Содержание

Без специальной лицензии, в помещении детского клуба и по идеям Монтессори — основатели сети школ Илья и Анна Ланцман делятся своим опытом в этом бизнесе

Почти уверена, что некоторые руководители детских центров и частных детских садов, год за годом отдающие своих выпускников общеобразовательным школам, задумываются о том, чтобы открыть свою частную школу. Тем более, статистика намекает на то, что рынок имеет отличные перспективы роста: если во многих развитых странах 15-20% школ – частные, то в России этот показатель составляет меньше 1%.

Вероятно, одна из причин таких цифр состоит в том, что большинство людей, как и я до недавнего времени, считают, что для запуска такого бизнеса необходимо арендовать отдельно стоящее здание с большими классами, кабинетом директора и столовкой, убиться с санпинами и противопожарными нормами, чтобы получить специальную «школьную» лицензию, и откуда-то взять хотя бы пару сотен учеников, родители которых рискнут отдать своего ребенка в никому не известное заведение, да еще и согласятся платить за это деньги.

В беседе со мной Илья и Анна Ланцман развеяли этот и другие мифы, а заодно рассказали о непростой истории их частной школы. Их проекту уже четырнадцать лет, первые девять из которых были трудными – школа приносила убыток в размере 2000 долларов ежемесячно, а результаты аттестации детей, по их признанию, «выбивали почву из-под ног». Тем не менее основателям Lancman School удалось добиться успеха – в последние пять лет число учеников растет, выпускники поступают в престижные вузы, а компания приносит прибыль.

Итак:

Миф №1. Частная школа должна иметь специальную «школьную» лицензию

Ученики Lancman School оформляются на так называемую «семейную форму обучения». По закону об образовании родители имеют право не водить своего ребенка в государственную школу, а учить его самостоятельно. Надо лишь «прикрепиться» к какой-то школе (обычно — расположенной по месту жительства) и проходить там промежуточную и итоговую аттестацию. Там же ребята сдают ЕГЭ.

Родители-«семейники» могут заниматься с ребенком сами или, например, нанимать репетиторов. Lancman School работает как детский репетиторский центр. Ученики проходят в нем школьную программу, а пишут контрольные и сдают экзамены в школе, к которой прикреплены.

Такая форма работы в Lancman School сложилась исторически. «В 2004 году несколько семей с детьми школьного возраста приняли решение не отдавать своих детей в общеобразовательную школу, а сделать что-то свое, – рассказывает Илья Ланцман. — Так как кроме желания ничего не было, они начали искать волонтеров, в число которых вошел и я, а проект должен был стать социальным.

Схема работы была выстроена по системе клуба. В те годы родители могли получить «на руки» часть денег, которые получала школа за обучение их ребенка, — в Москве эта сумма составляла от 6000 до 8000 рублей в месяц.

Детей приводили в клуб, который тогда назывался школой «Эврика», где мы уже вместе с родителями продумывали как работу над школьной программой, так и развитие внеклассных навыков — коммуникации и управления.

Система оплаты была простой: все деньги, которые родители получали от школы передавались нам, а мы уже распределяли их среди учителей».

Миф №2. Необходимо большое здание

Сейчас у Lancman School две свои школы в Москве (еще одна работает по франшизе). Площадь каждой сопоставима с площадью детского центра: в первой – 150 квадратных метров и 40 учеников, во второй – 200 метров и 60 учеников. В каждом классе – от 3 до 8 человек. Занятия начинаются в 9.00 и заканчиваются в 14.30.

Разместить 60 человек на такой площади помогает планировка – в помещении практически нет нерабочих квадратных метров, дети занимаются даже в холле и крохотной комнатке администратора.

«Нам тесновато, — признается Илья, — Например, приходится кормить детей обедом по очереди, небольшими группами. Поэтому мы теряем часть потенциальных клиентов, которым нужны бассейны и спортивные площадки. Но многие из тех, кому близок наш подход к учебе, остаются – в прошлом году мы въезжали в одно из помещений с тридцатью учениками, а сейчас их в два раза больше».

В каждом филиале работает управляющий, 2 администратора, 3-4 преподавателя начальной школы и 6 -8 преподавателей старшей-средней школы, в зависимости от того, может ли один педагог совмещать несколько предметов (например, математику и физику, историю и обществознание).

Стоимость обучения — от 35 до 65 тысяч рублей в месяц.

Миф №3. Контекстная реклама в интернете не работает

В 2013 году выплаты «семейникам» отменили и родителям пришлось платить за обучение в Lancman School из своего кармана. Из-за этого часть клиентов отказалась от дальнейшего сотрудничества.

Тогда основатели школы решили рискнуть – по их мнению, настало время перестать быть социальным проектом с ценником 6-8 тысяч рублей в месяц, и поднять стоимость обучения, перейдя в другой ценовой сегмент.

«К тому моменту мы научились считать показатели и увидели силу контекстной рекламы в интернете, — говорит Илья. — Мы поняли, что нам нечего стесняться, у нас действительно эксклюзивный продукт. Мы сделали цены более высокими, запустили рекламу и получили иной контингент клиентов — более благодарных и «включенных» родителей».

Миф №4. Монтессори — это только для малышей

Собственно эксклюзивным проект начал становиться за два года до этого, когда в Lancman School удалось изменить в лучшую сторону ситуацию с успеваемостью. Это произошло благодаря тому, что основатели решились на внедрение новой для них методики преподавания на основе идей Монтессори, и уже на следующей аттестации получили результаты детей на 1-2 балла выше предыдущих. Инициатором этих изменений стала Анна Ланцман, которая в тот момент возглавила школу.

«Основная идея, по которой работает методика Монтессори, состоит в том, что у ребенка есть свой период для развития определенных навыков. И ему надо дать максимум возможностей, максимум материала, чтобы он мог сделать достаточное количество повторений, желательно самостоятельно, для развития этого навыка» — объясняет Анна.

В дошкольном возрасте примером работы по Монтессори является, например, пересыпание круп, переливание воды. Ребенок должен иметь возможность сделать это столько раз, сколько ему захочется, сколько необходимо для того, чтобы у него это стало получаться аккуратно.

«Мы работаем по такому же принципу и это нас сильно отличает от обычной школы, — продолжает Анна. — Как построен урок по математике в обычной школе? Надо решить несколько примеров, несколько заданий на порядок действий, несколько задач, причем они не одинаковые. Всего по чуть-чуть. Если ребенок чего-то не понял – времени, чтобы это проработать, нет. На дом задается примерно то же самое, что было в классе. Только с другими цифрами».

Подход Lancman School заключается в том, что отдельно отрабатывается, например, навык счета. Дети не переписывают примеры, они просто считают и записывают ответы в рабочей тетради. Навык счета развивается быстро и при этом меньше утомляемость. А для того, чтобы научиться писать буквы и цифры, выделяется отдельное время.

Или отдельно отрабатывается навык решения определенного типа задач. Одному ребенку нужно решить две задачи, чтобы усвоить тему, другому – тридцать. Чтобы обеспечить детей достаточным количеством материала для усвоения темы, Анна создала рабочие тетради, содержащие сотни однотипных заданий по математике и русскому языку – для отработки отдельно безударных гласных, парных согласных, линейных уравнений, табличного умножения, умножения круглых чисел и т.п. Ученики не обязаны прорабатывать эти тетради «от и до» — каждый решает столько номеров, сколько необходимо именно ему.

Миф №5. Выполненные задания должен проверять учитель

В Lancman School дети имеют возможность проверить себя самостоятельно – к методичкам и рабочим тетрадям есть «ключи» с ответами

«Ребенок сидит решает, увлекся. Как он может проверить – правильно или неправильно он все делает? В обычной школе он сдает работу учителю и в лучшем случае на следующий день получает оценку. Но как мы знаем, ребенок уснул, проснулся – у него уже совершенно новый день, то, что было вчера, – уже в тумане. Смысла не следующий день от этих оценок уже нет никакого» — считает Анна.

В ее школе ребенок может сразу проверить себя. Многие дети, увидев правильный ответ, самостоятельно видят, где их ошибка, устраняют ее и дорабатывают тему. Некоторым детям требуется помощь учителя – тогда преподаватель подходит, еще раз объясняет тему, делает акцент на тот момент, где у ребенка допускается ошибка, и ребенок дальше отрабатывает хорошо.

Таким образом непонятая тема не консервируется до следующего учебного дня, когда учитель проверит работу и заметит возможную ошибку, и ребенок уже, возможно, забудет, чем занимался вчера, потеряв интерес к этому заданию. Такой подход позволяет поддерживать мотивацию детей и экономить время учителя.

Миф №6. В школе должны быть домашние задания

В Lancman School у каждого ребенка есть индивидуальный план обучения – своя «образовательная траектория». Если ребенок раньше других понял тему, он идет вперед, не ожидая тех, кому нужны повторения. И наоборот – те ребята, которые еще не усвоили материал, занимаются именно им и не тратят время на изучение нового, который без усвоения предыдущего может быть не понятен.

Как это выглядит на практике? «Учитель видит, что сегодня Пете, Феде, Глаше и Маше надо объяснить новую тему, — рассказывает Анна. – Он сажает их отдельно и объясняет. Остальные ребята в это время отрабатывают свои задания».

Благодаря более эффективному использованию времени (в том числе из-за того, что дети проверяют себя сами и быстрее получают разъяснения преподавателя) ученики успевают больше, чем в обычных школах. Поэтому до шестого класса в Lancman School у большинства детей нет домашних заданий. И это, помимо прочих плюсов, отличный рекламный ход – такой расклад очень привлекает многих родителей.

Миф №7. Все школьники мечтают о каникулах

«Среди отзывов от родителей мы встречаем и такие: ребенок спрашивает, когда закончатся каникулы, хочет в школу» — говорит Илья. Помимо прочего это происходит потому, что в школе детей учат общаться и сотрудничать друг с другом, от чего дети получают огромное удовольствие.

«Мы используем много упражнений на социализацию, психологических игр, — говорит Анна. – У нас есть понятие «круг» — тоже из Монтессори, когда мы садимся вместе, обсуждаем проблемы или проговариваем новые правила.

Например, в один год к нам пришло много первоклашек. И началось – мальчики обижаются на девочек, девочки обижаются на мальчиков. Я провела игру по Фопелю. (Клаус Фопель – немецкий психолог, автор книг «Как научить детей сотрудничать» и других). Я посадила всех за стол, дала по листочку, карандаши, сказала «У вас 30 секунд, рисуйте что хотите». Они начали рисовать. Теперь передаем свой рисунок соседу справа. На том листочке, который вам дали, продолжаем рисовать еще 30 секунд. И так мы повторяли, пока каждый листок не прошел круг и не вернулся к своему хозяину. Девочки начали ахать: «Ты испортил мою собачку!» Мальчики: «Аааа! Это же был робот, зачем здесь цветочки?»

Мы начали общаться с детьми, анализировать. «Петя, ты правда хотел обидеть Машу, когда рисовал здесь робота? – Нет, робот – это самое прекрасное, что есть в мире. Я хотел украсить. Ага, Маша, ты видишь, Петя хотел сделать что-то приятное, а не оскорбить тебя.

Так мы общались-общались, потом я опять раздала им по чистому листочку и попросила опять передавать их по кругу, дорисовывая что-то от себя. Дальше наблюдаю за реакцией. Петя спрашивает: «Маш, что ты хочешь, чтобы я нарисовал на твоем рисунке?» — Ну нарисуй собачку. — Я не умею рисовать собачек – А что ты умеешь рисовать? – Солнышко – Ну нарисуй, только вот здесь и вот таким карандашом.

В итоге, когда рисунок прошел круг и вернулся к первоначальному владельцу, дети были счастливы и говорили, что это был самый лучший рисунок, который у них был. Совместное, согласованное творчество дало максимальный результат, максимальную радость для них.

И дети после этого уже меньше ругались. Если кто-то кого-то случайно обидел, один ребенок другого спрашивал: ты меня хочешь обидеть сейчас, или ты меня сейчас назвал Фиксиком, потому что ты его любишь?»

Как открыть частную школу?

К мысли об открытии своей частной школы чаще всего приходят после неудачного опыта обучения собственного ребенка в муниципальной школе. Одна из самых распространённых проблем — большая численность в классе, несколько смен, плохой уровень образования, конфликты в классе, травля и т.д. Об альтернативном образовании рано или поздно задумается в наше время каждый 5-й родитель первоклассника.

Альтернативное образование в России по сути представлено в виде нескольких форм:
— частные школы, имеющие государственную лицензию и аккредитацию. Это не самый простой, однако самый перспективный вид альтернативного муниципальному образованию. Частная школа зарегистрирована в виде коммерческого учреждения, и осуществляет как образовательные услуги, так и услуги дополнительного образования, присмотра и ухода и может работать в режиме полупансиона (например с 8 до 20), в режиме полного пансиона (круглосуточно) и в режиме обычной школы (только уроки). Такая школа гарантирует высокий уровень как обучения, так и бытовых условий, прекрасно оснащена. Таких школ менее 1% от общего количества школ в России, поэтому спрос гарантирован.
— семейные и домашние школы. Эти «школы» работают и называют себя школами условно, по сути, дети закрепляются за обычной муниципальной школой, и числятся на домашнем обучении. Это чревато тем, что даже если Вы заключаете договор на услуги, то это максимум услуги присмотра за ребенком и качество образования Вам никто не гарантирует. Поэтому на выходе может оказаться что знания ребенка не соответствуют федеральному образовательному стандарту и он не в состоянии сдать ЕГЭ — он-лайн школы. Это еще один вариант домашних школ. Только обучение проходит он-лайн по интернету. Проблемы те же что и вышеописанные.
— полностью домашнее обучение. Тут родители берут на себя ответственность и могут например нанять репетитора, или собраться несколько человек и создав такой импровизированный класс, нанять учительницу, которая будет заниматься с этим классом. Однако тут проблема сдачи срезочных контрольных и ЕГЭ ложится полностью на родителей.
Т.к. все виды альтернативных школ, кроме частных, имеющих лицензию по сути не соответствуют законодательству и являются вариантов его «обхода» говорить о них, как о бизнесе в этой статье мы не будем.
Итак как открыть частную школу ?
Как уже говорилось выше, количество частных школ в настоящее время просто мизерно — менее 1% от общего кол-ва школ. Чем частные школы являются привлекательными для потребителей?
— небольшие по численности классы, гарантирующие высокий уровень внимания к каждому ученику;
— более комфортные бытовые условия обучения;
— высокий уровень оснащенности школы;
— хорошая учебная программа;
— высококвалифицированный педагогический персонал;
— много дополнительных изучаемых предметов;
— хорошее горячее питание в школе;
— возможность нахождения ребенка в школе в течение полного дня — полупансион или полный пансион;
— много кружкой и секций в стенах школы — родителям нет необходимости возить ребенка после школы;
— школа берет на себя обязательства выполнения с ребенком домашних заданий — не секрет , что для многих семей выполнение «домашки» это ежедневные конфликты в семье;
— ориентация на престижные ВУЗЫ;
— доставка до школы и домой и многое другое, вплоть до личных раздевальных шкафчиков, чтобы не таскать тяжелые рюкзаки ежедневно домой.

Клиентами частной школы становятся дети родителей, имеющих достаток выше среднего, понимающие важность качественного образования своего чада в будущем и не экономящие на детях. Также обучение в престижной школе — один из показателей статуса.
Итак, по каким критериям выбирается частная школа?
— репутация школы
— уровень педагогического состава
— количество учащихся в классе
— территориальная близость к дому или работе
— наличие лицензии, аккредитации
— «сарафанное» радио

Деятельность общеобразовательных школ в России регламентируется следующими нормативными актами:
— Федеральный Закон «Об образовании РФ» № 271 ФЗ
— Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» № 7 ФЗ
— СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
— Положение о лицензировании образовательной деятельности
— Положение о государственной аккредитации
— Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Шаг 1. Выбор помещения для школы и комплектция
Идеально помещение частной школы — отдельно стоящее или встроено- пристроенное помещение площадью от 1000 кв.м (начальная школа) до 3-5 000 кв.м. (полная школа), имеющая свою обширную территорию, озелененную не менее чем на 50%, автостоянку, подъездные пути и расположенное в престижном районе города. Помещение должно соответствовать требованиям САнПина для общеобразовательных заведений и требованиям МЧС . Территория школа должна зонироваться — физкультурно-спортивная, зона отдыха и хозяйственная зона. Спортивная площадка должна быть оборудована необходимым инвентарем.
После выбора помещения, желательно договорится об условиях арендных каникул и можно начинать ремонт.
Кроме ремонта необходимо учесть также и комплектацию. В нее входит: учебная мебель, комплектация пищеблока, медблока, раздевалки, спортивный и актовый зал, учебные материалы и многое другое.
В целом статус частной школы предполагает наличие современного высокотехнологичного оборудования и оснащения, качественная эргономичная мебель, электронные журналы, интерактивные доски и мультимедийные средства обучения, локальная компьютерная сеть, наличие интернета и wi-fi и многое другое.

Шаг 2. Регистрация юридического лица
По Закону об образовании школа может работать как в виде некоммерческой организации (учреждения) так и в виде организации, осуществляющей образовательные услуги (ООО, ИП). Однако коммерческая форма не приветствуется министерством образования и в дальнейшем не будут выплачиваться субсидии из бюджета.
Регистрация НКО осуществляется в Минюсте и занимает минимум 2 месяца, после принятия документов.
Частная общеобразовательная школа работает по следующим кодам ОКВЭД:
85.13 образование основное общее
85.12 образование начальное общее
85.14 образование среднее общее
85.41 образование дополнительное детей взрослых
88.91 предоставление услуг по дневному уходу за детьми

Налогообложение — оптимально в форме упрощенки УСН (доходы минус расходы).

Шаг 3. Лицензирование, аккредитация
Образовательная деятельность в России является лицензируемым видом деятельности, поэтому до начала учебного года необходимо получить лицензию в министерстве образования, которая подтверждает соответствие условий образовательного процесса всем необходимым требованиям. На момент лицензирования школа должна уже иметь:
— помещение, соответствующее требованиям Санпина и МЧС для общеобразовательных организаций
— комплектация всей необходимой для образовательного процесса мебелью и оборудованием
— условия для осуществления питания учащихся
— педагогический состав, отвечающий требованиям Закона об Образовании
— учебную литературу
— и многое другое.
Полный перечень документов содержится в Положении о лицензировании образовательных организаций. Лицензионная экспертиза длится в общей сложности 45 дней после сдачи документов.
Лицензию обязаны получать все юридические лица, занимающиеся образовательной деятельностью, в т.ч. ООО. Единственным исключение является индивидуальный предприниматель, при условии что, он сам лично ведет образовательный процесс (репетиторство). Аккредитация школы — процедура необязательная. Однако она:
— подтверждает статус образовательного учреждения и дает право выдавать своим выпускникам аттестаты государственного образца. При отсутствии аккредитации у школы, выпускники вынуждены сдавать выпускные экзамены в других школах, что не удобно и рассматривается потенциальными клиентами как негативный фактор при выборе школы
— школа не имеющая госаккредитацию не вправе претендовать на получение государственной финансовой поддержки из бюджета. Основная цель процедуры госаккредитации школы — подтверждение качества предоставляемой образовательной услуги и ее соответствие государственным образовательным стандартам образования. Аккредитация школы — процедура регулярная, периодичность зависит от срока выданной аккредитации (можно отдельно аккредитовывать начальную, среднюю и полную школу), в зависимости от этого максимальный срок аккредитации 11 лет. Сама процедура аккредитации длится 105 дней.

Анализируя образовательный бизнес в целом, можно сказать, что несмотря на довольно высокую стоимость данных услуг, он очень перспективен и востребован. Кроме того, это престижная сфера социального бизнеса всесторонне поддерживание и финансируется государством. Однако, чтобы не совершить на старте дорогостоящие финансовые ошибки проще всего начинать под «крылом» хорошо стоящего на ногах аналогичного бизнеса, например по схеме франчайзинга. Ведь головная организация кроме своего опыта, поделится с начинающим партнером своей репутацией, которая очень долго и сложно нарабатывается годами и тем самым вы получите хороший карт-бланш на этапе стартапа.
В России практика сетевых частных школ пока не сильно развита. Из примеров можно привести Ломоносовскую школу, а также сеть школ Екатерининский Лицей, которая кроме яркого имиджа, безупречной репутации — поделится еще и эффективной финансовой моделью, окажет поддержку на этапе подбора помещения, получения лицензирования и прохождения процедуры аккредитации своими франчайзи.

Идея № 332: что необходимо для открытия собственной частной школы?

Опишем в подробностях, как открыть частную школу и что для этого нужно. Ведь о таком заведении частенько мечтают и учителя, и директора, а многие родители готовы заплатить любые деньги, лишь бы у ребенка было все самое лучшее и образование в том числе.

Правда, в нашей стране подобное учреждение организовать достаточно сложно. Кроме того, придется учитывать одновременно и требования законодательства, государственных органов, пожелания родителей и детей. Считается, что заниматься таким проектом получится только, если скооперировать усилия опытного педагога и менеджера, чтобы за счет разносторонних навыков суметь решить все возникающие вопросы.

Актуальность идеи

На сегодняшний день многие родители недовольны общеобразовательной системой в нашей стране. Ведь уровень знаний, которые там получает ребенок недостаточный, внимание учителей рассеивается на большое число учеников в классе, не учитываются индивидуальные особенности и наклонности. Да и дополнительных занятий по углубленному изучению какого-либо предмета в среднестатистической школе не встретишь.

И хоть в России, Украине и других соседних странах частным образованием охвачено лишь 1-2% детей, все же наполненность рынка недостаточная. Подобные учреждения находятся преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге и приближенных к ним городах. В то время как отдаленные регионы страдают полным их отсутствием.

Разберемся для начала, что такое частная школа. Это некоммерческое негосударственное учреждение, где детьми занимаются высококвалифицированные педагоги. Предоставление образовательных услуг происходит на платной основе, но спектр предметов гораздо шире и интереснее, чем в простой школе.

Поскольку за обучение приходится платить, то такое образование могут себе позволить лишь семьи с высоким или средним достатком. И требований у родителей к учителям и директору будет намного больше. Поэтому данным проектом стоит заниматься лишь тому человеку, который действительно желает улучшить систему образования, способен полностью погрузиться в организационный процесс и сумеет найти компромисс между разными требованиями.

Перечислим основные запросы к таким учреждениям:

  1. Классы состоят строго из ограниченного числа учеников (не больше 15 человек).
  2. Обязательно нужно создать максимально комфортные условия для детей.
  3. Важно уделить внимание и оснащению классов, компьютеризации школы, наличию широкой инфраструктуры на территории учебного заведения.
  4. Гибкая и продуманная школьная программа.
  5. Педагогический коллектив должен отличаться профессиональными и опытными учителями с хорошей репутацией.
  6. Часто на базе частной школы применяют особые методики преподавания для развития не только знаний по основным предметам, но и с целью улучшения личностных качеств учеников (лидерства, коммуникативных навыков, деловой активности и пр.).
  7. Стараются максимально расширить диапазон дополнительных занятий, кружков, необязательных дисциплин (театральное искусство, шахматный класс, футбольная команда, бокс, углубленное изучение английского и т. д.).
  8. Часто такие заведения работают в тесном сотрудничестве с ВУЗами, составляя учебную программу таким образом, чтобы подготовить выпускников к поступлению на ту или иную специальность.

При выборе частной школы родители больше всего обращают внимание на такие показатели:

  • близость к дому;
  • стоимость обучения;
  • размеры классов по количеству учеников;
  • квалификация педагогов;
  • общая репутация заведения;
  • уровень аккредитации;
  • материальная база, то есть оснащение кабинетов и залов;
  • отзывы других семей.

Если рассматривать практику частных школ по всему миру, то можно выделить такие вариации:

  1. Расположенные за городом или внутри мегаполиса.
  2. Куда дети приходят учиться лишь на время занятий или же остаются с проживанием (полный пансион).
  3. Классические и элитные.
  4. Общеобразовательные, которые следуют стандартной программе, или же с разработанными методиками по углубленному изучению отдельных предметов.

Какой из проектов реализовать на практике лучше решить еще до составления бизнес-плана, так как потом поменять что-либо в процессе будет гораздо сложнее. Ведь в каждом случае существуют свои требования, затраты и нюансы.

Стоит уточнить и причины, по которым осуществляется открытие частной школы. По большей части выделяют три фактора:

  • Отдельные предприниматели или спонсоры решают создать подобное учреждение для того, чтобы выучить своих детей в заведении, где собран высококвалифицированный педагогический состав и удачно продумана программа. После того как их дети оканчивают школу финансирование постепенно затухает.
  • Некоторые крупные компании создают подобные учреждения для семей своих сотрудников. В таком случае проект не приносит денег, а лишь помогает подготовить достойную смену кадров и удерживать профессионалов внутри системы.
  • И только небольшая часть подобных заведений ориентируется на прибыльность проекта и формирует репутацию частной школы на длительный срок.

Что нужно для открытия?

Все организационные вопросы начинаются с регистрации. Для этого следует встать на учет в налоговой службе. Теоретически, сделать это доступно и в качестве ИП (индивидуальный предприниматель), но гораздо больше возможностей и привилегий будет у ООО, то есть у юридического лица.

Для этого подают уставные документы, прописывают адрес будущего расположения заведения, оплачивают госпошлину. Важно указать, что учреждение является некоммерческим, так как только в таком виде могут работать частные школы в нашей стране.

Обратите внимание, что раньше существовало особое положение в отношении налогообложения. Но сегодня отменено большинство скидок и льгот. Тем не менее, при выплате налогов можно рассчитывать на отсутствие НДС, для чего при подаче документов указывают нулевую ставку в соответствующей графе.

Коды ОКВЭД прописываются в зависимости от направления будущей деятельности и выбранной специфики:

  1. 10.2 – начальные классы.
  2. 10.3 – дополнительные учебные программы.
  3. 21.1 – общая система.
  4. 21.2 – среднее образование.

Дальше следует получить лицензию. Для этого нужно подтвердить, что вы собираетесь обеспечить качественное оснащение классов, будете работать по утвержденной методике, расписание уроков составлено согласно нормам и стандартам с учетом возрастных особенностей и пр. Документы подаются в Министерство образования.

В каждой школе должен работать медпункт, поэтому придется получить также и медицинскую лицензию в соответствующем органе. Обычно при соблюдении всех требований, которые лучше узнать заранее, проблем с выдачей подобных документов не возникает. Но учитывайте, что для рассмотрения каждого дела данные организации тратят много времени.

При подготовке помещения также потребуются и другие бумаги:

  • Разрешение от СЭС, которое можно получить лишь после тщательной проверки каждого класса и других комнат.
  • Разрешение от пожарной инспекции, для чего нужно обеспечить безопасность здания, несколько запасных выходов, использовать огнеупорные материалы при ремонте, установить огнетушители, составить схему эвакуации и т. д.
  • Договоры аренды, на вывоз мусора, проведения дезинфицирующих мероприятий, с поставщиками продуктов для работы кухни и многое другое.

Чтобы вести деятельность школы согласно всем нормативным актам нужно тщательно изучить следующие документы:

  1. Закон об образовании №273-ФЗ от 29.12.2012.
  2. Специальное постановление о предоставлении платных услуг в данной системе.
  3. «Типовое положение об общеобразовательном учреждении».
  4. СанПин 2.4.2.2821-10.
  5. Нормативный акт, регулирующий порядок аттестации педагогов.
  6. ФЗ №7, где идет речь о некоммерческих проектах.
  7. Технические регламенты для обеспечения пожарной безопасности.

Аккредитация

Еще один вопрос, который нужно решить в скором времени. Но учитывайте, что в первые годы придется работать без подобного статуса, так как аккредитацию имеют право проходить лишь те учебные заведения, которые ведут деятельность не меньше трех лет и выпустили хотя бы один поток учеников, готовых к поступлению.

Данная процедура считается добровольной, но без нее сложно будет привлечь в школу обеспеченные семьи. Кроме того, пока не пройдена аккредитация, детям придется сдавать выпускные экзамены в других школах, что также создает определенные трудности.

И только после положительного решения Министерства образования можно рассчитывать на то, что ваша частная школа займет достойное место в списке учебных заведений области или страны, ученики смогут получать аттестаты, а родители будут рассматривать учреждение как конкурентоспособное.

Готовим помещение

Найти подходящее здание под частную школу задача не из легких. Здесь существует множество нюансов, на которые стоит обратить внимание. Для начала продумайте, сможете ли вы арендовать его или же придется заняться строительством.

В каждом из случаев это тянет за собой крупные денежные траты, но при первом варианте есть риск оказаться на улице и срочно искать новое помещение, если арендатор разорвет договор или не захочет его продлевать. Такие риски можно исключить при составлении документа на 10 лет, что почти недостижимо в современных условиях.

Также важно наличие свободной территории вокруг самого здания, большая часть которой будет засажена деревьями, кустами и пр. При этом желательно организовать и открытые спортплощадки для занятий физкультурой, установить лавочки для отдыха, создать прогулочные зоны.

Размещать школу нужно таким образом, чтобы до нее было легко добраться. Близость к дому – один из самых важных факторов учебного заведения, на который обращают внимание. При этом нужно проследить, чтобы рядом с учреждением была остановка городского транспорта, а также желательно создать удобную парковку для родителей, которые привозят детей самостоятельно.

Проследите за тем, чтобы помещение отвечало всем нормам и стандартам. Укажем самые основные:

  • Здание располагается в некоторой отдаленности от различных автосервисов, заводов, крупных транспортных объектов.
  • На прилегающей территории проведено озеленение участка не менее, чем на 50% площади.
  • По периметру нужен забор и искусственное освещение.
  • Обязательно обустройство спортивных стадионов, детских развлекательных зон и мест для отдыха на свежем воздухе.
  • Вся учебная деятельность организуется таким образом, чтобы занятия проходили в одну смену.
  • Высота потолков в классе должна быть не меньше 3,6 метра, а в спортзале – до 6.
  • Рассчитываются размеры каждой комнаты так, чтобы на одного ученика приходилось не меньше 2,5 кв. м.
  • При создании полного пансиона, где дети остаются жить на весь учебный год, обустраивают спальные помещения, где на ребенка выделяется до 6 кв. м.
  • Обязательно организовывают такие дополнительные комнаты, как раздевалка, медпункт, спортзал.
  • Санузлы разделяют для девочек и мальчиков на каждом этаже.
  • Нужно соблюдать и температурный режим в помещении – 18°-22°.
  • Также придется организовать охрану территории и здания.
  • Проследите и за пожарной безопасностью.

Вся частная школа должна быть обеспечена хорошей электропроводкой, горячей и холодной водой, отоплением, газом, телефонной связью, интернетом. Сами занятия также организуются согласно требованиям Министерства образования, где предусмотрен порядок уроков, их длительность и количество на день, максимальное число учеников в классе и т. д.

Обустройство школы

В частном учреждении обязательно наличие хорошего оснащения. Для этого закупают качественную мебель, школьные доски, компьютеры, оргтехнику, электронные журналы, интерактивные системы обучения, различные мультимедийные средства, подключают доступ к интернету.

Важно, чтобы все утвержденные методики образования проводились с учетом материальной базы. Придется заранее продумать каждый урок и приобрести все, что для этого потребуется. Также оснащают спортивный зал, спортплощадку, бассейн, если таковой присутствует, танцевальные классы и пр. Оборудование подбирается соответственно требованиям каждого направления.

Не забудьте приобрести холодильники, плиты и кухонные приборы для столовой, медицинские приспособления для медпункта, канцтовары, учебные пособия, методички, спортивный инвентарь, оснастить игровые комнаты и обустроить санузлы.

План занятий

Чтобы частная школа удачно выделялась среди остальных, нужно тщательно продумать учебную программу. Определитесь с направлением образования:

  1. Общие классы со стандартным набором дисциплин.
  2. Углубленное изучение отдельных предметов (например, иностранные языки).
  3. Специфическая узконаправленная деятельность (если вы хотите открыть музыкальную частную школу или художественную).
  4. Наличие дополнительных кружков (театральные, спортивные, танцевальные).
  5. С целью подготовки к поступлению в определенные ВУЗы и т. д.

От этого всецело будет зависеть и оснащение классов, и требуемые документы, учебные материалы, подбирается персонал. Важно учитывать, что для внедрения авторских программ потребуется их подготовить особым образом и утвердить в Министерстве образования. Для этого лучше иметь в штате методиста, который поможет согласовать идеи учителей с требованиями закона.

Самая большая сложность, с которой приходится сталкиваться при организации частного учебного учреждения, это попытка отвечать одновременно нормам Минобразования, желаниям родителей и потребностям детей. Так, чтобы не потерять лицензию приходится всегда брать за основу стандартную программу по большинству дисциплин. Она включает обязательное наличие таких предметов:

  • русский язык и литература;
  • математика;
  • ОБЖ;
  • английский язык или какой-либо другой иностранный;
  • основы информатики;
  • физкультура.

А чтобы привлечь максимальное число обеспеченных родителей и не потерять учеников нужно придумывать авторские методики преподавания, дополнять программу интересными и востребованными направлениями, ориентироваться на европейские стандарты подготовки.

Часто подобные заведения предоставляют обучение экономике, лингвистике, открывают литературные кружки, художественные, театральные, спортивные секции. Сегодня популярно и знание иностранных языков, причем сразу нескольких – английский, немецкий, французский и т. д. Отдельные учреждения способны подготовить своих учеников к сдаче экзаменов по международным стандартам, что открывает множество путей в будущем.

Кроме того, не нужно забывать и о нагрузке на ребенка. Количество заданий и уроков не должны превышать определенных норм, нельзя заставлять учеников заниматься целыми днями. При этом желательно организовывать и их досуг, обеспечивать отдых, развлекать и максимально стимулировать к достижениям и открытию внутреннего потенциала.

Стоит отметить, что если школа принимает участие в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, и, тем более, периодически занимает престижные места, то это положительным образом отображается и на мотивации детей, и на желании родителей отдать свое чадо именно в такое заведение.

Часто одним из требований к частной школе является возможность оставить ребенка на продленный день. В таком случае на территории одного учреждения обеспечивается полноценный присмотр за ним, обучение, развитие, прогулки на свежем воздухе, питание и помощь в выполнении домашних заданий.

Набираем штат сотрудников

Персонал частной школы состоит из множества специалистов:

  1. Педагогический коллектив, обеспечивающий обучение детей всем дисциплинам.
  2. Директор школы и его заместитель.
  3. Методист.
  4. Бухгалтер.
  5. Охранники.
  6. Уборщицы.
  7. Медсестра.
  8. Работники кухни.
  9. Психолог.

Учителя подбираются на работу по конкурсу или же приглашаются в индивидуальном порядке. Важно нанимать профессионалов своего дела и следить, чтобы каждые 5 лет они проходили аттестацию. Чем выше репутация профильных специалистов, тем больше желающих учиться именно в вашей школе.

Управлять образовательным учреждением может лишь человек с педагогическим дипломом и соответствующим стажем. Но чтобы проследить за всеми организационными моментами, лучше дополнительно проконсультироваться или же взять в партнеры опытного менеджера, предпринимателя.

Чтобы профессиональные преподаватели желали работать в вашем заведении нужно их правильно стимулировать. Для этого обязательно устанавливается высокая заработная плата. Но таких мер не всегда достаточно.

Одаренные педагоги часто желают иметь возможность разрабатывать собственные методики, авторские программы, экспериментировать или проявлять творчество в работе. Если вы сможете им это обеспечить, тогда хорошие специалисты станут основой коллектива на долгие годы.

Где взять деньги?

Согласно закону «Об образовании» частные школы обязаны регистрироваться как некоммерческие учреждения. Это означает, что даже при поступлении средств с различных источников тратить их можно лишь на потребности самого заведения. Поэтому бывает сложно привлечь каких-либо спонсоров, так как выплатить им прямые дивиденды становится невозможным.

Инвестирование частной школы обычно происходит на 80% за счет родителей. Они оплачивают вступительные взносы (в размере 2-3 месяцев обучения), образовательные услуги, дополнительные секции, специальную подготовку по выбранным направлениям, благотворительные взносы и пр. Но это не всегда покрывает все потребности школы.

Поэтому часто приходится искать спонсоров. Ими могут выступать крупные организации, которые желают подготовить специалистов для собственных нужд, высшие учебные заведения, когда ученики специально подготавливаются к определенным экзаменам и поступлению и т. д.

Для того чтобы увеличить финансирование можно предоставлять дополнительные услуги:

  • организовать специализированные курсы, секции, кружки и приглашать в них не только учеников школы, но и детей с других учреждений;
  • на лето создавать лагеря для всех желающих;
  • консультационные услуги или репетиторство на базе авторских программ;
  • выпускать собственные методические пособия;
  • участвовать в розыгрыше грантов.

Уделите внимание и ценовому аспекту. Стоимость за обучение просчитывается благодаря точным цифрам. Она должна покрывать расходы на заработную плату, аренду, коммунальные услуги, методические пособия, оснащение классов, питание и пр. В нашей стране диапазон расценок колеблется от 35 тысяч рублей до 200 тысяч. Чем престижнее школа, тем выше оплата.

В данном случае нужно грамотно продумать, какую стоимость за обучение установить. Ведь минимальные тарифы могут говорить о низкой квалификации специалистов или других недостатках школы. А слишком высокая цена за обучение отпугнет средний класс, который просто не сможет себе этого позволить. Если вы не открываете элитную частную школу, тогда старайтесь придерживаться среднего сегмента при ценообразовании.

Возможно, чуть проще будет обстоять дело с организационными и финансовыми моментами, если приобрести франшизу. В таком случае получится создать учебное заведение по европейскому стандарту с уже полностью разработанной системой. Вам не придется думать, что и как делать, на что обращать внимание, хотя вложения в проект окажутся серьезными.

Здесь можно скачать бесплатно пример бизнес-плана частной школы в качестве образца.

Финансовые вопросы

Открыть частную школу – дорогое удовольствие. Даже если не рассматривать строительство отдельного здания, то первоначальные затраты весьма существенные.

Капитальные инвестиции Цена, в рублях
1 Регистрация юридического лица 10 000
2 Ремонт помещения 3 000 000
3 Покупка оборудования, мебели и оргтехники 3 000 000
4 Обустройство территории 500 000
5 Подготовка кухни и медпункта 500 000
Итого: 7 010 000

Постоянные расходы будут не меньшими. Ведь нужно обеспечить функционирование всех систем на высоком уровне.

Ежемесячные затраты Сумма, в рублях
1 Заработная плата персоналу 1 150 000
2 Текущий ремонт и периодическое обновление оборудования 500 000
3 Питание детей 1 000 000
4 Рекламная полиграфия 100 000
5 Разработка методических пособий и авторских программ 100 000
6 Коммунальные услуги 1 500 000
Итого: 4 350 000

Все это требует постоянного поступления средств или финансирования со стороны. Поэтому очень важно, чтобы директор или владелец частной школы постоянно уделял внимание поиску инвесторов, спонсоров, участию в грантах, субсидированию и пр. При правильном подходе уже через год можно выйти на полную окупаемость проекта и наладить все рабочие процессы.

Видео: как открыть частную школу?

Отзывы

Лариса:
«Организация такого заведения требует не столько педагогических навыков, сколько предпринимательских. Поэтому лучше создавать проект с несколькими соучредителями, среди которых будут опытные менеджеры, люди со связями, имеющие власть и финансы».

Олег:
«Даже при всем желании очень сложно управлять частной школой. Так как нужно угодить и Министерству образования, и родителям, и не забывать при этом о нуждах и потребностях детей. Самое сложное, это создать такой процесс, когда ребенку интересно учиться, а результаты не просто порадуют семью, но и станут залогом будущей успешной карьеры».

Константин:
«В нашем обществе все больше возникает потребность в частных заведениях, так как обычные школы не справляются с возложенными на них обязанностями. Родители даже принадлежащие среднему классу готовы платить за хорошее образование, тем самым инвестируя в знания и навыки своих детей».

5 ключевых этапов открытия успешной частной школы

Обычные государственные школы не всегда могут обеспечить детям подходящее, по мнению родителей, образование. Неудивительно, что в настоящее время развивается сегмент частного образования. Всё больше талантливых педагогов организуют собственные курсы, центры образования и частные школы.

Несмотря на множество трудностей, с которыми приходится сталкивается, новые школы появляются регулярно, а при должной организации и хорошем качестве обучения привлекают инвесторов.

Как открыть частную школу в России? Узнайте в этой статье!

Какие частные школы бывают?

Можно классифицировать частные школы по многим параметрам:

  • классические и элитарные школы;
  • школы неполного пребывания и пансионы;
  • школы, следующие исключительно ФГОС, и осуществляющие “продвинутые” программы;
  • расположенные внутри города и загородные и т.д.

Классическая российская средняя школа

Проще всего рассмотреть “среднюю” школу, которая осуществляет образовательный процесс на территории города, работает в рамках образовательного стандарта, но при этом предоставляет расширенные программы по многим предметам и воспитывающая специфические качества у своих учеников. Например, это может быть городская частная школа с углубленным изучением иностранных языков, экономическая, спортивная школа и т.д.

Средняя наполняемость такой школы – от 100 до 150 учеников, количество учителей – от 5 до 10. Так обеспечивается максимальный охват учащихся при возможности найти индивидуальный подход к каждому ученику.

На какие факторы родители обращают внимание при выборе школы?

  • репутация школы;
  • наличие всех необходимых документов;
  • срок работы школы;
  • квалификация учителей;
  • материально-техническая база;
  • близость к дому;
  • размер платы за обучение;
  • интеграция с вузами.

Основные трудности при открытии собственной частной школы

Руководителю частной школы приходится сталкиваться ко многими трудностями. Знать о них следует, потому что от их решения во многом зависит будущее всего учебного учреждения:

  • Налогообложение. С 2010 года частным школам отменили скидки на аренду помещений и льготы при налогообложении. Теперь им приходится платить налог на имущество и на землю, как и любым частным предприятиям. Это привело к удорожанию аренды и, в итоге, к поднятию стоимости образовательных услуг на 30-40%. Сейчас частные школы не платят только НДС, но и в будущем планируется лишение этой льготы.
  • Невозможность свободного расходования средств. Все частные школы в соответствии с законом “Об образовании” должны регистрироваться как некоммерческие образовательные учреждения. Соответственно, они не могут аккумулировать средства на своих счетах, их расходы контролируются отделом образования и налоговой службы. При выявлении нецелевых трат налагаются санкции. Именно поэтому инвестирование в частные школы сопряжено с трудностями: инвесторы не могут получить прибыль напрямую, деньгами. С другой стороны, инвестор может повести своего ребенка в школу – и его средства будут инвестициями в развитие малыша.
  • Требования образовательного стандарта. Любая школа, и частная, и государственная, должна выполнять требования ФГОС. То есть и в частной школе нужно преподавать те же предметы, что и в обычной. С другой стороны, родители требуют, чтобы школа реализовала другие, более интересные и разнообразные программы. Нужно найти баланс между требованиями Минобра и желаниями родителей. Если не следовать ФГОС – отзовут лицензию, если не слушать родителей – перестанут водить детей и оплачивать их учебу.

Частная школа с нуля: с чего начать?

Но если будущий руководитель не убоялся перечисленных трудностей, то он может начинать процесс открытия частной школы.

5 основных этапов открытия частной школы

  • Регистрация предприятия в налоговой. Как уже говорилось выше, школа должна регистрироваться как некоммерческая организация. Можно регистрироваться и в виде ИП – если руководитель планирует вести все занятия сам или принимать на работу педагогов, но это уже не будет формат полноценной школы. При выборе формы налогообложения лучше выбирать УСН, то есть доходы минус расходы. Не нужно забывать оформлять нулевую ставку по налогу на прибыль, пока эта льгота предоставляется.
  • Получение лицензии. Без нее вести образовательную деятельность не получится. Ее оформление производится в Обрнадзоре. Как правило, с ее получением проблем не возникает.
  • Получение медицинской лицензии. В школе должен функционировать медкабинет. Если не привлекается действующая медорганизация, то нужно получить в Минздраве медицинскую лицензию.
  • Аккредитация. Она оформляется также в Обрнадзоре, но получить ее можно только после того, как школа профункционирует не менее 5 лет и выпустит не менее 3 потоков, при этом средняя успеваемость учеников составит не менее 50%. Наличие аккредитации позволяет школам выдавать диплом об окончании учебного заведения. Но если у школы нет аккредитации, ничего страшного: выпускные экзамены ученики сдаются в государственных школах по месту жительства.
  • Аттестация. Согласно закону “Об образовании”, педагоги должны каждые 5 лет проходить переаттестацию. Без этого документа учителя придется уволить. А если весь педколлектив окажется неаттестованным, то школу могут лишить лицензии.

Как открыть частную школу?

Поиск помещения для школы

Помещение лучше подыскать до начала оформления лицензии. Можно даже заключить предварительный договор аренды. Это поможет чиновникам побыстрее выдать лицензию.

Требования к школьным помещениям

Полные требования к помещению для частных школ указаны в СанПиН 2.4.2.2821-10. Основные таковы:

  • здание должно находиться в отдалении от дорог, гаражей, автосервисов и других транспортных объектов;
  • прилегающая территория должна быть минимум на 50% засажена деревьями или кустарниками;
  • обязателен забор по периметру и наличие искусственного освещения;
  • в школу должны быть подведены транспортные пути;
  • должны быть предусмотрены места для спортивной площадки, для зоны отдыха и хозблока;
  • в школе должна учиться только одна смена;
  • высота помещений – не менее 3,6 метров, спортзала – не менее 6;
  • площадь классов должна составлять не менее 2,5 квадратных метров на ученика;
  • если имеются спальни (для пансионов) – не менее 6 квадратов на одного жителя;
  • в школе обязательно должны быть оборудованы: раздевалка, спортзал и медкабинет;
  • раздельные туалеты для мальчиков и девочек должны быть предусмотрены на каждом этаже;
  • требуется соблюсти определенный температурный режим во всех помещениях – от 18 до 22 градусов по Цельсию в зависимости от типа;
  • школа должна быть оборудована средствами пожаротушения, кнопкой “тревожной сигнализации”;
  • для загородных школ – обязательно наличие охраны.

Оборудование для стандартной частной школы

Естественно, что найти и отремонтировать подходящее здание мало. Необходимо завести современное оборудование:

  • качественную мебель, соответствующая санитарным нормам, как минимум: парты, столы, стулья;
  • компьютеры и планшеты;
  • разнообразную оргтехнику;
  • интерактивные доски;
  • химическое оборудование;
  • спортивный инвентарь и т.д.

Школьная инфраструктура

Также следует позаботиться о проведении инфраструктуры:

  • отопления;
  • горячей и холодной воды;
  • электричества;
  • газа (при необходимости);
  • телефонной связи;
  • интернета.

Бизнес-план частной школы

Данные рассчеты применяются для частной школы с 100 обучающимися, расположенной в спальном районе в городе-миллионнике.

Затраты на открытие собственной частной школы

Первоначальные затраты (расчеты даны в рублях):

  • приобретение здания площадью 1500 квадратных метров – от 12 млн.;
  • ремонт и оборудование пришкольной территории – от 3 млн.;
  • закупка парт, стульев, учительских столов, диванов, кроватей и другой мебели – от 1 млн.;
  • закупка учебного оборудования, в том числе спортинвентаря, химических реактивов, физических приборов, интерактивных досок и т.д. – от 3 млн.;
  • закупка компьютеров и оргтехники – от 500 тысяч;
  • оборудование кухни, столовой, медицинского кабинета – от 500 тысяч.

Таким образом, первоначальные затраты составят порядка 17 миллионов рублей. Конечно, можно существенно сэкономить, если не приобретать здание в собственность, однако стоимость аренды может перекрыть всю прибыль.

Ежемесячные расходы на частную школу

  • оплата труда педколлектива (10 учителей) – от 50 тысяч каждому + налоги (около 15 тысяч) – итого от 650 тысяч;
  • оплата труда остального персонала (уборщицы, мастера, охранники, повара, медсестра, бухгалтеры и т.д.) – от 500 тысяч в зависимости от количества штатных единиц (просчитывается индивидуально);
  • закупка недостающего оборудования и текущий ремонт – от 500 тысяч;
  • организация горячего 3-разового питания – при расчете от 500 рублей в день на одного ученика, при 5-дневной учебной неделе – от 1 млн.;
  • оплата коммунальных услуг, аренды, средств связи, интернета и т.д. – от 1,5 млн.

Таким образом, ежемесячные затраты составляют минимум 4,15 млн. рублей, или по 41,5 тысяч на одного ученика.

Бизнес-план частной школы.

Доходы

Доходы составляют две статьи:

  • ежемесячная родительская плата – при текущих расходах целесообразно взимать не менее 50 тысяч, при этом в реальности ценовой диапазон довольно широк – от 35 до 200 тысяч;
  • вступительный взнос – обычно 200% ежемесячной платы, в данном случае – 100 тысяч.

Следует учесть, что в летний период школа простаивает – при этом необходимость оплачивать коммунальные платежи и аренду остается. Так что под конец учебного года нужно сохранить определенную сумму.

Как повысить доход?

Доходы можно повысить за счет следующих средств:

  • организация дополнительных курсов – они могут оказываться как ученикам школы, так и все желающим – цена одного занятия от 1000 рублей, при средней длине курса в 20 занятий и наполняемости групп в 20 человек доход составит 200 тысяч;
  • организация летнего лагеря – стоимость месяца эквивалентна оплате учебного месяца, возможно некоторое снижение и привлечение не только учеников, но и всех желающих; доход на 1 воспитанника от 50 тысяч, при организации двух отрядов по 20 человек – доход 2 млн.;
  • оказание дополнительных услуг – например, разработка методических пособий, оказание консультационных услуг и т.д.;
  • спонсорская помощь;
  • субсидии из местного бюджета;
  • выигрыш грантов.

Ежемесячный доход частной школы составляет около 5 млн. рублей плюс 500 тысяч за счет привлечения дополнительных средств. Чистая прибыль: 5,5 млн. – 4,15 млн. = 1,35 млн. в месяц. В год – 16,2. Таким образом, при грамотной организации процесса можно прийти к окупаемости школы уже через год.

Как открыть частную школу: пошаговый алгоритм

Год перед открытием частной школы

  • Составление бизнес-плана, поиск подходящего помещение, предварительная комплектация педагогического состава.
  • Получение необходимых лицензий и разрешений.
  • Выкуп или аренда помещения, проведение ремонтных работ.
  • Закупка необходимого оборудования.
  • Активная реклама, прием первых заявление на обучение.
  • Разработка и утверждение учебных планов.

Первый год

  • Окончательное комплектование педсостава.
  • Привлечение учеников, доведение классов до полной наполняемости (до 20 учащихся).
  • Выход предприятия на самоокупаемость.

Второй год

  • Расширение действующих учебных планов.
  • Оказание дополнительных услуг, проведение курсов и мастер-классов.

Третий год

  • Подготовка одиннадцатиклассников к первому выпуску.
  • Получение и анализ результатов итоговой аттестации (ЕГЭ).

Пятый год

  • Прохождение аттестации.

Шестой год

  • Получение аккредитации.

Как открыть частную школу? Смотрите следующее видео с рекомендациями профессионала:

Свой бизнес: Как открыть частную школу

* В расчетах используются средние данные по России

Многим из нас приходится сталкиваться с проблемой выбора школы для наших детей. Часто родителям приходится переводить ребенка из одной школы в другую. Причинами этому могут служить: вымогательство денег якобы на нужды школы, конфликты с директором и всё возрастающие случаи рукоприкладства учителей. В связи с этим в голову невольно приходит мысль о частной школе, однако нет полной уверенности в том, что там ребенок все таки сможет получить достойное образование, да и цена кусается (около $10 000 в год)

Какую же школу выбрать: частную или государственную? Согласно результатам исследования Topschools (компании Begin Group) среди тех, кто сделал выбор в пользу частной школы, 67% считают, что поступили правильно, однако 42% сочли свой опыт неудачным. Вокруг негосударственного образования ходит множество слухов, и те, кто никогда не сталкивался с частными школами, относятся к ним с недоверием. Что же на самом деле представляет собой российская частная школа и как она работает? И можно ли назвать это бизнесом?

Первые частные школы начали создаваться в Москве в начале 90-х годов и имели форму кооперативов. После того как в 1992 году был принят закон «Об образовании» за этими учреждениями закрепился официальный статус НОУ (негосударственного образовательного учреждения).

В соответствии с законодательством НОУ – это некоммерческие предприятия. Следовательно, для них существуют определенные ограничения по части хозяйственной деятельности и распределения прибыли. К статьям дохода частной школы можно отнести вступительные и ежемесячные взносы, помощь спонсоров, государственные дотации, а также гранты.

Многие эксперты утверждают, что частную школу сложно назвать бизнесом.

Очень часто люди открывают частную школу, но отнюдь не для получения прибыли, а для того чтобы там получали образование их собственные дети. Также есть компании, такие как «Газпром», например, которые открывают школы для детей своих работников, при этом, не требуя от них сверхдохода, и даже субсидируя их.

Государственная поддержка необходима этому «бизнесу» как воздух, без нее он бы просто не смог выжить. Арендная плата, по которой школе предоставляются помещения, намного ниже рыночной. Раньше, правда, материальная поддержка была нестабильной, но не так давно в Москве ввели нормативы для финансирования негосударственных школ. Теперь, зная количество учеников, можно с точностью до копейки просчитать объем выделяемых средств.

До недавнего времени частные школы имели немалые налоговые льготы. Но вышли поправки к закону «Об образованию» и новый Налоговый кодекс, что лишило НОУ основных налоговых привилегий. Теперь она должны платить налог прибыль (если она образуется), землю и имущество – также как, например, нефтяные компании и банки. Радует только то, что частные школы освобождены от уплаты НДС.

НОУ получают государственную поддержку, но нельзя сказать, что большую заботу. В последнее время чиновники хотя бы привыкли к существованию частных школ, тогда как раньше у них это часто вызывало шок.

«Ветераны» школьного бизнеса, работающие на рынке частного школьного образования по 10-15 лет, как правило, имеют помещение в собственности. Это позволяет им существенно развивать «матчасть» и дает некоторые гарантии стабильности. Вкладывать деньги в ремонт арендованного помещения можно, если срок аренды не менее 10 лет, в противном случае этого делать не стоит. Однако в настоящее время редко кто из арендодателей готов заключить договор на такой длительный срок.

Нелегко сейчас приходится школам, снимающим помещение. Есть случаи, когда школы самым наглым образом «выкидывали» из арендуемого здания, при чем еще до срока истечения договора.

Отсутствие прав собственности на помещение является одним из основных ограничений для этого вида деятельности. Даже те школы, которым относительно повезло со сроком аренды, жалуются на ощущение нестабильности.

Если властям вдруг требуются помещения бывших детских садов, то выпроваживают прежде всего частные школы. К тому же, отмененная в 2006 году льготная ставка аренды сильно ударила по НОУ. А цены на образование в частных школах сразу подскочили на 30-40 %.

Число частных школ в Москве из года в год остается стабильным. Это связано с тем, что какие-то школы закрываются, другие наоборот начинают работать. Рынок частного школьного образования в Москве, по мнению многих, еще не насыщен, но этот бизнес пока мало кого привлекает.

И дело тут даже не столько в сложности получения лицензии, сколько в выборе помещения, подходящего для нужд образования. Для получения лицензии, нужно чтобы оно соответствовало всем требованиям Роспотребнадзора, пожарной безопасности и условиям лицензирования, утвержденным, кстати, еще в 1993 году.

Хотя сами условия получения лицензии лишены каких-либо придирок, утверждают эксперты.

Важно отметить, что плата за обучение, устанавливаемая школами, не берется с потолка.

Здесь правят законы рынка. В одной школе плата может составлять $500 в месяц, в другой — $2000, и это не обязательно говорит о большой разнице в качестве образования. Однако существует у цены и предел, ниже которого достойное образование получить уже невозможно. Ведь не станут хорошие преподаватели работать за идею бесплатно. Кстати, именно заработная плата может стать критерием при определении качества образования в школе.

Какова же минимальная стоимость обучения в частной школе в Москве, без потери качества знаний? Эксперты называют сумму в 15 тысяч рублей в месяц.

Свои требования специфика образования предъявляет и к школьным управленцам. Директор все время находится между двух огней. Для того чтобы иметь право выдачи аттестата государственного образца, нужно соответствовать государственным стандартам. Родители в свою очередь требуют совершенно другого: побольше английского, драмы, экономики, компьютерных навыков. Приходится угождать и тем и другим, тщательно продумывая программу. Деятельность частных школ зависит от спроса, но рынок требует одного, а министерство другого. Вот и приходится быть гибкими при принятии решений.

Частная школа требует и высокого качества преподавания. Найти квалифицированных специалистов достаточно сложно. Причем высокая зарплата – не универсальное средство, хотя в некоторых случаях и помогает. Учителя в НОУ гораздо ближе к родителям и их детям, этому способствуют постоянные встречи, на которых объясняется куда тратятся взносы: ежемесячные и вступительные (их величина колеблется от 30-ти до 60-ти тыс. руб.)

Руководителем школы может стать как директор-педагог, так и не педагог. Что лучше до сих пор неизвестно. Директор обязательно должен быть еще и коммуникатором, маркетологом, предпринимателем и даже отчасти политиком. Для эффективного функционирования образовательного учреждения нужны инвестиции. Но только педагог понимает, какие это должны быть инвестиции. Менеджер, целью которого является только финансовая отдача и снижение издержек, успехов не добьется, а скорее даже наоборот. Родители готовы платить за что то существенное, и это не только бытовые услуги и хорошая еда, но и успехи в учебе. А это обеспечить намного сложнее, чем четырехразовое питание.

Однако бывает и наоборот. У педагогов есть множество первоклассных идей, но… они просто не умеют зарабатывать деньги и менеджеры из них неважные. В этом случае школа тоже обречена на закрытие. Таким образом, успешный руководитель – это тот, кто готов вкладывать и умеет зарабатывать.

Каждый год школам приходится сдавать своеобразные экзамены родителям учеников. Существует конкуренция между школами за выгодного клиента. Приходится выстраивать перед родителями определенный образ: победы на конкурсах и фестивалях, участие в олимпиадах, количество медалей, высокотехнологичное оборудование, благоустройство территории. Многие школы имеют бассейны, спортивные залы, трех-пяти-разовое питание и даже театры и корты. Родители также стремятся оградить своих чад от влияния дурной компании. Поэтому многие школы смотрят не только на состоятельность, но и на адекватность детей и их родителей.

Родители же выбирают школу по следующим критериям:

Репутация школы (57%)

Квалификация педагогов (55%)

Близость к дому (43%)

Отзывы знакомых (35%)

Материальная база (11% принимавших участие в опросе родителей).

Хотя частных школ в Москве не так много (всего 220-240), выбрать одну из них достаточно сложно. Они ведь такие разные: кадетская, итальянская, французская, юридическая, художественная, школа здоровья…

Обычные школы работают, как правило, до 14-15 часов, частные же обычно действуют в режиме полупансиона, т. е. ребенок может здесь оставаться хоть до 18, хоть до 21 часа. Существуют также и пансионы, в которых дети остаются на всю неделю, а к родителям приезжают только на выходные или во время каникул. Почти все такие школы перебрались за пределы МКАД. Цены на их услуги, конечно, немного выше, чем в обычных частных школах, и колеблются от 25 тыс. рублей в месяц (учеба и укрепление здоровья в «Сосновом Бору», 75 км от Москвы) до 80 тыс. рублей в месяц (пансион на Рублево-Успенском шоссе)

Но самые интересные с академической точки зрения школы — это те, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью. Свои наработки в различных областях они представляют на аккредитацию государственной комиссии, после чего та присваивает школе тот или иной статус. Так, например, «Самсон» получил статус «школы здоровья», «Эллада» — «школы с углубленным художественно-эстетическим развитием», «Перспектива» — с углубленным изучением иностранного языка, а «Европейская гимназия» и «Премьер» имеют международный статус школ бакалавриата.

Часто родители, ищущие школу для своего ребенка, обращаются к TOP-20 и TOP-10, опубликованным в различных периодических изданиях. Но, как показывает практика, верить им на слово не стоит, потому что в качестве критериев берутся иногда просто фантастические показатели: число книг в библиотеке, площадь двора, количество логопедов в расчете на одного ученика…

В Великобритании традиционно проводятся рэнкинги частных школ. Основной критерий оценки – это результаты экзаменов GCSE и A-level, которые являются одновременно и вступительными экзаменами в вузы. Рейтинг школ от The Financial Times (наиболее известный рейтинг) учитывает успеваемость на основе суммарного среднего балла данного ученика и среднего балла всех школьников на каждом экзамене.

Теперь у нас появился ЕГЭ (Единый Государственный Экзамен) и рэнкинг по английскому образцу был бы уместен. Пусть эта шкала полна несовершенств, но несовершенна она в одинаковой степени для всех, что позволяет ей претендовать на некоторую долю объективности.

Так на что же все-таки обращать внимание родителям при выборе школы? Прежде всего, конечно, на документы, а именно на лицензию и сертификат. Аккредитованная школа сможет выдать вашему ребенку аттестат, принимаемый всеми вузами страны. Согласно законодательству, частная школа обязана иметь лицензию, а быть аккредитованной — совсем не обязательно. Аккредитацию получают только после пяти лет деятельности (90% частных школ Москвы ее имеют). Кроме того, это выгодно самим школам, т. к. исключительно аккредитованные школы имеют право на получение финансовой помощи из бюджета по нормативам. А если у школы аккредитации нет, то ее ученики сдают экзамены в базовой школе округа и получают аттестат.

Следует также обратить внимание на время работы НОУ. Предпочтение стоит отдать школе «со стажем», так как коллектив складывается не один год, и «молодые» школы еще не имеют должного опыта в работе. Хорошо было бы узнать мнение о школе ее учеников и их родителей. Звания типа «Учитель года» — большой плюс педсоставу. Если вдруг возникнет желание поприсутствовать на уроке, вас за это в частной школе (в отличие от государственной) никто не осудит.

Таким образом, нужно тщательно подходить к вопросу выбора школы для вашего ребенка, но не стоит забывать при этом, что идеальных школ, к сожалению, не бывает.

По материалам статьи Екатерины Чинаровой для Бизнес журнала

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Частная школа как открыть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *