Табачный магнат Иван Саввиди станет крупнейшим ретейлером в Крыму
Пока «Ассорти» — единственная российская торговая сеть, которая зашла на полуостров после референдума о его вхождении в состав России, говорит глава созданной в 2011 году ассоциации «Содействие торговле Крыма» Сергей Макеев. Главная проблема, которая отпугивает российских ретейлеров, — не санкции, а сложная логистика, считает он.
Сейчас 70% продуктов, которые продаются в уже открытых магазинах «Ассорти» в Крыму, доставляется из России, 30% закупается у местных производителей, рассказывает Сичинава. Больше половины продукции, по его словам, доставляется автомобилями на пароме, остальное — в контейнерах на баржах. Обратно они идут уже с крымской продукцией. «Мы привозим с полуострова в наши российские магазины овощи, фрукты, птицу, рыбу, вина», — говорит Сичинава.
Паромное сообщение очевидно имеет ограничения по пропускной способности, что затрудняет построение эффективной логистики с российскими производителями и не гарантирует высокой надежности, в том числе из-за погодных условий, говорит старший аналитик Райффазенбанка Наталья Колупаева.
Помимо известных проблем на Керченской переправе крупные торговые сети отпугивают политические риски, связанные с работой на территории с сомнительным, с международной точки зрения, статусом, отмечает директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий. Иностранные инвесторы Х5, «Магнита», «Дикси» вряд ли оценят, если компании попытаются развернуть работу в Крыму, говорит он. «Крым — это бедный стагнирующий регион с населением 1,5 млн человек, — рассуждает эксперт. — В России есть гораздо более привлекательные места с точки зрения развития ретейла». Из-за санкций и неопределенного статуса региона крупные компании, включая иностранные, не будут спешить в регион, соглашается Колупаева.
Рынки и ларьки
Около 40% продуктового рынка в Крыму контролируют сетевые магазины, по 30% у малой розницы (несетевых магазинов и ларьков) и рынков, говорит Макеев. Практически все оставшиеся в Крыму сети — украинские. Иностранные ретейлеры представлены одним гипермаркетом Auchan и двумя магазинами Metro. Самые крупные игроки — украинские сети АТБ (64 магазина) и «Фуршет» (16 магазинов).
Украинские ретейлеры не спешат уходить из региона. «Из-за сложностей с логистикой и падения рубля наценка на продукты в Крыму выросла вдвое, — утверждает Макеев. — Украинские сети не хотят терять прибыль и пока остаются». Поставки продуктов с Украины сейчас обеспечивают, по его данным, 60% рынка продовольствия в Крыму, остальное приходится на Россию и Турцию. Фрукты, овощи, молочную продукцию регион производит сам.
По словам Ланецкого, место для появления новых сетей в регионе есть, но вероятность того, что крупные сети в ближайшие несколько лет придут в регион, очень мала. В отсутствие острой конкуренции проект в Крыму окупится за 4–5 лет, надеется Сичинава. По его словам, компания сделает ставку на экономичный формат и для открытия новых точек будет брать помещения в аренду.
«Раньше «Миллениум» сотрудничал с «Агрокомом» только в качестве дистрибьютора продукции, выпускаемой предприятиями холдинга Саввиди — колбасных изделий, питьевой воды, табака. По словам Сичинавы, всего в группу входит около 500 магазинов. Выручка компании в 2014 году составила около 8,5 млрд руб.