Антонина Витковская, генеральный директор ЗАО «Новая заря» в интервью журналу «ЭС»: «В России, к сожалению, школы парфюмерии нет и не известно, когда она появится. Старых специалистов перекупила компания Procter&Gamble, а новые кадры по сути дела готовить некому».

Антонина Витковская
В свете «Новой зари»
«Экономические стратегии», №5-6-2004, стр. 124-131

Парфюмерная фабрика «Новая заря» – одна из старейших в Москве. Она была создана в 1864 году французским подданным, потомственным парфюмером Генрихом Брокаром. Начавшись с выпуска дешевого мыла – дефицитного в то время, производство начало быстро развиваться и расширяться. В начале 70-х годов Брокар приступает к выпуску «Высокой парфюмерии» – духов и одеколонов. Постепенно он становится безоговорочным лидером на российском рынке парфюмерии, его продукция завоевывает признание и за пределами России. В 1889 году духи Брокара «Персидская сирень» получают Гран-при на выставке в Париже. Впервые французы оказываются на втором месте.
К началу ХХ века фабрику стали называть «Империей Брокара». С этого момента каждый год существования фабрики становится все более и более успешным. Ни одно событие, где бы ни участвовала фабрика Брокара, не оставалось без наград, всевозможных медалей и почестей. Следуя этой благоприятной тенденции, к 1914 году фабрика обладала 8 золотыми медалями, полученными на Всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах. Уже в 1913 году у Брокара было два государственных герба: полученный в 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде и Малый Государственный Герб, пожалованный ему в 1913 году вместе со званием Поставщика Его Императорского Величества.
После Октябрьской революции 1917 года фабрика была национализирована и переименована в Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5. Однако безликое название, к счастью, не прижилось. И только в 1922 году по предложению главного парфюмера Августа Мишеля, работавшего на предприятии еще со времен «Брокар и Ко», фабрика получила свое современное название – «Новая заря». В 1941 году один из цехов был эвакуирован в Екатеринбург, из него в последующем образовалась фабрика «Уральские самоцветы». В послевоенные годы начинается новый этап в развитии «Новой зари». Растет объем производства, расширяется ассортимент выпускаемой продукции. В то время фабрика выпускала более 200 наименований товаров, что составляло 64% от объема всей парфюмерной продукции СССР. Легендарная «Красная Москва», «Злато скифов», «Черный ларец», «Голубой ларец», «Каменный цветок» и многие другие были почитаемы и любимы. До конца восьмидесятых длится период процветания, но с перестройкой начинаются трудности, а с распадом Советского Союза – проблемы.
«Новая заря» выжила. Благодаря самоотверженности директора Антонины Витковской фабрика устояла в трудные времена и снова стала крупнейшим производителем парфюмерии в СНГ. «Новая заря» продолжает разрабатывать новые духи, участвовать в российских и международных выставках. С 1995 года ее продукция представляет Россию в знаменитом французском музее запахов «Осмотек» в городе Версаль.
Сегодня Антонина Витковская, генеральный директор ЗАО «Новая заря», отвечает на вопросы заместителя редактора журнала «Экономические стратегии» Ольги Бардовой.

Вы возглавили фабрику в 1991 году. Как Вам далось это решение? Взвешивали ли Вы все «за» и «против»? Не было ли страха перед будущим? Каков рецепт выживания фабрики в столь трудное время?

Я работаю в парфюмерной промышленности 32 года – пришла в 22 года сразу после института, из них 17 лет на фабрике Dzintars. Знаю производство до мелочей.

В Москву из Латвии меня взяли на должность заместителя директора по разработке новых видов продукции. Я начала с того, что перестроила цеха, потому что это было необходимо с точки зрения технологии. В 1991 году мне предложили возглавить предприятие. Ситуация тогда сложилась очень непростая: наша отрасль переживала острейший кризис – из-за границы в страну хлынул поток парфюмерии и косметики. Фабрика была в таком состоянии, что фирма, купившая большой пакет ее акций, боялась вкладывать средства в развитие производства. Я решила попробовать спасти положение. Меня поддержало правительство Москвы и лично Юрий Михайлович Лужков. Московский мэр очень помог «Новой заре», но не деньгами – он вообще этого не практикует. Нам были предоставлены льготы и отсрочки по платежам. Мы получили три года на то, чтобы встать на ноги и погасить баснословные долги. Пришлось очень много работать, быстро менять и расширять ассортимент, повышать качество продукции. Модернизация шла не на пустом месте, ведь наши духи – «Тет-а-тет», «Анна Каренина», «Только ты», «Черный ларец» – славились еще в СССР. Возрождая «Новую зарю», мы использовали все лучшее, что было накоплено в предыдущие годы. В то же время, следуя парфюмерной моде, которая меняется раз в три-четыре года, разработали новые запахи. В результате сегодня предприятие не зависит от инвесторов.

Наша фабрика была создана в 1864 году французом, профессионалом высокого класса, потомственным парфюмером Генрихом Брокаром, и первоначально называлась «Товарищество «Брокар и компания»». После 1917 года она была переименована в «Новую зарю». Начав с выпуска глицеринового мыла, предприятие со временем стало лидером в своей области. Его продукция завоевала множество призов на международных выставках. Именно благодаря Брокару в России появилась парфюмерия. После революции он заболел и вернулся на родину, но вместо себя оставил Августа Мишеля, того самого, что создал знаменитую «Красную Москву». В результате «Новой заре» удалось сохранить французскую технологию и лучшие традиции.

Как в Вашей компании отслеживают тенденции рынка, стараются достигнуть уровня западных производителей?

В соответствии с современными тенденциями продукция на «Новой заре» выпускается линиями. Лучшие из них – женские «Зеленый чай», «Загадочный ландыш», «Русская красавица» и мужские «Кузнецкий мост», «Океан» и обновленный «Форвард». Когда у человека есть любимый парфюм, которым он постоянно пользуется, он с удовольствием купит крем и косметику с тем же запахом. По крайней мере мы предоставляем ему такую возможность. А еще мы делаем сухие духи «Аромат вашего платья». Это природные ароматы для белья и одежды. Вы можете положить их в шкаф или повесить на вешалку, и запах, который вы любите, будет всегда окружать вас. Сейчас на «Новой заре» выпускают косметику для мужчин – ведь они не просто хотят быть красивыми и молодыми, но, как показывает исследование рынка, тщательнее, чем женщины, ухаживают за собой, строже выбирают косметические средства.

У нашей фабрики хорошие связи с французскими коллегами. В частности, кремы и детскую косметику мы делаем на основе компонентов, импортированных из Швейцарии и Франции. Правда, сейчас построены новые цеха, закуплено дорогое импортное оборудование, чтобы большую часть компонентов для косметики производить на месте, хотя это и очень сложное дело.

Много лет назад мы открыли совместную фирму Nouvelle Etoile – в переводе «Новая заря». Наши партнеры – знаменитый Жан-Кристоф Гейдон и, не побоюсь этого слова, великий дизайнер Тьерри де Башмаков из компании Mont Blanc. Его последнее достижение – серия Addict. Прежде чем принять предложение о сотрудничестве господин де Башмаков посетил Москву, приехал к нам на фабрику, ознакомился с ее историей. Именно Тьерри де Башмаков создал дизайн представительского парфюма – мужского и женского Bouquet de Russie, заказанного правительством Москвы. Причем мастеру удалось избежать отсылок к набившим оскомину китчевым образам и в то же время отразить специфику Москвы и России. Посмотрите, какая красота: очень дорогое, специально подобранное по цвету стекло, притертая пробка, золотая ниточка ручной работы. Этот его проект в прошлом году во Франции занял первое место на конкурсе Francois I. Впервые российское предприятие получило золотую премию на столь престижном конкурсе.

Под маркой «Новая заря» вышло немало именных духов. Как рождается такая продукция?

Мы провели большую, интересную работу по созданию двух парфюмов для мэра г. Москвы, причем мэр не только утверждал концепцию и характер направления запаха, но и сам полностью участвовал в данном проекте. Очень удачными получились проекты туалетная вода «Мэр вечером» и туалетная вода «Мэр». Они пользуются большим спросом среди мужчин, поскольку это неповторимые и обращающие на себя внимание запахи, динамичные и даже можно сказать виртуозные. А вообще создание именных духов – это очень тяжелый процесс, и хотя меня часто об этом просят, я отказываюсь.

Скажите, чем, по-вашему, пахнет Россия? Это женский или мужской запах?

Каждая страна имеет свой запах. Например, Индия и Египет – это сладкие тяжелые ароматы Востока. Япония или Китай пахнут совсем иначе. В частности, японцы предпочитают очень легкие ароматы. Совсем другое дело – Париж; не знаю, как у них это получается, но вся страна пахнет парфюмерией. Для России характерен средний по тяжести природный запах.

Герой книги Патрика Зюскинда «Парфюмер» Жан-Батист Гренуй постигал окружающий мир при помощи обоняния. Можно ли стать парфюмером или им нужно родиться?

Чем чаще нюхаешь, тем больше развивается память на запахи. Профессиональные парфюмеры на самом деле автоматически все обнюхивают – хочешь не хочешь, а действительность воспринимаешь через призму обоняния. Знакомясь с новым человеком, всегда думаешь, какой запах подошел бы ему больше всего. Думаю, что в нашей профессии не обойтись без природного дара. У меня это от бабушки. Я с детства все нюхала. Мне и моей неродной сестре покупали одинаковую одежду. Когда нужно было распознать, где чье, я по запаху отличала ее вещи от своих.

Можно получить прекрасное образование, до тонкостей знать все химические особенности процесса составления ароматов и не стать парфюмером. Нужно минимум 4 года проходить в учениках и все время нюхать, нюхать, нюхать. Во Франции наша профессия, как правило, передается из поколения в поколение, там существует множество династий и школ, представители которых сегодня работают по всему миру. Они приходят в профессию очень рано, часто еще в детстве, нюхают с 4-5 лет, знают все запахи. А вот в России, к сожалению, школы парфюмерии нет и неизвестно, когда она появится. Старых специалистов перекупила компания Procter & Gamble, а новые кадры, по сути дела, готовить некому. Я бы с удовольствием этим занялась, чтобы передать молодежи опыт и знания, но не смогу физически, да и деньги для этого нужны очень большие. Мы создали Академию парфюмерного искусства, однако она готовит только продавцов-консультантов. Им не просто рассказывают, что такое парфюмерия и косметика, но на первом же занятии посвящают в святая святых профессии, например, учат подбирать запахи, объясняют, что не существует понятия «старая женщина». Женщине столько лет, на сколько она выглядит. Посмотрите на 70-летнюю француженку: она прекрасно ухожена. У ее российской ровесницы и кожа может быть лучше, и волосы гуще, но выглядит она гораздо старше. Покупатели довольны нашими продавцами.

Значит, в России сохраняется дефицит высококлассных специалистов?

Да их по сути дела вообще нет, ни косметологов, ни парфюмеров.

Я нашла несколько человек, которые работали еще в советское время. В нашу профессию идут в основном женщины, а еще совсем недавно девочки не стремились получить высшее образование, думали, что мужья их обеспечат. Сейчас, когда многие обожглись, поняли, что нужны только пока молодые и красивые, ситуация изменилась. У человека самое большое богатство – это знания. Опыт, профессиональное мастерство за деньги не купишь.

Вы привлекаете специалистов из-за рубежа?

Я занималась этим два года, а потом бросила. Зарубежные профессионалы стоят очень дорого. Кроме того, иностранцы приезжают не более чем на год-два, а нас это не устраивает. Русских, которые поработали на Западе, я брать не стану: они сохранили «совковый» менталитет и не хотят работать.

Российский рынок парфюмерии и косметики – один из самых крупных в Европе, россиянки едва ли не лидируют в списке потребителей этой продукции. Жительницы крупных российских городов готовы тратить на косметику и парфюмерию до 10% месячного заработка, в то время как на Западе аналогичный показатель не превышает 3%. Как Вы думаете, с чем это связано?

Приведенные Вами цифры не вызывают у меня доверия. Я довольно долго училась и работала в Париже и хорошо знаю, как тщательно француженки ухаживают за собой и сколько они на это тратят. Француженки используют по полфлакона духов в день. У каждой из них свой запах, которому они подолгу не изменяют. Может быть, они не так хороши собой, как русские, менее физически развиты, но зато знают все секреты красоты и умело ими пользуются, а это стоит немалых денег. Раньше мы не могли с ними тягаться – негде было научиться, да и возможности не было. Советские женщины как одна душились «Climat», носили одинаковые туфли и платья. В последнее время мы не отстаем от француженок, на улицах множество интересных, хорошо одетых женщин, у нас очень красивая молодежь. Мы стараемся сделать все от нас зависящее, чтобы как можно полнее удовлетворять растущие запросы всех групп населения. Одно плохо – в России выпускается только косметика, предназначенная для ухода. Лечебную косметику мы импортируем, и людям приходится покупать ее за баснословные деньги. Ни одно предприятие в нашей стране, в том числе и «Новая заря», не имеет оборудования и компонентов, необходимых для производства лечебной косметики. Например, «Русская красавица» – это средства для ухода за кожей и волосами, предназначенные для деловой женщины. Эту косметику удобно взять с собой на работу или в поездку. Она позволяет не стареть, сохранять то, что есть, но не лечит. В серию входит дневной и ночной кремы, крем для век и тела, смывка, молочко для тела, средство для улучшения структуры волос, кондиционер, гель для душа, шампунь. Раньше мы выпускали линию «Шалунья» и сейчас будем ее восстанавливать. В нее, в частности, входит довольно сложный крем 24-часового действия, который мы делали за рубежом, потому что я боялась делать здесь такие сложные системы. В него входили определенные добавки, восстанавливающие кожу лица и век. Максимальный эффект использование этого крема давало, если сочеталось с приемом витаминов, например А и Е. Мы уже получили из Швейцарии все необходимые ингредиенты, теперь месяцев шесть будем отрабатывать технологию и проверять оборудование. Чтобы не оконфузиться, я хочу на простых смесях убедиться в надежности его работы.
Вот уже 8 месяцев мы выпускаем новую очень хорошую серию «Белый чай». Эта косметика тоже не лечит, однако помогает женщине не только ухаживать за лицом, но и отчасти воссоздавать утраченное. К сожалению, таких средств, какие выпускают Shiseido, Kanebo и другие, мы сделать не можем. Это настоящая лечебная косметика, в состав которой входят специальные вытяжки растительного и животного происхождения. Прекрасная лечебная косметика у таких известных и очень популярных у нас фирм, как Gerlen, Chanel, Christian Dior, Clarians, Vichy. Christian Dior, например, первым начал использовать гиалуроновую кислоту. Guerlain делает отличные кремы для век. Это очень дорогая, но и очень хорошая продукция. Но кроме того, что продается в магазинах, есть кабинетная косметика. Она еще сильнее, с ней работают косметологи и врачи. Мы ничего подобного не делаем и честно пишем на упаковках все как есть. Не в наших правилах обманывать покупателей.

Как Вы думаете, доверяет ли потребитель отечественной парфюмерии или ее основное достоинство – низкая цена? Что нужно сделать, чтобы люди не стеснялись покупать российский парфюм?

Необходимо совершенствовать рекламу, которая, как известно, двигатель торговли. Пока ее очень мало. Еще важнее открывать розничные магазины. Только так мы сможем показать потребителю весь спектр продукции и помочь ему найти необходимое. Человек придет в такой магазин, сам все понюхает, попробует. Мы своих консультантов учим так: не надо ничего навязывать, правильно нанесите аромат и дайте женщине его распробовать. Если к вечеру она поймет, что этот запах ей подходит, то вернется и купит.

Но здесь есть проблема. У нас очень хорошая парфюмерия, она пользуется популярностью даже во Франции. По крайней мере, я часто вожу ее туда друзьям и знакомым. Но у наших духов очень простой дизайн. Мы это делаем намеренно, чтобы продукция была доступна рядовому покупателю. А за границей считают, что дешевый товар не может быть хорошим. Подними цену, говорят мне французские коллеги, и почему у тебя не написано «совместно с Францией». Этот стереотип невозможно разрушить. Брокар, кстати, тоже писал на флаконах по-французски, и мы можем себе это позволить, потому что привозим оттуда компоненты, но мы пишем: «Новая заря». Теперь мы решили, что будем писать «Париж – Москва», чтобы подчеркнуть высокое качество парфюмерии.

Как у вас обстоят дела в регионах?

Отечественный рынок является приоритетным для нас. Мы продаем свою продукцию по всей стране. Планируем также наращивать экспорт в государства СНГ, в Америку, Грецию, Польшу, Чехию, Словакию и Германию, хотя это и непросто.

Вы много лет проработали в Латвии. Скажите, существует ли разница в менталитете латышей и русских и если да, то в чем она выражается?

Латышам свойственна немецкая пунктуальность, ответственность, порядочность, честность. Работая на фабрике Dzintars, я, например, никогда не проверяла, насколько чисто вымыты емкости. Люди сами приходили и спрашивали, не вымыть ли еще раз. Здесь, к сожалению, ничего подобного нет.

Неквалифицированный персонал – грузчики, сторожа, водители, фасовщицы – это очень «тяжелые» люди. Хотя я стараюсь все держать под контролем, в подсознании живет страх, что они где-то что-то могут напортить. С фабрики только два последних года не воруют мыло и лампочки, не отвинчивают унитазы. Этого я добилась с трудом, создав максимально комфортные условия труда. На предприятии отремонтировали все туалеты – теперь они лучше, чем у некоторых дома. Для женщины очень важна гигиена и красота, в том числе и на рабочем месте.

Производственная дисциплина оставляет желать лучшего. Работница может встать и уйти с конвейера, потому что у нее что-то случилось, хотя по КЗОТу она обязана отработать две недели. По российскому трудовому законодательству получается, что мои сотрудники могут все, а я не могу ничего. И это относится не только к рабочим, но и к руководителям, получающим высокую зарплату. Приведу пример: был у меня заместитель, который по халатности купил два неисправных станка. Если бы это случилось в любой западной стране, он платил бы всю оставшуюся жизнь, а наши законы в данном случае не предусматривают никаких санкций. Сейчас идет монтаж дорогого косметического оборудования. Я посмотрела, как мои замы его принимают, и выгнала их – они неправильно подписали акты. У нас рассуждают так: подумаешь, миллион долларов, это же не мои деньги. Ни в одной стране мира такого нет, потому что люди по-другому воспитаны. Сейчас установку и наладку новой техники на фабрике я доверяю только иностранцам – настояла, чтобы это условие было включено в контракт отдельным пунктом. Они работают «от» и «до», а наши пришли, поели, покурили и ходят туда-сюда. А ведь на «Новой заре» высококвалифицированные рабочие. После нас их с удовольствием берут агентства и мгновенно трудоустраивают в других фирмах.

Но сейчас подрастает новое поколение, фактически не знавшее социализма. Может быть, оно другое?

Такое же. Я ввела на фабрике определенный порядок увольнения сотрудников. Если человек хочет уйти, он должен предупредить руководство за 30 дней, чтобы ему нашли замену. При оформлении на работу каждый собственноручно удостоверяет свое согласие с таким порядком, и все равно куча проблем. Дайте мне сейчас 10 млн долларов, я эти деньги не возьму, потому что их не осилю – работать не с кем. Недавно мне привели в пример фирму «Боржоми». Но ее «поднимал» бывший директор компании «Перье». Он привез с собой помощников из-за границы, платит им приличные деньги – жилье, питание, машина, переводчик. Недаром на «Боржоми» не взяли ни одного нашего.

Вам пришлось оставить творчество и взвалить на себя нелегкую управленческую ношу. Вы обнаружили в себе задатки лидера?

Не хотела я быть руководителем, даже просила одного очень известного иностранного предпринимателя занять это кресло, но он отказался. Пришлось соглашаться – не было другого выхода. Я очень любила свою работу, но меня попросили помочь спасти фабрику. А если я дала слово, то выкладываюсь максимально. Попробовала – получилось, так дальше и пошло.

Работая директором, очень много теряешь, в частности утрачиваешь некоторые личные качества, забываешь, что ты не везде руководитель. Приходится себя одергивать, сдерживаться. Мне часто говорят: ты не на фабрике. Поверьте, я не хочу заниматься машинами, дворниками, бензином. Сейчас я пытаюсь решить кадровую проблему, и я ее решу рано или поздно, пусть даже для этого придется менять людей как перчатки. Хочу еще раз подчеркнуть: с нашим народом трудно работать. Человеку говоришь одно, а он делает совсем другое. Раз говоришь, два, три, а на четвертый выйдешь из себя и, бывает, позволишь себе такие слова и выражения, каких раньше не было в твоем лексиконе.

Согласны ли Вы с мужской точкой зрения, что на руководящем посту женщина перестает быть женщиной? Нужно ли женщинам заниматься бизнесом, выполнять какие-то лидирующие функции?

На мой взгляд, мужчина – лучший руководитель, чем женщина. Поверьте, в сложной ситуации женщина теряется, она более мнительная, чем мужчина. Такие сильные, цельные личности, как Маргарет Тетчер, – редкость. Точно так же и за рулем: женщины водят аккуратнее мужчин, но чуть что – впадают в панику. И потом не забудьте, что женщина все равно остается женой и матерью, на ней лежит ответственность за семью. Она и на работе об этом помнит каждую минуту. Я, например, предпочитаю работать с руководителями-мужчинами – ему даешь задание, и он его выполняет, а у женщины то одно, то другое. Терпеть не могу сплетен и пересудов. Я никогда не спрашиваю, сколько лет той или иной сотруднице, сколько у нее мужей и сколько детей. Все работники «Новой зари», независимо от половой принадлежности, должны иметь офисный вид, вовремя приходить на работу, четко и своевременно выполнять служебные обязанности, оставив личные проблемы за воротами фабрики.

Вам не кажется, что женщины добросовестнее мужчин, они лучше выполняют работу, требующую особой точности?

Согласна. Но есть «мужские» должности, например заместитель по общим вопросам или финансовый директор, а есть женские, например главный бухгалтер. На конвейерах и на фасовке у нас только женщины, мужчинам там делать нечего. Зато женщина вряд ли справится с обязанностями коммерческого директора большого торгового дома или начальника отдела оптовых продаж. Решая кадровые проблемы, мы кое-что позаимствовали у французов: теперь набираем консультантов-мальчиков продавать женскую косметику и парфюмерию, а девочек – мужскую. Когда хорошо подготовленная барышня рассказывает покупателю, каким красивым он может стать, если воспользуется нашей продукцией, он видит себя в ее глазах, как в зеркале.

Как долго длится обучение в Академии парфюмерного искусства?

Месяц занятий, а потом еще месяц стажировки. Но и этот первый месяц слушатели академии полдня учатся, полдня стоят в зале. После экзаменов я лично знакомлюсь с выпускниками. Не разрешаю взять ни одного человека, пока сама не посмотрю. При поступлении слушатели должны соответствовать определенным стандартам – рост, вес, руки обязательно с маникюром, лак бесцветный, отсутствие бижутерии, волосы, уложенные с гелем, туфли только черные. Их учат одеваться, накладывать макияж. Тех, кто нарушает правила, наказываются материально. Если клиенты положительно отзываются о работе наших продавцов, они получают либо подарки, либо деньги.

А как поощряются работники, занятые на производстве?

Их оклад зависит от выработки, качества выпускаемой продукции, стажа, количества освоенных операций. Если работница умеет и фасовать, и паковать, и приклеивать, то она, естественно, получает больше, чем та, которая недавно пришла на фабрику.

В завершение расскажите, пожалуйста, притчу или анекдот, который наиболее ярко характеризует Ваше отношение к жизни?

Знаете, в трудную минуту я, как Скарлетт О’Хара, говорю себе: не буду думать об этом сегодня, подумаю об этом завтра.

12:50 pm — Новая Заря желает судиться!
Автор обзора «Парфюмерия фабрики «Новая Заря» получила письмо от Генерального директора ЗАО «НОВАЯ ЗАРЯ» А.П. Витковской следующего содержания:
Закрытое акционерное общество
«НОВАЯ ЗАРЯ»
Руководству сайта «afyyb.narod.ru»
_________________________
Настоящим уведомляю Вас о том, что на сайте «afyyb.narod.ru» содержится информация необоснованно компрометирующая Закрытое акционерное общество «НОВАЯ ЗАРЯ» и ряд его сотрудников.
Обращаю внимание на то, что Ваши действия, направленные на распространение в сети Интернет сведений порочащих деловую репутацию ЗАО «НОВАЯ ЗАРЯ», а так же честь и достоинство отдельных физических лиц, нарушает наши законные права.
Одновременно считаю необходимым проинформировать Вас о следующем.
Далее идет список статей УК (129 клевета, 130 оскорбление, 152 требование опровержения), Статья 4 Закона от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускает злоупотребление свободой массовой информации, запрещая распространение в компьютерных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами. Статья 16 Закона от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» позволяет, в случае неоднократного нарушения требований статьи 4 Закона прекратить или приостановить его деятельность средства массовой информации.
Учитывая изложенное выше, во избежание применения к Вам санкций, предусмотренных действующим законодательством, предлагаем в кратчайшие сроки убрать с сайта «Antijob.ru» любую негативную, документально не подтвержденную, информацию о Закрытом акционерном обществе «НОВАЯ ЗАРЯ» и/или ее сотрудниках.
Одновременно сообщаем, что ЗАО «НОВАЯ ЗАРЯ» по Вашему письменному запросу готово предоставить доказательства, с достоверностью опровергающие недостоверную, негативную информацию, содержащуюся на сайте.
На всякий случай (если статью заставят снять), публикую под катом полный ее текст.
Внимание, вопрос.
Является ли домашняя страничка средством массовой информации? Является ли частное мнение, высказанное в статье, клеветой?
Текст статьи:
Запись первая. 17 июля 2005.
Имею желание поговорить о нашем парфюмерном «хэдлайнере» – о фабрике «Новая Заря».
Так уж вышло, что я интересуюсь их продукцией. Не потому, что у меня перманентный финансовый кризис, а потому что мне реально нравится многое из того, что они делают. Даже, – вы будете смеяться, – «Красная Москва».
Но мне не нравятся те изменения, которые происходят с этой фирмой, и которые я сейчас наблюдаю.
В чем они заключаются?
Во-первых, это, конечно же, воровство ароматов.
С одной стороны, это неплохой ход а-ля китайцы. Народ довольно быстро разнюхал клоны знаменитых ароматов, а те, кто не слишком загипнотизированы звучными французскими именами, принюхавшись, могут заметить, что ароматы от Новой Зари – стойкие, качественные, оставляющие приятный след на коже, после выветривания верхних нот. И народ покупает. И я тоже покупаю.
Но, с другой стороны, как-то это, все-таки некрасиво.
Они и свои ароматы, конечно же, создают. Почему бы им на этом не остановиться?
Правда, я ничего не смыслю в парфюмерной промышленности. Наверное, это очень сложно – создавать новый качественный аромат каждые пару лет…
(Список клонов знаменитых ароматов я приведу ниже.)
Во-вторых, я хотела сказать, что мне не нравится, как у Новой Зари меняется подход к делу.
Когда появился первый бутик на улице Павла Андреева – там было очень здoрово и интересно. На каждой полочке с флаконами светящимися буковками горело название аромата и год его создания. По бутику можно было ходить, как по музею.
Теперь там стало как-то неряшливо.
На их сайт _http://www.novzar.ru вообще без слез не взглянешь. Такое ощущение, что кому-то поручили сделать сайт, шобы усё было как у людей, этот кто-то – что-то такое похожее на сайт в интернет вывесил, и все на этом успокоились.
Я пыталась найти на их сайте год создания духов «Тет-а-тет». Хрен-то.
Я пыталась почитать там о разных ароматах, когда-то выпускавшихся фабрикой, но снятых с производства. Фиг-то.
Сайт не обновляется уже года три, наверное. Ни одной новинки там не представлено.
Даже гостевухи, где можно было бы написать, что я обо всем этом думаю – и то нету.
Продавщицы на весь бутик обсуждают, что им купить на обед: курицу гриль или пиццу. Пакет, в который мне сложили покупки на кассе, испачкал мне руки красной краской… Вобщем, отовсюду лезет совок. Просто беда.
И не смотря ни на что, пока мне еще многое у них нравится. И я это собираюсь перечислить!
(Большинтво представленных фотографий — моего собственного производства. Это те, что на темно-белом фоне. Так просто, предупреждаю. Вдруг кому-нибудь захочется взять меня на работу штатным фотографом :))
———————————————————————————
Из новинок:
– «Белый ирис»
Парфюмерная вода, 50 мл, 160 с чем-то рублей в бутике, 200 в магазинах по Москве, то есть, около 7 долларов.
Холодный цветочный аромат. Уж на что я не люблю цветочные запахи – но этот меня обрадовал. Как и все ирисовые запахи — он пудровый, но не теплый, а холодноватый.
Ассоциации: хрустальные фужеры на тонких ножках, искрящееся шампанское, стройная женщина в белом…
В этой же серии вышел еще «Загадочный ландыш». Тоже вполне качественный продукт, но, к сожалению, аромат ландыша в России слишком ассоциируется с «Ландышем серебристым» из достославных времен.
Слышала мнения, что этот «Ландыш» – клон «Диориссимо». Ничего по этому поводу не могу сказать, но вполне возможно, что такое мнение появилось только из-за того, что и там и там – ландыш.
– «Золотая амбра»
Парфюмерная вода, 50 мл, 230, кажется, рублей в бутике, 260-280 в магазинах по Москве, то есть, около 10 долларов.
Монозапах амбры. Теплый, животно-древесный, как ему и положено.
В этой же серии вышли «Мускус» и «Волшебство пачули». Мускус тоже на самом деле не просто «Мускус», а «Какой-то там мускус». Название не помню, а сайт Новой Зари, как я уже говорила – не помощник.
Народ хватает в этой серии, в основном «Пачули». Они их даже выпустили в маленьком флакончике за сто рублей. Для хиппующих личностей – пачули – самый подходящий вариант 🙂
– «Милая днем»
(Да, да, названьица у них еще те!)
Духи, 16 мл, 100 рублей (3-4 доллара).
Травянистый запах. Свежий, не сладкий и не морозный. Мокрая трава.
Ассоциации – летний дождь.
Этот же аромат выпускается в большой бутылке в виде туалетной воды.
В этой же серии есть еще «Милая вечером» и просто «Милая» – бледно зеленая, красная и желтая упаковки, соответственно.
Просто «Милая» (в желтой упаковке) – клон «Амарижа» Живанши.
«Милая вечером» раньше была клоном «Ангела» от Мюглера, также как их же «Талисман любви» (они были совершенно одинаковые, только «Талисман» дешевле «Милой» и запах, соответственно, попроще) но сейчас они изменили аромат и он только напоминает прежний.
Вообще, эта серия еще года три назад выглядела иначе.
Было всего две «Милых» – «днем» и «вечером». Флаконы были наполовину прозрачные, наполовину матовые, расширяющиеся книзу каплей и цена зашкаливала за 300 рублей, что для Н.З. – что-то исключительное. Не иначе, сплошь натуральные ингредиенты использовали.
Потом ее изменили. Флаконы стали полностью матовые и расширяющиеся кверху, а цена упала. Запахи тоже изменились, стали более резкие. Плюс появилась «Милая» в желтой упаковке, которая клон «Амарижа».
До изменений запах был, конечно, лучше. Сейчас резковат.
– «Красавица ночи»
Духи, 16 мл, 80 рублей (3 доллара).
Очень сладкие духи. Сильная ваниль и немножко каких-то специй. Вкусные.
Ассоциации – ваза с конфетами на столе в гостиной борделя. Название себя оправдывает!
(На фотографии помимо духов еще можно заметить выпущенную осенью 2005 года парфюмерную воду, пахнущую мандаринами, но о ней речь пойдет ниже)
Апдейт на начало 2007 года:
В данный момент старая «Красавица ночи» снята, а в 25-ти миллилитровых флаконах продается то же, что и в больших. То есть, никакой ванили, никаких специй, а сплошные мандарины.
– «Сумасшедший дождь»
Мужской одеколон. 100 мл – 160 рублей в бутике, 200 в городе (7$).
Полынный запах. Совсем не агрессивный, что, на мой взгляд, редкость для мужского парфюма.
Ассоциации – дальняя дорога в полях.
Опять необольшое забегание вперед. На фотографии изображена старая версия «Дождя», о которой, собственно и идет речь.
Осенью 2005 года вышла новая версия, о которой речь, также пойдет ниже.
———————————————————————————
Из старенького:
– «Красная Москва»
Выпускается в разных видах, цена очень низкая, духи 42 мл – 80 рублей.
По-настоящему старомодный красивый аромат. Не смотря на свое прежнее название «Любимый букет императрицы» (духи были созданы в 1913 году к 300-летию дома Романовых) – цветов я там почти не чувствую, одну только пудру-пудру-пудру.
К сожалению, словосочетание «Красная Москва» почему-то стало обозначением дешевой и дурно пахнущей парфюмерии. И это обидно. Потому что запах – отличный. И если молоденькие дурочки, обожающие свои фруктовые водички, его не понимают, то это вовсе не повод морщить нос, заслышав «Красную Москву».
Обратила внимание на одном парфюмерном форуме, когда обсуждали «Шанель№5», многие говорили, что это гадость и она похожа на «Красную Москву». Я не люблю «Шанель№5» из-за альдегида. Я альдегид нигде не люблю. Но сам факт сравнения девчонками этих двух парфюмов – показателен. Ведь и пятой Шанели уже сто лет в обед – 1921 года аромат-то. Вот этой своей старомодностью они и похожи. Хотя, «Шанель» со своим бьющим в нос альдегидом, это, конечно, гимн расцвету химической промышленности, вероятно крайне смелый для 1921 года, по сравнению с мягким «Букетом императрицы», в котором нет ничего кричащего и техногенного.
Я и сама этот аромат распробовала совсем недавно. Мне он долгое время казался каким-то затхлым, хотя ничего подобного в нем нет. Просто он сильно пудровый. На форуме прочитала «пахнет, как из старого шкафа». Кажется это было сказано презрительно… Все-таки это не банальная сладенькая водичка. Такой запах еще надо, наверное, учиться понимать.
Ассоциации: пыльные бархатные диваны в стиле «модерн», мягкие платья с бахромой модного тогда «цвета бедра испуганной нимфы», восковые цветы, тени в глазах актрис немого кино…
– «Злато скифов»
Выпускается в разных видах. Цена за флакон 16 мл – 80 рублей (3$).
Году в 1987 они их выпустили. Примерно. Точно сказать не могу. Помню, на волне перестройки и интереса ко всему советскому, тщательно скрывавшемуся раньше за железным занавесом, эти духи получили главный приз на каком-то международном конкурсе… Я ничего этого сейчас уже не упомню, конечно, но похоже, приз дали за дело.
Вечерний аромат, тяжелый, восточный, терпкий, немного сладковатый. Хорошо слышен сандал.
Ассоциации: массивные золотые украшения, пушистые ковры с диковинными зверями, полумрак, темное густое вино в золотой чаше.
– «Тет-а-тет»
Духи 20 мл стоят 50 рублей (2$).
Как только могла, искала год выпуска этих духов. Вроде где-то около 1980-го получается, но мне нужно точнее. Дело в том, что на волне обвинений «Новой зари» в клонировании известных ароматов, я встречала заявления, что «Тет-а-тет» – клон «Мажи нуар» от Ланком.
Я плохо помню «Мажи нуар», но мне кажется, что хоть они и похожи, но это совсем разные ароматы. Хотя бы потому, что «Тет-а-тет» мне нравится, а «Magie Noire» – нет. Что-то в «Магии» есть такое душное, что меня отталкивает, чего нет в «Тет-а-тете». Но я не специалист в этом деле, так что с полной уверенностью не скажу. Тем более, что «Мажи нуар» были созданы в 1978 году. Примерно тогда же или чуть раньше, чем «Тет-а-тет».
Запах теплый, пряный, сухой, древесный.
Ассоциации: палящее солнце, нагретые деревянные доски.
Еще из старенького они выпускают «Реноме» и «Елену», но как-то с ними я не очень дружу.
С «Еленой», кстати, на одном из парфюмерных форумов вышел казус. Там одна девица сильно много разглагольствовала по-поводу того, что «Новая Заря» тырит ароматы и как пример привела «Елену» и «NOA» от Cacharel. На что ей с усмешечкой возразили, что мол, а ничего так, что «NOA» появились в 90-х годах, а «Еленой» еще наши мамы душились?
Но не смотря на то, что отношения с «Реноме» и «Еленой» у меня не сложились, тем не менее, это очень хорошие запахи. «Елена» – скорее теплый, телесный аромат. Но, вообще, не ручаюсь. Это один из тех запахов, вероятно мускусных, которые я, как ни стараюсь — практически не различаю. «Реноме», напротив – холодный, фруктово-травянистый.
———————————————————————————
Вообще, я так поняла, продукцию «Новой зари» можно разделить на три группы:
1. Классика, то, что выпускается еще с советских времен.
Это уже перечисленные мною «Красная Москва», «Тет-а-тет», «Реноме», «Елена», сюда же – «Злато скифов».
2. «Модные» ароматы.
Выпускаются несколько лет, потом снимаются. Обычно несколько ароматов объединено в серию. Отличаются на редкость идиотскими названиями.
Среди них больше всего клонов известных зарубежных ароматов. Это всевозможные серии:
«Милая» (три версии: обычная, «днем» и «вечером», подробнее о них будет написано там, где речь пойдет о клонах),
«Шалунья» (этих не помню сколько: «очаровательная», еще какие-то… Серия модных нынче цветочно-фруктовых ароматов),
«Кузнецкий мост» (две версии: обычный и вечерний, подробнее о нем будет написано там, где речь пойдет о клонах),
«Чаи» (зеленый, перечный и белый),
моноароматы животные: «Мускус», «Амбра», «Пачули» (которое, конечно же, растение, в отличие от мускуса и амбры, но я уж не буду вдаваться в тонкости)
и цветочные: «Гиацинт», «Мимоза», «Жасмин», «Фиалка», «Орхидея» (цветочная коллекция, не смотря на вызывающую дешевизну, тоже очень достойная).
Встречаются и одинокие, внесерийные произведения, отличающиеся особенно дикими названиями:
«Талисман любви» (опять же — о нем ниже, там где про клоны),
«Красавица ночи» (про эту уже сказала пару слов),
«Скарлетт» (мне помнится, что Маргарет Митчелл строго настрого запретила называть какие-либо товары именами своих героев…
А еще она оооооочень вонючая! Что это за запах горелой пластмассы такой, который мне иногда встречается в парфюмах, и зачем он там — я не понимаю),
«Скандал» (Снят с производства, единственный продукт с в меру оригинальным и не дурацким названием, да и пахнет отменно: зеленый шипр в стиле «Шанель№19 или «Ивуар» Бальмана, со смолистыми нотками, если я ничего не путаю.)
«Сердце океана» (назвали его так на волне популярности «Титаника». Это выглядело крайне глупо и дешево, да и запах какой-то совершенно никакой, свеженький такой, легкий, совершенно незапоминающийся),
«Роза ночи» (Неплохой аромат для любителей роз. Она там доминирует. Но уж очень сладкий! Такая маслянистая болгарская роза),
«Энергия огня» (очень некачественный клон «Аддикта» Диора, то бишь, подробнее о нем речь пойдет ниже),
«Красный мак» (тоже клон «Цветка Кензо» и тоже противненький),
«Мои сны» (дешевенький клончик «1881» Черутти),
недавно появившийся «Блеск» (проклятые альдегиды, за что же их так парфюмеры любят-то?) тоже, вероятно, будет из этой категории,
большинство мужских ароматов можно отнести сюда же…
А также всячески продвигаемая ими серия «Тайна». Качественный аромат, ничего не могу сказать, но не люблю такую откровенную розу. А там сплошной дубовый мох и роза.
На каком-то форуме одна девушка обозвала ее «замогильным запахом», и знаете — в этом что-то есть! Она и правда какая-то «потусторонняя». Кажется, так пахнут цветы в склепе. Бр! Но что-то притягательное в ней есть. И это не клон!
3. И ароматы-однодневки.
Выпускают одну партию и больше к ней не возвращаются.
Не знаю, почему их так быстро снимают с производства? Среди них были очень недурственные.
Например, «Персидская сирень» – копия аромата 1864 года, с которой, собственно, и началась история фирмы «Броккар и Ко», если я ничего не путаю.
Они выпустили его в маленьких флакончиках один раз. Совершенно изумительная чистая, ясная сирень, без малейшей примеси пудры, как это почему-то часто случается с сиреневыми ароматами.
Другие опыты были похуже, но уж не хуже какой-нибудь «Шалуньи» – точно.
«Танго» – телесный аромат, вязкий и яркий, не слишком легкий. Появился года полтора назад в одном-единственном магазине в Гостином Дворе и через несколько месяцев пропал с концами.
Что это было? Откуда? Ни рекламы, не информации… Ничего не понятно!
«Карнавал цветов» – свежий, цветочный с примесью фруктов.
Я не любительница такого рода замесов, но в этих было что-то резковатое, немного стервозное, и этим они мне понравились.
«Азалия» – альдегидно-цветочный аромат. Терпеть не могу альдегид, но тут, опять же, как ни странно понравился. В запахе было что-то немного развратное, совсем капельку. Очень здoрово получилось. Для нахальной девчонки – самое оно.
«Фрезия» – легкий-прелегкий цветочный аромат. Просто дымка. Правда, совершенно нестойкий, что нехарактерно для «Новой зари», которую обычно никаким мылом смыть невозможно. Крепче всякого Герлена. А эта исчезала через полчаса.
Вот и спрашивается, теперь: зачем они все это сняли с производства? Зато одеколон «Мэр», видимо из уважения к Лужкову, до сих пор держат на полках.
Если сей опус прочитает мадам Витковская (на что, конечно, надежды мало), то пусть вот теперь подумает, над своим поведением.
Впрочем, ароматы эти, конечно же, были очень простые. На их фоне даже «Реноме» смотрится как вершина парфюмерных изысков.
Еще был повтор духов «Кармен» от 1934 года.
Духи были отвратительны. Не знаю, как в 34-ом году таким пользовались, но духами это вообще нельзя назвать. Парфюм класса «Тройной одеколон». Очень дешевый и очень забористый. Но выглядел этот продукт забавно: граненая бутылочка в винтажном стиле (пластмассовая крышка только все портила, на оригинале наверняка была стеклянная притертая пробка, какие делали вплоть до 80-х годов) и, вероятно, копия прежней этикетки, по дизайну сразу напоминающая старые жестяные коробки с леденцами. Жалею, что не купила для украшения интерьера.
Теперь самая интересная тема. Клоны.
Известно, что фабрика «Новая Заря» выпускает копии знаменитых ароматов.
Я их позицию по этому поводу никак понять не могу. С одной стороны, в разных там интервью, насколько я знаю, они вроде бы, открещиваются от этого дела. Мол, это только в начальной ноте ароматы похожи, а дальше аромат совсем по-другому раскрывается, стало быть, никакого воровства нету.
С другой стороны, вся «чайная» серия копирует не только запахи, но и дизайн упаковки и названия Элизабет Арден. Может они какое соглашение с ней заключили?
Или «Талисман любви», который клон «Ангела» от Мюглера: та же фигня. На флакон в виде звезды пороху у них, конечно, не хватило, но на коробке они звезды все-таки нарисовали.
Вобщем, непонятно пока.
Итак, обещанный список клонов:
(некоторые я обнюхивала сама, некоторые – по отзывам в форумах)
«Кузнецкий мост» (обычный, то есть не вечерний, в белой упаковке) = «Climat» (Lancome) – подтверждаю, один в один.
Народ расхватывает быстро. Говорят, что «Кузнецкий мост» даже лучше «Климы» и «больше похож на старую версию».
Ну, не знаю, не знаю… Все эти разговоры о «старых версиях» в половине случаев, как мне кажется, обманки памяти. Моя тетка, понюхав нынешнюю «Климу» с презрением сказала, что это подделка. Хотя, это была вовсе не подделка, а настоящий ланкомовский пробник. Тетку я, конечно, уважила, и спорить не стала…
«Кузнецкий мост вечерний» (в темно-синей упаковке) = «Chanel№19» (Chanel) – это подтвердить не могу, потому что не помню как пахнут оба аромата.
«Милая» (не дневная и не вечерняя, – средняя, в желтой упаковке) = «Amarige» (Givenchy) – подтверждаю, похоже.
«Талисман любви» = «Angel» (Thierry Mugler) – подтвердить не могу, т.к. «Ангела», вот, не довелось до сих пор понюхать. Но все говорят, что вылитый он.
Подруга говорит, что у «Ангела» более глубокий запах, а «Талисман» по сравнению с ним – плоский. Вполне возможно, что настоящим клоном «Ангела» была «Милая вечером» в старой серии. Они с «Талисманом» были очень похожи, различаясь как раз объемностью запаха.
«Энергия огня»
= «Dior Addict» (Сhristian Dior) – могу подтвердить. Похож.
(Господи, если бы вы знали, какого труда мне стоило напечатать эту фразу в ворде! Попробуйте-ка, посмотрю на вас! Минут десять с этой глючной программой боролась!)
Но только похож. Знак «равно» между ними ставить рано.
«Диор Аддикт» – глубокий, переливающийся запах, а «Энергия огня» – плоский ароматец, довольно приятный, если не переборщить, но не более. Немного отдает микстурой от кашля.
На мой взгляд «Роза ночи» — клон «Люмьер» Роша. Но упоминаний об этом в форумах я не встречала. Заявляю о том, что это клоны, вобщем, на свой страх и риск.
Кстати, о Роша. Специально выясняла, не является ли «Тайна» Новой зари клоном «Тайны» Роша. Авторитетно заявляю — не является.
Не смотря на схожесть оформления коробки — это совершенно разные ароматы.
Все остальные клоны описываю с чужих слов. Импортные аналоги, даже если и нюхала в магазине, то уже не помню, а у знакомых и у меня самой их нет.
«Мои сны» = «1881» (Cherruti) – Не знаю как на счет «1881», но «Мои сны» – довольно симпатичный аромат, действительно напоминает запах простыней и чистого тела.
«Красный мак» = «Flower by Kenzo»
«Русская красавица»
= «Coco Mademoiselle» (Chanel)
Речь идет о новой «Русской красавице». Вообще-то духи с этим названием «Новая Заря» выпускает уже много лет, но пару лет назад они вдруг решили ее обновить. Раньше это был тоже сладкий запах со свежими оттенками, правда на мой вкус – свежесть была немного подпорчена и духи подванивали чем-то горелым, типа жженого сахара.
А теперь это «Коко Мадемуазель».
Если уж они так хотели украсть у Шанель этот аромат, то, могли бы, хотя, бы придумать новое название.
«Скарлетт» – «Parfum de Peau» (Montana) – тут наверняка какая-то путаница. Фирма и парфюм слишком малоизвестные, что бы Н.З. их передирала. Они специализируются на известных марках. Так что думаю, тому, кто решил, что это клон, что-то почудилось.
«Зеленый чай», «Перечный чай» и «Белый чай» = как уже говорилось, повторяют аналогичную продукцию Элизабет Арден.
Правда, у Элизабет Арден нету «Белого чая»…
Еще слышала версию, что «Белый чай» Н.З. скопировала с «Eau Parfumee au the blanc» (Bvlgari Parfums). Но по этому поводу ничего сказать не могу.
Говорят, новозарешные чаи даже качественней Арденовских и держатся дольше. Вполне может быть. Но все-таки они простоваты. Пожалуй, белый чай, самый изысканный из них.
Еще говорят мужской «Золотой галион» = «Fahrenheit» (Christian Dior), а унисексовый одеколон «Ты и я» = «One» CK.
Но в мужской парфюмерии я совсем не разбираюсь.
(Кстати, тоже забавный нюанс, вобщем-то, не имеющий отношения к делу. В каком-то парфюмерном форуме, посмеивались над мадам Витковской, что мол, мало того, что ароматы сдирает, даже слово «галЕон» правильно написать не может. Я еще тогда удивилась, с каких это пор «галион» пишется через «е»? Все правильно мадам Витковская написала на своем одеколоне. А сейчас печатаю этот текст в ворде, а ворд «галИон» подчеркивает и предлагает заменить на «галЕон»… Ох уж эти переводчики…
Ох уж эти дети в форумах, проверяющие правописание вордом и думающие, что они лучше всех знают, как должны пахнуть хорошие духи…)
Также упоминаются «Тет-а-тет» и «Елена» в качестве клонов «Magie Noire» и «NOA», но первое очень спорно, а второе – скорее всего чушь.
(Хотя, меня тут поправляют, что все не так просто. Старая «Елена», которой душились мамы, отличается от новой, которая и есть клон «НОА». Фиг их знает, я уже башку сломала с этой Новой Зарей!)
Вот, собственно, что я хотела рассказать о фабрике «Новая заря». Фиг знает, зачем я это сделала. Денег они мне за это не платят, разумеется. Так… Из любви к искусству 🙂
———————————————————————————
Целиком со статьей пост в жж не отправляется 🙁
Ссылка на статью http://afyyb.narod.ru/nz_obzor.html
Tags: новая заря, околопарфюмерное

Антонина витковская новая заря фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *