Порядок формирования

В формировании конкурсной массы непосредственное участие принимает конкурсный управляющий, одобренный арбитражным судом. Этот процесс заключается в преобразовании имущества и прав в денежные средства. Сначала идет формирование, затем реализация посредством торгов.

Поэтапный процесс конкурсного производства включает в себя следующие моменты:

  • Опись (инвентаризация) имущества банкрота оформляется на основании бухгалтерской и иной отчетности.
  • Поиск и возврат незаконно проданного третьим лицам имущества.
  • Обособление из общего количества залоговой собственности с созданием отдельного документа.
  • Анализирование проведенных сделок, которые были оформлены незадолго до процедуры банкротства.

После этих действий создается окончательный вариант описи имущественных объектов и происходит их оценка.

Процедура формирования тендерной массы одинакова как для юрлица, так и для физлица. Отличается только составляющими пунктами.

Физические лица

Инициаторами формирования конкурсной массы при банкротстве гражданина могут выступать сам банкрот, заимодавцы или суд (в случае, когда утверждение графика реструктуризации взывает трудности из-за недостаточного размера доходов либо его несоблюдения физическим лицом).

Юридические лица

Обанкротившиеся компании создают конкурсную массу из всех имеющихся активов. С этой целью руководитель организации предоставляет управляющему от арбитража в трехдневный срок всю бухгалтерскую документацию. После окончания мероприятия по банкротству учреждение исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.

Индивидуальный предприниматель

ИП за долги своего предприятия расплачивается персональным имуществом. В данном случае в конкурсную массу должника входят не только основные и оборотные капиталы, но и личная собственность.

Что можно исключить из конкурсной массы

Банкрот может подать через конкурсного управляющего ходатайство об исключении некоторых объектов имущества из конкурсной массы в третейский суд. Окончательный вердикт согласно законодательству РФ принимает арбитражный судья.

Список объектов, которые арбитраж может исключить из списка реализуемой собственности должника для физических лиц:

  • только одно жилое помещение гражданина либо его долевую часть;
  • участок земли;
  • бытовые принадлежности и необходимую мебель;
  • индивидуальные носимые вещи, за исключением роскоши и драгоценностей;
  • питание;
  • отопительные материалы;
  • семена;
  • крупно- и мелкорогатый скот, птица;
  • фураж для скота;
  • показанное медицинское оборудование (протезы, инвалидная коляска);
  • сумму прожиточного минимума;
  • денежные средства для обеспечения иждивенцев из членов семьи;
  • призы, награды, премии государства;
  • инструменты и оборудование, нужные для профессиональной деятельности;
  • неликвид материалов общей стоимостью до 100 МРОТ.

Для юридических лиц:

  • имущественные объекты переданные в казну государства, такое возможно при банкротстве унитарных предприятий;
  • персональные права на осуществление какой-либо деятельности;
  • имущество, взятое в аренду у других лиц;
  • официальная собственность третьих лиц;
  • памятники культурного наследия либо другие социально значимые объекты;
  • фонд жилья, коммунальные инфраструктуры, используемые для людей.

Новый законопроект о банкротстве: депутаты решили, что компании нуждаются в реструктуризации долгов

В Государственной Думе депутаты одобрили закон, согласно которому механизм реструктуризации долгов будет применяться не только для простых граждан, но и для юридических лиц.

Принятые правки, по мнению политиков, позволят расширить выбор реабилитационных мер при банкротстве юридических лиц. С новым законопроектом у должников появится возможность осуществлять банкротство без конкурсного производства. Реструктуризация долгов гораздо упростит признание несостоятельности компаний и фирм. Достаточно будет просто подать в суд ходатайство о введении реструктуризации.

Кроме того, содержание закона предусматривает, что конкурсное производство будет открываться в отношении потенциальных компаний-банкротов без процедуры наблюдения. Это огромный плюс, ведь в таком случае сократятся сроки и затраты в ходе признания банкротства.

Также в поправках устанавливается порядок проведения реструктуризации долгов. Должнику будет выделяться 4 месяца на то, чтобы он разработал и предложил план реструктуризации долгов. Но! Право предложить план получает не только должник, это смогут сделать учредители, представитель сотрудников компании-должника, конкурсные кредиторы и антикризисные управляющие. То есть все лица, заинтересованные в финансовом оздоровлении компании.

Если реструктуризация долгов при банкротстве физлиц предусматривает, что погашение задолженностей по плану может осуществляться в течение 3-х лет, то в случае с юридическими лицами реструктуризация может длиться до 4-х лет. Более того, если кредиторы найдут это уместным, то срок может быть продлен еще на 4 года. То есть компания-должник получит возможность рассчитываться со своими долгами в течение 8-ми лет.

Также в законе предусмотрены иные возможности и механизмы, которые будут способствовать успешной реализации планов по реструктуризации долгов.

Для чего законодатели приняли данный законопроект, в чем заключалась его необходимость? Дело в том, что сейчас банкротство юрлиц считается очень сложной процедурой, которая требует не только достаточного запаса времени, но и денежных затрат. Реструктуризация долгов в судебном порядке для компаний, оказавшихся на пороге банкротства, позволит значительно сократить сроки процедуры, и возможные затраты.

Также реструктуризация долгов юрлиц будет выгодна и для кредиторов. Они смогут получить обратно выданные некогда средства под процент. Никто не говорит, что суммы будут возвращаться в 100% объеме, но по крайней мере они будут большими, чем сейчас. Напомним, на данный момент кредиторы получают обратно в лучшем случае 25% долгов.

Компании же, которые оказались в затруднительном финансовом положении, смогут защитить свои интересы – нередко бизнес оказывается на грани краха по ошибкам руководителей. И их можно исправить принятием грамотного плана по реструктуризации.

Так, большая часть депутатов одобрила план. Однако нашлись и ярые противники. Тем не менее, в одном политики сходятся – законопроект все же требует мелких, но существенных доработок.

Назад в новости

Изменения в законе в 2017 году

Сначала принятый законопроект не пользовался популярностью. Проблема крылась в его новизне и отсутствии судебной практики, что вызывало вполне обоснованные опасения среди желающих стать банкротами. Также стоит отметить довольно высокую госпошлину, составляющую на тот момент 6000 рублей. Вполне логично, что гражданам, которым нечем платить кредит, было негде взять средства на признание себя некредитоспособным, и им оставалось только накапливать долги и конфликтовать с кредиторами.

И с 1 января 2017 года размер госпошлины снизили в 20 раз и установили на уровне 300 рублей. С этого момента банкротство физических лиц в России стало набирать обороты: только за первый квартал число заявлений приблизилось к итоговому прошлогоднему показателю.

Изменения в 2017 году также затронули следующие сферы:

  • деятельность саморегулируемых организаций, касаемо вопроса их реорганизации и особенностей подбора кандидатов на должность арбитражного управляющего;
  • ужесточилась ответственность финансовых управляющих за бездействие либо ущемление своими действиями законных прав кредиторов и должников.

Также в течение 2017 года был решен знаковый для многих вопрос касаемо минимальной суммы задолженности, равной 500 тысячам рублей. Ранее суды просто отказывали в принятии заявления на банкротство должникам с меньшими суммами, несмотря на Постановление Пленума ВС №45. И как показала судебная практика банкротства физ лиц, сегодня можно стать банкротом и при меньшей сумме задолженностей. Главное — доказать что в ближайшем будущем вы не сможете исправно исполнять требования кредиторов.

Изменения в законе в 2018 году

С начала 2018 года было принято немало поправок, назначение которых заключалось в актуализации положений закона в соответствии с текущими реалиями. К знаковым изменениям можно отнести:

Также изменения затронули и ряд других законодательных актов, в том числе регулирующих действенность МФО. К примеру, при передаче прав требования третьим лицам основные кредиторы должны опубликовать соответствующие данные в Едином Федеральном реестре. Таким образом, любой имеющий доступ в интернет должник сможет зайти на сайт Федресурса и узнать, кто теперь «занимается» его долгом и на каком основании.

Немного фактов из судебной практики

И по сей день не утихают споры относительно имущества банкротов, находящегося в виде криптовалютных активов на электронных кошельках. Одно из знаковых дел: дело № А40-124668/17-71-160 Ф, рассматриваемое Арбитражным судом города Москвы. В ходе ведения дела о признании гражданина некредитоспособным финансовым управляющим был выявлен факт хранения должником денежных средств в виде криптовалюты. Арбитражный управляющий подал ходатайство о включении этих средств в конкурсную массу, но Девятый Арбитражный Апелляционный суд отказал в ходатайстве, аргументируя это тем, что криптовалюта не относится ни к одному из видов определенного законом имущества, и в конкурсную массу не может быть включено.

Планы на 2019 год

И если изменения в законе в 2018 году сложно назвать однозначно положительными для граждан-должников, то запланированные на будущий год нововведения многие из лиц ждут с нетерпением.

Основное, и самое ожидаемое: это вступление в силу закона об упрощенном банкротстве. Разговоры о нем идут практически с момента вступления в силу основного закона о банкротстве физических лиц. Напомним, ожидаемый законопроект отличается следующим:

Также стало известно о планируемом на 2019 год нововведении, призванном исключить возможность «договорного» участия в деле арбитражного управляющего. Ожидается, что с 2019 года финансовые управляющие будут назначаться случайным образом, то есть у потенциальных банкротов отберут право указывать СРО в заявлении на банкротство. Как это в дальнейшем отразится на эффективности их работы, покажет практика.

А пока мы советуем не затягивать с подачей заявления на банкротство физ лиц, и воспользоваться предоставляемой нами услугой комплексного сопровождения под ключ. Узнать подробнее о банкротстве и получить профессиональную юридическую консультацию вы можете, связавшись со специалистами компании любым удобным для вас способом.

Даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии сполитикой конфиденциальности «Федеральный Центр Банкротства Граждан»

Адвокат по банкротству граждан

Банкротство — единственный законный способ освобождения от долгов.

Только Арбитражный суд может признать гражданина-должника банкротом.

  1. С 1 января 2018 года задолженности физических лиц-банкротов, освобожденные от кредиторских требований, стали классифицироваться банками как безнадежные. Эту новость сложно назвать приятной для граждан — ведь она приводит к появлению негативных записей в кредитной истории.
  2. С 1 июня 2018 года снимается ответственность с кредиторов, передающих право требования третьим лицам. Таким образом, они перестают быть ответственными в случае признания такого требования недействительным. Но при условии, что в момент передачи прав им было неизвестно об обстоятельствах, делающих требования ничтожными.
  3. Также с 2018 года банкротство граждан затрагивает все его активы. Если раньше арбитражными управляющими учитывались только рублевые и валютные счета, то теперь взыскание может быть обращено и на драгметаллы.
    • арбитражного управляющего можно не привлекать;
    • длительность банкротства граждан по упрощенной процедуре не превышает 4 месяцев;
    • стать банкротами смогут граждане, чей размер долга не превышает 700 тысяч рублей, а количество их кредиторов — не более десяти.

Актуально на: 10 августа 2017 г.

Понятие конкурсной массы в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» не приводится. Вместе с тем в нем указано, что все имущество должника, которым он владеет на дату открытия конкурсного производства, а также выявленное в рамках конкурсного производства, формирует конкурсную массу (п. 1 ст. 131 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). Она включает в себя:

  • вещи, принадлежащие организации на праве собственности (унитарному предприятию – на праве хозяйственного ведения);
  • имущественные права. В первую очередь речь идет об обязательственных правах должника (к примеру, право требования выплаты страхового возмещения);
  • долги банкрота.

То есть конкурсная масса должника – это и активы, и пассивы. Напомним, что с момента открытия конкурсного производства собственник не имеет права распоряжаться своим имуществом, образующим конкурсную массу (п. 1,2 ст. 126 Закона N 127-ФЗ). Ведь именно за счет конкурсной массы будут погашаться требования по текущим платежам, а также требования кредиторов в соответствии с установленной очередностью (ст. 134 Закона N 127-ФЗ).

Заложенное имущество должника учитывается отдельно и подлежит обязательной оценке (п. 2 ст. 131 Закона N 127-ФЗ).

Что исключается из конкурсной массы при банкротстве

В конкурсную массу не включается (п. 2 ст. 131 Закона N 127-ФЗ):

  • имущество, изъятое из оборота (п. 2 ст. 129 ГК РФ). О наличии такого имущества должен быть уведомлен собственник имущества, он должен принять его от конкурсного управляющего или передать иному лицу в течение 6 месяцев с даты получения уведомления (п. 1,2 ст. 132 Закона N 127-ФЗ);
  • имущественные права, связанные с личностью должника, а также права, которыми он обладает на основании лицензии на ведение определенных видов деятельности;
  • иное имущество в соответствии с Законом N 127-ФЗ.

Отдельную категорию составляют социально-значимые объекты (к примеру, объекты инфраструктуры), объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, объекты, по которым заключены соглашения о государственно-частном или о муниципально-частном партнерстве и некоторые другие объекты, которые могут быть проданы только посредством проведения торгов (п. 4 ст. 132, ст. 110 Закона N 127-ФЗ). Покупатель таких объектов имущества должен гарантировать их надлежащее содержание и использование по целевому назначению.

Социально-значимые объекты, которые так и не были проданы, переходят в собственность муниципального образования, а жилищный фонд социального использования передается собственнику (п. 5 ст. 132 Закона N 127-ФЗ).

213 закон о банкротстве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *