Содержание

Что это такое

Плательщиками отчислений на социальное страхование являются работодатели. Поступившие средства распределяются между социальными фондами и обеспечивают право, получение пособий граждан, в случае необходимости.

Выплачивать пособия могут государственные фонды страхования, негосударственные пенсионные фонды, иные страховые организации.

В случае если:

  • у гражданина возникает необходимость в лечении после получения травмы, болезни. Выплаты пособия предусматриваются при рождении ребенка, инвалидности;
  • потеря кормильца, предусматривает содержание оставшихся иждивенцев, в их числе дети, инвалиды;
  • доход граждан находятся ниже прожиточного минимума, к числу получателей пособий будут относиться многодетные семьи, пенсионеры.

Отчисления в социальные фонды от работодателей можно разделить на два вида:

  • фактическое. Предусматривает выплаты третьей стороне. В их число входят государственные или негосударственные фонды. Фактические отчисления производятся в рамках действующих социальных программ. Начиная с 2001 года, платежи объединены в единый социальный налог.

В настоящие время определены три направления выплат: Пенсионный фонд, медицинское и социальное страхование РФ.

Фактический фонд предусматривает взносы от несчастных случаев на производстве и на заболевания, связанные с профессией, приобретенные во время трудовой деятельности работников. Данное страхование выплачивается Социальным фондом РФ, в которые работодатель производит отдельные выплаты.

  • условное. Не предусматривает привлечение третьих сторон, осуществляется работодателем для обеспечения достаточного уровня жизни своих бывших работников или сотрудников, находящихся на иждивении организации после получения производственной травмы.

Для определения размера выплат используется фактическое значение отчислений, произведенных в текущем периоде работодателем. К ним относятся:

  • выплаты в случае несчастных случаев, которые привели к частичной или полной нетрудоспособности работника;
  • компенсирование морального вреда, его размер определяет в судебном порядке;
  • выплаты, сотрудницам по уходу за ребенком.
  • размер выходного пособия при прекращении действия трудового договора;
  • выплаты работникам при ликвидации фирмы или сокращения численности персонала.

Ставка

Ставки по отчислению в пенсионный фонд претерпели значительные изменения в законодательный актах РФ.

По состоянию на 2015 год общая ставка социального налога составляет 30%.
В пенсионный фонд работодатели направляют 22% из фонда заработной платы, на медицинское обслуживание направляется 5,1%, фонд социального страхования получает 2,9%.

В отношении пенсионного фонда проводятся реформы, которые изменяют размер ставок для разных категорий граждан. Так, новые изменения разделили ставку в Пенсионный вонд России на две части, для лиц, которые выбрали негосударственную страховую компанию и те, что с выбором не определились.

Для первых, 16% направляется в ПФР, а 6% является накопительной частью пенсии и отчисляется в НПФ. В пенсионном фонде действует также понятие предельной базы начисления страховых взносов.

Размер предельной величины ежегодно изменяется, по состоянию на 2015 год он составляет 711 тысяч рублей. В случае превышения данной величины ставка будет равняться 10%.

Для фонда социального страхования также действует предельная величина отчислений. Если сумма платежа составляет 670 тысяч рублей, направлять в фонд необходимо только 10%. В отношении медицинского фонда предельный размер отменен, в связи с разработанным законопроектом, который вступил в силу в 2015 году.

Отчисления в ПФР предполагает ряд дополнительный взносов для работников тяжелой и вредной промышленности, которая также обеспечивает для них ранний выход на пенсию. Внедрение данных ставок произошло в начале 2013 года, размер которых к настоящему моменту достиг 6 и 4%.

Более высокой дополнительной ставкой облагаются работники подземных производств. Остальные категории трудового населения, попадающий под действие закона, прописаны в ФЗ №174. Дополнительные отчисления производятся вне зависимости от достижения предельной суммы заработной платы.

Что включает в себя система социального страхования РФ, рассматривается в статье: система социального страхования.

Про государственное социальное страхование вы можете .

Процент

Предприниматели, которые ведут хозяйственную деятельность на общих положениях и не относятся к льготной категории, уплачивают в социальный фонд 30%. Но Федеральным Законом предусмотрено разделения категорий работодателей и выплаты ими сниженных процентов.

Первая категория предпринимателей выплачивает следующие проценты:

Наименование Процент
Пенсионный фонд России 8
Фонд социального страхования 2
Фонд обязательного медецинского страхования 4

К ним относятся предприятия, которые занимаются внедрением интеллектуальных разработок в области производства.

Организации, созданные при финансировании бюджетными средствами научного направления, участвующие в проектах или являющиеся постоянными партнерами, компаний по разработке и внедрению интеллектуальных продуктов. В их числе также организации, занимающиеся разработкой и реализацией программ для компьютеров.

Вторая категория организаций отчисляет:

Наименование Процент
ПФР 20
ФСС 0
ФОМС 0

К данной категории относятся предприниматели, которые используют упрощенную систему налогообложения в своей деятельности. В их числе некоммерческие организации, благотворительные фонды зарегистрированные в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Аптечные фирмы и индивидуальные предприниматели, выплачивающие ЕНВД.

Третья категория предприятий производят отчисления в фонды в соотношении:

Наименование Процент
ПФР 14
ФСС 0
ФОМС 0

В их число включаются организации, которые являются участниками проектов инновационного центра Сколково. Данный ФЗ действует с 2010 года.

Четвертая категория предпринимателей, имеющая льготные тарифы на социальные взносы, уплачивает:

Наименование Процент
ПФР 6
ФСС 1,5
ФОМС 0,1

Для отчислений платежей по данному тарифу организация должна получить статус участника свободной зоны, которая действует на территории Крыма и Севастополя.

Отчисления работодателей на социальное страхование

На основании действующих законов, регулирующих деятельность социальных фондов, все предприятия должны производить выплаты.

Размеры отчислений определяются ФЗ, а также региональными постановлениями. На действующие ставки имеет влияние отрасль, в которой организация ведет свою деятельность.

Следует отметить, что случаи неуплаты работодателем социальных взносов не являются поводом для лишения гражданина социальных выплат по старости, временной нетрудоспособности или инвалидности.

Нарушения сроков выплат предполагает ответственность работодателя перед контролирующими органами и выплаты штрафов. Для выявления подобного рода нарушений налоговые органы совершают выездные проверки, с 2015 года их длительность будет составлять до полугода.

С наступившего года вводится отсрочка платежей в страховые социальные фонды. Данное изменение внесено в законодательство РФ. Ранее оплатить социальные обязательства организации должны были в срок до 31 декабря. Теперь у них есть возможность воспользоваться рассрочкой, превышающий период одного года.

Для этого компания должна вести свою деятельность с сезонным характером работ или быть признанной, пострадавшей от стихийных бедствий. За некоторым исключением получить отсрочку могут бюджетные организации.

Формула отчислений

Для расчета отчислений в пенсионный фонд применяется формула, в которой учитываются издержки, понесенные предприятием на производство и реализацию товара, она имеет следующий вид:

Отчисления в ПФР=З/П работника*процент отчислений/ 100;

Для расчета размера отчислений в ФСС РФ применяется формула:

Отчисления в ФСС=З/П работника*процент отчислений/100;

Расчет взноса на медицинское страхование производится по формуле:

Отчисления в ОМС= З/П работника*процент отчислений/100.

Исчисляются полученные значения в рублях, поэтому для нахождения полной суммы отчисления следует сложить полученные результаты.

Подводя итог, следует сделать вывод, что социальные отчисления в фонды являются отложенной частью заработной платы каждого работника, возвращение которой происходит в момент наступления чрезвычайной ситуации или обеспечивает старость гражданина.

В идеализированном представлении социальное отчисление является договоренностью между трудовым коллективом и предприятием. Как показывает практика западных стран, путь снижения государственного посредничества в данной системе является наиболее эффективным.

Что такое добровольное социальное страхование, читайте в статье: добровольное социальное страхование.

Что входит в понятие социального страхования, вы можете прочитать в этой статье.

Про расчеты по социальному страхованию .

Размер страховых отчислений в ФФОМС

В 2016 году тариф, применяемый для расчета взносов на медстрахование, составляет 5,1%. Базой для начисления взносов на ОМС при этом являются следующие показатели:

  • для работодателей — сумма выплат и других вознаграждений физлицам. База определяется по окончании каждого месяца, по каждому физлицу индивидуально, по нарастающей с начала года (п. 3 ст. 8 закона № 212-ФЗ). Не подпадают под обложение взносами в ФОМС государственные пособия, компенсации, материальная помощь и иные выплаты, перечисленные в статье 9 закона 212-ФЗ;

Следует принять во внимание, что в отличие от пенсионных взносов и взносов в Соцстрах, для взносов ОМС не предусмотрено ограничение облагаемой базы. Отчисления делаются со всех облагаемых выплат работника, независимо от суммы его дохода с начала года.

  • для ИП и имеющих частную практику лиц, в 2016 году, при расчете фиксированных сумм для отчисления в ФОМС, применяется МРОТ — 6204 руб. Исходя из этой суммы, за год на медстрахование следует уплатить 3796,85 руб. (6204 руб. х 5,1% х 12 месяцев). Взносов, уплачиваемых на ОМС дополнительно к фиксированной сумме, не предусмотрено.

Для определенных страхователей установлены тарифы страховых взносов со сниженными ставками, в том числе и на обязательное медстрахование. Так, по ставке 4% взносы в фонд обязательного медицинского страхования начисляются:

  • организациями из сферы информтехнологий;
  • партнерствами и хозобществами на «упрощенке», внедряющими результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие бюджетным и автономным учреждениям;
  • организациями и предпринимателями-работодателями, занимающимися туристской и технико-внедренческой деятельностью по соглашению с управляющими органами особых экономических зон.

Пониженная ставка 0,1% действует при начислении медвзносов организациями и ИП, являющимися:

  • участниками свободной экономзоны на территории Крыма и Севастополя;
  • резидентами «Владивостока» — свободного порта;
  • резидентами территорий опережающего соцэкономразвития.

Обязательное социальное страхование в России

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Социальное страхование — это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.

Обязательное социальное страхование в России состоит из 6 частей:

  1. Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни),
  2. Обязательное страхование в связи с материнством,
  3. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
  4. Обязательное медицинское страхование,
  5. Обязательное пенсионное страхование,
  6. Обязательное страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Доходы и расходы системы обязательного социального страхования

Финансовые средства аккумулируются и распределяются тремя фондами:

  • Фонд социального страхования
  • Фонд обязательного медицинского страхования
  • Пенсионный фонд Российской Федерации.

Доходы фондов

Фонды имеют собственные бюджеты, независимые от бюджетной системы России. Поэтому они также называются внебюджетными фондами. Источник денежных средств — страховые взносы, которые предприятия (страхователи) перечисляют в соответствующие фонды. В случае дефицита бюджетов фондов недостаток средств покрывается трансфертными платежами из федерального бюджета России.

Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда работников предприятий, а также иных вознаграждений и выплат работникам предприятий. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.

Случаи, когда взносы не уплачиваются

Взносы не уплачиваются со следующих выплат работникам:

  • суточные — при условии, что в локальном акте организации установлен предельный размер необлагаемых взносами выплат
  • материальная помощь в любом размере:
    • в связи со смертью члена семьи (в соответствии с Гражданским кодексом РФ членами семьи считаются муж, жена, дети и родители)
    • в случае стихийного бедствия, теракта
    • в случае произошедшего у работника чрезвычайного обстоятельства (ограбление, потоп в квартире, и тому подобное), подтверждённого справкой компетентных органов (полиция, ЖЭК и так далее)
  • рождение, усыновление, удочерение детей — не более 50 000 рублей на одного ребёнка, при условии, что выплата совершена в течение первого года после наступления события
  • на любые цели 4 000 рублей на работника в год (можно выплачивать не единовременно)

Также взносы не уплачиваются со следующих расходов предприятия (страхователя):

  • при медицинском страховании работника более года:
    • взносы по договору добровольного медицинского страхования (ДМС)
    • взносы на обслуживание работников в поликлинике напрямую
  • страхование жизни работников
  • страхование вреда здоровью работников
  • платежи по негосударственному пенсионному страхованию.

Основные расходы фондов

  • Выплаты пособий по больничным листам
  • Выплаты пособий в связи с материнством:
    • по беременности и родам
    • при рождении ребёнка
    • по уходу за ребёнком до трёх лет
  • Финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха
  • Выплаты в связи с инвалидностью
  • Обеспечение заявок инвалидов на технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия
  • Расходы на поликлиники, больницы, медицинскую помощь
  • Выплаты пенсий пенсионерам

Администрирование страховых взносов

Начисление страховых взносов — расчёт сумм страховых взносов, которые нужно уплатить в фонды. Начислением страховых взносов занимается бухгалтерия предприятия (страхователя). Страховые взносы уплачиваются в фонды в день выдачи зарплаты, но не позднее 15 числа месяца следующего за расчётным.

Администрирование — это отслеживание правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов в фонды, приём отчётности от предприятий (страхователей), учёт платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам. Администрированием занимаются два фонда:

  • Фонд социального страхования (ФСС) — администрирует страховые взносы на
    • обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством
    • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Пенсионный фонд России (ПФР) — администрирует страховые взносы на
    • обязательное пенсионное страхование
    • обязательное медицинское страхование.

Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов открывается на расчётный период (календарный год) и заполняется на каждое физическое лицо — сотрудника организации.

C 1 января 2017 года администрированием страховых взносов по всем видам обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования занимается Федеральная налоговая служба.

Взыскание недоимок по страховым взносам, а также пеней и штрафов

В 2015 году сообщалось, что если плательщик добровольно не уплачивал суммы, указанные в «Требовании об уплате недоимки, пеней и штрафов», то обязанность по уплате страховых взносов исполнялась в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства плательщика в банках. Предварительно орган ПФР принимал «Решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств». При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или при отсутствии информации о счетах плательщика орган ПФР имел право взыскать, через судебного пристава-исполнителя, задолженность имуществом должника, при этом, если гражданин прекращал деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, при этом задолженность у него оставалась, взыскание производилось через районный суд.

К 2016 году предприниматели сообщали об отходе налоговых инспекций от сервисной функции в пользу карательной с обвинительным уклоном, что, в результате увеличения уголовных дел, существенно увеличило сборы налогов, в том числе страховых взносов.

В 2017 году была введена уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов, в этом же году, в связи с изменением налогового кодекса и с целью эффективного взыскания долгов, сбор взносов от пенсионных фондов передали в ведение территориальных налоговых инспекций, что привело к существенным ошибкам в налогообложении, о чём бизнес-омбудсмен Борис Титов в указал в письме главе ФНС Михаилу Мишустину. Обязанность платить страховые взносы убыточным, неработающим и не предоставляющим налоговикам отчетность индивидуальным предпринимателям приводила к накоплению начислений и штрафов в крупном размере, кроме того, таким лицам Пенсионный фонд начислял максимальную ставку взносов, в большинстве своем эти колоссальные долги считались безнадежными к взысканию.

К 2018 году ситуация по взысканию страховых недоимок сложилась таким образом, что президент России предложил простить долги по страховым взносам, что и было сделано, однако налоговые органы все равно пытались взимать задолженности несмотря на амнистию зачастую, руководствуясь отсутствием исчерпывающих сведений из органов ПФР о задолженности.

Примечания

  1. Федеральный Закон об основах обязательного социального страхования
  2. Федеральный закон от 03.12.2012 N 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Приложение 1
  3. Федеральный закон от 03.12.2012 N 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Приложение 1
  4. Федеральный закон от 03.12.2012 N 217-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Приложение 1
  5. Шульга, Игорь. Cтраховые взносы с 1 января 2017 года будут собирать налоговики. ГАРАНТ.РУ (5 июля 2016). — Администрирование страховых взносов со следующего года возложено на налоговые органы.. Дата обращения 16 января 2017.
  6. «О взыскании задолженности по страховым взносам с индивидуальных предпринимателей». «Пенсионный Фонд Российской Федерации» от 04 марта 2015.
  7. «Мастер-завтрак для пользы дела» «МК» от 11 января 2017
  8. «Прищемят взнос» «Российская газета» — Федеральный выпуск № 7342 (176)
  9. «Страховые взносы по пути в налоговую обросли долгами» Газета «Коммерсантъ» № 170 от 14.09.2017, стр. 2.
  10. «В Госдуме одобрили списание долгов малых предпринимателей» www.rbc.ru от 19 декабря 2017 года.
  11. «У кого списать?» «Российская газета» — Федеральный выпуск № 7455 (289).
  12. «Прощение от Путина: кому президент предложил списать долги по налогам» «РБК» от 14 декабря 2017 года.

> Ссылки

Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 Закон N 200-ФЗ от 11.07.2011.

>Страховые взносы: на что они начисляются, кто и когда их платит

На что начисляются взносы

Выплаты сотрудникам

Работодатели-организации и работодатели-ИП начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.

Выплаты подрядчикам

Пенсионные и медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или иных гражданско-правовых договоров. Тут есть исключение: заказчик работ или услуг освобождается от обязанности начислять взносы в случае, когда подрядчик имеет статус ИП и платит взносы «за себя». Также под взносы не попадают суммы, выданные гражданину за приобретенное или арендованное у него имущество или имущественные права (например, взносы не начисляются на суммы, выплаченные при аренде личного автомобиля сотрудника).

Взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда).

Взносы на «травматизм» с выплат по гражданско-правовым договорам начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором.

В отношении иностранцев и лиц без гражданства, получающих доходы в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров, установлены определенные особенности (см. табл.). О документах, по которым можно определить статус иностранца, читайте в статье «Как начислять взносы на выплаты иностранцам». Об особенностях, которые предусмотрены для граждан стран, входящих в Евразийский экономический союз, читайте в статье «Работники из Белоруссии, Казахстана и Армении: как начислять им, страховые взносы, пособия и НДФЛ в 2015 году».

На что не начисляются взносы

Существует закрытый перечень выплат, которые не облагаются пенсионными и медицинскими взносами, а также взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этот список входит пособие по больничным листам, все виды установленных законом компенсаций, суточные, полученные во время командировки и проч. Полный перечень приведен в статье 422 НК РФ.

Существует и перечень выплат, освобожденных от взносов «на травматизм» (ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ). Он практически совпадает со списком, принятым для остальных взносов.

На практике много споров возникает из-за выплат, которые не упомянуты в приведенных выше перечнях и не связаны с трудовыми обязанностями. Это относится, в частности, к премиям по случаю юбилея, к стоимости путевок, оплаченных работодателем и др. По мнению страхователей, взносы на такие суммы начислять не нужно, однако налоговики и сотрудники фондов считают иначе. Подобные споры нередко заканчиваются в суде, причем арбитражная практика по данному вопросу весьма противоречива (подробнее об этом читайте в статье «На какие выплаты в пользу сотрудников нужно начислить взносы в ФСС»).

Как рассчитать базу для начисления взносов

Организации и ИП отдельно рассчитывают базу для каждого сотрудника и для каждого подрядчика. Облагаемая база рассчитывается нарастающим итогом с начала расчетного периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет облагаемой базы начинается с нуля. Базу определяют по истечении каждого месяца после начисления зарплаты.

Облагаемая база по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не должна превышать предельную величину. Ее значение утверждено законом и ежегодно индексируется постановлением Правительства РФ. В 2019 году размер предельной базы составляет 865 000 руб. Это значит, что взносы начисляются до тех пор, пока облагаемая база работника не достигнет 865 000 руб. Выплаты сверх данной суммы от взносов освобождаются. Начиная с 2020 года, отсчет пойдет заново.

База по пенсионным взносам не лимитируется. Но для выплат, начисленных сверх предельной величины, предусмотрен пониженный тариф (см. ниже). Так, в 2019 году предельная величина по пенсионным взносам составляет 1 150 000 руб. После превышения этой суммы действует пониженный тариф.

База по медицинским взносам и по взносам «на травматизм» также не лимитируется, причем пониженный тариф здесь не предусмотрен.

Итоговая величина взносов равна облагаемой базе, умноженной на соответствующий страховой тариф (ставку).

Тарифы страховых взносов

Для большинства плательщиков в отношении выплат сотрудникам действуют тарифы, указанные в таблице.

Тарифы страховых взносов для плательщиков, не относящихся к льготной категории

Облагаемая база ПФР ФСС ФФОМС Итого
Не превышает предельную величину 22% 2,9% 5,1% 30%
Превышает предельную величину 10% 0% 5,1% 15,1%

До наступления 2019 года для некоторых категорий плательщиков были установлены пониженные тарифы. Так, «упрощенщики», которые занимались определенными видами деятельности (производство пищевых продуктов, текстильное производство и пр.), в 2017-2018 годах платили только пенсионные взносы по ставке 20 процентов. По медицинским взносам и взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством были установлены нулевые тарифы. Существовало ограничение: данные льготы действовали лишь для тех «упрощенщиков», чьи доходы за год не превышали 79 миллионов руб. Эти пониженные тарифы применяли также предприниматели на патентной системе (кроме тех, кто сдавал в аренду недвижимость и занимался розничной торговлей и оказанием услуг общепитом) и аптеки на ЕНВД.

Начиная с 2019 года указанные льготы отменены. В 2019 году и далее бывшие «льготники» платят страховые взносы по общим тарифам. Исключение сделано только для двух категорий: социально ориентированных некоммерческих организаций на УСН, занимающихся определенныи видами деятельности (научные разработки, массовый спорт и проч.) и благотоврительных организаций на УСН. Эти категории до 2024 года включительно будут платить только пенсионные взносы по ставке 20%.

Для отдельных категорий работников введены повышенные тарифы по пенсионным взносам. Например, в отношении доходов сотрудников, занятых на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда применяется тариф, увеличенный на 9 процентов. Причем повышенная ставка применяется даже к доходам, превышающим предельную величину. Основанием, освобождающим страхователя от дополнительных тарифов, являются результаты специальной оценки условий труда.

Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию. Например, для оптовых торговцев пищевыми продуктами установлен первый класс риска и соответствующий ему страховой тариф 0,2%.

Взносы с доходов предпринимателей и других «индивидуалов»

Для тех, кто работает «на себя», установлены отдельные правила.

«Индивидуалы» в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в фиксированном размере.

В 2019 году пенсионные взносы для предпринимателей и прочих «частников» (за исключением глав крестьянских хозяйств) рассчитывается следующим образом. Если доходы в расчетном периоде не превысили 300 000 руб., то платеж равен 29 354 руб. Если доходы превысили 300 000 руб., то платеж равен 29 354 руб. плюс 1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. При этом сумма не должна превышать 234 832 руб. (29 354 руб. х 8).

Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств размер пенсионных взносов не зависит от величины доходов, и в 2019 году составляет 29 354 руб. Данная величина умножается на количество всех членов хозяйства, включая его главу.

Фиксированные платежи по медицинским взносам для ИП и прочих «частников» составляют в 2019 году 6 884 руб. Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств размер медицинских взносов в 2019 году составляет 6 884 руб., умноженные на число участников (включая главу).

Если календарный год отработан не полностью, размер фиксированных платежей пересчитывается исходя из фактически отработанного времени.

Взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются только на добровольной основе. Это значит, что «индивидуал» по собственному выбору может отказаться от данного вида страхования и не платить взносы. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные платежи. В 2019 году их величина равна 3 925,44 руб.

Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» не платятся.

Если деятельность временно приостановлена из-за отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, за инвалидом или пожилым человеком, из-за военной службы по призыву или из-за пребывания за границей супругом военнослужащим или дипломатом, то фиксированные платежи за время приостановки не платятся.

Как работодатели определяют сумму, подлежащую перечислению

Работодатели обязаны делать ежемесячный обязательный платеж по пенсионным и медицинским взносам, а также по взносам на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Чтобы рассчитать сумму платежа, нужно сложить все облагаемые выплаты, начисленные с начала года и до окончания соответствующего календарного месяца, и умножить на страховой тариф. Из этой величины следует вычесть взносы, перечисленные с начала года и до предшествующего календарного месяца включительно. Полученная величина и есть текущий ежемесячный платеж.

Если работодатель выплачивал сотрудникам в течение месяца пособия по больничным или декретные, то он может уменьшить взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как известно, первые три дня больничного оплачиваются за счет работодателя, а остальные — за счет ФСС. Так вот, из суммы ежемесячного платежа можно вычесть сумму пособий, которые подлежат уплате за счет ФСС. В ситуации, когда пособия превышают взносы, величину превышения можно зачесть в счет предстоящих платежей.

Взносы «на травматизм» также перечисляются ежемесячно. Для некоторых страхователей установлены надбавки или скидки. В этом случае сумма платежа увеличивается или уменьшается исходя из размера надбавки или скидки.

Когда и как платить взносы

Ежемесячные обязательные платежи по пенсионным, медицинским взносам, по взносам «на травматизм», а также по взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислен платеж. Так, ежемесячный платеж за август необходимо перечислить не позднее 15 сентября, платеж за сентябрь — не позднее 15 октября и т д.

Для каждого из видов взносов нужно оформлять отдельную платежку. Это правило распространяется и на взносы по социальному страхованию. Так, для взносов «на травматизм» и по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством следует оформить две самостоятельные платежки.

«Индивидуалы» перечисляют пенсионные взносы в следующие сроки. Взносы в размере 29 354 руб. нужно заплатить не позднее 31 декабря текущего года. Взносы, исчисленные с суммы, превышающей 300 000 руб., нужно перечислить не позднее 1 июля следующего года.

Медицинские взносы «индивидуалы» перечисляют не позднее 31 декабря текущего года. А те из них, кто добровольно застраховался на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в срок не позднее 31 декабря текущего года делают перечисления по данному виду страхования.

Если последняя дата уплаты взносов приходится на выходной или праздник, перечислить деньги можно в первый, следующий за ней рабочий день, и это не будет считаться просрочкой.

Платежи по пенсионным и медицинским взносам, а также взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством нужно делать в целых рублях (сумма менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля). Взносы «на травматизм» перечисляются в рублях и копейках, без округления.

Срок сдачи отчетности по страховым взносам

Работодатели представляют в ИФНС ежеквартальный расчет по пенсионным и медицинским взносам, а также по взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Сдавать этот расчет нужно не позднее 30-го числа месяца, следующего за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами и годом. Иными словами, расчет в общем случае нужно сдать не позднее 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января. Работодатели со среднесписочной численностью персонала более 25 человек должны сдавать новый расчет в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Если среднесписочная численность составляет 25 человек и менее, отчитаться по взносам можно на бумаге Отметим, что указанный расчет по взносам заполняется в отношении периодов, начиная с первого квартала 2017 года (см. «Каким станет расчет по страховым взносам в 2017 году: новая форма и правила ее заполнения»). За 2016 год и более ранние периоды следует отчитываться по формам РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и по форме 4-ФСС, действующей в данных периодах.

Кроме того, работодатели обязаны отдельно отчитаться перед фондом соцстрахования по взносам «на травматизм» по форме 4-ФСС (с 2017 года данная форма применяется в новой редакции). Способ ее представления влияет на сроки. Так, «на бумаге» следует отчитаться не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (в общем случае это 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января). Если же отчетность представляется в электронном виде, то отчитываться можно не позднее 25 числа (то есть, на пять дней дольше). Новую редакцию формы 4-ФСС следует применять, начиная с отчетности за I квартал 2017 года. Отчитываться за 2016 год и более ранние периоды необходимо при помощи «прежней» версии 4-ФСС (см. «Фонд социального страхования утвердил новую форму расчета 4-ФСС»).

Заполняйте и сдавайте актуальную форму 4-ФСС через интернет

Также работодатели представляют в ПФР так называемую персонифицированную отчетность. Начиная с 2017 года к ней относится ежемесячная форма СЗВ-М (срок сдачи — не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным); ежегодный отчет о стаже по форме СЗВ-СТАЖ (сдается не позднее 1 марта; формы утв. постановлением Правления ПФР от 06.12.18 № 507п) и реестры застрахованных лиц в случае уплаты за них дополнительных страховых взносов.

Сведения на 25 человек и более представляются в Пенсионный фонд в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Сведения на меньшее количество застрахованных лиц можно сдать на бумаге.

Заполнить и сдать все формы новой отчетности в ПФР через интернет

Если последняя дата предоставления отчетности приходится на выходной или праздник, отчитаться можно в первый, следующий за ней рабочий день, и это не будет просрочкой.

Предприниматели и прочие «индивидуалы» без наемных работников не отчитываются по взносам, уплаченным за себя. Единственное исключение сделано для глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Они сдают в налоговую инспекцию расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. За 2017 год и более поздние периоды расчет нужно сдать на позднее 30 января года, следующего за истекшим расчетным периодом. Персонифицированную отчетность никто из «индивидуалов» не представляет.

Отчетность по взносам в 2019 году

В текущем году работодатели должны представлять в налоговую инспекцию ежеквартальный расчет по взносам в следующие сроки:

  • за 2018 год не позднее 30 января 2019 года
  • за первый квартал не позднее 30 апреля 2019 года
  • за полугодие не позднее 30 июля 2019 года
  • за девять месяцев не позднее 30 октября 2019 года
  • за 2019 год не позднее 30 января 2020 года.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств сдают в налоговую инспекцию ежеквартальный расчет по взносам в следующие сроки:

  • за 2018 год не позднее 30 января 2019 года
  • за 2019 год не позднее 30 января 2020 года

Форму 4-ФСС нужно представить в фонд соцстрахования в следующие сроки:

  • за 2018 год: «на бумаге» не позднее 21 января 2019 года, в электронном виде не позднее 25 января 2019 года
  • за первый квартал: «на бумаге» не позднее 22 апреля 2019 года, в электронном виде не позднее 25 апреля 2019 года
  • за полугодие: «на бумаге» не позднее 22 июля 2019 года, в электронном виде не позднее 25 июля 2019 года
  • за девять месяцев: «на бумаге» не позднее 21 октября 2019 года, в электронном виде не позднее 25 октября 2019 года
  • за 2019 год: «на бумаге» не позднее 20 января 2020 года, в электронном виде не позднее 27 января 2020 года.

Форма СЗВ-М сдается в Пенсионный фонд не позднее: 15 января 2019, 15 февраля 2019 года, 15 марта 2019 года, 15 апреля 2019 года, 15 мая 2019 года, 17 июня 2019 года, 15 июля 2019 года, 15 августа 2019 года, 16 сентября 2019 года, 15 октября 2019 года, 15 ноября 2019 года, 16 декабря 2019 года, 15 января 2020 года.

Форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год сдается в Пенсионный фонд не позднее 1 марта 2019 года, за 2019 год не позднее 2 марта 2020 года.

Тема 10. Учёт страховых взносов во внебюджетные фонды

  1. V. Фонды накопления и фонды потребления
  2. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
  3. В соотношении с интерпретацией страховых контрактов
  4. В составе АФ РФ выделяются документы, находящиеся в федеральном ведении, и Архивные фонды субъектов РФ.
  5. Внебюджетные фонды.
  6. Вопрос 4.2.8. Частичное использование страхователями страховых взносов на профилактику страховых случаев
  7. Вопрос 7.1 Государственные внебюджетные фонды и их роль в системе финансов
  8. Вопрос №51. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Инвестиционные фонды.
  9. Вопрос №62. Участники страховых отношений и субъекты страхового дела. Объект страхования.
  10. ГЛАВА 4. Основные фонды и оборотные средства авиакомпании ……………..50

При выплатах персоналу работодатель должен уплачивать страховые взносы. В общем случае это взносы на обязательное медицинское, пенсионное и социальное страхование, а также страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Взносы в ПФР, ФОМС и ФСС необходимо перечислить практически со всех видов выплат работникам. Во всяком случае, если с ними заключены трудовые договоры. Исключением являются выплаты, упоминание о которых содержится в статье 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Например, страховые взносы не уплачиваются с сумм, выплачиваемых в связи с увольнением сотрудников (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск), с компенсационных выплат за неиспользованный отпуск (напротив, не связанных с увольнением), с выплачиваемой сотрудникам материальной помощи, все виды госпособий и т. д.

Отдельно стоит упомянуть ситуации, когда выплаты производятся работникам, которые трудятся на основании гражданско-правового договора. Они также облагаются взносами, кроме той части, которая подлежит перечислению в Соцстрах (подп. 2 п. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2012 г. № 212-ФЗ).

Как бы то ни было, в отличие от того же НДФЛ, который удерживается из заработка сотрудника, взносы уплачиваются за счет самого работодателя, из его кармана. Иными словами, расчеты с внебюджетными фондами – расходы. О том, как их отражать в бухгалтерском учете, и пойдет речь.

Организация учета

При организации учета страховых взносов необходимо руководствоваться порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18 ноября 2009 г. № 908н (да лее – Порядок). Согласно этому документу, работодатели обязаны вести учет:

· начисленных страховых взносов, пеней и штрафов;

· уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;

· произведенных расходов на выплату страхового обеспечения;

· расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с Соцстрахом.

Причем в последнем случае речь идет не только об отражении тех сумм, которые были потрачены на уплату взносов, но и сумм, полученных из ФСС.

Необходимость организации учета данных сумм введена в обязанность неспроста. Расчеты с фондами производятся в особом порядке. Ведь по факту работодатели перечисляют не все суммы начисленных взносов: прежде рассчитанные взносы в Соцстрах можно уменьшить на величину пособий, которые финансируются за счет данного фонда. Например, на суммы оплаты пособий по временной нетрудоспособности. Правда, только в пределах тех сумм, которые финансируются ФСС согласно нормам законодательства.

Те суммы, на которые можно уменьшить величину перечисляемых в ФСС средств, четко прописаны в Порядке. Речь идет о следующих видах выплат:

· пособия по временной нетрудоспособности;

· пособия по беременности и родам;

· единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

· единовременное пособие при рождении ребенка;

· ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

· социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела;

· пособия по нетрудоспособности, беременности и родам в размерах, связанных с зачетом в страховой стаж периодов службы, и чернобыльцев;

· оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами.

Порядок вменяет в обязанность вести учет начисленных и уплаченных взносов, выплаченных пособий и расчетов с Соцстрахом абсолютно всем работодателям вне зависимости от применяемого ими режима налогообложения. Таким образом, нет никакой разницы, уплачивает ли организация налог на прибыль или применяет спецрежим.

Учитываются взносы по каждому сотруднику: за конкретный месяц и нарастающим итогам с начала периода. Дело в том, что по факту достижения суммы выплат конкретному работнику определенной величины начисление взносов можно прекратить.

При проведении проверок инспекторы в первую очередь будут сверять показатели карточек по учету сумм начисленных страховых взносов с регистрами бухгалтерского учета по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», рассчитывая и сравнивая суммы, отраженные в Главной книге. Также регистры бухгалтерского учета по счету 69 будут сравниваться с суммами, отраженными в РСВ-1 ПФР. Такое руководство к действию приведено в распоряжении правления ПФ РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов».

В данном году такая предельная сумма начислений составляет 512 000 рублей (постановление Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. № 974).

В данном случае нужно напомнить об изменениях в расчете пособий в Пенсионный фонд, которые произошли в текущем году. Правило «предельной величины» взносов перестало в полной мере распространяться на обязательное пенсионное страхование. По факту достижения указанного размера выплат расчет взносов в ПФР не прекращается, просто уменьшается размер страхового тарифа. В общем случае исчисление взносов на ОПС с месяца, в котором произошло превышение предельного размера выплат, нужно производить по ставке 10 процентов. Эта сумма идет на финансирование страховой части трудовой пенсии – солидарная часть тарифа.

В остальном же составители Порядка призывают опираться на законодательство о бухгалтерском учете.

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 6; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
ЕСЛИ ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ | Бухгалтерский учет

Внебюджетные фонды в учете организации

Над любой организацией всегда есть надзор контролирующих органов. Одни смотрят на корректность уплаты налогов, другие — на правильность перечисления взносов с зарплаты сотрудников. Пока взносы интересуют именно внебюджетные фонды. Но с 2017 года контроль над ними перейдет к ФНС.

Подробнее см. «Страховые взносы переходят к ФНС: руководство для бухгалтера по подготовке к изменениям».

В 2016 году контролирующими органами — фондами для нас являются Пенсионный Фонд и ФСС. В первый мы отчитываемся по рассчитанным и уплаченным страховым взносам, взносам на ОМС и ОПС, во второй — сдаем расчет по начислению взносов в соцстрах.

Страховые взносы, которые уплачиваются работодателями во внебюджетные фонды, призваны обеспечить социальную поддержку населению страны — как трудоспособному, так и пенсионерам. Поэтому контроль над этими платежами достаточно высок. Соответственно, высок и риск начисления штрафов за неполное перечисление денежных средств либо несвоевременное предоставление документов для осуществления данного контроля. Поэтому бухгалтерский учет на этом участке так важен.

Есть несколько видов начислений:

  • пенсионные;
  • медицинские (взносы в ФФОМС);
  • взносы на обязательное соцстрахование на случай больничного и в связи с материнством;
  • взносы по страхованию от несчастных случаев.

Взносы уплачивают организации и ИП, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам (зарплату работникам, плату за оказание услуг физлицам).

ВАЖНО! Если работодателем выступает ИП, то он обязан уплатить взносы отдельно за себя и отдельно за своих сотрудников!

Какие выплаты облагаются взносами:

  1. Выплаты сотрудникам по заключенным трудовым договорам (зарплата, премии, отпускные и т. д.)
  2. Выплаты по гражданско-правовым договорам. Это могут быть заключенные договора на выполнение каких-либо работ, оказание услуг и т. д.

Подробнее об обложении взносами расчетов по договорам ГПХ читайте в нашей статье «Договор подряда и страховые взносы — нюансы обложения».

Также существует закрытый перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами и взносами на «травматизм». Например, это выплаты физическому лицу, не связанные с его трудовой деятельностью, — то есть выплаты вне трудовых отношений либо в рамках контракта ГПХ — возвращаемый заем или материальная помощь членам семьи умершего сотрудника.

Подробнее о таких выплатах читайте в нашей статье «Что не подлежит обложению страховыми взносами».

Бухучет расчетов с внебюджетными фондами

Для бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами предусмотрен счет 69 «Расчеты по соцстрахованию и обеспечению». К нему открываются субсчета для каждого вида расчетов.

Рассмотрим типовые проводки по начислению взносов в фонды:

Счет Дт

Наименование счета

Кт

20,25,26

«Основное производство»

69.01 «Расчеты с ФСС по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства»

69.02 «ОПС»

69.03 «Расчеты с федеральным ФОМС»

69.11 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Начисление взносов в зависимости от вида на производственном предприятии

«Расходы на продажу»

Начисление взносов в торговой организации

«Внеоборотные активы»

Начисление взносов при строительстве, когда зарплата работников формирует первоначальную стоимость объекта

51 «Расчетный счет»

Уплата взносов (по субчетам)

69 «Пени»

51 «Расчетный счет»

Уплата пени

70 «Зарплата работников»

Пособие, возмещаемое из ФСС

Как правило, ежемесячно мы уплачиваем все начисленные по указанной выше формуле взносы. Но если у вас были начислены больничные или сотрудница ушла в декретный отпуск — ситуация изменится.

Проводкой Дт 69 «Взносы» Кт 70 «Расчеты по оплате труда» вы начислите больничный (за те дни, которые оплачивает ФСС) — соответственно, к уплате по итогам месяца сформируется не рассчитанный с зарплаты страховой взнос, а сальдо счета 69 на конец месяца. Здесь у вас два варианта действий:

  1. Вы оплачиваете полностью рассчитанные взносы, подаете документы в ФСС и после поступления денег на расчетный счет оформляете это проводкой Дт 51 Кт 69.
  2. Либо вы сразу, в пределах одного календарного года, уменьшаете сумму начисленных страховых взносов на сумму рассчитанного больничного.

20. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид — пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.

Второй вид — медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид — взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

Четвертый вид — взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название — взносы «на травматизм».

В данную группу отчислений включены взносы в следующие внебюджетные фонды:

— Государственный фонд социального страхования;

— Пенсионный фонд РФ;

— Государственный фонд занятости;

— Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды имеют одинаковый механизм образования доходов за счет обязательных страховых платежей, уплачиваемых предприятиями и организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, а также непосредственно работающими гражданами.

Плательщиками взносов во внебюджетные социальные фонды являются:

— юридические лица по российскому законодательству;

— филиалы юридических лиц, имеющие самостоятельный баланс и расчетный (текущий счет);

— граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

— граждане, использующие труд наемных работников;

— работающие граждане ( в части взносов в Пенсионный фонд РФ).

Все вновь созданные юридические лица обязаны в 30-дневный срок со дня их государственной регистрации встать на учет в территориальном органе каждого фонда.

Объектом обложения для взносов во все внебюджетные фонды является сумма начисленной оплаты труда работников предприятия по всем основаниям.

Удержания юридическими лицами взносов в Пенсионный фонд РФ с работающих граждан производятся с заработка, определяемого аналогично оплате труда, на которую начисляют взносы юридические лица. Подачи заявления от работников об удержании с него взноса в Пенсионный фонд РФ не требуется.

За счет части взносов, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, налогоплательщики вправе осуществить расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму соответствующих расходов.

Уплата взносов во внебюджетные фонды производится путем безналичных расчетов с расчетного (текущего) счета плательщика ежемесячно в сроки, установленные для выплаты заработной платы (кроме ПФ РФ). Отчисления в ПФ РФ производятся в сроки, установленные для выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы.

Платежные поручения на перечисление взносов представляются в банк одновременно с истребованием средств на оплату труда за истекший месяц.

Предприниматели, а также физические лица творческих профессий уплачивают взносы в порядке и сроки, установленные для уплаты этой категорией налогоплательщиков федерального подоходного налога с физических лиц.

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государст­венный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного меди­цинского страхования) формируются за счет различных источни­ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже­та. Однако основным и постоянным источником финансовых ре­сурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые в действующем законодательстве «страховые пла­тежи» либо «страховые взносы».

Денежные средства государственных социальных внебюджет­ных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран­тии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безрабо­тицы (ст. 37,39,41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость на­званных социальных внебюджетных фондов позволяет законода­телю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов * , в том числе и в целях погаше­ния бюджетного дефицита.

Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных слу­чаях — гражданами (застрахованными) либо органами управле­ния* (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджет­ные фонды формируются страховым методом, предусматриваю­щим обязанность всех страхователей — работодателей (организа­ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаю­щихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязатель­ные страховые платежи (взносы) в фонды.

Страховой метод образования финансовых ресурсов государст­венных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюд­жетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу­чение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым тари­фам — ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых та­рифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Со­бранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О та­рифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера­ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначаль­ном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объеди­нены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налого­вого кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо «социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включе­ны «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие сохранение действующих в настоя­щее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджет­ных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов.*

С учетом анализа норм действующего финансового законода­тельства, страховые платежи (взносы) в государственные социаль­ные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и фи­зических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закреплен­ные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспече­ния гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.

Таким образом, страховые взносы в государственные социаль­ные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы) платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение госу­дарственных социальных программ и обеспечивающих рентабель­ную деятельность самих фондов.

В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже Конституцион­ным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г.

Следовательно, страховые взносы по своему социально-право­вому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законода­тель установил публичные цели взимания этих платежей, что яв­ляется сущностным признаком налогов;

в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы обло­жения страховыми взносами, как

• субъект страховых взносов (т.е. определяет плательщика-страховщика);

• объект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взносы);

• ставка (т.е. тариф — размер страхового платежа с определен­ного вида доходов или выплат);

• льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начис­ляются);

• сроки и порядок уплаты;

• ответственность плательщиков и банков за правильность на­числения, своевременность уплаты и перечисления страхо­вых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов;

в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносов во внебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения анало­гично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевре­менное зачисление или перечисление по вине кредитных органи­заций страховых взносов на счета органов фондов банки несут фи­нансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день просрочки;

в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи, т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов за­креплена в налоговом и бюджетном законодательстве.

На основе анализа финансово-правовой литературы и действу­ющего финансового законодательства можно выделить следующие принципы, установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, га­рантированный установлением мер финансово-правовой ответст­венности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и не­своевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);

принцип законности и публичности, связанный с установле­нием страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;

принцип единства и федерального характера платежей, оз­начающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым прави­лам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собствен­ностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные со­циальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных пла­тежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;

принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий со­размерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граж­дан социально значимым интересам и целям их введения. Други­ми словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собствен­ность и достойное существование. Несоразмерными такие плате­жи будут признаны в том случае, если они фактически «парализу­ют реализацию конституционных прав и свобод» юридических и физических лиц;*

принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;

принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом пос­ледних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назна­чения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивиду­альной возмездности и возвратности страховых платежей (взно­сов) их плательщикам;

принцип целевого использования страховых взносов в государ­ственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с зада­чами формирования конкретных фондов. Этот принцип обуслов­ливает запрет на изъятие средств одного государственного соци­ального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установлен­ных в законодательном порядке. Например, в числе средств, ис­пользуемых для формирования Пенсионного фонда РФ, преду­смотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безра­ботным.** Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавли­вается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефицита, когда требуются не только дополнительные финансовые ресур­сы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюд­жетных средств на осуществление конкретных особо важных ста­тей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребнос­тями членов общества, государство и создает социальные внебюд­жетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд (пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отно­сятся к специальным обязательным (целевым) платежам.

Страховые тарифы

Для большинства плательщиков в 2012 и 2013 году действуют тарифы взносов, указанные в таблице.

Тарифы страховых взносов в 2012-2013 году для плательщиков, не относящихся к льготной категории

Облагаемая база ПФР ФСС ФФОМС Итого
Не превышает предельную величину 22% 2,9% 5,1% 30%
Превышает предельную величину 10% 0% 0% 10%

Для некоторых категорий плательщиков установлены пониженные тарифы. Так, «упрощенщики», которые занимаются определенными видами деятельности (производство пищевых продуктов, текстильное производство и пр.), в 2012 и 2013 годах платят только взносы в ПФР по ставке 20 процентов. По взносам в ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нулевые тарифы.

Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию. Например, для оптовых торговцев пищевыми продуктами установлен первый класс риска и соответствующий ему страховой тариф 0,2%.

Для тех, кто работает «на себя» установлены отдельные правила.

«Индивидуалы» в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в размере, который равен стоимости страхового года. Это фиксированная величина, которая не зависит от доходов предпринимателя.

Чтобы рассчитать стоимость страхового года, нужно взять минимальный размер оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умножить на тариф взносов в фонд, и умножить на 12.

Значения, установленные на 2012 год, составляют: стоимость страхового года по взносам в ПФР — 14 386,32 руб., по взносам в ФФОМС — 2821,93 руб.

Если календарный год отработан не полностью, размер фиксированных платежей пересчитывается исходя из фактически отработанного времени.

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются только на добровольной основе. Это значит, что «индивидуал» по собственному выбору может отказаться от данного вида страхования и не платить взносы. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные взносы в размере стоимости страхового года. В 2012 году эта величина по взносам в ФСС равна 1604,63 руб.

Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» не платятся.

Когда и как перечислять взносы

Ежемесячные обязательные платежи по пенсионным, медицинским взносам, а также взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислен платеж. Так, ежемесячный платеж за август необходимо перечислить не позднее 15 сентября, платеж за сентябрь — не позднее 15 октября и т.д.

Взносы «на травматизм» с зарплаты персонала перечисляются в срок, установленный для получения зарплаты за истекший месяц. Если уплата взносов «на травматизм» предусмотрена гражданско-правовым договором, то деньги в ФСС переводятся в сроки, указанные в договоре.

Платежи необходимо перечислять отдельно в каждый из фондов. При этом на два платежа в ФСС — «на травматизм» и по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — нужно оформить две самостоятельные платежки. Пенсионные взносы также переводятся двумя платежками: на страховую и накопительную части пенсии (основные тарифы, по которым распределяются взносы, см. в таблице).

Тарифы пенсионных взносов в 2012-2013 году для плательщиков, не относящихся к льготным категориям

Облагаемая база Тариф На финансирование страховой части пенсии На финансирование накопительной части пенсии
Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе Для лиц 1967 года рождения и моложе
Не превышает предельную величину 22% 22% (6% солидарная часть и 16% индивидуальная часть) 16% (6% солидарная часть и 10% индивидуальная часть) 6% (полностью индивидуальная часть)
Превышает предельную величину 10% 10% (полностью солидарная часть) 10% (полностью солидарная часть) 0%

«Индивидуалы» перечисляют пенсионные и медицинские взносы отдельными платежками не позднее 31 декабря текущего года. А те из них, кто добровольно застраховался на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в срок не позднее 31 декабря текущего года делают перечисления в ФСС.

Когда отчитываться по взносам

Работодатели представляют расчеты по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФФОМС не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и годом). Иными словами, расчеты в общем случае нужно сдать не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября и 15 февраля.

Кроме того, работодатели обязаны отчитаться перед ФСС не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (в общем случае это 15 апреля 15 июля, 15 октября и 15 января). В Фонд соцстрахования необходимо представить расчет, где указана информация по взносам «на травматизм» и по взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также работодатели представляют в ПФР так называемую персонифицированную отчетность — сведения о страховых взносах и страховом стаже. Срок ее сдачи — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Если численность персонала за предшествующий год превышает 50 человек, указанную выше отчетность нужно представлять в электронном виде (подробнее об этом читайте в материалах «Как подготовить и сдать электронный отчет в ФСС», «Как ПФР проверяет пенсионную отчетность: выводы для бухгалтера»). Вновь созданные организации с численностью работников более 50 человек также отчитываются в электронном виде.

Елена Маврицкая, ведущий эксперт «БухгалтерииОнлайн»

Источник: БухОнлайн.ру

Взносы в фонды

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *