Санаторные баталии
Кто покупает здравницы Кавминвод
К первому сентября правительство Ставрополья обязано представить в Москву «дорожную карту» развития санаторно-курортной отрасли Кавминвод. Такое поручение губернатору края еще весной дал президент Владимир Путин. Куратором этой работы является замминистра культуры Юлия Косарева, которая 10 июля презентовала концепцию комплексного развития Кисловодска до 2030 года. До других городов-курортов, увы, руки пока не дошли.
На этом фоне особенно остро заметны новости, которые связаны с все еще продолжающимся переделом курортной собственности. Так, еще прошлой весной Госуправление делами президента Украины объявило о возможной приватизации двух санаториев на Кавминводах – имени Семашко (Кисловодск) и являющейся его филиалом «Украины» (Ессентуки). Каждый из них имеет спальный и лечебный корпуса, оба санатория рассчитаны на 500 отдыхающих.
Как заявил на брифинге управделами украинского президента Сергей Березенко, выручить за две здравницы можно не менее 200-250 млн. гривен, что станет неплохим пополнением для скудеющего госбюджета Украины.
По мнению Березенко, глупо продолжать вкладывать бюджетные средства в санатории, которые могут быть в любой момент национализированы властями России.
«В России их специально доводят до банкротства, чтобы кто-то их получил даром. Мы уже готовим их к приватизации сами и вскоре будем выставлять на конкурс», – заявил Березенко еще в ноябре прошлого года. Правда, о том, что санатории кто-то пытается незаконно обанкротить, украинская Генпрокуратура объявила еще в 2010 году, но рейдерский захват, мол, удалось предотвратить. Никакой конкретики больше не прозвучало.
Вот и на сей раз никакой конкретики о ходе продажи украинских санаториев после прошлогоднего заявления Сергея Березенко не последовало. Известно лишь, что в санатории имени Семашко год назад сменился руководитель – на эту должность был назначен врач-курортолог Джемали Лобжанидзе. Украинские власти поставили перед ним задачу: погасить долги госпредприятия и навести здесь порядок.
Сейчас решается судьба санатория-профилактория «Металлург», одного из крупнейших в Ессентуках. Он был построен в 1964 году и обслуживал Магнитогорский металлургический комбинат. Однако в прошлом году комбинат решил выставить санаторий на продажу.
«Да, комбинат умеет хорошо управлять социальными и сервисными объектами, но это не означает, что он должен ими владеть. Считаю, каждый должен заниматься своим делом», – заявил директор по развитию бизнеса и управлению эффективностью Магнитогорского металлургического комбината Максим Лапин.
При этом комбинат обещал не лишать своих сотрудников льготного отдыха в санаториях: с новыми собственниками предполагалось заключать договоры, чтобы на льготных условиях приобретать путевки для работников.
В декабре комбинат по итогам конкурса выбрал инвестора, с которым заключил предварительный договор купли-продажи, – это бизнесмен Одиссей Кюльбяков из станицы Ессентукской. Стоимость продажи санатория «Металлург» была оговорена в договоре в размере 502 млн. рублей.
Однако сделка так и не была закрыта: вдруг выяснилось, что не оформлено право собственности на недвижимость «Металлурга». Причем всю. Магнитогорский комбинат обратился с иском к Росимуществу, требуя признать право собственности на 34 объекта недвижимости (за исключением земельного участка). Этот судебный процесс еще продолжается.
Между тем сам Кюльбяков обратился с иском в суд к Магнитогорскому комбинату, чтобы понудить его продать санаторий на первоначальных условиях. Но краевой арбитраж в иске ессентукскому бизнесмену отказал.
Андрей ЧЕХОВ