Содержание

Как отразить налог на имущество в бухгалтерском и налоговом учете

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете начисление и уплату налога на имущество учитывайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по налогу на имущество». Дополнительно ознакомьтесь, что облагается налогом на имущество организаций.

Ситуация: в состав каких расходов в бухгалтерском учете включить начисленную сумму налога на имущество?

Порядок бухгалтерского учета начисленных сумм налога на имущество законодательно не установлен. На практике используются два варианта:

  • включение налога в состав прочих расходов (такой порядок раньше был предусмотрен пунктом 11 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33);
  • включение налога в состав общехозяйственных расходов (такой порядок рекомендован в письме Минфина России от 19 марта 2008 г. № 03-05-05-01/16).

В первом случае начисление налога на имущество нужно отразить проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

– начислен налог на имущество.

Во втором случае в бухучете следует сделать запись:

Дебет 26 (44) Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

– начислен налог на имущество.

Поскольку в настоящее время этот вопрос не урегулирован, организация вправе самостоятельно выбрать вариант учета налога на имущество и закрепить его в приказе об учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008).

Внимание: неправильное отражение начисленного и уплаченного налога на имущество в бухгалтерском учете является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Неправильное отражение начисленного и уплаченного налога на имущество в бухгалтерском учете признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за неправильный учет налога, который привел к искажению любой из строк бухгалтерской отчетности более чем на 10 процентов, по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).

Налоговый учет. ОСНО

При расчете налога на прибыль налог на имущество включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в сумме, отраженной в декларации по налогу на имущество (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо ФНС России от 22 августа 2012 г. № ЕД-4-3/13851).

Если организация применяет метод начисления, то расходы в виде налога на имущество учтите в последний день отчетного (налогового) периода (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если организация использует кассовый метод, учтите эти расходы после уплаты налога (перечисления авансового платежа) в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении начисления и уплаты налога на имущество

Московское ЗАО «Альфа» работает на общей системе налогообложения. Налог на прибыль рассчитывает методом начисления. По итогам 2014 года налоговая база по налогу на имущество равна 190 000 руб. Ставка налога на имущество в г. Москве составляет 2,2 процента (ст. 2 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64).

Сумма налога составляет:
190 000 руб. × 2,2% = 4180 руб.

В течение 2014 года организация перечислила в бюджет авансовые платежи по налогу на имущество в размере:
за I квартал – 1010 руб.;
за полугодие – 810 руб.;
за девять месяцев – 870 руб.

По итогам налогового периода в бюджет надо перечислить:
4180 руб. – 1010 руб. – 810 руб. – 870 руб. = 1490 руб.

Сумма доплаты была перечислена в бюджет 26 марта 2015 года. Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие проводки.

31 декабря 2014 года:
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчет по налогу на имущество»
– 1490 руб. – начислен налог на имущество за 2014 год.

26 марта 2015 года:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество» Кредит 51
– 1490 руб. – уплачен налог на имущество за 2014 год.

При расчете налога на прибыль за 2014 год бухгалтер включил сумму начисленного налога на имущество (4180 руб.) в состав прочих расходов.

Ситуация: можно ли учесть в расходах сумму налога на имущество, которую организация компенсирует контрагенту? По условиям инвестиционного контракта организация получает недвижимость и возмещает передающей стороне уплаченный ею налог

Ответ: нет, нельзя.

В составе прочих расходов при расчете налога на прибыль можно учесть только такие суммы налогов, которые начислены в порядке, установленном законодательством (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом налог должен платить налогоплательщик (п. 1 ст. 8, ст. 19 НК РФ). Поэтому у организации, которая возмещает сумму налога на имущество своему контрагенту, нет оснований списывать ее в расходы. К такому выводу пришел Минфин России в письме от 27 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/825.

Совет: есть аргументы, позволяющие организации учесть при расчете налога на прибыль сумму налога на имущество, которую она возмещает своему контрагенту. Они заключаются в следующем.

Компенсация суммы уплаченного налога на имущество не является налоговым платежом. Следовательно, положения подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ в данном случае не применяются. Однако если возмещение налоговых платежей контрагента предусмотрено условиями договора и связано с предметом этого договора, то такие расходы можно считать экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). При расчете налога на прибыль учтите их в составе внереализационных расходов (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Однако если организация не учтет мнение контролирующего ведомства, скорее всего, ей придется отстаивать свою точку зрения в суде. Чтобы избежать конфликтов с налоговыми инспекторами и судебных разбирательств, организации безопаснее не выделять в договоре компенсацию отдельно. Лучше заложить ее сумму в другой договорный платеж, например, за выполнение (оказание) какой-либо работы (услуги). В этом случае всю сумму можно будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль без споров с проверяющими.

Начисление налога на имущество предприятий

Обязанность по уплате налога на имущество лежит не только на организациях, работающих на ОСНО, но также и на «упрощенцах» и «вмененщиках», если последние владеют недвижимостью, в основу расчета имущественного налога по которой заложена кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Отражение операций по начислению имущественного налога у каждого из налогоплательщиков зависит от положений принятой им учетной политики. Существует 2 варианта записи проводок в бухучете:

  1. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», которое имущественные налоги не квалифицирует как расходы по обычным видам деятельности и при их начислении рекомендует использовать счет 91 «Прочие расходы».
  2. В соответствии с высказанной в письме от 05.10.2005 № 07-05-12/10 позицией Минфина РФ, который относит налог на имущество к общим расходам. Тем самым, по его мнению, отражение по начислению налога стоит в одном ряду с общепринятыми расходами.

Какой метод избрать, каждый налогоплательщик решает самостоятельно. Закрепление одного из возможных вариантов в учетной политике позволит избежать споров с проверяющими.

О правилах составления учетной политики читайте в статье «Как составить учетную политику организации (2019)?».

Ответы на вопросы по применению КВР и КОСГУ

13.04.2018 Бирюков А.И., к. э. н., профессор Финансового университета при Правительстве РФ, советник Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности ФК РФ

Вопрос:

В соответствии с Указаниями № 65н (в редакции Приказа Минфина РФ № 255н) статья 290 «Прочие расходы» КОСГУ детализирована подстатьями 291 – 296 КОСГУ. Может ли данная статья в каких-либо случаях не детализироваться?

Статья 290 КОСГУ детализирована, и ее применение для отражения расходов учреждения без соответствующих подстатей 291 – 296 КОСГУ не допускается.

Согласно Указаниям № 65н статья 290 КОСГУ включает следующие подстатьи:

Подстатья КОСГУ

Включаемые расходы

В том числе детализация

291 «Налоги, пошлины и сборы»

Расходы по уплате в бюджеты всех уровней:

– налогов (включаемых в состав расходов);

– государственной пошлины и сборов;

– разного рода платежей

– НДС и налог на прибыль (в части обязательств казенных учреждений);

– налог на имущество;

– земельный налог, в том числе в период строительства объекта;

– транспортный налог;

– плата за загрязнение окружающей среды;

– государственная пошлина и сборы в установленных законодательством случаях

292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах»

Расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов, сборов, страховых взносов

293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

Расходы по оплате:

– штрафов за нарушение законодательства РФ о закупках товаров, работ и услуг;

– штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг

294 «Штрафные санкции по долговым обязательствам»

Расходы по уплате пеней, штрафов за несвоевременное погашение:

– бюджетных кредитов;

– кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), полученных в иностранной валюте

295 «Другие экономические санкции»

Расходы по уплате иных экономических санкций, не отнесенные к подстатьям 292 – 294 КОСГУ

296 «Иные расходы»

Иные расходы, не отнесенные:

– к статьям 210 – 270 КОСГУ;

– к подстатьям 291 – 295 КОСГУ

– выплата стипендий;

– выплата физическим лицам (исключение – производители товаров, работ, услуг) государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат;

– возмещение убытков и вреда;

– приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи;

– иные расходы;

– другие аналогичные расходы

Вопрос:

На какой КВР и подстатью КОСГУ будет относиться уплата налогов, сборов?

Для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога применяется КВР 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» в увязке с подстатьей 291 КОСГУ.

КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов» в увязке с подстатьей 291 КОСГУ применяется для уплаты:

  • транспортного налога;
  • государственной пошлины (в том числе уплата государственной пошлины учреждением-ответчиком по решению суда), сборов;
  • иных налогов (включаемых в состав расходов) в бюджеты бюджетной системы РФ.

Вопрос:

На какую КВР и подстатью КОСГУ будет относиться платеж за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду относятся на КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 291 КОСГУ.

Вопрос:

На какую КВР и подстатью КОСГУ будут относиться штрафы, уплачиваемые учреждением в различных ситуациях?

Для оплаты штрафов (в том числе административных), пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов и сборов) применяется КВР 853 «Уплата иных платежей» в следующей увязке:

  • с подстатьей 292 КОСГУ – штрафы за несвоевременную уплату налогов и сборов;
  • с подстатьей 293 КОСГУ – штрафы за нарушение законодательства РФ о закупках товаров, работ и услуг и нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг;
  • с подстатьей 294 КОСГУ – пени, штрафы за несвоевременное погашение бюджетных кредитов и кредитов, полученных в иностранной валюте от иностранных государств и иных иностранных организаций;
  • с подстатьей 295 КОСГУ – административные штрафы.

Вопрос:

На какую КВР и подстатью КОСГУ относятся расходы резервных фондов муниципальных образований?

Целевые расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе муниципальных образований, подлежат отражению по КВР 870 «Резервные средства» в увязке с подстатьей 296 КОСГУ.

Вопрос:

Какой КВР и подстатья КОСГУ применяются для отражения расходов по оплате договора, предметом которого является выдача разрешения о выделении участка под строительство объекта, который включен в муниципальную программу «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности»?

По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ).

Из статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» следует, что выдача разрешений на строительство представляет собой государственную услугу.

Разрешение на строительство – это документ, который подтверждает:

  • соответствие проектной документации установленным требованиям;
  • допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными согласно земельному и иному законодательству РФ.

Для отражения указанных в вопросе расходов по Указаниям № 65н применяется КВР 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности», по которому отражаются расходы по заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа государственным (муниципальным) контрактам:

  • на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности;
  • на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы;
  • на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметной стоимостью строительства.

Расходы учреждения отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, в частности по оплате договоров на оказание следующих услуг:

  • по разработке проектной и сметной документации для строительства, реконструкции и ремонта объектов нефинансовых активов;
  • по разработке схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительному зонированию, планировке территорий;
  • других услуг.

Таким образом, для отражения расходов на оплату услуг по выдаче разрешения о выделении участка под строительство объекта будет применяться КВР 414 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Приказ Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н».

Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере, №4, 2018 год

Подписка Разместить:

Учет расчетов по налогу на имущество

⇐ Предыдущая12345

В налоговой системе РФ налог на имущество предприятий относится к налогам краев, областей, авто­номной области, автономных округов, т.е. региональным налогам.

Налогоплательщиками налога на имущество являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в т. ч. переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Налоговая база определяется отдельно в отношении:

— имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

— имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

— каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации;

— каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;

— в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;

— имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговый периодпризнаетсякалендарный год.

Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Органы власти субъектов РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма налога исчисляется отдельно в отношении:

— имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

— имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

— каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации, имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;

— облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма налога может быть рассчитана следующим образом.

Средняя стоимость имущества по итогам отчетных периодов равна:
– за I квартал – 205 000 руб.;
– за первое полугодие – 190 000 руб.;
– за девять месяцев – 113 500 руб.

Среднегодовая стоимость имущества за год – 160 000 руб.

Ставка налога на имущество – 2,2 процента.

Суммы авансовых платежей по налогу на имущество, начисленные по итогам отчетных периодов, составляют:

– за I квартал:

рублей.

– за первое полугодие:

рублей.

– за девять месяцев:

рублей.

По итогам года организация перечислила в бюджет:

рублей.

Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Орган власти субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Налог и авансовые платежи подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога за год.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом ряда особенностей.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу в срок не позднее 30 днейс даты окончания отчетного периода.

По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 30 марта следующего года.

Учет расчетов организаций с бюджетом по налогу на имущество организаций ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» обособленно (например, на отдельном суб­счете 68-5 «Расчеты по налогу на имущество»).

Для целей бухгалтерского учета налог на имущество организаций включается в состав прочих расходов организации.

Суммы налога и суммы авансовых платежей по налогу, начисленные в установленном порядке, отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68.5) и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91.2 «Прочие расходы»).

Перечисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу на имущество ор­ганизаций в бюджет субъекта РФ отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Рас­четы по налогам и сборам» (субсчет 68.5) и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Для целей налогового учета налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и включа­ются в расходы организации, учитываемые при исчислении налога на прибыль.

Организации обязаны по истечении каждого налогового периода представлять в нало­говые органы «Налоговую декларацию по налогу на имущество организаций».

Налоговые декларации по итогам налогового периода должны представляться не позд­нее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По истечении каждого отчетного периода организации обязаны представлять в налого­вые органы «Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организа­ций». Указанные расчеты должны представляться не позднее 30 дней после окончания соответствующего отчетного периода.

ЗАО «СУ-5» имеет льготы. Оно освобождено от уплаты имущественного налога.

Учет транспортного налога

ЗАО «СУ-5» являются плательщиками транспортного налога, т.к. у них имеется парк машин, которые они используют для организации своей работы.

Налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным на основании доверенности до 30.07.2002г., налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности. Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче транспортных средств по доверенности.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговая база в ЗАО «СУ-5» определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговый период: календарный год.

Отчетные периоды: первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств или единицу транспортного средства в следующих размерах.

Ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов не более чем в 5 раз.

Также допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, с учетом количества лет с года выпуска транспортных средств, и/или их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа) производится с учетом коэффициента.

ЗАО «СУ-5» исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа самостоятельно. Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение налогового периода.

Сумма авансового платежа по итогам каждого отчетного периода равна 1/4 произведения налоговой базы и налоговой ставки.

ЗАО «СУ-5» уплачивает налог и авансовые платежи по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В течение налогового периода ЗАО «СУ-5» уплачивают авансовые платежи по налогу. По истечении налогового периода уплачивают сумму налога.

По истечении налогового периода ЗАО «СУ-5», представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу не позднее 1 февраля следующего года.

Организации, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Расчет по авансовым платежам ЗАО «СУ-5» представляет в налоговую инспекцию по месту регистрации транспортных средств по итогам первого, второго и третьего кварталов.

Начисление аванса по транспортному налогу производится записью по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетный счет» перечисляется в бюджет аванс по транспортному налогу.

У ЗАО «СУ-5» имеется большое количество транспортных средств, но мы рассмотрим Трактор и КАМАЗ.

Мощность КАМАЗА 55102 составляет 210 лошадиных сил, а Трактора 81 лошадиных сил.

Ставки налога составляют:

— для КАМАЗ с мощностью двигателя 210 лошадиных сил –65 руб. с каждой лошадиной силы;

— для Трактора с мощностью двигателя 80 лошадиных сил – 18 руб. с каждой лошадиной силы

Транспортный налог, который в 2010 году должно заплатить ЗАО «СУ-1», будет равен:

рублей

По итогам года по транспортному налогу подается декларация. Декларация по транспортному налогу имеет сквозную нумерацию страниц. На каждой странице, включаемой в декларацию, ЗАО «СУ-5» проставляет порядковый номер страницы, а также указывает идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) по месту нахождения транспортных средств.

Налоговую декларацию необходимо заполнять начиная с последнего раздела, то есть с раздела 2. После заполнения раздела 2 необходимо заполнить раздел 1 декларации, а только после этого заполняется титульный лист.

Учет НДФЛ

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из основных налогов.

Налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на периоды выезда за границу на срок менее 6 месяцев для лечения или обучения.

Плательщиками налога на доходы физических лиц ЗАО «СУ-5» являются ее работники.

Объектом налогообложением ЗАО «СУ-5» является доход работников предприятия

Налоговая база — это все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется как денежное отношение указанных доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база — это денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Налоговый период в ЗАО «СУ-5» по уплате налога на доходы физических лиц календарный год.

Работники ЗАО «СУ-5» производят стандартные и социальные налоговые вычеты.

К стандартным вычетам относят:

1. Вычет в размере 3000 рублей за каждый месяц для лиц:

— участников великой отечественной войны и других военных действий;

— лиц, получивших облучение при ликвидации аварии

2. Вычет в размере 500 рублей за каждый месяц для лиц:

— инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;

3.Вычет в размере 1400 рублей за каждый месяц:

— на первого и второго ребенка определен вычет в размере 1400 рублей. На третьего и каждого последующего ребенка вычет составляет 3000 рублей.

— каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями.

Вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 280 000 рублей.

Вычет производится на каждого ребенка: в возрасте до 18 лет и на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов родителей, опекунов или попечителей, приемных родителей.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из вычетов. Вычет на детей предоставляется независимо от предоставления других стандартных налоговых вычетов.

Социальные налоговые вычеты включают:

1. сумма, уплаченная налогоплательщиком-родителям за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях.

Сумма фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

2. сумма, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях, в размере стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

При применении этого вычета учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению.

Общая сумма не должна превышать120 000 рублей.

3. сумма, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения.

Общая сумма не должна быть более 120 000 рублей.

Социальные налоговые вычеты предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

Для всех налогоплательщиков согласно ст.224 НК РФ применяется единый размер налоговой ставки — 13%.

Сумму налога ЗАО «СУ-5» исчисляют как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, которые относится к соответствующему налоговому периоду.

Для учета расчетов по налогу на доходы физических лиц ЗАО «СУ-5» применяют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», на котором по каждому виду налога открываю субсчет.

Начисляемые суммы отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Перечисление налога на доходы физических лиц производится платежным поручением с расчетного счета в соответствующие бюджеты.

По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетный счет» отражается сумма налога на добавленную стоимость, перечисленная в бюджет.

Работнику ЗАО «СУ-5» в феврале начислена заработная плата 15 755 рублей и премия в размере 25%. Работник имеет два иждивенца. Доход работника в январе составлял 16 000 рублей.

По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражается сумма НДФЛ 2248,1 рублей.

На каждого работника в течение года накапливается информация о доходах и удержанных НДФЛ с нарастающим итогом с начала года в карточке, на основании которой в конце года формируется отчет по форме — 2НДФЛ

ТЕМА 5. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Налог на имущество организаций установлен главой 30 Налогового кодекса РФ. Этот налог вводится в действие региональным законом. Предприятия, освобожденные от уплаты налога, перечислены в ст. 381 НК РФ.

Организации уплачивают налог на имущество с остаточной стоимости основных средств. К основным средствам относят имущество, которое фирма использует в качестве средств труда более одного года (например, здания, оборудование, вычислительную технику, транспортные средства и т. п.) или сдает в аренду (лизинг).

В качестве объекта налогообложения должно признаваться следующее имущество, учитываемое в качестве объектов основных средств: основные средства, учитываемые на счете 01 «Основные средства»; 03 «Доходные вложения в материальные ценности»; переданные в доверительное управление, переданные по договору совместной деятельности, приобретенные и (или) созданные в процессе совместной деятельности.

Остаточную стоимость имущества рассчитывают как разницу между первоначальной стоимостью основных средств и общей суммой начисленной амортизации.

Виды имущества, которые не облагают налогом, установлены п. 4 ст. 374 НК РФ: 1) земельные участки и иные объекты природопользования (например, водные ресурсы), принадлежащие вашей фирме; 2) государственное имущество, используемое исполнительной властью для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в стране.

Чтобы рассчитать сумму налога, которую нужно уплатить в бюджет за налоговый период, следует определить стоимость налогооблагаемого имущества фирмы за этот период. Ее рассчитывают по формуле:

Ср нал = (Ост 1 + Ост к) / (М+1),

Где Ср ст – среднегодовая стоимость имущества за налоговый период; Ост 1 – остаточная стоимость имущества на 1 число каждого месяца внутри налогового периода; Ост к – остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода; М – количество месяцев в налоговом периоде.

С 1 января 2008 года при расчете среднегодовой стоимости имущества для определения налоговой базы следует брать остаточную стоимость основных средств не на 1 января следующего налогового периода (года), а на 31 декабря текущего года.

Пример

Стоимость налогооблагаемого имущества фирмы равна:

на 1 января отчетного года — 200 000 руб.;

на 1 февраля отчетного года — 210 000 руб.;

на 1 марта отчетного года — 220 000 руб.;

на 1 апреля отчетного года — 230 000 руб.;

на 1 мая отчетного года — 240 000 руб.;

на 1 июня отчетного года — 230 000 руб.;

на 1 июля отчетного года — 180 000 руб.;

на 1 августа отчетного года — 175 000 руб.;

на 1 сентября отчетного года — 170 000 руб.;

на 1 октября отчетного года — 200 000 руб.;

на 1 ноября отчетного года — 205 000 руб.;

на 1 декабря отчетного года — 210 000 руб.;

на 31 декабря отчетного года — 205 000 руб.

Налоговая база по итогам I квартала отчетного года составит: (200 000 руб. + 210 000 руб. + 220 000 руб. + 230 000 руб.) : (3 мес. + 1 мес.) = 215 000 руб.

Налоговая база по итогам первого полугодия отчетного года составит:

(200 000 руб. + 210 000 руб. + 220 000 руб. + 230 000 руб. + 240 000 руб. + 230 000 руб. + 180 000 руб.) : (6 мес. + 1 мес.) = 215 714 руб.

Налоговая база по итогам 9 месяцев отчетного года составит: (200 000 руб. + 210 000 руб. + 220 000 руб. + 230 000 руб. + 240 000 руб. + 230 000 руб. + 180 000 руб. + 175 000 руб. + 170 000 руб. + 200 000 руб.) : (9 мес. + 1 мес.) = 205 500 руб.

Налоговая база по итогам отчетного года равна:

(200 000 руб. + 210 000 руб. + 220 000 руб. + 230 000 руб. + 240 000 руб. + 230 000 руб. + 180 000 руб. + 175 000 руб. + 170 000 руб. + 200 000 руб. + 205 000 руб. + 210 000 руб. + 205 000 руб.) : (12 мес. + 1 мес.) = 205 769 руб.

Ставку налога устанавливают региональные власти. При этом она не может превышать 2,2%. Региональные власти могут установить разные ставки для отдельных видов предприятий, а также по некоторым видам имущества.

В течение года фирмы уплачивают авансовые платежи по налогу за каждый отчетный период. Сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет по итогам отчетного периода (квартала, полугодия и 9 месяцев), определяют по формуле:

Нал = Ср отч * ставка / 4,

где Нал – сумма налога за отчетный период; Ср отч – средняя стоимость имущества за отчетный период; ставка – ставка налога.

Сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет по итогам всего года, рассчитывают так:

Нал. год = Ср год * ставка — Аванс,

где Нал. год — сумма налога по итогам года; Ср год — средняя стоимость имущества по итогам года; Аванс — авансовые платежи по налогу, уплаченные по итогам I квартала, первого полугодия и 9 месяцев.

Пример:

Налоговая база ООО «Полюс» по итогам года равна 210 000 руб.

В бюджет за отчетный год надо заплатить:

210 000 руб. х 2,2% – 1100 руб. – 825 руб. – 866 руб. = 1829 руб.

Всего за год «Полюс» уплатил налог на имущество в размере:

1100 + 825 + 866 + 1829 = 4620 руб.

Налог с имущества, которое числится на балансе обособленного подразделения, нужно платить по месту нахождения этого подразделения. Для этого отдельно рассчитайте налоговую базу, приходящуюся на головное отделение фирмы и каждый из филиалов.

Чтобы определить налоговую базу по головному отделению, рассчитывается налоговая база в целом по фирме и из полученной величины вычитается налоговая база по обособленным подразделениям.

Затем налоговую базу по головному отделению и каждому обособленному подразделению умножают на ставку налога, действующую в том регионе, где они находятся.

Пример

Головное отделение фирмы расположено в Москве (ставка налога на имущество — 2,2%), а филиал — в регионе, где ставка налога равна 1,5%.

Налоговая база в целом по фирме составила 100 000 руб., по филиалу — 30 000 руб. Таким образом, налоговая база по головному отделению равна 70 000 руб. (100 000 – 30 000).

Фирма должна заплатить в московский бюджет 1540 руб. (70 000 руб. х 2,2%). В регионе, где находится филиал, нужно заплатить 450 руб. (30 000 руб. х 1,5%).

Сроки уплаты авансовых платежей по налогу на имущество, а также самого налога устанавливают региональные власти.

Налоговый расчет нужно сдавать по итогам I квартала, полугодия, 9-ти месяцев в течение 30 дней по окончании каждого отчетного периода. Налоговую декларацию по итогам года представьте не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

Сдавать отчетность по авансовому платежу нужно по форме, утвержденной в приложении 3 к приказу Минфина России от 20 февраля 2008 года № 27 н. По итогам года декларацию нужно представить по форме, утвержденной в приложении 1 к этому же приказу.

С 1 января 2010 года представлять «нулевые» декларации по налогу на имущество не нужно.

Начисление и уплату налога в бюджет отразите в учете так:

Дт 91-2 Кт 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество» — начислен налог на имущество;

Дт 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество» Кт 51 — перечислен в бюджет налог на имущество.

В налоговом учете налог на имущество относится к прочим расходам и уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль (ст. 264 НК РФ).

Рекомендуемая литература:

1, 3, 11, 12, 16, 17.

Вопросы для самопроверки:

1. Что облагается налогом на имущество организаций?

2. Имущество, не признаваемое объектом налогообложения.

3. Налоговая ставка.

4. Как рассчитать сумму налога?

5. Как начисляют налог фирмы, имеющие обособленные подразделения?

6. Налоговый (отчетный) период.

7. Порядок и сроки уплаты налога.

8. Как учесть сумму налога.

9. Бухгалтерский учет по налогу на имущество.

Имущество – это основное средство, которое является частной собственностью конкретно взятого предприятия. Согласно действующему законодательству РФ имущественный актив является базой для начисления налога на имущество. Как в бухгалтерских проводках отразить начисление налога на имущество рассмотрим далее.

Особенности начисления налога на имущество

Налогообложение имущества осуществляется исходя из его конкретно взятой стоимости.

Выделят четыре группы налогооблагаемого имущества, при этом у каждой свои правила расчета налога:

  1. Базой налогообложения является остаточная стоимость имущественного объекта, поскольку основные средства подвергаются амортизации;
  2. Недвижимое имущество, облагаемое по его кадастровой стоимости;
  3. Движимое имущество, которое поставлено на учет до 01 января 2013 года (мебель, автомобиль, оборудование). Облагается по тем же ставкам, что и недвижимое имущество;
  4. Движимое имущество, которое было введено в эксплуатацию после 01.01.2013 года.

Чтобы определить размер налога на имущество для его последующего удержания, необходимо вычислить в среднем стоимость основных фондов за отчетный период, находящихся на учете у предприятия. Иными словами, база для налогоисчисления определяется:

Ставка налога на имущество может меняться по регионам, поскольку этот налог является региональным. На государственном уровне установлен только его максимальный предел – 2,2%.

Особенности учета и бухгалтерского отображения налога на имущество

Обратите внимание, на законодательном уровне нет четких рекомендаций относительно бухгалтерского отображения и начисления налога на имущество. Данный сегмент учета чаще всего регламентируется учетной политикой самого предприятия.

Бухгалтерский учет имущественных налоговых обязательств может отображаться на нескольких счетах – 20 или 23, или 25, или 26, или 44, то есть на тех, которые имеют прямую взаимосвязь с различными группами расходов:

  • Основное производство;
  • Общехозяйственные расходы;
  • Затраты на сбыт и т.д.

Также для отображения налога на имущество можно использовать счет 91.2 Прочие расходы, что позволяет значительно упростить процедуру учета в случаях, если были выявлены ошибки или проведены перерасчеты.

Налог на имущество, как правило, начисляется и уплачивается авансовыми платежами – ежеквартально, что находит свое отображение на соответствующих расходных счетах предприятия на дату их начисления. По окончанию отчетного периода при необходимости осуществляется корректировка налога на имущество с последующим уменьшением или увеличением прибыли предприятия.

Какие предусмотрены штрафы по налогу на имущество

Обратите внимание, что своевременность и полнота оплаты налога на имущество контролируются фискальными органами. Мера ответственности плательщика за нарушения учета налога на имущество:

  1. Если сумма налога отображается несвоевременно и с нарушением правил бухгалтерского учета в течение одного отчетного периода, то сумма штрафа составляет – 10 000 руб.;
  2. Если данное нарушения превышает несколько налоговых периодов, то сумма штрафа увеличивается до 30 000 руб.;
  3. Если сумма налога на имущество была занижена, то предусмотрен минимальный штраф в размере 40 000 руб. или 20% от суммы не уплаченного налога.

Бирюков А. И., к. э. н., профессор Финансового университета при Правительстве РФ, советник Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности ФК РФ

Журнал «Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере» № 4/2018

Вопрос:

В соответствии с Указаниями № 65н (в редакции Приказа Минфина РФ № 255н) статья 290 «Прочие расходы» КОСГУ детализирована подстатьями 291 – 296 КОСГУ. Может ли данная статья в каких-либо случаях не детализироваться?

Статья 290 КОСГУ детализирована, и ее применение для отражения расходов учреждения без соответствующих подстатей 291 – 296 КОСГУ не допускается.

Согласно Указаниям № 65н статья 290 КОСГУ включает следующие подстатьи:

Подстатья КОСГУ

Включаемые расходы

В том числе детализация

291 «Налоги, пошлины и сборы»

Расходы по уплате в бюджеты всех уровней:

– налогов (включаемых в состав расходов);

– государственной пошлины и сборов;

– разного рода платежей

– НДС и налог на прибыль (в части обязательств казенных учреждений);

– налог на имущество;

– земельный налог, в том числе в период строительства объекта;

– транспортный налог;

– плата за загрязнение окружающей среды;

– государственная пошлина и сборы в установленных законодательством случаях

292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах»

Расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов, сборов, страховых взносов

293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

Расходы по оплате:

– штрафов за нарушение законодательства РФ о закупках товаров, работ и услуг;

– штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг

294 «Штрафные санкции по долговым обязательствам»

Расходы по уплате пеней, штрафов за несвоевременное погашение:

– бюджетных кредитов;

– кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), полученных в иностранной валюте

295 «Другие экономические санкции»

Расходы по уплате иных экономических санкций, не отнесенные к подстатьям 292 – 294 КОСГУ

296 «Иные расходы»

Иные расходы, не отнесенные:

– к статьям 210 – 270 КОСГУ;

– к подстатьям 291 – 295 КОСГУ

– выплата стипендий;

– выплата физическим лицам (исключение – производители товаров, работ, услуг) государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат;

– возмещение убытков и вреда;

– приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи;

– иные расходы;

– другие аналогичные расходы

Вопрос:

На какой КВР и подстатью КОСГУ будет относиться уплата налогов, сборов?

Для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога применяется КВР 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» в увязке с подстатьей 291 КОСГУ.

КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов» в увязке с подстатьей 291 КОСГУ применяется для уплаты:

  • транспортного налога;

  • государственной пошлины (в том числе уплата государственной пошлины учреждением-ответчиком по решению суда), сборов;

  • иных налогов (включаемых в состав расходов) в бюджеты бюджетной системы РФ.

Вопрос:

На какую КВР и подстатью КОСГУ будет относиться платеж за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду относятся на КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 291 КОСГУ.

Вопрос:

На какую КВР и подстатью КОСГУ будут относиться штрафы, уплачиваемые учреждением в различных ситуациях?

Для оплаты штрафов (в том числе административных), пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов и сборов) применяется КВР 853 «Уплата иных платежей» в следующей увязке:

  • с подстатьей 292 КОСГУ – штрафы за несвоевременную уплату налогов и сборов;

  • с подстатьей 293 КОСГУ – штрафы за нарушение законодательства РФ о закупках товаров, работ и услуг и нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг;

  • с подстатьей 294 КОСГУ – пени, штрафы за несвоевременное погашение бюджетных кредитов и кредитов, полученных в иностранной валюте от иностранных государств и иных иностранных организаций;

  • с подстатьей 295 КОСГУ – административные штрафы.

Вопрос:

На какую КВР и подстатью КОСГУ относятся расходы резервных фондов муниципальных образований?

Целевые расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе муниципальных образований, подлежат отражению по КВР 870 «Резервные средства» в увязке с подстатьей 296 КОСГУ.

Вопрос:

Какой КВР и подстатья КОСГУ применяются для отражения расходов по оплате договора, предметом которого является выдача разрешения о выделении участка под строительство объекта, который включен в муниципальную программу «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности»?

По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ).

Из статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» следует, что выдача разрешений на строительство представляет собой государственную услугу.

Разрешение на строительство – это документ, который подтверждает:

  • соответствие проектной документации установленным требованиям;

  • допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными согласно земельному и иному законодательству РФ.

Для отражения указанных в вопросе расходов по Указаниям № 65н применяется КВР 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности», по которому отражаются расходы по заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа государственным (муниципальным) контрактам:

  • на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности;

  • на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы;

  • на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметной стоимостью строительства.

Расходы учреждения отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, в частности по оплате договоров на оказание следующих услуг:

  • по разработке проектной и сметной документации для строительства, реконструкции и ремонта объектов нефинансовых активов;

  • по разработке схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительному зонированию, планировке территорий;

  • других услуг.

Таким образом, для отражения расходов на оплату услуг по выдаче разрешения о выделении участка под строительство объекта будет применяться КВР 414 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Приказ Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н».

В бюджетном учреждении в безвозмездное пользование сдается недвижимое имущество. Аренда классифицируется в качестве операционной. К договору безвозмездного пользования заключен договор «О возмещении стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг», предметом которого является возмещение расходов ссудодателю за:
— коммунальные услуги;
— услуги охраны;
— налог на землю;
— налог на имущество.
Какой КВР и подстатью КОСГУ следует применить в рамках договора ссудополучателю?

20 ноября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по возмещению учреждением ссудодателю стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг по соответствующему договору отражаются по коду видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ в части возмещения коммунальных услуг, с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в части возмещения услуг по охране, с подстатьей 224 «Арендная плата за пользование имуществом» или подстатьей 296 «Иные расходы» КОСГУ в части возмещения расходов на уплату налогов на землю и имущество.

Обоснование вывода:
При выборе составной части кода бюджетной классификации для отнесения расходов бюджетные учреждения руководствуются положениями Указаний N 65н.
Подпунктом 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н определен открытый перечень расходов, относимых на код видов расходов (далее — КВР) 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», в котором не поименованы приведенные в вопросе расходы. Также по КВР 244 отражаются расходы государственных (муниципальных) учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240.
В то же время специалисты финансового ведомства отмечают, что на КВР 244 следует относить расходы, осуществляемые учреждениями в отношении балансодержателя имущества при выполнении обязательств, связанных с договорами пользования помещения, в том числе в части возмещения расходов по уплате налога на имущество юридических лиц, земельного налога по безвозмездно используемым помещениям, а также сопутствующих затрат (письма Минфина России от 10.08.2017 N 02-05-11/52212, от 17.03.2016 N 02-05-10/14786).
Таким образом, расходы бюджетного учреждения по договору, предметом которого является возмещение стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг, отражаются по КВР 244, как не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240.
Согласно п. 1 раздела V Указаний N 65н расходы относятся на статьи (подстатьи) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания.
С данной нормой согласуется порядок отнесения на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ расходов арендатора по возмещению арендодателю стоимости коммунальных услуг (п. 3 раздела V Указаний N 65н). То есть экономическое содержание расхода по оплате коммунальных услуг поставщику аналогично экономическому смыслу расхода по компенсации данного расхода арендодателю. Учитывая, что перечень расходов, поименованных в описании подстатьи 223 КОСГУ, является открытым и предусматривает отнесение аналогичных по экономическому содержанию расходов, на данную подстатью могут быть отнесены и расходы ссудополучателя по возмещению ссудодателю стоимости коммунальных услуг.
По аналогии с отнесением затрат по компенсации ссудодателю коммунальных услуг на тот же код, по которому осуществляется оплата данных услуг поставщику, может быть отражено и отнесение затрат по компенсации ссудодателю расходов по услугам охраны на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 3 раздела V Указаний N 65н). Тем более что одним из условий отнесения расходов на подстатью 226 КОСГУ является невозможность их отнесения к расходам на работы, услуги, относимым на подстатьи 221-225 КОСГУ.
Также данная позиция согласуется и с порядком отражения возмещаемых арендодателю расходов по содержанию переданного им в пользование имущества (на условиях, предусмотренных договором пользования) по факту предъявления арендатором требования по возмещению, приведенному в п. 5 раздела III.2 Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (СГС «Аренда»), доведенных в письме Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464. То есть такие расходы могут отражаться по подстатьям КОСГУ 221 «Услуги связи», 223 «Коммунальные услуги», 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги».
В то же время в отношении налогов на землю, на имущество описанная выше логика в части применения подстатьи 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ не может быть применена. Во-первых, в п. 3 раздела V Указаний N 65н прямо указано, что на данную подстатью относятся расходы по уплате земельного и имущественного налогов в бюджеты всех уровней. Во-вторых, Приложение 5 не содержит увязки КВР 244 с подстатьей 291 КОСГУ. При этом расходы по возмещению ссудодателю расходов в отношении земельного налога и налога на имущество могут быть отнесены на подстатью 296 «Иные расходы» КОСГУ, как иные расходы, не отнесенные к статьям 210-270 и подстатьям 291-295 КОСГУ. Взаимная увязка КВР 244 и подстатьи 296 КОСГУ предусмотрена Приложением 5 к Указаниям N 65н.
Кроме того, специалисты финансового ведомства в письме от 17.03.2016 N 02-05-10/14786 указывали на возможность отнесения расходов по возмещению земельного и имущественного налогов в целях учета на подстатью 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ, так как данные расходы осуществляются учреждением при выполнении обязательств, связанных с реализацией договора на передачу в пользование помещения и вытекают из приобретенного в силу договора арендатором права пользования нежилым помещением.
Соответственно, учитывая, что порядок применения кода КОСГУ для таких операций Указаниями N 65н прямо не установлен, считаем, что расходы на возмещение учреждением ссудодателю сумм налогов могут быть отражены как с применением подстатьи 224 как расходы, связанные с реализацией договора аренды, так и с применением подстатьи 296 «Иные расходы» КОСГУ как иные расходы, не отнесенные к статьям 210-270 и подстатьям 291-295. При этом Таблицей соответствия предусмотрена взаимоувязка вида расходов 244 как с подстатьей 224 КОСГУ, так и с подстатьей 296 КОСГУ.
В таких обстоятельствах важным условием является соблюдение принципа единообразия применения конкретных кодов КОСГУ, которое достигается путем включения соответствующих расходов в план финансово-хозяйственной деятельности (при наличии подобной детализации) и путем установления порядка применения кодов КОСГУ и счетов бухгалтерского учета в учетной политике учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Учет налога на имущество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *