Генеральный директор PickPoint Надежда Романова: «Мы не логистическая, а ИТ-компания»

21.10.2015 | Компания PickPoint (ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи») получила известность как пионер на российском рынке постаматов — специализированных терминалов для выдачи товаров, купленных в интернет-магазине. Помимо этого, PickPoint развивает сеть классических пунктов выдачи и предлагает ряд уникальных сервисов как для игроков e-commerce, так и для конечных потребителей. Сегодня мы беседуем с основателем и генеральным директором компании PickPoint Надеждой Романовой.

– Расскажите, пожалуйста, о том, как возникла компания PickPoint и вместе с ней — рынок постаматов в России.
– История PickPoint началась более пяти лет назад, когда мы разрабатывали новый канал доставки, и, опираясь на опыт западных стран, решили его автоматизировать. Дело в том, что только классические пункты выдачи не дают нужного охвата, доставка курьером – хорошо, но недостаточно: у потребителя-физического лица уже сформирован широкий круг требований и могут быть другие запросы. На примере развития логистики, в первую очередь, в Германии, мы стали разрабатывать проект автоматизированной доставки товаров из интернет-магазинов по территории России через постаматы. Проект был подготовлен и представлен инвесторам, они его поддержали и таким образом была создана компания PickPoint.

Надежда Романова – руководитель с двадцатилетним стажем в логистике

Дата регистрации компании – 7 июля 2010 года, а 29 ноября 2010 года произошло официальное открытие первого российского постамата – на Багратионовском мосту в комплексе «Москва-Сити». Этот терминал стоит там и сейчас. С точки зрения инвестиций проект стартовал как венчурный. Спустя два года произошла сделка частичной перепродажи его другому инвестфонду, и теперь PickPoint рассматривается как основной бизнес.
Таким образом, мы стали первыми, кто начал предоставлять услуги постаматов в России. Через некоторое время на этот рынок вышла компания LogiBox, а спустя еще чуть более года появилась польская InPost, которая некоторое время работала под брендом QiwiPost.
– Дальнейшее развитие проекта, как известно, было связано не только с постаматами?
– Совершенно верно. PickPoint развивается в двух направлениях. К 2010 году мы установили первые 20 автоматизированных терминалов-постаматов: 15 в Москве и 5 в Санкт-Петербурге. Параллельно с этим открывались агентские пункты выдачи PickPoint, необходимые нам для организации доставки в регионы. Помимо прочего, это помогло определить, какие потоки туда идут и какие направления интересны. В каждом населенном пункте мы сначала открывали классический пункт выдачи и, как только отрабатывали все бизнес-процессы, заходили туда с постаматами.
Таким образом, в 2011 году постаматы PickPoint были установлены в 30 крупнейших городах России, а к концу 2012-го — во всех областных центрах страны. Это был сложный для нас период: нужно было доказать рынку, что такой канал доставки вообще имеет право на существование. Поначалу выходил своеобразный замкнутый круг: чтобы подключать магазины, нужно организовать сеть, а для этого нужно начать работать с магазинами и выяснить их потребности.
Исходя из этих задач, мы разработали несколько ИТ-модулей, которые позволяли легко и без лишних затрат интегрировать нашу систему в любую классическую CMS-систему для рынка e-commerce.
Понятно, что без крупных игроков рынка мы бы не обошлись. Первой компанией, которая заключила с нами договор еще до установки первого постамата, была «Ив Роше». Она уже имела положительный опыт доставки через постаматы большого количества заказов в Европе. Понятно, что для отладки процессов требовались определенные доработки со стороны клиента. Поэтому первый процесс интеграции западного ПО с нашим и подключения постаматов длился почти 7 месяцев. И в дальнейшем в 2011 и 2012 годах подключение крупного игрока могло занимать несколько месяцев. Тогда нас поддержали такие крупные компании, как Wildberries, «Сотмаркет», Proskater. К концу 2012 года у нас уже было около 500 клиентов, а к середине 2014 года 90% из «топ-100» интернет-магазинов уже были подключены к сети PickPoint. Сейчас компания успешно развивается, наш канал доставки набирает все большую популярность. Благодаря удобству сервиса растет востребованность среди конечных потребителей. На данный момент около 5,5 тысяч интернет-магазинов подключены к сети PickPoint.
– Какие базовые сервисы предоставляет PickPoint?
– PickPoint обеспечивает партнеров полным комплексом логистических и вспомогательных услуг. Один из новейших сервисов, уникальный на рынке, – клиентский возврат товара в интернет-магазин, то есть обратная логистика. Дело в том, что до 2015 года все интернет-магазины принимали не подошедший товар либо в точке ритейла, если такая у них была, либо отправлением «Почтой России». Альтернативы этому не было. Считалось, что такой сложный процесс позволит избежать массового возврата, но при этом интересы покупателя некоторым образом ущемлялись. Такая система, кроме того, вызывает недоверие у ряда клиентов, и интернет-магазину труднее получить первый заказ.
Опция клиентского возврата удобна сегодня в основном для таких сегментов, как одежда и товары для детей. А вот бракованную технику лучше все-таки возвращать через сервисные центры.
Помимо этого, в ближайшем будущем у нас появится ряд дополнительных сервисов для физических лиц.

Современный постамат вписан в инфраструктуру торгового комплекса

– Сколько городов сегодня охвачено сетью постаматов PickPoint, пунктами выдачи и какова статистика прироста?
– Сегодня мы присутствуем примерно в 360 городах, но именно в этот момент открывается большое количество новых населенных пунктов. Это происходит, в том числе, благодаря проекту с нашим партнером по классическим пунктам выдачи — компанией «Ростелеком — Розничные системы».
Что касается покупательской активности, то как раз сейчас мы ожидаем пятимиллионное отправление по нашей сети, будем торжественно отмечать преодоление этой планки. По статистике, доход компании в 2015 году вырос в 1,7 раза по отношению к предыдущему году. Если учесть, что рынок e-commerce в этом году прирастает на 30-35 % в рублях, но замедляется на 10% в количестве заказов, мы увеличиваем свою долю присутствия на нем. Думаю, что в высокий сезон, начавшийся осенью, замедления темпа уже не произойдет. Так, количество отравлений на первой неделе октября почти вдвое превысило количество отправлений по неделям в августе.
Прирост есть, несмотря на то, что уменьшился средний размер и средний вес отправления, среднее количество товарных вложений в одном заказе уменьшилось с 3 до 1,5. Средний чек вырос, потому что товар на интернет-витринах подорожал.
– Среди общего числа ваших партнеров — интернет-магазинов работает ли принцип Парето – 20/80 как соотношение самых крупных игроков к остальным? Кто крупнейшие среди этих 20%?
– Принцип работает, но скорее в соотношении 30/70%. Рынок дистанционной торговли очень диверсифицирован, здесь нет ярко выраженных лидеров. Всего на нем присутствуют около 40 тысяч магазинов, из которых 15 тысяч открываются и закрываются каждый год. Первая сотня крупнейших интернет-магазинов по объему продаж в несколько раз отличается от второй сотни: 12-15 тысяч отправлений в день против 300. Если говорить о крупнейших клиентах, то они хорошо известны: OTTO Group, LaModa, «Ив Роше», AVON, Mary Kay, «Орифлейм», Enter, Ozon. Магазины бытовой техники и электроники, даже крупные, производят не так много отправлений через нашу сеть.
Разумеется, появились большие каналы китайского трафика, в основном от AliExpress. Также с нами работает множество европейских монобрендов (например, испанский Mango), которые подключают нас к своим сайтам за рубежом. Таким образом, мы работаем и с европейскими партнерами, несмотря на то, что не все их площадки русифицированы.

Надежда Романова: «Наш заказчик — не интернет-магазин, а потребитель-физическое лицо

– Как совпадают ваши интересы с этими европейскими площадками? Они на вас выходят, или наоборот?
– Выходят они на нас. Ведь, если не считать крупных игроков вроде Ali и eBay, мы не всегда знаем, на каких иностранных сайтах российский потребитель делает покупки и у кого хорошо организованы каналы доставки до территории России.
– Влияет ли реклама магазина в СМИ на количество отправлений? Например, сейчас массированная кампания прошла у Ozon…
– Конечно влияет, и это закономерно не только для лидеров рынка. Недавно гораздо менее известный магазин «Дочки-сыночки» запустил по телевидению рекламу, и у нас объем их отправлений тут же вырос вдвое.
– Кто ваш главный конкурент? Вероятно, «Почта России»?
– Есть прямые и косвенные конкуренты. Косвенные — это весь рынок: магазины ритейла, курьерские компании, «Почта России», собственные курьерские службы интернет-магазинов. С последними, вероятно, наиболее сложно конкурировать. Из этого списка потребитель обычно выбирает тот канал, который ближе к его дому.
А есть компании вроде MediaMarkt или Adidas, которые подключены к постаматам, но у них помимо этого есть магазины с пунктами выдачи заказов. Естественно, они не подключают к своей сети наши точки выдачи, расположенные вблизи этих магазинов.
Наиболее серьезный наш конкурент, вероятно, — сеть классических пунктов выдачи «Гермес». Что касается «Почты России», то она очень сильна в тех населенных пунктах, где кроме нее никого нет. В крупных городах, где проходит наш основной трафик, ситуация другая. Сейчас «Почта России» развивает свои сервисы, с которыми мы потенциально будем конкурировать, но пока сильного давления от них нет. Помимо прочего, нужно учесть, что даже при существенном улучшении сервиса на изменение сформировавшегося имиджа уйдет время. С другой стороны, конкурировать с курьерскими службами в крупных городах «Почте России» тяжело. Для этого она должна стать лучше, чем другие, а не просто догнать их по качеству. Иначе переключать каналы доставки на «Почту России» у интернет-магазинов смысла не будет.
– Существует ли принципиальное отличие российского сервиса доставки от европейского?
– Ключевое отличие состоит в двух моментах: место установки постамата (на улице или внутри помещения) и способ оплаты. В России забирать товар в терминале на улице ненадежно и некомфортно: сложные погодные условия, загрязненность, дождь, снег и т. д. С другой стороны, постаматы PickPoint предполагают возможность оплаты наличными или карточкой, а во многих странах Западной Европы устройства в принципе не имеют модуля приема платежей, там предоплата проходит в интернет-магазине.

Сервис мониторинга доставки заказа на сайте pickpoint.ru

Наконец, в европейских сетях отсутствуют такие опции, как уведомление физического лица, переадресация из одной точки в другую, продление срока хранения, сведения о пути заказа. Нет у них и мобильных приложений, только классическое SMS-оповещение. Получается, что организация постаматов в России на данный момент удобнее, чем на Западе.
Первоначально мы приобрели постаматы вместе с эстонским программным обеспечением, сделанным по прототипу австрийского, на котором работает Deutsche Post. Спустя год мы поняли, что это решение нас не удовлетворяет, и придется писать свое. Западный программный продукт был куплен в виде лицензий, мы просто отказались от его поддержки и сильных финансовых потерь не понесли. Однако задержались в развитии где-то на год.
Наша собственная система работает под названием PickPoint. К ней подключены и наши собственные постаматы, и агентские, которые входят в структуру сети. С точки зрения как потребителя, так и интернет-магазина, разницы между агентским постаматом и нашим нет, физически они не отличаются, даже фискальный чек идет от нашего юрлица. В принципе, к сети PickPoint мы можем подключить абсолютно любой терминал любой компании, и установить на нем свое ПО. Для этого есть разные типы лицензий.
Наконец, два года назад мы поменяли стратегию своего позиционирования и теперь заявляем, что наш заказчик — не интернет-магазин, а потребитель-физическое лицо. Ведь именно он выбирает, где купить товар и как его будут доставлять. Поэтому нужно делать все сервисы удобными для потребителя.
– Что нужно сделать интернет-магазину, чтобы к вам подключиться?
– Если магазин работает на стандартной CMS-системе, ему нужно только заключить с нами договор и скачать стандартный модуль для своей системы. По времени этот полностью дистанционный процесс — заключение договора, скачивание модуля и его встройка – занимает сегодня не более трех дней.
Но есть интернет-магазины, работающие либо на самописных, либо на сильно перекроенных западных CMS-системах. В этом случае владельцы интернет-магазина должны провести анализ своих бизнес-процессов. Интеграция с PickPoint не отличается от интеграции с любой логистической компанией. Самое главное здесь — выделить поток посылок в отдельное направление и при приеме заказа от физического лица направить товар по нужному адресу на данный поток. Для этого магазину предоставляется API, стандартные модули-виджеты и личный кабинет. Чаще всего в интерфейсе сайта и корзины используется виджет PickPoint, а интеграция складских процессов производится с помощью API.

Выбор постамата и пункта выдачи на сайте pickpoint.ru

– Эти виджеты как-то модернизируются?
– Конечно. Например, уже выпущена третья версия модуля для корзины с большим количеством фильтров. Также в ней реализована возможность добавления в корзину других точек выдачи, кроме PickPoint. Это сделано для удобства покупателя, чтобы ему не пришлось заходить в разные закладки и на одной карте можно было увидеть все варианты доставки. Опять же для удобства на виджете есть отдельные закладки «постаматы» и «пункты выдачи», можно поставить фильтр по круглосуточным точкам или тем, которые принимают банковские карты (в отличие от постаматов, карты принимают не во всех пунктах выдачи), в которых есть опция клиентского возврата. Таким образом, с помощью списка, географической карты или схемы метро (если метро есть в городе) клиент выбирает удобный для себя пункт доставки.
– Есть покупатели, которым слово «постамат» до сих пор кажется футуристическим?..
– Три года назад это действительно было чем-то необычным, но сегодня, на мой взгляд, уже никому не надо пояснять значение этого слова. Как показывают последние исследования, в России к 2015 году 25 млн человек хотя бы раз сделали покупки в интернет-магазине. Клиентская база PickPoint — 3 млн. потребителей. Таким образом, около 12% всех онлайн-покупателей в стране воспользовались системой постаматов. Среди них, конечно, преобладают те, кто пользуется услугами интернет-магазинов регулярно.
Интересно, что в последнее время одним из самых популярных вопросов, поступающих в наш контакт-центр, становится такой: где можно купить некий товар с доставкой в определенную точку? Получается, что клиент уже определился с тем, что хочет купить и как получить, но вот где купить – еще нет. Нам приходится модернизировать сайт, запрашивать в интернет-магазинах теги по поисковой системе товара. Да и в целом, самый популярный раздел сайта PickPoint – не пункты выдачи, не постаматы и не география охвата, а список наших партнеров и поиск товаров.

Покупка через постаматы уже ни у кого не вызывает удивления

– Можно сделать вывод, что у сервиса могут быть дополнительные источники дохода, привязанные к магазинам?
– Если имеется в виду процент с продаж, то этого пока нет. Но благодаря высокой конверсии мы можем зарабатывать на рекламе. Кроме этого, широко распространены партнерские программы, когда интернет-магазины размещают информацию о PickPoint, а мы рассказываем про их акции.
– Давайте поподробнее остановимся на динамике прироста клиентской базы и ее географическом распределении.
– За последний год прирост базы покупателей по сети PickPoint составил 1 млн человек, в основном за счет регионов. Распределение объемов меняется: если раньше в среднем около 50% трафика из интернет-магазинов шло в столицу и 20-30% в Петербург, то сейчас доля Москвы составляет уже не более 30%. Количество отправлений в регионы существенно растет, и это смещение будет только увеличиваться, доля Москвы скоро будет составлять не более 15%. Как уже говорилось, в регионах хорошо развит канал доставки «Почты России», а вот курьерская доставка не так широко распространена. PickPoint набирает популярность благодаря своему удобству и как альтернатива почте.
– Люди в регионах предпочитают покупать на известных интернет-площадках с доставкой из Москвы? Или выбирают местные магазины, где более оперативная доставка?
– Здесь опять же в последнее время ситуация изменилась: если раньше все заказывали из Москвы, то сейчас выбирают либо китайские площадки, либо своих локальных игроков. Конечно, существуют «топовые» ресурсы. Но тем не менее, согласно исследованию Data Insight, около 40% всего объема приходится на местные интернет-магазины. Половина оставшегося трафика идет из Китая. Доставка на следующий день интересна для спонтанных покупок, а если цель – купить дешевле, то покупатель согласен ждать дольше.

Вариант виджета PickPoint на сайте партнера

– Каким образом проект «Ростелекома» позволяет вам расширяться?
– Стратегия компании «Ростелеком — Розничные системы» состоит в том, что в каждом их клиентском офисе должен быть пункт выдачи интернет-заказов. Это не наше эксклюзивное право: в офисах пункт выдачи может быть PickPoint или другой компании, но сейчас сотрудничаем с ними только мы. Мы открываем новые точки, их персонал учится выдавать посылки и регулировать свои очереди. Так как у «Ростелеком — Розничные системы» по одному офису в каждом городе присутствия, сегодня в нашей партнерской сети около 350 пунктов выдачи заказов и 350 городов. В том числе, мы освоили более 100 населенных пунктов, где до этого не были.
Таким образом, благодаря этому проекту география присутствия PickPoint возросла с 250 городов до 360, и до конца года она увеличится еще на 150 населенных пунктов. Уточню, что имеются в виду только пункты выдачи, сеть постаматов мы развиваем отдельно.
Постаматы мы устанавливаем каждый день, но по-разному в зависимости от сезона. Например, летом, когда не наблюдается резких скачков объема, мы расширяем географию и вводим новые населенные пункты. Осенью, с началом «высокого» сезона, мы устанавливаем новые терминалы в городах с большим трафиком, где требуется увеличение наших мощностей и ресурсов. Поэтому в 2015 году постаматы в новых регионах уже не появятся, их установку мы планируем на февраль 2016 года. Но зато будет установлено около 100 новых терминалов дополнительно к уже открытым.
– Какие еще проекты и активности компании набирают обороты?
– Помимо партнерства с «Ростелеком – Розничные системы», мы начали стратегический проект с платежным сервисом Qiwi по установке компактных устройств для выдачи заказа. По идее, любой платежный терминал потенциально может быть постаматом. В ходе тестового периода, несколько компактных постаматов шаговой доступности установлено в Москве и Московской области. Для нас это обычный субагентский договор: терминал и модуль оплаты принадлежит Qiwi, мы обеспечиваем все процессы логистики и доставки от интернет-магазина до точки. Уверена, что этот проект успешно продолжится в 2016 году и даст нам возможность быстрого развития постаматной сети в новых регионах и городах.
В июле 2015 года мы совместно с микрофинансовой организацией «ТелеПост-Финанс» (TPF) выпустили продукт «Овердрафт–кредит» — удобное мини-кредитование для интернет-магазина под оборотные средства для покупки товара и развития бизнеса. В этом проекте TPF занимается финансовой составляющей, а мы организуем процесс, контролируем прохождение всех операций и выступаем гарантом возврата денежных средств. Спрос со стороны интернет-магазинов наблюдается достаточно сильный. К «высокому» сезону все хотят увеличить свою прибыль, но оборотных средств часто не хватает, а банки дают кредит не каждому. Выгода PickPoint от этого состоит в том, что сумма кредита зависит от количества заказов, переданных на наш канал доставки.

Описание услуги для интернет-магазинов «Овердрафт»

– Стратегические планы PickPoint на 2015 год достигнуты полностью? Ваши дальнейшие цели?
– На 2015 год мы поставили перед собой задачу стать агрегатором большинства пунктов выдачи в России. Этот план можно считать выполненным: к сети PickPoint подключено около 65% всех пунктов выдачи логистических компаний, процесс поставлен на поток.
Стратегический план на 2016 год – консолидация потоков разных каналов доставки для удобства работы небольших интернет-магазинов. Мы будем принимать и сортировать посылки, отправляя их по «Почте России» и курьерской доставкой. Это позволит небольшим магазинам сэкономить на «первой миле» и интеграции только с одним игроком.
Другие планы – разумеется, расширение географии, увеличение доли присутствия, дополнительные сервисы для физических лиц.
Глобальная же стратегия – стать личным почтовым ящиком. Тогда любой клиент сможет, скажем, по дороге домой забрать посылку в тех же местах шаговой доступности, где он покупает продукты. Уже есть города, в которых расстояние между нашими постаматами меньше 1 км, — это, например, Воронеж и Тверь. В них мы экспериментировали с тем, будет ли при избыточном количестве точек насыщение нашего канала заказами. В результате произошло не только насыщение, выросла и популярность услуг PickPoint.
Компания PickPoint позиционирует себя прежде всего не как логистическая, а как ИТ-компания. Новую эффективную логистику не придумать, маршруты доставки товаров останутся прежними. Наши проекты базируются на ИТ-решениях, стремлении быть ближе к потребителю, хорошем знании потребностей рынка электронной коммерции и ИТ-возможностей в нем.

ОТПРАВИТЬ:

Рубрики: Маркетинг, Web

Ключевые слова: интернет-магазин

Надежда Романова: «PickPoint будет управлять всей сетью постаматов в России»


Согласно исследованию Data Insight, объем рынка логистики электронной торговли в России за первое полугодие 2019 года увеличился на 33% – до 218 млн посылок. При этом практически весь прирост пришелся на формат самовывоза, доля которого увеличивается четвертый год подряд. В отчетном периоде из пунктов выдачи заказов и постаматов жители России забрали 36 млн интернет-покупок. Это на 40% больше, чем за аналогичный период 2018 года.
Популярность данного канала доставки аналитики связывают с привлекательной стоимостью услуги и ростом сети, благодаря которому интернет-заказ можно забрать в удобное время по дороге домой или на работу.
Согласно прогнозам, к концу 2019-го сеть постаматов в России может вырасти в два раза – до 10 000 единиц – по сравнению с 2018 годом. В прошлом году по всей России насчитывалось 5 560 постаматов: 1 928 постаматов работали под брендом Qiwi, 1 605 – PickPoint, 1 031 – Ozon и 812 – «Халва».
Стремясь «откусить часть» этого многомиллионного пирога, некоторые компании заявили о планах по строительству собственной постаматной сети. «Яндекс», например, сейчас тестирует этот канал доставки для своего маркетплейса «Беру». Амбиции начать строить постаматы есть и у «Сберлогистики».

Однако CEO компании PickPoint Надежда Романова считает, что быть просто «владельцем железа» недостаточно. Главное – выстроить логистику. А это уже задача совершенно иного уровня.
PickPoint, например, не планирует соревноваться с конкурентами размерами сети. У компании иные амбиции – управлять всей сетью постаматов в России. Как PickPoint намерен достичь этой цели уже через два года – читайте в интервью с Надеждой Романовой.

Упростим до «банальной выдачи»

– По данным АКИТ, в 2018 году российский рынок онлайн-торговли вырос на 59%. За первые шесть месяцев 2019 года он увеличился еще на 26%, подсчитали аналитики Data Insight. Какие тренды, на Ваш взгляд, будут задавать вектор развития в ближайшие годы?
– Существенные изменения в логистике происходят только в последнее время. Главный тренд последних 3-4 лет – это смещение акцентов с курьерской доставки на самовывоз. Основная причина – желание клиентов, чтобы процесс доставки был максимально комфортным. Важно, чтобы не было лишних переговоров, долгого ожидания или каких-то неясностей.
Раньше, когда по Москве было, грубо говоря, 3 − 4 точки самовывоза, все это воспринималось как нечто крайне неудобное. И использовался самовывоз только для крупногабаритных заказов либо по причине существенной экономии со стороны клиентов. Сейчас ситуация в корне изменилась. Количество пунктов самовывоза выросло. И клиенты, существенно не отклоняясь от своего привычного маршрута, могут забрать заказ, сделанный в интернет-магазине, по дороге домой. Теперь доступность пунктов выдачи шаговая и это стало удобней, чем ждать курьера.

«Однако, по моим оценкам, соотношение полноформатных постаматов к упрощенным будет 1:10»

– Тогда чем объяснить результаты исследования того же Data Insight, согласно которому в Москве преобладает курьерская доставка, а в Санкт-Петербурге и регионах – самовывоз?
– Все просто и логично. В Москве и области – большое количество мелких интернет-магазинов, которые осуществляют доставку преимущественно силами собственных курьеров, не подключая другие каналы. Например, согласно нашей статистике, объем самовывоза в Москве вырос в 2 раза, а в регионах – всего в 1,4 раз. Почему? Потому что в регионах самовывоз обрел популярность раньше. В Подмосковье, к слову, удалось 95% всех доставок перевести на самовывоз. Так как в рабочее время доставлять заказы некому – получателей нет дома, а для выходных такой способ доставки становится слишком дорогим.
– По вашим же собственным прогнозам, озвученным ранее, рынок постаматов будет расти в 2 − 2,5 раза от года к году. А как при этом будет меняться само оборудование? И потребуется ли его модификация?
– Основная задача – удешевить сам процесс доставки. Если в одном постамате сохранить все опции: и прием платежей, и прием отправлений с измерением массогабаритных характеристик, большая их часть все равно будет не востребована и не окупится.
Лучше пойти другим путем, например, можно разработать новый принцип тарификации «предоплаченная коробка», и стоимость доставки рассчитывать без измерения массогабаритных характеристик. Ведь разница в весе в 300 − 500 грамм на комплекс логистических затрат существенно не влияет. Поэтому, на мой взгляд, рынок пойдет по пути упрощения оборудования. В частности, по пути уменьшения числа опций до банальной выдачи. В результате, мы получим «упрощенные терминалы». С другой стороны, терминалы, работающие и на прием, и на отправление, тоже останутся. Однако, по моим оценкам, соотношение полноформатных постаматов к упрощенным будет 1:10.

«Железо» без логистической души

– По вашим оценкам, каково оптимальное соотношение собственных и партнерских постаматов для интернет-магазинов?
– Любая доставка, курьерская или через терминал, экономически выгодна при большой плотности адресов. Например, в Москве собственная доставка для интернет-магазина целесообразна лишь при объемах от 4 000 заказов в сутки. Если объемы меньше – выгоднее отдать эту функцию на аутсорсинг. Касаемо постаматов, для них порог экономической целесообразности установки собственных терминалов еще выше.
Например, Ozon, Wildberries и Яндекс обладают такими объемами, поэтому могут успешно строить собственные постаматные сети. Кроме них, пожалуй, пока больше нет магазинов, которым бы постаматная сеть принесла какие-то плюсы. Для остальных игроков рынка – выгоднее отдать доставку на аутсорсинг, по нашим расчетам.

«Я считаю, что в России существует три самостоятельных постаматных сети, которые продают услуги: PickPoint, OzonBox и «Халва»»
– В продолжении разговора об объемах крупных сетей. В начале октября Ozon сообщил, что его постаматная сеть, которая насчитывает теперь 4 500 точек, самая крупная в России. Согласны ли Вы с таким утверждением?
– Я считаю, что в России существует три самостоятельных постаматных сети, которые продают услуги: PickPoint, OzonBox и «Халва». У OzonBox точек действительно много, но ресурсная мощность сети очень слабая – около 45 000 посылок в день. Дело в том, что в одном постамате компании всего 21 ячейка.
Для сравнения. У нас в одном постамате 66 ячеек, а ресурсная мощность составляет около 200 000 посылок в день.
При этом я не считаю «Яндекс» полноценной сетью постаматов, так как у них на текущий момент менее 50 терминалов. В каждом постамате по 19 ячеек. Соответственно их ресурсная мощность – 1 000 посылок в день. Это пока не сеть, а пилотный образец, который они тестируют.
Qiwi и PickPoint я считаю одним целым, поскольку с Qiwi у нас заключено партнерское соглашение о продаже услуг и логистики на их постаматы. Для работы компактных постаматов Qiwi используются стандартные логистические и информационные процессы PickPoint.
– Вы совершенно справедливо отметили, что постамат – это всего лишь часть большой логистической инфраструктуры. Когда к Вам приходит новый клиент, как происходит интеграция постаматной сети PickPoint в его логистику?
– Мы поддерживаем стандартные модули практически всех CMS-систем (LR. программное обеспечение, которое позволяет управлять контентом интернет-ресурса, менять его, просматривать и контролировать). Если к нам обращается интернет-магазин, разработанный на одной из них, то все предельно просто. Скачал модуль PickPoint, два часа настройки и все работает. На заключение договора и то больше времени требуется.
Крупных игроков, в принципе, подключать достаточно сложно, с ними обычно настраиваются индивидуальные протоколы обмена.
Если говорить про средние и крупные интернет-магазины, то они используют или сильно доработанные CMS-системы или «самописные». Для них существует два типа интеграции. Первый тип − стандартный протокол API. Протокол простой, но, в зависимости от системы самого заказчика, на интеграцию может уйти от недели до года. Поэтому для упрощения мы разработали несколько виджетов, которые встраиваются на сайты интернет-магазинов. В их числе модуль по выбору точки, а также информация о статусах движения. Плюс, мы позволяем делать загрузки через личный кабинет. В принципе, даже крупный игрок, который хочет протестировать подходит ли данный вид доставки непосредственно для его магазина, может это сделать, в плане настроек, за 1 − 2 дня.

– Вы – «пионер» рынка постаматов, который начал выстраивать структуру терминалов еще тогда, когда никто в это не верил. У многих Вы ассоциируетесь с неким «разрушителем мифов» о постаматах.
На Ваш взгляд, все ли мифы развенчаны за эти годы? И как Вам удалось одержать победу в борьбе за эффективную логистику «последней мили»?
– Я начала строить PickPoint с поиска способов удешевления логистики «последней мили». При этом важно было сохранить удобный для потребителя сервис. В истории с курьерской доставкой эти две задачи нерешаемы: либо удобно, либо дорого. Нужно было придумать нечто «третье». Этой альтернативой и стал постамат.

«До момента формирования необходимого трафика «дожили» не все постаматные сети»
Еще тогда мы рассчитали, что при достаточном количестве трафика, эта модель начинает быть и удобной покупателю, и экономически выгодной. Ключевой момент здесь – объем трафика. Первые пять лет у нас ушли именно на формирование достаточного объема грузов. Причем делали мы это с двух сторон: популяризировали новый тип доставки у конечного покупателя с одной стороны и убеждали интернет-магазины подключиться – с другой.
До момента формирования необходимого трафика «дожили» не все постаматные сети. В 2010 году вместе с нами в России появилось еще две компании LogicBox и InPost. и мы хотели, чтобы они параллельно помогали нам развивать это направление. Но, к сожалению, они ушли с рынка из-за финансовых сложностей.
Ведь пять лет для периода становления – это много. Сейчас, конечно, самая благодатная почва для выхода на рынок. Сервис самовывоза стал популярным, и инвестиционные компании кинулись в этот сегмент рынка. Вот только они забыли, что надо еще логистику построить. Ведь сам постамат – это просто «железка»!
– Какое достижение PickPoint за последние два года Вы считаете самым значимым?
– Самым значимым я бы назвала тот факт, что мы смогли достучаться до массового потребителя и вывести канал доставки через постаматы на большую аудиторию. Достичь этого нам помогали разные партнеры и соглашения. За последние два года нам удалось выстроить партнерские отношения практически со всем рынком e-commerce. Однако создать систему – это еще не все. Теперь нам нужно «вырастить» сеть, чтобы обеспечить потребности всего рынка. Речь идет о 25 000 терминалов, в среднем. Поэтому в ближайшие два года мы сосредоточим наши основные силы на «захвате рынка».
– Каким Вы видите PickPoint в 2023 году, если все цели, озвученные Вами, будут достигнуты?
– PickPoint будет управлять общей сетью постаматов в России. Сейчас очень много компаний, которые выйдут на этот рынок, купив себе оборудование. Но все они в конечном счете станут нашими партнерами. Я ни в коем случае не заявляю, что все «железо» в стране будет принадлежать нам. Нет. В таком ключе мы никогда не будем себя позиционировать. Но при этом мы постараемся сделать объединенную сеть постаматов доступной для всех игроков рынка e-commerce.

В магазинах «Ситилинк» устанавливаются постаматы PickPoint

Электронный дискаунтер «Ситилинк» и логистический оператор PickPoint, управляющий крупнейшей в стране сетью постаматов, развивают сотрудничество. В рамках нового совместного проекта компании приступили к установке постаматов на территории магазинов «Ситилинк».
В настоящий момент автоматизированные терминалы по выдаче посылок уже доступны в 34 магазинах в 24 городах России. В планах компаний в первом квартале 2020 года – увеличить количество постаматов на территории магазинов в Москве, обеспечить присутствие в Самаре, Оренбурге и других городах.

Благодаря сотрудничеству покупатели интернет-магазинов, с которыми работает федеральная сеть PickPoint, смогут получить товары в удобном месте в удобное время. Магазины «Ситилинк» расположены на территории торговых центров, а также в локациях около транспортных узлов и крупных городских улиц. Работают до 21-22 часов.
«PickPoint сотрудничает более чем с 10 000 интернет-магазинов и маркетплейсов. Чтобы стать ближе к покупателю, мы постоянно расширяем сеть постаматов в регионах, – отметила CEO PickPoint Надежда Романова. – Сегодня наша сеть из более чем 8 000 постаматов и пунктов выдачи работает в 626 городах и населенных пунктах России. Благодаря проникновению Интернета в регионы, повышению уровня доверия к покупкам в интернет-магазинах, доступная и удобная доставка в России очень востребована. В качестве партнера по проекту мы выбрали «Ситилинк», магазины этой компании расположены в удобных для получателей локациях, а бренд отлично зарекомендовал себя у российского потребителя».
«Новый проект – второй вектор сотрудничества наших компаний. С 2018 года «Ситилинк» выдает заказы клиентов PickPoint в собственных точках: за это время выдано более 500 000 заказов, – комментирует Михаил Славинский, генеральный директор «Ситилинк». – Мы рады развитию партнерских отношений. Сотрудничество будет взаимовыгодным: позволит нашим покупателям больше узнать о возможностях доставки через PickPoint, так как компания станет ближе. А аудитория PickPoint сможет лучше познакомиться с ассортиментом и акциями «Ситилинк».
О компании
«Ситилинк» — российская торговая сеть-дискаунтер, входит в ГК Merlion. На рынке с 2008 года. В инфраструктуре компании интернет-магазин citilink.ru, более 140 магазинов-складов и 450 пунктов выдачи товаров в 360 городах России.
В продуктовом портфеле более 700 мировых брендов и 65 000 наименований компьютерной, цифровой, бытовой техники, других категорий товаров, включая садовую, автомобильную электронику, офисную мебель, канцелярию.
В портфеле услуг – сборка компьютеров, установка техники, подборка расходных материалов, электронные ключи и подписи, защита покупки и имущества, а также иные цифровые услуги. 1 место в исследовании Data Insight «Онлайн-рынок бытовой техники и электроники» (период июль 2018-июнь 2019).

7 место в рейтинге «20 самых дорогих компаний Рунета-2019» по версии Forbes. Единственный онлайн-ретейлер в рейтинге, который специализируется на торговле электроникой и бытовой техникой.
Количество визитов на сайт www.citilink.ru — более 1,2 млн в сутки.
PickPoint – логистический сервис полного цикла для доставки заказов из интернет-магазинов. На конец 2019 последняя миля PickPoint включает в себя 8000 постаматов и ПВЗ. Пользовательская база PickPoint насчитывает 10 млн человек. К сети PickPoint подключено более 10 тысяч онлайн-ритейлеров. PickPoint – пионер российского рынка постаматов, в 2010 году установивший первый в стране терминал.

Надежда романова pickpoint

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *