Содержание
- Кружок робототехники можно открыть за 70-80 тысяч рублей – гендиректор «Робокор»
- Открыть кружок робототехники и не разбиться о «скалы» рынка
- Энтузиазм и «скалы» рынка
- Проблемы, которые парализуют кружок
- Как за год открыть в России 30 школ робототехники и моделирования
- Платформа для старта
- Система обучения
- Секреты успеха
- Первые ошибки
- Привлечение клиентов
- Первостепенные задачи
- 1. Характеристика проекта
- 2. Стартовые затраты
- 3. Текущие расходы
- 4. Маркетинг, реклама
- 5. Окупаемость проекта
- Начинаем школу с видеоуроков
- Оформляем все дела легально
- Ищем необычные ниши и фишки
- Как приручить робота
- Кружок робототехники как бизнес-идея
- Стартовые вложения, организация деятельности и менеджмент
- Методология преподавания и финансовые вопросы
- «Лига роботов» в цифрах и фактах
Кружок робототехники можно открыть за 70-80 тысяч рублей – гендиректор «Робокор»
Год назад в городе Кореновск с населением 40 тысяч человек открылся первый кружок робототехники. Он оказался успешным и прибыльным, поэтому новые кружки от компании «Робокор» начали появляться в других малых городах. Следующей покоренной ступенькой стал запуск франшизы и выход в города-миллионники.
Как работают кружки робототехники в маленьких городах и как выдержать конкуренцию в больших, Robohunter выяснил у генерального директора «Робокор» Максима Иванкова.
Интервьюер – Анна Ангелова
Респондент – Максим Иванков
Расскажите, где и как вы открывали первый кружок.
Первый кружок мы открыли в городе Кореновске Краснодарского края. Это был август 2017 года. Я тогда закончил университет, и передо мной встал вопрос – чем заниматься дальше. Меня давно тянуло в сторону бизнеса, и в сфере детской робототехники у меня были определенные компетенции. Мы посмотрели варианты франшиз, но они были дорогими и не были рассчитаны на открытие в маленьких городах. А в Кореновске население всего 40 тысяч человек. Поэтому мы решили сделать все сами.
Чтобы начать преподавать, мы с командой за две недели написали учебную программу на 2 месяца вперед (дальнейшую программу потом составляли по ходу) плюс начали закупать первичное оборудование. Много списанного оборудования брали в школах – чинили его, перекрашивали и ставили у себя в помещении. Параллельно запускали рекламу с минимумом средств: сами выходили на улицы, раздавали листовки, ходили в молодежный совет и просили содействия. В общей сложности на подготовку ушел месяц. Я занимался бизнес-процессами, плюс я по образованию инженер, поэтому также взял на себя методические программы, подборку комплектующих и электроники. Еще в команде были дизайнер и методист – всего три человека.
В каких городах сегодня есть кружки «Робокор»?
В Кореновске, станице Динской (Краснодарский край), два кружка в Новочеркасске (Ростовская область) и в Ростове-на-Дону.
Фото предоставлены «Робокор»
В чем особенности функционирования кружков робототехники в маленьких городах?
Самая главная особенность – там крайне сложно найти преподавателей. В средних и крупных городах преподаватели хоть немного компетентны изначально: это инженеры, которые работали с какой-либо техникой, электроникой, и их нужно обучить работать с детьми по нашей образовательной программе. В маленьких городах на наши вакансии, размещенные на Avito и HeadHunter, откликались бывшие продавцы, учителя физической культуры, математики – если повезет. Иными словами, у людей абсолютно нет первичных знаний, и вначале их приходится интенсивно обучать.
Как именно проходит обучение преподавателей?
После успешного прохождения собеседования кандидат допускается к подготовке. Будущему преподавателю направляется множество структурированных документов по педагогике, алгоритмам проведения занятий, электронике и т.д. Также прилагается подробный план проведения первых двух занятий в кружке. После изучения материала и получения ответов на все возникшие по ходу вопросы, после множественных консультаций с методическим отделом кандидат допускается к занятиям в роли слушателя. Он внимательно следит за проведением занятий опытными педагогами, отмечает для себя вопросы. После дополнительных консультаций кандидат допускается к проведению занятий вместе с действующим педагогом, периодически вовлекаясь в процесс преподавания. В процессе занятий педагог предоставляет кандидату все большую свободу действий и в конечном счете позволяет полностью самому провести занятие под присмотром. После получения достаточного количества опыта и корректировки методов преподавания кандидат может приступить к самостоятельной работе. Весь указанный процесс по времени сильно зависит от первоначального уровня кандидата и занимает от двух недель до двух месяцев.
Расскажите об оборудовании для занятий.
Оборудование включает две составляющих. Первая – электроника на основе Arduino: датчики, модули, которые мы закупаем либо у местных поставщиков, либо в Китае. Вторая составляющая – это различные конструкторы, которые мы делаем самостоятельно на своем производстве в Краснодарском крае.
Какие возрастные группы есть в ваших кружках?
У нас три возрастные группы: дети от 7 до 9 лет, от 9 до 14 и старшая группа. В самом начале мы делали эксперименты и пытались помещать в одну группу детей из начальной школы и старшеклассников. В этом были свои плюсы, потому что старшие помогали младшим, а младшие тянулись к старшим, но по большей части эта система показала себя с негативной стороны, поэтому мы начали делить детей по возрасту. В ближайшее время мы будем запускать еще одну группу – для детей от 5 до 7 лет. Сейчас готовим учебные программы.
Когда вам пришла идея об открытии франшизы?
Нам в этом сильно помог «Хабр». Я начал писать статьи о нашем развитии, инсайтах, и мне стали писать люди, говорить, что они тоже живут в небольшом городе и было бы здорово открыть кружок у них – они готовы в этом посодействовать. Большую роль сыграл завод «Промсвязь» в городе Юрьев-Польский во Владимирской области. Всего через пару встреч с представителями завода они предложили подписать документы на открытие у них кружка. Это был март 2018 года. На тот момент никакой франшизы у нас не было, и открывать кружок по франшизе в конце учебного года, особенно если прибавить время на подготовку, неэффективно. Поэтому мы предложили к лету запаковать франшизу и открыть кружок с сентября, что и было сделано. Несколько занятий в кружке от завода «Промсвязь» уже прошло.
Зачем заводу кружок робототехники?
Юрьев-Польский – небольшой город с населением 18 тысяч человек, и с кадрами там все достаточно печально. Руководство завода хочет готовить себе сотрудников на работу практически со школьной скамьи.
Помимо этого, есть ли уже заключенные контракты с франчайзи?
По нашей франшизе открыл кружок индивидуальный предприниматель в Питере – он уже неделю ведет занятия. Буквально сегодня-завтра мы заключаем договор на открытие кружка в Шахтах (Ростовская область) и второго кружка в Ростове-на-Дону.
То есть вы не планируете оставаться исключительно в малых городах – решение успешно масштабируется и для больших городов?
Конечно. Вдобавок мы нащупали для себя новую бизнес-модель. Стандартная модель франшизы предусматривает оплату паушального взноса и предоставление инструкций к открытию кружка робототехники. Мы подумали: что, если у человека есть деньги, но он не хочет сам открывать кружок и заниматься его операционным управлением? Тогда этот человек может заплатить нам определенную сумму денег, и за это мы сами открываем кружок робототехники в выбранном городе, занимаемся его операционным управлением, обучаем преподавателей, а инвестор получает долю прибыли от этого кружка. Сейчас на этот пакет у нас есть порядка десяти заявок с России и одна с Украины (Киев).
Вы чувствуете конкуренцию в больших городах?
По франшизе мы открыли кружки в Питере и Ростове-на-Дону, городах-миллионниках. Там мы работаем исключительно в спальных районах – на группу примерно из пяти домов в 15-20 этажей. Дети с этого спального района ходят к нам в кружок. Им это удобно: не надо далеко ходить. Благодаря этому конкуренции мы не чувствуем. Основной параметр, по которому клиенты выбирают кружок в больших городах – близость к их месту жительства.
Какие нужны стартовые вложения и за какое время реально выйти на прибыль?
Если открываться по франшизе, базовый пакет предусматривает паушальный взнос 200 тысяч рублей. Кроме этого, нужны минимум 150 тысяч первоначальных вложений. Но половина из этих 150 тысяч уйдут на покупку компьютеров и ноутбуков, а они нужны только через три месяца. Соответственно, вначале кружок можно открыть где-то за 70-80 тысяч. А ноутбуки оплатить с первой прибыли.
Обычно кружок выходит на ощутимую прибыль со второго месяца. В первый месяц мы начинаем работу с двух групп по 8 человек, к концу месяца их становится четыре, через три месяца мы выходим на 8-10 групп.
Как привлекать клиентов в маленьких городах?
Реклама здесь ведет себя непредсказуемо. Если в больших городах интернет-реклама показывает себя с самой лучшей стороны, то в маленьких городах это не работает от слова «совсем» до слова «совсем немного». Под небольшими я сейчас имею в виду города до 80 тысяч человек. Контекстная реклама здесь не работает вообще, социальные сети работают плохо. Главным источником привлечения клиентов становится сарафанное радио. Много средств, сил и времени уходит на то, чтобы привлечь первые 20 человек, а потом эти 20 человек привлекают остальных 60.
В каких-то городах мы напрямую идем в школы, проводим бесплатные мастер-классы и за это просим допуск к родительским собраниям. Достаточно пройтись по всем родительским собраниям в школе, и у нас в течение недели будет 30-40 заявок на обучение.
В некоторых городах в школы категорически не допускают. Требуют разрешения от управления образованием, а с ним по поводу посещений школ договориться практически невозможно. В таком случае приходится проводить малоэффективные акции, выходить промоутерам с листовками, и стоимость привлечения клиентов вначале сильно возрастает. Но потом тоже включается сарафанка, и стоимость привлечения клиента падает практически до нуля.
Сколько в среднем нужно времени, чтобы в городе о вас узнали и заговорили?
Это зависит от того, насколько охотно нас пускают в школы. Лучший вариант развития событий был в Кореновске. Молодежный совет города пошел нам навстречу, мы сразу начали проводить мероприятия, акции. Мы ходили на встречу с главой города, главой района, нам предлагали помощь. В результате о нас узнали уже в первый месяц.
А в станице Динская, поскольку доступа на родительские собрания мы не получили, запускаться было крайне неудобно и крайне дорого, о нас там более-менее узнали и заговорили через 4-5 месяцев.
Как вы планируете развивать «Робокор»?
Мы собираемся заложить фундамент для дальнейшего развития в виде продажи франшиз – доработаем эту систему до максимальной эффективности. Потом мы намерены пойти в онлайн-образование, чтобы дети могли проходить онлайн-курсы с нашими наборами. Планируем выходить на школы: сейчас с ними работает только фонд «Вольное Дело» и только на лего-робототехнике. Мы собираемся внедрить туда электронику и Arduino, которые дают больше технических знаний.
Открыть кружок робототехники и не разбиться о «скалы» рынка
30.01.2017 Екатерина Днепровская 3
На какие вопросы ответить и как снизить вероятность банкротства при открытии кружка робототехники. Екатерина Днепровская, директор Центра программирования и робототехники Эду-Крафт, делится опытом организации бизнеса.
Энтузиазм и «скалы» рынка
Рынок кружков образовательной робототехники растет невероятными темпами, привлекая к себе энтузиастов и тех, кто давно мечтал реализовать мечту. К сожалению, к мечте не прилагается учебник с ответами на вопросы, поэтому новички проходят одни и те же ошибки, раз за разом повторяя судьбу тех, кто уже разбил корабль о «скалы» рынка. Мы делимся своей историей и подготовили чек-лист начинающего предпринимателя.
Зайдите в любой крупный торговый центр и вы найдете десятки ювелирных магазинчиков. Скучающие продавцы борются за единичных клиентов. Рынок кружков, особенно в Москве, сегодня чем-то похож на такой же огромный торговый центр. Одни и те же дети посещают секции, переходя от одной компании к другой в поисках лучших условий. Однако это не пугает тех, кто решил сделать невероятный шаг — открыть свое дело!
Легкий вход в рынок
Легкий вход — вот одна из главных отличительных черт, которая привлекает начинающих предпринимателей на рынке кружков робототехники. Достаточно купить конструкторы и арендовать помещение — и кружок готов к работе. И почему предпринимательство считается таким сложным?! Никого даже не страшит стать № 201 на рынке, ведь каждый уверен, что его проект уникален и неповторим. Такими же были и мы.
Конкуренция
Три года назад мы проводили первые мастер-классы и, как и большинство современных стартапов (прим. бизнес в стадии формирования финансовой и бизнес-моделей), были молоды, уверенны в успехе, мечтали стать большими и, возможно, богатыми, чувствовали себя невероятно умными и подкованными. Мы открыли клуб робототехники и программирования Эду-Крафт. Нам казалось, что все получается. До того момента, пока на рынке не появилась бешеная конкуренция из клубов, которые предлагали то же самое, что и мы. Так мы стали одними из многих.
Читайте также: Может ли кружок робототехники стать бизнесом?
Вторым звонком, что с проектом что-то не так, стала текучка в группах и низкая маржинальность бизнеса. Мы считали финансы только по первому месяцу и льстили себе, что прибыли могут быть просто невероятными. По факту — недобор в группах и сезонность. Денег — «топлива» любого бизнеса — становилось все меньше. К лету 2015 года мы оказались совершенно не готовы, и пришлось туго. Мы предпринимали неуверенные попытки «потушить пожары», но действовали одними и теми же методами.
Болезни роста
Этого нам казалось мало, и мы решили, что пора расти. Открыли 4 точки спустя полгода после старта клуба. Сегодня кому-то это может показаться незначительным, но для новичков без опыта в бизнесе и руководстве это оказалось почти губительным. Мы не знали, как управлять и контролировать процессы, преподавателей, а клиенты уходили. Мы, как преподаватели, тратили времени больше, чем зарабатывали на этом. Сооснователь проекта Алексей, который вел занятия по робототехнике, каждую субботу увозил из клуба на Таганке 30 кг оборудования домой, а из дома — в корпус на Юго-Западной и обратно, и все это на себе. И так каждую неделю.
Однажды ни денег, ни сил не осталось. Мы решили, что пора учиться. После этого многое поменялось. Не скажу, что мы решили все проблемы, но прошли критичные для стартапа первые 2 года и остались на рынке.
В определенный момент времени нам начали писать, звонить и даже приходить разные ребята, которые хотят открыть клуб. Отвечая на одни и те же вопросы, мы постепенно собрали всю информацию в одном небольшом курсе. На нашем примере вырос один конкурент — мы искренне рады, что помогли им.
На самом деле, каждый, кто начинает новый проект на рынке детской робототехники, — настоящий герой! Лишь единицы переходят от слов к делу. Это мы знаем не понаслышке. Из десятков заявок, которые приходят к нам на онлайн-курс по открытию клубов, в итоге остаются около 20%, из которых только 20% реально смогут запустить свой клуб.
Проблемы, которые парализуют кружок
Мы решили подготовить чек-лист для тех, кто уже стартует или только собирается открывать кружки, в надежде, что он поможет избежать самых серьезных, часто игнорируемых проблем, которые могут если не убить, то приостановить развитие проекта на довольно длительное время. Их совершали мы, и продолжают совершать начинающие проекты.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Финансы
Вы просчитали финансовую модель клуба? Вы составили план получения прибыли по месяцам с учетом текучки, недоборов и сезонности? Вы просчитали свою «ватерлинию», то есть точку минимальной окупаемости кружков? Ниже какого показателя по численности групп вы не можете опуститься?
Большое количество стартапов закрывается еще на старте не из-за отсутствия кадров или аренды помещения, а просто потому, что до открытия не хватило денег. Пребывание в «розовых очках» губительно для бизнеса в целом. Кажется очевидным, но выполняется исключительно редко. Как это посчитать и где найти информацию? Эксель и интернет в помощь. Все ответы там есть.
2. Позиционирование
Чем вы отличаетесь от конкурентов? Почему клиент должен пойти именно к вам? Есть ли у вас простой и четкий слоган, который бы дифференцировал вас от других?
На таком высококонкурентном рынке как детские кружки по робототехнике, особенно в Москве, выделиться очень не просто. По факту, только одна компания на рынке, на наш взгляд, сейчас имеет четкое позиционирование в умах клиентов. И, к сожалению, лозунги типа «мы учим детей «великому», «мы лучшие в…» ничего не скажут конечному потребителю услуги. Удачное позиционирование на старте сэкономит десятки тысяч на рекламе. В этом вам поможет изучение маркетинга.
3. Масштабирование проекта
Какой бюджет вам необходим для открытия каждой точки? Подготовлена ли у вас инфраструктура? Как вы будете контролировать каждую точку? При какой убыточности вы закроете клуб? Как вы контролируете рост организации в контрольный период (и какой он у вас)?
Читайте также: Кружок технического творчества как бизнес: история Академии Робототехники
Когда у вас много точек, это значит, что … у вас много точек. Среди начинающих и еще неопытных бизнесменов бытует мнение, что, чем больше будет клубов, тем больше денег. К сожалению, вместе с деньгами приходят и большие расходы, а еще проблемы контроля и управляемости. Мы прошли через этот этап, когда спустя полгода после открытия клуба решили открыть 4 точки. Даже крупные компании контролируют свой рост в рамках имеющихся у них ресурсов и компетенций, поскольку очень важно не масштабировать все проблемы одного клуба на сеть.
Выходя на рынок, надо быть готовым к тому, что от вашего открытия реально выиграют только поставщики оборудования и провайдеры различных услуг (типа яндекса, гугл, фейсбука, создатели лендингов, которым мы платим, чтобы они помогли нам занять более высокие позиции).
4. Выживаемость проекта
Как вы контролируете текучку в группах? Какой у вас план на лето? Какой план на праздники, когда занятий нет? Есть ли у вас «подушка безопасности»?
Бизнес кружков — очень сезонный, зависит от настроения клиентов и их планов. Будьте готовы финансировать бизнес в сложные периоды и планировать финансовые разрывы. В этом помогут обычные финансовые расчеты точки безубыточности и формирование «сберегательного» счета клуба на тяжелые дни.
5. План Б — конструктивная смерть
Что вы будете делать, если не наберете группы? Что будете делать, если через 2-3 месяца один из партнеров скажет, что больше не будет продолжать работать с проектом? Как вы будете делить прибыль, если все будет хорошо/плохо? Сможете ли в одиночку развить проект?
В самом начале пути, когда все полны энтузиазма, вы не готовы составить «брачный» договор со своим партнером по проекту. Давайте представим, что спустя 2 месяца после старта ваш «партнер» просто перестанет отвечать на звонки и письма, ссылаясь на занятость. Что вы будете делать? Никто не застрахован от подобной ситуации. Сейчас мы помогаем одному проекту грамотно и аккуратно закрыться после разрыва отношений между партнерами. А ведь простое обсуждение, «что мы будем делать, если…», подготовит к подобным ситуациям.
Обратите внимание также на создаваемую инфраструктуру, а именно закупку конструкторов и ноутбуков. Определяя период тестирования гипотезы проекта, рекомендуем выбирать тип кружков с наиболее ликвидным оборудованием — таким, которое в случае неудачи вы легко продадите. Если вы купили супер дорогие и никому не известные конструкторы, шанс, что вы их реализуете в рамках плана Б, очень не велик.
Мы абсолютно уверены, что почти каждый справится с подготовкой клуба к открытию, но не каждый останется на рынке через год. Останутся только самые выносливые, самые обеспеченные ресурсами или самые несгибаемые. В конце концов вашим главным преимуществом остаются ваши знания и опыт.
Способность учиться быстрее, чем ваши конкуренты, может быть, единственное, заслуживающее поддержки, конкурентное преимущество, —
А. де Геуз.
Если хотите воспользоваться чужим опытом и знаниями, чтобы обойти многие подводные камни на старте, ждем вас на нашем онлайн-курсе. Чужой опыт стоит дешевле, чем собственные ошибки, которых можно было избежать.
Теги: headline, Екатерина Днепровская, как открыть кружок робототехники, кружки и секции, кружок робототехники, Эду-Крафт
Как за год открыть в России 30 школ робототехники и моделирования
О специфике развития бизнеса в регионах, сути франчайзинговой модели и первых ошибках Дмитрий Решетников рассказал в интервью Контур.Журналу.
Платформа для старта
Бизнесом я занимаюсь, можно сказать, с детства. С 12 до 18 лет моя деятельность была связана с картингом, но из-за недостатка финансирования пришлось оставить этот бизнес и переключиться на другое направление — программирование.
До открытия первой школы робототехники наши с партнером бизнес-интересы были направлены на разработку сайтов и автоматизацию различных процессов. Тяга к программированию и робототехнике была у меня изначально, правда, высшее образование я так и не получил. После школы учился в техникуме, но не закончил его. Учеба меня не увлекла. В один момент интерес к робототехнике и желание создать «идеальный» учебный процесс оформились в новую и интересную бизнес-идею — обучение детей робототехнике и моделизму, в котором 80% процесса отведено практике и 20% – теории. Так, 1 марта 2015 года мы с другом открыли первую школу Start Junior в Набережных Челнах, в которую вложили порядка 2 млн руб. А в середине мая 2015-го уже появилась вторая школа в Казани.
Система обучения
В нашей школе установлены три дисциплины. Первая — это моделизм, изучение радиоуправляемых автомобилей на бензине и электричестве, дронов, летной техники. Это аналог советского техника: дети учатся паять, изучают схемотехнику. Вторая дисциплина — робототехника, в рамках которой дети создают, изобретают и программируют роботов. Третье направление — программирование.
Выбор нескольких направлений в рамках одной школы был сделан неслучайно. Дело в том, что основная проблема, связанная с обучением детей, заключается в нестабильности их интересов. Дети быстро перегорают. Как правило, в течение года один ребенок посещает около пяти кружков. Первые полтора месяца он ходит на карате, потом столько же на футбол, потом переключается на кружок рисования и т.д. И вот наступает лето, и за три месяца его интересы полностью меняются. Поэтому, чтобы ребенок задержался у нас подольше и не терял интереса к школе, мы даем ему возможность познать азы разных направлений.
Все обучение в школе проводится в игровом формате. На базе лего-роботов, программного обеспечения дети создают робота-игрушку, но применяя те знания, которые можно в будущем использовать в обычной жизни. По таким же алгоритмам работают автоматизированные заводы, механизмы, конвейеры.
По окончании школы мы выдаем ученикам внутренний диплом Star Junior, подтверждающий, что ребенок окончил нашу школу, но это не юридический документ, поскольку мы работаем в сегменте дополнительного образования.
Секреты успеха
Успех нашего бизнеса — это совокупность различных факторов, начиная с новизны самой идеи и заканчивая правильным выбором модели масштабирования. Ведь дополнительное образование в таком формате уже давно существовало: кружки карате, чтения, английского языка. Мы выбрали более инновационный, свежий проект. К тому же нужно учитывать КПД нашей работы — просто на интересной идее оно расти не будет.
Если полтора года назад, открывая свою первую школу Start Junior, мы еще практически не видели подобных проектов на рынке, то сейчас их появилось довольно много. Благодаря активности разных компаний это направление стремительно развивается. Например, компания «Лего» имеет очень хорошую образовательную линейку.
Наша модель масштабирования основана на франчайзинге. На сегодняшний день мы на 100% работаем на входящем трафике.
Нам не приходится искать клиентов. Как правило, франчайзи сами нас находят. И если в школе мы работаем с В2С-сегментом, то в случае с франшизой мы нащупали портрет целевого клиента, поняли, кто нам интересен, кто хочет открывать школу и имеет на это бюджет. Проделав большую работу, мы вложились в рекламу этого перспективного направления.
Первые ошибки
В некотором смысле мы являемся первооткрывателями в сфере обучения детей робототехнике и моделизму. Поэтому мы совершили абсолютно все возможные ошибки — начиная с бухгалтерии и заканчивая системой обучения.
С течением времени нам пришлось полностью переделывать учебную программу. В первой школе Start Junior был только один класс. Сейчас в наших школах два класса: один — моделизма, второй — робототехники. Мы также столкнулись с дефицитом преподавателей. Готовых педагогов по робототехнике или моделизму в нашей стране очень мало. Поэтому нам приходится доучивать и переучивать людей, у которых есть определенные способности и интерес к образовательной деятельности.
С первым несезоном мы столкнулись буквально через три месяца после открытия. Накануне лета нам пришлось быстро переквалифицироваться в летний городской лагерь.
Оказалось, что с экономической точки зрения летом даже выгоднее работать, чем в учебном году. Просто дети, которые посещают школу в течение учебного года, летом плавно поступают в наш городской лагерь, где находятся с восьми утра до вечера, занимаясь робототехникой и моделизмом, купаясь в бассейне, играя в спортивные игры и вовлекаясь в другие интересные и полезные дела.
Мы адаптировались под такой формат и довольно успешно закрыли свое первое лето. В первое лето у нас вошли две школы в Набережных Челнах и Казани, этим летом наш лагерь прошел уже в 15 школах.
С продвижением бизнеса тоже возникало немало ошибок, которые впоследствии пришлось исправлять. Портрет нашего целевого клиента не такой простой, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, у нас есть ребенок в возрасте от 3 до 16 лет, которому может быть интересно то, что мы предлагаем. С другой стороны — родители, которые платят за ребенка. Сложно сразу определиться, кого нужно привлекать, ведь эмоции и желания проявляет ребенок, а решение принимает родитель. Мы не сразу это поняли, поэтому первое время неправильно выстраивали стратегию продвижения.
Главное осознать, что нужно заинтересовывать родителей и детей в тандеме: ребенку надо показать, что это интересно, а родителям — что это полезно.
Что касается специфики работы в регионах, то ключевые ошибки, которые здесь допускаются, связаны с выбором локации школы. Конечно, возникают проблемы и в отдельно взятых школах, но проблемных регионов, где мы не могли бы работать, нет.
В процессе работы проблемы могут всплывать любые, ведь наша школа относится к сфере услуг, а услуги оказывает человек. От его компетенций, желания работать и эффективности многое зависит. Поэтому очень важно, чтобы в школе работал персонал, которому мы можем доверить ребенка.
Привлечение клиентов
У нас есть формат бесплатных занятий, которые могут посетить дети с родителями. На них мы презентуем школу и демонстрируем, чем в ней могут заниматься дети. Финансово такие занятия не обременяют родителей, а у ребенка появляется возможность попробовать себя, собрать первого робота. В этот момент, как правило, он определяет, интересно ему это или нет.
На текущий момент из каналов привлечения в процентном соотношении наиболее эффективен интернет (совокупность контекстной рекламы, социальных сетей, каких-то тематических платформ) – примерно 70%. На офлайн-каналы приходится порядка 30%, но в зависимости от региона этот процент больше или меньше. К офлайн-инструментам я отношу промоушн, презентации в среднеобразовательных учреждениях, детских садах и других местах, где присутствует наша целевая аудитория.
Мы руководствуемся логикой: если ребенка водят в среднеобразовательную школу, значит, будут водить и к нам. Поэтому мы стараемся появиться в тех местах, где недалеко от нас есть средняя школа. Как правило, нужен именно спальный район.
В первую очередь мы боремся за внимание ребенка и родителей, поэтому наши конкуренты — практически любые кружки. Если ребенок выбирает между нами и кружком английского языка, значит, в чем-то они убедительнее и интереснее.
Первостепенные задачи
На ближайшее время перед нами стоит много задач: мы будем улучшать продукт, масштабироваться и популяризировать робототехнику. Для этого мы записываем ролики на YouTube, благодаря чему можем объяснить каждому ребенку из любого города, что такое роботы и для чего они нужны. Интернет нам очень помогает в развитии бизнеса, большую роль в продвижении играют и социальные сети.
На данный момент в Москве у нас действует одна из самых успешных школ, потому что здесь тема робототехники для многих понятна. Кроме того, на успешность бизнеса влияет плотность населенность и материальный уровень людей. Если в регионах наши услуги стоят от 1500 до 4000 руб. в месяц, в зависимости от количества занятий и временных промежутков, в которые они проводятся, то в Москве цена достигает от 3000 до 6000 руб.
Почему мы ставим задачу по доработке программы на первое место? Потому что мы свято верим, что от качества продукта зависит будущее индустрии. Если мы сегодня станем оказывать хорошие услуги в сфере обучения, сможем заинтересовать ребенка, то в будущем у нас будет много Илонов Масков.
Наши цели вполне понятные и достижимые: по России в ближайший год мы планируем открыть еще 150 филиалов к тем 30, что у нас уже есть. В центральном офисе у нас сейчас работает 15 человек, есть также люди, занимающиеся исключительно продажами франшиз. Но мы стараемся не зацикливаться на бизнес-модели как таковой, а хотим развивать сам продукт и идею.
Во франчайзинге многие сегодня оперируют цифрами: вложите 100 000 руб. – и с первого месяца зарабатывайте 1 млн. При этом мало кто говорит о продукте, перспективах, рынке вообще. Речь идет только о деньгах. Это ключевая ошибка, так как весь бизнес все равно держится на продукте: не будет его — не будет и денег. У нас же нет миллиардных бюджетов на рекламные кампании, поэтому мы заходим на рынок, заинтересовывая продуктом.
Фото: usnews.com
Реклама
Последнее десятилетие мир развивается невиданными темпами, а появление умных домов, электромобилей, роботов-пылесосов заставляет молодежь и старшее поколение увлекаться технологиями будущего. Родители все чаще ломают головы над тем, каким же современным премудростям обучить детвору, чтобы те со своим багажом знаний не только шагали в ногу со временем, но и правильно выбрали профессию, которая позволит хорошо зарабатывать и строить карьеру. В списке развивающих курсов, как правило, оказываются иностранные языки, бизнес-школы, и кружки по робототехнике.
«Обучение робототехнике — современный вариант кружков технического творчества. Полученные тут знания могут стать фундаментом для дальнейшего профразвития ребенка. То есть дети осознанно могут пройти в программисты, веб-дизайнеры, создавать игры или инновационный бизнес. Поэтому запуск новых курсов робототехники для детей можно считать интересным вариантом», — считает глава Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос.
«Сегодня» изучила перспективы запуска школы робототехники в Киеве.
1. Характеристика проекта
Открываем кружок технического творчества «Робофан». Планируем обучать детей от 5 до 17 лет знаниям на срезе технологий, программирования и математики. Расскажем, что такое «интернет вещей», «умный дом», робототехника, 3D-проектирование, 3D-печать и т. д. Все уроки будут проходить в формате геймификации: детвора будет собирать простейшие конструкторы, писать программки и заставлять мини-машинки двигаться. По расчетам, если в кружке будут ежемесячно обучаться 30 детей со средней стоимостью курсов в 4800 грн в месяц, проект «Робофан» окупится за год и восемь месяцев.
2. Стартовые затраты
Для запуска проекта нужно приобрести оборудование. Вложимся в 10—12 ноутбуков, модем-роутер, сканер, принтер, ксерокс, купим 20—30 разных наборов конструкторов (электрические, с возможностями программирования), 3D-принтер, видеопроектор, 2—4 мобилки. Итого: 460 тыс. грн.
- Как открыть магазин для будущих мам: бизнес-план
ЗОНИРОВАНИЕ. Наш кружок разделим на холл, кухню, санузел и класс. Чтобы оборудовать мини-кухню, на 20 тыс. грн купим электрочайник, микроволновку, холодильник и набор посуды. Из мебели нужны рабочие столы и стулья (скажем, 12 рабочих столов и 24 стула), пара-тройка диванчиков, шкаф для одежды, шкафы для техники и материалов. На это уйдет 70—80 тыс. грн. Итого: 100 тыс. грн
ЕЖЕМЕСЯЧНО. Нужно выделить 8—10 тыс. грн на закупку первоначального запаса канцтоваров, моющих, расходников для 3D-принтера и форс-мажоры. Еще 20—30 тыс. грн заложим на установку сигнализации и видеокамер в помещении. Итого: 40 тыс. грн.
ВСЕГО: 600 тыс. грн.
3. Текущие расходы
Арендуем помещение в 60—80 кв. м. на первом этаже. Важно, чтобы рядом была транспортная развязка, чтобы родители с детьми могли легко найти школу и спокойно добраться домой. Для этого подойдет помещение на Позняках с косметическим ремонтом. Аренда обойдется в 20—22 тыс. грн. Оплата ЖКУ, интернета, мобсвязи, доставки воды потянет на 8—10 тыс. грн. Итого: 32 тыс. грн.
КОМАНДА. Будут работать 2 администратора (через день, ставка — 500 грн за смену), 2 преподавателя (с техобразованием, например инженеры), один из которых — владелец бизнеса. Ставка для каждого — 8000 грн, плюс 10% вознаграждение за урок. Это позволит мотивировать учителей проводить уроки интересно и привлекать в кружок новых учеников. Наймем на полставки уборщицу (4000 грн) и бухгалтера (7000 грн). Итого: 42 тыс. грн.
ПОСТОЯННО. На покупку моющих средств, лампочек, канцтоваров, ремонт техники и форс-мажоры заложим 10—15 тыс. грн.
ВСЕГО: 89 тыс. грн.
- Как открыть онлайн-ресторан: бизнес-план
4. Маркетинг, реклама
Для развития «Робофана» важно наличие хорошего сайта. В его создание, покупку хостинга и домена сроком на год вложим 30—32 тыс. грн. На сайте разместим фото аудитории, данные преподавателей, список курсов и требования к подготовке детей, прайс с ценами, полезную информацию, контакты и адрес кружка. Со временем опубликуем фото выпускников, видеоотчеты с уроков и т. д. Будет и закрытая часть сайта: там разместим расписание уроков, домашние задания, успеваемость учеников и др. Еще закажем вывеску, штендер, наклейки на окна, флаеры, визитки (20 тыс. грн). Итого: 52 тыс. грн.
ПОСТОЯННО. На поддержку запасов рекламной продукции (визиток, флаеров, буклетов, дипломов) будем ежемесячно откладывать по 5 тыс. грн. Еще 5 тыс. грн уйдет на раскрутку наших групп в соцсетях, что позволит быстрее привлечь клиентов. Итого: 10 тыс. грн.
ВСЕГО: 52 тыс. грн на старте и 10 тыс. грн ежемесячно.
5. Окупаемость проекта
По данным рынка, стоимость двухчасового урока в кружке по робототехнике обходится в 300—400 грн. Поэтому если наберем 3 группы по 10 учеников, которые будут заниматься 3 раза в неделю, заработаем 144 тыс. грн в месяц. Минусуем 10% вознаграждения преподавателю (14 400 грн), остается 129 600 грн. Этого хватит, чтобы покрыть текущие (89 тыс.) и маркетинговые (10 тыс.) расходы (всего 99 тыс. грн). После их вычета останется 30 600 грн. С учетом стартовых (600 тыс.) и маркетинговых (52 тыс.) вложений (всего 652 тыс. грн) наш проект окупится за год и восемь месяцев.
Начинаем школу с видеоуроков
Наш бизнес-план школы робототехники проанализировал руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский. Эксперт считает, что сама идея создания современного кружка технического творчества весьма любопытна, но следует запускать этот бизнес за более скромные деньги.
«Родители будут вести детей в школу робототехники, если там будут креативные и коммуникабельные преподаватели, которые умеют рассказывать детям о новых знаниях в игровой форме. Поэтому брендом такого технического кружка может стать именно имя и фамилия конкретного преподавателя. Чтобы такую известность заработать, нужно показать свои компетенции в изучении языков программирования, создании прототипов роботов и других вопросах. Продемонстрировать эти знания можно, например, путем создания видеоуроков на канале YouTube», — предлагает Забловский.
По его словам, собственная видеоплатформа для уроков позволит продумать программу для обучения детворы и со временем создать полноценный курс по робототехнике для детей разного возраста.
«А если видеоуроки будут действительно популярны среди маленькой аудитории, можно предложить родителям и их детям обучение уже индивидуальное, например, по скайпу. Также можно на своем канале провести опрос: стоит ли открывать реальный кружок робототехники? И уже исходя из отзывов и пожеланий своих подписчиков делать выводы, стоит ли овчинка выделки», — разъясняет Забловский.
Сначала, по его словам, запускать новый кружок робототехники можно даже дома — если, конечно, есть свободное помещение.
«Изначально можно брать небольшие группы ребят по 2—5 человек и опробовать с ними первые методики обучения робототехнике. По реакциям, вопросам и увлеченности детворы можно будет понимать, что в ходе обучения стоит подкорректировать в программе. И если поток клиентов будет расти, имеет смысл искать помещение для аренды и оборудовать там полноценный учебный класс. То есть если вкладывать деньги в школу робототехники постепенно, сравнивая с уровнем спроса на эти услуги, то и затраты обязательно окупятся», — отмечает Забловский.
Оформляем все дела легально
Перед запуском школы робототехники для детей нужно оформить все разрешительные документы, говорят юристы. Во всех тонкостях этого процесса нам помог разобраться партнер Адвокатского объединения «А.Д.ХОК» Ярослав Добровольский.
«Внешкольное образование сейчас не требует лицензирования. Дело в том, что государство отменило лицензии, чтобы стимулировать развитие таких образовательных услуг. Теперь предпринимателям проще открывать внешкольные центры развития детей», — поясняет юрист.
Какие же документы нужны для предоставления внешкольных образовательных услуг? Для начала будущему предпринимателю важно определиться с организационно-правовой формой и зарегистрироваться как субъект хозяйствования.
«Для этого нужно обратиться с пакетом документов к государственному регистратору или нотариусу. Осуществлять предоставление образовательных услуг может как юридическое лицо, так и физическое лицо-предприниматель», — отмечает юрист.
После этого надо подыскать помещение для аренды и обратиться в Госпродпотребслужбу. Этот контролирующий орган проводит государственную санитарно-эпидемиологическую экспертизу и проверяет, соответствует ли помещение санитарным нормам.
Еще один визит потребуется в Госслужбу по чрезвычайным ситуациям: это ведомство должно определить, выполнены ли в помещении все нормы пожарной безопасности. При этом юристы советуют предпринимателям обратить внимание на следующий нюанс: поскольку предоставление образовательных услуг направлено на детей как клиентов, соответственно, контролирующие органы более тщательно проверяют соответствие помещений для аренды установленным нормам.
Также нужно помнить, что запуск образовательного кружка для детей всегда проходит согласование с органами местного самоуправления. Это значит, что перед открытием кружка необходимо письменно сообщить о намерениях в отдел образования соответствующего органа местного самоуправления, где будет работать кружок. Кстати, возможно, придется не только разработать учебные программы, но и согласовать эти материалы с местным отделом образования.
Ищем необычные ниши и фишки
Современные кружки технического творчества могут давать детям не только общие знания по математике, конструированию, робототехнике и другим направлениям. Для развития бизнеса, основанного на предоставлении образовательных услуг, можно выбрать и некую перспективную нишу, считают бизнес-эксперты.
«Можно обучать детей программировать, создавать мини-автомобили — багги с элементами умного оборудования, моделировать авиаконструкторы с возможностями программирования разной сложности полетов и т. д. Каждое из этих направлений — полноценная ниша для построения бизнеса по предоставлению образовательных услуг: дети, которые фанатеют от авиамоделирования или программирования, всегда найдутся и станут клиентами конкретного кружка технического творчества», — говорит Андрей Кривонос.
Но для стабильного развития этого бизнеса важно создавать соответствующую инфраструктуру, продолжают предприниматели.
«Например, рано или поздно понадобится протестировать возможности роботов, которых собрали и запрограммировали ученики. Поэтому важно предусмотреть место, где будут проходить такие тесты, если, скажем, комнаты для таких испытаний мало. Такие тестирования, если речь идет об авиамоделях, можно проводить на спортивной площадке. А вот проверки работоспособности и выносливости багги лучше проводить в чистом поле или на другой сложной местности, где нет людей», — говорит инженер из Николаева Анатолий Васютин.
- Ореховый сад и сырная ферма: какой бизнес открывают экс-бойцы
В свою очередь, Андрей Кривонос отмечает: поддерживать мотивацию детворы изучать новые вершины технического творчества поможет создание разного рода конкурсов, фестивалей и соревнований.
«Дети любят состязаться друг с другом. Поэтому если они будут знать, что могут стать лучшими на конкретном соревновании, они начнут активно к нему готовиться, придумывать что-то необычное, внимательно слушать и советоваться с наставником. Поэтому полезно организовывать состязания не только среди учеников одного кружка, но и договориться с другими школами, которые находятся в одном городе или даже области», — говорит Кривонос.
Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram
Реклама
Источник: Сегодня
Следите за нами в соцсетях
Подписывайтесь на нашу рассылку
Ок
Как приручить робота
Кружок робототехники как бизнес-идея
«Лига роботов» была основана в 2011 году как совместный проект студентов и преподавателей Новосибирского государственного технического университета. Организация представляла собой, скорее, клуб по интересам, участники которого занимались разработкой и конструированием робототехники, принимали участие в специализированных мероприятиях и организовывали семинары, конкурсы, конференции местного, всероссийского и международного уровня.
Со временем «Лига роботов» приобрела более четкую структуру, появились планы расширения на всероссийском уровне. У новосибирской команды за 4 года сформировался опыт организации сети кружков в городе и тиражирования этого формата в других городах. Командой были разработаны методики на более чем 150 уроков робототехники.
В 2015 году франшизу «Лига роботов» приобрел успешный московский предприниматель Павел Баскир, специализировавшийся на разработках в области IT-технологий.
На тот момент он хотел заняться образовательной робототехникой как бизнесом и специально искал готовые форматы.
«Лига роботов» была лучшей компанией по качеству и объему программ, опыту отчуждения своего образовательного продукта в другие города и харизме лидера.
К методикам и опыту «Лиги роботов» Павел добавил свой опыт и опыт коллег в области менеджмента для быстрого тиражирования в Москве и создания системного бизнеса.
Павел Баскир: «Я 18 лет проработал в IT-бизнесе, и так получилось, что я начал выходить из него. Стал рассматривать новые ниши, новые интересные направления, куда можно было бы направить свои ресурсы и приложить усилия. Образование было одним из 16-ти направлений, которыми я планировал заняться. Вот так получилось, что оно сейчас стало одним из основных. А пришел я в эту сферу, как и многие приходят в образование, – через собственного ребенка. Я мечтал научить его программированию.
Хотелось обеспечить ему доступ к современным средствам обучения программированию, которые в том числе связаны и с физическим миром. Так получилось, что на Новый год я подарил ему робототехнический конструктор. Его инженерные конструкции взаимодействуют с помощью программ с нашим реальным миром. Я понял, что это очень интересная тема для обучения и своему ребенку нужно давать эти знания системно. Понял, что на рынке кружков недостаточно и что бизнес сильно фрагментирован. Проанализировав конъюнктуру, я обнаружил, что в этом бизнесе есть интересные решения, и решил им заняться».
Стартовые вложения, организация деятельности и менеджмент
Когда Павел Баскир решил возглавить рассматриваемый проект, практического опыта в сфере образования у него не было. Но была возможность поиска новых путей и стратегий развития, было четкое видение необходимости формирования крепкой базы для актуализации технического образования среди детей и юношества.
С этими идеями и разработанным бизнес-планом наш герой обратился в департамент образования Москвы в поисках поддержки чиновников. Однако за 1,5 года «Лига роботов» и департамент так и не нашли приемлемой формы для взаимодействия.
Стартовые вложения в развитие компании составили около 4 млн рублей. Часть суммы была потрачена на приобретение франшизы проекта, остальные статьи расходов составило приобретение необходимого технического оснащения – вначале для обучения использовались робототехнические конструкторы Lego Mindstorm и Lego WeDo. Часть средств уходила и на маркетинг.
Павел Баскир: «Стартовали мы вдвоем – я и мой партнер. Он стал генеральным директором компании. Я пригласил его в проект практически сразу после того, как возникла идея. Мы с ним были знакомы до этого по бизнесу. Данная тема увлекла его, и ему захотелось поработать в этой сфере. Роли распределили так: я занимаюсь стратегией, а он – операционным управлением».
Методология преподавания и финансовые вопросы
«Лига роботов» – уникальная сеть кружков образовательно-развлекательного направления.
В компании создана своя школа подготовки преподавателей, через которую по всей стране уже прошло более 700 человек.
Сегодня в «Лиге» используют эффективную систему «трех КИТов», основанную на модели «школа-вуз-предприятие». Реализуемые КИТы (клуб инженерного творчества) – это:
1.0. Обучение школьников.
2.0. Студенческие проекты.
3.0. Коммерческие заказы.
В кружки робототехники принимают детей от 5 лет, возрастные категории постоянно расширяются.
На сегодняшний день в рамках курса обучения «Лиги роботов» разработано 16 семестровых курсов, которые предполагают не только изучение принципов роботостроительной инженерии, но и смежных дисциплин: механики, математики, физики и кибернетики. Студенты, работающие над реализацией собственных проектов, параллельно занимаются обучением школьников из КИТа 1.0.
Стоимость обучения в «Лиге роботов» в Москве составляет около 4,5 тысячи рублей в месяц.
Павел Баскир: «Основная расходная часть – это покупка оборудования и маркетинг. Это капитальные начальные затраты, а так, большая часть расходов – это, естественно, фонд оплаты труда преподавателей и оплата использования методик обучения».
«Лига роботов» – проект, который только начинает набирать обороты. На сегодняшний день сеть кружков «Лиги» охватывает такие города, как Москва, Краснодар, Махачкала, Новосибирск, Томск, Симферополь, Новомосковск. Бизнес-проект развивается также на территории Казахстана.
В планах открытие до 1000 площадок по всей стране, а также расширение образовательного контента.
«Лига роботов» в цифрах и фактах
Год основания
2015 год.
Стартовый капитал
4 млн рублей.
Штат
40 человек в бэк-офисе + 300 преподавателей +100 администраторов.
Срок выхода на самоокупаемость
1 год.
Годовой оборот в 2015 году
60 млн рублей
Годовой оборот в 2017 году
Вырос до 20 млн за учебный месяц.
Развитие сети
Работает более 100 площадок в Москве и области, где учатся около 6000 детей. Силами московской команды вместе с региональными партнерами открыты 6 площадок в Краснодаре и 4 в Махачкале.
Стоимость занятий в Москве и области
4,5 тыс. рублей в месяц.