МУСТАФИНА ФАТИМА ХАМИДОВНА ЛЕГЕНДАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ, ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА МИНИСТР ПРОСВЕЩЕНИЯ БАШКОРТОСТАНА

Транскрипт

1 Р.В. Альмухаметов МУСТАФИНА ФАТИМА ХАМИДОВНА ЛЕГЕНДАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ, ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА МИНИСТР ПРОСВЕЩЕНИЯ БАШКОРТОСТАНА Аннотация. Статья посвящена 100-летию со дня рождения известного государственного и общественного деятеля, педагога и ученого — Фатимы Хамидовны Мустафиной: первого секретаря Башкирского обкома ВЛКСМ ( гг.), заведующей отделом науки и учебных заведений Башкирского обкома КПСС ( гг.), министра просвещения БАССР ( гг.), заслуженного учителя РСФСР. Ключевые слова: министр просвещения, научно-педагогическое учреждение, национальнорегиональный компонент школьного образования республики, история развития образования. Annotation. The article is devoted to the 100th anniversary of the birth of the famous statesman and public figure, teacher and scholar Fatima Hamidovna Mustafina. She was the first Bashkir regional secretary of Komsomol ( )., Head of the department of science and education of the Bashkir Province Party Committee ( )., the Minister of Education of BASSR ( gg.), a distinguished teacher of RSFSR. Key words: minister of Education, science and pedagogical institution, national- regional component of school education in the republic, the history of education. Прежде чем перейти к рассказу о Мустафиной-министре, считаю нужным дать краткую информацию о ее жизненном пути: в каких условиях она росла, какие трудности ей пришлось преодолеть, чтобы сформироваться как личность, как ученый, государственный деятель. Фатима Хамидовна Мустафина родилась 26 декабря 1913 года в д. Денгизбай Самарской области в бедной крестьянской семье. Данная деревня знаменита в истории башкир такими своими земляками, как Рашит Нигмати, Габбас Давлетшин, Губай и Хадия Давлешины, Башир Хасан, Харис Юмагулов и др. Судьба этой семьи была сложной, в какойто мере трагичной. Особенно это связано с началом 20-х годов прошлого столетия, когда Поволжье оказалось в эпицентре страшного голода. Чтобы спасти от вымирания свою семью и односельчан, отец Фатимы Хамит стал добиваться у губернских властей отправки всех жителей д. Денгизбай на поезде в более теплые края. Вскоре часть сельчан (среди них был и будущий поэт Рашит Нигмати) отправили поездом на Украину. Семья Мустафиных и другие односельчане на товарных вагонах двинулись в Среднюю Азию. По пути к «хлебному Ташкенту» больше половины земляков не смогли доехать до конечной станции Туркестан — их скосила беспощадная холера. Отец Фатимы, заразившийся этой болезнью, умер в больнице Туркестана. Газизе апай, для того времени сносно владевшей русским языком, удалось устроить своих детей в приют. Фатима и ее брат Анвар начали учиться в казахской школе. Через пять лет, в 1926 году, семья Мустафиных переехала в Уфу, где их приютили Губай и Хадия Давлетшины. К этому времени в Уфе уже была открыта специальная школа, которая называлась «Областная школа II ступени для детей-сирот башкир». После смерти В.И. Ленина, 31 января 1924 года Президиум Башкирского ЦИК Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов на своем заседании постановил увековечить имя вождя революции, присвоив данной школе его имя. С того времени ведется отсчет истории этой школы. С помощью Губая Давлетшина, тогда директора Башкирского педагогического института имени Тимирязева (позднее он стал комиссаром народного просвещения Башкирской АССР), Фатиму и ее братишку Анвара устроили в данную школу, дали им место в комнатах общежития на четвертом этаже. Нашлось место и для Газизы с дочкой Машуль. Они жили в маленькой комнатке для персонала Газиза работала здесь же уборщицей. История данного образовательного учреждения требует особого рассмотрения.

2 Достаточно отметить, что в этой школе тогда работали такие талантливые учителя, как Сагит Мифтахов, В. Сулейманов, Р. Чанышев, З. Айуханов, Г. Давлетшин, Габбас Давлетшин, художник Александр Тюлькин и др. Один из первых воспитанников школы, кандидат филологических наук Амир Идрисович Чанышев вспоминал, что они выпускали отрядные стенгазеты, рукописный журнал «Молодые силы». Тесную связь с воспитанниками держали поэты и писатели Мажит Гафури, Сагит Агиш и другие. Видимо, не без их влияния среди воспитанников выросли поэты Рашит Нигмати, Мазгар Абдуллин, Мухамедьяр Хай, Батыр Валиди. На первых порах они пробовали свои силы в выпуске стенных газет, потом стали активными юнкорами молодежных газет, затем видными деятелями башкирской литературы. Народный писатель Башкортостана Рашит Нигмати в автобиографии вспоминает: «Моя настоящая жизнь началась именно отсюда». В 1930 году школу перевели в г. Стерлитамак, где в том же году Фатима Мустафина окончила школу и поступила на подготовительные курсы Башкирского педагогического института им. К.А. Тимирязева. Вскоре она становится студенткой химикобиологического факультета. После окончания вуза Фатима стала преподавать в Белорецкой межрайонной советско-партийной школе. Там она показала себя не только хорошим преподавателем, но и умелым организатором молодежи. Следующие этапы Фатимы Хамидовны связаны с комсомольской и партийной работой: Первый секретарь Башкирского обкома ВЛКСМ, зав. отделом Башкирского обкома ВКП(б). В 1944 г. она поступила в аспирантуру Академии общественных наук в Москве и в 1950 году успешно защитила диссертацию на ученую степень кандидата философских наук. Поздравляя свою аспирантку после защиты, действительный член Академии педагогических наук РСФСР, профессор Александр Николаевич Леонтьев сказал: «Фатима Хамидовна, Вы — первая башкирка, ставшая кандидатом философских наук, это замечательно! Однако вот что я хочу Вам посоветовать. Фактического материала у Вас уйма. Его необходимо теоретически подготовить, и в течение двух лет Вы станете доктором философских наук. Это Вам под силу. Я рекомендую немедленно заняться подготовкой докторской диссертации». Но дальнейшая судьба молодого кандидата наук сложилось по-иному. Ее назначили в ЦК партии на высокую должность, дали квартиру, дачу, спецобеспечение. Однако Фатима Хамидовна всей душой стремилась вернуться домой, чтобы служить своему народу и республике. Вернувшись в Уфу, Фатима Мустафина начала работать заведующей вновь организованного отдела науки, школы и учебных заведений обкома партии. И на этой очень ответственной работе она показала себя деятельным и политически грамотным организатором. О своей дальнейшей судьбе, вернее служебной карьере — назначении на должность министра просвещении БАССР, Ф.Х. Мустафина рассказала в интервью корреспонденту газеты «Башкортостан» (2001г.). Она вспоминает: «Дурт йыл партия өлкә комитетының фән һәм уҡыу йорттары мөдире булып эшләнем. Берҙән-бер көндө өлкә комитеттың беренсе секретары Семен Дмитриевич Игнатьев, hеҙҙе үҙллы эшкә күсергә ваҡыт, heҙҙe мәҙәниәт министры итеп ҡуйырға тигән тәҡдим бар, тине. Ҡаршы төштөм, сөнки ул вазифаға әҙерлегем юҡ ине. Уҡытыу эше буйынса стажым бар, педагогия институтын, аспирантура тамамлағанмын, мин әҙер педагог, уҡытыу эшенә ебәрегеҙ, тинем. Ул саҡта мәғариф министры бар ине (С.Р. Алибаев). Шуға ул вазифаны күҙ уңында тотманым, берәй юғары уҡыу йортона уҡытырға ебәрерҙәр, тип уйланым. Бер нисә көндән тағы ла саҡырттылар. Үтенесегеҙҙе ҡәнәғәтләндерҙек, тиҙәр. Ҡайһы вузға уҡытырға ебәрәһегеҙ, тип һорай һалдым. Һeҙ бит әҙерлекле педагог, шуға ла мәғариф министры итеп ҡуйҙыҡ. Инде әҙерлегем юҡ, тип баш тарта алмайһығыҙ, тиҙәр». Бесспорно, самый яркий след в истории становления и развития республики Ф.X. Мустафина оставила, работая министром просвещения БАССР. Как отмечает молодой исследователь педагогического наследия юбиляра проф. БГПУ им М. Акмуллы Аминев Т.М в статье «Мустафина Ф.Х. как исследователь истории системы образования Башкортостана», «Фатима Хамидовна — единственный человек, который более 16 лет был руководителем Министерства

3 просвещения республики. За всю историю органов управления образованием в России, начиная с конца XVIII века до сегодняшнего дня ни одному человеку, ни в целом по стране, ни в Башкортостане, не удавалось проработать столько на посту министра. Приблизились к этой цифре всего два министра, управлявшие народным образованием страны 15 и 14 лет еще в дореволюционную пору, И.Д. Делянов и Д.А.Толстой соответственно». Нужно отметить, к этой высокой сверхсложной работе она пришла серьезно подготовленной, имея достаточный опыт педагогической работы в нескольких серьезных образовательных учреждениях того времени. Где бы она ни работала, она всегда параллельно вела воспитательную и организаторскую деятельность с детьми и молодежью. Этот бесценный опыт, наверно, помог ей, министру, смело, достойно общаться и с молодым поколением, и с крупными руководителями союзного, федерального и республиканского уровней, академиками, ректорами вузов, уметь доказывать и убеждать высокое начальство в необходимости реализации своих идей и проектов (их у нее было много). Под ее руководством в эти годы осуществлен переход к всеобщему восьмилетнему образованию, проведена большая организационно-педагогическая работа по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы. Фатима Хамидовна сделала все возможное для защиты детей, оставшихся после войны без родителей: были открыты детские дома, школыинтернаты, лучшие воспитанники которых направлялись на учебу по разным специальностям в высшие учебные заведения Москвы, Ленинграда, Минска, Киева и др. городов страны. Большое внимание уделяла Ф.X. Мустафина укреплению базы учебных заведений, трудовому обучению и воспитанию школьников, подготовке кадров. Внимательно и заботливо относилась она к молодым способным учителям и смело выдвигала их на ответственные должности аппарата министерства и других республиканских учреждений. Многие из ее выдвиженцев стали впоследствии известными учеными, организаторами народного образования, государственными деятелями, журналистами. Среди педагогической общественности, руководителей всех рангов, партийных и советских органов того времени она пользовалась непререкаемым авторитетом и уважением. Фатима Хамидовна была немногословна, конкретна в рассуждениях и решении проблем, с уважением относилась к своим подчиненным и всегда старалась им помочь в профессиональном росте. Она строго подбирала кадры для выдвижения на руководящие должности и всегда держала их под контролем. Часто в подборе кадров для аппарата министерства и подведомственных ему республиканских учреждений (БИИУ, педагогических училищ, РОНО, ГОРОНО и т.д.) она принимала неожиданные решения. Приведу пример, связанный со мной и моими однокурсниками — выпускниками Стерлитамакского педагогического института 1959 года. Мы: Сайфулин Саит, Ахтямов Мухтар, Зулькарнаев Фарур, Альмухаметов Рашит, Даутов Вилляр, студенты русскобашкирской группы филологического факультета, имевшие небольшой педагогический опыт до поступления в вуз, как и все, думали, куда пойти работать. У меня было только одно желание — работать в школе по полученной специальности. Вдруг неожиданность — на заседании комиссии по распределению молодых специалистов зам. министра просвещения Хаят Миниахметовна Яфаева и директор нашего инситута, также прославленный министр просвещения до войны и после нее, Алибаев Сагит Рахматович, предлагают троим моим сокурсникам работу в Уфе инспекторами Министерства просвещения, Даутову В. — в редакции газеты «Башкортостан пионеры», мне — директором Юмагузинской СШ Юмагузинского (ныне Кугарчинского) района. Потом нас пригласили в Уфу на беседу к министру просвещения Мустафиной Ф.Х., которая приняла окончательное решение о нашем назначении. Такой необычный эксперимент по подбору кадров при Фатиме Хамидовне продолжался и в последующие годы. Назовем известные ныне фамилии: Байтурина Вазифа, Гумеров Салимьян, Иргалин Гизитдин, Даутов Булат (выпускники СГПИ), Псянчин В.Ш. (БГУ) и др. А сколько бывших детей-сирот, воспитанников детских домов, выпускников школ-интернатов республики направлялось по

4 квотам на учебу в престижные московские, ленинградские и др. вузы страны! После окончания учебы они возвращались и успешно трудились. Среди них много известных ученых, педагогов, государственных деятелей, заслуженных артистов, художников, журналистов, писателей, поэтов, крупных производственников: академик Г. Хусаинов, ученые И. Акманов, Д. Буракаев, Н. Валитов, Н. Хафизов, А. Асфандияров, Р. Латыпов, С. Гайсин и другие, поэты и писатели Рами Гарипов, Рафаэль Сафин, Рашит Низамов, Раис Низамов, Рашит Шакуров, артисты — балерина, заслуженная артистка РСФСР Фердаус Нафикова, заслуженный артист РСФСР Ильшат Юмагулов, народный и заслуженный артист БАССР Рамазан Янбеков, художники Рашит и Фаниль Имашевы, Ф. Усманова, Р. Зигангиров. Сколько известных женщин республики в свое время получили поддержку и помощь от Фатимы Мустафиной! Я, как представитель того поколения педагогов, руководителей образовательных и научных учреждений, выросших при активной помощи Фатимы Мустафиной, с уверенностью могу сказать, что образованию нашей республики того времени с министром повезло. Благодаря ее настойчивости и прозорливости были открыты и успешно функционируют Башкирский государственный педагогический институт, ныне БГПУ им. М. Акмуллы, Салаватское, Сибайское, Уфимское 2, Кумертауское педагогические училища; был построен Дворец пионеров и школьников имени космонавта В.М. Комарова в Уфе, открыты центры детского творчества в городах и районах республики. Считаю, что заслуживает особого внимания факт открытия в Уфе в 1958 г. по инициативе Ф.Х. Мустафиной и при поддержке председателя Совета Министров БАССР Акназарова З.Ш. очень важного для образования республики Башкирского филиала НИИ института национальных школ АПН РСФСР. Примечательно, что данное научное учреждение было первым в России региональным звеном НИ союзного уровня. Позже подобные филиалы были открыты в Казани, Якутске, Грозном, лаборатории — в Чувашии, Мордовии и т.д. К сожалению, недальновидные руководители Министерства образования и некоторые кураторы из вышестоящих органов власти безжалостно ликвидировали данное научно-педагогическое учреждение, лишив талантливых молодых учителей возможности пополнения рядов ученых- педагогов и методистов, ведущих исследования в области национальнорегионального компонента школьного образования республики. Действительно, роль Башкирского филиала для нашей многонациональной автономной республики была неоценимо высока. Филиал дал возможность объединению талантливых, одаренных исследователей в области педагогической науки, решению многих актуальных проблем методики преподавания башкирского и русского языков и литератур, других школьных предметов в башкирской школе, вопросов развития в целом национальных образовательных учреждений, обеспечению башкирских школ научнообоснованными учебными программами, практическими и научно-методическими пособиями. Кроме того, именно благодаря филиалу молодые перспективные специалисты могли активно включаться в научноисследовательскую работу, писать диссертации, учебники и учебно-методические пособия. Целая плеяда бывших школьных учителей, особенно сельских, была привлечена к научной работе в филиале, многие из них успешно защитили кандидатские и докторские диссертации. Я и сам в молодые годы получил большую поддержку со стороны министра Мустафиной. В 1961 году меня, директора сельской школы, пригласили на работу в данном филиале, где я проработал 15 лет и прошел путь от младшего научного сотрудника до его руководителя. Через два года после защиты в 1967 году кандидатской диссертации меня избрали заведующим филиалом института, утвердили членом Коллегии Министерства просвещения. Так распорядилась судьба, что в течение пяти лет мне довелось работать с Ф.Х. Мустафиной в одном коллективе. В 1971 году она перешла работать в филиал НИИ национальных школ старшим научным сотрудником. Будучи молодым руководителем, я поначалу никак не мог привыкнуть к появлению в коллективе столь знаменитой личности. Но Фатима Хамидовна помогла мне справиться с этим волнением. Будучи

5 человеком спокойным, общительным, доброжелательным, она никогда не выпячивала себя, относилась ко всем с уважением, принимала активное участие в решении сложных проблем филиала. Она стала для нас всех настоящей опорой и авторитетным наставником. Темой научного исследования избрала проблему истории развития народного образования в Башкирской АССР. Фатима Хамидовна внесла большой вклад и в педагогическую науку Башкортостана. Более 100 ее научных работ по истории образования в Башкирской АССР и сегодня являются востребованными источниками для исследователей педагогической науки. Она активно помогала молодым научным сотрудникам и директорам школ. В эти годы она выполнила ряд научных проектов, выпустила две капитальные монографии, посвященные истории развития образования в Башкирской АССР: в 1968 г. выходит работа «Расцвет народного образования в Башкирской АССР», а в 1979 г. — «Развитие всеобщего среднего образования в Башкирской АССР ( гг.)». Фатима Хамидовна сделала все возможное для социальной защиты детей, оставшихся после войны без родителей. В одном из интервью, данном корреспонденту газеты «Башкортостан» накануне своего 80- летия, Фатима Хамидовна на вопрос корреспондента, как она, женщина-мать, справлялась столь сложной работой министра, откуда брала силы и вдохновение, ответила: «Хоть и считают, что женщина — слабый пол, это неверно, на ее плечи ложится уйма дел, но она ведь справляется. Если говорить о должности министра просвещения, то скажу, что она вообще как бы предназначена для женщины. Только женщина способна глубоко понять душу ребенка. Деятельность в области просвещения, прежде всего, связана с судьбой ребенка. Я росла сиротой, наверно, поэтому хорошо понимаю состояние детей-сирот». Да, в послевоенные годы было много детей-сирот. Поэтому министр Мустафина особое внимание уделяла открытию детских домов, школ-интернатов, налаживанию в них учебно-воспитательной работы, туда направлялись на работу самые квалифицированные педагогические кадры. Особые требования она предъявляла к директорам этих учебно-образовательных и воспитательных учреждений. Лучшие воспитанники направлялись на учебу в высшие учебные заведения Москвы, Ленинграда, Минска, Киева и других крупных городов Советского Союза. Конец 50-х и начало 60-х гг. запомнились нам в истории образования как период громадных изменений и экспериментов: провозглашение единой 11-летней школы с производственным обучением, переход на трёхлетнее начальное звено и предметную систему с четвёртого класса. Лично для министра эти годы, думаю, были самым трудным периодом. Надо было серьезно перестроить всю систему образования, начиная с изменения названий школ, их структуры (3- летнее начальное, 4-9 классы — среднее звено, старшие классы). Появились крупные средние школы с производственным (трудовым) обучением, для которых необходимо было создать производственную базу, обеспечить соответствующими кадрами. И эти задачи, стоящие перед системой образования республики, решались успешно благодаря организаторскому таланту министра, ее умению мобилизовать все необходимые кадровые ресурсы, общественные организации, например, Педагогическое общество, профсоюзные организации. Залогом успешного развития народного образования в те периоды был лозунг: «Все для детей и ради детей!». Фатиму Хамидовну признавали и уважали руководители партийных и советских органов республики и центра. Она умела находить подход к руководителям крупных промышленных предприятий, колхозов, совхозов, строительных организаций, поэтому они не отказывали в помощи школам, дошкольным учреждениям. Завершая статью, хочу подкрепить характеристику Мустафиной — министра, женщины, педагога, просто человека — следующими словами народного поэта Башкортостана Мустая Карима из телефильма «Ырғыҙ ҡыҙы» (2000 год): Фатима Хамидовна Мостафина талантлы кеше, көслө ихтыярлы кеше, һиҙгер күңелле кеше. Шул кеше үҙенә юл ярып килде, алға сыҡты. Юғары дәрәжәгә етте, министрлыҡҡа үрләтелде. Ун алты йыл

6 дауамында мәғариф министры булды. Ирегетмен тигән күп министрҙар былай oҙak һәм емешле эшләй алмай. Уның характеры менән юғары поста ултырыуы еңел булмағандыр. Сөнки ул «айт тигенгә тайт» тимәне, ундайбындай түрәләргә баш биреп барманы. Кемдер теш ҡайрағандыр, кемдер яла яғып ҡарағандыр, әммә ул hәp саҡ посында ҡалды. Эшен эшләне. Ул заманда ла ебегән кеше менән, түрә ҡаршыһында баш эйеп торған кеше менән бик иҫәпләшмәйҙәр ине. Нығыраҡ кеше менән — үҙ эшен белгән, үҙ эшен яҡлаған һәм көрәшкән кеше менән иҫәпләшәләр ине. Фатиманың бөйөк кешеләргә хас бер холоҡ сифаты бар ине бер ваҡытта ла үҙен кәмһетелгән итеп күрмәне. Үҙен ҡатын-ҡыҙ затынанмын, тип тә үҙенә скидка һораманы. Әгәр ҙә уға, туҡта, ҡатын-ҡыҙ бит әле был, әйҙә йөрөһөн, юл бирәйек тә ҡуяйыҡ, тип ҡараһалар, бындай ҡараш хурлыҡ булыр ине уның өсөн. Шул уҡ ваҡытта ҡайбер ирҙәргә ҡарағанда ул көслөрәк һәм нығыраҡ булды, сөнки эске ғорурлығы бар ине. Маһайыу түгел, ә үҙеңдең дәрәжәңде аңлау хас ине уға. Ваҡлашманы. Ҙур, принципиаль мәсьәләләр менән эш итте, дәүләт етәксеһе кимәлендә фекер йөрөтте һәм үҙен кешесә ябай, кешесә бөйөк тотто. Примечание. В данной статье использованы личные воспоминания автора о Ф.Х. Мустафиной, опубликованные в печати, услышанные от нее при частной и многократных официальных встречах, ее статьи и интервью, воспоминания ее соратников и людей, благодарных за оказанную ею помощь, вошедших в «Сборник воспоминаний о Ф.Х. Мустафиной» (Составитель — известный телевизионный журналист Саруар Сурина).

Фатима багаутдинова алжана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *