Содержание
Индивидуальный предприниматель как субъект малого предпринимательства
Как уже упоминалось выше, в соответствии федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с условиями закона к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Хозяйствующим субъектом является юридическое или физическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность от своего имени, а хозяйственной деятельностью в свою очередь называется деятельность граждан, предусматривающая создание предприятий и организаций по производству, реализации и приобретению товаров. Юридический словарь «AdverSEO» // http://www.jur-words.info.
Для отнесения индивидуального предпринимателя к категории малого предпринимательства необходимо соблюдение следующих условий
1. Средняя численность работников не должна превышать 100 человек для малых предприятий и 15 человек для микропредприятий. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
2. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость не должна превышать 400 мл. рублей. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
Для поддержки в развитии Индивидуальной предпринимательской деятельности в Российской Федерации задействованы:
1. Ораны государственной власти РФ.
В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенный порядок составления индивидуальными предпринимателями статистической отчетности;
3) льготный порядок расчетов за приватизированное индивидуальными предпринимателями государственное и муниципальное имущество;
4) меры по обеспечению прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля;
5) меры по обеспечению финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей; О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по вопросам развития малого предпринимательства относятся:
1) участие в осуществлении государственной политики в области развития индивидуального предпринимательства;
2) разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития индивидуального предпринимательства;
3) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития индивидуального предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
4) содействие развитию межрегионального сотрудничества индивидуального предпринимательства;
5) поддержка муниципальных программ развития индивидуального предпринимательства;
Постановлением администрации Иркутской области от 11 июня 2008 № 156-па была одобрена областная государственная целевая программа Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы. Данная программа соответствует долгосрочным приоритетам социально-экономического развития Иркутской области и направлена на достижение стратегической, экономической, социальной и организационной целей областной государственной политики в сфере развития предпринимательства, в том индивидуального предпринимательства.
Стратегической целью данной программы является повышение конкурентоспособности предпринимательской среды в Иркутской области.
Экономическая цель Программы — увеличение вклада индивидуального предпринимательства в валовом региональном продукте.
Социальная цель — минимизация социально-экономических рисков, связанных с дисбалансом развития муниципальных образований Иркутской области.
Организационная цель — приложение усилий органов государственной власти Иркутской области, общественных объединений предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки индивидуального предпринимательства.
Для достижения указанных целей ставятся следующие основные задачи.
1) Структурные изменения в предпринимательской среде;
2) Упрощение территориального и ценового доступа действующих или потенциальных субъектов малого и среднего предпринимательства к консалтинговым или образовательным услугам;
3) Формирование позитивного мнения у населения о предпринимательской деятельности и снижение социальной напряженности путем вовлечение части населения в предпринимательскую деятельность и создание новых рабочих мест. Областная государственная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы» от 11 июня 2008 года № 156 // http://www.admin.irbp.ru.
Мероприятия данной программы условно можно объединить в два блока:
1) поддержка начинающих индивидуальных предпринимателей;
2) создание условий для развития уже действующих индивидуальных предпринимателей.
Одним из эффектов реализации Программы должно стать повышение конкурентного потенциала экономики Иркутской области за счет наращивания преимуществ индивидуального предпринимательства в различных сферах предпринимательской деятельности.
3. Органы местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления относится создание условий для развития сферы индивидуального предпринимательства, в том числе:
1) формирование и осуществление муниципальных программ развития индивидуального предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития индивидуального предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития индивидуального предпринимательства на территориях муниципальных образований;
3) формирование инфраструктуры поддержки индивидуального предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
4) образование координационных или совещательных органов в области развития индивидуального предпринимательства.
В поддержку индивидуального предпринимательства в городе Братске постановлением Мэра города от 23.01.2008 № 152 был утвержден порядок предоставления субсидий индивидуальным предпринимателям, производителям товаров, работ, услуг из бюджета города.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются на цели, предусмотренные решением о бюджете города на очередной год.
Предложение о предоставлении бюджетных субсидий формирует функциональный (отраслевой) или территориальный орган администрации города Братска по собственной инициативе либо по ходатайству юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица о выделении бюджетных средств с обоснованием и приложением необходимых расчетов.
Данное предложение направляется в финансовое управление, экономическое управление и юридический отдел администрации города Братска для получения соответствующих заключений о возможности и целесообразности предоставления бюджетных средств.
Финансовое управление администрации города Братска в течение 10 рабочих дней с момента поступления предложения готовит заключение об обоснованности представленных расчетов, наличии источников финансирования для предоставления бюджетных средств.
На основании заключений финансового управления, экономического управления и юридического отдела администрации города Братска готовится проект муниципального правового акта о предоставлении бюджетных средств. Постановление Мэра города Братска «об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг из бюджета города Братска» от 23.01.2008 № 152 // http://www.bratsk-city.ru.
Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены виды поддержки индивидуального предпринимательства в России. К ним относятся:
1) оказание финансовой поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам индивидуальных предпринимателей;
2) оказание имущественной поддержки осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях;
3) информационная поддержка осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки индивидуального предпринимательства;
4) консультационная поддержка осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки индивидуального предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, обеспечения деятельности таких организаций. На этой основе Федеральная налоговая служба проводит консультации по вопросам регистрации и прекращению деятельности индивидуальных предпринимателей, порядок перехода на специальные налоговые режимы, вопросам внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;
5) поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для индивидуальных предпринимателей, на основе государственных образовательных стандартов, создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов;
6) поддержка в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки индивидуального предпринимательства. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
>СОНКО в контрактной системе
Особенности участия в закупках по 44-ФЗ
Закон о контрактной системе рассматривает их также как ФЗ № 7.
СМП и СОНКО участвуют в госзакупках по одним и тем же правилам. Для них, в целях поддержки малого предпринимательства, предусмотрены преимущества (ст. 30 44-ФЗ). Госзаказчики обязаны заключать с ними контракты, общая сумма которых составит минимум 15 % от совокупного годового объема. Они могут сделать это двумя способами:
- Провести торги, к участию в которых допускаются только такие юрлица. Это могут быть открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные, электронные аукционы, запросы котировок и предложений. НМЦК при этом не должна превышать 20 млн рублей.
- Установить требование к победителю — привлечь СМП или СОНО к исполнению госконтракта в качестве субподрядчика. НМЦК в этом случае не ограничена.
Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приемке.
Для участия потребуется предоставить декларацию. Она подтверждает, что юрлицо принадлежит к СОНО. При этом ответственность за достоверность информации несет поставщик.
Какая информация содержится в едином реестре СМП?
Единый реестр малого и среднего предпринимательства содержит следующие сведения о малых и средних предприятиях (ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):
- наименование организации или Ф.И.О. ИП;
- ИНН;
- место нахождения организации или место жительства ИП;
- дата внесения сведений об организации или об ИП в реестр малого и среднего бизнеса;
- категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие);
- указание на то, что организация (ИП) является вновь созданной (вновь зарегистрированным);
- содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведения о кодах по ОКВЭД;
- содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведения о полученных лицензиях;
- сведения о производимой организацией, ИП продукции (в соответствии с ОКПД) с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
- сведения о включении организации, ИП в реестры (перечни) субъектов малого и среднего предпринимательства — участников программ партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и субъектами малого и среднего предпринимательства;
- сведения о наличии у организации, ИП в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ;
- иные сведения, включаемые в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Как формируется реестр малых и средний предприятий?
ФНС вносит и исключает из единого реестра СМСП сведения об организациях и ИП, в частности, на основании:
- сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
- представленных сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
- сведений о доходе, полученном от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;
- сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.
Большую часть сведений в реестр малых предприятий ФНС вносит самостоятельно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, которые имеются у налогового ведомства по состоянию на 1 июля текущего года (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Применительно к вновь созданным организациям и вновь зарегистрированным ИП основная часть сведений добавляется ФНС в реестр 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП о создании организации или госрегистрации ИП (п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Порядок изменения, а также исключения сведений из единого реестра субъектов малого предпринимательства указан в ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Например, если организация или ИП не сдали сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или налоговую отчетность, которая позволила бы определить величину дохода, либо такие организации и ИП перестали отвечать условиям для малых и средних предприятий, они исключаются из реестра 10 августа текущего календарного года (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).