«Меня проверяли в аэропорту на границе»
Часть екатеринбургского рынка «Таганский ряд» можно назвать Китаем в миниатюре. Ряды заполнены товарами из Поднебесной, то и дело слышна иностранная речь, а по красным фонарикам можно найти местные ТЦ «Пекин» и «Ханой». Правда, сейчас зычных окликов, привлекающих внимание к рюкзакам китайского пошива и другим товарам, стало заметно меньше.
Постоянный посетитель того же торгового центра «Пекин» легко почувствует эту разницу. Число продавцов из Китая в этом году убавилось, по сравнению с прошлым. А тех, кто остался на местах, можно вычислить по медицинским маскам на лице. Прежде чем начать разговор с покупателем, некоторые из них жестом просят прикрыть рот и нос шарфом. На вопрос «Зачем?», отвечают коротко: «вирус».
У входа в ТЦ «Пекин»
Вспышка коронавируса 2019-nCoV началась в конце прошлого года с массового заболевания пневмонией в городе Ухань. Всемирная организация здравоохранения связала случаи пневмонии с появлением нового коронавируса в начале января. Через два дня умер первый зараженный — 61-летний мужчина. По информации на 1 февраля от нового вируса скончались уже 259 людей, еще 11 948 человек им заразились.
Это привело к закрытию Уханя и других городов Китая, а Россия сначала запретила въезд туристическим группам из Поднебесной на свою территорию, что сказалось на продаже путевок и билетов по нескольким направлениям в Китай, а затем закрыла границу на Дальнем Востоке и по соседству с Монголией. На данный момент Всемирная организация здоровья признала вспышку вируса 2019-nCoV чрезвычайной ситуацией международного значения. Накануне первые случаи заражения коронавирусом были зафиксированы и в России. Но на «Таганском ряду» паники не заметно. Местные продавцы относятся к ситуации по-восточному спокойно.
Кафе с китайской едой. Работники на раздаче практически не говорят по-русски.Украшение в виде дракона и китайские бумажные фонарики
Первый человек, которого удалось разговорить в ТЦ «Пекин» — продавец цветастых сумок и рюкзаков — в ответ на упоминание вируса отвечает, что ничего не знает о нем. Родившийся в Харбине мужчина уже год не был на родине, а в поставках товара пока не нуждается и, видимо, поэтому не интересуется ситуацией, которая развернулась в Ухане.
— У нас весь товар из Китая. Сейчас товар не новый. Нам привозят его раз в два месяца сюда, иногда и раз в пять , — говорит продавец рюкзаков и пожимает плечами.
Рюкзаки, которые продает мужчина, пожелавший не называть имениЭскалаторы во второй, более фешенебельной очереди ТЦ «Пекин»
Кажется, мысль о том, что вспышка нового вируса может повлиять на бизнес местной китайской диаспоры, пока еще не созрела в среде торговцев рынка. Многие либо отказываются говорить о поставках товара, либо вообще не задумываются о возможных сложностях. А они уже начали возникать. Крупный онлайн-ритейлер AliExpress предупредил о возможных срывах доставки заказов в Россию и начал отменять заказы, сделанные после 20 января. А основные китайские производители смартфонов отложили сроки поставок в РФ на две недели.
Впрочем, и те, кто задумываются, со сложностями пока не столкнулись. Продавец обуви Ли вернулась из Китая около двух недель назад. Крупная партия нового товара для ее корнера приехала в середине января, когда все вокруг уже говорили о вирусе. Но проблем с поставкой, по ее словам, не было.
— Меня проверяли в аэропорту на границе. Коробки с обувью ехали на поезде и самолете — их тоже проверяли. Нездоровые люди из Китая не попадают куда-то еще. Тем более город, где все нездоровые, закрыт. А вообще, уже есть лечение от коронавируса, — говорит Ли (на самом деле, по данным ВОЗ, никаких лекарств и вакцин от коронавируса пока нет; более 170 человек выздоровели естественным путем).
На аккуратном столике перед ней лежит блокнот с написанными от руки цифрами и иероглифами, ручка и очки. Девушка встает и показывает новые коробки темно-синего цвета. Ли торгует обувью из Китая, России и Казахстана. Несмотря на панику из-за 2019-nCoV, проблем с клиентами она не замечает
— Вирус не мешает, обувь очень хорошо берут, — говорит девушка.
Торговые ряды в «Пекине»
Идем дальше. Встречаем коротко стриженную женщину в темно-синем пиджаке со стоячим китайским воротником. Уроженка восточной части КНР просит называть ее Леной. Она самая младшая из большой семьи и единственная, кто сейчас находится не в Китае — все ее родственники живут там. Лена продает в Екатеринбурге чай. На стеллаже за ее спиной можно увидеть стеклянные банки цилиндрической формы с чаем для похудания из высушенного плода Цзянь Фэй Го, лечебным чаем из корня, который можно прорастить, и другие товары. Когда нет покупателей, Лена читает новости о вирусе и связывается с родней по китайскому мессенджеру WeChat. На экране ее смартфона, который она отложила на время разговора, открыт один из новостных сайтов Китая.
— В новостях много говорят про вирус. Я каждый день читаю, но не переживаю — в основном, это болтовня. В России вируса нет (на момент разговора первые случаи в России еще не были зафиксированы — прим.ред.), у меня дома в Суйфыньхэ тоже нет. Вирус на юге, в Ухане. Его сразу же закрыли, как стало плохо. Я постоянно звоню родным по видеосвязи в WeChat. Говорю, что я тут в России сильно переживаю. Они говорят: «Что ты переживаешь? У нас все нормально, ходим на работу», — рассказывает Лена.
За родных Лена беспокоится больше, чем за бизнес. Товара у нее сейчас достаточно, и новый еще долго не привезут. В разговоре об этом она тут же добавляет, что чай при ввозе всегда проверяют на границе, поскольку этот продукт люди употребляют внутрь. С проверками в аэропортах на 2019-nCoV она тоже согласна.
— Людей, приезжающих из Китая в Россию, конечно, проверяют. И правильно: если человек болеет, то и здесь тоже кто-нибудь заболеет . У меня чай из Китая, его проверяют, делают анализ и дают разрешение ввезти сюда. Хотя я давно не везла товар. Сейчас чая в Китае вообще нет — зима. Он вырастет весной и летом, а осенью его привезут сюда, — говорит Лена.
Граффити с китайскими драконами над парковкой у второй очереди ТЦ «Пекин».
За улицей Минометчиков среди одноэтажных палаток и торговых точек обнаруживается белый павильон с надписью на китайском. Хозяйка — приветливая русская женщина Полина — 10 лет назад начинала работу на рынке с продажи живой рыбы, затем расширила ассортимент до морепродуктов из Дальнего Востока. Три года назад русскоговорящий китаец, выросший в Благовещенске, предложил ей вместе заниматься китайскими товарами. Они открыли две торговые точки. По словам Полины, ее китайский партнер не переживает из-за вспышки 2019-nCoV.
— Он говорит, что вся тема с вирусом — абсолютная фигня, и что это очень быстро пройдет, — говорит Полина.
Замечаю, что на холодильниках для мороженого, в которых хранятся замороженные полуфабрикаты для китайского самовара, лежит коробка медицинских масок.
— Мы надеваем их, когда заходят китайцы. Они и сами в масках ходят, на всякий случай. Я вчера весь день в маске была. Хотя я на 100% уверена, что все это — брехня. Американцы просто выживают китайцев. Раньше был птичий грипп и сейчас все то же самое — только слух пускают, а так ничего страшного. А на то, что в Китае некоторые пневмонию заработали, мне один китаец-поставщик сказал: «От кока-колы сейчас больше людей умирают, чем от пневмонии», — рассказывает Полина.
Еще один магазин с продуктами из Китая на улице Минометчиков. Правда продавец здесь — вьетнамец.
Продукты питания в павильон завозят раз в три месяца. Все, что сейчас продается в магазине, привезли из Китая еще до новостей о коронавирусе. По словам Полины, продукты расходятся довольно быстро: их выкупают либо рестораны и кафе, либо берут на перепродажу. Полина не думает, что вспышка 2019-nCoV, запрет на въезд китайских туристических групп, отмена рейсов в КНР, закрытие границы на Дальнем Востоке и дальнейшие возможные меры от государства могут помешать ее бизнесу:
— Я думаю, что все успокоится. Тем более, китайцы все приезжают и приезжают и приезжают. Вчера вот работали и видели тех китайцев, кого семь месяцев не было в Екатеринбурге. Я всех уже в лицо знаю: кто новенький, кто старенький. Они приезжают и говорят, там (в Китае — прим.ред.) — тишина, — заключает Полина.