Содержание

Как открыть музыкальную школу

Актуальность бизнес-идеи

Все чаще родители, которые имеют соответствующие финансовые возможности, выбирают именно коммерческие образовательные учреждения для своих детей. Связано это с более высоким качеством обучения ребенка, отсутствием воды и минимумом ненужной информации, которая присутствует в государственных школах. Особенно это касается узкопрофильных образовательных учреждений: иностранные языки, программирование. Музыкальное образование тоже всегда считалось прерогативой государственных органов или, в крайнем случае, репетиторов, но не частных коммерческих школ.

Однако сегодня эта бизнес-идея набирает обороты, и спрос на частные музыкальные школы растет. Это связано с нехваткой финансирования госучреждений, старыми инструментами, низким уровнем заинтересованности педагогов. Высококвалифицированные учителя занимаются частным репетиторством и оставляют низкооплачиваемую работу в школе.

Достоинства и недостатки бизнес-идеи

Плюсы и минусы существуют в каждом деле, важно при разработке бизнес-проекта учитывать их.

Достоинства бизнес-идеи открытия музыкальной школы:

  • Помощь от государства (нормативы для финансирования негосударственных школ действуют, например, в Москве).
  • Освобождены от уплаты государству НДС.
  • Рост спроса на частные уроки музыки.
  • Получение лицензии по требованиям Роспотребнадзора.
  • Мотивированные сотрудники-учителя хорошо влияют на имидж школы и помогают заработать собственнику.
  • Рентабельность вложений достаточно высока при грамотном маркетинговом подходе.
  • Наличие свободных мест на рынке, минимум конкуренции, возможность создания своего сильного бренда.

Недостатки:

  • Отсутствие готовых схем работы в этой сфере, надо создавать собственную структуру для работы и тщательно прорабатывать ее на практике.
  • Актуальность музыкальной школы выше в городах-миллионниках, чем в провинции.
  • Высокая стоимость музыкальных инструментов для стартовой закупки.

Документация и регистрация

Чтобы самостоятельно открыть музыкальную школу, обязательно надо пройти юридическую регистрацию предпринимателя. Зарегистрироваться стоит как ООО и подготовить все необходимые лицензии, разрешения и пройти проверки противопожарной безопасности. Открытие частной музыкальной школы, как и любого другого коммерческого образовательного учреждения, может осуществиться при условии выполнения требований местной власти и Министерства образования. Обязательно нужны разрешения и документы для запуска бизнеса.

Обязательные требования к частным школам:

  • Получение лицензии от Министерства образования.
  • Разрешение на открытие школы от Роспотребнадзора.
  • Проверка пожарной безопасности и выписанное разрешение о запуске помещения в эксплуатацию.
  • Сертификаты соответствующей квалификации педагогов.

Прежде чем начать собирать документы, надо пройти некоторые этапы для уверенности в будущей деятельности. Пошаговая инструкция приоритетных моментов поможет сориентироваться на начальном этапе стартапа.

Анализ ниши

Если есть желание создать свою частую музыкальную школу, первым делом нужно понять, с чего начать. Запуск бизнеса, конечно же, включает анализ аудитории, оценку уровня спроса на услугу в городе, объема целевой аудитории, оценку конкуренции и выявление возможностей и угроз для бизнеса.

Целевая аудитория в 90% – это родители детей с 7 до 15 лет. На остальные 10% приходятся взрослые люди, которые решают исполнить мечту детства или восполнить утраченные со временем навыки. Согласно практике, чаще всего это женщины 28-35 лет. В зависимости от целевой аудитории и следует искать лучшее месторасположение новой музыкальной школы, чтобы в ней появилось как можно больше учеников и малый бизнес процветал. Грамотно составленный индивидуальный бизнес-план частной музыкальной школы может сориентировать вас и ответить на вопросы, выгодно ли затевать это дело или не стоит тратить на него время и деньги.

Критерии выбора школы

Еще на этапе разработки бизнес-идеи следует учитывать критерии выбора школы. Согласно опросу, родителям важны следующие факторы:

Исходя из этого, намного большими перспективами обладает заведение с квалифицированными педагогами и качественными инструментами, даже если за уроки здесь придется платить больше.

Музыкальные инструменты

При создании плана маркетинга и таблицы со сметой затрат первым делом стоит вписать туда затраты на оборудование, ведь невозможно заработать на школе, не имея книг и парт. Также без шансов на успех будет музыкальная школа со скудным выбором музыкальных инструментов. Открывая частную музыкальную школу, стоит побеспокоиться и закупить минимум по 3-4 экземпляра таких инструментов:

  • Пианино.
  • Гитара.
  • Скрипка.
  • Аккордеон и баян.

Также некоторый спрос может быть на саксофон и барабаны.

Экономить на качественных музыкальных инструментах не следует, так рекомендуют владельцы подобных заведений. Именно от них будет зависеть уровень обучения и имидж школы. Ведь родители ведут своих детей в частные музыкальные школы, чтобы их учили квалифицированные педагоги и чтобы они играли на хороших музыкальных инструментах.

Здание помещения

Для открытия музыкальной школы следует выбрать не простое помещение 2-комнатной квартиры на первом этаже дома. К этому вопросу следует подойти внимательно. Надо присмотреть площадь не менее 200 кв. м, где разместится не менее 5-6 классов, учительская и кабинет для заведующего. Кроме того, нужны комната для санузла и кладовая для хозяйственных нужд.

Арендовать такое помещение может быть проблематично, так как, в основном, сдают в аренду небольшие помещения. Можно просмотреть вариант бывшего большого магазина на втором этаже в центральном районе города либо арендовать свободную площадь в государственном учреждении, если оно сдается в аренду.

Регистрация

Чтобы открыть частную музыкальную школу, регистрации ИП будет недостаточно. Необходимо зарегистрироваться как юрлицо ООО. Кроме того, обязательна лицензия на осуществление образовательной деятельности и сертификаты, подтверждающие квалификацию учителей.

Также необходимо получить разрешение в Роспотребнадзоре, пожарных органах и Министерстве образования.

Штат

Для запуска работы музыкальной школы необходимы сотрудники:

  • Учитель по инструменту (сколько направлений, столько учителей).
  • Учитель сольфеджио.
  • Заведующий школой (администратор).
  • Уборщик помещений.

Сотрудники работают по графику занятий с 9:00 до 12:00 и с 13:00 до 18:00, так как воспитанники музыкальной школы – в основном, это школьники, которые до 11-12 часов находятся на занятиях в школе, а дошкольникам и школьникам старших классов удобнее посещать уроки музыки в первой половине дня.

Маркетинг и продвижение

Для развития частной музыкальной школы необходима рекламная стратегия еще до ее открытия. Обязательно нужно:

  1. Раздать на улицах флаеры с приглашением на «день открытых дверей», где будет проводиться презентация самой школы, рассказано о ее преимуществах. Возможны выступления учителей, которые расскажут, каковы их достижения и чему они смогут научить детей.
  2. Сделать странички в социальных сетях. Подойдут ВК, Facebook, Instagram, где и будет происходить PR школы с фотоотчетами мероприятий, фотографиями талантливых детей и учителей.
  3. Далее следует раздать флаеры в общеобразовательных школах этого района (с адресом, номером телефона и сайтом или группой в социальных сетях).
  4. Установить при входе красивую вывеску и украсить вход шарами для привлечения внимания.

Ежемесячно придется тратиться на активное ведение социальных сетей и поддержание активности на сайте для сохранения позиций в поисковых системах. Здесь также размещайте фото- и видеоотчеты, а также информацию об учителях, их контакты для предоставления возможности быстро связаться с учителем ребенка или заведующим.

Кроме того, учебное заведение стоит внести в городской справочник, рекламироваться в образовательных журналах города или женских изданиях. Там тоже находятся потенциальные клиенты – женщины.

Классическая, хотя и немного забытая почтовая рассылка по адресам района, где размещается школа, также поможет привлечь учеников.

Окупаемость и доходность

Окупается музыкальная школа достаточно долго, так как понадобятся крупные вложения на приобретение музыкальных инструментов, деньги на аренду немалой площади и далеко не низкую зарплату педагогам. Высококвалифицированных учителей привлечь недорого уже не получится: у многих уже есть доходная собственная частная практика. В среднем, окупается частная школа за 8-10 месяцев, не раньше. Как только налаживается поток учеников и все часы учителей оказываются заняты, доход от чистой прибыли может превышать 200-250 тыс. рублей.

Достаточно сложно ускорить процесс окупаемости такого рода бизнеса, так как без весомых причин неожиданно поднять стоимость занятий нельзя, результатом станет низкая посещаемость учреждения.

В итоге

Как говорят опытные предприниматели, которые работают в сфере частного образования, высокой рентабельности в данной сфере сложно добиться, она колеблется от 20 до 30%. Чтобы выделиться и стать лучшим учреждением такого рода, надо привнести в свое заведение что-то уникальное: к примеру, особенный способ преподавания или мотивации учеников, корпоративный дух школы и частые выступления на публике, участие в международных конкурсах. Все это положительно повлияет на имидж частной музыкальной школы.

Лучшие идеи бизнеса

Поговорим сегодня о том как открыть музыкальную школу в своем регионе. Сегодня все привыкли, не удивляются и ничего новаторского не видят в том, что все образовательные услуги являются платными. Детские сады, школы, ВУЗы – повсюду нужны деньги, и к тому же немалые. На равных правах с государственными, постоянно открываются и частные подобные заведения. Эта статья расскажет, как открыть собственную частную музыкальную школу, в частности о том, что нужно учитывать, на что обратить своё внимание.

Итак, что необходимо сделать для открытия музыкальной школы в самом начале? Первое, на что следует направить свои усилия, это найти подходящее помещение, где и расположится ваша школа. Подходящее во всех смыслах этого слова – как с точки зрения места дислокации и функциональности помещения, так и стоимости его аренды. Здесь на руку тот факт, что поскольку открываемое учреждение будет являться общеобразовательным, представится возможным взять в аренду помещение на приемлемых льготных условиях. Например, стоимость помещения площадью где-то 130-140 м2 обойдётся приблизительно в одну тысячу у.е. за месяц.

Ещё необходимо знать, что государство практикует выдачу денежных субсидий и может предоставить также льготные условия налогообложения. Это даст возможность компенсировать около 20 процентов всех ваших расходов. То есть, в этом плане и, учитывая подобные «привелеи», частную музыкальную школу можно считать очень выгодным бизнесом.

Тем не менее, как и в любом ином бизнесе следует не забывать и о первоначальных инвестициях, которые необходимо сделать. Сюда можно отнести и ту же аренду помещения, и покупку различных музыкальных инструментов и мебели (столов, стульев, шкафов). К этому всему прибавьте выплату зарплаты администраторам, а также всем преподавателям вашей школы.

Что касается персонала, то к постановке этого вопроса также аналогично нужно подходить предельно грамотно и серьёзно. Коллектив необходимо подобрать не только квалифицированный, но и, естественно, терпеливый, поскольку обучение музыке детей – это усердный и кропотливый процесс, который отнимает очень много сил, энергии и, конечно же, нервов. Вы должны помнить, что именно от преподавательского состава в целом и каждого учителя в отдельности и будет зависеть репутация вашей школы!

Ещё одним важным моментом, на который следует обратить внимание при открытии такого бизнеса, это местоположение музыкальной школы. Приложите максимум усилий, чтобы она расположилась, во-первых, если не в престижном, то хотя бы в приличном и тихом районе города, во-вторых, далеко от аналогичных государственных или же частных музыкальных школ. Понятное дело, что чрезмерная и лишняя конкуренция вам будет абсолютно не нужна. Идеальный вариант — расположить вашу школу вблизи общеобразовательной школы либо детского сада, что поспособствует быстрому привлечению первых клиентов.

Если говорить о доходе от такого бизнеса, то знайте, что размер получаемой прибыли будет прямопропорционален количеству учащихся в школе. Конечно же, на этот показатель будет влиять также её престиж и репутация.

Плюс ко всему, занявшись этим бизнесом, можно совмещать развитие и процветание творчества с получением солидной прибыли и признанием удовлетворённых родителей ваших учеников.

Рубрика: Развлечения, Услуги

Бизнес-план музыкальной школы

Резюме

Благодаря популярности частных школ, курсов, секций и музыкальных учреждений иногда сами предприниматели задумываются над реализацией проектов маленьких и средних заведений. Для повышения спроса предлагаются узкопрофильные курсы. Примеры: обучение английскому языку, физико-математическая школа, школа с уклоном программирования или музыкальная школа, где ученики занимаются на качественных музыкальных инструментах с мотивированными и высококвалифицированными учителями.

Частная музыкальная школа – проект достаточно сложный, это пока еще в новинку предпринимателям. Важно прописать бизнес-план и продумать нюансы, чтобы получить доходность. Для этого обязательно нужен бизнес-план музыкальной школы с расчетами, где будут учтены все затраты, стоимость оборудования и аренды помещения.

Открыть частную музыкальную школу можно на первом этаже бывшего большого магазина или в государственном учреждении (помещение берем в аренду). Ценность такой школы – в высоком уровне и качестве обучения учеников игре на музыкальных инструментов.

Анализ рынка и определение целевой аудитории

Разрабатывая маркетинговый план, надо провести анализ рынка, определить целевую аудиторию, ее объем и спрос на конкретное направление музыкальных дисциплин.

Целевая аудитория – это, в первую очередь, родители детей с 7 до 14 лет (85-90%), взрослые люди, в основном, женщины 28-40 лет (10-15%).

Наиболее распространенные инструменты, обучение игре на которых имеет спрос:

  • Фортепиано (45%).
  • Скрипка (25%).
  • Гитара (25%).
  • Баян (аккордеон) (5%).

Необходимо просмотреть количество аналогичных школ в городе и выявить наиболее востребованные музыкальные направления, составить краткий SWOT-анализ конкурентов. В приоритете высококвалифицированные педагоги и месторасположение школы.

Критерии выбора частной музыкальной школы:

  • Имидж школы.
  • Уровень квалификации педагогов.
  • Оборудование (состояние музыкальных инструментов).
  • Близость к школе и дому.
  • Цена занятий.

Месторасположение и аренда здания (помещения)

Месторасположение частной школы музыки напрямую влияет на ее посещаемость. Желательно подобрать помещение недалеко от школ, детских садов, лицеев.

Для школы музыки надо рассматривать просторные помещения, не менее 200-250 квадратов, где будет размещаться минимум 4 класса + учительская, санузел, хозпомещение, зал для выступлений площадью не менее 50 кв. м и небольшой холл (минимум 20 кв. м). В помещении должны быть окна, которые нужны для естественного освещения и позитивной атмосферы в школе. Нежелательно размещать школу на 4-5-м этаже, детям должно быть удобно подниматься в образовательное учреждения, как и добираться до него.

Цена аренды помещения в крупных мегаполисах находится в пределах 100 тыс. рублей за 1 кв. м, в более маленьких городах (но не менее 1 млн жителей) цена составляет около 20 тыс. руб. за 1 кв. м. Однако такие образовательные учреждения имеют некоторые скидки за большую площадь, плюс можно получить льготы и финансовую помощь от государства. Аренда помещения в государственном учреждении будет намного ниже, не более 7 тыс. руб. за 1 кв. м.

Инструменты и мебель

В приоритете для музыкальной школы будут, конечно же, качественные музыкальные инструменты. Это оборудование следует покупать в отличном состоянии и хорошей торговой марки, так как родители, приводя детей в частую школу, часто смотрят именно на это. Не рекомендуется покупать инструмент б/у по причине возможного износа и возникновения проблем с ним. Если через год работы придется делать повторную закупку инструментов, это негативно повлияет на доходность предприятия и принесет репутационные потери. Кроме того, в музыкальную школу надо приобрести мебель, а именно:

Наименование Цена Количество
Пианино 70 000 3
Скрипка 5 000 3
Гитара 5 000 3
Баян 25 000 2
Стулья 600 15
Диван (в холл) 10 000 1
Стол для учителя 5 000 12
Сантехника 10 000 1
Хозтовары 2 000
Стулья для зала 500 20
Итого 391 000 60

Затраты на музыкальные инструменты являются основной статьей расходов, однако они влияют на рентабельность вложений в проект.

Для старта частной музыкальной школы необходимо 2 пианино для 2-х классов и 1 инструмент для зала, по 2 скрипки для 2-х классов и одна для выступлений либо для педагога во время занятий, 1 баян для ученика и 1 инструмент для учителя. Далее следует смотреть по востребованности уроков и докупить необходимые инструменты.

Прежде чем устанавливать мебель и сразу приглашать учеников, инструменты надо обязательно настроить для качественной работы. Кроме того, этот процесс надо внести в график и не реже раза в полгода перенастраивать инструмент, особенно чувствительно к этому пианино.

Открыть частную школу без достойного уровня обучения можно, но вложения вряд ли окупятся даже за год. Скорее всего, к вам просто никто не придет. Гарантией качественного обучения является не только качественный инструмент, но и высококвалифицированные педагоги. К их квалификации клиенты предъявляют повышенные требования. Кроме того, в школе должны быть сотрудники, обеспечивающие порядок и дисциплину, а также ведение бухгалтерской отчетности.

Требуемый штат сотрудников:

Должность ЗП Количество единиц
Заведующий(ая) 40 000 1
Педагог 30 000 4
Уборщик помещений 15 000 2
Охранник (ночной) 15 000 2
Бухгалтер (на полставки или удаленный) 15 000 1
Итого 235 10

Заведующий и педагоги работают по графику 6 дней в неделю с 9:00 до 18:00, уборщик помещений – с 14:00 до 18:00, охранник требуется в ночную смену – с 18:00 до 9.00. Бухгалтера будет вполне достаточно на период сдачи отчетов в налоговую службу, это не более 10 часов в месяц.

Зарегистрировать бизнес при открытии частной школы музыки следует как ООО. Для этого обязательно надо подать документы не позднее чем за 2 месяца до официального открытия.

Кроме того, необходимо получить разрешения от Роспотребнадзора, пожарной охраны и лицензию на ведение образовательной деятельности. Очень важна документация педагогов, а именно сертификат квалификации и опыта работы.

Маркетинг

Открывая музыкальную школу, необходимо разработать рекламную стратегию, особенно на период окупаемости учреждения. Она нужна и в случае высокой конкуренции аналогичных школ, и при отсутствии таковых. Это объясняется, в первом случае, борьбой за место в нише, во втором – привлечением учеников и их родителей к искусству и творчеству, ведь многие хотят, но боятся посещать частные школы. Создавая свой бренд, необходимо расположить потенциальных клиентов и предложить им то, от чего они не смогут отказаться. В любом случае обязателен маркетинговый анализ в начале разработки проекта, выявление потребностей, определение страхов родителей, а также возможностей и угроз развития школы в данном городе и при конкретных обстоятельствах.

От правильной стратегии маркетинга и выявления потребностей клиентов школы зависит ее прибыль и срок окупаемости затрат в процессе деятельности. Поэтому еще перед открытием школы необходимо оповестить о своем существовании весь район города, в котором будет находиться школа. Для этого надо:

  • Провести опрос целевой аудитории (родителей с детьми 7-14 лет) как при полевом исследовании, так и на форумах и в группах в соцсетях.
  • Побеседовать с администрацией школ города на предмет сотрудничества.
  • Собрать сведения, сколько детей проживает в данном и близлежащих районах, чтобы сформировать примерный объем целевой аудитории.

Оформить входной фасад школы красивой большой табличкой, проинформировать людей об открытии учреждения. Это можно сделать следующими способами:

  • Флаеры в почтовые ящики домов в районе.
  • Раздача флаеров неподалеку от школы.
  • Листовки в школах, детских садах (старших группах).
  • 2 билборда (один в районе школы, другой в соседнем районе).
  • Реклама в городских газетах.

На рекламу уйдет также немало расходов.

Ориентировочная смета:

Наименование мероприятия Цена
Флаеры в почтовые ящики 5 000
Раздача флаеров около школы 3 000
Листовки в образовательных учреждениях 1 000
2 билборда (1 мес.) 50 000
Реклама в газетах 5 000
Итого 67 000

Переменные траты

Не стоит забывать и о затратах на коммунальные платежи. Несмотря на то что музыкальные инструменты сами по себе незатратны, но надо освещать 200 кв. м и обогревать их – это выйдет не менее 20 тыс. руб. в мес. Необходимо потратиться на связь (телефонную и интернет). Это необходимо для мобильности и работы учителей – около 10 тыс. рублей.

Регистрация ООО потребует около 2 тыс. рублей, а лицензия зависит от города открытия частной музыкальной школы и количества открытых музыкальных классов. На данный момент можно сделать вывод, что вложения, инвестированные в проект частной музыкальной школы, составят минимум 712 000 + минимум 10 тыс./кв. м (20 000) = 732 000 + стоимость лицензии (не менее 5 тыс. рублей) и дополнительных затрат (100 тыс. рублей).

Бизнес-идея открытия частной школы музыки достаточно рискованна, не очень прибыльна. По оценке экспертов, прибыль в среднем поднимается до цифры 25%. Однако сейчас имеет место спрос на частные школы с хорошими предложениями, и есть много свободного места в данной нише. Вполне реально создать свою школу и развить ее до сильных и конкурентоспособных масштабов, добиться положительного имиджа и с использованием маркетинговых инструментов привлекать учеников со всего города (если это мегаполис) или со всей области (если город среднего размера). Успех зависит от качества обучения и эффективного пиара школы.

Некоторые разновидности коммерческого обучения только начинают свое развитие. Одной из них являются занятия в музыкальных школах. Многие начинающие предприниматели задумываются об открытии подобного заведения. Для этого нужно ознакомиться со всеми организационными и финансовыми моментами, после чего нужно составить бизнес-план будущей музыкальной школы.

Что должен включать в себя бизнес-план музыкальной школы?

При разработке бизнес-плана школы музыки должны учитываться следующие пункты:

  1. Маркетинговый анализ и определение целевой аудитории. В процессе составления маркетингового плана необходимо провести мониторинг рынка и обозначить целевую аудиторию, ее объем и востребованность конкретных музыкальных направлений. Кроме того, нужно просмотреть количество аналогичных школ в городе. Это поможет определить, какие направления в музыке пользуются наибольшим спросом, а также составить SWOT-анализ конкурирующих компаний.
  2. Выбор места и аренда здания. Лучше всего, если ваша школа будет располагаться около общеобразовательного учреждения, имеющего льготы на аренду помещения и субсидии. К тому же месторасположение напрямую влияет на ее посещаемость. Помещение для школы музыки должно быть максимально просторным (не менее 200-250 кв. м), чтобы там спокойно можно было разместить минимум 4 класса, учительскую, санузел, хозяйственное помещение, зал для выступлений и маленький холл (20-23 кв. м). Что касается стоимости аренды помещения, в больших городах она колеблется в пределах 100 тыс. рублей за 1 кв. м, а в маленьких — в пределах 20 тыс. руб. за 1 кв. м.
  3. Музыкальные инструменты и мебель. Особое внимание при составлении бизнес-плана школы музыки следует уделить выбору качественных музыкальных инструментов — они должны быть в отличном состоянии и хорошей торговой марки. Для начала будет достаточно 3 пианино, 5 скрипок, 2 саксофонов, 3 гитар и 2 баянов. Несмотря на то, что затраты на музыкальные инструменты являются основной статьей расходов, они не оказывают существенного влияния на рентабельность вложений в проект. Еще одним важным моментом является закупка мебели: 35 стульев, стол и диван в холл.
  4. Штат. Качественное обучение невозможно без высококвалифицированных работников, которые будут обеспечивать стабильную работу музыкальной школы. Подбор отличного персонала является самой важной задачей, так что к этому вопросу следует подойти со всей ответственностью. Список специалистов должен состоять из преподавателей, завуча, методиста, 2 администраторов, финансиста и уборщика.

Реклама музыкальной школы — важная составляющая бизнеса

Любая музыкальная школа нуждается в рекламе. Речь идет не только о стандартных приемах, включающих распространение листовок, объявлений, рекламы на радио и телевидении, но и о других методах. Отличным вариантом будет организовать концерт по случаю открытия творческого учебного заведения, в ходе которого выступят ваши педагоги и покажут, чему могут научиться потенциальные ученики. Можно также создать персональный сайт и завести странички в социальных сетях. Чтобы о вас узнала вся страна, рекомендуется записывать на видео выступления ваших учеников и выкладывать эти ролики в сеть.

Если вам кажется, что начинать этот вид бизнеса с нуля слишком сложно, есть другое решение. Попробуйте приобрести франшизу музыкальной школы, которая позволит решить многие насущные вопросы:

  • вы получите возможность работать под известным брендом;
  • вы постоянно будете обмениваться опытом с остальными партнерами сети;
  • уровень знаний ваших сотрудников постоянно будет повышаться за счет прохождения обучения и получения современных методических пособий;
  • у вас появится функциональный сайт с удобным интерфейсом;
  • вы получите комплект документов, регламентирующих работу музыкальной школы;
  • вам станет доступна CRM система, которая существенно облегчит ведение базы учеников.

Финансовая сторона бизнеса

На финансовую составляющую бизнеса будет влиять программа обучения в вашей музыкальной школе. Речь идет об ориентировочном списке и количестве занятий. От этого будут зависеть размеры помещения, список необходимых музыкальных инструментов, мебели и персонала. Планируя предпринимательскую деятельность, необходимо предусмотреть не только регистрационные и организационные вопросы, но и рассчитать возможность получения максимальной выгоды от имеющихся ресурсов.

Стоимость открытия и поддержания музыкальной школы

Чтобы открыть частную музыкальную школу в областном регионе страны, где планируется обучать около 60-80 учеников, придется потратиться на закупку:

  • музыкальных инструментов;
  • обучающего материала;
  • мебели и офисного оборудования.

Необходимо также учесть расходы на регистрацию и оформление лицензии и рекламу. Общая сумма требуемого первоначального капитала составит около 615 тыс. рублей. Что касается текущих затрат по содержанию музыкальной школы, сюда входят:

  • аренда помещения;
  • коммунальные платежи;
  • оплата рекламных услуг;
  • зарплата.

Размер доходов

Производя расчет размера будущих доходов школы музыки, следует учесть, что в течение первых 2-3 лет ваше учебное заведение будет заполнено не более чем на 70%. Ежегодный объем продаж услуг таких заведений может достигать 10 тыс. занятий, но это при условии того, что музыкальная школа расположена в одном из крупнейших городов страны. В большинстве музыкальных школ действует 2-сменная система обучения. В день проводится около 10 уроков в 6 классах, то есть в месяц выходит 1800 часов. Обучение проводится 3 раза в неделю и длится 1,5 часа. Учитывая среднюю зарплату в 5 тыс. рублей, ежемесячная выручка составит 450 тыс. рублей, при этом размер чистой прибыли будет равен 130 тыс. рублей.

Срок окупаемости бизнеса

При таком раскладе бизнес окупится за 3-5 месяцев, а сумма прибыли, которую получит организация, составит 600 тыс. рублей. С помощью данного показателя удается определить, что вложения в открытие частной школы музыки могут окупиться за 1-1,5 года работы. Как видите, открыв такое творческое учебное заведение, вы станете владельцем высокоперспективного дела, приносящего достойную прибыль.

Чтобы добиться успеха в таком нелегком деле, важно разработать грамотную программу обучения, которая будет включать в себя уникальные методики занятий и индивидуальный подход к каждому ученику.

Своя музыкальная школа — опыт создания бизнеса

* В расчетах используются средние данные по России

Практическим опытом создания собственной музыкальной школы с нуля с читателями проекта openbusiness.ru поделился директор музыкальной школы “Виртуозы” Дмитрий Толстяков.

— Дмитрий, как вы пришли к мысли начать именно этот бизнес? Как родилась идея вашей музыкальной школы?

— Я начинал свой бизнес еще на 3-м курсе университета экономики и финансов. У меня было множество разных проектов: туристический бизнес, курсы иностранных языков, продажа оптом грибов и ягод. Эти проекты не были успешными.

Как-то на просторах интернета я увидел, как молодой человек интересуется, где найти хорошего преподавателя по гитаре. А потом заметил, как гитарист разместил объявление о поиске учеников.

Я решил стать посредником между этими людьми. Начал я с агентства, у меня сначала даже и офиса не было. Потом я снял офис и полгода работал как агентство. Но оборот увеличивался, количество учеников и преподавателей росло, и я решил открывать стационарную школу.

Мы обучаем людей любого возраста игре на всех видах музыкальных инструментов. Уникальность нашего подхода к обучению заключается в наличии штата профессиональных преподавателей, индивидуальном подходе к каждому ученику, а также в возможности учеников выбирать место обучения: в школе, на дому у себя, либо у преподавателя.

Все ученики, которые к нам приходят, добиваются своей цели с нашей помощью, выступают на отчётных концертах и других мероприятиях, а также занимают призовые места на конкурсах и фестивалях. Наша школа ориентируется не только на взрослых. Для детей с 2-х лет в школе работают детские музыкальные развивающие курсы по методике Железновых, которая на сегодняшний день признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития.

— Расскажите подробнее про особенность вашей методики обучения музыке?

— Главная идея, а она же и особенность методики, заключается в индивидуальном подходе к каждому клиенту. Мы готовы обучать как академическому вокалу, так и эстрадному, как классической гитаре, так и аккомпанементу для бардовской песни.

Основа нашего уникального подхода — наши преподаватели, к подбору которых мы относимся очень тщательно. Мы целиком и полностью полагаемся на их профессионализм. Именно они совместно с учеником составляют программу обучения, исходя из желаний и возможностей ученика.

Один из наших педагогов специально ездила в Москву для того, чтобы пройти курс обучения по методике Железновых. Основные принципы этой методики: участие родителей в процессе обучения малышей, обучение происходит в движении, использование фонограмм, использование классической или качественной современной музыки и знакомство с клавиатурой и игра легких песенок. Мы проводим развивающие музыкальные занятия для малышей с родителями, что очень объединяет семью.

— Были случаи, когда преподаватели, узнав основные секреты метода, сами открывали свои курсы, используя ваш авторский метод?

— У нас нет определенной универсальной методики, которую можно было бы украсть. Однако есть другие проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Первое — это утечка учеников при обучение на дому. Каждый третий клиент, который приходил домой к преподавателю, предлагал преподавателю заниматься без участия школы.

Но у нас есть свои методы борьбы с такими проявлениями. Во-первых, мы рассчитываем на честность и порядочность наших педагогов и говорим с ними об этом. Во-вторых, если после первого бесплатного занятия ученик не приходит к нам заключать договор, и такая ситуация повторяется несколько раз, то мы прекращаем сотрудничество с этим педагогом.

Это означает либо то, что педагог не честен с нами и занимается с учеником за нашей спиной, либо что он не может заинтересовать ученика. И в том и в другом случае нам с таким педагогом не по пути. Кроме этого, у нас есть еще методы борьбы и профилактики таких случаев.

Но все-таки был случай, когда один из преподавателей взял нашу идею частной музыкальной школы для взрослых и детей, наши продуманные договоры, курсовую систему и создал свою музыкальную школу.

Однако, по большому счету они конкуренции нам не создают. Поскольку мы самостоятельно продумывали все тонкости ведения этого бизнеса с самого начала и знаем, где могут возникнуть «подводные камни». А этот педагог просто скопировал внешний вид нашей схемы, а теперь сталкивается с проблемами более глубокого характера.

И с такими случаями уже ничего не поделаешь. Украсть идею может каждый. Нам необходимо в таком случае только держать качество услуг на уровне, чтобы у конкурентов не оставалось никаких шансов, несмотря на схожесть схемы работы.

— Как вы воплощали идею от ее замысла до конечной реализации школы?

От возникновения идеи до ее реализации один шаг. Я просто начал действовать. Поначалу я самостоятельно в интернете искал учеников и преподавателей и просто состыковывал их. Через три месяца я начал снимать небольшой офис, в которым проводил собеседования и встречи с клиентами, нанял сотрудников, которые принимали звонки и заключали договоры с учениками и учителями.

С самого начала я сразу же давал рекламу в социальных сетях (объявления) и улучшал позиции сайта в поисковых системах. Поэтому звонки пошли сами. Уже через полгода школа приобрела новый формат — она стала стационарной. На поиски помещения, закупку инструментов у меня ушло не больше месяца. Многие декоративные работы мы делали самостоятельно.

— Во сколько вам обошелся старт проекта?

— Начальные вложения в музыкальную школу, работающую по агентской схеме, можно оценить суммой 150 тыс. рублей. Но это приблизительная сумма, я обошелся гораздо меньшими средствами. Основные затраты — это поиск и аренда помещения под офис, закупка мебели и оборудования (инструменты и офисная техника), печать полиграфии и реклама.

— Существуют ли дополнительные (административные) требования к помещению, персоналу?

— Для офисного помещения особых требований нет. Должны быть оборудованы рабочие места и место для отдыха сотрудников, где можно перекусить, попить чаю. А вот в случае стационарной школы все немного сложнее.

Помещение должно быть большим, легкодоступным. Должна быть возможность оборудовать несколько классов для занятий, офисную часть, место для администратора, мини-кухню. Также важно сделать хороший и интересный дизайн помещения.

Подобрать отличный персонал — это самая важная и сложная задача. Необходимо, чтобы ваш персонал искренне делал свою работу хорошо и хотел доставить радость вашим клиентам.

— С какими сложностями на начальных этапах ведения бизнеса вы столкнулись? И как вы с ними справлялись?

— Самая большая проблема во все времена, – это ты сам. А точнее то, что в твоей голове. Необходимо избавляться от «мусора», от стереотипов, жить днем сегодняшним и бороться со своими страхами. Поэтому, ограничение нашей успешности лишь в нас самих.

Основная трудность — подобрать хорошую команду. Найти адекватных педагогов, хороших сотрудников. Но это даже не трудность, это задача. Причем одна из самых интересных в бизнесе вообще. Тут решение одно — общаться с людьми, проводить собеседования, выяснять, что важно для этих людей, почему они хотят работать в музыкальной школе «Виртуозы».

— Окупили ли вы свои первоначальные вложения?

— Да, окупил. Через полгода я уже полностью работал в плюс.

— Что вы можете сказать о рентабельности этого бизнеса?

— Если бы он не был рентабельный, то уже давно перестал бы существовать. Хотя в этом бизнесе есть такая особенность как сезонность — летом все уезжают в отпуска и на каникулы, и происходит провал в количестве клиентов. Однако и в это время школа окупается. Зато осенний период — это бум новых клиентов, заявок. В прошлом сентябре оборот компании составил 1 млн. рублей. В среднем рентабельность этого бизнеса можно оценить цифрой 20%.

— Из каких сотрудников состоит штат вашей компании? Как вы подбирали ключевых сотрудников (требования)? По какой схеме оплачивается их труд?

— Сейчас штат компании состоит из завуча, методиста и двух администраторов, которые работают по сменному графику. Завуч занимается маркетингом, финансами, подбором преподавателей, контролем работы методиста и администратора. Методист занимается работой с преподавателями и клиентами. А администратор принимает звонки, встречает гостей, составляет расписание, следит за бытовыми моментами.

Основные требования к персоналу можно сформулировать тремя принципами:

  1. Отношение к клиентам и партнерам должно быть таким, какого вы хотели бы для себя: достойное, уважительное, без заносчивости.

  2. Выполняйте взятые на себя обязательства качественно и в срок. Либо не берите на себя эти обязательства.

  3. Стремитесь всегда быть лучшим в своей работе. Если вам неинтересно выполнять эту работу и постоянно учиться – наша компания не для вас.

Людей искал через объявления на сайтах поиска работы. Я пользовался как бесплатными так и платными объявлениями. Но эти вложения оправдали себя. Что касается зарплаты: для администраторов оплата производится за смену. А для методиста и завуча введена схема оклад+процент от прибыли.

С преподавателями мы заключаем гражданско-правовые договоры, и оплата сдельная, т.е. просто производится подсчет количества занятий, и раз в месяц выплачивается заработная плата. Когда появилась стационарная школа «Виртуозы», мы оформили несколько педагогов по трудовому договору, и они работают на окладе.

— Как вы продвигаете свои услуги? Назовите основной канал продвижения. Как у вас выстроена сеть продаж?

— Продвигаем только через интернет, и сейчас уже очень хорошо работает «сарафанное радио». Пробовали разные виды рекламы: листовки, объявления в газете… Но в наше время реальное количество клиентов приносит только интернет.

На нашем сайте, в группе в социальных сетях можно оставить заявку на обучение, и клиенты активно этим сервисом пользуются. После получения заявки наш администратор или методист связывается с клиентом и начинается производственный процесс: подбор места обучения, педагога, курса.

— Какие рекламные носители доказали свою эффективность, а от каких вы в итоге отказались?

— Наиболее эффективная реклама, как я уже говорил, в интернете. Это контекстная реклама в поисковых системах, оптимизация и раскрутка сайта, таргетинг в социальных сетях, баннерная реклама на сайтах-партнерах.

Из способов в «реальной» жизни мы пробовали объявления на домах и столбах, листовки в почтовый ящик, объявления в публичных местах. Теперь мы уже от этого всего отказались, хотя некоторые способы приводили какое-то количество клиентов (например, объявления по городу).

Но это Питер — большой город. Для городов по всей России, не таких больших, могут оказаться действенными все перечисленные способы. Еще нас несколько раз снимало телевидение. Но это для нас было бесплатно, т.к. они сами заинтересовались. А почему бы и нет? Это же отличный информационный повод, в отличие от очередной катастрофы или финансового скандала….

— Занимается ли вы прямыми продажами, предлагая свои курсы (уроки) школам, детским садам и другим детским и взрослым учреждениям?

— Нет, прямыми продажами мы не занимаемся.Реклама в интернете (по началу преимущественно социальные сети) сразу же приносила достаточное количество клиентов. Мы находимся в таком положении, что люди сами звонят.

Звонят не только желающие заниматься. Часто нам звонят с предложениями выступить на каком-нибудь фестивале, конкурсе. Мы с удовольствием соглашаемся, предоставляя возможность для наших учеников проверить себя, вырасти в профессиональном плане, показать те результаты, которых они достигли.

— Есть ли у вас представительства в других городах России?

— Буквально два месяца назад мы запустили программу франчайзинга нашей школы. Мы хотим, чтобы люди во всех российских (и не только) городах имели возможность реализоваться в музыке вне зависимости от возраста, занятости, места проживания. Мы выбрали развитие по франчайзингу именно потому, что это не просто продажа бизнеса. Это поиск партнеров, новых знакомств, новых людей, которые также заражаются нашей идеей и готовы активно работать над созданием своего дела, готовы делиться своими идеями, успехами и неудачами, задачами.

Совсем недавно мы подписали первые договоры с Новосибирском и Москвой. Сейчас наши новые партнеры занимаются активной подготовкой к открытию: ищут помещение, педагогов. Мы их поддерживаем, консультируем по телефону и интернету.

Вообще люди из совершенно разных городов — больших и маленьких, оставляют заявки, звонят. Значит идея организации музыкального образования в частном секторе приходит в голову многим. Потому что люди видят, что существующая система музыкального образования не способна удовлетворить спрос на услуги, не предоставляет такого качественного сервиса, который жители нашей страны хотят видеть для себя.

— Как вы видите себе перспективы дальнейшего развития вашего бизнеса?

Сейчас я плотно занимаюсь новым проектом «Академия Талантов». Это масштабный образовательный проект, который включает в себя множество различных школ. Например, у нас будет школа фотографа, шахматная школа, компьютерная школа, кулинарная студия, школа иностранных языков, творческая мастерская и филиал «Виртуозов».

— Сейчас очень популярно онлайн-обучение. Планируете ли вы запускать такую услугу у себя?

— Да, конечно. Я слежу за современными тенденциями и всегда стараюсь «быть в теме». У меня уже есть кое-какие соображения по поводу того, как это реализовать.

— Что вы можете сказать о конкуренции в вашем бизнесе? Сталкивались ли вы с такой проблемой как противодействие со стороны коллег ?

— В Питере и Москве конкуренция достаточно велика. Сейчас все больше открывается различных творческих студий как для детей так и для взрослых. А в регионах этот сектор не представлен вообще. Именно поэтому мы рассчитываем на успех наших франчайзи.

— Какие советы вы могли бы дать новичкам , только планирующим запускать свои авторские курсы в различных сферах и отраслях?

— Ориентируйтесь на результаты, которых могут добиться ваши клиенты, и делайте все возможное, чтобы они пришли к своей цели.

Кейс: как продвинуть школу вокала с индивидуальными уроками

Этот кейс о том, как мы увеличили валовую выручку для репетитора по индивидуальным занятиям вокала в 4.8 раз, а количество постоянных клиентов с 5 до 30 человек. Все, что описано ниже можно смело применять для рекламы и продвижения любых индивидуальных курсов: занятия английского, школы музыки и игре на гитаре, курсы кроя и шитья, репетиторства по подготовке к ЗНО и другим подобным сферам деятельности.

Исходные данные в начале сотрудничества:

  • Посадочная страница — лендинг, сделанный с помощью сервиса Tilda;
  • Преподаватель с многолетним опытом;
  • Отсутствие наработанной базы клиентов в г.Киев из-за релокейта преподавателя из другого города;
  • Бюджет на рекламу $400-500/месяц и отсутствие ограничений по выбору каналов привлечения.

Задача: получить максимум лидов в рамках бюджета – в моменте, заполнить все свободное время преподавателя – на дистанции.

Определение Целевой Аудитории

Для индивидуальных занятий по вокалу мы выделили 2 основных аудитории:

  1. Аудитория “Родителей”: в 90% случаев это мамы в возрасте 24-45 лет, которые хотят отдать своего ребенка на занятия вокалом. Поводы и стимулы у них бывают разные: одни хотят привести ребенка на прослушивание и узнать есть ли талант, другие хотят просто занять ребенка чем-то и перебирают в поисках того, что ребенку понравится. А другие просто приходили с тем, что ребенок проявляет себя, как вокалист, и хотели это в нем развивать.
  2. Вторую аудиторию мы объединили под название “Хобби 25+”. Это взрослые люди, которые хотят заниматься самостоятельно, при этом располагают и временем, и деньгами. Эту аудиторию также побуждают разные желания. Одним нужно попробовать что-то новое для развития или в качестве хобби, другие хотели петь с детства, но они этого не делали по сотням причин.

Еще есть третья целевая аудитория – это профессиональные вокалисты. Аудитория сама по себе узкая, и ищет преподавателя такая аудитория чаще всего по рекомендациям. Поэтому мы решили остановиться на двух больших аудиториях, упомянутых выше – “Родители” и “Хобби 25+”.

Подготовка лендинга и других площадок

Перед тем, как приступать к настройке рекламных кампаний, мы подготовили “фундамент”.

  1. Провели аудит посадочной страницы и расписали рекомендации клиенту, которые он неохотно, но все-таки внедрил;
  2. Скорректировали оффер: с самого начала клиент готов был предложить скидку 50% на первое занятие вокалом, нам оставалось только оформить этот оффер понятным и простым языком для ЦА;
  3. Настроили Google Analytics и Facebook Pixel для сбора аудиторий и отслеживания конверсий;
  4. Оформили, подтвердили и прокачали профили в Google для бизнеса;
  5. Подобрали локальные площадки-каталоги для добавления туда профиля компании;
  6. Обновили информацию и аватарки в профилях Facebook и Instagram.

Реклама в Google Ads

В Google Ads мы конечно же начали с настройки поисковых кампаний, используя ключевые слова с явным интересом к услуге: “школа вокала”, “уроки вокала”, “занятия вокалом” и т.д. В качестве локации таргетинга выбрали только ту часть города, где находится студия, в которой проводятся занятия. Специально оставили включенными поисковых партнеров, чтобы чаще показывать в Google Картах.

Через пару недель стало понятно, что поисковой спрос очень ограничен и мы не сможем оттуда получить столько лидов для достижения поставленных целей.

Поэтому мы решили протестировать несколько недель КМС кампании. В качестве таргетингов были выбраны разные комбинации:

  • Ключи+интересы (Любитель искусства);
  • Ключи+интересы (Стиль жизни и хобби);
  • Ключи;
  • Особые аудитории по намерениям с таргетингом на сайты конкурентов.

Ни один из типов таргетинга не принес ни одной заявки при достаточном объеме трафика. После этого мы решили оставить работать поисковые кампании, которые приносили 1-2 заявки в неделю по адекватной цене и перейти к другим рекламным площадкам.

Со временем эффективность поисковых кампаний начала падать и давать всего 1 заявку в неделю, но при этом цена лида оставалась приемлемой.

Реклама в Facebook/Instagram

Работу с Facebook Ads была начата с подготовки аудиторий, согласно собранной информации о ЦА. К счастью, система предлагает довольно точные интересы, что позволило нам четко выделить аудиторию “Родителей” и аудиторию “Хобби 25+”.

Далее был подготовлен набор креативов, под каждую аудиторию, ссылаясь на желания, боли и боязни каждой аудитории в отдельности. Нами были подготовлены максимально адаптивные креативы под различные форматы объявлений, для тестирования всех доступных плейсментов.

За первые две недели работы удалось получить 13 качественных лидов из рекламы в Facebook и Instagram. После этого мы начали работать над сегментами и неэффективными форматами, которые были отключены в дальнейшем. Анализ сегментов проводился в таких разрезах:

  • географию;
  • плейсменты;
  • устройства;
  • возраст;
  • пол;
  • дни недели и время суток.

Эксперименты с отключением разных сегментов позволили нам добиться того, что в день мы получали до 3х лидов. Этого оказалось более чем достаточно, с учетом того, что географический таргетинг был только на радус 5-8 км вокруг студии, где проводились занятия.

Итоги

Результат, которого удалось достичь: у преподавателя закончилось свободное время и начала образовываться очередь, после чего мы приостановили рекламу из всех каналов.

За весь период работы рекламных кампаний нам удалось получить 177 лидов, из них 62 пришло на первое занятие и 30 стали постоянными студентами. На скриншоте ниже сегментация по источникам трафика, которые принесли нам лиды через форму на сайте:

Стоимость лида была в пределах $7-12. С учетом того, что только 40% лидов приходили на первое занятие, да еще и со скидкой в 50%, то получилось, что после первого занятия клиент приносил нам небольшой убыток. Однако, на дистанции в 3-4 месяца благодаря большому LTV все инвестирования в рекламу полностью окупаются. Во время сотрудничества с нами валовая прибыль клиента выросла в 4.8 раз:

Открытие музыкальной школы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *