• Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Коновалова Т.Е. 1 Кузменко Ю.Г. 1 Окольнишникова И.Ю. 2 Каточков В.М. 1 1 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» 2 ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» В статье рассмотрены особенности регионального развития рынка услуг дополнительного образования. Авторами проанализированы современные нормативные источники, социально-экономические показатели и отраслевые статистические данные развития сферы дополнительного образования. Для рассмотрения региональных особенностей развития организаций дополнительного образования авторами проведен сопоставительный анализ показателей дополнительного образования детей по Центральному Федеральному округу и Уральскому Федеральному округу. На основе этого анализа авторами доказано, что в целом в округах и в крупных городах статистические данные охвата детей дополнительным образованием близки к средним по Российской Федерации. Авторами выделены основные существующие типы предприятий дополнительного образования детей и взрослых, а также требования к организации образовательной деятельности. Авторы подчеркивают существующий межведомственный характер сферы дополнительного образования и анализируют принятые в стране направления развития. Авторами предложены критерии классификации предприятий, оказывающих услуги дополнительного образования как для детей, так и для взрослых и представлена авторская классификация предприятий, оказывающих услуги дополнительного образования. В статье в качестве заключительной части работы приведены выводы о том, что современный рынок дополнительного образования развивается динамично, но хаотично, то чего требуется его детальное изучение на основе маркетингового и логистического инструментария. 341 KB дополнительное образование образовательная услуга предприятия дополнительного образования классификация предприятий дополнительного образования региональный рынок услуг дополнительного образования 1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018–2025 годы . – URL: http://government.ru/programs/202/events/ (дата обращения: 01.12.18). 2. ДОКЛАД Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О реализации государственной политики в сфере образования» Москва 2018 . – URL: http://fgosvo.ru/news/21/3713 (дата обращения: 01.12.18). 3. Дополнительное образование в субъектах РФ: типы региональных ситуаций // Факты образования. – 2015. – № 1. 4. Дополнительное образование детей. Итоги статистических наблюдений . – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения: 01.12.18). 5. Дыбская В.В. Логистика: учебник / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с. 6. Лямзин М.А., Громкова М.Т Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования. – М.: ИРДПО, 2013. – 29 с. 7. Мониторинг системы образования: дополнительное образование детей. – 2016. – № 1. 8. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения: 01.12.18). 9. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017) . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения: 01.12.18). 10. Основы логистики: учебник для вузов / под. ред. В. Щербакова. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с. 11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168723/ (дата обращения: 01.12.18). 12. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831) . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/ (дата обращения: 01.12.18). 13. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ (дата обращения: 01.12.18). 14. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/ (дата обращения: 01.12.18). 15. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2014 № 2125-р (ред. от 13.10.2017) «Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам» . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170330/ (дата обращения: 01.12.18). 16. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб. / Росстат. – 2017. – 686 с. 17. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб. / Росстат. – 2018. – 694 с. 18. Россия в цифрах 2018. Краткий статистический сборник . – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135075100641 / (дата обращения: 01.12.18). 19. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 01.12.18). 20. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.12.18). 21. Хайкин М.М. Логистика в сфере услуг: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 112 с.

Введение

В современном мире сфера услуг является динамично развивающимся и изменяющимся сектором российской экономики. Конечным потребителем услуг выступают человек, семья, домохозяйств. Потребление услуг направлено на личные потребности индивида или коллективные потребности членов семьи.

В изменяющихся социально-экономических условиях образование не может не реагировать на запросы общества, рынка труда, индивидуальных потребителей. Рынок образования является полноценным рынком услуг, обеспечивающим удовлетворение запроса государства в подготовке высококвалифицированных кадров, потребностей предприятий, личности в образовательных услугах. Растущим сектором данной сферы является сектор услуг дополнительного образования. Система дополнительного образования более мобильно позволяет оказывать образовательные услуги, пользующиеся спросом в обществе. Все более ускоряющиеся темпы развития общества, повышение возраста работоспособного населения приводят к необходимости постоянного совершенствования работающими гражданами своих профессиональных компетенций, повышения квалификации. Увеличение численности людей предпенсионного и пенсионного возраста, пересмотр их жизненной позиции влияет на изменение спроса на услуги дополнительного образования для взрослых (творческие группы по интересам, языковые центры, курсы обучения взрослых), пропаганда здорового образа жизни формирует спрос на услуги спортивного дополнительного образования для работающего населения и молодежи. Традиционно высок спрос на услуги дополнительного образования детей дошкольного и школьного возраста.

Увеличение спроса стимулирует расширение спектра услуг дополнительного образования, организацию новых и развитие существующих предприятий дополнительного образования. Ускоряющиеся темпы жизни, дефицит временных ресурсов диктует необходимость минимизации временных и финансовых затрат потребителей услуг дополнительного образования.

Целью исследования является анализ особенностей регионального развития рынка дополнительного образования на современном этапе; исследование нормативных источников, регламентирующих деятельность предприятий, функционирующих на этом рынке; обзор научных, экономических публикаций, позволяющих провести классификацию предприятий по оказанию услуг дополнительного образования.

Материал и методы исследования

Аналитические и сравнительные методы изучения объектов сферы дополнительного образования как сферы услуг.

Результаты исследования и их обсуждение

Рынок образовательных услуг становится полноценным рынком услуг. На данном рынке открываются предприятия, создаются рабочие места, увеличивается поток потребителей.

В приведенной табл. 1 проанализированы статистические показатели численности населения и расходов домашних хозяйств на покупку товаров и услуг, а также расходов на образование и культурные мероприятия .

Необходимо отметить, что число организаций по виду экономической деятельности «образование» составляет по данным Росстата в 2017 году 146,6 тыс. (2,9 в % к итогу), а среднегодовая численность работников, занятых в образовании, начинает расти (на 2014 год – 5520 тыс. чел.), и составляет 5577 тыс. человек .

Группировка численности населения по возрастным группам (табл. 2) позволяет предполагать в каких возрастных группах может повыситься спрос на услуги дополнительного образования (базовые показатели 2002 года – по переписи населения) .

Изменения численности населения по данным возрастным группам (диапазонам) наглядно приведены на рисунке.

Таблица 1

Статистические показатели численности населения и расходов на отдельные статьи

Показатель/год

Численность населения (на 1 января соответствующего года), млн чел

143,0

143,3

143,7

146,3

146,5

146,8

Темпы роста численности населения относительно 2012 года, %

0,2

0,48

2,3

2,44

2,65

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств: расходы на покупку товаров и оплату услуг, млрд руб

28308,5

31695,2

34994,8

36551,5

37249,3

Темпы роста расходов относительно 2012 года, %

11,9

23,6

29,1

31,5

Состав потребительских расходов домашних хозяйств (в среднем на члена домашнего хозяйства), руб. в месяц:

Образование

Организация отдыха и культурных мероприятий

159,9

875,2

133,7

987,4

147,2

1042,1

131,1

987,8

131,6

1071,2

Таблица 2

Численность населения по возрастным группам

Возраст (диапазон)/год

0–9 лет (тыс. чел.)

10–24 лет (тыс. чел.)

25–54 лет (тыс. чел.)

55–69 лет (тыс. чел.)

Из общей численности население в возрасте моложе трудоспособного

трудоспособного (мужчины 16–59, женщины 16–54)

старше трудоспособного

Изменение численности населения по возрастным группам

Группа А представляет собой группу дошкольников и школьников младших классов, группа B – учащиеся среднего и старшего звена школы, техникума, высших учебных заведений. Группу C можно охарактеризовать как трудоспособное население, а группа D характеризует численность людей предпенсионного и пенсионного возраста. Анализ численности данных групп показывает возможный рост спроса на услуги дополнительного образования для детей дошкольного возраста и начальной школы (этот показатель традиционно высок), а также на услуги дополнительного образования людей старшего поколения.

Рассмотрим структуру сферы дополнительного образования и предлагаемые услуги. Необходимо отметить, что аналитика сферы дополнительного образования по базовым критериям оценки, одинаковым для всех предприятий данной сферы, формируется и публикуется только с 2015 года. Особенность существующей сферы дополнительного образования – интеграционный и межведомственный характер. Программы дополнительного образования детей реализуются в учреждениях, охватывающих образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт. Организации дополнительного образования в большинстве своем (56,6 %) подведомственны органам управления образованием, а также Министерству физической культуры и спорта (11,8 %) и Министерству культуры (31,6 %) .

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» более широко формулирует цели дополнительного образования не только детей, но и взрослых . Принята новая государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018–2025 годы, которая содержит подпрограмму развития дополнительного образования. Одной из целей программы является доступность образования, характеризующаяся, в частности, долей занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации, профессиональную переподготовку (не менее 37 % ежегодно от общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы). Относительно дополнительного образования, достижение цели характеризуется увеличением охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования (не менее 75 % к 2025 году), а также количеством вновь оснащенных мест дополнительного образования (нарастающим итогом к 2020 году – 1824,2 тыс. единиц) .

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года определяет основные задачи: разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни; развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта. Основные целевые показатели: увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения до 40 процентов в 2020 году (аналогичныe показатели запланированы по всем регионам РФ). Достижение объема недельной двигательной активности населения приравнивается к 6–12 часам в зависимости от возрастных и других особенностей граждан. Отмечается, что для создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения необходима реализация комплекса следующих основных мер:

1) создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;

2) реализация дифференцированного подхода к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых в субъекте Российской Федерации видов спорта.

Вместе с тем, необходимо отметить, что межведомственные преграды не способствуют эффективному развитию системы дополнительного образования детей, затрудняют мониторинг и применение единых государственных подходов к регулированию деятельности учреждений. Правительством принята межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ, в которой одним из основных направлений является формирование единых подходов к развитию инфраструктуры сферы дополнительного образования детей в субъектах РФ и создание единой системы прогнозирования потребностей в услугах. Среди задач программы следует отметить «обеспечение доступности услуг дополнительного образования для граждан независимо от места жительства, социально-экономического статуса», а в требованиях «внедрение требований обязательного планирования учреждений дополнительного образования детей на вновь застраиваемых территориях (микрорайонах) наряду с общеобразовательными школами» . Решение данной задачи подразумевает в том числе применение логистических подходов к планированию учреждений дополнительного образования. Вместе с тем, на наш взгляд, существует проблема соотнесения тех или иных организаций дополнительного образования, существующих на рынке образования с их типологией в нормативных источниках. Рассмотрим подходы к классификации организаций, оказывающих услуги дополнительного образования.

На рынке образовательных услуг взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны отдельных личностей, домохозяйств, предприятий, организаций, государства и предложение образовательных учреждений различных типов. В состав участников рыночных отношений входят различные круги посредников – службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, образовательные центры и т. п.

Реализация дополнительных образовательных программ ведется организациями различных видов собственности (государственные, муниципальные, частные). Согласно статистике на рынке дополнительного образования существуют:

– организации, основной целью которых является реализация программ дополнительного образования и обучения (основной вид деятельности): организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования. По данным 2016 года – 24,6 %;

– организации, для которых реализация программ дополнительного образования и обучения не является основной целью: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования.

Для рассмотрения региональных особенностей развития организаций дополнительного образования проведем сопоставительный анализ показателей дополнительного образования детей по Центральному Федеральному округу (ЦФО) и Уральскому Федеральному округу (УрФО). Результаты анализа статистических данных приведены в табл. 3 .

Как мы видим, показатель количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей в отношении к численности населения округа выше в Уральском федеральном округе. Статистические данные демонстрируют рост количества организаций частной формы собственности наряду с федеральными и муниципальными организациями дополнительного образования.

По направленности подготовки дополнительных общеобразовательных программ охват по естественно-научным (42 %) и краеведческим (32 %) направлениям выше в Центральном федеральном округе, по ДОП в области искусств (70 %) и физической культуры (63 %) в Уральском Федеральном округе.

Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет в среднем по РФ около 68 % (данные 2015 года). Показатели по Центральному федеральному округу выше 70 % (лидеры по охвату Калужская, Владимирская область, Москва), по Уральскому федеральному округу около 68 % (лидером по охвату является Тюменская область). Отметим, что негосударственные образовательные организации представлены невысоким процентом – 0,35 % численности обучающихся детей .

Таблица 3

Сравнительный анализ показателей дополнительного образования детей ЦФО и УрФО

Показатель

2016 г.

2017 г.

РФ

ЦФО

УРФО

РФ

ЦФО

УРФО

Численность населения, тыс. чел

Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (здесь и далее ДОП) для детей

(в том числе частной и прочих формы собственности)

Количество организаций по техническим ДОП

Количество организаций по естественно-научным ДОП

Количество организаций по туристско-краеведческим ДОП

Количество организаций по социально-педагогическим ДОП

Количество организаций по ДОП области искусств

Количество организаций по ДОП области физической культуры и спорта

Количество организаций по дополнительным предпрофессиональным программам для детей в области искусств

Количество организаций по дополнительным предпрофессиональным программам для детей в области физической культуры и спорта

В целом в округах и в крупных городах статистические данные охвата близки к средним по Российской Федерации.

Авторами статьи акцентируется внимание на том, что в настоящее время существует практика анализа показателей охвата детей дополнительным образованием не по укрупненным субъектам РФ (округам), а по областям. В результате в одну типовую группу регионов могут попасть области из разных федеральных округов. Объединение в группу происходит по отношению к среднероссийскому показателю охвата детей дополнительным образованием. Проведенный в 2013 году специалистами высшей школой экономики анализ охвата детей дополнительным образованием по критериям охвата школьным и внешкольным дополнительным образованием позволил выявить типологию и причины региональных ситуаций из следующих групп :

– группа регионов, в которых охват школьным и внешкольным дополнительным образованием выше среднероссийского. По результатам анализа – это демографически слабые регионы, в которых упала численность населения в постсоветское время, а в советское время была создана большая инфраструктура дополнительного образования, которая покрывает все запросы в объемах дополнительных образовательных услуг;

– группа регионов, в которых охват школьным и внешкольным дополнительным образованием ниже среднероссийского. Демографически активные и миграционно привлекательные регионы;

– группа регионов, в которых охват школьным и внешкольным дополнительным образованием близок к среднероссийскому;

– группа регионов, в которых охват внешкольным выше, а школьным ниже среднероссийского. Группа регионов с благополучными социально-экономическими условиями и развитой инфраструктурой внешкольного дополнительного образования;

– группа регионов, в которых охват внешкольным ниже, а школьным выше среднероссийского. Регионы, в которых развита сеть образовательных школ, слабые экономические условия для развития новых предприятий внешкольного дополнительного образования.

Таким образом, мы наблюдаем множество подходов к вопросу оценивания региональных особенностей развития организаций дополнительного образования. Мы считаем, что в настоящее время еще не до конца проработаны основные вопросы, связанные с методикой проведения анализа региональных особенностей развития организаций дополнительного образования. И связано это, на наш взгляд, в первую очередь из-за отсутствия единых подходов к классификации учреждений и организаций рынка услуг дополнительного образования.

В этой связи рассмотрим виды предприятий рынка услуг дополнительного образования, исходя из требований к ним, представленным в базовых нормативных документах. Изменения, внесенные в 2016 году, в общероссийский классификатор видов экономической деятельности расширяют вид деятельности «дополнительное образование» как детей, так и взрослых, определяя услуги предоставления профессиональных, предпрофессиональных и общеразвивающих программ дополнительного образования и виды предприятий. Структура классификатора данного вида деятельности показывает следующие виды предприятий: школы, центры обучения, лагеря, автошколы, студии, классы, художественные школы, театральные кружки, школы изобразительных искусств, школы разного вида искусств, школы по подготовке фотографов, спортивные школы .

В статьях Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» указаны виды предприятий сферы образования, культуры и спорта, имеющие право ведения образовательных программ дополнительного образования:

– дошкольные образовательные организации;

– общеобразовательные организации;

– профессиональные образовательные организации;

– образовательные организации высшего образования;

– научные организации;

– организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;

– иные юридические лица;

– индивидуальные предприниматели;

– детские школы искусств по видам искусств;

– профессиональные образовательные организации;

– детские спортивные школы;

Таблица 4

Классификация предприятий в сфере услуг дополнительного образования

Критерий классификации

Виды организаций дополнительного образования

Основной вид деятельности

– организации, основной целью которых является реализация программ дополнительного образования и обучения: организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования;

– организации, для которых реализация программ дополнительного образования и обучения не является основной целью: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования

Возрастной критерий обучающихся

– 3–6 лет: дошкольные образовательные учреждения, центры развития детей;

– 7–17 лет: общеобразовательные учреждения, центры дополнительного образования, детские школы искусств по видам искусств, детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва;

– 18–54 лет: высшие учебные заведения, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования, языковые центры, фитнес-центры, центр повышения квалификации;

– 55–69 лет: досуговые центы, фитнес-центры, центры дополнительного образования, просветительские организации, дворцы культуры

Отраслевая (ведомственная) принадлежность

Предприятия подведомственные:

– Министерству просвещения РФ;

– Министерству культуры РФ: детские школы искусств по видам искусств;

– Министерству спорта РФ: детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва

Направление дополнительных образовательных программ

Предприятия, предоставляющее услуги по направлениям дополнительно образования:

– художественное;

– естественнонаучное;

– техническое;

– физкультурно-спортивное;

– социальное;

– психолого-педагогическое;

– туристско-краеведческое

– информационное

Вид реализуемых дополнительных образовательных программ

– организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы:

а) организации, реализующие дополнительные общеразвивающие программы;

б) организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы;

– организации, реализующие дополнительные профессиональные программы

Вид собственности

– государственные организации (федеральные, муниципальные, отраслевые);

– негосударственные организации;

– индивидуальные предприниматели

Объем оказываемых услуг

– мелкие;

– средние;

– крупные (сетевые)

Вид финансирования

– бюджетные;

– внебюджетные

Способ предоставления услуг потребителю

– Of-line;

– On-line;

– Смешанный

Целеполагание потребителя услуг

– образование с получением квалификации (повышение квалификации, переподготовка);

– образование для удовлетворения индивидуальных потребностей в интеллектуальном совершенствовании;

– досуг (спорт, танцы, творчество)

Расположение (относительно основного местонахождения потребителя)

– в шаговой доступности;

– в микрорайоне;

– на территории района;

– на территории соседнего района;

– в другом конце города

СанПиН «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» выделяет организации дополнительного образования по направленности: техническое творчество, естественно-научная направленность, художественное творчество, хореография, спорт, музыкальные занятия. Документ распространяется только на сферу дополнительного образования детей .

Как мы видим, классификация предприятий по оказанию услуг дополнительного образования в большинстве проецируется на сферу дополнительного образования детей. Нами предложено расширение классификации (табл. 4), которое учитывает оказание дополнительных образовательных услуг для детей и взрослых.

Выводы

В изменяющихся социально-экономических условиях образование не может не реагировать на запросы общества, рынка труда, индивидуальных потребителей. Анализ статистических данных показывает рост спроса на услуги дополнительного образования. Решение задач обеспечения доступности услуг дополнительного образования независимо от места жительства, в доступной форме представления услуг, формирования единых подходов к развитию дополнительного образования различных форм в субъектах Российской Федерации, создания единой системы прогнозирования потребностей потребителей в дополнительных образовательных услугах, внедрения требований обязательного планирования учреждений дополнительного образования детей и взрослых на застраиваемых территориях требует детальной проработки и более глубокого и детального изучения самой сферы дополнительного образования с учетом региональных особенностей на основе применения современных инструментов экономических наук, таких как маркетинг и логистика. Необходимо констатировать, что рынок услуг дополнительного образования в стране развивается достаточно хаотично, в каждом регионе существует своя типология видов учреждений, свои уникальные особенности развития этой сферы. Вместе с тем, в настоящее время остро назрел вопрос упорядочения рыночных процессов развития сферы дополнительного образования на основе региональных особенностей.

Содержание

Библиографическая ссылка

Коновалова Т.Е., Кузменко Ю.Г., Окольнишникова И.Ю., Каточков В.М. СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 7. – С. 65-73;

Рынок детского образования: основатели ярких проектов – о тенденциях и перспективах

Как развивается ниша услуг для детей и можно ли в ней заработать

    Поделиться:

Портал Biz360.ru всегда помнит о своих героях — предпринимателях, о которых мы рассказывали читателям в наших статьях-историях и кейсах. Подводя итоги бизнес-года, мы связались с основателями интересных проектов в сфере детского дополнительного образования, которые были героями наших материалов. Для этой статьи они рассказали о том, куда движется рынок детского образования, каких результатов они добились в 2018 году и с какими сложностями столкнулись.

«Шахматная школа №1»:
запустили онлайн-курс, вышли в другие регионы

Сергей Жвакин,
совладелец «Шахматной школы №1»

  • — сеть, созданная в 2015 году в Москве. В ней занимаются школьники с разным уровнем владения шахматами. Занятия проходят преимущественно в городских библиотеках, где проект арендует площадки. Преподавание ведут шахматисты высокого уровня. Сейчас «Шахматная школа №1» работает в Москве, Подмосковье и Нижнем Новгороде.

Экономика. Наш оборот за 2018 год составил порядка 10 миллионов рублей. Это почти в два раза больше, чем в 2017 году, но рентабельность чуть снизилась – с 40% до 30%. Это связано с тем, что увеличилось количество наших филиалов – с 17 до 30. По количеству учеников наш проект вырос примерно в 1,5 раза.

Мы почти не развивали самостоятельную сеть в Москве, здесь у нас появилось только три точки. Весь остальной рост за счёт франшизы и нашего эксперимента – открытия трёх собственных филиалов в Нижнем Новгороде. То есть у нас больше партнёрских проектов, которые ниже для нас по рентабельности, но зато трудозатрат требуют меньше.

Стратегия. Мы решили выйти в регионы и поэкспериментировать, каким образом можно удалённо управлять бизнесом, наняв команду на месте. Выбрали Нижний Новгород, потому что это ближайший к Москве город-миллионник. Мы опросили через Avito и HeadHunter человек 50 из Нижнего Новгорода, которые могли бы работать у нас. Потом летом приехали и провели порядка 20 собеседований, выбрали несколько человек преподавателей и двух администраторов.

Помещения арендуем в городских библиотеках, приезжаем раз в месяц, чтобы всё контролировать. Пока эти три филиала работают в режиме стартапа. На операционную прибыль мы вышли только в январе этого года, свои вложения ещё не отбили. Спрос на занятия шахматами в Нижнем Новгороде такой же, как в Москве. Но средний чек ниже, потому что платёжеспособность населения ниже. Это заставляет нас задуматься о том, чтобы скорректировать своё предложение по франшизе для регионов – относительно ожиданий от проекта.

Плюс опыт Нижнего Новгорода показал, что в регионах, возможно, не имеет смысла столь высокая маркетинговая активность. Там сарафанное радио запускается гораздо быстрее, чем в Москве. Поэтому затраты на маркетинг стоит сократить. Надеемся, что на этом примере мы сможем отработать методику удалённого управления, чтобы потом развиваться и таким образом.

В прошлом году мы открывали партнёрские филиалы вместе с детскими центрами в Москве и Подмосковье. Раньше родители хотели привести ребёнка в условный детский центр, чтобы он там получал все необходимые занятия в комплексе. Сейчас родители поняли, что в узконаправленных кружках обучение сильнее. Поэтому детские клубы привлекают различные школы, в том числе и нашу, чтобы сделать обучение профильным. Правда, не у всех получается удачно подать наше сотрудничество в маркетинговом плане.

Мы открыли два филиала по франшизе – в Москве и Химках. Долго вели переговоры с этими партнёрами, они почти год принимали решение о покупке франшизы. С первого месяца работы они вышли на операционную рентабельность, а в декабре прошлого года отбили все вложения. Партнёры и сами были удивлены такому быстрому результату.

Раньше мы рассматривали «Шахматную школу №1» как единый бизнес, а сейчас разделяем его на партнёрские филиалы, собственные точки, франшизу, организацию мероприятий. Наша задача, чтобы у каждого направления была своя выручка и своя рентабельность.

Ассортимент. Этим летом мы записали онлайн-курс обучения игре в шахматы для взрослых и выложили его на площадке . За 1,5 тысячи рублей ученик получает 20 уроков и 60 заданий. С нуля за пару месяцев он, если успешно выполняет все задания, становится любителем с приличным уровнем, может участвовать в турнирах. Сейчас наш курс приобрели около 30 человек. Запуск онлайн-курса стал для нас интересным продуктом. Средний чек здесь ниже, чем от продажи абонемента на занятия, но и наши трудозатраты были разовыми. Сейчас нам надо только раз в неделю заходить на платформу Stepik и отвечать на вопросы пользователей.

Мы начали проводить больше турниров и плотно работать с их упаковкой. Делали мероприятия более масштабными и интересными. Например, весной провели турнир в Горбушкином Дворе, где традиционно проходит чемпионат Москвы по блиц-шахматам. К нам приехали участники из Москвы, Подмосковья и Калуги, не все были нашими учениками. Также проводили новогодний фестиваль, викторины и шоу. Шахматные турниры для нас – дополнительный источник дохода. Их маржинальность примерно 60%. Нам выгоднее провести один раз мероприятие, чем месяц учить человека.

Тренды. Конкуренция объективно растёт. Появляются дополнительные шахматные школы, в Москве стартовал проект «Шахматы в школах». Бывает, что кружок шахмат в рамках этого проекта ведёт кто-то из учителей. Тогда занятия довольно простые, и нам это идёт скорее в плюс. Дети знакомятся на уроках с шахматами, они им нравятся. Потом они хотят играть лучше и приходят к нам. Бывает, что школа привлекает профессионального тренера, да ещё и располагается по соседству с нашим филиалом. Тогда часть наших учеников «Шахматы в школах» оттягивают на себя.

Усиливается и нелинейная конкуренция за счёт открытия всё новых секций по робототехнике и ментальной арифметике. Они сильны маркетингом и красивой упаковкой, в отличие от классических шахматных школ.

Сложности. Учитывая увеличение масштабов проекта, было ощущение утери контроля над ситуацией. Тяжело осознавать, что не каждого клиента и не каждого сотрудника знаешь в лицо. Другая сложность – в управлении клиентской базой. Внедряем разные инструменты, чтобы всё отслеживать, но большая часть работ по-прежнему ведётся в Excel. Пытаемся экспериментировать с разными CRM-системами, но пока не нашли удачного для себя решения. Существуют нормальные продукты, которые подразумевают, что у компании есть человек, сидящий в офисе, который вводит в базу все данные. А у нас все работают мобильно, перемещаемся из точки в точку. Если делать центральный офис, то сильно снизится рентабельность бизнеса в целом.

Продвижение. Мы подключили все инструменты для интернет-рекламы. Сейчас комплексное продвижение какого-нибудь филиала выглядит так – тартегированная реклама в «ВКонтакте», объявления на Avito, «Яндекс.Директ» и Google Adwords, работа с ретаргетингом. Это позволяет получать по 30-40 заявок на филиал. Единственное, что раньше из-за адресной рекламы конверсия из заявки в пробное занятие была процентов 70, а сейчас – 40. Это происходит потому, что не все инструменты одинаково эффективны.

Мы отслеживаем окупаемость и эффективность рекламных инвестиций. Если видим, что что-то неэффективно, сразу отключаем. Сейчас около 70% клиентов приходят к нам по интернет-рекламе, а раньше из онлайна и оффлайна было примерно одинаковое соотношение.

Планы-2019. Нам бы хотелось, чтобы во всех филиалах количество учеников достигало как минимум 20 человек. Это позволит организовать группы разного уровня сложности, проводить более локальные турниры. Сейчас мы собираем на турниры людей из всех филиалов, не всем удобно добираться на них.

Планируем продолжить рост за счёт франшизы. Опыт наших партнёров показывает, что мы предлагаем рабочую модель бизнеса. Сейчас у нас есть заявка о покупке франшизы из Новой Зеландии для русскоговорящих жителей.

  • Читать статью о проекте «Шахматная школа №1»

«Полиглотики»: добавили новые курсы,
вышли на рынок Украины

Елена Иванова, основатель сети
языковых центров «Полиглотики»

  • — сеть детских языковых центров. Первый центр был открыт в 2006 году в Санкт-Петербурге. Обучение в центре ведётся по авторским методикам, в основе которых – коммуникативный подход, обучение через игры и общение с носителями языка. Проект активно развивается по франшизе.

Экономика. В прошлом году мы выросли – у нас теперь 90 филиалов в 70 городах России: от Калининграда до Владивостока. Но для нас важно не количество, а качество работы наших филиалов.

За 2018 год мы открыли 45 новых филиалов и в крупных, и в небольших городах. Выручка каждого центра зависит от региона и установленных цен на занятия. Прибыль тоже отличается в связи с разными расходами на аренду и зарплаты сотрудников. Однако выход на точку безубыточности и маржинальность в целом не зависит от региона и численности населения города. У наших филиалов с каждым годом растёт количество клиентов, и, соответственно, выручка и прибыль. Рост оборотов происходит за счёт притока новых клиентов и запуска новых направлений.

Стратегия. Наши заведения продолжают становиться сертифицированными центрами по приёму международных экзаменов. Помимо оценки результатов нашими педагогами, дети старше 7 лет могут сдать международный экзамен и получить независимую оценку своих знаний сторонними специалистами из Лондона. Мы готовим детей к тому, чтобы сдавать экзамены без стресса. И дети постепенно привыкают, что свои знания нужно демонстрировать.

Мы перезапустили сайт, у него теперь красивая профессиональная версия. Она очень удобная для клиентов, им стало проще выбирать занятия и записываться на них. Кроме этого мы сделали новую мобильную версию сайта. Обновлено приложение для изучения слов для Android – оно позволяет детям учить новые слова, озвучено носителями языка, за счёт чего дети сразу учатся правильному произношению. Планируем выпустить аналогичное приложение и для iOS.

В 2018 году мы запустили новую систему обучения педагогов. Если ранее обучение и повышение квалификации проводилось только дистанционно, теперь мы предлагаем пройти очные семинары-практикумы в Санкт-Петербурге. К сожалению, не у всех региональных точек есть возможность отправить преподавателей на обучение к нам. В таких случаях наши специалисты готовы приехать в новый филиал и провести обучение на месте.

Ассортимент. Мы выпустили много новых программ и чуть расширили ассортимент услуг. Создали программу по изучению китайского языка, так как он набирает популярность. Стали предлагать занятия на русском языке по подготовке к школе (математика, чтение, письмо, окружающий мир). Помимо этого начали работать с новой возрастной категорией клиентов – подростками (5-11 класс). Мы их готовим по иностранным языкам к ЕГЭ или ОГЭ, помогаем преодолеть трудности с изучением грамматики, расширить лексический запас, развить разговорные навыки.

Разработка каждого нового курса занимает от 10 до 12 месяцев. Каждая программа проходит проверку, верстается и иллюстрируется. После этого пособие пускается в печать. На сегодня мы единственные в России, кто работает по собственным авторским программам, прошедшим сертификацию. Их разработка была вызвана необходимостью: работа по программам зарубежных авторов не приносила результатов, т.к. они создаются без учёта особенностей русского языка. Мы же, наоборот, при разработке наших программ учитываем фонетические и грамматические особенности родной речи ребёнка.

Мы запустили очень интересный проект — олимпиаду для учеников наших центров. Она рассчитана на детей четырёх возрастных категорий и собрала большое количество участников.

Рынок. Сейчас на рынке много так называемых «псевдофраншиз». Некоторые люди сочли, что обучение языкам — это лёгкий способ зарабатывания денег. Они вкладываются не в развитие сети или продукта, а только в рекламу своей франшизы. В нашем сегменте можно видеть такие «псевдофраншизы», которые исчезают, отработав по паре лет. Из-за этого появляется недоверие к рынку франчайзинга в сфере образования. К большому сожалению, сам по себе рынок франчайзинга в России плохо контролируется. Может, в будущем он станет более прозрачным.

Мы работаем 12 лет и развиваем сеть с 2013 года, а с 2015 года – на федеральном уровне. Нам появление «псевдофраншиз» никак не вредит, потому что мы давно на рынке и полностью открыты. Потенциальным партнёрам мы предлагаем связаться с любым нашим центром и спросить, как он работает. Многие владельцы сетей эти данные скрывают, мы – нет. Нам важно, чтобы наша сеть развивалась. В прошлом году у нас закрылось два центра, это очень низкий показатель. Все, кто хочет заниматься обучением иностранным языкам, могут создать успешный и прибыльный бизнес. Просто надо хорошо работать и быть фанатом своего дела.

Тренды. Родители с каждым годом становятся более требовательными. Они хотят видеть быстрый результат от занятий. Практически каждая мама хочет, чтобы её ребёнок-дошкольник изучал иностранный. Тех, кто хочет заниматься у нас, становится всё больше. 10 лет назад мы принимали детей только с 3 лет, а сейчас у нас много тех, кому 1-2 года.

Мы видим большой интерес к направлению мини-сада, когда дети на 3 часа погружаются в иностранный язык: они занимаются фитнесом, творчеством, играют и читают на языке. С точки зрения бизнеса наша задача в этом случае – предоставить родителям хорошие условия для получения услуги: удобное расписание, эффективную методику, конкурентные цены, лучших педагогов.

Спрос на изучение языков растёт. Особенно после того, как прошла новость, что в 9 и 11 классах экзамены по иностранному языку станут обязательными. Это непростые экзамены, готовиться к ним нужно не за полгода, а гораздо раньше. И родители это понимают.

Сложности. Есть общие трудности, которые не связаны с нашим бизнесом напрямую. Одна из них – экономическая ситуация в стране. Реальные доходы населения не растут, из-за чего мы не можем повышать свои цены в соответствии с инфляцией.

Планы-2019. Хотим расширяться как в России, так и в близлежащих странах. В 2018 году открыли два центра в Украине, у нас появился мастер-франчайзи в Казахстане, которая контролирует и поддерживает партнёров в Казахстане и Кыргызстане. Также будем развивать наш сайт и продвигать бренд, чтобы как можно больше людей узнали о том, что учить иностранные языки нужно с самого раннего детства.

«КодКласс»: переработали продукт,
успешно запустили франшизу

Игорь Закоморный,
сооснователь проекта «КодКласс»

  • — сеть детских школ программирования. Проект стартовал в Москве в 2016 году. Вложения на старте составили 150 тысяч рублей, в мае 2017 года был привлечён сторонний инвестор. Дети в возрасте 5-15 лет изучают программирование на основе игр и приложений, после прохождения каждой темы создают свой собственный проект – программу для робота в игровой среде, браузерные игры, сайты и приложения

Экономика. В 2018 году наша выручка составила более 40 миллионов рублей. Наш проект – прибыльный.

Стратегия. В конце 2017 года мы стали масштабироваться в Москве. Количество клубов увеличилось с 5 до 25. Из-за этого упало качество самого продукта – снизился уровень преподавания и администрирования, и ухудшилась экономика – клиенты стали отказываться от наших услуг. В 2018 году мы решили эту проблему, приостановив рост и внося изменения в сам продукт. Набрали новый административный персонал, прописали все процессы, разработали регламенты и инструкции.

Во что это выльется, мы не знали, но теперь уже можно подвести итоги. На рынке образовательных проектов важный показатель – процент «сохраняемости» детей, то есть то, как долго ребёнок занимается у вас. В Москве стоимость привлечения клиента очень высокая, первая покупка абонемента выходит в ноль. Все деньги зарабатываются только со второго-третьего месяца. Поэтому чем дольше ребёнок ходит на ваши занятия, тем больше вы зарабатываете. У нас сейчас сохраняемость детей около 90%, на рынке программирования для детей этот показатель один из самых высоких.

Летом мы организовали и провели самый большой детский лагерь в Москве по программированию для детей. К концу года активизировали работу по выстраиванию франчайзинговой сети. У нашего партнёра в Екатеринбурге успешно запустилась школа «КодКласс» — сошлись все заявленные цифры (прибыль 200 тысяч рублей, запуск за один месяц). Это наш успешный кейс.

За последние два месяца прошлого года добавилось четыре города, где откроемся по франшизе – Улан-Удэ, Воронеж, Ярославль и Кызылорда в Казахстане. Так как мы довольно крупный игрок на рынке обучения программированию, то от потенциальных партнёров к нам идёт большой органический запрос на . Партнёры, которые хотят к нам присоединиться, получают возможность вести бизнес по понятной траектории без ошибок, которые когда-то совершили мы сами.

Рынок. За этот год появилось много игроков, которые запускают франшизы. При этом у них маленький опыт работы и всего одна-две свои школы. Сейчас рынок франчайзинга таков, что франшизу очень легко продавать. Негативный момент прошлого года – продают продукт, который ещё сырой и не проверен временем. Это вредит всему рынку образовательных проектов. Из-за «сырых» продуктов появляется негативный потребительский опыт. Дети и их родители сходили в какую-то подобную школу и остались недовольны. Если такое произошло в условном Уссурийске, то проекту с хорошим продуктом потом сложно на него зайти.

Ещё одна тенденция – спрос на курсы по программированию для детей по-прежнему растёт. Это способствует тому, что люди из регионов интересуются франшизой, в том числе нашей. Рынок в Москве уже насытился образовательными проектами, тут сложно открыться. Это не то, что было 2 года назад – втыкаешь палку в землю, и она цветёт. Но в регионах сейчас всё по-прежнему – там не хватает качественных образовательных продуктов.

Трудности. Самым сложным в прошлом году была переработка продукта. Ты делаешь изменения в продукте, но когда будет результат, не знаешь. Это тяжело. Сейчас итог уже понятен. И самое классное, что получилось всё воплотить и сделать более качественный продукт.

Планы-2019. В этом году хотим открыть 100 школ по франшизе. И рассчитываем, что они будут прибыльными.

  • Читать статью о проекте «КодКласс»

MindSet: расширили целевую аудиторию,
вложились в продвижение

Юлия Давыдова,
сооснователь онлайн-школы MindSet

  • – школа онлайн-математики, созданная в 2017 году. Индивидуальные занятия с преподавателем ведутся через Skype, помимо этого с каждым учеником работает куратор. Режим занятий подбирается индивидуально. Стартовые вложения в проект составил 1 млн. рублей.

Экономика. Мы планировали выйти на оборот в 4 миллиона рублей в месяц к концу 2018-2019-го учебного года (т.е. к маю 2019-го), и пока прошли полпути. Наш месячный оборот по итогам 2018 года — 2 миллиона рублей, хотя ещё в начале сентября было чуть меньше 1 миллиона рублей в месяц. Количество учеников на конец года у нас составило около 150 человек (планировали 200).

Аудитория. Изначально мы ориентировались на тех, кто хочет подготовиться к сдаче ЕГЭ или ОГЭ по математике. Но сейчас аудитория нашего проекта сильно изменилась. Мы смотрим на математику не просто как на предмет, который надо хорошо сдать, а как на предмет, который влияет на развитие человека. Наша философия оказалась созвучной многим родителям.

Сейчас к нам пришли родители шести- и семиклассников. Они понимают, что простой путь — это «натаскать» ребёнка для сдачи математики в последний год перед экзаменом, как-нибудь сдать сам предмет и кое-как куда-нибудь поступить. По сути, это просто выкинуть время и деньги на ветер. А можно изучать математику с гораздо лучшим эффектом и большей наполненностью, но в течение более продолжительного времени. Такие родители мотивированы, чтобы их ребёнок получал качественные знания, они готовы за это платить. Для них воспитание ребёнка – это воспитание в нём осознанности. Они доносят мысль, что если хочешь чего-то достичь, то надо заниматься этим как можно раньше. Дети это ценят. Сейчас наша аудитория на 50% — это ученики 5-8 классов.

Приходит много родителей с запросом «хотим поступить в такую-то школу», их детей нужно подготовить к вступительным экзаменам. Очень частая цель занятий – развитие логики и нестандартного мышления. В таких случаях стараемся брать за ориентир успешное участие в турах олимпиад (конечно, если ребенок готов усиленно работать). Мы также замечаем, что в результате занятий цели усложняются: родители, пришедшие изначально с желанием исправить «двойки» их ребёнка в школе, видят результаты занятий и строят более амбициозные планы. Например, переход в престижные школы или участие в олимпиадах через какое-то время.

Сейчас у нас сильно расширилась география: мы занимаемся с детьми от Находки до Лос-Анджелеса. Ещё в январе 2018 года я думала, что процентов 90% наших учеников будут из Москвы и Санкт-Петербурга. А по факту Москва – это только 25%. Сейчас около 15% — это жители Европы и США. Это русскоязычные люди, которые живут за границей. Есть семьи из Европы, считающие, что их детям в школе слабо преподаётся математика, и они хотят что-то посерьёзнее, «как у нас в правильной советской школе было».

К нам также обращаются ребята, которых нужно подготовить к поступлению в зарубежные школы и вузы. Для работы с ними пришлось незначительно переработать наши методические материалы.

Стратегия. Для нас 2018 год был годом пиара и соцсетей. У нас вышло несколько публикаций в СМИ (включая статью на портале Biz360.ru). Это нам очень помогло в плане узнаваемости. Мы вышли в соцсети, до этого у нас их не было. Нам нужно было понять, как донести до людей информацию о том, что мы предлагаем. Занимались этим с апреля-мая, сильно вложились в брендинг. В результате соцсети стали для нас основным инструментом лидогенерации, наряду с рекомендациями существующих клиентов.

В связи с увеличением потока клиентов мы столкнулись с нехваткой преподавательских кадров. Отбор и тренинг преподавателей – это теперь отдельное большое направление работы в MindSet. Сейчас мы плотно сотрудничаем с аспирантами, студентами и преподавателями с мехмата МГУ, матфака ВШЭ, а также МГТУ им. Баумана.

Рост вызвал, в свою очередь, и изменения в отделе продаж. С расширением географии мы стали получать звонки и с Дальнего Востока, и с Западного полушария.

Всё это привело и к серьёзным доработкам со стороны IT. Как говорится, чем проще использовать продукт, тем сложнее его сделать. Потребовалась автоматизация всего: вся коммуникация уходит только в личные кабинеты пользователей, преподавателей и кураторов. Так фиксируется вся информация и все вопросы, ничего не теряется. Ведь информация и опыт должны накапливаться, чтобы улучшать нашу внутреннюю эффективность и наши предложения клиентам.

Рынок. На рынке появляется много проектов, которые готовят к сдаче ЕГЭ или ОГЭ. Но они нам совершенно не вредили, прямой конкуренции я не вижу. Наша история не про то, как «натаскать» учеников для сдачи экзаменов, а про развитие мышления. Мы помогаем каждому человеку построить такой курс обучения, чтобы он был для него максимально эффективным. И появление конкурентов не помешало нам с сентября прошлого года поднять цены на 15%.

В то же время есть скрытая конкуренция с другими проектами, рассчитанными на школьников младшего возраста. С теми же секциями по робототехнике, программированию и т.д. В этом возрасте детям не нужно готовиться к сдаче экзаменов, и родители, думая об их развитии, не всегда готовы вкладываться в несколько секций разной направленности.

Тренды. Продолжает появляться много проектов, основанных на контенте из открытого доступа. Это подтверждает важную мысль – в России люди не будут платить за общедоступный контент, им нужна услуга вокруг него.

Многие проекты, начинавшиеся исключительно в онлайне, выходят в офлайн. Например, раньше устраивали вебинар на сто человек за одну цену, а теперь выездной лагерь, где сидит та же аудитория и учится тому же самому, но за большие деньги. Предприниматели пытаются строить со своей целевой аудиторией отношения не только в онлайне, но и в офлайне. С их стороны это очень правильный ход, думаю, таким образом они могут отстроиться от конкурентов.

В регионах по-прежнему ощущается нехватка качественного предложения дополнительного математического образования. Есть школьные учителя, которые занимаются репетиторством, и возможность участия в вебинарах по подготовке к ЕГЭ или ОГЭ. Но если по какой-то причине такое репетиторство или вариант с вебинарами не сработал, или если цель более высокая, чем оценки в школе или «пережить ЕГЭ», то люди ищут преподавателей другого формата. И они как раз готовы заниматься у нас.

Родители, особенно более молодое поколение, верят в релевантность образования для успеха своих детей. И они готовы в него вкладываться. В том числе – в онлайн-обучение, но только качественное. Качество образования снова ценится.

Планы-2019. Будем наращивать наш флагманский продукт, где у нас с одним учеником занимается преподаватель и куратор. Сейчас у нас очень много лидов, мы не успеваем отвечать на спрос. В наших планах набрать подходящих преподавателей, чтобы сократить лист ожидания. Думаю, что в нашем флагманском предложении мы можем ещё смело вырасти раз в десять.

Попробуем создать какую-то более массовую версию нашего продукта. Но не знаем, успеем ли сделать это в 2019 году.

Будем развиваться на международных рынках. К нам есть интерес со стороны Арабских Эмиратов: там заметили нашу активность в России и считают, что было бы хорошо сделать нечто подобное и для них. Скорее всего, преподавание на других рынках будет на английском языке. Опять-таки тяжело пока прогнозировать, это всё в разработке.

  • Читать статью о проекте MindSet

Клубы «Эдисон» и «Фарадей»:
запустили ивенты, вышли на иностранные рынки

Тимур Акджигитов,
руководитель Akti Groupp

  • Akti Groupp – компания, развивающая сеть научных клубов «Фарадей» и центр лайфхаков и изобретений «Эдисон». Первые образовательные клубы были открыты в 2014 году в Пятигорске. Проект стал активно развиваться за счёт франшизы с 2016 года. Сейчас его клубы и центры действуют не только в России, но и в Казахстане, Украине и Кыргызстане.

Экономика. В этом году мы активно развивались благодаря франшизе. Это позволило увеличить количество филиалов: у центров лайфхаков и изобретений «Эдисон» с 9 до 23, у клубов юных химиков «Фарадей» — с 35 до 44.

Радостным событием стал тот факт, что мы наконец-то зашли в Украину с обоими проектами. По разным причинам нам это долго не удавалось. Освоили и другой иностранный рынок – у клуба «Фарадей» открылся филиал в Бишкеке (Кыргызстан). Все эти филиалы открывали не мы, управляющая компания, а наши франчайзи.

Стратегия. Помимо работы в клубах мы стали осваивать новые направления. В 2018 году начали проводить ивенты, наиболее востребованными оказались мастер-классы на каникулах, праздниках и днях рождения. Это существенно повысило нашу выручку, так как не все дети могут ходить к нам по абонементам.

В сентябре мы сделали большое обновление своей программы. Изменили структуру учебного года. Во время школьных каникул и летом наши занятия проводятся в более занимательной и лёгкой форме, чем в другое время. Мы сделали ставку на геймификацию, ввели соревнования и конкурсы среди клубов. Например, в конце этого учебного года в клубах «Фарадей» проведём международный онлайн-чемпионат по занимательной химии. Это будет что-то вроде химического диктанта.

Мы запустили долгожданный проект для наших деловых партнёров – Академию соцсетей. Это онлайн-курс по созданию и развитию соцсетей своих клубов, который проходят все наши новые франчайзи. Они обучаются и сразу выполняют практические задания. В этом курсе представлены новейшие методики и исчерпывающие материалы, готовые тексты, макеты постов, постеров, фотографии и т.д, а также пошаговые инструкции по созданию постов и их продвижению. Мы в полной мере осознаем важность соцсетей! Каждый год число клиентов, приходящих из них, увеличивается.

Рынок. Рост детских клубов в России по-прежнему продолжается. Подавляющее большинство занимают центры с уклоном в сторону интеллектуального развития – ментальная арифметика, скорочтение и так далее. Есть ощущение, что рынок в этой сфере близок к насыщению.

Если говорить об общих тенденциях в детском дополнительном образовании, то здесь всё ощутимее становится уклон в сторону геймификации, проектной деятельности и демократичных отношений с преподавателем.

Трудности. Испытали сложности из-за блокировки Telegram. Там у нас было два чата – «Сенсеи» (для преподавателей) и «Идеи» (для выкладывания проверенных кейсов). Мы выбирали этот канал, так как он был хорошим хранилищем информации. Но из-за проблем с работой Telegram перенесли все наши чаты в «ВКонтакте».

Планы-2019. Если говорить о росте нашей сети, то хотим открыть новые клубы в Турции и Белоруссии. Планируем ещё больше использовать геймификацию в программах для младших групп, а в работе со старшими сделать уклон на проектное обучение. Начнём сотрудничество с ведущими вузами страны, чтобы проводить с ними совместными мероприятия. Одним из них станет онлайн-чемпионат по занимательной химии.

  • Читать статью о проектах Akti Groupp

В 2018 г оборот рынка дополнительного профессионального образования в России вырос на 12,4% и достиг 104 млрд руб.

Почти половину оборота рынка составляет обучение, оплаченное организациями.

По данным «Анализа рынка дополнительного профессионального образования в России», подготовленного BusinesStat в 2019 г, в 2018 г оборот этого рынка в стране вырос на 12,4% и достиг 103,8 млрд руб. В России наблюдается недостаток финансирования дополнительного профессионального образования. Зачастую даже госучреждения, персонал которых обязан в соответствии с принятыми законами пройти обязательное повышение квалификации, не получают финансирования на обучение. Частные предприятия иногда обязывают часть работников пройти необходимое повышение квалификации за свои средства.

В суммарном обороте рынка дополнительного профессионального образования 48,7% заняло обучение, оплаченное организациями, 29,3% было профинансировано за счет бюджетных ассигнований, 22% пришлось на оплату из личных средств населения. В целом росту стоимостного объема рынка способствовало как увеличение натурального объема, так и средней цены услуг.

В 2018 г объем рынка дополнительного профессионального образования увеличился на 6,7% и составил 628,6 млн акад час. Рост спроса обусловлен следующими факторами: несоответствие основного образования запросам рынка труда; законодательно закрепленная обязанность повышения квалификации для сотрудников образования, здравоохранения и других отраслей; развитие формата онлайн-обучения, позволяющее слушателям обучаться без отрыва от работы и места жительства.

В ближайшие годы наиболее успешными будут крупные образовательные организации, располагающие широким ассортиментом программ и курсов. Такие компании нацелены на разные сегменты рынка, поэтому имеют разнообразную тематику курсов и организуют обучение как по краткосрочным, так и по долгосрочным программам. Малые образовательные организации сильнее подвержены негативным экономическим тенденциям, поскольку хуже обеспечены финансовыми и прочими ресурсами.

Будущее онлайн-образования в России: рост и осторожные инвестиции

Благодаря устойчивой динамике роста к 2023 году цифровая часть индустрии обещает преодолеть отметку $240 млрд, прибавляя более чем по 5% в год, говорится в докладе. По более оптимистичному прогнозу, этот показатель достигнет величины $252 млрд еще раньше — уже к 2020 году, при среднегодовом приросте в 17%. США по-прежнему остаются лидерами на рынке в EdTech, но темпы прироста этого рынка в штатах замедляются, составляя +4,0-4,4% ежегодно. Второй по величине регион — Юго-Восточная Азия. В первую очередь речь идет о Китае и Индии. Там рынок онлайн-образования набирает обороты значительно быстрее (+17%).

Интересно, что драйвер рынка Восточной Европы — Россия, со среднегодовым ростом, по разным оценкам, в 17–25%, отмечают авторы доклада.

Прогноз по рынку онлайн-образования в России: от 2016-го к 2021 году

Общий объем рынка образования в России прошлом году составлял 1,8 трлн рублей с долей частного бизнеса в нем в 19,2% (351,7 млрд рублей), на онлайн-образование приходилась доля в 1,1% (20,7 млрд рублей). К 2021 году эксперты ожидают увеличения рынка до 2 трлн рублей с долей частного бизнеса в 18,9% (385,4 млрд рублей). Заметного роста ждут на рынке онлайн-образования, доля которого на общем рынке будет составлять уже 2,6% (53,3 млрд рублей).

В докладе приводятся данные по разным образовательным секторам: дошкольное образование; общее среднее образование; дополнительное школьное образование; высшее образование; среднее профессиональное образование; дополнительное профессиональное образование и языковое обучение. Мы выбрали самые заметные из них с точки зрения EdTech с максимальной долей онлайн-технологий — ситуация по этим сегментам в 2016 году выглядела следующим образом:

  • допольнительное школьное образование — общий рынок 130 млрд рублей, который на 100% состоит из частного бизнеса, доля онлайн-образования в этом секторе составляет 2,7% (3,6 млрд рублей)
  • дополнительное профессиональное образование с общим рынком в 105 млрд рублей и долей частного бизнеса в 73% (77 млрд рублей). На онлайн-образование в прошлом году здесь приходилось 6,7% (7 млрд рублей)
  • языковое обучение, где общий рынок также состоит из частного бизнеса и составляет 31 млрд рублей, на онлайн-образование в этом секторе приходилось 7% (2,2 млрд рублей)

К 2021 году, как ожидают эксперты, общий рынок этих трех секторов сохранится или вырастет незначительно, при этом доля онлайн-образования увеличится весьма заметно: в допольнительного школьном образовании до 6,8% (10 млрд рублей), в дополнительном профессиональном образовании до 10,9% (11 млрд рублей), в языковом обучении до 10,7% (3,3 млрд рублей). Таким образом, при почти прежнем объеме трех самых заметных образовательных секторов в России — рост покажет именно блок онлайн-образования.

Авторы доклада ожидают также внушительного роста финансирофания рынка общего среднего образования, которое практически целиком финансируется государством. Согласно прогнозам, приведенным в исследовании, этот рынок вырастет с 572 млрд рублей в 2016 году до 699 млрд рублей к 2021 году. Что особенно интересно, при практически равной доле частного бизнеса (5% (28 млрд рублей) — в 2016 году, 5,8% (41 млрд рублей) — в 2021 году) доля онлайн-образования увеличится с 0% до 1,5% и составит 10 млрд рублей.

Смотрите также: Мозги на прокачку: что мешает росту сервисов онлайн-образования и Новая азбука: как потребности поколения Z меняют онлайн-образование

Инвестиции и сделки в российском EdTech

Эксперты признают, что в России в течение трех лет — с 2014 года — было заключено крайне мало инвестиционных сделок в сфере EdTech. Речь идет лишь о 66 сделках, среди которых только несколько превысили $1 млн, а меньше 20 сделок — составили более $100 000. В то же время общее число сделок может оказаться немного выше — за счет тех, которые не раскрывались их сторонами или «по разным причинам остались вне нашего поля зрения», замечается в докладе. Еще одна особенность инветирования в российское онлайн-образование — доминирование государственных инвестиций: так, Фонд развития ин­тер­нет-ини­ци­а­тив (ФРИИ), учрежденный Агентством стратегических инициатив (АСИ) по предложению президента Владимира Путина, вложил в подобные проекты небольшие суммы, обеспечив, тем не менее, почти 40% зафиксированных сделок.

На протяжении трех лет венчурные фонды и акселераторы приняли участие в 13 сделках, в то время как корпорации оказали финансовую поддержку семи стартапам, включая гранты, говорится в докладе. Бизнес-ангелы поучаствовали в 15 сделках. Авторы документа полагают, что именно на них пришлась большая часть сделок, информация по котороым не раскрывалась. Общий объем инвестиций в течение каждого отдельно взятого года (с 2014 по 2016 год) ни разу не превысил $10 млн. В 2016 году их объем оказался незначительным: в российские стартапы в сфере образовательных технологий было вложено только $2,1 млн — речь идет лишь о зафиксированных сделках, сумма которых раскрывалась.

Иностранные инвесторы пока также практически отсутствуют на российском рынке. Авторы доклада нашли лишь шесть сделок с их участием, в частности, в 2016 году американский акселератор 500 Startups инвестировал $125 000 в Easy Ten (этот проект получил также $40 000 от Facebook), еще раньше Enterprise Ireland вложил $44 000 в Survival Russian, Microsoft — $60 000 в BrainApps, $67 000 в Wikium и $42 000 – в «ЯКласс».

Параллельно некоторые российские фонды или фонды с российскими корнями инвестировали за рубеж: наиболее значимой сделкой в сфере EdTech в 2016 году стали инвестиции в $2,5 млн в Mel Science (со штаб-квартирой в Великобритании и российскими корнями) со стороны Sistema_VC. В 2014 году Runa Capital поучаствовал в инвестициях в американский стартап SchoolMint, составивших $5,6 млн, а также в стартап Brainly, составивших $9,4 млн. Тогда же Maxfield Capital вложил $1 млн в израильский стартап SpeakingPal.

Тренды и мнения

Несмотря на такую удручающую картину, авторы исследования настроены оптимистично. Они считают, что интерес у инвесторов к этой области все-таки есть. Об этом, в частности, свидетельствует поглащение компанией Mail.ru Group образовательной онлайн-платформы для разработчиков GeekBrains. Сделка была совершена в августе 2016 года и стала первой крупной корпоративной инвестицией в образовательный стартап в России. Еще одним заметным успехом авторы исследования называют «Нетологии-групп», которая работает только на российском рынке и увеличила свои доходы с нескольких миллионов долларов в 2014–2015 годах почти на 150% к 2016 году. Стартап оказался одним из немногих, получивших значительную поддержку от венчурных инвесторов в 2014–2015 годах.

«Рынок образовательных технологий вызывает интерес не только у бизнес-ангелов, венчурных фондов, корпораций и государственных структур, но и у видных бизнесменов. Среди них, по нашим сведениям, основатель «Северстали» Алексей Мордашов, сооснователь QIWI Сергей Солонин, а также Игорь Рыбаков, чей некоммерческий фонд запустил несколько программ по поддержке образовательных проектов», — указывают исследователи.

«Глобальный рынок образовательных технологий обладает гигантским инвестиционным потенциалом, учитывая совокупные темпы годового роста, которые составили 28% за последние пять лет благодаря все большему проникновению цифрового образования», — говорит управляющий партнер InVenture Partners Сергей Азатян. Он уверен, что ситуация в России в большой степени та же, что и на мировом рынке: «огромный офлайн-сектор быстро переходит в онлайн». По словам Азатяна, на российском рынке «найдется место для «нового Mail.ru», посвященного образованию по нескольким вертикалям».

Директор по стратегии и анализу Mail.ru Group Александр Горный согласен с инвестором. По его мнению, речь идет о растущем рынке с огромным потенциалом, «который не должен быть упущен» и за которым будущее.

В то же время инвесторы признают, что вырастить крупные компании в сфере образовательных технологий в рамках одного сегмента рынка, размер которого слишком ограничен, будет сложно. «Основное препятствие — в менталитете преподавателей и студентов, которые мыслят очень консервативно. Инновации проникают в образовательные учреждения с большим трудом. Например, многие директора школ до сих пор предпочитают использовать бумажные классные журналы, как это было еще в 1970-х», — признает управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев.

Еще одним препятствием на пути активного развития цифрового образования в России эксперты называют «слабую IT-грамотность участников образовательного процесса, нехватку оборудования, обусловленную его высокой стоимостью, а также зачастую слабые каналы связи». Об этом говорит управляющий директор АО «Издательство «Просвещение» Дмитрий Климишин.

Партнер по образовательным проектам Genome Ventures Анна Шайхутдинова сетует, что система образования в России чрезвычайно централизована и остается «главным образом государственной». Кроме того, предпринимаются попытки регулировать онлайн-образование, что заставляет инвесторов гадать, к чему такие попытки приведут.

Читайте также: Соперничество на пользу: как зарабатывать на онлайн-образовании и Тетради цифровой эпохи: куда инвестировать на рынке онлайн-образования

Теневые кабинеты. Только каждый 10-й игрок рынка дополнительного образования объемом 73 млрд рублей работает по-белому

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Перед 1 сентября «ДП» изучил рынок дополнительного образования: его объем в Петербурге составляет 73 млрд рублей, а 9 из 10 игроков работают без лицензии.

В этом году в школы Петербурга пойдут 487 тыс. учеников, в том числе 58,5 тыс. первоклассников. Такие цифры на днях привела глава комитета по образованию Жанна Воробьева. По данным статистики, половина учеников кроме школы будут посещать всевозможные спортивные секции и центры дополнительного образования. Однако большинство игроков этого рынка не имеют лицензии на ведение образовательной деятельности.

«ДП» составил рейтинг вузов Петербурга по стоимости обучения Инфографика

«ДП» составил рейтинг вузов Петербурга по стоимости обучения

29602

Лицензия нужна не всем

Рынок дополнительного образования привлекает новичков значительным объемом средств. На детях, а уж тем более на их образовании, родители не экономят. По расчетам Discovery Research Group (DRG), объем рынка образовательных и развивающих услуг в России составляет 853,6 млрд рублей, в Петербурге — 72,7 млрд рублей. Более 60% этого объема приходится на разнообразное дополнительное образование для детей школьного возраста. При этом неясно, какая часть рынка находится в серой зоне. Так, в 2017 году в России насчитывалось 12,3 тыс. образовательных учреждений, но в этих расчетах специалисты DRG не учли теневые услуги. По данным «2ГИС», в одном только Петербурге более 3,3 тыс. центров развития детей, спортивных секций и детских языковых курсов.

Лицензию на образовательную деятельность получает примерно каждая 10–я организация. Справедливости ради стоит отметить, что большинство родителей обращают внимание на наличие лицензии обычно в двух случаях: если планируют получать налоговый вычет или хотят оплачивать занятия ребенка из средств материнского капитала. Остальные больше интересуются личностью учителя и условиями, в которых будет заниматься ребенок.

«Мы работаем без лицензии, как и многие другие кружки и секции, например танцев или карате. Но возможность оказания досуговых услуг без лицензии предусмотрена законом», — говорит Антон Сергеев, основатель школы танцев «Дети на паркете».

Он напоминает, что одно из условий получения этого документа — наличие помещения, а если секция работает на базе частного детского садика, то в случае смены партнера снова потребуется получать разрешение.

Реклама

Но и наличие лицензии не гарантирует добросовестности школы. Например, одна из языковых школ, которая планировала обучать по методу «Speak Up» неожиданно закрылась этим летом, что для большинства ее учеников обернулось проблемами с банками. Дело в том, что школа работала по полной предоплате и часть учеников брали кредит, чтобы оплатить обучение. Хотя занятия прекратились, необходимость гасить кредит не исчезла.

Забег в будущее. Вузам надо подготовить студентов к борьбе за работу с роботами Образование

Забег в будущее. Вузам надо подготовить студентов к борьбе за работу с роботами

947

Совмещает со школой

На рынке дополнительного образования практически отсутствует порог входа, и отсюда все проблемы, говорят участники рынка. Объявить себя образовательным учреждением может практически любой человек с улицы. Расходы складываются из затрат на аренду помещения и фонда оплаты труда учителей. Эти же факторы влияют на ежегодное повышение стоимости обучения, которое в среднем составляет 10%, по данным участников рынка.

Как правило, для преподавателей курсы по дополнительному образованию — это работа после уроков в школе. Например, большинство тренеров спортшколы «Футболика» днем работают учителями физкультуры в общеобразовательных учреждениях или других местах. Брать специалистов на полный день невыгодно, объясняют владельцы детских центров: днем дети находятся в школе, и пиковый спрос на услуги образовательных центров — именно вечером.

Средний уровень заработной платы в сфере науки и образования в Петербурге в июне–августе на hh.ru составил 36,5 тыс. рублей. В большей части вакансий (60%) указан доход от 20 тыс. рублей, от 55 тыс. рублей предлагают 21% работодателей, более высокий доход — от 70 тыс. рублей и выше — был указан в 14% вакансий. Спрос на таких специалистов сезонный, однако в этом году он рос относительно прошлого года, отмечают аналитики hh.ru. Накануне начала учебного года число вакансий в сфере науки и образования в Петербурге в июле выросло на 38% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Соискательская активность тоже растет: так, в июле год к году число резюме увеличилось на 28%.

Отметим, что репетиторство уходит в прошлое, учителя все чаще предпочитают работу в образовательном центре: им неудобно вести занятия у себя дома, а ученики живут не всегда рядом, рассказывают на курсах «101 балл».

Реклама

В борьбе за время

Как отмечают в DSG со ссылкой на данные ВЦИОМ, в 2015 году больше половины (54,5%) детей никогда не посещали дополнительные занятия, однако со временем число таких школьников сокращается — так, в 2017 году только 46% (15,2 млн детей) не посещали развивающие и образовательные занятия помимо детских садов и школ. Основная мотивация родителей, которые отдают детей в центры дополнительного образования, — это стремление всесторонне развить ребенка. Впрочем, для старшей возрастной группы включается еще фактор подготовки к получению высшего образования. По данным опроса ВЦИОМ, объем школьных знаний для успешной сдачи ЕГЭ больше половины россиян (54%) полагают недостаточным, они считают необходимым брать дополнительные занятия с репетитором, ходить на курсы ради поступления в вуз.

Представители частных школ и развивающих центров отмечают, что, как правило, их ученики живут по очень напряженному графику: если родитель решает дать ребенку дополнительное образование, то речь идет сразу о нескольких его видах. По этой причине главная конкуренция разворачивается не за кошелек родителей, а за время ребенка, и в этой борьбе участвуют все: и спортивные секции, и школы творческого развития, и частные репетиторы.

Спрос на наши услуги стабильно высокий, но в этом году сборная России хорошо выступила на чемпионате мира, и это подстегнуло интерес. Большинство родителей — 80% — отдают детей на футбол ради общего спортивного развития. Проблема фирм–однодневок существует. Легкий выход на рынок ведет к тому, что некоторые оказывают не очень качественные услуги. Родители не обращают внимания на лицензии или опыт тренеров, ориентируются больше на эмоции. Многие даже уточняющие вопросы о квалификации тренеров и методике обучения не задают, хотя это прояснило бы уровень школы. Станислав Озимов основатель спортивной школы «Футболика» Никаких сложностей для запуска этого бизнеса я не вижу, но в этом как раз и есть проблема: много новых курсов открывается каждый год, среди них основная масса — однодневки. Что касается нас, то мы заняли нишу премиум–курсов. Кризис не почувствовали, потому что продукт востребованный и не зависит от каких–либо экономических условий. Ведь очевидно, что родителям гораздо выгоднее повысить шансы ребенка на поступление в высшее учебное заведение, чем оплачивать платное образование или ждать еще год. Анастасия Панкина основательница курсов по подготовке школьников «101 балл» Количество студий и частных школ, желающих дать дополнительное музыкальное образование, ежегодно растет на 20–25% — открываются 10–15 новых мест, обучающих музыке. В Петербурге хорошие зарплаты по сравнению с глубинкой России, люди могут позволить себе заниматься культурным развитием своих детей, а не только обеспечением базовых потребностей. В городах с населением менее 1 млн человек вести подобный бизнес гораздо сложнее. Дарья Мельниченко соучредитель и директор музыкальной школы «Виртуозы» Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Рынок дополнительного образования в России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *