Полную версию беседы Лайфа с Станиславом Грошевым слушайте в аудиозаписи.

Е. АРТАМОНОВА: С нами на связи Станислав Грошев, генеральный директор компании «Делимобиль». Станислав, здравствуйте!

С. ГРОШЕВ: Доброе утро!

П. ШКУМАТОВ: Станислав, вы, судя по тому, что вчера Ашхен Петросян говорила, вот вы же знаете, с какой скоростью ездят ваши клиенты? Почему не расторгают договоры с людьми, которые ведут себя на дороге неадекватно?

С.Г.: В случае когда приходят штрафы с камер видеонаблюдения, нужно лишать людей прав, которые превышают скорость. Здесь мы не можем расторгать договор со всеми, кто нарушает.

Мы в этом случае штрафуем наших клиентов по максимальной стоимости, дабы их стимулировать, чтобы они не нарушали и ездили аккуратно Станислав Грошев

Мы за этим смотрим, но расторгать договор только потому, что пользователь едет с большой скоростью, мы не можем, во-первых, этого не позволяет логика, и ведь даже прав не лишают при превышении скорости до 60 километров в час.

П.Ш.: Станислав, может, тогда ограничить электронно максимальную скорость в прокатных автомобилях?

С.Г.: Это интересная идея, я думаю, мы её рассмотрим и постараемся это сделать. Но в любом случае мы не сможем ограничить очень сильно, потому что автомобили передвигаются и по Московской области, а там на некоторых участках разрешена скорость и 120 километров в час.

Е.А.: Ну, допустим, теоретически как-то можно с автоматикой связать.

П.Ш.: GPS.

С.Г.:

Вы знаете, такой в мире нигде нет. Но мы рассмотрим эту ситуацию более детально, дабы люди не могли передвигаться по городу с большой скоростью Станислав Грошев

Е.А.: Вы знаете, что меня ещё интересует. Как я понимаю, с 21 года можно брать каршеринговые автомобили. Но получается, что если человек в 18 лет получил права, они могли лежать у него в тумбочке, соответственно, стаж был, но ведь он не ездил. Может, в законодательстве нужно как-то поменять, чтобы проверяли стаж? Был ли ты вписан в страховку каких-либо автомобилей, что ты вообще мог ездить.

С.Г.: Тут не проверишь. Случаи бывают различные: бывает, человек ездит длительный период времени за рулём, отвлёкся, усталость либо ещё какая-нибудь другая ситуация — и происходят ДТП с различными последствиями. Мы специально установили определённые ограничения именно для возраста. Мы идём в ногу со временем и используем практику, которая существует во всём мире. То, что прокатные автомобили передаются от возраста не меньше 21 года. Ну, и мы также сделали определённые ограничения при стаже вождения от 2-х лет. Опять же, чтобы пользователь имел хоть как-то опыт вождения и неоднократно передвигался на автомобиле.

П.Ш.: А вы не думаете сделать 3—5 лет?

С.Г.: Это в любом случае не соответствует той практике, потому что если брать мировую практику, то прокатные автомобили выдаются даже тем, кто получил права совсем недавно, и нет никакого повышающего коэффициента.

Это как раз-таки наши ограничения именно для того, чтобы ограничить количество клиентов, которые совсем не умеют водить, и чтобы этот автомобиль не использовали в качестве средства учёбы вождения Станислав Грошев

Вот почему мы сделали стаж как минимум два года вождения.

П.Ш.: Спасибо большое. Станислав Грошев, генеральный директор компании «Делимобиль» на связи.

«Они не видят знаков». Почему пользователи каршеринга плохо ездят

Антон Белицкий / ТАСС

Как угоняют арендованные автомобили, почему водители ведут себя неадекватно, как их наказывают за несоблюдение ПДД, воровство и кто переделал каршеринговый автомобиль в торговую палатку

Автомобилисты недовольны поведением пользователей каршеринговых автомобилей — в сети появилось множество роликов с неадекватный ездой на арендованных машинах, а на профильных форумах арендаторов обзывают последними словами. Виной всему, считают водители, попытки сэкономить время и, соответственно, снизить стоимость аренды, а также отсутствие личной ответственности при использовании чужого имущества.

В каршеринговых компаниях случаи неадекватного поведения не считают массовыми и обещают жестко наказывать нарушителей правил дорожного движения и пользования автомобилями. Например, заместитель гендиректора сервиса «Делимобиль» Станислав Грошов заверил, что доля поездок на машинах сервиса, закончившихся ДТП, в 2017 г. составила менее 0,04%, при этом не было ни одной тяжелой аварии с жертвами.

Представители других столичных сервисов рассказали корреспонденту Autonews.ru, что у них тоже немало претензий к пользователям, поэтому самых проблемных клиентов компании не только штрафуют, но и блокируют. «Иногда лучше потерять клиента, чем допустить к управлению автомобилем потенциально опасного водителя», — объяснил представитель Car5.

Судя по статистике Youdrive, фиксируемых нарушений ПДД не так много: «В среднем приходит 3 штрафа на машину в месяц, в среднем каждый на 500-1000 рублей». В каршеринге «Делимобиль» подсчитали, что чаще всего клиенты превышают скорость и нарушают требования разметки, а также ездят по выделенной полосе для общественного транспорта. Представители Youdrive к этому списку добавляют движение по обочине и нарушения правил парковки, связанные с эвакуацией автомобиля.

В Car5 рассказали, что о нарушениях часто информируют и другие участники движения: «Иногда звонят сторонние участники движения, которые не являются нашими клиентами, предупреждают, что за рулем машины водитель подрезает кого-то или нарушает ПДД».

Читайте по теме: Депутаты попросили лишить машины каршеринга парковочных льгот

По правилам Youdrive клиент должен самостоятельно забирать автомобиль со штрафстоянки, иначе он получит штраф. А в пресс-службе Car5 даже назвали причины такого халатного отношения к парковкам: «Люди неправильно паркуются, не замечают знаков или думают, что следующий клиент заберет машину быстрее, чем эвакуатор. В результате они получают серьезный штраф и тратят время на то, чтобы забрать автомобиль самостоятельно, или это делают наши сотрудники».

Среди самых частых нарушений, не касающихся ПДД, сервисы называют курение и замусоривание салонов. «За курение за 2 года работы сервиса мы оштрафовали порядка 300 человек. При первом нарушении мы не блокируем доступ к системе, но если пользователь продолжает курить в салоне, заносим его в черный список», — уточнил Станислав Грошов.

В салонах машин установлены датчики дыма, а с недавних пор «Делимобиль» предлагает другим пользователям присылать фото курящих в машинах сервиса, обещая бонус в размере 500 рублей.

Курение — далеко не единственная проблема. На форумах пользователей каршеринговых машин можно найти фотографии грязных салонов со следами животных, остатками еды, пивными бутылками и замусоренными бардачками. «Иногда пользователи оставляют мусор в машине или прожигают сигаретами чехлы сидений», — прокомментировал Грошов.

Кроме того, воруют зарядки для мобильных телефонов и щетки для чистки снега, иногда пытаются снять с машин колеса, фары или дворники.

Представители сервисов рекомендуют пользователям документировать нарушения предыдущих владельцев. «Нарушения правил пользования — это курение, мусор в салоне, оставление автомобиля незаправленным, воровство. Например, забирают топливную карту. Все это штрафуется, но не всегда удается с точностью выявить нарушителя», — пожаловалась Анастасия Егорова из Youdrive.

Все прокатные автомобили оснащены телеметрическими системами мониторинга, которые постоянно фиксируют перемещения автомобилей, скоростной режим, места начала и завершения аренды. «Персональные данные водителя арендованного автомобиля привязаны ко времени и маршруту поездки, а сам автомобиль легко идентифицируется системами наблюдения», — рассказал Грошов.

Кроме того, оператор может удаленно заблокировать двигатель автомобиля-нарушителя, если с водителем не удается связаться или он не понимает сути претензий.

Youdrive, кроме того, оценивает еще и стиль езды: «Скрытыми датчиками телематики мы отслеживаем не только нарушения ПДД, но в и целом стиль езды. Аккуратный водитель получает от нас благодарность в виде плюсов к рейтингу, что дает скидку на поездки и доступ к новым автомобилям».

Полина Лаптева

Аналогичная система действует и в Car5, пояснил представитель компании: «У нас существует внутренняя система оценки вождения, которая учитывает скорость, плавность поворотов и прочее».

Правила сервисов обычно запрещают завершать аренду с пустым баком, но многие пользователи пренебрегают этими требованиями даже с условием того, что сервис всегда компенсирует потраченное время и дает водителю небольшой бонус. В ответ компании штрафуют пользователей в соответствии с договором.

Так, Anytime и Rentmee списывают со счета 2000 руб., при этом первый требует, чтобы остаток в баке составлял не менее 25%, а второй — не менее одного литра. Carenda, Car5, Car4You и «Делимобиль» запрещают оставлять машину «на лампочке» и штрафуют на 1000 рублей. Аналогичные условия у BelkaCar и Lifcar, но штраф составляет 500 рублей. А вот машины Easyride и YouDrive сервисы заправляют самостоятельно, и никаких штрафов за «лампочку» не взимают.

Сумму штрафа за нарушения ПДД оператор списывает со счета клиента, причем часто вместе с операционными расходами на оформление. Кроме того, договор с компанией-оператором всегда предусматривает штрафные санкции за нарушение правил пользования сервисом. Так, за дрифт, движение по бездорожью или учебную езду Youdrive может оштрафовать пользователя на сумму от 50 000 руб. или довести дело до суда. Недавно авторы популярного автомобильного Youtube-канала ездили на двух автомобилях Smart по бездорожью и были оштрафованы в сумме на 400 000 рублей.

«В Петербурге был единичный случай, когда на автомобилях дрифтили, еще и по бездорожью, отключив системы, которые лучше не отключать. Просто для контента и развлечения», — вспомнил представитель компании.

Читайте по теме: Каршеринг в СССР: на чем ездили и сколько это стоило

После штрафа блогеры публично извинились и предложили компании договориться на более мягких условиях.

У всех компаний есть свой черный список, куда попадают водители, задержанные в состоянии опьянения или совершившие злостные нарушения ПДД. В списке «Делимобиля» около 200 человек, которым запрещено пользоваться сервисом. Не исключено, что в скором времени будет создан единый для всех компаний черный список.

«В него войдут не только нарушители, но и люди, пытавшиеся использовать украденные аккаунты», — объяснил представитель «Делимобиля».

Очень часто неадекватное поведение демонстрируют именно владельцы фальшивых аккаунтов, и это проблема всех сервисов. Существует несколько видов получения доступа на чужое имя, объясняет Станислав Грошов. Например, кража реальных аккаунтов или регистрация на чужие персональные данные.

«Таким чаще всего промышляют несовершеннолетние, подсматривающие данные родителей. Может использоваться аккаунт, зарегистрированный на реального человека, имеющего права. Предварительно на него же открывается банковская карта. Это самый дорогой и сложный способ. За такой аккаунт на черном рынке просят несколько десятков тысяч рублей», — добавил заместитель гендиректора «Делимобиля».

Выявленных покупателей фейковых аккаунтов операторы также вносят в черные списки и блокируют. В Car5 уточняют, что действующая сегодня система регистрации практически исключает возможность создания такого аккаунта. А Youdrive с недавних пор требует перед началом аренды сделать селфи.

facebook.com / delimobil.carsharing

Случаев откровенного злоупотребления, утверждают в сервисах, не так много, а самые яркие из них тут же становятся достоянием общественности. Представитель «Делимобиля» вспомнил, как в августе злоумышленник приобрел в сети чужой аккаунт, арендовал автомобиль и стал грубо нарушать ПДД, катаясь по газонам. Нарушителя поймали, и он получил уголовное дело по статье об угоне транспортного средства. А представитель Youdrive рассказал, что однажды арендованный автомобиль использовался в качестве торгового ларька.

«Примерно раз в месяц случается парковка на газоне на 300 000 руб., однако пока все случаи удавалось обжаловать, — уточнил представитель Car5. — Бывали случаи, когда автомобиль оставляли на штрафстоянке или частной платной парковке на несколько суток, в результате получался очень большой счет».

Угоны и кражи каршеринговых машин находятся уже в плоскости уголовного права, объясняют представители компаний, но установленное на автомобилях оборудование позволяет быстро пресекать такие преступления. За два года служба безопасности «Делимобиля» пресекла более 50 попыток кражи.

Читайте по теме: ДТП на каршеринге: что делать и сколько платить

«Один из самых курьезных случаев произошел в августе 2016 г., когда пользователь арендовал автомобиль на собственное имя, надеясь при этом разобрать машину на запчасти. Когда автомобиль начали разбирать, сработали датчики, и местонахождение похищенной машины быстро установили по трекеру. Оперативники службы безопасности вместе с полицейскими приехали на место и выдали себя за покупателей запчастей. Преступники договорились о сделке и были задержаны», — вспомнил Станислав Грошов.

У Car5 пытались также угнать автомобиль, но не смогли, рассказал представитель компании: «Был случай с угнанной машиной примерно месяц назад. С нее сняли телеметрическое оборудование, номера и оклейку, но сняли не все, и наша служба безопасности смогла отследить и вернуть автомобиль. Мы снова его оклеили и выставили в город».

Станислав грошев делимобиль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *