты, сообщения по теме (замена Power Point), рассказы о книгах, самопрезентации и прочее, и прочее.

Скрайбинг-аппликация на социальную тему
Большая часть скрайб-презентаций создана на темы школьной программы: это видеосюжеты по истории, обществознанию, этнографии, психологии, английскому языку. С помощью скрайбинга можно «экранизировать» сказки, стихи, загадки.

«Экранизация» загадок
Длительность видеосюжетов зависит от задумки авторов и колеблется от 45 секунд до 10 минут. Тут как в психологии: действует правило «7-плюс-минус-два». Наилучшая продолжительность скрайб-презентации — от 5 до 9 минут.
Скрайбинг можно использовать в школе на любом уроке и по любой теме. Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как «мозговой штурм» и рефлексия на уроке. Наиболее перспективно использование скрайб-презентаций в проектной деятельности.
Найдется место скрайбингу и в библиотеке. Например, можно создать рекламный ролик о библиотеке или ее отделе. В виде скрайбинга можно представить публичный отчет библиотеки, провести конкурс, организовать лекцию по информационной культуре. На сайте библиотеки с помощью скрайбинга можно оформить анонсы мероприятий, представить информацию о библиотечных акциях и конкурсах.
Таким образом, практически любое творческое задание может быть представлено в виде скрайбинга: начиная поздравительной открыткой и заканчивая мультфильмом.

ЗАЧЕМ?

Главное в понятии скрайбинга: он служит для ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ. В этом смысле его можно поставить в один ряд с инфографикой, например. Задача скрайб-презентации — донести информацию, сделать ее привлекательной для слушателя и зрителя, помочь лучше ее запомнить и усвоить.

Визуализованная информация

Для этой цели создатели скрайбинга используют различные типы изображений: рисунки, пиктограммы, символы, отдельные ключевые слова (надписи, лозунги), схемы и диаграммы. Скрайбинг может умещаться как на одном листе бумаги, так и на нескольких. В идеале, глядя на скрайб-рисунки, слушатель должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Если рисунки подобраны в меру и правильно, это не составит особого труда. Поэтому важно не КАК рисовать, а ЧТО рисовать.

Что первично? «Голос за кадром» или рисунки? Конечно, «голос за кадром»! Без устного рассказа не было бы и самой скрайб-презентации. Аудиоряд, на мой взгляд, — главный элемент скрайбинга. Четкая дикция говорящего за кадром, хорошее звучание усиливают зрительный эффект. «Озвучка» (голос диктора) ведет за собой весь изобразительный ряд, а музыка становится эффектным дополнением презентации. Четкость, краткость, понятность — секрет успеха любой скрайб-презентации.

Что такое скрайбинг: рассказываем просто о сложном

Как просто рассказать о сложном? Как донести сложную мысль? Как объяснить материал ребёнку? Надоели скучные презентации? Много таких ситуаций у нас было до тех пор, пока мы не узнали про скрайбинг. После долгого тестирования на жизнеспособность мы поняли: скрайбинг — это именно то, что мы так долго искали.

Скрайбинг — это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации.

Но чтобы понять, лучше один раз увидеть видеоролик или живую работу скрайбера.

Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. Когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает.

Достаточно вспомнить, как каждый из нас учился в школе. Были уроки, которые тянулись бесконечно, и скрасить ожидание звонка многим позволяли рисунки на полях или последних страницах тетрадей. И конечно, учительница, заставая ученика за рисованием, говорила: «Ай-яй-яй», — или писала замечание в дневнике. И мир текста всё больше и больше поглощал наше визуальное начало, присущее всем людям.

Наша визуальная составляющая все же пыталась иногда пробиться, но в голове у нас начала складываться картина, что делать наброски на серьёзных уроках нельзя. Что мы взрослые люди и должны выражать свои мысли с помощью языка и конспекта.

Что произошло, когда мы выросли? У большинства из нас закрепился стереотип, что рисовать могут только художники. Правда? Но скетч может нарисовать каждый из нас. Да и мыслим мы не текстом, а именно образами. Когда вы думаете о море, что вы представляете: слово «море» или картинку с морем?

Скрайбинг предназначен для объяснения сложных смыслов, образования, продвижения и рекламы, презентаций и докладов, ведения записей и дневников. На наш взгляд, его можно использовать любому человеку каждый день. Да, во всех этих сферах есть свои технологии, но автомобиль же изобрели? И мы считаем, что лучше использовать современные технологии.

Разновидности скрайбинга

  1. Видеоролики — создание и использование готового видеоролика в скрайбинге.
  2. Скрайбинг на мероприятиях, таких как конференции, семинары, презентации, обучение. Скрайбер производит отрисовку основного смысла прямо в процессе мероприятия.
  3. 3D-скрайбинг — использование 3D-ручек для создания образов в объёме. В итоге получается красивая история, которую можно потрогать и оставить на память.

Инструменты для скрайбинга

Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.

Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:

  • фломастер (маркер, ручка),
  • скетчбук,
  • флипчарт,
  • доска для рисования,
  • планшет со стилусом (хотя можно и пальцем водить по экрану),
  • компьютер.

Основные этапы скрайбинга

Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который вы хотите донести до людей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок люди теряют суть вашего рассказа.

Поэтому рекомендуем выстраивать подготовку следующим образом:

  1. Придумать идею. Она должна быть понятной и цеплять аудиторию.
  2. Подготовить сценарий. Заранее продумайте и запишите, что у вас будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.
  3. Отрисовать скетчи. Их количество и скорость, с который вы их создаёте, должны совпадать со временем на озвучивание.
  4. Смонтировать видеоролик или провести скрайбинг-сессию.
  5. Посмотреть на восхищенные лица слушателей. 🙂

Скрайбинг и дети

Представьте, вашему ребёнку задали дома выучить стихотворение. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг.

Возьмём, к примеру, следующий текст:

Мороз и солнце, день чудесный.

О чём грустишь, мой друг прелестный?

Попросите ребёнка нарисовать рисунки, которые у него ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговаривать вслух текст. Как вариант:

  • Мороз (снежинка) и солнце (солнышко), день чудесный (календарик со смайлом).
  • О чём (вопросительный знак) грустишь (грустный смайл), мой друг (рукопожатие) прелестный (смайл восхищения или обнимашки)?

Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом.

Таким же способом можно объяснять детям сложные процессы — не загружать их большим объёмом текста, а набрасывать им упрощённые рисунки.

Основные заблуждения

  1. «Я не умею рисовать». Ага, конечно! Одним из преимуществ рисования в скрайбинге является то, что образы (скетчи, рисунки) должны быть максимально упрощёнными. Используя пять базовых элементов (квадрат, круг, треугольник, линия и точка), можно изобразить то, что вам нужно.
  2. «Я не силён в монтаже на компьютере». В данное время существуют программные продукты, которые не сложнее Word. Просто попробуйте. В крайнем случае просто снимите процесс отрисовки и озвучивания на телефон.
  3. «Я не понимаю, где это применять». Поверьте, скрайбинг можно применять каждый день. Попробуйте для начала на бумаге набросать простыми картинками свои планы: увидите, насколько это удобнее.
  4. «Мою работу могут плохо оценить другие». Бывает, человек опасается, что окружающие скажут, что он плохо нарисовал, или вообще посмеются, увидев, как взрослый человек сидит и набрасывает скетчи. Заведите скетчбук и набрасывайте туда скрайбы только для себя. Когда решите, что у вас получается, можете показать окружающим.

Конечно, трудно мгновенно научить человека скрайбингу. Поэтому мы собираемся выпустить первую книгу о скрайбинге, благодаря которой вы сможете научиться применять его для решения своих ежедневных задач. Для этого нами запущен проект на краудфандинговой платформе Boomstarter. Наша книга настолько быстро вызвала интерес у людей, что за десять дней (из запланированных 45) мы собрали 91% необходимых средств!

Павел Петровский,

Умение объяснять: как научиться понятно говорить?

Цель объяснения связана не только с пониманием. Умение объяснять помогает вызывать нужные эмоции, формировать отношение, мотивировать на определенные действия. Хотите вызвать жалость – начинайте оправдываться. Желаете вдохновить – демонстрируйте положительные примеры. Но для начала, определитесь, какой эффект вы рассчитываете произвести.
Почему устное объяснение терпит неудачу?
В повседневном общении мы часто пускаемся в объяснения без всякой подготовки. На нее просто нет времени. Разгневанный начальник, требовательные клиенты, недовольные близкие и любопытные детишки не дадут вам возможности спокойно собраться с мыслями. Кое-как сляпанные пирожки получаются несъедобными и плохо перевариваются.
Типичные промахи, допускаемые неподготовленным оратором:
— Полная идентификация. Объясняющий считает окружающих похожими на себя, предполагает, что людям понравятся именно его любимые пирожки. А это далеко не так. Даже сугубо профессиональная аудитория состоит из людей с разной мотивацией, ценностными установками и стереотипами. По себе людей не судят.
— Проклятие знания. Объясняющий хорошо знает предмет. Ему трудно увидеть, чего можно не знать. А те, кому объясняют, не хотят показаться глупыми. Вопросов не задают, но глаза пустые. В итоге объяснение состоялось, а понимание – нет. Выступающий доволен собой. А зрители недоуменно пожимают плечами.
— Ошибки презентации. Приготовившись давать понятное объяснение, оратор внутренне собирается, его лицо становиться сосредоточенным, голос сухим и строгим. У многих присутствующих в памяти всплывают школьные ассоциации. Зритель понимают, что сейчас начнет происходить что-то важное и, вероятно, весьма скучное. Хорошая презентация запоминается, а неудачная — отбивает желание.
— Недостаточное понимание. Нередко кто-то берется объяснять то, чего сам до конца не понимает. Есть индивиды, считающие себя экспертами в любой области. Прочитав о чем-то в социальных сетях, готовы приседать на уши всем и каждому. В процессе объяснения некомпетентность обнаруживается достаточно быстро. Для того, чтобы аргументировать свою позицию, необходимо иметь большой личный опыт или черпать информацию из достоверных источников.
— Неоправданные ожидания. Даже доступное устное объяснение терпит фиаско, если объясняющий говорит не о том. Например, начальник подробно разжевывает подчиненным алгоритм выполнения задачи, а те пытаются понять, какую премию получат за выполнение. Или учитель произносит перед родителями пламенную речь о значимости патриотического воспитания, и ни слова не упоминает о методах его осуществления. Родители требуют от ребенка соблюдения определенных правил, не объяснив толком, почему нужно поступать именно так, и что будет «если…».
Тестируем разные способы объяснения
Повторим еще раз, прежде чем начинать устное объяснение, определите желаемый результат и ненавязчиво прощупайте аудиторию. Уяснив, с кем и о чем вести беседу, рассмотрим, КАК реализовать запланированное. Привлекательное оформление идеи – следующий пункт назначения для субъекта, решившего освоить умение объяснять.
Предлагаем простые и эффективные приемы, позволяющие научиться понятно говорить:
— Речь в лифте. Вообразите, что вы и человек, которому адресовано объяснение, едете в лифте. Вам нужно успеть изложить суть своего предложения за 30-60 секунд (50-100 слов). Учитесь начинать с главного, излагать самое основное. Максимально отжимайте воду, откажитесь от ненужных подробностей, опирайтесь на факты. При этом сообщение должно остаться образным и интересным.
— Объяснение для шестилетки. Тренируйтесь менять способы объяснения в зависимости от контекста взаимодействия, рассматривайте проблему с разных точек зрения. Опишите свою идею так, чтобы стало понятно маленькому ребенку, вашей бабушке и признанному эксперту в этом вопросе. Используйте простые слова, приводите примеры, проводите аналогии, вызывайте нужные ассоциации, устанавливайте связи с имеющимся у слушателей опытом.
— Презентация на салфетке. Попробуйте схематично изобразить свою идею на листе бумаги размером с салфетку. Если не получиться с первого раза, создайте максимально подробное описание на доске или ватмане. Затем сократите площадь в два раза и перенесите самое основное. Повторите эту операцию несколько раз. Привлекайте графики, диаграммы, оси времени и координатную сетку. Ограничения подталкивают к творчеству.
— Визуальная форма. Чтобы сделать устное объяснение более доступным, опирайтесь на возможности визуального мышления. Сопровождайте рассуждение зарисовыванием основных моментов, подбирайте готовые изображения. Оперируя информацией, содержащей имя или название, рисуем «портрет» — рожицу, человечка, простое условное обозначение предмета. Далее чертим стрелки, линии, фигуры, объединяющие скобки, чтобы показать изменения объекта, его связи с прочими элементами.
— Захватывающая история. Подходящая история помогает уловить смысл объяснения т.к. в ней факты преподносятся через призму личного опыта. Хорошо, если у вас в запасе есть реальный случай из жизни, история, услышанная от кого-то из знакомых или интересные факты биографии знаменитостей. С целью привлекательного оформления своего объяснения, вы можете придумать правдоподобный рассказ, в котором главный герой испытывает определенные трудности и находит способ их преодолеть. А в качестве этого способа и будет описан ваш концепт.
— Всеобщее братство. Объединяйте людей и идеи. Создавайте ощущение согласия. Вызывайте у аудитории чувство общности при помощи местоимения «Мы»: «Мы знаем», «Мы понимаем», «Мы хотим», «Мы согласны» и т.д. Покажите присутствующим, что они часть команды, решающей общую задачу. Вселяйте в людей уверенность в том, что вы рассказываете о понятных и интересных вещах.
Пробуйте перечисленные способы объяснения в профессиональной деятельности и повседневном общении. Пусть перспективные задумки, правильно оформленные и адекватно представленные, разлетаются как горячие пирожки.

Скрайбинг. Объяснить просто

Николай Любецкий.

© Петровский П. В., Любецкий Н. С. текст, 2016

© Кутузова М. А., иллюстрации и текст, 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2016

* * *

Все изображения в книге выполнены вживую, без использования карандаша и предварительных эскизов


Приветствие

Привет всем, кто так или иначе заинтересовался скрайбингом и этой книгой! Спешу представиться опытным и начинающим скрайберам: меня зовут Павел Петровский, и я хочу поделиться с вами своей историей знакомства со скрайбингом.

Началась она с просмотра видео Кена Робинсона «О смене парадигмы образования» (scribingbook.ru/ken).

В тот момент меня зацепило то, как простыми рисунками раскрывалась очень сложная тема о необходимости изменения системы образования. Неожиданно для себя я понял, что эта техника отлично подходит для проработки и донесения до аудитории любого послания и смысла. Но, как оказалось, несмотря на очевидные преимущества, она очень мало используется в России и СНГ.

Тогда, два года назад, оценив всю привлекательность скрайбинга и возрастающую потребность в видеоконтенте любых форматов, мы с Николаем Любецким начали новый проект и открыли студию рисованного видео SmartScribe.

Дальше был путь проб и ошибок. Мы изучали множество источников, знакомились с работами зарубежных коллег и старались на практике понять, что же такое скрайбинг и как с его помощью сделать качественное видео. Перед нами стояла цель разобраться, как лучше всего выстраивать сценарий и структуру скрайбинга и как использовать особенности программных продуктов, которые позволяли бы делать рисованное видео.

В январе 2015 года в школе скрайберов я познакомился с Марией Кутузовой, которая поделилась своим опытом применения скрайбинга и скетчноутинга (на рабочей встрече, при составлении планов и задач, фиксации основных смыслов во время мероприятий и в личной жизни). Именно тогда и возникла идея объединить наши знания и написать книгу, которая бы просто и понятно рассказала о скрайбинге. А летом мы с командой запустили проект по сбору средств на ее издание.

И вот – у нас все получилось!

Я спешу поблагодарить всех тех, кто поверил в нас, в нашу команду и идею. И мы, имея только черновик, смогли выпустить книгу, которая действительно может сделать скрайбинг более доступным и понятным каждому.

Мы уверены, что научиться скрайбингу способен любой человек! Независимо от возраста, образования и профессии!

Скрайбер – тоже своего рода профессия, причем такая, которую можно быстро освоить и которой легко найти вполне реальное применение, повышая эффективность собственной жизни, работы и бизнеса и получая новый заряд творческих эмоций и общения! Нам это удалось, а значит, и у вас все получится.


Часть 1.Что такое скрайбинг

Скрайбинг не скраб:)

Показывая видеоролики в скрайбинге своим друзьям, коллегам, участникам конференций и семинаров, мы часто слышим похожие комментарии: «Круто! А что это было? Мультфильм?» Но ответ, что это скрайбинг, не проясняет ситуацию, а вызывает недоумевающие взгляды и неожиданные ассоциации со скрабом. Приходится пускаться в долгие объяснения о том, что это рисованное видео, не имеющее со скрабом ничего общего.

Так что же такое скрайбинг? Какие у него границы, особенности и возможности? За точку отсчета мы можем взять следующее определение:

скрайбинг – это визуализация основного смысла с помощью знаков и образов, при котором отрисовка элементов происходит прямо в процессе рассказа. Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков.

Скрайбинг может иметь разные формы: это и видеоролики, которые используются на сайтах и лендингах1
Лендинг – веб-страница, построенная определенным образом, основной задачей которой является сбор контактных данных целевой аудитории. Используется для усиления эффективности рекламы, увеличения аудитории.
, и наброски на бумаге, помогающие объяснить собеседнику суть вопроса, и заранее подготовленный процесс визуализации, который будет сопровождать встречу или мероприятие.

В том виде и в тех формах, в которых скрайбинг встречает нас сегодня, он существует не так давно. Но нельзя сказать, что он стал уникальным открытием, не имевшим аналогов и прообразов. Мы все видели наскальные рисунки-истории, сделанные еще до нашей эры. Так, может, именно они и положили начало процессу, который любой способен с легкостью использовать, чтобы донести информацию без текста? Вполне.

Представьте себе, что вам нужно донести информацию о Солнечной системе до людей, которые увидят это сообщение только через тысячу лет. Что вы будете использовать? Надпись «Солнечная система» или ее рисунок? Если все-таки надпись, то на каком языке? Вы уверены, что он будет понятен? А рисунки? Думается, что у них гораздо больше шансов быть понятыми через тысячу лет.

И скрайбинг тоже умело использует этот «шанс». Его особенность в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека.

А когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек их не только лучше понимает, но и запоминает.

В детстве мы все были немного скрайберами. Вспомните, мы научились рисовать раньше, чем читать и писать. Мы изображали простые картинки и показывали их родителям, в красках объясняя необычные сюжеты. Тогда, в детстве, это был отличный способ донести информацию, которая рождалась в нашем воображении, до других людей. И он прекрасно работал. Так почему же все изменилось?

Школа: «мы все учились понемногу…», где-то – погружаясь в знания с головой, а где-то – скучая и поглядывая на часы в ожидании звонка, на тех уроках время тянулось бесконечно. И чтобы хоть как-то скрасить и сократить его, мы украшали поля в тетрадях и последние страницы смешными рисунками и странными иероглифами. Конечно, рано или поздно учитель все-таки заставал нас врасплох, прямо в момент рисования. Потом следовали громкое «Ай-ай-ай», замечание в дневнике – и мир текста все больше и больше начинал поглощать наше визуальное начало, визуальное восприятие действительности. Нас не учили представлять образы, фантазировать, нас учили механически запоминать слова и цифры, повторяя их бессчетное количество раз.

Наша визуальная составляющая еще иногда пыталась пробиться сквозь засилье текста, но без шанса на успех. В голове уже начала складываться четкая картина, что делать наброски на серьезных уроках нельзя, что мы – взрослые люди и должны выражать свои мысли с помощью языка и конспекта.

И что же произошло, когда мы выросли? У большинства прочно закрепился стереотип, что рисовать могут только художники. Правда? А вот такой домик? Разве нужно иметь горы таланта, чтобы нарисовать его? Да и мыслим мы совсем не текстом, а образами и картинками. Когда вы думаете о море, что представляете? Слова? Готовы поспорить, что у вас в голове плещутся волны, а над головой летают чайки.

Знаками и простыми образами зачастую бывает проще донести информацию, чем текстом. Но мы об этом продолжаем настойчиво забывать.

А если задуматься об универсальности донесения информации? Можно изучать множество языков (или иметь такое же количество переводчиков), чтобы рассказать людям, не владеющим вашим, о том, чего вы хотите. Но достаточно изобразить желаемое простейшими рисунками, и вас поймут без лишних усилий и объяснений.

На начальном этапе всегда возникает много вопросов, но главные – чем и на чем рисовать. Маркеры и доска? Фломастеры и скетчбук? Нет! Когда ты только начинаешь пробовать себя в скрайбинге, это второстепенно. Хотя и профессиональный скрайбер может ручкой на салфетке объяснить вам сложный смысл. Например, Елена Рычагова, ведущий художник «Школы скрайбинга», с помощью фонарика рисовала шикарный скрайбинг на специальной доске под музыку, да так, что все участники теряли дар речи.

В самом начале важно не бояться и пробовать, брать маркер или фломастер и рисовать – прямо сейчас!

Мифы и заблуждения

Вы уже поняли, что скрайбинг может действительно оказаться чем-то интересным и перспективным, но находите тысячи причин, которые не дают вам попробовать его в деле?

Мифы и заблуждения всегда тревожат новичков, но, как правило, рассеиваются так же быстро, как и появляются, нужно просто научиться смотреть на них в нужном ракурсе.

Миф 1. «Я не умею рисовать». Именно эта мысль чаще других останавливает начинающих скрайберов. Неудивительно, ведь в школе нам ясно дали понять, что рисовать способны лишь избранные – те, кто может похвастаться талантом, и те, кто знает, что рисунки непременно должны быть красивыми. Как вдруг – новость. Можно, оказывается, совершать ошибки, неправильно рисовать и искажать установленные каноны красоты. А ведь главное преимущество скрайбинга как раз в этом и заключается: изображение должно быть понятным. Поставив перед собой цель нарисовать красивую, детально проработанную картинку без права на изъяны, мы зачастую упускаем суть – то, почему мы выбрали именно ее. В скрайбинге главную роль играет смысл, красота вторична.

Отличный пример для новичков приводит в своей книге «Визуальные заметки» Майк Роуди. Он на простых примерах показывает, что достаточно использовать пять базовых элементов рисования, чтобы изобразить картинку, понятную любому человеку: квадрат, круг, треугольник, линию и точку. Взяв за основу простые фигуры, можно нарисовать что угодно. С этого и начинается скрайбинг.

Миф 2. «Я думаю, это слишком сложно и доступно только профессионалам». Профессионалы тоже с чего-то начинали, не позволяя себе увязнуть в заблуждениях. Мы надеемся, что, прочитав эту книгу, вы поймете, что тоже можете начать применять скрайбинг не откладывая.

Миф 3. «Мою работу могут плохо оценить». Негативные комментарии и насмешки способны изрядно подпортить любые начинания. После первых неудачных демонстраций на публике, получения отрицательных откликов о работе и недоумевающих взглядов в сторону взрослого человека, который рисует странные картинки, может прийти разочарование, желание все бросить. Но чье-то мнение не должно ничего решать или менять. Начните рисовать для себя, заведите личный блокнот – скетчбук – для первых эскизов и набросков. Поймите, что в скрайбинге важна не красота картинки, а смысл, который она несет.

Миф 4. «Я взрослый человек, а мне предлагают рисовать детские картинки». Вспомните еще раз, что, рисуя, дети лучше понимают себя и окружающий мир. Жаль, что, вырастая, многие забывают об этом. Но когда вы освоитесь в скрайбинге и начнете применять его в работе, вы убедитесь, насколько хорошо вас стали понимать другие люди и насколько многие из них стали более понятными и приятными для вас.

Миф 5. «Я не силен в монтаже и не смогу создать видеоскрайбинг на компьютере» – заблуждение тех, кто не знаком с огромным перечнем специализированных программных продуктов, которые способны довести процесс монтажа практически до автоматизма. Освоить их не сложнее, чем Microsoft Word, стоит лишь попробовать. Но если и это кажется вам непростой задачей, есть вариант еще проще – снять процесс отрисовки и озвучивания на телефон.

Миф 6. «Я не понимаю, зачем мне это нужно». Когда вы откроете для себя скрайбинг, вы с удивлением обнаружите, что его можно применять каждый день, даже в обычной жизни. Попробуйте для начала сделать на бумаге небольшие зарисовки своих планов – визуализировать все, что предстоит успеть за день. Вы увидите, что так проще запоминать и продумывать детали, да и сам процесс планирования из рутины превращается в интересное развлечение – тренажер для воображения и интеллекта.

Особенности восприятия

Любое восприятие информации – процесс в первую очередь физиологический. Глазами, или, говоря медицинским языком, через зрительный канал, мы получаем ее в наибольшем объеме – от 70 до 90 %. Поэтому очевидно: чтобы научиться адекватно воспринимать не только окружающий мир, но и самих себя, свою внутреннюю составляющую, нам нужно развивать внутреннее зрение – воображение.

Скрайбинг с легкостью справляется с этой задачей. Вам даже не придется прикладывать дополнительных усилий – развитие воображения происходит синхронно с процессом творчества, создания эскизов, набросков. Они невозможны друг без друга.

Получается, что в процессе скрайбинга мы активно задействуем оба полушария мозга: пока правое отвечает за визуальное и эстетическое восприятие, левое определяет наше логическое мышление. В результате мы начинаем более четко и структурно воспринимать информацию, а благодаря знакам и образам – без труда запоминать ее.

В процессе визуализации мы выстраиваем логические связи и формируем иерархию, а когда получаем конкретную картинку, можем не просто оценить конечный результат, но и впоследствии вернуться к нему, детально воспроизводя все моменты, которые видели в процессе отрисовки. Эти детали становятся своего рода опорными точками, по которым в дальнейшем проще понять и воспроизвести информацию.

То, как мы, сами того не осознавая, ориентируемся в пространстве, тоже влияет на формирование общей картины. К примеру, оказываясь в незнакомом помещении, человек сначала воспринимает верх-низ окружающего пространства, а потом рассматривает то, что находится слева и справа от него. Знание физиологии позволяет нам выстраивать общую картину в скрайбинге – правильно продумывать композицию (где расположить ключевые детали, какой для них допустим размер и как выстроить остальные блоки, чтобы их без труда можно было считать), заранее планируя, как будет двигаться рука, делающая зарисовки в кадре, или как сделать привычное глазу воспроизведение текста. И если мы учитываем эти особенности в работе, то в результате получаем целостное видение будущего проекта.

Знаки, образы и символы

В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов – знаков и символов, которые мы считываем.

Образы окружают нас повсюду: дорожные знаки, бирки на одежде, информационные символы в кафе и ресторанах. Основная часть этих знаков понятна нам без слов и специальных знаний, это универсальный язык общения, с которым мы можем столкнуться в любой день и в любой стране. Например, дорожный знак пешеходного перехода имеет одно и то же значение и изображение. А вот образ человека на нем может отличаться стилистикой исполнения.

Но чаще всего мы безошибочно определяем значение знака, не обращаясь к путеводителям или справочникам, ведь его смысл, равно как и привязка к человеку, остается неизменным, как бы нам ни изобразили последнего.

Так и в скрайбинге: рисунки складываются из уже известных образов, символов и знаков, вне зависимости от того, как мы их нарисуем. И человек по-прежнему останется человеком в нашем восприятии, даже если мы изобразили его просто в виде рисованного смайла.

Но здесь важно научиться различать знаки, образы и символы, абстрагируясь от эзотерики и метафизики.

Знаки отражают присущее им выражение. В широком смысле рисунок – тоже знак, а цифры – знаки чисел. Знаки, как правило, отражают устойчивые ассоциации. Можем опять привести в пример дорожные знаки, которые предупреждают нас без лишних слов. Они понятны и не теряют смысл, даже если их вырвать из контекста (если, конечно, не будут восприниматься как образы).

Образы – материя более тонкая. Если человечек – это знак, то человечек в костюме – уже образ. Образы нельзя назвать дословным отражением действительности, это лишь ее подобие. И если знаки обычно имеют одно значение, то образы могут трактоваться шире, а значит, и форма у них более художественная и эмоциональная, чем у знаков, которые ограничиваются утилитарной оболочкой.

Образы бывают простыми и сложными. Простые ассоциируются у нас с конкретными явлениями, а сложные используются для построения более комплексных логических цепочек. Расшифровка такого образа – непростая творческая задача. И важно понимать, что это процесс индивидуальный, ведь у каждого человека свое восприятие.

На стыке знаков и образов находятся пиктограммы – простые образы или сложные знаки. Красный крест, характерные треугольники туалетных комнат – все это пиктограммы. Они используются для схематического изображения легко узнаваемых характеристик объекта, понятны и легки в восприятии, потому что толкуются всегда однозначно.

А вот с символами дела обстоят не так просто. В литературоведении, например, есть специальные словари символов, согласно которым одно и то же слово у разных поэтов, живших в разные эпохи, может означать совершенно разные понятия. Казалось бы, обычная бабочка – но для одного она будет символом легкости, красоты и беззаботности, для другого станет олицетворением скоротечности жизни, а для третьего превратится в символ распущенности и безволия. И здесь решающую роль вновь сыграет индивидуальность восприятия, хотя, конечно, в этой ситуации на нее в значительной степени повлияет смысл, заложенный автором произведения, и контекст.

Символ – это тайный язык, который расшифровывается только в интерпретации.

Он может быть легким, как, например, профиль А. С. Пушкина, фасад Кремля или масонский знак. Или сложным, когда изображение не так просто расшифровать, а сам символ содержит образ, но не сводится к нему.

В скрайбинге важное значение в вопросах сходства и различия между знаками, образами и символами имеют еще и цели, для достижения которых художники планируют их использовать.

Знаки и пиктограммы воспринимаются максимально просто и однозначно, они легки и быстры в исполнении. Например, упрощенный профиль человека сообщит только то, что это человек (возможно, подсказывая, мужчина это или женщина).

Применение символов, если они уместны, позволяет задать определенную эмоцию рисунку, сформировать его контекст минимальными усилиями. И если к упомянутому выше профилю человека мы добавим вьющиеся волосы и несколько изменим общий вид, то он превратится в весьма узнаваемую личность, символ русской поэзии – А. С. Пушкина, который, в свою очередь, будет восприниматься более или менее однозначно.

При передаче образов всегда используется большое количество деталей. Чтобы они однозначно воспринимались аудиторией, нужно добиваться их полного соответствия ее ожиданиям и сложившимся представлениям. Так, продолжая работу с профилем человека, мы сможем обозначить его возраст, пол, выражение лица и позу, добавить элементы одежды, обозначить ее стиль, поместить персонажа в определенную ситуацию. Кто теперь наш герой? Да кто угодно: радостный рабочий в каске на стройке, унылый сотрудник в офисе за компьютером или известный мультипликационный герой со своими характером и причудами. Все решат детали.

Практика. Начинаем рисовать!

Мы уже говорили, что одним из главных страхов и ступоров для старта перед тем, как начать делать небольшие зарисовки и практиковать скрайбинг, становится заблуждение «Я не умею рисовать».

Чтобы раз и навсегда избавить вас от ненужных опасений, мы сделали в книге практические блоки, в которых вы сможете начать практиковаться в скрайбинге прямо здесь и сейчас. Кстати, никто не мешает вам вспомнить чудесные школьные годы и, не оглядываясь на строгого учителя, рисовать прямо на полях книги, поверх текста, на любых свободных местах. Смелей – выделяйте, подчеркивайте, обводите, фиксируйте линиями связи и стрелочками! Сделайте так, чтобы книга в ваших руках ожила и начала работать на вас! Как раз для этого в практических блоках мы не только показали и рассказали о простых техниках рисования, но и предоставили вам свободное пространство для их отработки.

Практическое задание

Для начала попробуйте справиться со следующими задачами.

Совет: для выполнения этого задания желательно подобрать маркеры с разной толщиной стержня и формой наконечника. Так вы сможете выбрать самый удобный и использовать его для дальнейших отрисовок.

Разогрейте руку – потренируйтесь рисовать линии под разными углами по образцу.

Нарисуйте простые фигуры (треугольник, круг, квадрат) и линии. Зарисуйте весь разворот.

Нарисуйте за 30 секунд (засеките время, это позволит вам сосредоточиться) из этих же фигур и линий следующие объекты:

– автомобиль,

– кота,

– дом.

Техники рисования

Рисование бывает разным. Мы называем рисунком каракули трехлетнего малыша и творение именитого художника. Но, если задуматься, что же такое рисунок?

Изначально рисунок воспринимался как изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем. Сейчас в арсенал художников добавились фломастеры, маркеры, гелевые ручки и т. д. И этот список инструментов постоянно пополняется.

Впрочем, само рисование тоже не стоит на месте: рождаются и погибают техники, одна сменяет другую на пике популярности, из двухмерной плоскости изображения перебираются в трехмерное пространство. Чтобы проследить путь развития техник рисования, стоит вновь ненадолго вернуться в прошлое, где и зародилось рисование, – в тот самый момент, когда наши предки решили зафиксировать свои доблестные подвиги на скалах (поэтому эти изображения впоследствии и стали называть наскальными).

Искусство визуализации развивалось, стали появляться профессиональные творцы, школы. Так родилась живопись, а рисование картин с этого момента превратилось в трудоемкий процесс. И чтобы не испортить финальный вариант, художники начали делать наброски.

Набросок – это грубый рисунок, сделанный быстро, без окончательной отделки деталей изображения, или неоконченный вариант художественного произведения.

Создание набросков превратилось в неотъемлемую часть работы художников, архитекторов и дизайнеров, в подготовительный этап, который помогает им визуализировать идеи для дальнейшей доработки. Хотя некоторые наброски вполне могут восприниматься и как самостоятельные произведения (например, набросок Поля Сезанна к картине «Игроки в карты», который был продан на аукционе Christie’s за 19 млн долларов).

страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Скрайбинг как инструмент визуализации мышления на уроках географии

Скрайбинг как инструмент визуализации мышления на уроках географии

На каждом уроке и перед каждым преподавателем стоит задача привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить ее новой информацией и усилить при этом ключевые моменты излагаемого материала. У каждого учителя в арсенале существует огромное количество методик решения этих задач. Вам кажется, что ваша методика устарела, а дети все больше отвлекаются на уроках и это приводит к снижению качества образования? Что нужно современному ребенку? Минимум затрат, максимум результат. Идей по оптимизации образовательного процесса множество. Хочется поделится одной из них, которая сегодня уже позволила мне решить все названные выше проблемы легко, современно и эффективно – применение скрайбинга или его элементов на уроках географии. Использование скрайба гораздо понятнее и интереснее, чем чтение параграфов из учебника. Скрайб – от англ.Scribe – набрасывать эскизы или рисунки. Скрайбинг – это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл лекции или презентации более понятным. Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык. Учителю кроме него самого, необходимы лишь поверхность, на которой можно делать зарисовки, и инструмент, которым их можно делать. Чтобы владеть скрайбингом в совершенстве, не надо быть профессиональным художником. Достаточно уметь рисовать «палки, еще палки и огуречики».

Как выбрать в географии, которую мы рассказываем, главное? Как показать абстрактные понятия, которые мы собираемся использовать? Как показать связи между ними? Иными словами, как научиться концептуализировать информацию, с которой мы имеем дело? Учеными уже давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. А исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Поэтому сегодня как никогда актуален вопрос создания графических презентаций, позволяющих слушателям воспринимать и усваивать информацию более эффективно.

Три ключевых аспекта в работе скрайбера:

Преимущества скрайбинга:

1. Эффективность. За короткий промежуток времени можно доступно и качественно объяснить материал, донести идею.

2. Универсальность визуализации. Язык рисунка понятен всем. Скрайбинг в какой-то степени выступает универсальным языком общения.

3. Минимум затрат – для того, чтобы создать скрайб, необходимы лишь поверхность (доска или лист бумаги) и цветные маркеры. Чтобы заснять, озвучить, смонтировать и выложить в интернет видео, необходимы: компьютер, монитор, колонки, микрофон, экран, камера (допускается использование других гаджетов).

4. Качественное усвоение информации и запоминание ключевых моментов презентации. Взаимосвязь вербальной и визуальной информации помогает легко восстанавливать в памяти прослушанные лекции, доклады, поскольку, как правило, сложная сухая информация преобразуется скрайбером в простые символы и предметы, которые мы встречаем в повседневной жизни.

5. Возможность непрерывного общения с учениками на протяжении всего выступления.

6. Возможность использовать скрайб (общую картинку, которая получается к концу урока) в дальнейшей работе в качестве обзора всей полученной информации.

7. Эффект параллельного следования – звуковой ряд иллюстрируется образами практически одновременно, что способствует качественному усвоению материала.

Скрайбинг можно использовать на любом уроке и по любой теме. Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как «мозговой штурм» и рефлексия на уроке. Наиболее перспективно использование скрайб-презентаций в проектной деятельности.

Скрайбинг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *