Современные качества нового специалиста в обществе информатизации

Библиографическое описание:

Родина Е. В. Современные качества нового специалиста в обществе информатизации // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 83-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1013/ (дата обращения: 30.05.2019).

Какими качествами должен обладать «новоиспеченный» специалист? Именно этот вопрос задает общество, а точнее руководители высших учебных заведений, потому что они выпускают этих самых специалистов в дальнейшее плаванье, и, конечно же, работодатели на конкурентоспособном рынке труда. Давайте не будем забывать, что общество сегодня – это постоянно меняющиеся информационные технологии и новые экономические условия развития жизни.

Несомненно, прогресс и социальные изменения создали потребность в качественно новом образовании, но отвечает ли университет этим современным требованиям?

Чтобы яснее увидеть и понять ситуацию, связанную с подготовленностью кадров, надо разобраться, какие именно потребности и спрос на качество каких специалистов необходим сегодня конкурентоспособному обществу.

Достижение необходимого качества образования в настоящий момент требует управляемого вмешательства в развитие российского образования, т.к. эволюционное движение образовательной системы отстает от современных потребностей социума. При этом можно заметить, что консерватизм образовательной системы практически исключает возможность проектирования социально востребованного развития внутри самой системы. Кроме социальной необходимости устойчивое развитие российского образования обусловлено явными общекультурными тенденциями, процессами глобализации. Неизбежность вхождения российского образования в мировое образовательное пространство также требует новых качеств и постановки новых целей в российском образовании (как, например, шесть положений о присоединении к Болонскому процессу).

Однако состояние российского образования в настоящий период во многом не соответствует тем социальным потребностям, для выполнения которых и создается система образования. Качество российского образования не отвечает мировым тенденция и требованиям в полной мере, доказательством служат многие нерешенные проблемы: отсутствие полноценного непрерывного образования, способствующего профессиональной, социальной, личностной адаптации человека любого возраста к изменяющимся условиям жизни; инновации в образовании больше ориентированы на изменение форм, а не на поиск новых видов деятельности и способов их освоения; конкурентоспособность выпускников российских образовательных учреждений остается крайне невысокой.

При всей неоднозначности бытующих в науке системных характеристик новой цивилизации нельзя не заметить, что все они указывают на кардинальное изменение, прежде всего, общей технологии социального развития, что закономерно влечет за собой новые требования к качеству человека, которое понимается как «соответствие его природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, Биосфере, Земле, Космосу с учетом происходящих изменений» (А.И. Субетто).

Качество человека проявляется в степени реализации его инновационного, творческого потенциала, в способности самостоятельно, собственными усилиями решать возникающие перед ним общественные, личные и профессиональные проблемы на основе их понимания, переживания, осмысления и поиска, безопасных для природы, окружающих людей и самого себя способов их продуктивного разрешения. Из этого следует, что современные образовательные технологии призваны инициировать и развивать, прежде всего, инновационные способности студентов. Формирование личностной сферы специалиста осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфической профессиональной среды, в которой он оказывается, приступая к учебе в высшей школе.

Сегодня применяемые принципы синергетики к анализу образовательных объектов, в том числе технологий, позволили раскрыть их принципиально новые характеристики:

– нелинейность (знания и опыт поведения не только наращиваются последовательно, по нормативно определенной линии, траектории благодаря сообщениям педагога, но и возникают спонтанно, субъективно, непредсказуемо благодаря процессам открытия их самими учащимися при поддержке педагога);

– незавершенность и открытость (информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом учащихся);

– неустойчивость и нестабильность (знания изменчивы, находятся, как и человек, в постоянном развитии, определяя возможность развития личности);

– относительная предсказуемость результатов образования (зависимость от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов развития личности);

– знания существуют и имеют значение для учащегося только тогда, когда из объективных, т.е. существующих независимо от человека, становятся субъективными, т. е. личностно значимыми;

– педагог знает гораздо больше, чем студент, но он не претендует на «полное и абсолютное» знание всего; как и студенты, вместе с ними и немного впереди, он постоянно приближается к знанию, убеждаясь вместе с ними в его вечной неполноте и неабсолютности, используя при этом личностный диалог, а не назидательный монолог;

– образование не дает готовые «рецепты» знаний и образцы поведения, оно предлагает многообразие их вариантов, обращаясь к природной потребности человека, выбирать, которая определяется как одна из гуманных характеристик, отражающих внутренний мир личности;

– однозначно установлен приоритет сознания над любыми внешними (бытием, политическими, экономическими, военными, социальными и т.д.) факторами: мир «открывается» перед студентом благодаря работе его сознания и мышления, как главной личностной ценности; педагог не «преподносит» мир в готовом для понимания виде, а работает с мирами сознания студента.

Сегодня востребуется специалист, который не только овладевает знаниями, умениями и навыками, но и реализует себя благодаря этим знаниям: развивает свой творческий потенциал, вступает в личностно-значимые коммуникации с окружающими людьми, культурой, проявляет охранительное отношение к природе и т.д. Повышается ценность личности, ее человеческих качеств, в связи, с чем меняется и отношение к образованию. Оно гуманизируется, его содержание наполняется культурными ценностями и нормами, которые становятся востребованными в педагогической деятельности и теоретическим положением гуманной педагогики, и в соответствии с ними образовательные технологии становятся более мягкими, тонкими, щадящими, вариативными, индивидуализированными.

Образование, получаемое в университете, должно помочь человеку не только стать специалистом, готовым к профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире, но и помочь реализовать творческие возможности, научить социальной ответственности. На приоритетные позиции в системе университетского образования сегодня выдвинут процесс формирования личности, что неизбежно сопряжено с такими проблемами, как гармонизация мира и человека, понимание человеческого статуса, взаимосвязи биосферы и Вселенной, необходимости научения жизни в условиях информационной среды.

Возникший вновь интерес к феномену среды во многом объясняется разработкой проблем личностно-ориентированного образования и становлением понятия «ситуация», обозначающего совокупность факторов, детерминирующих развитие. Ситуация развития личности является выражением «средовой» природы личностной социализации индивида, при котором меняется подход к управлению процессами развития и саморазвития личности: педагогическое взаимодействие осуществляется не через предметную деятельность, а через создание определенной среды развития личности, в которой развертываются жизненно значимые ситуации и события. Этим обусловлена актуальность проблемы проектирования и реализации возможностей образовательных сред (средовых условий) развития личности как ресурса качества образования. Особенно это значимо для исследования возможностей профессионально-ориентированной среды, в которой оказывается студент учреждения высшего образования.

И так сегодня необходимо глубоко осмысливать, что такое образованный человек, потому как нужен обществу высокообразованный человек – это не только безукоризненный специалист по своей области, но и человек, ориентирующийся в других сферах науки и культуры. Поэтому сегодня вместо понятия «профессионализм» все чаще начинают употреблять понятия «компетентность», «профессиональная компетентность».

Профессионализм – это хорошее владение своей профессией (технологиями обучения).

Компетентность же подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих в основном, высокопрофессиональный характер. Это, в первую очередь, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться; это гибкость мышления, умение подержать диалог, сотрудничество с окружающими, коммуникабельность и т.д.

Компетентностный подход задает принципиально иную логику организации профессионального образования, а именно логику решения задач и проблем не только и не столько индивидуального, сколько группового, парного, коллективного характера. Видение компетентности специалиста для наступившего века, по мнению многих ученых (В.В. Библер, А.Я. Данилюк, Т.И. Железновская, С.В. Мейен, И.И. Петрова, И.П. Подласый, В.М. Розин и др.), должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека.

Можно отметить по нашему мнению, важные особенности формирования и развития личности, чтобы она была наделена такими способами саморазвития и самосовершенствования для формирования профессиональной компетентности студентов в процессе обучения в вузе:

1) проектирование и организация образовательного процесса таким образом, чтобы были максимально задействованы и реализованы в деятельности межпредметные связи;

2) развитие профессионального мышления, рефлексии;

3) формирование у студентов потребности в профессиональном самосовершенствовании;

4) формирование профессиональной компетентности как интегрального качества личности с обозначением приоритетного компонента данного качества.

Многие исследователи компетентностного подхода в образовании, в качестве главного условия формирования компетентности в любой предметной области называют познавательную активность, имеющую определенную направленность и, прежде всего, профессиональную направленность. Познавательная активность позволяет накапливать информацию, овладевать методами познания, что проецируется в интеллектуальное развитие и способствует приобретению профессиональной компетентности.

Такой подход позволяет утверждать, что профессиональная компетентность высококлассного специалиста базируется на фундаментальном профессиональном образовании, эмоционально-ценностном отношении к любым видам деятельности, владении технологией профессиональной деятельности в сфере выбранной специальности.

Литература:

1. Козмински А. Роль высшего образования в реформировании общества в условиях глобализации: академическая надежность и стремление к повышению уровня вузов / Высшее образование в Европе. Том XXVII, — №4, — 2002.

2. Лебедева, Е. А. Управление качеством учебного процесса и деятельности преподавателя на основе учета удовлетворенности потребителей образовательных услуг / Е. А.Лебедева, Г. Б. Скок // Университет: управление, практика и анализ. № 5, — 2005.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. Под ред. Е.С. Полат. М.: Издат. центр «Академия», 2001.

4. Субетто А.И., Селезнева В.А. Качество образования как синтезатор проблем развития образования в России: мониторинг, квалиметрия, доктрина // Качество образования: концепции, проблемы: Материалы III международной науч.-метод. конф. – Новосибирск: НГТУ, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): российское образование, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, образовательная система, познавательная активность, творческий потенциал, качество человека, качество, образование, специалист.

Реферат

Задание № 1
Современным специалистам нужны следующие качества:
· наличие глубоких макроэкономических знаний;
· детальное знание рынка, законов его развития, специфики и динамики рыночных отношений в России и в других странах;
· стремление к доскональному освоению узкой специальности, являющейся для конкретного работника основной;
· свободная ориентация совокупности рыночных отношений, вих взаимозависимости и взаимообусловленности.
Кроме того, обязательны такие качества, как предприимчивость, ответственность, честность, принципиальность, скромность, физическое здоровье.
Вопросы:
1. Какими дополнительными качествами надо обладать современному специалисту, чтобы он был на “высоте положения”?
2. Какие особые качества необходимы специалисту в России ?
Ответ:
Дополнительнымикачествами современного специалиста будут являться:
— стрессоустойчивость;
— логическое мышление;
— стремление преодолевать препятствия;
— способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания;
— развитая интуиция;
— тактичность;
— уверенность в себе;
— контактность;
— дипломатичность.
Особые качества необходимые специалисту в России являются:
— способностьустанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми;
— быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью;
— умение разрешать конфликты, предупреждать их, а если это не удалось, способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемыепсихологическим стрессом;
— готовность обрабатывать информацию и на этой основе строить систему коммуникаций организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать;
— смелость принимать нестандартные управленческие решения – способность находить решения проблем в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны;
— идти на оправданный риск и навнедрение нововведений в организации;
— быть готовым к самоанализу- объективно оценивать свою позицию лидера, роль в организации, уметь какое воздействие менеджер способен оказывать на коллектив.
Задание № 2
Главная задача менеджера — максимизация прибыли, получаемой компанией. Вместе с тем все большее значение приобретают социальная ответственность менеджера перед обществом, егоконкретные действия, обеспечивающие решение социальных проблем, стоящих перед страной. В связи с этим существуют две позиции. Сторонники одной позиции считают, что социальные проблемы должно решать государство, а бизнес — только ”делать деньги”. Они обосновывают свою позицию тем, что социальной области ведут к снижению прибылей компании, ухудшению ее конкурентоспособности, росту издержек, которые в последующем ведутк росту цен (нанося ущерб потребителям) и другим отрицательным последствиям. Сторонники другой позиции считают, что бизнесмены имеют перед обществом моральные обязательства, и предпринимаемые ими действия, способствующие решению социальных проблем, могут оказать большую пользу предпринимателям, повысить их имидж в обществе и быть неплохой рекламой.
Вопросы:
1. Чью позицию вы разделяете ипочему?
2. Должен ли, по вашему мнению, предприниматель в современной России выполнять социальные обязательства перед страной и в каких формах?
3. Будет ли ему в конечном итоге это выгодно (в том числе в финансовом отношении)? Если выгодно, то почему?
· 4. В каких формах социальная поддержка может осуществляться российским бизнесом: в масштабах фирмы в масштабах региона, страны?
Ответ:
Я разделяю позициюномер два. Бизнесмены имеют перед обществом моральные обязательства и обязаны предпринимать действия способствующие решению социальных проблем. Предприниматель должен стремиться найти компромисс между получением прибыли и удовлетворением потребностей общества. Практически это означает, что социально ответственный предприниматель будет заниматься не всякой…

Направления и основные профессии в IT сфере

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.50 Подробности Обновлено: 21.12.2018 19:36 Опубликовано: 03.05.2017 15:13 Сергей Краковский Поделитесь в сети:

На данный момент стремительное развитие коммуникационных технологий открыло новую отрасль как IT сферу, которая на сегодняшний день, а также в ближайшем будущем, является наиболее развивающейся отраслью в мире. Поиск работы для IT специалиста с большим опытом не представляет никаких трудностей.

С быстрым развитием этой отрасли ощущается существенный недостаток этих профессий, причем не только в странах СНГ, но и на мировом рынке труда. Между прочим стоит сказать, что работа в IT сфере — это не моментальный заработок, который можно спутать с заработком в интернете, а непосредственно разработка IT продуктов, для чего требуется не только ВУЗ, но и курсы, самообразование и самосовершенствование.

Кроме стандартных навыков и знаний предмета, необходимо особое мышление в сфере IT-технологий. Это — доскональное владение многими современными языками программирования, способность интерпретировать и взаимодействовать с ними . Между прочим — это самый главный фактор, который наиболее сдерживает отбор наиболее опытных сотрудников.

​Если сказать простыми словами, то работа в IT компании без базовых знаний и определенного взгляда на IT-сферу просто бессмысленна. Вас, просто так, не будут обучать, как новичка с самых азов. Опытному специалисту также необходимо показать свой профессионализм и знания. Так или иначе, понадобится немало времени уделять самообразованию, ведь технологии постоянно совершенствуются и обновляются. Для того, чтобы понять специфику направления IT- сферы, необходимо более подробно рассмотреть основные направления. (Профессии в ИТ сфере).

Основные направления работы в IT сфере:

На данный момент запрос в поисковых системах работы IT отрасли занимает чуть ли не топовые позиции. Если Вы ни разу не сталкивались с этим направлением, то будет сложно понять специфику рабочего процесса. Как правило, человек, который ищет работу, в первую очередь реагирует на высокую заработную плату, которые предлагают для определенных специалистов этой сферы. На самом деле уровень заработной платы напрямую зависит не только от опыта и знаний сотрудника, но и от конкретной специализации. На сегодняшний день IT специальности можно условно разделить на три основных направления:

  • программисты (Программист). Это чисто интеллектуальный профессии, которые требуют профессиональных знаний в области языков программирования. Эти специалисты создают различные приложения, программы и др.;

  • Team leader — руководитель команды. Как и для обычного руководителя, их основная задача, помимо понимая и знаний основ информационных технологий, это способность к организации рабочих процессов команды профессионалов для выполнения поставленных компанией задач. Такой человек не просто должен ставить задачи, но и понимать суть и задачи процесса;

  • системные администраторы (Системный администратор). В большинстве случаев, это может быть целое подразделение специалистов, которые не принимают непосредственного участия в рабочем процессе, но несут ответственность за корректную и стабильную работу всего подведомственного оборудования и в основном уделяют внимание настройке и оптимизации сети. Уровень ответственности здесь настолько огромный, что даже малейший сбой в системе приводит к простою оборудования, потери важных данных и т.п.

Работа в IT для школьников и студентов – это пожалуй лучшее решение для начало основ этих профессий, так как параллельно с обучением основной специальности в учебном заведении приобретаются необходимые теоретичееские и практические навыки. Не стоит надеяться сразу на огромный заработок, ведь студент – это просто дипломированный специалист, а не профессиональный специалист или работник, а только лишь человек, имеющий теоретические знания. Одно из условий построения успешной карьеры в сфере IT-технологий заключается в приобретении опыта в нужном направлении . Человек, который пришел в эту без опыта в сферу IT только ради денег, обречен на неудачу.

Распространенные профессии в IT сфере:

Предлагаем Вам более подробно ознакомится о существующих профессиях, особенности и специфики работы, необходимые знания и навыки, а также возможности карьерного роста и заработной платы — Профессии в ИТ сфере.

Что такое IT (АйТи)

Современный офис не может обойтись без компьютера и без IT — специалистов — в просторечии АйТи. Что это за специалисты? Они делятся на айти-специалистов, кто занимается компьютерным оборудованием и тех, кто занимается программным обеспечением для компьютеров. Первые — системный администратор и инженер-разработчик компьютерного оборудования. Ко вторым относятся: программист, разработчик САПР, разработчики сайта. Разработчик сайта знает механизмы работы Интернет. Среди тех, кто разрабатывает сайт — есть веб-дизайнер, веб-программист. Если сайт уже создан, то им занимается руководитель интернет-проекта или менеджер интернет-проекта. Его задача — упралять всей системой управления сайтом,администратор сайта, модератор сайта, редактор контента сайта. Интернет-магазин это тоже интернет-проект. Но есть громадные интернет-порталы, которые посвящены информации того или иного рода. Каждая компания СМИ имеет собственный сайт и коллектив сотрудников — веб-программисты, веб-дизайнеры, администратор сайта и контент-менеджер. Отдельно отметим специалистов по SEO — специалист по оптимизации сайта и продвижению сайта, есть аналитики сайта, аудиторы сайта. Программное обеспечение, ПО, разрабатывается для бизнес-процессов компаний различного профиля: для компаний связи, для компаний транспорта, для производственных компаний. Цель таких программ — автоматизация процесса управления производством — АСУТП. Разработатанные программы проверяет тестировщик программ. Это востребованная профессия среди профессий АйТи. Для управления документооборотом компании применяют ERP-системы. В связи с этим востребованы программист 1C и SAP-программист. Наконец, крайне востребованными на рынке AйТи специалистов являются спецы по средствам защиты информации. Защита информации нужна каждому банку, каждой фирме, каждому госпредприятию. Разработка методов защиты информации суперинтеллектуальная и сверхнужная работа. Если вы приобретете такую АйТи профессию — вы будете обеспечены работой и деньгами на всю жизнь и сможете жить в любой стране.

Специалист ит

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *