Учет купленного автомобиля: налоги и бухгалтерские проводки

Источник: журнал «Главбух»

Помимо договора, главный документ, скоторого начинают учет купленного автомобиля — это акт приемки-передачи по форме № ОС-1 или по свободной форме. Кто его будет составлять — вы или продавец — зависит от того, новая машина или нет.

Так, на новые автомобили продавец, например автосалон, обычно выписывает накладные. Но акт по форме № ОС-1 автосалон не составляет, поэтому вам надо будет заполнить его самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то попросите у продавца, чтобы именно он составил данный акт. При этом включил туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете. А именно амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации. Вместо отдельного акта продавец вправе выдать вам УПД. Но соглашаться на этот документ можно только в одном случае — если все перечисленные нами данные продавец дополнительно укажет в универсальном документе. Это не запрещено (письмо ФНС России от 24 января 2014 г. № ЕД-4-15/1121). Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым машинам, а это вашей компании невыгодно.

В любом случае независимо от того, какую машину купили, на нее как на основное средство оформите инвентарную карточку (форма № ОС-6).

Когда у вас есть на руках акт, можно спокойно оформлять учет купленного автомобиля.

Определите первоначальную стоимость автомобиля

В первоначальную стоимость нужно включать цену автомобиля согласно договору, а также другие расходы, связанные с его приобретением (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01). Разберем, что относится к таким расходам, а что нет.

Госпошлина за регистрацию машины в ГИБДД. Ее безопаснее включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такое требование уже давно предъявляют чиновники (письмо Минфина России от 29 сентября 2009 г. № 03-05-05-04/61). И их позиция не изменилась. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то инспекторы могут обвинить компанию в занижении налога на прибыль Ведь, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

Проценты по автокредиту. Если для покупки автомобиля компания взяла кредит то проценты по нему не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам (письмо ФНС России от 29 сентября 2014 г. № ГД-4-3/19855). Но при этом проценты по кредиту нужно нормировать, то есть списывать в пределах ставки рефинансирования, умноженной на коэффициент 1,8 (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Входной НДС. Налог, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Компания вправе принять его к вычету в общем порядке.

Дополнительное оборудование. Налоговики считают установку любого дополнительного оборудования модернизацией, расходы на которую надо списывать через амортизацию (ст. 257 НК РФ). Поэтому безопаснее всего расходы на сигнализацию и прочий тюнинг включать в первоначальную стоимость автомобиля. Причем независимо от того, в салоне куплена машина или с рук.

Если вы готовы поспорить с инспекцией, то можете не включать дополнительное оборудование в стоимость машины. Ведь при его установке характеристики и назначение автомобиля не изменяются. Поэтому, если оно стоит больше 40 000 руб., его надо учесть как отдельное основное средство. А если меньше-то все расходы можно признать в текущем периоде (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2008 г. по делу № А05-12045/2007). Правда, по поводу некоторых видов оборудования судьи поддерживают налоговиков. Например, считают, что после установки отопителей (так называемой печки) эксплуатационные характеристики меняются — например, увеличивается моторесурс двигателей, уменьшается расход топлива. А значит, речь идет о дооборудовании (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2012 г. по делу № А19-6806/2011). Поэтому надо увеличивать первоначальную стоимость машины.

Что касается магнитолы, то она обычно входит в базовую комплектацию, то есть заложена в общей цене. Значит, автоматически попадает в первоначальную стоимость машины. Но если все же пришлось докупить магнитолу отдельно, то в бухучете в зависимости от стоимости (до 40 000 руб. или выше) такие расходы надо учитывать единовременно или списывать через амортизацию. В налоговом учете возможны претензии инспекторов. Они могут решить, что данные затраты необоснованны, так как не направлены на получение дохода. Некоторым компаниям в суде удается обосновать затраты следующими аргументами. Приобретение автомобильных магнитол направлено на обеспечение нормальных условий труда, психологическую разгрузку водителей. В итоге повышается производительность труда (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 июня 2011 г. по делу № А53-15050/2010).

Начисление амортизации

Главный вопрос по амортизации машин — с какого числа ее начислять?

В бухучете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект принят на учет в составе основных средств (п . 21 ПБУ 6/01). То есть амортизацию рассчитывают по любым машинам, пригодным к эксплуатации, даже если никто на них пока не ездит.

В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Дату, когда это случилось, желательно зафиксировать в акте о вводе автомобиля в эксплуатацию. Такой документ подтвердит, что компания начала использовать автомобиль. Следовательно, появилось право начислять амортизацию по нему.

Как только вы определитесь с датой начала амортизации, нужно установить срок полезного использования машины. В течение его можно будет списывать первоначальную стоимость.

По новым машинам возьмите срок из классификации основных средств (см. таблицы ниже). Там указан интервал, например, по легковым автомобилям срок может быть свыше трех до пяти лет включительно. Здесь воспользуйтесь законной хитростью — выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку.

Срок полезного использования легковушек

Автомобиль Срок полезного использования (код по Обще-российскому классификатору основных фондов)
Легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и выcшего класса Свыше 7 до 10 лет включительно. В ОКОФ это коды 15 3410130 — 15 3410141
Остальные легковушки Свыше 3 до 5 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410010

Срок полезного использования грузовиков

Автомобиль Срок полезного использования (код по Обще-российскому классификатору основных фондов)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны* Свыше 3 до 5 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410191
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно*, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410020
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн* Свыше 7 до 10 лет включительно. В ОКОФ это коды 15 3410195 — 15 3410197
Автомобили-тягачи седельные В ОКОФ это коды 15 3410210 — 15 3410216

* Грузоподъемность можно определить на основании ПТС (паспорт транспортного средства) или по сертификационной табличке, находящейся в машине.

Но основная сложность на практике возникает со сроком использования подержанных машин. Для них срок полезного использования можно уменьшить на период эксплуатации продавцом (п. 7 ст. 258 НК РФ). При этом транспорт нужно включить в ту же амортизационную группу, в которой он числился у продавца (п. 12 ст. 258 НК РФ). Но если бывший собственник не предоставит такую информацию, то надо будет определить срок как по новому автомобилю. А это невыгодно, поскольку срок полезного использования у них больше, чем у подержанных машин. Поэтому обязательно попросите бывшего собственника, чтобы в акте приемки-передачи машины были написаны амортизационная группа, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации.

Причем даже если срок использования получится менее года, автомобиль безопаснее амортизировать. Это позволит избежать претензий инспекторов. Например, компания приобрела машину. Срок полезного использования составляет 37 месяцев, срок эксплуатации продавцом — 27 месяцев. В этом случае понадобится начислять амортизацию как минимум в течение 10 месяцев.

Возможно, в учете продавца автомобиль полностью самортизирован. Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить, например, технический специалист компании исходя из состояния автомобиля. Но устанавливать короткий срок, например месяц, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее, не стоит. Ведь если компания при этом фактически будет эксплуатировать машину несколько лет, инспекторы посчитают расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Данные правила действуют и когда продавцом является предприниматель (письмо Минфина России от 6 октября 2010 г. № 03-03-06/2/172). Но если компания приобрела автомобиль у физлица, не являющегося предпринимателем, то срок полезного использования нужно определять как по новым основным средствам (письмо Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/525).

Кстати, есть законный способ сэкономить на налоге на прибыль. Для этого можно сразу же учесть в расходах 30 процентов первоначальной стоимости автомобиля в качестве амортизационной премии. И затем начислять амортизацию со стоимости, уменьшенной на сумму амортизационной премии (п. 9 ст. 258 НК РФ). Премию спишите на расходы в месяце, в котором компания стала амортизировать основное средство. Но в бухгалтерском учете начислять амортизацию по автомобилю надо в общем порядке без учета премии. Поэтому если компания применяет ПБУ 18/02, понадобится учитывать разницы.

Пример
Компания в октябре приобрела легковой автомобиль у другой организации. В этом же месяце компания зарегистрировала машину в ГИБДД и ввела в эксплуатацию. Договорная стоимость автомобиля составляет 236 000 руб., в том числе НДС — 36 000 руб. Согласно акту приемки-передачи срок полезного использования, определенный продавцом в налоговом учете, — 37 месяцев, период эксплуатации транспорта — 12 месяцев. Компания установила срок полезного использования основного средства 25 месяцев (37 — 12).

В учете бухгалтер отразил приобретение автомобиля так:

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 60
— 200 000 руб. — отражено приобретение основного средства;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 36 000 руб. — учтен НДС со стоимости автомобиля;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Госпошлина» КРЕДИТ 51
— 2000 руб. — перечислена госпошлина, в том числе за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства и номерных знаков;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 68 субсчет «Госпошлина»
— 2000 руб. — включена в первоначальную стоимость автомобиля сумма госпошлины;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»
— 202 000 руб. (200 000 + 2000) — автотранспорт принят к учету в составе основных средств;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 36 000 руб. — принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 236 000 руб. — уплачены денежные средства продавцу.

С ноября бухгалтер ежемесячно начисляет амортизацию по данному основному средству проводкой:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02
— 8080 руб. (202 000 руб. : 25 мес.) — начислена амортизация.

Заплатите транспортный налог

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Таким образом, если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем. Таким образом, сумму авансового платежа определите по формуле:

Сумму налога за год рассчитайте по формуле:

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример
Воспользуемся условиями примера выше. Допустим, что мощность приобретенного автомобиля составляет 102 л. с., ставка транспортного налога равна 32 руб. Сумма налога за 2014 год составляет 816 руб. (102 л. с. x 32 руб. x 3/12).

В учете бухгалтер отразил начисление и уплату налога:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»

— 816 руб. — начислен транспортный налог;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» КРЕДИТ 51

— 816 руб. — перечислен в бюджет транспортный налог.

Данную сумму бухгалтер включил в прочие расходы при расчете налога на прибыль за 2014 год.

Добавим, что авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11 апреля 2014 г. № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Покупка автомобиля

Итак, организация приобрела автомобиль, и первый вопрос, который сразу встает перед бухгалтером: как правильно отразить в учете покупку?

Во-первых, и в бухгалтерском, и в налоговом учете автомобиль признается основным средством, так как срок его полезного использования превышает 12 месяцев. Стоит автомобиль больше 10 000 руб., и используется он, как правило, организацией в целях извлечения дохода, поэтому по нему необходимо начислять амортизацию. Этого требуют правила бухгалтерского (п.п.4, 17 ПБУ 6/01 <1>) и налогового учета (п.1 ст.256 НК РФ).

<1> Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 18.05.2002 N 45н.

Во-вторых, согласно п.7 ПБУ 6/01 в бухучете автомобиль показывают по первоначальной стоимости. Она включает в себя все фактические затраты, связанные с покупкой машины. Кроме основной суммы, уплаченной поставщику, в нее могут входить, например, затраты на установку сигнализации, посреднические вознаграждения, информационные и консультационные услуги, проценты по кредиту, регистрационные сборы, государственные и таможенные пошлины.

К сведению: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 организация должна в 5-дневный срок после покупки автомобиля зарегистрировать его в ГИБДД МВД России. Эти расходы также включаются в первоначальную стоимость.

Первоначальная стоимость автомобиля в налоговом учете определяется несколько иначе, а именно: в ней не учитываются проценты по кредитам и суммовые разницы. Их бухгалтер должен отнести к внереализационным расходам.

Возместить из бюджета налог на добавленную стоимость по приобретенному автомобилю организация может после принятия его к учету в качестве основного средства при условии оплаты и наличия счета-фактуры (п.1 ст.172 НК РФ). Документом, подтверждающим факт ввода автомобиля в эксплуатацию, является акт о приеме-передаче основных средств по форме N ОС-1 <2>.

<2> Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».Обратите внимание: нередко на практике возникает ситуация, когда автомобиль принят к учету, от продавца получен счет-фактура, но расплачивается организация за покупку частями. Можно ли в этом случае возмещать НДС из бюджета частично в соответствии с оплаченными суммами? Представители налоговых органов, ссылаясь на п.9 новой редакции Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС <3>, действующей с 10.03.2004, однозначно отвечают: «Нельзя». В этом пункте сказано, что при приобретении основных средств «регистрация счета-фактуры в книге покупок производится в полном объеме после принятия» их на учет. Однако Постановление Правительства РФ N 914 определяет лишь правила регистрации счетов-фактур в книге покупок. <3> Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» в редакции, введенной в действие с 10.03.2004 Постановлением Правительства РФ от 16.02.2004 N 84.

Порядок зачета НДС установлен в НК РФ. В ст.172 НК РФ прописано, что вычеты сумм НДС «производятся в полном объеме после принятия на учет» основных средств. Ничего конкретного о необходимости полной оплаты продавцу не сказано. Поэтому с мнением налоговиков можно поспорить в суде. Примером положительного решения служит Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.04.2004 N А-33-10605/03-С3-Ф02-1329/04-С1. Суд указал, что после получения частичной оплаты продавцу с этой суммы надо сразу начислить в бюджет НДС, а следовательно, покупатель получает полное право принять налог к вычету.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о расходах по страхованию гражданской ответственности. Хотя они являются обязательными, и застраховать автомобиль владельцы, согласно п.2 ст.4 Закона N 40-ФЗ <4>, должны еще до регистрации машины в ГИБДД, включать их в первоначальную стоимость нецелесообразно. Ведь в этом случае списывать их в себестоимость придется через амортизацию в течение срока полезного использования автомобиля. Договор же обязательного страхования гражданской ответственности в силу ст.10 Закона N 40-ФЗ заключается на один год. Поскольку нормативные документы (НК РФ, ПБУ 6/01) конкретно не называют расходы по страхованию в числе необходимых для включения в первоначальную стоимость, бухгалтеру выгоднее их отразить в бухгалтерском учете в составе расходов будущих периодов (п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ <5>) на счете 97.

<4> Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», введен в действие с 01.07.2003 Федеральным законом от 23.06.2003 N 77-ФЗ.
<5> Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

В налоговом учете расходы по страхованию включаются в состав прочих в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций (п.2 ст.263 НК РФ), и уменьшают налогооблагаемую базу. В этом случае страховой взнос и в бухгалтерском, и в налоговом учете будет равномерно списан на расходы в течение года.

Пример 1. 18 января 2005 г. ООО «Торгсервис» купило автомобиль «Газель» по цене 177 000 руб., в том числе НДС 18% — 27 000 руб. Был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) сроком на один год — с 18 января 2005 г. по 17 января 2006 г. Стоимость страховки составила 4030 руб. Расходы по регистрации в ГИБДД обошлись в 2300 руб. (деньги выдавались сотруднику под отчет). На автомобиль сразу установили сигнализацию за 10 325 руб., в том числе НДС — 1575 руб. В этом же месяце автомобиль ввели в эксплуатацию.

Поскольку договор страхования заключен 18 января 2005 г., то уже в этом месяце часть страхового взноса нужно отнести на расходы. Расчет делается так:

4030 руб. / 365 дн. х 14 дн. = 154 руб. 58 коп.

В январе в бухгалтерском учете фирмы сделаны следующие проводки:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Учтена стоимость купленного
автомобиля (177 000 — 27 000)
08 60 150 000
Учтен НДС 19 60 27 000
Выданы деньги сотруднику для
регистрации в ГИБДД
71 50 2 300
Учтены расходы по регистрации в ГИБДД 08 71 2 300
Учтена стоимость сигнализации
(10 325 — 1575)
08 60 8 750
Учтен НДС от сигнализации 19 60 1 575
Учтен автомобиль по первоначальной
стоимости в составе основных средств
(150 000 + 2300 + 8750)
01 08 161 050
Произведена оплата автомобиля и
сигнализации (177 000 + 10 325)
60 51 187 325
Предъявлен НДС к зачету из бюджета
(27 000 + 1575)
68 19 28 575
Перечислен страховой взнос ОСАГО 76 51 4 030
Отражены затраты по страхованию в
составе расходов будущих периодов
97 76 4 030
Списана на расходы часть страхового
взноса
20 97 154,58

После регистрации автомобиля в ГИБДД России организация признается плательщиком транспортного налога (ст.358 НК РФ). Сумма налога рассчитывается по данным технического паспорта и свидетельства о государственной регистрации исходя из мощности двигателя автомобиля.

Транспортный налог является региональным. Поэтому ставки налога, порядок и сроки его уплаты устанавливают сами субъекты РФ (ст.356 НК РФ). При этом НК РФ четко определены такие условия: принятые региональными властями ставки не могут быть более чем в пять раз меньше или больше ставок, установленных ст.361 НК РФ, и уплачивать налог нужно по месту регистрации автомобиля в ГИБДД. С точки зрения оптимизации расходов, данные условия должны быть интересны организациям, имеющим филиалы или подразделения в разных регионах. Им выгоднее зарегистрировать автомобиль и платить налог там, где ставки ниже.

Важно помнить, что в случае утилизации, то есть физической ликвидации автомобиля, начислять налог не нужно (Письмо ФНС России от 24.01.2005 N ММ-6-21/44@ «О транспортном налоге»). В качестве основания для принятия такого решения от организации, оказывающей подобные услуги, необходимо получить документы, подтверждающие дату и сам факт утилизации.

К сведению: после окончания налогового периода организация должна в срок, установленный законом субъекта РФ, представить в налоговый орган по месту нахождения автомобиля декларацию по транспортному налогу, утвержденную Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724. Заметим, что согласно разъяснениям Минфина России, данным в Письме от 27.01.2005 N 03-06-04-02/03, существующая форма и порядок заполнения декларации остаются актуальными до признания этого Приказа утратившим силу или принятия соответствующего нормативного акта Правительством РФ.

Автомобиль введен в эксплуатацию. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда автомобиль был введен в эксплуатацию, организация, согласно ст.259 НК РФ, обязана ежемесячно начислять по нему амортизацию. Сумма амортизации будет зависеть от срока полезного использования автомобиля. Правила бухгалтерского учета позволяют организации определить этот срок самостоятельно, в то время как для целей налогообложения нужно руководствоваться Классификацией основных средств <6>.

<6> Постановление Правительства РФ N 1 от 01.01.2002 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

К сведению: на основании этой Классификации автомобили в зависимости от класса и грузоподъемности могут относиться к третьей, четвертой, пятой и шестой амортизационным группам. Следовательно, срок их полезного использования может быть соответственно от 3 лет и 1 месяца до 5 лет включительно, от 5 лет и 1 месяца до 7 лет включительно, от 7 лет и 1 месяца до 10 лет включительно и от 10 лет и 1 месяца до 15 лет включительно.

Если вы приобрели подержанный автомобиль, то срок его полезного использования можно уменьшить на то количество месяцев, в течение которых этот автомобиль использовался прежним собственником. Такой порядок предусмотрен п.12 ст.259 НК РФ. Но подтвердить это необходимо документально, например, иметь справку или копию акта о списании основных средств по форме N ОС-4а от прежнего хозяина. Если фактически автомобиль ранее использовался дольше, чем определено Классификацией основных средств, то новый владелец вправе самостоятельно определить срок его полезного использования.

Нормативные документы устанавливают четыре способа начисления амортизации в бухгалтерском учете (п.19 ПБУ 6/01) и два — в налоговом (п.п.4, 5 ст.259 НК РФ). Среди них лишь линейный способ позволяет одинаково рассчитать амортизацию как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Поэтому в целях избежания расхождений в налоговых и бухгалтерских регистрах учета рекомендуем выбрать именно этот способ и установить единый срок службы автомобиля согласно Классификации основных средств. И не забудьте выбранный метод амортизации прописать в приказе об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Пример 2. Используем данные из предыдущего примера. Организация установила срок полезного использования «Газели» 5 лет, то есть 60 месяцев. Для начисления амортизации был выбран линейный способ как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Ежемесячная амортизация составит:

161 050 руб. / 60 мес. = 2684 руб. 17 коп.

Кроме того, ежемесячно относимая на расходы часть стоимости страховки составит:

4030 руб. / 12 мес. = 335 руб. 83 коп.

В феврале в учете будут сделаны проводки:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена амортизация по автомобилю 20 02 2 684,17
Списаны расходы по страховке 20 97 335,83

Обратите внимание: к дорогостоящему автотранспорту (легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам стоимостью соответственно более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб.) правила налогового учета (п.9 ст.259 НК РФ) требуют применять основную норму амортизации со специальным понижающим коэффициентом 0,5. В бухучете этого делать нельзя. Разъяснения по этому поводу даны в Письме Минфина России от 18.12.2003 N 04-02-05/2/81.

В настоящее время многие фирмы приобретают автомобили в лизинг (по договору финансовой аренды). Здесь также есть свои особенности. Статья 31 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» дает право по взаимному соглашению сторон применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Возможность применения коэффициента ускорения не выше 3 в налоговом учете четко прописана в п.7 ст.259 НК РФ.

Однако в бухгалтерский учет это право автоматически не переносится. Дело в том, что в целях бухгалтерского учета коэффициент ускорения можно применять только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка, линейный способ сделать этого не позволяет. В этой ситуации периоды списания стоимости автомобиля на расходы в бухгалтерском и налоговом учете будут разными. Совместить их можно, установив различные сроки полезного использования и подобрав оптимальное значение коэффициента ускорения в налоговом учете. Ведь закон не запрещает, например, в бухгалтерском учете, используя право самостоятельного определения срока полезного использования, установить его для автомобиля равным 5 годам, а в налоговом учете согласно Классификации основных средств — 7,5 года и применить коэффициент 1,5. Таким образом, при линейном способе начисления амортизации стоимость автомобиля будет отнесена на расходы и в том, и в другом учете за 5 лет.

Затраты на топливо

Стоимость бензина и других горюче-смазочных материалов в расходах весьма существенна. Поэтому правильный их учет важен и необходим. Организация может покупать бензин на АЗС как за наличный, так и безналичный расчет. В первом случае водитель приносит в бухгалтерию только чек ККМ (п.7 ст.168 НК РФ), и бухгалтер всю сумму по чеку включает в расходы.

Обратите внимание: если в чеке отдельно указан НДС, то принять его к зачету нельзя. Без счета-фактуры зачет НДС невозможен. Кроме того, сумму НДС в этом случае нельзя учесть и в расходах при расчете налога на прибыль. Выделенный в чеке НДС нужно учесть на счете 19, списав затем за счет «чистой» прибыли, и не включать сумму НДС в книгу покупок. Такова позиция налоговиков, сформулированная в Письме от 10.10.2003 N 03-1-08/296311-АЛ268 «О порядке выставления счетов-фактур и налоговых вычетах по налогу на добавленную стоимость в связи с принятием Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ». Они утверждают, что принять НДС к вычету возможно лишь в том случае, если сумма налога выделена отдельной строкой и в счете-фактуре, и в самом кассовом чеке.

Однако арбитражная практика показывает, что с налоговиками можно поспорить и выиграть дело в суде. Например, в Постановлении от 17.06.2003 N А48-306/03-19 ФАС Центрального округа указал, что ст.172 НК РФ позволяет принимать НДС к вычету не только на основании счетов-фактур, но и на основании «иных документов».

В решениях судов подчеркивается, что расходы по приобретению бензина на АЗС носят производственный характер — они подтверждены кассовыми чеками, поэтому налогоплательщик обоснованно возмещает НДС, включенный в стоимость ГСМ. Смотрите, например, Постановления ФАС Уральского округа от 10.07.2003 N Ф09-1990/03АК и от 08.07.2003 N Ф09-1961/03АК. Эти дела были выиграны налогоплательщиками, хотя НДС в кассовых чеках не был выделен вообще.

Безналичный расчет, несомненно, более выгоден для фирмы. Во-первых, предлагаемые поставщиками по таким вариантам расчетов скидки снижают стоимость топлива. Во-вторых, они выдают счет-фактуру, поэтому «входной» НДС можно возместить без проблем. Фирма покупает у автозаправочной станции талоны или топливные карты на нефтепродукты и выдает их водителям. По ним они заправляют машины, получая каждый раз на АЗС чек, который затем представляют в бухгалтерию.

Выгода расчетов по топливным картам состоит в том, что на конец месяца поставщик представляет акт и подробный отчет о том, когда, сколько и какого было куплено и отпущено топлива. На основании этого отчета топливо приходуется и списывается в бухгалтерском и налоговом учете. Авансовый отчет, необходимый для списания ГСМ при расчетах по талонам, не требуется. Кассовые чеки АЗС необходимы лишь для контроля.

Мы рассмотрели, какие документы подтверждают расходы на ГСМ, признаваемые для целей налогообложения. Теперь поговорим об экономическом обосновании этих затрат. Для этого организации чаще всего используют путевые листы.

К сведению: формы путевых листов для разных категорий автомобилей входят в состав альбома унифицированных форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Необходимо отметить, что если организация оказывает транспортные услуги, то путевой лист одновременно служит актом сдачи-приемки работ (услуг).

Несколько слов о нормах на ГСМ. Глава 25 НК РФ вообще не дает каких-либо указаний по нормированию таких расходов. Это означает, что все фактически израсходованные на ГСМ средства могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Ранее организация для проверки правомерности списания топлива обязана была брать за основу Нормы, утвержденные Минтрансом России 29.04.1997 N Р3112194-0366-97. Теперь же эти Нормы в новой редакции <8> носят рекомендательный характер.

<8> Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утв. Минтрансом России 29.04.2003 N Р3112194-0366-03. Срок их действия до 01.01.2008.

Организация вполне может разработать свои собственные нормы по расходованию ГСМ, исходя из конкретных технических характеристик автомобиля, времени года, сложившейся статистики. Их необходимо утвердить приказом руководителя. Разработанные нормы могут быть выше, чем рекомендованные Минтрансом. Для налоговиков это не может служить основанием для непринятия их в целях налогообложения прибыли. Ведь единственное требование ст.252 НК РФ — чтобы все расходы организации были экономически оправданны и документально подтверждены.

Затраты на ремонт

Автомобиль, как и любая техника, может ломаться, поэтому без расходов на ремонт при его эксплуатации не обойтись. Ремонтные работы могут проводиться как сторонними организациями, так и собственными силами. Кроме стоимости запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, в них включаются расходы на оплату труда работников, занятых на ремонте, а также другие расходы, связанные с его проведением.

Налоговый кодекс РФ позволяет такие расходы учесть сразу и в полном объеме. Однако это не всегда удобно для организации. Затраты на ремонт бывают столь велики, что единовременное включение их в себестоимость значительно снижает конечный финансовый результат работы — прибыль. Поэтому в целях обеспечения более равномерного включения расходов по ремонту в себестоимость п.1 ст.260 НК РФ предоставляет организации право создавать резерв под предстоящий ремонт основных средств. Порядок его формирования установлен ст.324 НК РФ. В бухгалтерском учете эти средства учитываются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отчисления в резервный фонд включаются в себестоимость равными долями в течение всего года.

Фактические затраты по ремонту автомобиля при созданном резервном фонде в состав расходов текущего периода не включаются. Они списываются за счет средств этого резерва. Только по окончании года сумма превышения фактически осуществленных расходов над созданным в течение года резервом включается в состав прочих расходов.

В обратной ситуации остаток средств резерва для целей налогообложения в конце года включается в состав доходов налогоплательщика. При этом нужно помнить, что в бухгалтерском учете излишне зарезервированные суммы сторнируются (п.69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств <9>), а в составе внереализационных доходов они не учитываются.

<9> Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Пример 3. ООО «Стрела» на основе произведенных расчетов, согласно ст.324 НК РФ, приняло решение в 2004 г. сформировать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в сумме 132 000 руб. За 11 месяцев года за счет этого резерва осуществлены ремонтные работы на 115 000 руб. (без НДС). В декабре был произведен ремонт двигателя автомобиля «ВАЗ-21099» — за него заплатили 10 561 руб., в том числе НДС — 1611 руб.

В декабре в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие проводки:

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Машины и техника необходимы в деятельности практически любой организации. Однако в период кризиса, когда бюджеты организаций и так урезаны до предела, свободных денежных средств на покупку транспорта у компаний просто нет, но необходимость осталась по-прежнему. В этой ситуации бизнес сможет выручить приобретение автомобилей в ЛИЗИНГ. Организации, не располагающие достаточным капиталом, выбирают наиболее подходящую лизинговую компанию и составляют с ней договор лизинга, в котором предусмотрено, что по окончании договора имущество переходит к лизингополучателю посредством выкупа. Компания выбирает необходимый автомобиль, вносит авансовый платеж лизингодателю и через определенное время получает транспортное средство в свое распоряжение. Обычно в договор лизинга также включается и график уплаты лизинговых платежей, по которому и происходит оплата имущества – постепенно и равномерно. А после выплаты всех причитающихся по договору платежей, если это предусмотрено договором, к лизингополучателю, наконец-то, переходит и право собственности на автомобиль.
Внутренние моменты лизинговой сделки регулируются составленным между компаниями договором, а вот правовые и организационно-экономические особенности закреплены в Федеральном законе от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон N 164-ФЗ), а также в Гражданском кодексе РФ (далее ГК РФ).
В соответствии со ст. 2 Закона N 164-ФЗ по договору лизинга лизингодатель должен приобрести в собственность указанный лизингополучателем автомобиль у продавца и предоставить его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование в предпринимательских целях.

А вот обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей в соответствии с п. 3 ст. 28 Закона N 164-ФЗ наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором. Осуществляется же передача лизингового имущества лизингополучателю на основании Акта о приеме-передаче (форма N ОС-1).
Автомобиль, приобретаемый в лизинг, по условиям договора может находиться как на балансе лизингодателя, так и на балансе лизингополучателя, но в нашей статье мы будем рассматривать встречающийся чаще всего второй вариант (автомобиль находится на балансе лизингополучателя).
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ:

Общий порядок бухгалтерского учета операций по договорам лизинга прописан в приказе Минфина РФ от 17.02.1997 N 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (далее — приказ N 15).
В п. 4 данного приказа N 15 как раз отражен порядок бухгалтерского учета в случаях, когда имущество учитывается на балансе лизингополучателя.

В соответствии с п. 8 приказа N 15 стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, отражается по дебету счета 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства». Затраты, связанные с получением лизингового имущества, и стоимость поступившего лизингового имущества списываются с кредита счета 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств» в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное имущество».

При этом под стоимостью лизингового имущества понимается вся сумма платежей, причитающихся по договору лизинга, включая выкупную цену (если она предусмотрена).
Амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга.
В бухгалтерском учете амортизационные отчисления отражаются по дебету счетов учета издержек производства (обращения) в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств».

Начисление же причитающихся лизингодателю лизинговых платежей отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам». Срок полезного использования автомобиля, полученного по договору лизинга, который учитывается на балансе лизингополучателя, определяется лизингополучателем самостоятельно в порядке, предусмотренном п. 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

При выкупе лизингового имущества в соответствии с п. 11 приказа N 15, его стоимость на дату перехода права собственности списывается с забалансового счета 001 «Арендованные основные средства». Одновременно с этим производится запись на эту стоимость по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация собственных основных средств».
Очень часто, дабы обезопасить себя от резких колебаний курса рубля, договоры лизинга составляются в иностранной валюте. В результате чего в организации возникают курсовые разницы.
С 1 января 2007 года учет курсовой разницы в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с п. 11-14 раздела III «Учет курсовой разницы» ПБУ 3/2006 (утвержденным приказом Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н).

«Курсовая разница — разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату данного отчетного периода, и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода». (п. 2 ПБУ 3/2006).

Также важно, что все разницы, связанные с изменениями курсов валют, в том числе, по выраженным в иностранной валюте активам или обязательствам, подлежащим оплате в рублях, рассматриваются теперь для целей бухгалтерского учета как курсовые. Пересчет же стоимости обязательств, выраженных в иностранной валюте, производится по курсу, действующему на отчетную дату (п. 8ПБУ 3/2006).

Стоимость выраженных в иностранной валюте вложений во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы и др.), материально-производственных запасов и других активов в соответствии с п. 9 ПБУ 3/2006 принимается в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой эти активы принимаются к бухгалтерскому учету. После же принятия к бухгалтерскому учету этих активов пересчет их стоимости в связи с изменением курса не производится на основании п. 10 ПБУ 3/2006.

На основании п. 5 ПБУ 3/2006 пересчет в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости актива или обязательства, подлежащего оплате в рублях, производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ. Но если законом или соглашением сторон установлен иной курс, то пересчет стоимости актива или обязательства производится по иному курсу.

Как правило, стороны в договоре определяют, как будет определяться рублевый эквивалент обязательства. Специально для этой цели закрепляется дата исполнения обязательства и курс. Чаще всего стороны устанавливают величину обязательства на дату оплаты, а курс привязывают к курсу ЦБ РФ с некоторым увеличением ставки. Допустим, в договоре может быть прописано: «курс доллара США, установленный ЦБ РФ на день оплаты, плюс 2 процента»

Существует мнение, что если стоимость услуги по условиям договора определяется по курсу на дату оплаты, то при предварительной оплате (авансе) сумма обязательства в дальнейшем уже не изменится. Поэтому если в договоре лизинга сказано, что уплата и начисление платежей осуществляются на дату, указанную в графике платежей, это как раз и означает — на дату оплаты.
Поэтому в бухгалтерском учете переоценивать рублевый аванс, эквивалент которого определен в условных единицах на дату оплаты, нет необходимости.

Курсовая разница по таким обязательствам в бухгалтерском учете не возникает, а как следствие, не возникает и суммовая разница.
Но чтобы не рисковать и не столкнуться с претензиями налоговиков, лучше все-таки отражать курсовые разницы в бухгалтерском учете. Если лизинговый платеж произведен до его начисления в учете, то на счете 76 «Задолженность по лизинговым платежам» образуется дебиторская задолженность. На счете 76 субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» отражается образовавшаяся из-за изменения курсов разница, и, в зависимости от изменений курса доллара, означает задолженность либо лизингополучателя (когда курс повышается), либо лизингодателя (когда курс понижается).

Счет 76 корреспондирует с 91. Субсчет счета 91 (1 или 2) выбирается в зависимости от того, снизился курс или повысился, доходы у организации или расходы.
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ:
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
В соответствии с п. 7 ст. 258 НК РФ имущество, полученное в финансовую аренду, включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой оно учитывается на балансе согласно договору лизинга. Лизингополучатель, учитывающий автомобиль на своем балансе, должен его амортизировать. Но перед этим машину нужно обязательно оценить. И в соответствии с п. 8 приказа N 15 в бухгалтерском учете первоначальная стоимость автомобиля будет равна сумме лизинговых платежей без НДС.

Таким образом, первоначальная стоимость определяется как сумма расходов лизингополучателя на приобретение, доставку, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором имущество пригодно для использования. Исключить из этой стоимости надо лишь суммы налогов, подлежащих вычету или отражаемых в составе расходов в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Лизинговые платежи за минусом сумм начисленной амортизации по принятому на баланс имуществу учитываются у лизингополучателя как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, и могут приниматься к расходам по налогу на прибыль.
Будьте внимательны! Если в договоре лизинга не выделена выкупная цена, то все расходы можно будет списать в том периоде, в котором они были произведены. Поэтому лизингополучателю намного выгоднее не разделять в договоре выкупную стоимость и лизинговые платежи.

Ну а если в договоре все же прописана выкупная цена, то расходы по уплате выкупной цены можно будет списать в налоговом учете только в том периоде, когда договор лизинга будет полностью исполнен. Чиновники же в своих письмах отстаивают противоположную точку зрения и указывают на то, что учитывать выкупную стоимость и лизинговые платежи необходимо раздельно. А сам лизинговый платеж надо отнести к прочим расходам только в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение и пользование. При этом выкупная цена предмета лизинга для целей налогообложения прибыли не учитывается (письма Минфина России от 27 апреля 2007 года N 03-03-05/104, от 4 марта 2008 года N 03-03-06/1/138, от 25 июня 2009 года N 03-03-06/1/428).

В подобных случаях суды принимают сторону налогоплательщика. По их мнению, несмотря на то, что в расчет лизингового платежа входит несколько составляющих, его нельзя рассматривать как несколько самостоятельных платежей (определение ВАС РФ от 21 мая 2008 года N 6373/08, постановления ФАС Московского округа от 17 мая 2007 года N КА-А41/2186-07, ФАС Московского округа от 21 января 2008 года N КА-А40/13000-07, ФАС Центрального округа от 11 февраля 2009 года N А35-1589/08-С21, ФАС Уральского округа от 29 января 2007 года N Ф09-12271/06-С3 по делу N А60-16332/06). В итоге можно сделать вывод, что в состав прочих расходов включается сумма платежа, которая рассчитывается по следующей формуле:

Срасх = Пллиз — Ам

где:
Срасх — сумма, учитываемая в составе прочих расходов;
Пллиз — лизинговый платеж;
Ам — начисленная амортизация.
Но чтобы избежать возможных проблем с налоговыми органами, лучше всего в договорах все же указывать более или менее реальную выкупную стоимость по договорам лизинга, т.е. не отклоняющуюся от рыночных цен более чем на 20% (ст. 40 НК РФ). Но если все же выкупная цена не определена, и вся сумма лизинговых платежей включена в расходы, то в суде налогоплательщик без проблем отстоит свою точку зрения.
Будьте внимательны! До 1 января 2009 года в соответствии с п. 7 — 9 ст. 259 НК РФ по легковым автомобилям, имеющим первоначальную стоимость более 600 000 рублей и полученным в лизинг, основная норма амортизации применялась со специальным коэффициентом 0,5.
С 1 января 2009 года данная норма отменена, и коэффициент 0,5 не применяется!
Для документального же подтверждения расходов по договору лизинга в соответствии с письмом ФНС РФ от 05.09.2005 N 02-1-07/81 достаточно наличия у лизингополучателя лишь договора лизинга с графиком платежей и акта приема-передачи лизингового имущества.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
В лизинговых операциях НДС к уплате в бюджет начисляет лизингодатель, а у юридического лица, выступающего в роли лизингополучателя, возникает право на возмещение предъявленного налога.
Специального порядка для вычета НДС при лизинговых операциях законодательством РФ не предусмотрено, что подтверждается и в письме Минфина России от 07.07.2006 N 03-04-15/131.
Ну а раз никаких особенностей не предусмотрено, то получается, что в случае включения сумм выкупной стоимости имущества в лизинговые платежи вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного лизингополучателем лизингодателю, следует производить лизингополучателю в полной сумме на основании счетов-фактур, оформленных лизингодателем по лизинговым платежам с учетом выкупной стоимости имущества.

Работники же налоговых органов не всегда согласны с заявленными к возмещению из бюджета суммами НДС, уплаченными лизингополучателями в составе лизинговых платежей. По их мнению, лизинговый платеж в целях исчисления НДС фактически содержит в себе два вида платежей: расходы по приобретению предмета лизинга и арендную плату за пользование лизинговым имуществом. Поэтому вычет НДС можно произвести только в той части лизингового платежа, которая является платой за вознаграждение лизингодателю. А вот налог в остальной части (в части выкупной цены) не подлежит вычету, так как предмет лизинга не принят к учету.

Что же касается судебных органов, то они не поддерживают такую позицию проверяющих и остаются на стороне налогоплательщиков. Аргументируют свою позицию судьи тем, что лизинговый платеж является единым платежом, и выделение из него части, приходящейся на стоимость переданного в лизинг имущества, и отказ в принятии к вычету уплаченного в этой части НДС незаконны и необоснованны (постановления ФАС МО от 25.04.2007 N КА-А40/1228-07, от 07.10.2005 по делу N КА-А40/8948-05).

Возместить НДС лизингополучатель имеет право только при наличии счетов-фактур, документов, подтверждающих их оплату, а также свидетельствующих о принятии арендованного имущества к учету в установленном порядке и использовании в производственной деятельности. И что очень важно, нормы законодательства не связывают право налогоплательщика на налоговые вычеты с переходом права собственности на арендованное имущество.
Таким образом, учитывая обширную положительную для лизингополучателей арбитражную практику по разным судебным округам, можно сделать вывод: есть большая вероятность того, что, придерживаясь данного варианта, организация выиграет дело в суде.
Теперь подробно разберем на конкретном примере покупку автомобиля в лизинг.
УСЛОВИЕ:
ООО «Ромашка» в декабре 2007 года получило по договору лизинга автомобиль NISSAN NAVARA от ООО «Василек». ООО «Ромашка» ежемесячно в течение12 месяцев – с декабря 2007 года по ноябрь 2008 года включительно — выплачивало ООО «Василек» лизинговые платежи в соответствии с графиком платежей. Автомобиль учитывается на балансе ООО «Ромашка». В сумму лизингового платежа входит выкупная цена. Оплата лизинговых платежей происходит в соответствии с графиком:

Платежи

Дата

Стоимость предмета лизинга в составе лизингового платежа, в т.ч. НДС, руб. (выкупная цена)

Сумма платежа с НДС к оплате, руб.

Плата за услуги лизинговой компании, в т.ч. НДС

21898,57

22895,62

997,05

3735,95

3906,05

170,1

3735,95

3906,05

170,1

3735,95

3906,05

170,1

3735,95

3906,05

170,1

1867,98

1953,03

85,05

1867,98

1953,03

85,05

1867,98

1953,03

85,05

933,99

976,51

42,52

933,99

976,51

42,52

933,99

976,51

42,52

436,96

456,85

19,89

Итого

45685,23

47765,29

2080,06

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ:
В декабре 2007 года необходимо сделать следующие проводки:
1) Дебет 76-6 Кредит 51 – 22895,62 руб. – перечислены денежные средства в уплату авансового платежа по договору лизинга;
2) Дебет 08 , субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга» Кредит 76, субсчет «Арендные обязательства» – 40479,05 руб. – отражена стоимость автомобиля, полученного по договору лизинга;
3) Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Арендные обязательства» — 7286,24 руб. – отражен НДС по лизинговым операциям;
4) Дебет 01 субсчет «Арендованное имущество» Кредит 08 субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга» — 40479,05 руб. – отражена стоимость автомобиля, полученного по договору лизинга.
Далее ежемесячно в течение срока действия договора лизинга производятся записи:
В декабре:
1) Дебет 76, субсчет «Арендные обязательства» Кредит 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» – 22 895,62 руб. — начислен лизинговый платеж;
2) Дебет 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» Кредит 51 — 22 895,62 руб. — перечислена сумма лизингового платежа лизингодателю;
3) Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19 – 3 492,55 руб. — принят к вычету НДС по части лизингового платежа, который ранее был выплачен как аванс;
4) Дебет 20 Кредит 02, субсчет «Арендованные основные средства» — 40479,05 руб. / срок полезного использования для целей бухгалтерского учета * коэффициент 0,5 — начислена сумма амортизации по принятому в лизинг имуществу;
Если сумма амортизации в бухгалтерском учете превышает сумму расходов в налоговом учете, то образуются постоянные налоговые обязательства (ПНО). В связи с этим необходимо будет сделать следующие бухгалтерские проводки: Дебет 99 Кредит 68 на следующую сумму: сумма амортизации минус расходы в налоговом учете, всё это умноженное на 24 % (с 01.01.2009 ставка налога на прибыль составляет 20 %).

Если образуется курсовая разница в результате изменения курса доллара на дату принятия к учету и дату оплаты, то делаются следующие проводки: Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Арендные обязательства» — на сумму: разница между новым курсом и старым курсом, умноженная на сумму платежа. В дальнейшем таким же образом начисляется амортизация за все месяцы.
Весь учет ведется в рублях, в перерасчете с учетом курса валюты.
В приведенном примере, в январе, феврале, марте, апреле необходимо будет сделать следующие бухгалтерские проводки:
1) Дебет 76, субсчет «Арендные обязательства» Кредит 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» – 3906,05 руб. — начислен лизинговый платеж;
2) Дебет 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» Кредит 51 — 3906,05 руб. — перечислена сумма лизингового платежа лизингодателю.
3) Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19 – 595,84 руб. — принят к вычету НДС по части лизингового платежа, который ранее был выплачен как аванс;
4) Дебет 20 Кредит 02, субсчет «Арендованные основные средства» — 40479,05 руб./ срок полезного использования для целей бухгалтерского учета * коэффициент 0,5 — начислена сумма амортизации по принятому в лизинг имуществу.
По окончанию договора лизинга в бухгалтерском учете организации делаются следующие бухгалтерские проводки:
1) Дебет 01 субсчет «Собственные основные средства» Кредит 01, субсчет «Арендованные основные средства» — отражен переход лизингового имущества в собственность лизингополучателя при условии погашения всей суммы предусмотренных договором лизинга лизинговых платежей;
2) Дебет 02 субсчет «Собственные основные средства» Кредит 02, субсчет «Арендованные основные средства» — отражен переход лизингового имущества в собственность лизингополучателя при условии погашения всей суммы предусмотренных договором лизинга лизинговых платежей.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Бухгалтерский учет лизинга при отражении имущества на балансе лизингополучателя

Если по условиям договора лизинга имущество учитывается на балансе лизингополучателя, при получении предмета лизинга в бухучете лизингополучателя стоимость имущества за вычетом НДС отражается по дебету счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

При принятии предмета лизинга к учёту в составе основных средств его стоимости списывается с кредита 08 счёта в дебет 01 счёта «Основные средства».

Начисление лизинговых платежей отражается по дебету 76 счёта, субсчёт , например, «Расчёты с лизингодателем» в корреспонденции со счетом 76, субсчёт, например, «Расчёты по лизинговым платежам».

Начисление амортизации по предмету лизинга производит лизингополучатель. Сумма амортизации предмета лизинга признаётся расходами по обычным видам деятельности и отражается по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счёта 02 «Амортизация основных средств, субсчёт амортизации лизингового имущества.

Налоговый учет лизинга при отражении имущества на балансе лизингополучателя

В налоговом учете лизингополучателя лизинговое имущество признаётся амортизируемым имуществом.

Первоначальная стоимость предмета лизинга определяется как сумма расходов лизингодателя на его приобретение.

Для целей налогообложения прибыли ежемесячная сумма амортизации определяется исходя из произведения первоначальной стоимости предмета лизинга и нормы амортизации, которая определяется исходя из срока полезного использования лизингового имущества (с учётом классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы). При этом лизингополучатель имеет право применить к норме амортизации повышающих коэффициент до 3-х. Конкретный размер повышающего коэффициента определяется лизингополучателем в диапазоне от 1 до 3-х. Данный коэффициент не применяется к лизинговому имуществу, относящемуся к первой-третьей амортизационным группам.

Лизинговые платежи за вычетом суммы амортизации по лизинговому имуществу относятся к расходам, связанным с производством и реализацией.

Пример учёта лизинга при отражении имущества на балансе лизингополучателя

Проводки по лизингу соответствуют расположенному по ссылке графику платежей за лизинг имущества

Лизингополучатель получил по договору лизинга легковой автомобиль, параметры графика платежей:

  • срок договора лизинга – 3 года (36 месяцев)
  • общая сумма платежей по договору лизинга — 1 479 655,10 рублей, в т.ч. НДС – 225 710,10 рублей
  • авансовый платёж (первоначальный взнос) – 20%, 236 000 рублей, в т.ч. НДС – 36 000 рублей
  • стоимость автомобиля – 1 180 000 рублей, в т.ч. НДС – 180 000 рублей

Предполагаемый срок использования лизингового имущества – четыре года (48 месяцев). Автомобиль относится к третьей амортизационной группе (имущество со сроком использования от 3 до 5 лет). Амортизация начисляется линейным способом.

Определим сумму ежемесячной амортизации в бухгалтерском учёте. Т.к. стоимость имущества (с учётом вознаграждения лизинговой компании) равна 1 253 945 рублей (1 479 655,10 – 225 710,10), ежемесячная амортизация составит 1 253 945 : 48 = 26 123,85 рублей.

Легковой автомобиль относится к третьей амортизационной группе, следовательно в налоговом учёте может быть установлен срок 48 месяцев. Ежемесячная норма амортизации – 2,0833% (1 : 48 месяцев х 100%), ежемесячная сумма амортизации – 1 000 000 х 2,0833% = 20 833,33 рублей.

В соответствии с пп.10 п.1 статьи 264 Налогового кодекса РФ сумма лизингового платежа, ежемесячно признаваемая расходами в целях налогообложения прибыли составляет 8 442,94 рублей (34 546 (лизинговый платёж) – 5 269,73 (НДС в составе лизингового платежа) – 20 833,33 (ежемесячная амортизация в налоговом учёте)).

Расход по договору лизинга ежемесячно в бухгалтерском учёте формируется за счёт амортизации (26 123,85 рублей), в налоговом учёте – за счёт амортизации (20 833,33 рублей) и лизингового платежа (8 442,94 рублей), итого в сумме 29 276,27 рублей.

Т.к. в бухгалтерском учёте величина расходов в течение 36 месяцев (срока договора лизинга) меньше, чем в налоговом, это приводит к возникновению налогооблагаемых временных разниц и отложенных налоговых обязательств.

В течение срока действия договора лизинга у лизингополучателя ежемесячно образуется налогооблагаемая временная разница в сумме 3 152,42 рублей (29 276,27 – 26 123,85) и возникает соответствующее отложенное налоговое обязательство в сумме 630,48 рублей (3152,42 х 20%).

Отдельно необходимо сказать об учёте аванса (первоначального взноса по договору). Возможны следующие ситуации:

1. Лизингодатель при передаче имущества в лизинг предоставляет счёт-фактуру на полную сумму аванса (в приведённом графике лизинговых платежей – на 236 000 рублей). В этом случае вся сумма авансового платежа авансового платежа за вычетом НДС в налоговом учёте признаётся расходами в целях налогообложения прибыли.

Хотелось бы отметить, что в рамках договора лизинга услуги оказываются на протяжении всего договора и у фискальных органов нет основания оценивать соблюдение критериев пп.4 п.2 статьи 40 Налогового кодекса РФ о сопоставимости лизинговых платежей, т.к. отдельные платежи не могут рассматриваться как отдельные сделки, а цена по договору лизинга должна анализироваться в совокупности по всем платежам договора.

2. Зачет аванса по договору лизинга производится равными платежами в течение всего срока лизинга. В этом случае расходами в налоговом учёте в целях налогообложения прибыли признаётся зачитываемая часть авансового платежа.

В приведённом примере графика платежей по лизингу предполагается, что счёт-фактура на аванс выдаётся лизингополучателю при передаче имущества в лизинг, т.е. в налоговом учёте при передаче имущества в лизинг отражаются расходы в сумме 200 000 рублей (авансовый платёж, являющийся лизинговым платежом, амортизация не вычитается, т.к. в первом месяце при передаче имущества в лизинг она ещё не начисляется). При этом одновременно возникает налогооблагаемая временная разница в сумме 200 000 рублей и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство в сумме 40 000 рублей (200 000 рублей х 20%).

По окончании договора лизинга лизингополучатель будет продолжать ежемесячно начислять амортизацию в бухгалтерском учёте в сумме 26 123,85 рублей. В налоговом учёте расходов не будет. Это приведёт к ежемесячному уменьшению отложенных налоговых обязательств в сумме 5 224,77 рублей (26 123,85 рублей х 20%).

Таким образом, по итогам договора общая сумма отложенных налоговых обязательств будет равна нулю:

40 000 (отложенное налоговое обязательство по авансовому платежу) + 22 697 (630,48 х 36 – отложенное налоговое обязательство по текущим лизинговым платежам) – 62 697 (5 224,77 х 12 – уменьшение отложенных налоговых обязательств за 12 месяцев начисления амортизации в бухгалтерском учёте после окончания договора лизинга).

Проводки в течение 12 месяцев после окончания договора лизинга

Дт 20 – Кт 02 (Амортизация собственных основных средств) – 26 123,85 (начислена амортизация по автомобилю)

Дт 77 – Кт 68 (Налог на прибыль) – 5 224,77 (отражено уменьшение отложенного налогового обязательства)

Существует также метод, при котором первоначальная стоимость предмета лизинга в бухгалтерском учёте равна затратам на приобретение автомобиля у лизингодателя, т.е. совпадает со стоимостью в налоговом учёте. В этом случае на 76 счете при принятии имущества к учёту отражается только задолженность по стоимости имущества.

Начисление лизинговых платежей осуществляется ежемесячно по кредиту 20 счета в корреспонденции с 76 счетом в сумме разницы между начисляемой амортизацией и суммой ежемесячного лизингового платежа.

Выбрать наиболее обоснованный вариант отражения лизингового имущества на балансе лизингодателя или лизингополучателя, а также согласовать с лизинговой компанией оптимальную схему отражения лизинговых платежей – весьма сложная задача, требующая хорошего знания специфики бухгалтерского учёта лизинговых операций и особенностей формулировок в договоре лизинга и первичных документах.

Вы можете отправить Заявку на лизинг, перейдя по ссылке Заявка на лизинг

Дополнительную информацию по лизингу, условиям финансирования и требованиям к клиентам вы можете найти в разделе Статьи о лизинге

Рекомендуем использовать Поиск по сайту

Статья будет полезна тем, кто хочет узнать больше о налоговом учете по договорам лизинга, а также о порядке учета лизинговых платежей в целом.

Как учесть лизинговые платежи

Прежде всего, следует понимать, что же такое лизинговый платеж. Для этого обратимся к пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ.

Так, под лизинговыми платежами понимается общая сумма начислений по договору лизинга за весь период действия документа. В нее входят такие платежи как:

· возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю;

· возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг;

· доход лизингодателя.

Договором лизинга определяются следующие параметры лизинговых платежей:

· размер;

· способ (форма) осуществления;

· периодичность выплат.

Имейте в виду: обязательства по перечислению лизинговых платежей вступают в силу с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга – пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ.

Лизинговые платежи – это расходы по обычным видам деятельности. Соответственно, бухгалтерия отражает их по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на нем для этого выделяется специальный субсчет) в корреспонденции с дебетом одного из счета учета затрат:

· счет 20 «Основное производство»;

· счет 23 «Вспомогательные производства»;

· счет 25 «Общепроизводственные расходы»;

· счет 26 «Общехозяйственные расходы»;

· счет 44 «Расходы на продажу».

Данный порядок предусмотрен:

· пунктом 9 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15;

· пунктами 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденных приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

Лизинговые платежи должны признаваться в расходах ежемесячно, на последнее число месяца.

Обратите внимание: сумма лизинговых платежей определяется договором лизинга, независимо от факта оплаты. В том числе в тех случаях, когда указанные платежи перечисляются ежеквартально, ежемесячно или в ином порядке. Об этом говорит пункт 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденных приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

Помимо этого, лизингополучатель может нести и дополнительные расходы. В частности, по:

· доставке и монтажу лизингового имущества;

· капитальному и текущему ремонту лизингового имущества.

При учете предмета лизинга на забалансовом счете указанные затраты относятся к расходам по обычным видам деятельности.

Расходы по содержанию и эксплуатации предмета лизинга, а также по его поддержанию в исправном состоянии учитываются в аналогичном порядке – пункт 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденных приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

Таким образом, расходы отражаются по дебету счетов:

· 20 «Основное производство»;

· 23 «Вспомогательные производства»;

· 25 «Общепроизводственные расходы»;

· 26 «Общехозяйственные расходы»;

· 44 «Расходы на продажу».

В корреспонденции с кредитом таких счетов, как, например:

· 10 «Материалы»;

· 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

· 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Обратите внимание: акт приемки-передачи услуг для документального оформления затрат составлять не обязательно – смотрите, например, письмо Минфина России от 30 января 2008 г. № 03-03-06/2/9.

Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то начисление причитающихся лизингодателю лизинговых платежей отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам». Пункт 9 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15.

То есть суммы причитающихся лизингодателю лизинговых платежей у лизингополучателя в этом случае расходом не признаются.

Налоговый учет лизинговых платежей

С НДС все просто.

Сумму налога, предъявленную лизингодателем в составе лизингового платежа, компания принимает к вычету в общем порядке, основываясь на положениях:

· подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса;

· пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса.

Минфин России также указывал на это, например, в письме от 7 июля 2006 г. № 03-04-15/131.

Первоначальная стоимость лизингового имущества определяется как сумма расходов лизингодателя на его (ст. 257 НК РФ):

· приобретение;

· сооружение;

· доставку;

· изготовление;

· доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Из указанной величины должны быть исключены налоги, подлежащие вычету или учитываемые в составе расходов согласно положениям Налогового кодекса.

Имейте в виду: расходы по оплате комиссии банка за ведение импортной сделки и составление паспорта сделки по приобретаемому в лизинг имуществу включаются в первоначальную стоимость такого имущества – письмо Минфина России от 24 сентября 2008 г. № 03-03-06/1/544.

Одновременно в первоначальную стоимость лизингового имущества не включаются расходы, которые несет лизингополучатель:

· в целях доведения предмета лизинга до состояния, в котором он пригоден к эксплуатации;

· при вводе лизингового имущества в эксплуатацию в соответствии с условиями договора лизинга.

Соответствующие разъяснения содержат письма Минфина России от:

· 25 июля 2012 г. № 03-03-06/1/359;

· 27 июля 2012 г. № 03-03-06/1/363;

· 19 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/594.

При списании расходов по приобретению основного средства, может применяться амортизационная премия по правилам пункта 9 статьи 258 Налогового кодекса. Финансисты напоминали об этом, к примеру, в письме Минфина России от 15 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/85.

Величина амортизационной премии устанавливается в зависимости от принадлежности лизингового объекта основных средств к определенной амортизационной группе. Ее размер:

· не более 30% первоначальной стоимости основных средств – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам;

· не более 10% – в отношении объектов основных средств, относящихся к остальным группам.

Данные затраты будут относиться к косвенным расходам того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации соответствующих основных средств.

Обратите внимание: получается, что оснований для применения амортизационной премии лизингодателем в случае, если предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, а также лизингополучателем при получении предмета лизинга во временное владение и пользование нет.

В случае применения амортизационной премии лизингодателем, положения об этом должны быть закреплены в налоговой учетной политике.

Кроме того, в отношении амортизации основных средств-предметов лизинга может быть применен специальный повышающий коэффициент. Его максимальное значение – 3.

Имейте в виду: данное правило не распространяется к основным средствам, которые относятся к I – III амортизационным группам.

Применение повышающего коэффициента – это право, а не обязанность налогоплательщика. Причем он может применять специальный коэффициент в размере, меньшем, чем 3. Положения об этом также закрепляются в налоговой учетной политике.

Если специальный коэффициент все же применяется, то он должен пропорционально уменьшить срок полезного использования соответствующих объектов основных средств – пункт 13 статьи 258 Налогового кодекса.

Помимо этого, следует помнить, что коэффициент должен устанавливаться на дату ввода предмета лизинга в эксплуатацию. Если же предмет лизинга передается новому лизингополучателю в связи с заменой стороны договора лизинга, то эта новая сторона имеет право установить специальный коэффициент по своему усмотрению (см., например, письмо Минфина России от 9 сентября 2013 г. № 03-03-06/1/37022).

Если амортизация по объекту лизинга в каждом периоде была меньше соответствующего лизингового платежа по графику, то после месяца начисления последнего такого платежа амортизация по объекту лизинга в налоговом учете начислять не будет. Ведь получается, что выплаты по договору лизинга уже признаны для целей налогового учета в составе амортизации и прочих расходов.

В том случае, когда налоговая амортизация в отдельные периоды превышала сумму лизингового платежа (например, если график лизинговых платежей предусматривает неравномерное внесение ежемесячных платежей), необходимость прекратить начисление амортизации с месяца после начисления последнего лизингового платежа может и не возникнуть.

Если договором лизинга предусмотрено, что имущество выкупается лизингополучателем, то цена такого выкупа не учитывается в составе расходов. Ведь после завершения договора лизинга, исходя из нее, в налоговом учете лизингополучателя будет сформирована первоначальная стоимость собственного основного средства, которое ранее было предметом лизинга. Минфин России указал на это в письме от 4 марта 2008 г. № 03-03-06/1/138.

С другой стороны, высшие арбитры в Определениях от 19 июня 2009 г. № 7362/09 и от 10 октября 2007 г. № 12038/07 сделали вывод, что в случае, когда выкупная стоимость определена в договоре лизинга, а не в отдельном договоре купли-продажи или дополнительном соглашении к договору лизинга, лизингополучатель вправе в целях налогообложения прибыли учесть весь лизинговый (сублизинговый) платеж (вне зависимости от его составляющих) в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, исходя из отсутствия в действующем законодательстве ограничения этого права. Получается, что в рассматриваемой ситуации выкупная стоимость имущества не формирует первоначальную, а цену выкупа можно учесть в прочих расходах.

Что касается лизинговых платежей, то они, за вычетом суммы амортизации по лизинговому имуществу, относятся к расходам, связанным с производством и реализацией.

Лизинговые платежи отражаются в составе прочих расходов на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Порядок учета лизинговых платежей установлен подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса.

Датой признания расходов по лизинговым платежам может являться (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ):

· дата расчетов, которая прописана в договоре лизинга;

· дата предъявления налогоплательщику документов, которые служат основанием для проведения соответствующих расчетов;

· последний день отчетного (налогового) периода.

В связи с тем, что законодательством о бухгалтерском учете предусмотрено, что лизинговые платежи должны списываться в размере и периоде, аналогичных порядку налогового учета, разниц и налоговых активов (обязательств), предусмотренных ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н), здесь не появляется.

Обратите внимание: признавать повторно одни и те же расходы в налоговых целях прямо запрещено пунктом 5 статьи 252 Налогового кодекса. Таким образом, общая сумма расходов, признанных в налоговом учете по одному объекту лизинга, как в качестве лизинговых платежей, так и в результате начисления амортизации, не должна в целом превышать сумму лизинговых платежей, предусмотренную договором лизинга.

Сумма расходов по договору лизинга, в конечном итоге, признается в полной сумме и в бухгалтерском и в налоговом учете. Однако сроки и способы признания, как мы успели увидеть, будут отличаться. Соответственно, такое положение приводит к формированию временных разниц и отложенных налоговых обязательств (ОНО).

В следующей тематической статье будет опубликован материал о порядке действий при утрате или гибели имущества, взятого/переданного в лизинг.

Резюме:

1. Под лизинговыми платежами понимается общая сумма начислений по договору лизинга за весь период действия документа.
2. Обязательства по перечислению лизинговых платежей вступают в силу с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга.
3. Лизинговые платежи – это расходы по обычным видам деятельности.
4. Лизинговые платежи должны признаваться в расходах ежемесячно, на последнее число месяца.
5. Сумму НДС, предъявленную лизингодателем в составе лизингового платежа, компания принимает к вычету в общем порядке.
6. Расходы по оплате комиссии банка за ведение импортной сделки и составление паспорта сделки по приобретаемому в лизинг имуществу включаются в первоначальную стоимость такого имущества.
7. Оснований для применения амортизационной премии лизингодателем в случае, если предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, а также лизингополучателем при получении предмета лизинга во временное владение и пользование нет.
8. В отношении амортизации основных средств-предметов лизинга может быть применен специальный повышающий коэффициент. Его максимальное значение – 3. Данное правило не распространяется к основным средствам, которые относятся к I – III амортизационным группам.
9. Применение повышающего коэффициента – это право, а не обязанность налогоплательщика. Причем он может применять специальный коэффициент в размере, меньшем, чем 3. Положения об этом закрепляются в налоговой учетной политике.
10. Признавать повторно одни и те же расходы в налоговых целях прямо запрещено пунктом 5 статьи 252 Налогового кодекса. Таким образом, общая сумма расходов, признанных в налоговом учете по одному объекту лизинга, как в качестве лизинговых платежей, так и в результате начисления амортизации, не должна в целом превышать сумму лизинговых платежей, предусмотренную договором лизинга.

Приобретение автомобиля юридическим лицом бухгалтерский учет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *