Дело «Сети». Главное

Дело «Сети» началось в 2017 году. Практически через три года — 10 февраля 2020 фигурантов дела приговорили к большим срокам — от шести до восемнадцати лет колонии.

К делу «Cети» много вопросов: сперва оно строилось на признательных показаниях. Позже большинство подозреваемых отказались от своих слов и заявили, что ФСБ их пытало. Следственный комитет отказался расследовать пытки, хотя у фигурантов дела были зафиксированы следы от избиений.

Оперативники пытались связать людей «левых» политических взглядов с «правым» запрещенным в России движением «Артподготовка», как и в другом деле — «Нового величия». И в деле «Cети», и в деле «Нового величия» люди якобы создали организации ради госпереворота. И в том, и в другом случае обвинение считает, что люди готовились применять оружие: в деле «Сети» молодые люди увлекались страйкболом, в «Новом величии» — один раз постреляли из ружья знакомого ради забавы.

Такая доказательная база вкупе с радикально жесткими приговорами кажутся странными. «Полит.ру» собрал главное, что нужно знать о деле «Сети».

Важно! Организация «Cеть» внесена в реестр террористических организаций 14 марта 2019 года и запрещена на территории России.

Увлечение левыми идеями + страйкбол = уголовное дело

Уголовное дело об организации террористического сообщества «Сеть» было возбуждено осенью 2017 года. С тех пор в Пензе и Санкт-Петербурге задержали 11 человек: не все они знакомы между собой, но все они увлекались левыми идеями, некоторые фигуранты считают себя анархистами или антифашистами. Также все они увлекались страйкболом — военно-тактической игрой, в которой участники стреляют из оружия с пластиковыми шариками.

Игра в страйкбол / vk.com

ФСБ считает, что молодые люди организовали террористическое сообщество. Целью «Сети», как сказано в протоколе допроса одного из свидетелей, была смена «конституционного строя на анархический строй». Во одной их справок говорится, что они хотели «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране» и поднять вооруженный мятеж.

Сперва была версия, что «Сеть» хотела устроить теракты во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу. Но в доступных материалах дела нет свидетельств того, что кто-то из арестованных планировал или готовил теракты. Обвинения в подготовке терактов также никому из них не предъявлены.

Также по версии ФСБ «Сеть» была разделена на ячейки, которые функционировали в Москве, Пензе, Петербурге и Белоруссии, которые несколько раз собирались на съезды. В Петербурге ячейки назывались «Марсово поле» и «Иордан» (она же «СПб1»), а в Пензе — «Восход» и «5.11». Фигуранты дела из Пензы говорят, что это названия их страйкбольных команд.

Страйкбол, по словам одного из адвокатов, трактуется как «незаконное овладение навыками выживания в лесу и оказания первой медицинской помощи». Некоторых пензенских активистов оставили в статусе свидетелей по делу — они знали обвиняемых, но в страйкбол не играли.

Также в деле одни парни — активисток, игравших с ними в страйкбол, никто не трогал. «Мы девушек не берем. Сядут только парни. Феминизм вещь хорошая, но мы так не считаем. Приказа брать девушек не поступало», — так, по словам Виктора Филинкова, говорили ему оперативники ФСБ.

11 обвиняемых из Петербурга и Пензы

Игорь Шишкин — 28 лет, предприниматель из Петербурга. Заключил сделку со следствием, дал показания против других обвиняемых и полностью признал свою вину. В январе 2019 года его приговорили к трем с половиной годам колонии.

Суд в Пензе. Дело «Сети» / Фото: Медиазона

Юлий Бояршынов — 28 лет, промышленный альпинист (Петербург), признал вину. Под арестом.

Арман Сагынбаев — 27 лет, веган-бизнесмен (Петербург), признал вину. Приговорен к шести годам лишения свободы.

Виктор Филинков — 25 лет, программист (Петербург). Под арестом.

Дмитрий Пчелинцев — 27 лет, работал инструктором по спортивной стрельбе на пензенском стрельбище. Приговорен к 18 годам лишения свободы.

Илья Шакурский — 23 года, студент факультета физико-математических и естественных наук Педагогического института им. Белинского Пензенского государственного университета. Приговорен к 16 годам лишения свободы.

Василий Куксов — 31 год, работал инженером-конструктором в ИТЭ в Пензе. Приговорен к 9 годам лишения свободы.

Андрей Чернов — 30 лет, учился в Пензенском педагогическом институте на физико-математическом факультете. Приговорен к 14 годам лишения свободы.

Михаил Кульков — 25 лет, повар-технолог (Пенза). Вернулся из армии (служил радистом, хотел открыть кафе. Приговорен к 10 годам лишения свободы.

Максим Иванкин — 25 лет, учился в Пензе в колледже на технолога, работал поваром в ресторане. Приговорен к 13 годам лишения свободы.

Егор Зорин — студент Пензенского государственного университета. Дело в отношении него было прекращено.

Как ФСБ доказывало вину?

В основу легла явка с повинной Егора Зорина — самого младшего из арестованных. Друзья арестованных в Пензе утверждают, что силовики задержали Зорина весной 2017 года по делу, связанному с наркотиками, но отпустили. Они предполагают, что 21-летний юноша начал сотрудничать со спецслужбой.

Признательные показания. Сперва большинство задержанных подписали признания, но позже отказались от них. Они заявили, что дали их ФСБ под пытками или под угрозой пыток.

Вину признали только Игорь Шишкин, Арман Сагынбаев и Егор Зорин.

Переписка фигурантов дела, видеозаписи тренировок по страйкболу, прослушки разговоров. В Петербурге оперативники засняли встречу Виктора Филинкова с друзьями в «Макдональдсе» — они обсуждали «политику, тренировки в лесу, методы выявления наблюдения, криптовалюты и метрополитен». Также на допросах следователь цитировал друзьям задержанных отрывки из их разговоров пензенских активистов.

Суд в Пензе. Дело «Сети» / penza-post.ru

Оружие и дымный порох. ФСБ утверждает, что нашли оружие у трех человек — Василия Куксова, Дмитрия Пчелинцева и Ильи Шакурского в Пензе оружие, у Армана Сагынбаева в Петербурге — ведро с алюминиевой пудрой и аммиачной селитрой. У Юлия Бояршинова из Петербурга нашли дымный порох — слабое взрывчатое вещество, которое обычно используется для изготовления пиротехники.

Пензенские фигуранты говорят, что им подбросили оружие: его нашли в странных местах, например, в машине без сигнализации. Сагынбаев соглашается со следствием. Бояршинов отказывается давать показания, ссылаясь на 51-ю статью Конституции.

Показания свидетелей. Некоторые из них засекречены — это всегда подозрительно, потому что дает большое пространство для манипуляций, рассказывал бывший фигурант «болотного дела» Дмитрий Бученков.

Некоторые свидетели известны: 23 мая 2019 года на границе с Украиной задержали близкую подругу пензенских фигурантов Викторию Фролову. За ней приехали оперативники ФСБ, которые отвезли девушку на допрос. Через несколько дней Фролова все-таки уехала из России и рассказала, что под давлением подписала показания и оговорила друзей — подтвердила, что Шакурский, Куксов и Зорин — члены ячейки «Восход», а Пчелинцев, Иванкин, Кульков и Андрей Чернов — члены ячейки «5.11».

Пытки и избиения

Чтобы получить признательные показания, ФСБ пытало подозреваемых. Об этом рассказывали сами фигуранты.

«На большие пальцы на ногах мне прицепили какие-то проводки. Я почувствовал первый заряд тока, от которого я не мог сдержать стона и дрожи. Они повторяли эту процедуру, пока я не пообещал говорить то, что они мне скажут. С тех пор я забыл слово „нет“ и говорил все, что мне говорили оперативники», — говорил Илья Шакурский.

Илья Шакурский в суде. Дело «Сети» / penza-post.ru

«Удары током в ногу он чередовал с ударами током в наручники. <…> Я сдался практически сразу, в первые минут десять. Я кричал: „Скажите, что сказать, я все скажу!“ — но насилие не прекратилось», — рассказывал Виктор Филинков.

«С меня стали стягивать трусы, я лежал вниз животом, они пытались присоединить провода за половые органы. Я стал кричать и просить перестать издеваться надо мной. Они стали твердить: „Ты лидер“. Чтобы они остановили пытки, я отвечал: „Да, я лидер“. „Вы собирались устраивать террористические акты“. Я отвечал: „Да, мы собирались устраивать террористические акты“», — рассказывал Дмитрий Пчелинцев.

Филинков вспоминал, что его перед пытками возили на медосмотр, а Пчелинцев — что, пока его били током, рядом стоял сотрудник ФСБ в белых медицинских перчатках, который измерял ему пульс.

Игорь Шишкин на пытки не жаловался, но члены петербургской Общественной наблюдательной комиссии зафиксировали на нем следы от электрических проводов, врачи диагностировали перелом нижней стенки глазницы, множественные гематомы и ссадины. Шишкин подписал в ФСБ бумагу, что все травмы получены на тренировке.

Следственный комитет отказался расследовать пытки.

Искали «мальцевских»?

Так совпало, что в октябре 2017 года начались задержания сторонников саратовского националиста Вячеслава Мальцева. Он объявил 5 ноября 2017 года днем начала «революции» в России.

Дело «мальцевских» сперва упоминалось в деле «Сети»: Дмитрий Пчелинцев рассказывал «Новой газете», что их заставляли признаться в участии в «мальцевской революции».

Кроме того, оперативники ФСБ искали связи молодых людей с Украиной. Например, Игорь Шишкин, в 2017 году ездил на Украину за щенком к знакомому кинологу. По мнению ФСБ, «среди своих связей имеет представителей радикальных сообществ Украины».

В 2018 году телеканал НТВ выпустил фильм про дело «Сети». В нем жену Виктора Филинкова Александру Аксенову называли главным идеологом «террористического сообщества», якобы она приехала в Россию из Украины, чтобы «создать радикальное движение по образцу «Правого сектора» (включена в список террористических организаций, запрещенных на территории России). Аксенова попросила политического убежища в Финляндии.

Проблема в том, что «мальцевские» — это «правые», а некоторые фигуранты дела «Сети» придерживались «левых» политических взглядов. Видимо, в ФСБ сперва решили, что название страйкбольной команды «5.11» — 5 ноября, «день революции», как заявлял Мальцев.

Сами пензенцы говорят, что название отсылает то ли к популярному бренду тактической одежды и снаряжения, то ли к дате казни 17-летнего пензенского анархиста Николая Пчелинцева — его повесили 5 ноября 1907 года.

Связь с «мальцевскими» есть и в другом деле, которое началось в начале 2018 году — дело «Нового величия». Фигуранты этого дела познакомились в телеграм-чате, в котором обсуждали разные темы, в том числе события вокруг запрещенной в России организации «Артподготовка». По мнению спецслужб, они тоже организовали экстремистское сообщество с целью госпереворота в декабре 2017 года.

Кораблекрушение в Финском заливе

В ночь на 7 февраля в Финском заливе затонул следовавший из Приморска в Калининград траулер «Поньгома», на борту которого находились шестеро калининградских моряков. Сразу было понятно, что с судном что-то не так. Вместо того чтобы после выхода из порта выйти в фарватер, траулер следовал вдоль берега, прикрываясь от западного ветра. Но это мало помогало. Волны достигали трехметровой высоты, судно «ползло» со скоростью 11 километров в час, хотя должно было идти, как минимум, в два раза быстрее.

— Погодные условия были на пределе для траулера – высокая волна, обледенение. Мы останавливались и «окалывались», потом отказала рулевая машина, а следом за этим в рулевой отсек стала поступать вода, – цитируют эстонские СМИ капитана судна Виктора Питкевича.

В причинах катастрофы еще только предстоит разобраться, но после 200 километров пути «Поньгома» дала ощутимый крен, а после и вовсе легла на борт. Команда в это время была уже на надувном плоту, успела отойти на приличное расстояние. Капитан стоя проводил тонущее судно…

Через полтора часа к плоту, успевшему к тому времени набрать воды, подошел танкер SCF Angara, который шел из Усть-Луги в Копенгаген. Моряков, среди которых было шесть калининградцев и один житель Петрозаводска, к счастью удалось спасти. Двоих с переохлаждением на вертолете отправили в больницу в Хельсинки, остальных – в Эстонию, где они сейчас и находятся, ожидая выезда в Санкт-Петербург.

Затонувшее судно принадлежало компании «Надежда», входящей в мурманский рыбопромысловый холдинг «Норд Пилигрим».

Добрый жест

Вы, конечно, знаете, что сейчас проходит сбор средств на лечение полуторогодовалой Миланы Семеньковой. У девочки спинально-мышечная атрофия, на укол, который спасет ей жизнь, требуются астрономические деньги – около 150 млн рублей. Уже собрана примерно десятая часть суммы, к флэшмобу в поддержку Миланы присоединились многие знаменитости. Среди них – супруга полузащитника сборной России Инна Жиркова, Анна Семенович, молодая жена Евгения Петросяна Татьяна Брухунова, муж певицы Нюши Игорь Сивов, актер Кирилл Зайцев, который снялся в таких фильмах, как «Союз спасения», «Движение вверх», «Гоголь».

А в четверг вечером мама девочки сообщила радостную новость: кто-то перечислил на благотворительный счет Миланы сразу миллион рублей. Благотворительница пожелала сохранить инкогнито, но журналисты, заметив слова благодарности в Инстаграме Инны Жирковой, предположили, что денежный перевод сделала именно она.

Битва за федеральные деньги

Скоро, точнее, 1 марта станет известно, какие проекты благоустройства в калининградских муниципалитетах подучат федеральное финансирование. Может, никакие, но надежда умирает последней.

В этом году на конкурс Минстроя России отправили свои заявки сразу семь городских округов. Увы, Гвардейск и Славск отборочное сито не прошли, зато остальные пять имеют шансы. Гурьевск просит денег на благоустройство очередного парка — «Истоки вдохновения». Гусев намерен построить у себя макет Московского Кремля (резонный вопрос, зачем, но ладно – москвичи должны оценить) и отремонтировать две водонапорные башни. Полесск планирует обустроить площадь на берегу реки. Балтийск скромно заявил о благоустройстве небольшого участка в центре города. А Неман хочет потратить федеральные деньги на то, чтобы привести в порядок территорию возле орденского замка Рагнит.

Напомним, ранее в конкурсе Минстроя некоторые наши районы уже выигрывали. Например, Гурьевск получил средства на строительство Парка пяти чувств (сенситивного развития), который открылся в январе этого года. Выиграют ли калининградские муниципалитеты сейчас? Сказать трудно. Самыми привлекательными выглядят концепции Полесска и Немана, хотя, на мой взгляд, им не хватает оригинальности. Но в любом случае будет болеть за наших.

Так хотят восстановить водонапорные башни в Гусеве.Фото: Предоставлено организаторами

Много борьбы и даже кровь

Поболеть за наших можно еще 22 февраля на стадионе «Калининград». Футбола не будет, зато вместо него – большое регби, чемпионат Европы. Тридцать мощных и отчаянных мужиков (по 15 с каждой стороны) будут стараться занести овальный мяч за заветную линию и заработать очки. Будет много борьбы и даже крови (в регби есть даже такое правило – «замена по крови»), в роли хозяев – сборная России, в роли гостей – сборная Португалии.

В Калининграде год назад уже проходил турнир по регби, но тогда сражались молодежные сборные, теперь же – первые команды. Россиянам очень нужна наша поддержка. Турнирное положение заставляет в предстоящем матче только выигрывать, потому что игру первого тура, которая прошла в Сочи на стадионе «Фишт», сборная России проиграла Испании. Именно поэтому регби просто необходимо посетить.

О том, как и где приобрести билеты, организаторы обещают рассказать на следующей неделе. Мы об этом обязательно напишем.

Илья савенков Калининград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *