Здравствуйте, меня зовут Осадчий Артем, я из города Владивостока. Четыре года назад создал интернет-газету «Топор», посвященную злободневным проблемам в экономике и бизнесе. Основные подписчики – предприниматели, экономисты, бухгалтера и просто заинтересованные люди.

На сегодняшний день бизнес газета имеет следующие параметры:

  • общее число подписчиков – более 5 000 человек;
  • первоначальные вложения – от 100 тысяч рублей;
  • ежемесячный доход от рекламы – от 200 тысяч рублей;
  • ежемесячные расходы авторам – от 70 тысяч рублей.

Содержание

Есть ли перспективы у «газетного бизнеса»?

Популярность печатных газет все время падает, отдавая «пальму первенства» интернет-изданиям. Согласитесь, намного удобнее зайти в электронный ящик и открыть новый выпуск газеты.

Здесь множество преимуществ:

  • не нужно никуда идти. Свежий выпуск своевременно приходит и главное — в четко обозначенное время;
  • нет нужды тратить деньги (или затраты будут минимальными). Любое интернет издание – будь это интернет газета о шоу бизнесе, беременности или бухгалтерии, как правило, бесплатно.
    Оплата может взиматься за дополнительную информацию, отчеты, какие-либо важные данные и так далее. Идеальный вариант – бесплатная и платная версия;
  • информация всегда рядом. Электронная газета никогда не потеряется, ее невозможно выбросить в мусор. Все, что необходимо для чтения – доступ к компьютеру, смартфону, ноутбуку и прочим устройствам с выходом в сеть.

Почти каждый человек имеет интернет. Ваша задача – дать ему информацию.

С чего начать?

Перед тем, как создать свою газету и наполнить ее информацией, определитесь с тематикой. Проанализируйте, что больше всего интересно на данный момент, какие публикации больше заинтересуют людей.

Старайтесь не повторяться. Если вы продублируете существующие газеты, то бороться с конкурентами будет сложно. Несмотря на видимую простоту бизнеса, составьте бизнес-план, определитесь с затратами и потенциальной прибылью.

Какой пример бизнес-плана газеты будет наиболее выгодным?

Есть два пути:

  • вы разбирайтесь со всем сами, создаете газету, верстаете ее, пишете статьи или нанимаете фрилансеров. В этом случае затраты будут минимальными – от 20-30 тысяч рублей;
  • вы нанимаете специалистов (дизайнеров, фотографов, журналистов и верстальщиков), которые быстро и профессионально делают работу. В этом случае затраты будут следующими:
  • создание дизайна – от 10 тысяч рублей;
  • верстка газеты – от 15 тысяч рублей;
  • наполнение статьями – от 10 тысяч рублей (один номер);
  • реклама газеты – от 20 тысяч рублей;
  • оплата фотографий – от 10 тысяч рублей.

Итоговые затраты – от 60 тысяч рублей. При этом многое зависит от содержания, числа страниц, частоты выпуска и так далее.

Какой должна быть периодичность?

Решите, как часто будет выходить газета.

Если вы новичок в этой сфере, то хватит и 1-2 раз в месяц.

Через время выпуск можно сделать еженедельным или обеспечить выход два раза в неделю.

Но высокая периодичность – это большие затраты на заказ статей, необходимость постоянного поиска свежей информации, безостановочная работа над наполнением и обновлением журнала.

Нужна ли регистрация?

Перед тем как создать электронную газету, решите вопрос с регистрацией.

Есть два варианта:

  • вы не регистрируете газету, работаете и бьетесь за своих подписчиков. Но такой вид бизнеса не позволит развиваться и получать доступ к важным событиям в сфере, которой вы работаете. Зарегистрированные конкуренты будут иметь доступ везде (иногда даже за границей). В такой ситуации можете не рассчитывать на большую прибыль и активный рост;
  • второй вариант – вы регистрируете новую газету в «Роскомсвязьнадзоре», оформляетесь как ИП (можно другой вариант – в качестве юридического лица). Нет желания бегать по инстанциям самостоятельно? – Оформляйте доверенность на специалиста в этой сфере, и он сам все сделает.
    Средние затраты на такие услуги – от 20 тысяч рублей.

Что делать с персоналом?

Вопрос персонала для онлайн газеты – один из самых проблемных.

Есть два варианта:

  • нанять постоянный штат сотрудников. Взять на «иждивение» 2-3 копирайтеров, дизайнера, фотографа, верстальщика. Это удобно – вы всегда можете поручить работу своим сотрудникам и не переживать о поиске дополнительных людей. С другой стороны, им придется платить заработную плату. Если держать 5-7 человек, то затраты на оплату труда составят от 150 тысяч рублей (это существенно «бьет» по карману);
  • работать только с фрилансерами. Смысл в том, что вы подбираете себе «штат» удаленных сотрудников и по необходимости обновляете персонал. Если ваше издание будет выходить 1-2 раза в месяц, то такой вариант подойдет. Вы экономите деньги на зарплате и решаете свои задачи. В случае, когда журнал создается 1-2 раза в неделю, то лучше иметь под рукой штат постоянных сотрудников (так надежнее).

При найме постоянных работников необходимо будет заключать письменные контракты с людьми, оговаривать условия оплаты, размер заработной платы, отпуска и так далее.

При этом все должно быть официально. Не торопитесь с выбором. В вашем штате должны работать настоящие профессионалы, которые любят свое дело и будут качественного его выполнять.

Нужен ли офис?

При найме персонала и частом выпуске газеты без своего офиса не обойтись. Но здесь ничего особенного не нужно – можно снимать квартиру на первом этаже (жилой дом отличный вариант).

Главное – наличие интернета, телефона и прочих удобств (вода, тепло). Рабочие места специалистов необходимо обустроить компьютером, принтером, тем же телефоном.

Средние затраты на аренду помещения – от 20 тысяч рублей ежемесячно.

Таблица №1. Потенциал потребителей газет в России

Как создать свою газету с нуля и быстро ее раскрутить?

Создать интернет-газету – это лишь половина дела. Вы должны грамотно раскрутить свой продукт, донести его до потенциального подписчика, заинтересовать.

Здесь можно использовать различные методы:

  • вне интернета – наружная реклама (к примеру, объявления в общественном транспорте), раздача визиток, листовок, объявления в газетах и журналах, реклама на радио;
  • в интернете. Здесь простор намного шире. Можно использовать проверенных рекламодателей Яндекс. Директ, Гугл. Адводрс. Хороший эффект дает продвижение через специальные сервисы раскрутки — News.liveinternet.ru, News.google.ru, News.liveinternet.ru, News.yandex.ru (это из наиболее популярных вариантов). Чтобы усилить эффект, можно воспользоваться услугами сайтов Novoteka.ru, Ru.redtram.com, Vsesmi.ru, MarketGid.ru и прочих.

Обзаведитесь Твиттер-аккаунтом и группой «В контакте (это обязательно). Даже при небольшой посещаемости газеты можно иметь постоянных читателей. Если материал будет преподноситься качественно, то число подписчиков будет только расти.

Всегда есть вариант с LiveJournal. Этот сервис считается одним из лучших для блоггинга. Единственный минус – здесь нет смысла писать короткие посты, как в Твиттере.

С другой стороны для раскрутки всегда можно заказать публикацию за деньги. Качественная статья с описанием вашего журнала может существенно добавить посетителей.

Еще один вариант – оставление сообщения на страничках пользователей Твиттера. Сделать это можно на сайте Twite.ru. Все, что от вас требуется – создать хорошую новость, купить публикацию в одном из аккаунтов (чем больше звезд, тем лучше) и получать ретвиты (твиты).

Как следствие, обеспечивается постоянный приток новых читателей. В качестве дополнения можно делать публикации на сайте blog.yandex.ru. Это также привлечет дополнительный трафик и новых посетителей. Главное – своевременно публиковать наиболее горячие и важные темы.

Удивительная статья: «Рекламный бизнес или как начать без денег»!

Как зарабатывать?

Каким бы ни было направление, вы должны зарабатывать на своем продукте. При этом чем раньше это произойдет, тем быстрее вы выйдете на нормальный режим работы и сможете чаще выпускать новости.

Вариантов заработка предостаточно:

  • размещение рекламы на страницах вашей газеты (чем больше посетителей, тем выше цены);
  • предоставление платного доступа к части материалов (мы уже об этом говорили);
  • взимание платы за подписку. Здесь все зависит от вашего решения и тематики продукта. К примеру, если открыть рекламную газету, то она должна предоставляться бесплатно. Оплату в этом случае производит рекламодатель. Ваш основной доход – от размещения.

Таблица №2. Прирост участников рынка газетной продукции в России

Можно ли получить доход от онлайн электронной деловой газеты о бизнесе?

Мой пример показал, что такой вид деятельности является очень перспективным. Главное – составить бизнес-план и четко ему следовать.

Напоследок, давайте подведем итоги доходов и расходов:

Расходы:

  • на аренду помещения – от 20 тысяч рублей в месяц;
  • на формирование дизайна новой онлайн газеты – от 10 тысяч рублей;
  • на верстку новых выпусков (оплата верстальщика) – от 15 тысяч рублей;
  • на заказ статей и наполнение ими газеты (оплата копирайтеров) – от 10 тысяч рублей;
  • на раскрутку газеты (в том числе наружная реклама) – от 10 тысяч рублей;
  • на оплату работы фотографа – от 10 тысяч рублей.

Ежемесячные доходы:
Если в подписчиках газеты будет от 1000 человек уже можно рассчитывать на стабильный прилив капитала в размере от 80 тысяч рублей в месяц.

Таким образом, создание онлайн газеты – это прибыльное направление. Главное – правильно определиться с тематикой и постоянно работать над раскруткой своего нового детища.

Как открыть газету и проложить себе путь в мире СМИ

Вопросом о том, как открыть газету, задаются многие люди — это профессиональные журналисты и рекламисты, предприниматели и публичные персоны. К какой бы категории вы ни принадлежали, имейте в виду: хотя сама по себе организация издательского процесса довольно проста, дальше начинаются «подводные камни», способные потянуть вниз даже самый гениальный замысел. Тем более что вы точно не сможете «зацепить» сто процентов целевой аудитории, как это могло быть лет десять или двадцать назад, ведь сегодня некоторые люди вообще не читают бумажных газет, предпочитая интернет-издания.

Издание собственной газеты: краткий план действий

Согласно российскому законодательству, печатать любую газетную продукцию тиражом до 999 экземпляров включительно и распространять её можно без регистрации. Но будем рассматривать серьёзные объёмы, то есть от тысячи экземпляров и выше. Вам нужно будет сделать следующее:

  1. Изучить целевую аудиторию, договориться со специалистами о работе над материалами и приступить к наработке.
  2. Обратиться в региональное представительство Роспечати и подать заявку на регистрацию нового печатного издания.
  3. Подготовить первый выпуск (а лучше сразу несколько), руководя процессом создания и подбора материалов в соответствии со структурой газеты. Вы можете разрабатывать собственный уникальный контент, а также использовать материалы, разрешённые к переизданию (не забывайте указывать автора и источник).
  4. Завершить редактирование и вёрстку материалов, чтобы получить макет, готовый к печати. Макет первого выпуска может позднее использоваться как шаблон для последующих выпусков.
  5. Отдать материалы в печать и получить тираж на руки. К этому моменту у вас уже должна быть продумана схема реализации газеты.
  6. Распространить тираж по запланированным торговым точкам в соответствии, заключая при этом соответствующие договоры.

Следует отметить, что специфика каждого пункта работы сильно зависит от тематики. Например, если вы думаете о том, как открыть рекламную газету, то для сбора материала придётся сотрудничать не с журналистами, а с рекламодателями.

Возможные трудности

Большинство изданий, за исключением чисто информационных, создают определённые сложности, с которыми предстоит столкнуться уже на начальном этапе. Рассмотрим возможные «подводные камни» подробнее.

Окупаемость, востребованность и реклама

Практика показывает, что издание собственной газеты без рекламы — бесприбыльный и чаще всего убыточный бизнес. Во-первых, тираж почти никогда не раскупают целиком. Во-вторых, если заложить себестоимость каждого выпуска в его оптовую цену ещё до розничной продажи, то итоговая цена выйдет слишком высокой, и газету никто не купит. Размещение рекламы — единственный выход, о чём нетрудно догадаться, пролистав любую газету: без рекламы не обходится почти никто.

Это значит, что вам нужно будет договариваться с рекламодателями и поддерживать с ними сотрудничество, при этом конкурируя с другими изданиями и отслеживая сразу три процесса:

  • чтобы рекламодатели воспринимали вашу газету как хороший инструмент распространения информации и были готовы вам платить;
  • чтобы рекламы в газете не было слишком много и чтобы она не потеряла привлекательность для читателей;
  • чтобы тематика рекламных материалов соответствовала общей тематике и «попадала» по целевой аудитории.

Отдельно следует проработать обратную связь и сбор статистики, чтобы вы могли доказать рекламодателю, что он не напрасно тратит свои деньги. Если вы думаете о том, как открыть бесплатную газету (неважно, для каких именно целей), то реклама нужна вам как воздух, поскольку предполагаемая монетизация той или иной информационной кампании — слишком случайный процесс, чтобы рассматривать её всерьёз. Без финансового подкрепления в виде выплат от рекламодателей издание газеты становится убыточным.

Информационная конкуренция: выход из замкнутого круга

Труднее всего газете, которая только появилась в информационном поле: рекламодатели не рассматривают её всерьёз, читатели о ней знают мало, в итоге поступления сводятся к минимуму. Единственный способ это преодолеть — запустить собственную рекламную кампанию, чтобы продвинуть газету и заявить о ней.

Чтобы газета понравилась читателям, она должна быть полезной. Если вы хотите занять прочную нишу в информационном пространстве, обеспечьте генерирование как можно более уникального и востребованного материала. Например, задумайтесь о том, как открыть свою газету объявлений. Это далеко от того, то обычно представляют под изданием газеты профессиональные журналисты, зато это действительно актуально для людей.

Но предварительно придётся озадачиться двумя другими проблемами: изучением информационных тенденций (что интереснее всего людям и что меньше всего «разведано» другими изданиями) и сбором информации (например, организацией электронного или телефонного сервиса по приёму объявлений). Это позволит вам создать собственную регулярно пополняемую базу данных для печати газеты с объявлениями.

СМИ в политике, экономике и общественной деятельности

Если вы всё-таки хотите, чтобы ваше издание имело конкретную тематику, связанную с актуальными для людей событиями, будьте готовы к большим трудностям:

  1. Вступать в данную сферу следует лишь после составления бизнес-плана, поскольку первые несколько недель или даже месяцев проект будет требовать вложений, почти наверняка не принося прибыли. Убедитесь, что вы можете себе это позволить.
  2. Приготовьтесь к участию в «информационных войнах», даже если вы этого не хотите. Помните, что любой мало-мальски резонансный материал может вызвать чьё-либо недовольство, и трудно предсказать, в какой форме оно выразится.
  3. Позаботьтесь о том, чтобы у вас всегда были свежие материалы. Для этого вам необходимо будет не только регистрировать СМИ, но и учреждать юридическое лицо с постоянным штатом.

Важно объединить профессиональные усилия с маркетинговыми расчётами, поскольку тематическое издание — это комплексный информационно-рыночный продукт, который одновременно должен быть востребованным и продаваемым. Помните, что реакция читателей всегда предсказуема лишь частично, и погрешность расчётов здесь намного выше, чем при продаже «вещественных» товаров.

Использование в личных интересах

Если ваши финансовые и личные возможности позволяют инвестировать в массовое распространение каких-либо материалов, то оцените целесообразность открытия собственной газеты — в первую очередь с точки зрения реальной эффективности, а не престижа. Есть два более рациональных пути:

  1. Платить за размещение нужных вам материалов уже имеющемуся изданию.
  2. Если это действительно нужно и если позволяют финансы, купить уже действующее издание.

Помните, что престиж в информационном пространстве недолговечен, а финансами нужно распоряжаться грамотно, даже если ваши возможности действительно велики.

Учреждение юридического лица и подбор персонала

Организация юридического лица для издания газеты — дело не очень сложное, особенно если воспользоваться поддержкой квалифицированного юриста, который подскажет вам, как избежать бюрократических проволочек. Используйте упрощённую схему налогообложения по разности доходов и расходов — этим вы обезопасите себя от необходимости платить налоги с неприбыльных тиражей.

Если вы думаете не о том, как открыть газету бесплатных объявлений, а о полноценном информационном издании, то вам понадобятся:

  • главный бухгалтер;
  • редактор;
  • верстальщик;
  • журналисты — от двух и более;
  • фотографы;
  • курьеры для распространения газеты.

В случае успеха вы можете расширить издание и добавить новых рубрик — тогда понадобятся новые редакторы и журналисты, особенно если предполагается делать репортажи и брать интервью. Если же ваша газета будет содержать рекламные материалы и объявления, то журналисты, редакторы и фотографы вам не понадобятся. Кроме того, оптимальный шаг — привлечь на штатной основе или на условиях аутсорсинга профессионального менеджера для маркетинговой оптимизации проекта и проработки материалов.

Перспективность и расчётная окупаемость

Себестоимость экземпляра при печати в профессиональной типографии может составлять в среднем 5–10 рублей при сравнительно небольшом объёме. Себестоимость растёт по мере увеличения количества страниц и уменьшается по мере роста тиража. Средняя стоимость тысячи экземпляров газеты, таким образом, составит от 5000 до 10 000 рублей.

Транспортные расходы значительно варьируются, а включённые расходы на зарплату штатным сотрудникам делятся на количество изданий газеты в месяц. Статистически еженедельная газета включает в себя от 15 000 рублей дополнительных расходов. Таким образом, на издание одного тысячного тиража в неделю будет уходить от 20 000 рублей.

Оптовая реализация тиража по цене 15–20 рублей принесёт вам, соответственно, 15 000–20 000 рублей. Чтобы выйти в плюс, нужно будет либо повышать цену реализации, либо обращаться к рекламодателям. Публикация в среднем одного рекламного блока на каждые две страницы позволит вам удвоить доход и получить от 15 000 рублей чистой прибыли с каждого тиража, то есть от 60 000 рублей в месяц. Разумеется, это только примерные расчёты на основе статистических данных.

Таким образом, издание газеты можно рекомендовать в качестве бизнеса лишь тем, кто готов работать над проектом, оптимизируя его с маркетинговой точки зрения и поддерживая контакт с рекламодателями. В противном случае можно будет рассчитывать максимум на покрытие расходов доходами с выходом в ноль, если не в минус. Для создания успешного СМИ требуется полноценная проработка проекта — одного лишь желания издавать газету явно недостаточно.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Одноклассники

Многих талантливых журналистов и блогеров может серьезно заинтересовать собственный бизнес – газета.

Чтобы достичь максимальных успехов в этом деле, необходимо соблюдать два основных правила – сделать свое издание максимально интересным, а также очень грамотно и ответственно организовать весь рабочий процесс.

Открытие редакции печатного издания. С чего следует начинать?

На успех затеваемого вами дела в значительной степени влияет правильный выбор тематики будущего печатного издания.

Имейте в виду, что сегодня значительным спросом пользуются рекламно-информационные газеты и газеты объявлений, а вот издания общественно-политической направленности вызывают гораздо меньший интерес.

Чтобы открыть редакцию газеты, необходимо:

  • определиться с тематикой и аудиторией;
  • выбрать подходящий формат;
  • выбрать характерное название, способное максимально заинтересовать и заинтриговать будущих читателей;
  • определиться, на каком языке будет издаваться ваша газета (либо она будет двуязычной);
  • зарегистрировать свое частное издание в государственных органах.

Регистрация частной редакции

Начинающим бизнесменам, желающим открыть собственную редакцию печатного издания, можно регистрировать индивидуальное предпринимательство.

Однако в том случае, если выпускаться газета будет несколькими учредителями, более предпочтительными вариантами станут такие формы, как ЗАО или ООО.

Следует иметь в виду, что если вас интересует бизнес-план мелкотиражной бесплатной газеты, тираж которой будет составлять не более 999 экземпляров, нет никакой необходимости в государственной регистрации.

Правда, в данном случае имеются свои определенные недостатки – по причине того, что с мелкотиражным изданием согласится сотрудничать небольшое количество рекламодателей, прибыль, которую принесет такой бизнес, будет минимальной.

Также имейте в виду, что каждая крупная российская газета обязательно должна быть зарегистрирована в Федеральной службе, осуществляющей надзор в сфере связи.

Этапы создания успешной редакции

Чтобы ваш бизнес на выпуске газет был максимально успешным, необходимо пройти несколько важных этапов.

  1. С огромной ответственностью необходимо отнестись к продумыванию концепции своего будущего издания. Чем более яркой и интересной будет идея вашей газеты, тем большее количество потенциальных клиентов она сможет привлечь. Поэтому еще до первого выпуска хорошо продумайте, какой должна быть ваша целевая аудитория.
  2. Тщательно изучив интересы и потребности аудитории, выберите наиболее подходящее направление и характер будущего издания.
  3. Очень важно правильно определиться с форматом будущего издания – чаще всего встречаются такие форматы, как А4 и А3, однако вы можете выбирать и другие.
  4. Объем тиража также играет здесь важную роль. Если вы заинтересованы в получении хорошей прибыли, рекомендуется начинать приблизительно от пяти тысяч печатных экземпляров.
  5. Далее определите, каким вы планируете будущее издание – цветным или черно-белым.
  6. На следующем этапе следует определить, каким будет способ распространения газеты – это может быть распространение по подписке, традиционная продажа в газетных киосках и ларьках, а также бесплатная раздача.

Подбор персонала

На первых порах штат вашей редакции может состоять из минимального количества сотрудников:

  • журналиста;
  • фотографа;
  • корректора;
  • верстальщика.

Более того, в самом начале все эти функции может выполнять один человек – тот, кто является владельцем бизнеса.

Но в будущем желательно нанять разных специалистов – это позволит наилучшим образом оптимизировать рабочий процесс.

Печать первого номера и выбор типографии

На следующем этапе необходимо продумать, каким образом будет происходить подготовка и выпуск вашей газеты.
Начинающие предприниматели могут подготавливать газету к выпуску даже в домашних условиях, используя для этих целей один-два персональных компьютера. По крайней мере, такого оснащения вполне достаточно для того, чтобы подготовить материалы для первого номера.

В дальнейшем придется обзавестись собственным офисом – это необходимо для постоянных встреч с рекламодателями, читателями, а также партнерами по бизнесу.

Очень ответственно нужно отнестись и к выбору типографии для сотрудничества.

Чтобы найти наиболее оптимальный вариант, следует обращать внимание на актуальный прайс-лист, а также на технические возможности.

Позаботьтесь и об эффективных методах распространения печатного издания – чем быстрее будет расходиться свежий номер, тем больше рекламодателей вы сможете привлечь. Это, в свою очередь, гарантия высокой реальной прибыли.

Приблизительные затраты и расходы

Для того чтобы создать собственный бизнес на газетах, потребуется стартовый капитал, сумма которого зависит от целого ряда параметров – штата сотрудников, периодичности выпуска, формата, цветности, тиража издания и других.

Но некоторые виды затрат являются обязательными и одинаковыми в любом случае, поэтому рассмотрим пример с расчетами:

  1. размер государственной пошлины за выпуск печатного издания может составить приблизительно 20 000-25 000 российских рублей;
  2. около 1 000 рублей необходимо заплатить за регистрацию в налоговых органах;
  3. закупка компьютерной техники обойдется примерно в 25 000-35 000 рублей;
  4. на приобретение оборудования для редакции – ноутбуков, фотоаппаратов, диктофонов и др. – придется потратить еще около 100 000 рублей;
  5. печать первого пятитысячного тиража может обойтись приблизительно в 20 000-25 000 рублей.

Планируя собственный бизнес на газетах, проанализируйте все реальные возможности и перспективы. Отнеситесь к этой деятельности ответственно – и тогда значительный успех будет вам обеспечен.

СМИ 21-го века. Часть 5. Как делать деньги на журналистике? Модели бизнеса для новых медиа

В этой части статьи я рассматриваю, как новые медиа управляются с проблемами бизнеса классического новостного СМИ, и какие новые бизнес-модели они могли бы начать применять.
Посмотрим на классическую бизнес-модель газеты. Если значительно упростить, то она покоится на продаже трёх вещей:

  • реклама (ещё проще: продажа читателей рекламодателям);
  • продажа контента читателям (т.е. собственно самого содержимого газеты – статей и фото);
  • продажа канала (т.е. носителя) читателям.

За последние десятилетия произошли важные изменения:

  • Развитие альтернативных каналов (радио, ТВ, почтовая рассылка, веб, мобильные устройства связи) уменьшило долю газет на рекламном рынке. Этому способствовало также снижение читаемости, способность новых медиа собирать узкие целевые аудитории, более точно измерять их.
  • Развитие источников контента. Снова радио и ТВ, плюс конкуренция, резко усилившаяся со ставшими всем доступными компьютерными технологиями публикации и распространения контента. Это вылилось в превосходящее спрос предложение, где люди всё меньше готовы платить за обычный контент, которого и так везде навалом.
  • Наконец, перемены в обществе. Особенно массовый рост числа офисной занятости и использования компьютера, как основного средства производства. Всё меньше людей стало ездить на работу «в центр» на общественном транспорте. Поэтому ценность газеты как канала распространения информации упала. (Автор этой статьи – англичанин. Исторически в Англии газеты читались не одним, а несколькими людьми, их было принято передавать из рук в руки. Кроме того, до сих пор их принято оставлять после прочтения в общественном транспорте, где их читают другие пассажиры. – прим. переводчика). В привычной среде потребления газет развились другие каналы: веб (как на работе, так и дома), мобильные телефоны, бесплатные газеты, ТВ-экраны в общественном транспорте. Это повысило конкуренцию ещё больше.

Вцелом газеты очень успешно защищали свои основные источники доходов несмотря на появление новых медиа и снижение читаемости. Но перемены в способах потребления медиа, ставших возможными благодаря вебу, а также миграция рекламодателей в интернет поставили классические бизнес-модели под удар. Как сделать деньги на контенте, если всё меньше людей желают за него платить? Зачем платить за печать и распространение, если онлайновая дистрибуция не только значительно дешевле, но и эффективнее? Как продать аудиторию рекламодателям, когда она уменьшается, и ты знаешь о ней меньше, чем твои онлайновые конкуренты?

Даёшь онлайн

Самым очевидным ответом на вызов времени было просто начать покорять новую медиа-среду и перенести туда свою бизнес-модель. Но есть проблемы:

  • Реклама здесь дешевле, или, сказать иначе, читатели здесь стоят меньше. Исследования прошлого года показали, что читатели онлайновых газет стоят всего лишь 36-55% стоимости читателей печатной версии. Хорошо, пусть их цена растёт, но тем не менее, как оправдать прежнюю цену на рекламу, если рекламодатель знает, что публиковаться в онлайне дешевле? А кроме того оказывается, что конкуренция тут ещё жёстче – цены надо снижать. А рекламодатели могут попользовать тебя бесплатно за счёт вирусного маркетинга. Ещё одна проблема в том, что 40% всех рекламных денег в интернете достаётся поисковым машинам. Это – совсем другой рынок. Новостийщикам можно и не мечтать занять тут доминирующие позиции.
  • Контент бесплатен. Платный доступ к контенту не работает. Или, точнее сказать, он работает против твоего основного источника доходов – рекламы. Урон от уменьшения аудитории за счет платного доступа будет больше любых доходов от платной подписки. А всё потому, что
  • Канал тебе не принадлежит. Ты владеешь только его небольшой частью – своим собственным веб-сайтом. Читатель уходит к конкуренту одним лёгким кликом, или воспользовавшись поисковиком, которые вообще могут исключить вас из результатов поиска. Ну а если вы пишете про футбольный клуб, музыкальную группу или какой-то завод, то зачем идти к вам? Всё это можно прочитать на их собственных сайтах.

И что теперь делать?

Привлекать читателей

Легко сказать, да? Газеты всегда гонялись за аудиторией, но что это за аудитория? Газеты и эфирные СМИ всегда имели ограниченную зону распространения и всегда отвечали запросам жителей этой зоны. Теперь же они задаются вопросом: «Зачем мы тратим деньги на веб-сайт, который наши местные жители не читают?» Нам придётся серьёзно пересмотреть наши взгляды на аудиторию – кому бы мы могли быть интересны?
В онлайне меняется и ваш маркетинг. Можете привлечь читателей из другого города, другой страны (у сайтов Объединённого королевства, кажется, неплохо это получается). Можете привлечь читателей, которые не стали бы покупать газету из-за её слишком общей тематики, а на бесплатный сайт зайдут. А раз зайдут, то найдутся и рекламодатели на такую аудиторию.
Если каждый онлайновый читатель на 60% дешевле печатного, то почему бы не решить вопрос количеством? Пусть они составляют 80% вашей аудитории. Например, 18 миллионов онлайновых читателей в дополнение к 10 миллионам ваших печатных читателей;
Иными словами, работать в онлайне значит быть очень-очень большим (международным) и при этом очень-очень маленьким (персональным). Старый подход повышения эффективности от роста масштабов производства тут не работает. Можно запустить гиперлокальные или узкоспециализированные сайты. Можно завести невероятно популярных блогеров, организовать какой-то интерактив, отдельную колонку, или полезный сервис, про который заговорят все.

Создавать контент, за который люди захотят платить

Это невероятно трудно. Финансовая информация – редкий пример журналистской работы, имеющий ясную коммерческую ценность, но даже он под угрозой. Контент так легко копировать в сети, что единственным основанием для требования платы за контент становится скорость его доставки. (Мобильные технологии – это отдельный вопрос, рассмотрим его ниже.) Может быть, это и возможно – продавать репортажи с какой-то коммерчески ценной информацией, но это нереально для большинства простых новостей.
Большинство СМИ представляют не коммерческую ценность, а общественную. В это трудно поверить, но в сети капитал общественного доверия – очень мощная валюта. Как его использовать? Попросите читателей делать пожертвования. Правда, они скорее поддержат конкретное расследование или освещение определённого события, чем дадут денег на сайт вообще.
Если начнутся обвинения в проплаченности материалов, то спросите себя, почему мы делаем к газете коммерческие приложения, например о недвижимости. Почему за них нас не обвиняют?
А если читатели будут публиковать свои материалы, то как они могут представить ценность для рекламодателя? А ещё можно закусить удила и стать некоммерческой организацией, как поступили многие.
Ну и напоследок ещё один вариант: продавайте свой контент другим компаниям. Контент был королём, пока не случился крах доткомов, но до сих пор есть сайты, которые готовы платить за него.

Создавать новые платформы

Сейчас именно на этом делаются деньги, но их ещё нужно суметь сделать. Веб 2.0 строится на основе веба, который, в свою очередь, сам построен на основе интернета. Наглядный пример тому – Facebook, создавший платформу, на которую охотно подписываются люди. Другие удачные примеры – Flickr и YouTube. Эти компании понимают, что веб – это средство, а не результат. Если ваша бизнес-модель основана на продаже рекламы, думайте как привлечь и удержать пользователей на сайте. В интернете покупатели газет не толпятся вокруг газетного киоска. Зато если вы сделаете удачную платформу, вы сможете продавать её другим.
Объясню эти три примера другим языком…

Новости – это сервис, а не продукт

Самые успешные производители новостей понимают, что новости – это сервис, а не продукт. Успех БиБиСи заключается не в том, какими ресурсами она обладает, а в том, как она сумела поставить себя на службу обществу. Гиперлокальные сайты Teesside Gazette служат непосредственным интересам местного сообщества. Cory Doctorow из Boing Boing первую половину дня тратит на письма читателей. Facebook – абсолютно гиперлокальный сайт. Он сообщает вам, что делают ваши друзья. Twitter делает то же самое.
Успех в онлайне основан на связи с клиентами, предвосхищении и формировании их нужд. Просто писать статьи недостаточно. Статьи были эффективным средством обслуживания нужд читателей только до тех пор, пока платформой была бумага. В онлайне ответы на те же вопросы (кто, что, где, когда, как, почему) могут быть даны иначе и эффективнее. Базы данных, метки, гео-метки, карты, мультимедиа, интерактивность, персонализация и так далее предлагают новые возможности для этого.
Более того, поскольку мы теперь работаем в сфере услуг, отношения с читателем становятся ещё важнее. Нужно отвечать на их комментарии, следить за информацией, которую они нам сообщают, вовлекать их всеми возможными способами. Вы ещё больше осознаете важность этих действий, когда поймёте, что…

Одной рекламой сыт не будешь

Ещё раз напомню, 40% всех рекламных денег в интернете достаётся поисковым машинам. Новостийщикам можно и не мечтать занять тут доминирующие позиции. Наивно полагать, что доход от рекламы будет здесь такой же, как и в печати. Тем не менее, каждый день в сети появляются игроки, рассчитывающие, что их расходы покроет реклама.
Мы живём в век конвергенции, не только технологической, но и коммерческой. Amazon делает деньги на организации продаж, но при этом использует контент (обзоры). Lastminute.com поступает так же. При этом ни тот, ни другой не производит товары, которыми торгует. Их бизнес-модель основана на партнёрстве, эффективных производственных связях и сервисе.
Так почему бы индустрии, построенной на контенте, не делать то же самое, не начать продавать? Кое-где это уже практикуется. Примеры: рейтинг загрузок Mixmag и билетная касса NME. Если строить собственную партнёрскую сеть вам кажется слишком трудным, можно присоединиться к существующим программам.
Однако, имейте ввиду, вы должны соответствовать уровню сервиса, который предлагают самые успешные игроки на рынке. Tim O’Reilly пишет: «Amazon продаёт те же товары, что и его конкуренты, например, Barnesandnoble.com. Они получают от производителей точно такое же описание товара, такое же фото. Но Amazon искусно использует своих клиентов. У них на поток поставлено получение оценок товара от пользователей, приглашение сделать что-то чуть ли не на каждой странице и, что самое важное, они используют полученные данные, чтобы сделать более качественный поиск по своим товарам. Barnesandnoble.com выдаёт в первых строчках результата поиска свои товары или товары рекламодателей, а Amazon сначала показывает „Самое популярное“, которое рассчитывается в режиме реального времени на основе не только объёма продаж, но и других факторов, которые сами амазоновцы называют „потоком“ вокруг товаров. Неудивительно, что с таким подходом они обгоняют своих конкурентов.»

Ещё одна возможность для заработка – мерчандайзинг. Тут придётся хорошенько подумать. Просто ляпнуть лого на футболку или кружку не поможет. Но журналисты – креативный народ, пусть пораскинут мозгами. Первое, что приходит на ум, крылатая фраза вашего колумниста или даже интервью. А фотографы, карикатуристы и иллюстраторы на что? Кроме того, в сети есть много компаний, которые сделают товары за вас, да и продадут тоже. А посему не стоит ограничивать себя рамками собственных производственных возможностей. Услуги брокеров, например iStockphoto или Threadless, помогут СМИ найти покупателей и продать контент за небольшой процент. А пользовательский контент? Да вы и половины про него не знаете!

Услуги продаж

На новостных сайтах концентрируется отличная публика, которая поможет вам не только разобраться с вашим контентом, но и другую пользу принесёт. Ничего особенно нового тут нет. Газеты давно печатают объявления об услугах и знакомствах, а вот за онлайновые кроссворды берут деньги. Посмотрите на сайт газеты Sun. Это просто образец в области поисков возможного заработка. Тут и ставки, и диета, и игры. Здесь можноскачать «Стратегии заработка новостных сайтов» (PDF). Но большинство новостных медиа конкуренты типа Craiglist и eBay оставили далеко позади.
Чтобы догнать их, нужно обратиться к основным постулатам компаний веб 2.0, о которых пишет Tim O’Reilly:

  • Предоставляйте услуги, а не законченные продукты. Услуги должны быть с возможностью эффективного масштабирования. То есть чтобы расширение услуги не делало её нерентабельной.
  • Контролируйте уникальные источники данных, которые трудно воспроизвести, и которые становятся богаче с ростом числа людей ими пользующихся.
  • Считайте пользователей своими разработчиками.
  • Пестуйте коллективный разум.
  • Пусть закон длинного хвоста работает на вас за счет самообслуживания пользователей. Концентрируйтесь в большей степени на популярных товарах.
  • Если производите софт, то не делайте его ради одного устройства.
  • Лёгкие интерфейсы, модели разработки и бизнес-модели.

С чего начать СМИ? Подумайте, как вы можете оказывать вашу услугу в эпоху веб 2.0, или оттолкнитесь от того, какой контент вы производите. Дайте людям сайт, где они сами могут разместить свою рекламу, как это делает Horse and Hound. А как насчет объявлений с гео-метками? Или объявлений о недвижимости? Или службы знакомств?
Но это только первый шаг. Далее нужно подумать над индустрией новостей вообще, и подумать над ней как о веб бизнес-модели, а не с точки зрения физической инфраструктуры. Самое распространённое решение – давать основной контент бесплатно, а за дополнительные услуги или персонализацию брать плату. Disney называет это «мягкая привязь», а Джаред Лукин – Freemium (от англ. free – бесплатно – и premium – высшая категория. – прим. переводчика).
Примеров полно. Flickr бесплатен, но если хочешь держать там более 200 фотографий, плати. LibraryThing делает то же самое, только применительно к спискам книг. PBwiki даёт бесплатный хостинг для wiki, но ты платишь за дополнительные опции. SurveyMonkey позволяет опросить 100 человек, но за доступ к сырым данным или бОльшим выборкам попросит денег. WordPress предоставляет бесплатный блог, но за продвинутые функции придётся заплатить. А кроме них есть ещё такие, кто просто берёт плату за отсутствие рекламы (как вариант, вы можете предоставлять сервис бесплатно, чтобы нарастить аудиторию, а потом начать продавать её рекламодателям а-ля Facebook).
Новостные медиа могут выбирать, что им нравится больше. Предлагать платные сервисы на основе существующего, создать абсолютно новый бизнес, сделать узкоспециализированный продукт, стать продавцом чужого продукта, наконец. Повторюсь, главный вопрос – что нужно читателям? Какие в нашем краю проблемы, темы, интересы? Что привлекает внимание людей? Связи журналистов и редактора приобретают огромное значение.
Почерпнуть информации для идей хорошо с 43 страницы книги Йокай Бенклера «Богатство сетей» (Yochai Benkler «The Wealth of Networks»), а также из последней главы «Викиномики» (Wikinomics).

Мобильные технологии, мы вас всё ещё ждём

Надежда на то, что мобильные технологии принесут доход, видна невооружённым взглядом. Все только и говорят о том, что если в интернете все привыкли всё получать бесплатно, то за мобильный контент все привыкли платить. Если люди готовы платить по полтора фунта за мелодию звонка или мыльную картинку, то уж контент СМИ тут точно не пропадёт?
Более того, мобильные технологии обещают новые возможности для продажи рекламы.
Но мы рискуем здесь сделать те же ошибки, что когда-то сделали с приходом интернета. Мобильные технологии – это медиа другой природы, а не просто новый канал, на котором можно состричь денег. Тут люди хотят особых вещей. Текущие исследования полагают, что возглавят список карты и поиск по местности. При таком раскладе, если хотите подготовиться к переходу на эту платформу, внедряйте гео-метки. Чтобы потом быстро предложить свой контент на основе этих меток – объявления? оценки ресторанов в ближайших 500 метрах? уровень преступности в данном районе? что-то ещё?
Twitter наглядно демонстрирует ценность sms-оповещений. С одной стороны, они полезны просто для привлечения посетителей на ваш сайт, с другой, (снова эта «мягкая привязь») за какие-то специальные sms вы можете начать брать плату. Те счастливчики, у кого контент уже подходит для мобильных телефонов (картинки-обои, короткие видео-клипы), могут продать его и на новом медиа. Если вы не из таких, пора подумать о том, что захотят видеть ваши читатели на экранах своих мобильных устройств.
Не стоит забывать и о других платформах: радио DAB, цифровое и IP-телевидение.
Напоследок предлагаю схему и список вопросов, на которые должно ответить новостное медиа, пытаясь определить для себя новую бизнес-модель.

Список вопросов, на которые необходимо ответить в поисках новой бизнес-модели

  • К каким данным/информации у нас есть доступ в чистом виде? Что мы можем достать легче всего? (Данные спортивных соревнований, криминальная статистика, контактная информация, распоряжения сельсоветов, биографии и т.д.)
  • Кому это может быть интересно?
  • Где они бывают в сети и в реальной жизни?
  • В каком виде им удобнее получать эту информацию?
  • Как её донести до них?
  • Почему они захотят этим пользоваться?
  • Как они будут пользоваться полученными данными? (сравнивать, переводить в другой формат, пересылать, строить что-то на их основе и т.п.)
  • А кто сейчас пользуется нашей информацией?
  • Что бы они добавили в наши данные или сервис?
  • Почему бы они это сделали? Что бы их подвигло на это?
  • Что у нас интересного? (Местный бизнес, популярные занятия, события, аттракционы, личности и т.д.)
  • Какой сервис удовлетворил бы эти нужды?

Конечно, основной проблемой будет не ответить на эти вопросы, а определить наиболее важные направления развития, на что тратить время и деньги, но это зависит от конкретной компании, её контента и сотрудников. Эту часть статьи тоже нельзя считать законченой, присылайте свою критику.
Пол Бредшоу (Paul Bradshaw)
28 января 2008 года.
От переводчика:
Статья переведена с личного разрешения автора. По его просьбе указываю адрес статьи непосредственно в тексте:

Надеюсь, администрация Хабра примет во внимание просьбу автора и простит мне вынужденное нарушение формата.
Другие части этой статьи:
Часть 1. Алмаз новостей.
Часть 2. Распределённая журналистика.
Часть 3. Шесть вопросов после.
Часть 4. Распространение контента в новой медиа-среде.
Часть 6. Новые журналисты для новых информационных потоков.

Газетная верстка: правила и особенности

Оформление газет: общая информация

Газеты выпускают в нескольких форматах: А4, А3, А2.

Самый большой формат – А2 (420 x 594 мм) – используется для центральных городских и областных газет. Обычно в таких изданиях 6-8 колонок.

А3 (297 x 420 мм) – основной газетный формат, в нем выходит большая часть новостных изданий (Метро, Вечерний Петербург, Вести). Полосы содержат 3-5 колонок.

Формат А4 (210 x 297 мм) отлично подходит для корпоративных, студенческих и развлекательных изданий. Количество колонок – 2-3.

Ширина колонок находится в прямой зависимости от формата полосы — запечатанной площади на странице.

Основной текст при газетной верстке набирают удобочитаемыми шрифтами (например, Times New Roman), кегль шрифта при этом составляет 8-9 пт. Рекомендации относительно шрифтов газетной верстки изложены в ОСТ 29.125-95 — Газеты. Общие технические требования. Чем уже колонка, тем меньший кегль целесообразно использовать.

Заголовки обычно бывают набраны различными шрифтами, размером 12-36 пт. Располагаются они на формат одной или нескольких колонок, слова переносят по смыслу (например, недопустимо перенести так: «Moody’s предприняло рейтинговые // действия в отношении 10 российских банков»).

Газетная верстка: основные понятия

  • Средник — расстояние между колонками.
  • Линейка — черточка любой толщины, разделяющая материалы.

Элементы полосы газеты:

  • Заголовочная часть — название издания, номер выпуска, наименование организации, календарные сведения, лозунг, призыв.
  • Подзаголовочная часть — передовая статья.
  • Чердак — материал, размещаемый в верхней части страницы, по ширине превышает больше половины страницы (2/3), по высоте треть–четверть.
  • Подвал — материал внизу страницы.
  • Окно — текстовый или изобразительный материал, заверстанный в форме прямоугольника в верхнем правом углу. Окно отделяется линейками сверху и сбоку.
  • Фонарь — материал, размещенный по центру или внизу полосы на 2–3 колонки, причем высота фонаря больше, чем ширина. Отделяется линейками.
  • Стояк — текст, занимающий всю высоту полосы, занимает 2–3 колонки.
  • Уголок— материал, помещенный в любой из углов страницы, кроме правого верхнего.
  • Подверстка — текст или иллюстрация, которыми занимают свободное место под статьей для соблюдения высоты колонок.
  • Колонтитулы — обязательный элемент, который присутствует на каждой странице, кроме первой. Его заверстывают либо на ширину всех колонок, либо в нижнем углу, на формат одной колонки. Колонтитул содержит выходные данные газеты: название, номер, дату.

Общие правила газетной верстки

Колонки

  • Во всей газете необходимо соблюдать одинаковое количество колонок на каждой странице. Возможно сокращение их числа для одной публикации на полосе.
  • Строчки текста в находящихся рядом колонках должны находиться строго напротив друг друга.
  • Важное требование — одинаковое количество строк в колонках, последние строки выравниваются по одной прямой.
  • Средник должен занимать не менее 12 пт. причем в это пространство могут быть помещены линейки или другие украшения. Их расстояние от текста составляет не менее 6 пт.
  • Расстояние от колонтитулов до текста примерно равно среднику.

Заголовки

  • Чем больше статья по объему, тем крупнее заголовок. То же самое и относительно значимости заметки.
  • Заголовки могут размещаться на ширину всех колонок (шапка), нескольких колонок или одной Не рекомендуется размещать два заголовка на одном уровне (в соседних колонках).
  • Сноски размещаются в той колонке, где на них имеется ссылка. Сноска к общему заголовку размещается в первой колонке.
  • Длинные заголовки, состоящие из двух строк, набирают шрифтом небольшого кегля, на одну ступень меньше, чем маленькие заголовки.
  • Тематические подзаголовки набирают шрифтом, по размеру меньшим на 2 ступени, чем само заглавие. Внутренние подзаголовки статей — 10-12 пт.

Иллюстрации

  • Размер подобранных иллюстраций должен быть кратным Н-ному числу колонок.
  • Не следует забывать, что из-за не очень высокого качества газетной бумаги мелкие детали на иллюстрациях (особенно небольших), могут исказиться.
  • Подрисуночные подписи набирают шрифтом, кегль которого составляет не менее 8 пунктов. Отбивка между иллюстрацией и подписью — не менее 10 пунктов.
  • Таблицы и иллюстрации желательно размещать между абзацами.

В этой статье мы рассмотрим основные виды сеток и макетов, которые используются для верстки журналов, газет, рекламных изданий и другой многостраничной печатной продукции. Изучив основы верстки, вы начнете замечать сетки в каждом печатном издании, а также сможете самостоятельно делать макеты.

Сетка – это структурная основа макета, которая позволяет располагать информацию в печатном издании таким образом, чтобы она легко читалась и красиво выглядела. Но если вы выбрали какой-то определенный вид сетки (подробнее об этом ниже), совсем не обязательно жестко его придерживаться. Это не сетка должна диктовать вам правила, а вы ей. Потому что сетка – лишь вспомогательный материал, который призван облегчить процесс верстки, а ни в коем случае не ограничивать ваш креатив и фантазию.

Зачем нужна сетка?

Сетка жизненно необходима для дизайна документов, особенно тех, в которых содержится текстовая информации вперемешку с изображениями. Если вы сомневаетесь, можете открыть любой журнал. Не важно, о чем в нем будет написано, и насколько разными будут макеты каждой страницы. В целом, общая структура макета будет соответствовать тщательно проработанной сетке.

Виды сеток

Давайте рассмотрим основные разновидности сеток, и начнем с простых, и, соответственно, самых распространённых.
Две колонки
Сетка с двумя колонками очень популярная в книгах, информационных бюллетенях или узких публикациях, где ширина ограничена. Несмотря на то, что это очень простой макет, его также можно разнообразить, добавив некоторые элементы. Например, растянуть заголовок или картинку на две колонки.

Тем не менее, если издание очень широкое, то сетку из двух колонок лучше не использовать, так как читать текст будет неудобно.

Три колонки
Такой макет более гибкий, чем предыдущий, так как дает возможность растягивать текст и изображения на две и даже три колонки. Подходит для большинства изданий, даже широких, которые не требуют сложного расположения элементов.

Альтернативой сетке в три колонки может стать сетка в три ряда. Она прекрасно подойдет для таких изданий, как лифлеты и брошюры.

Четыре и больше
Если вам нужен гибкий макет для большого количества разной информации и элементов, то четырех и более колоночные сетки – правильный выбор.
Вообще, сетки с нечетным количеством колонок работают лучше всего. Пять или семь столбцов обеспечивают максимальную гибкость и позволяют располагать элементы асимметрично, что часто выглядит привлекательнее симметричной верстки.

Если на странице много разной информации, можно добавить «воздуха», просто оставляя некоторые колонки или части колонок пустыми.

Асимметричные
Продолжая тему гибких макетов нельзя не рассказать подробнее об асимметричных сетках. Мы покажем, как асимметричные сетки «оживляют» макет страницы.

Асимметричная сетка в три колонки с врезкой
В этом примере вы видите три колонки разных размеров, с узкой колонкой в центре. Для того чтобы страницы смотрелись цельно, можно сделать «зеркальный» макет. Заметьте, что некоторые элементы по-прежнему могут занимать сразу несколько колонок. У каждой колонки может быть свой функционал.

Здесь вы видите, что узкая центральная колонка (выделена красным) используется для описания изображений или цитат. В том случае, если информации для нее нет, она может быть оставлена пустой, что в свою очередь добавляет «воздуха» и освежает общий вид макета.

Наиболее популярен вариант асимметричной сетки в три колонки, когда узкая колонка или «врезка» находится на краю страницы. Врезка может быть заполнена заголовками, описанием, цитатами, примечаниями, графикой и т.д., или не заполнена вообще. Она помогает расставить акценты, упорядочить информацию, или может быть использована для размещения какой-то дополнительной информации, которая напрямую не связана с общим текстом.

Обратите внимание, что с использованием одного и того же макета можно создавать разный дизайн. Этот пример, существенно отличается от предыдущего.

Смешанные
Мы подчеркивали важность использования сетки для создания целостности издания. Однако часто бывает так, что на каких-то страницах расположена информация, которая сильно отличается от всего остального контента. Не нужно пытаться вписать ее в выбранную сетку. Это может испортить все впечатление. Вместо этого просто используйте для таких страниц другую сетку.

В нашем примере основные страницы выстроены по асимметричной сетке в три колонки с боковой врезкой. А вот страницы с картинками организованы по принципу сетки с разбивкой 3х3.

Нарушение сетки. Примеры

Надеемся, мы убедили вас в гибкости и полезности сеток. Но многие правила, и сетки не исключение, время от времени полезно нарушать. Именно поэтому сетки иногда «ломают», чтобы сделать макет более «живым» и интересным.

1. Визуально разнообразить макет и сделать акцент можно с помощью фонового изображения, растянутого «в край».

2. Другой способ «сломать» сетку – вставить какой-то текстовый блок поверх нее.

3. Для любителей упорядоченного беспорядка: вставьте картинку с нарушением ориентации сетки.

Здесь главное не переусердствовать, так как большое количество таких отступлений могут сделать макет негармоничным и безвкусным.

Как выбрать подходящую сетку?

Выбирая макет, нужно иметь четкое представление о том, как должно выглядеть готовое издание, какого формата оно будет, каким образом будет отпечатано, кто его будет читать, какова его цель и так далее. Вот несколько пунктов, которые помогут вам определиться с выбором сетки:

  • Чего в документе (издании) будет больше: текста или изображений? Если больше текста – выбирайте простой макет с 2-3 столбцами. Если больше картинок, то подойдет макет с четырьмя столбцами и больше.
  • Хотите включить в верстку примечания, описания, подзаголовки и другую дополнительную информацию? Тогда ваш выбор – асимметричная сетка с боковой «врезкой».
  • Сложность. Для сложных документов, в которых текст сильно перемешан с картинками (газета, например), лучше выбирать сетку, разбитую на несколько столбцов или рядов. Это обеспечит большую гибкость и упорядоченность информации. Опять же, не нужно усложнять макет, чтобы в конечном итоге вообще не потерять структуру.
  • Тип документа. Если документ предусматривает большое количество небольших заметок и картинок, то можно сделать разбивку не только на колонки, но и на строки, создав ячеистую структуру.

Скачать бесплатные макеты журналов в InDesign

Самое трудное в любом проекте – преодоление «чистого листа», когда перед тобой открыт новый документ, и ты не знаешь с чего начать. Если ступор не проходит, то лучше воспользоваться заготовкой или шаблоном, который уже разработан. Тогда проще будет изменить его, добавив что-то свое. Предлагаем вам скачать набор бесплатных авторских макетов журналов от Chandesh Tk. Скачать можно .

Обратите внимание на приемы, о которых не стоит забывать во время работы над дизайном макета:

  • Не нужно располагать весь контент строго в пределах линий сетки. Изображение или кусок текста может занимать сразу несколько колонок.
  • Не нужно «забивать» все колонки информацией. Оставьте некоторые единицы сетки пустыми (отступы у заголовков, фотографий и т.д.), чтобы сделать макет легким.
  • Иногда можно задействовать отступы и поля, растянув изображение в край страницы. Это сделает макет интереснее.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ РЕДАКЦИИ

Тема 7.

Планирование работы редакции – один из важнейших элементов, на основе которых можно создать средство массовой информации, конкурентоспособное на современном рынке. Под редакционным планом понимают конкретную программу действий на определенный период, в которой указаны основные тематические направления, содержание материалов, их авторы, сроки их подготовки к печати или выходу в эфир. Продуманный и хорошо структурированный план позволяет создать «лицо» периодического издания, сформировать его концепцию, определить перечень приоритетных тем.

В большинстве редакций печатных и аудиовизуальных СМИ сложилась четкая система планирования. Существует масса планов, различающихся целями и задачами, характером, периодом действия, структурой. Перспективный планопределяет основные направления деятельности редакции на период от нескольких месяцев до одного года. Он затрагивает предполагаемые изменения в основной проблематике, возможное появление новых сотрудников, изменение состава редакции, модификацию внешней структуры.

Перспективный план позволяет определить главные тематические линии, важнейшие темы, которые будут рассматриваться на страницах газеты или присутствовать в сетке вещания в течение длительного времени. В нем невозможно предусмотреть точные названия материалов, даты выхода публикаций. С течением времени каждое тематическое направление, намеченное в таком плане, конкретизируется. Появляются более четкие темы, подбираются авторы, определяются сроки выполнения редакционных заданий. Перспективные планы являются базой, на основе которой составляются текущие планы содержания газеты, теле- и радиопрограмм. Последние отличаются значительно более короткими сроками действия, детализацией, реальностью и обозримостью.

При получении задания корреспондент обязан уточнить у заведующего отделом или главного редактора два основных вопроса: срок сдачи материала и его объем (хронометраж). Если по каким-либо причинам не удается подготовить его в назначенное время, необходимо уведомить об этом руководство редакции. При планировании и верстке текущего номера газеты из-за срыва срока сдачи материалов могут возникнуть проблемы, так как придется вносить серьезные коррективы в график работы других сотрудников редакции.

Планирование конкретного номера газеты (выпуска теле- и радиопередачи) представляет собой конечный этап в организации работы редакции. При составлении оперативного плана текущего номера газеты определяются точные формулировки тем, заголовки материалов, объемы текстов в печатных знаках или строках, жанры, иллюстрации; отделы и авторы, подготовившие публикации.

Планирование номера газеты обычно происходит на утренней планерке. Во время нее ответственный секретарь представляет проект текущего номера. При его формировании важно учитывать широту географии публикаций, разнообразие тем и жанров, соотношение информационных и проблемных материалов, сбалансированность положительных и критических выступлений, а также соотношение материалов, написанных штатными и внештатными авторами.

Планерка часто начинается с выбора «гвоздевого» материала, определяющего основу номера (лучше всего составить отдельный план таких публикаций). В качестве «гвоздевого» может выступать не только критический материал, как это иногда представляют себе в некоторых редакциях. Публикация должна быть яркая, проблемная, поднимающая актуальные вопросы. Хорошо, когда «гвоздевые» материалы обладают примерно одинаковым размером и с одинаковой периодичностью помещаются на одном и том же месте.

Планирование в редакции носит коллективный характер. Этот процесс начинается с журналиста, который составляет свой индивидуальный творческий план и представляет его заведующему отделом. План отдела просматривает куратор (заместитель главного редактора) и предлагает его редколлегии. После коллективного обсуждения ответственный секретарь формирует общередакционный план и представляет его главному редактору для утверждения. Как видим, главный редактор или заведующий отделом не должны самостоятельно искать для каждого журналиста разнообразные темы. Необходимо самому проявлять инициативу.

При создании личного творческого плана журналисту необходимо учитывать, чтобы его темы и идеи соответствовали целям и задачам издания, были согласованы с общей концепцией газеты, а также с направлением работы отдела. При формулировке тем важны их актуальность, конкретность, точность, обоснованность. Их источниками, в частности, могут быть личные наблюдения, публикации в конкурирующих изданиях, сообщения пресс-центров, информационные ресурсы Интернета, редакционная почта.

Представляя личный творческий план на утверждение заведующему отделом или главному редактору, нужно быть готовым к тому, что далеко не все темы будут сразу одобрены. Возможно, газета уже недавно обращалась к какой-либо теме, либо над ней работает другой журналист, или разработку темы необходимо отложить на будущее. Часто тема сообща обсуждается в творческом подразделении. Заведующий и сотрудники отдела коллективно решают, кому из журналистов лучше всего доверить работу над ней.

Получив задание, журналист приступает к отбору жизненных явлений и фактов, их анализу и написанию текста, определяет ход работы над темой – источники информации, способ подачи, жанр, предполагаемый объем и срок сдачи. Он беседует с людьми, берет интервью, изучает документы, ищет информацию в Интернете. После того, как материал написан, журналист сдает его заведующему отделом. В небольших изданиях материал читает сразу главный редактор.

В разных редакциях планы могут выглядеть неодинаково. Это зависит от концепции газеты, объема, периодичности выхода, формы собственности. Для успешной организации работы государственной общественно-политической газеты, конечно же, необходим широкий развернутый тематический план, в котором должны быть учтены пожелания всех отделов и предусмотрено освещение широкой тематической палитры.

Другое дело, если план составляется в негосударственной специализированной газете со сравнительно небольшим тиражом, которая выходит раз в неделю. В этом случае незачем составлять сложный развернутый план. Можно обойтись и кратким перечнем наиболее актуальных и значимых тем. Перспективный и даже текущий планы в редакциях негосударственных изданий нередко носят весьма условный характер, а газета зачастую делается «с колес».

Планирование работы аудиовизуальных СМИ также имеет свою специфику. Вначале проходит конкурс проектов и программ, их коллективное обсуждение. Затем формируется сетка вещания, то есть расписание передач на день, неделю, месяц. С учетом интересов аудитории в ней обозначаются часы и дни, в которые будут выходить в эфир различные рубрики. После того, как сетка вещания разработана, начинается ее тематическое и жанровое наполнение. Руководство теле- и радиостанции определяет те события, которые должны быть освещены в информационных передачах. Сетка вещания на радио, например, включает в себя выпуски новостей, музыкальные композиции, прогноз погоды, блоки рекламы, анонсы, заставки и др.

Планирование собственной работы журналиста на телевидении и радио выглядит несколько иначе, чем в прессе. Вместо индивидуального творческого плана составляется сценарная заявка. Она включает в себя такие элементы, как идея программы, ее формат, целевая аудитория, ориентировочный хронометраж, место в сетке вещания, бюджет. После утверждения заявки автор начинает заниматься разработкой сценария, который представляется на утверждение редактору.

Под сценарием на телевидении понимают литературную запись изобразительного и звукового решения будущего экранного произведения. В сценарном плане присутствуют как литературные, так и экранные черты. В нем должно быть описание того, что будет снято оператором. Эта запись должна отчетливо передавать не только замысел автора, но и предлагать звуковое и монтажное решение эпизодов. Перед выходом программы в эфир сценарий лежит на пульте перед режиссером.

Процесс планирования в печати, на радио и телевидении включает контроль, проверку выполнения намеченного. Однако далеко не всегда творческий план реализуется полностью, «один к одному». Причин тому много. Не всегда удается получить доступ к информации. Тема, которая сегодня кажется интересной, завтра может потерять актуальность. Наконец, не каждый журналист способен профессионально раскрыть тему. В итоге публикация запланированного материала постоянно откладывается. Помимо того, сказываются недостатки планирования, когда перед молодыми журналистами ставятся почти невыполнимые задачи. В таком случае, перед тем как запланировать тему, журналист должен быть уверен, что он с ней справится.

2. Виды редакционных планов

2. Виды редакционных планов (долговременный, перспективный, недельный и др.). Условия планирования номера. Чтобы газета выходила точно в срок, а ее подразделения функционировали ритмично, планирование работы редакции необходимо. Редакционный план — это конкретная программа действий журналистов на определенном отрезке времени. В нем указаны тематические направления, содержание материалов, их жанровые особенности, сроки подготовки, последовательность публикации, организационно-массовые мероприятия редакции, лица, ответственные за исполнение всего намеченного. В работе задействована целая система планирования, состоящая из ряда локальных редакционных планов. Исследователи печати в книге «Планирование работы в редакции» выделяют несколько принципов редакционного планирования. В их числе: • системный подход к планированию — необходим, прежде всего, для последовательности, ритмичности и непрерывности в работе редакции • сочетание перспективности и оперативности.
• комплексность. В ее основе лежит стремление к охвату редакционным планом всех важнейших тем и проблем.
• программно-целевой подход — находит широкое применение при Долговременной кампании, дискуссии по важной проблеме, позволяет координировать усилия нескольких журналистских коллективов;
• гибкость — при изменении ситуации, подхода к освещению той или иной
Проблемы.
• учет прямой и обратной связи — дает возможность определить уровень
требований аудитории к газете, т.е. получить те качественные характеристики.
Все редакционные планы различаются, прежде всего, по субъектам планирования (по тому, кто планирует свою деятельность), по объектам планирования (по тому, что планируется) и по периоду планирования (время действия плана).
Субъектами планирования в редакции является большая часть коллектива, практически это все творческие работники, так как каждый из них в той или иной мере участвует в разработке планов.
Объекты планирования:
• тематика (отраслевая, общеполитическая, региональная),
• жанры (информационные, аналитические, художественно-публицистические),
• авторы материалов (с учетом их социального, профессионального, возрастного, регионального состава),
• организационные мероприятия для сбора и распространения информации
(пресс-конференции, «круглые столы», опросы, анкеты, «горячие линии»).
Источники планирования исследователи подразделяют на три группы:
•официальные(правительственные учреждения);
• неофициальные(ред.почта, звонки читателей);
• внутриредакционные(секритариат, собкоры).
Редакционное планирование представляет собой систему различных по охвату времени планов. В их числе долговременный план развития газеты, перспективный план, месячный план, недельный план, план номера, план целевого номера, план газетной кампании, план организационно-массовой работы, план внутриредакционной работы, индивидуальный творческий план журналиста, бизнес-план редакции.
Долговременный план развития газеты рассчитан на несколько лет. В годы советской власти это был, как правило, пятилетний план, который совпадал с пятилетним народнохозяйственным планом страны. Этот вид плана охватывает основные стороны деятельности и включает в себя:
• материально-техническое обеспечение развития газеты (типографское, компьютерное оборудование, оргтехгника, внедрение научной организации труда);
• изменение структуры редакции, ее состава, определение потребности в журналистских кадрах и уровня их подготовки (некоторые редакции, издательские дома организуют в своих стенах школы журналистики для подготовки тех сотрудников, которые им нужны);
• изменение читательской аудитории, обуславливающее повышение тиража издания, привлечение новых категорий подписчиков, покупателей;
• изменение объема и долговременной модели газеты — ее тематической структуры, системы рубрик, верстки и оформления в связи с расширением читательской аудитории.
Перспективный план является основой работы редакции. В нем указываются:
• основные тематические направления,
• рубрики,
• важнейшие темы, которые должны освещать отделы. Вспомогательными планами к основному служат тематические планы собственных корреспондентов, плана краткосрочных кампаний, внутриредакционной работы (творческие совещания, конкурсы, тематические Штучки), массовой работы.
Месячный план представляет собой среднесрочное планирование, являются важным видом текущих рабочих планов. Он дает отделам редакции время достаточное для подготовки серьезных выступлений, обеспечивая вместе с тем оперативность в постановке важнейших тем. Разделение таким образом на три части квартального перспективного плана, он конкретизирует последний, обеспечивает его последовательное выполнение. В месячном плане уже конкретно
указываются: рубрика, тема, автор, отвечающий за подготовку выступления, жанр публикации, ее объем я строчках, срок предоставления материала в секретариат. Для отделов специализирующихся на оперативных материалах (отделы информации, писем, иллюстрации), планирование ограничивается конкретными рубриками которые и ориентируют сотрудников в их работе.
Недельный план — один из видов оперативного планирования. Тематический, максимально конкретный. Он отражает содержание газетных номеров в
течение недели и участие в них каждого творческого подразделения служит непосредственным фундаментом для плана номера. В нем кроме конкретного указания тем, объема, авторов материалов учитывается география публикаций, рациональные пропорции положительных и критических, крупных и мелких, проблемных и оперативных публикаций, разнообразие жанров.
План номера — конечная цель в планировании всей газетной работы. В нем указываются все сведения — заголовки материалов, точные формулировки тем, рубрики, объем текстов в строчках, жанры, в которых они написаны, отделы редакции и авторы, подготовившие материалы, их графическое расположение на газетных полосах. При планировании номера важно соблюдать следующие условия:
• широту географии публикаций;
• разнообразие жанров;
• разномасштабность материалов (крупные, мелкие);
• соотношение проблемных и информативных публикаций;
• сбалансированность положительных и критических материалов; представительность редакционных отделов на полосах номера в соответствии со степенью значимости каждого из них в структуре редакции;
• соотношение материалов, написанных сотрудниками редакции и авторами;
• разнообразие социального состава авторов;
• пропорциональность собственных редакционных материалов и текстов ин-
формационных агентств;
• шрифтовое и оформительское разнообразие;
• разнообразие заголовков;
• неповторяемость макетов полос;
• соответствие материала тематике полосы (первополосные, на последнюю полосу);
• соответствие объема материалов объему площади газеты.
План номера должен учитывать также запросы различных категорий читателей, связь с предыдущими номерами в содержательном и графическом отношении. Понятно, что соблюдение такого количества условий одному человеку не под силу. Здесь нужен коллективный опыт. Вот почему при планировании и выпуске номера в работу включено большое количество сотрудников редакции.

Принимая во внимание характер поступающих в редакцию газеты «Благодарненские вести» жалоб и обращений граждан, месячный план работы журналистов должен быть скорректирован следующим образом.

Так, к примеру, в план работы журналиста «БВ» на февраль 2015 года в обязательном порядке долж­ны быть включены следующие пун­кты:

1. Заняться очисткой городских окраин от несанкционированных свалок бытового мусора и непре­менно выловить недобропорядоч­ных граждан, которые эти свалки организуют.

2. По просьбе жителей улицы Оболенского города Благодарного отремонтировать дорожное покры­тие на отрезке между переулками Подгорным и Тюленина.

3. Сделать для одной из житель­ниц многоэтажки на площади Мая­ковского районного центра отдель­ный проход со двора дома на улицу Однокозова, потому как нет, понима­ешь ли, у жильцов нормального вы­хода в цивилизацию — многоэтажек понастроили, а об объектах шаговой доступности не подумали.

4. Добиться в Горгазе правды о том, откуда у жителя посёлка Став­ропольского образовалась задол­женность за газ в размере аж 14 649 рублей?

5. Выдать вместо ЗАО «Камен­нобалковское» натуроплату (хлеб, растительное масло, крупы…) за аренду земельных паёв, и выяснить в Ростелекоме, когда на хуторе Ди­нейкине будет нормально работать сотовая связь.

6. Включить уличное освещение по переулку Школьному и улице На­бережной города Благодарного, ко­торого в тёмное время суток нет уже на протяжении нескольких недель.

А ещё, кроме писем и личных ви­зитов в редакцию наших читателей, да и просто жителей города и сёл района, которые даже не выписы­вают районную газету, но абсолютно уверены, что журналисты «БВ» про­сто обязаны помочь в разрешении именно их проблемы, регулярно по­ступают звонки на телефон «Горя­чей линии» редакции.

Бегло пролистав журнал реги­страции звонков за январь-февраль 2015 года, к вышеперечисленным основным заботам журналистов можно смело добавить следующие:

— закрыть проезд транспорта на площадь имени В.И.Ленина (пеше­ходная зона);

— вернуть на прежнее место аптечный пункт в селе Каменная Балка;

— «наладить» работу недавно от­крывшегося МФЦ (многофункцио­нального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Благодарненского района);

— сдержать повышение цен на лекарства, продукты питания и т. п.;

— ускорить работу «скорой» меди­цинской помощи в селе Елизаветин­ском;

— отремонтировать здание «Про­тивочумки» в городе Благодарном;

— пристроить всех бездомных со­бак;

— разнести газеты и журналы под­писчикам, потому как почта со свои­ми обязанностями не справляется;

— организовать встречу наше­го постоянного читателя и критика Бориса Николаевича Немыкина с организатором районного бала ин­теллектуалов и т. д.

Дорогие наши читатели! Безу­словно, мы работаем для вас и ради вас. Но основная наша задача — это всё-таки информирование, а никак не выплата денежных средств, ре­монт «убитого» дорожного покрытия городских улиц, отлов бродячих со­бак и т. п.

Может, вам, всё-таки стоит, пре­жде чем обращаться в редакцию га­зеты, позвонить в соответствующие службы, обратиться к ответствен­ному за это направление деятель­ности должностному лицу, написать заявление в прокуратуру?.. Проще говоря, пройти по той цепочке, по которой в случае вашего обращения идёт редакция. Если же не последу­ет никакой реакции, то мы постара­емся помочь газетной публикацией.

Вячеслав КАМСКИЙ

Бизнес план газеты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *