Содержание

Новогодние подарки клиентам и партнерам: учет расходов

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ рассмотрели особенности налогового учета новогодних подарков клиентам. Организация планирует приобрести подарки со своим логотипом для клиентов к Новому году. Подарки будут передаваться клиентам не во время проведения официального мероприятия (переговоры, деловая встреча). Можно ли в таком случае отнести стоимость подарков к представительским или рекламным расходам и учесть при расчете базы по налогу на прибыль?

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются, в частности, прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ), перечень которых содержится в ст. 264 НК РФ.

В силу пп.пп. 22, 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы и расходы на рекламу.

Проанализируем возможность отнесения расходов, понесенных организацией в рассматриваемом случае, к рекламным либо представительским.

Когда стоимость новогодних подарков можно учесть в представительских расходах

В пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ указано, что в целях исчисления налога на прибыль учитываются представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.

Учет данных расходов производится в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ. В данном пункте уточняется, что к представительским расходам относятся расходы на:

  • проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для лиц, участвующих в переговорах;
  • транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

В целях налогообложения представительские расходы нормируются. В течение отчетного (налогового) периода они включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Из вышеприведенных положений ст. 264 НК РФ следует, что расходы, относящиеся к представительским, должны быть понесены в ходе проведения переговоров. При этом перечень затрат, которые относятся к представительским, является закрытым, расходы на приобретение подарков, сувениров для представителей других организаций этим перечнем не предусмотрены.

По мнению Минфина России, стоимость подарков (сувениров, призов), переданных представителям контрагентов во время деловой встречи, не может быть учтена в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли, поскольку такие затраты не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176, от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136).

В то же время специалисты налоговых органов допускают возможность признания в налоговом учете расходов в виде стоимости сувенирной продукции с нанесенной символикой организации представительскими расходами, если такая продукция вручается во время официального приема представителям организаций-контрагентов, участвующим в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества (письма УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2, МНС России от 16.08.2004 № 02-5-10/51, консультация Г.Г. Лалаева, советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса, к.э.н., доцента Государственного университета Минфина России). Позиция налоговых органов поддерживается судами (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 31.01.2011 № Ф05-16032/2010 по делу № А40-55061/2010, от 05.10.2010 № КА-А41/11224-10 по делу № А41-18513/08, ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 № А05-12045/2007, ФАС Уральского округа от 06.03.2008 № Ф09-184/08-С3).

Учитывая изложенное, считаем, что возможность учесть затраты на приобретение (изготовление) подарков для клиентов с символикой компании в качестве представительских расходов у налогоплательщиков имеется только в том случае, если подарки вручаются во время проведения официального мероприятия (переговоры, деловая встреча).

Новогодние подарки — в рекламные расходы

Подпункт 28 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает, что к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Налоговое законодательство не содержит расшифровки понятия «реклама». При этом п. 1 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства (если иное не предусмотрено положениями НК РФ).

Понятие рекламы дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ), согласно которому под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом в письме Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 № АЦ/4624 разъясняется, что в п. 1 ст. 3 Закона № 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Кроме того, в этом же письме поясняется, что распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

В рассматриваемой ситуации организация вручает приобретенные подарки исключительно своим контрагентам, то есть получатели подарков заранее определены и на них рассчитано количество подарков.

С точки зрения Минфина России, в ситуациях, когда круг получателей подарков известен (например, при дарении подарков организацией ее контрагентам (клиентам)), имеет место безвозмездная передача имущества, поэтому затраты на приобретение подарков не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль на основании п. 16 ст. 270 НК РФ (письма Минфина России от 08.10.2012 № 03-03-06/1/523, от 19.10.2010 № 03-03-06/1/653, от 08.10.2008 № 03-03-06/1/567, от 21.03.2003 № 04-02-05/1/24). Аналогичный вывод присутствует в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2010 № 16-15/108647@.

Вместе с тем следует отметить, что ФАС России в письме от 23.01.2006 № АК/582 (рассмотрев обращение ФНС России об отнесении сувенирной продукции к рекламе) сообщил, что нанесение юридическим или физическим лицом логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее) осуществляется в рекламных целях независимо от дальнейшего распространения данной продукции сотрудникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе.

Если следовать логике данного письма, то в случае, если на передаваемых контрагентам материальных ценностях (ручки, ежедневники, календари и т.д.) нанесен логотип или товарный знак организации, независимо от того, какому кругу лиц, ограниченному или неограниченному, предназначены подарки, их стоимость может быть включена в расходы на рекламу.

Отметим, что есть письма чиновников (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2), где с учетом вышеприведенного мнения ФАС разъясняется, что стоимость сувенирной продукции, содержащей символику организации и передаваемой в соответствии с обычаем делового оборота в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества представителям других организаций, учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в качестве расходов на рекламу. Если же сувениры не содержат логотипа организации и безвозмездно передаются организациям-контрагентам, то расходы на их приобретение не учитываются в целях налогообложения (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Ранее представители налоговых органов признавали рекламными, в частности, расходы, понесенные на приобретение (изготовление) подарков с наименованием и логотипом организации в рамках новогодней рекламной акции, в случае, когда решение о приобретении (изготовлении) подарков было принято с целью привлечения внимания и поддержания интереса к организации неопределенного круга лиц в целях реализации им услуг (письмо ФНС России от 09.02.2005 № 02-3-08/571 (с данным письмом можно ознакомиться в сети Интернет)). Смотрите также письмо УФНС по г. Москве от 26.08.2005 № 20-08/60490.

Суды также придерживаются мнения, что подарки (сувениры) с символикой организации относятся к рекламным расходам, отмечая, что нанесенная на них символика организации доступна не только получателю, но и всем лицам, с которыми он взаимодействует. Информация на сувенирах направлена на поддержание интереса к налогоплательщику и адресована неопределенному кругу лиц (постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 № 17АП-8697/09, ФАС Московского округа от 30.08.2007 № КА-А40/8398-07, от 16.11.2006 № КА-А40/10964-06, от 08.02.2006 № КА-А40/13572-05, ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2006 № Ф04-4820/2006, ФАС Уральского округа от 27.05.2009 № Ф09-3364/09-С3 (определением ВАС РФ от 28.09.2009 № 12305/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), от 28.05.2007 № Ф09-3313/07-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 07.05.2008 № А29-6646/2007).

В постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 № 18АП-161/2009 судом были не приняты доводы налоговых органов о том, что получатели сувенирной продукции конкретно поименованы — это клиенты Банка. При этом суд принял во внимание то обстоятельство, что в первичных документах организации отсутствует указание на конкретных лиц, для которых предназначалась изготовленная сувенирная продукция.

Согласно постановлению ФАС Московского округа от 28.09.2010 № КА-А40/10953-10 в ходе выездной налоговой проверки инспекцией было установлено, что в нарушение пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ общество неправомерно включило в состав расходов на рекламу затраты на изготовление конвертов и открыток, поскольку они не могут быть отнесены к рекламе, т.к. предназначены для конкретных лиц. Данный довод был отклонен судом, поскольку действующее законодательство не содержит норм, устанавливающих, что изготовление открыток и конвертов (без указания конкретных адресатов) относится к затратам, предназначенным конкретному кругу лиц. Суд также указал, что понятие «заранее известный круг лиц» не тождественно понятию «конкретные лица». В первом случае к такому кругу лиц относится целевая аудитория (потенциальные потребители, контрагенты), а во втором — речь идет об указании в рекламе (в данном случае — открытке) заранее известных лиц, в адрес которых будет направлена соответствующая открытка или конверт. В результате судом сделан вывод, что отнесение к расходам на рекламу затрат, связанных с приобретением и рассылкой конвертов с логотипом предприятия, изготовлением рекламных календарей, правомерно. Аналогичное мнение высказано в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 № А26-12427/2009.

Таким образом, с учетом официальной позиции и судебной практики, полагаем, что, если на передаваемых клиентам товарно-материальных ценностях (открытках с конвертами, ручках, ежедневниках, пакетах и др.) нанесен логотип или товарный знак организации, то независимо от того, какому кругу лиц, ограниченному или неограниченному, они предназначены, их передача может быть признана расходами на рекламу.

На наш взгляд, такая информация об организации, как ее логотип, наименование, адрес, телефон, сайт, указанная на подарках, в принципе, может стать доступной для широкого круга лиц. К примеру, лицо, получившее подарок, может продемонстрировать его своим коллегам, друзьям, знакомым, в результате чего они могут стать клиентами организации. В рассматриваемой ситуации организация не составляет список конкретных лиц, которым предназначены подарки, на самих подарках не указаны данные лиц, для которых они предназначены (информация не персонифицирована). Поэтому можно полагать, что условие о направленности на неопределенный круг лиц соблюдается. Отметим также, что вопрос о наличии в размещаемой информации признаков рекламы должен решаться организацией самостоятельно с учетом конкретных обстоятельств (п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37).

В силу п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу, признаваемые организацией, делятся на ненормируемые и нормируемые. Ненормируемые рекламные расходы перечислены в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Их перечень является закрытым. Затраты на приобретение (изготовление) подарков (нанесение логотипа) не включены в число ненормируемых расходов, значит (на основании абзаца 5 п. 4 ст. 264 НК РФ), они относятся к нормируемым и признаются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. При этом сверхнормативные рекламные расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (п. 44 ст. 270 НК РФ). Смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2.

Для признания рекламных расходов необходимо их соответствие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. В частности, они должны быть подтверждены документально. В НК РФ не приводится конкретный перечень документов, которыми налогоплательщик может подтвердить рекламные расходы. По нашему мнению, при раздаче контрагентам подарков (сувениров) к праздникам могут быть оформлены следующие документы:

  • приказ (распоряжение) руководителя организации о проведении мероприятия (рекламной акции, например приуроченной к празднику) и назначении лиц, ответственных за определенные его этапы (в том числе и раздачу сувенирной продукции);
  • требование-накладная (например, по форме M-11) либо иной документ, подтверждающий факт передачи сувенирной продукции ответственному лицу (списание ТМЦ со склада);
  • отчеты ответственных лиц об исполнении приказа (распоряжения) руководителя, на основании которых с них будут списаны выданные ТМЦ;
  • иные документы, подтверждающие факт несения расходов и их рекламный характер.

В случае, когда сувенирная продукция передается неограниченному кругу лиц (отсутствует признак персонифицированности), можно ограничиться указанием в отчетах только стоимости и количества переданных сувениров.

Также в целях подтверждения рекламного характера расходов на праздничные подарки для контрагентов организацией может быть разработано, например, положение о рекламе, в котором предусмотрено вручение подарков своим клиентам к определенным датам для поддержания положительного имиджа и укрепления деловых отношений.

В учетной политике для целей налогообложения организация может закрепить конкретный перечень расходов, относящихся к рекламным, порядок их документального подтверждения (перечень оформляемых документов), момент признания данных расходов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

НДС с новогодних подарков

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ как на возмездной, так и на безвозмездной основе признаются объектом обложения НДС.

При этом операции по передаче товаров в рекламных целях не освобождаются от налогообложения, за исключением товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Сумма НДС, предъявленная поставщиком таких товаров, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости таких товаров (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 № 16-15/13276).

Из норм главы 21 НК РФ следует, что распространение рекламной продукции, стоимость приобретения (создания) единицы которой превышает 100 руб., облагается НДС в общеустановленном порядке (смотрите, например, письма Минфина России от 16.07.2012 № 03-07-07/64, от 10.06.2010 № 03-07-07/36, от 27.04.2010 № 03-07-07/17, от 11.03.2010 № 03-03-06/1/123, УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 № 16-15/13276). Аналогичное мнение встречается в судебной практике (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2011 № Ф08-3892/11). «Входной» НДС по товарам (работам, услугам), переданным безвозмездно, принимается к вычету в общеустановленном порядке на основании ст. 171 НК РФ и ст. 172 НК РФ (смотрите дополнительно письма Минфина России от 10.04.2006 № 03-04-11/64, от 23.12.2015 № 03-07-11/75472).

Вместе с тем в судебной практике присутствует и иная точка зрения: передача в рекламных целях товаров (работ, услуг) не облагается НДС независимо от стоимости рекламной продукции, поскольку стоимость переданного является расходами на рекламу и такая передача не может рассматриваться как реализация (постановления ФАС Московского округа от 26.04.2011 № КА-А40/2112-11, от 25.06.2010 № КА-А40/6610-10.

В п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 (далее — Постановление № 33) сказано, что не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения НДС, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.

С учетом п. 2 Постановления № 33 специалисты Минфина России пришли к выводу, что объектом налогообложения НДС не является (независимо от величины расходов на их приобретение (создание)) передача каталогов и брошюр, бесплатно раздаваемых потенциальным покупателям. В то же время передача потенциальным покупателям блокнотов, ручек с логотипом компании, стоимость которых за единицу продукции превышает 100 рублей, облагается НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 23.12.2015 № 03-07-11/75489, от 23.10.2014 № 03-07-11/53626, от 19.09.2014 № 03-07-11/46938).

Учитывая изложенное считаем, что в рассматриваемой ситуации при передаче деловым партнерам подарков, расходы на приобретение (создание) единицы которых превышают 100 руб., следует начислить НДС с учетом п. 2 ст. 154, п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 167 НК РФ.

В заключение отметим, что наличие обширной судебной практики по рассматриваемому вопросу показывает, что нельзя полностью исключить вероятность возникновения претензий налоговых органов при учете расходов на праздничные подарки контрагентам. Поэтому организация вправе принять решение не учитывать данные расходы в качестве рекламных во избежание возможных налоговых споров. Если будет принято такое решение, передачу подарков необходимо будет отразить как безвозмездную передачу товаров. Соответственно, в этом случае нужно будет начислить НДС со стоимости всех подарков. «Входной» НДС можно будет принять к вычету при выполнении условий, установленных нормами п. 1 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ.

Пивоварова Марина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Источник: Журнал «Актуальная бухгалтерия»

Подарки партнерам по бизнесу. Учет расходов

Учесть расходы на подарки партнерам по бизнесу можно в составе представительских или рекламных расходов, если соблюдены определенные условия. Кроме того, можно оформить безвозмездную передачу подарков партнерам. От выбранного варианта зависит налоговый и бухгалтерский учет компании-дарителя

22.04.2015 Анастасия Урванцева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению компании «Кузьминых, Евсеев и партнеры», к.э.н.

Многие компании дарят подарки партнерам по бизнесу. В связи с этим у фирмы-дарителя возникает вопрос, как учесть расходы на покупку подарков при расчете налога на прибыль. Ответ на него зависит от способа документального оформления и источников финансирования.

Подарки партнерам как безвозмездная передача

Самый простой способ — оформить подарок партнерам как безвозмездную передачу. Источником финансирования будет чистая прибыль компании. Если подарок адресован не конкретному партнеру — физическому лицу, а фирме, он не должен быть дороже 3000 рублей (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).

При таком варианте затраты на приобретение подарков партнерам нельзя списать в расход в налоговом учете (п. 16 ст. 270 НК РФ; письмо Минфина России от 19.10.2010 № 03-03-06/1/653). В связи с этим в бухгалтерском учете у компании возникнет постоянное налоговое обязательство, если она применяет ПБУ 18/02 (п. 7 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Этот способ прост для дарителя, но не порадует компанию-партнера, ведь налог на прибыль со стоимости подарка придется заплатить ей. Отметим, что партнер вправе отказаться от подарка (ст. 573 ГК РФ).

Специального документа для вручения подарков третьим лицам нет, поэтому считаем возможным оформлять передачу подарков внутренними актами.

Безвозмездная передача признается реализацией, поэтому на стоимость подарка нужно начислить НДС.

ПРИМЕР

Для поздравления партнеров компания закупила шесть подарочных наборов (шампанское и конфеты) стоимостью 2750 руб. каждый (в т.ч. НДС — 419 руб.). Итого на подарки потрачено:

2750 руб. х 6 = 16 500 руб.

В т.ч. НДС:

419 руб. х 6 = 2514 руб.

Бухгалтерские проводки выглядят так:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— 16 500 руб. — оплачено за подарки партнерам;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 2514 руб. — выделен НДС со стоимости подарков партнерам;

ДЕБЕТ 10 (41) КРЕДИТ 60

— 13 986 руб. — оприходовано (подарки партнерам);

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «НДС»

— 2514 руб. — начислен НДС с безвозмездной передачи подарков партнерам;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10 (41)

— 13 986 руб. — отражен убыток от безвозмездной передачи подарков;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

— 2514 руб. — НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Налог на прибыль»

— 2792 руб. (13 986 руб. х 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство.

Подарки партнерам и представительские расходы

Некоторые компании вручают подарки партнерам на официальном приеме и проводят в учете расходы как представительские. Относятся ли к таким расходам затраты на приобретение презентов для деловых партнеров, Налоговый кодекс не разъясняет. Это приводит к спорам с налоговиками.

Расходы на подарки для передачи в рамках официального приема нельзя учесть по налогу на прибыль, поскольку они не поименованы в статье 264 Налогового кодекса (ст. 264 НК РФ). Такой позиции придерживается Минфин России (письмо Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176). По мнению чиновников, в представительские расходы можно включить только затраты на продукты питания и спиртные напитки для проведения официального приема и буфетного обслуживания.

Если компания-даритель все же приняла решение учитывать подарки партнерам как представительские расходы, то их нужно нормировать — учитывать в пределах 4 процентов от затрат на оплату труда (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Судьи позволяют учесть некоторые подарки в представительских расходах. Например, стоимость сувениров с символикой компании, которые вручаются партнерам на деловом приеме, по мнению судей, можно списать в расходы. Если такие затраты подтверждены документами, их можно учесть по налогу на прибыль в пределах норм (пост. ФАС МО от 31.01.2011 № КА-А40/17593-10, от 05.10.2010 № КА-А41/11224-10). Также к представительским можно отнести расходы на покупку цветов, шоколадных конфет, цветочных композиций для проведения приемов (пост. ФАС МО от 03.09.2010 № КА-А40/10128-10).

Отдельно следует сказать о подарках в виде алкоголя, если их учитывать как представительские расходы. Ранее налоговики считали, что решение деловых вопросов несовместимо с употреблением алкогольных напитков. Однако суды и Минфин России придерживаются иного мнения (пост. ФАС УО от 10.11.2010 № Ф09-7088/10-С2, ФАС СЗО от 16.07.2008 № А56-15358/2007; письмо Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136). Если затраты на алкогольную продукцию не превышают размеров, предусмотренных обычаями делового оборота, и правильно оформлены, то у компании есть все основания учесть их в расходах. Какая норма алкоголя считается допустимой, нигде не зафиксировано.

Из судебных споров ясно, что подарки партнерам можно учесть как представительские расходы при соблюдении следующих условий:

  • в течение налогового периода, когда дарились подарки, у компании-дарителя был официальный прием деловых партнеров;
  • документы на представительские расходы оформлены.

В бухгалтерском учете (в отличие от налогового) расходы на подарки деловым партнерам нужно принимать к учету в полном объеме и отражать в составе расходов по обычным видам деятельности (ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Согласно Плану счетов представительские расходы у производственных и торговых фирм учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Признать расходы нужно в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).

ПРИМЕР

Для поздравления партнеров компания закупила шесть подарочных наборов (шампанское и конфеты) стоимостью 2750 руб. каждый (в т.ч. НДС — 419 руб.). Итого на подарки потрачено:

2750 руб. х 6 = 16 500 руб.

В т.ч. НДС:

419 руб. х 6 = 2514 руб.

Фонд оплаты труда компании за 2011 г. — 600 000 руб.

Бухгалтерские проводки выглядят так:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— 16 500 руб. — оплачено за подарки партнерам;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 2514 руб. — выделен НДС со стоимости подарков партнерам;

ДЕБЕТ 10 (41) КРЕДИТ 60

— 13 986 руб. — оприходовано (подарки партнерам);

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10 (41)

— 13 986 руб. — списана стоимость подарков партнерам;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

— 2514 руб. — НДС принят к вычету.

Чтобы рассчитать норматив для налогового учета представительских расходов, нужно умножить ФОТ на 4%:

600 000 руб. х 4% = 24 000 руб.

В пределах этой суммы можно учесть затраты на покупку подарков в налоговом учете. В данном примере сумма затрат меньше норматива (13 986 руб. < 24 000 руб.), поэтому расходы учитываются при расчете налога на прибыль в полном объеме, постоянного налогового обязательства не возникает.

Подарки партнерам и расходы на рекламу

Можно оформить передачу подарков партнерам как рекламную акцию, рассчитанную на неопределенный круг лиц. Тогда расходы учитываются как рекламные в пределах 1 процента от выручки (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). Если на презентах есть логотип компании-дарителя, то обоснованность таких расходов не вызовет сомнений у контролеров (письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2). Однако, как правило, на дорогие подарки партнерам логотип фирмы-дарителя не наносится, поэтому «рекламность» этих расходов скорее всего придется доказывать в суде.

В данном случае компания-партнер может заплатить налог на прибыль с полученных подарков, если оприходует их у себя в учете. Но поскольку проследить по документам, кто именно получил подарок, невозможно, партнеры чаще всего решают не принимать презенты к учету и не платить налог.

Бухгалтерские проводки учета «рекламных» подарков совпадают с проводками по учету подарков в виде представительских расходов. В Налоговом кодексе перечень обязательных документов для подтверждения рекламных расходов не указан. Для того чтобы снизить риск претензий со стороны налоговиков, можно помимо документов на приобретение подарочной продукции оформить приказ руководителя о проведении рекламной акции, смету расходов на ее проведение и отчет по итогам акции.

Подарки партнерам — физическим лицам

Если рыночная стоимость подарков с учетом НДС не превышает для каждого одариваемого 4000 рублей и партнеры по бизнесу получают подарки от фирмы в текущем году впервые, то НДФЛ партнер платить не должен (п. 28 ст. 217 НК РФ). Также не платят НДФЛ физические лица — нерезиденты РФ (п. 2 ст. 209 НК РФ; письмо Минфина России от 05.04.2011 № 03-04-06/6-75). Если данные условия не выполняются, презенты партнерам будут их доходом в натуральной форме, с которого нужно удержать НДФЛ. При этом следует учесть стоимость всех подарков, которые получил партнер с начала года, и удержать налог с суммы, превышающей 4000 рублей.

Партнер не является сотрудником компании-дарителя, значит, удержать налог самостоятельно фирма не может. В такой ситуации нужно в течение одного месяца с момента вручения подарка письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета о выплаченном доходе и невозможности удержать с него НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).

ПРИМЕР

В июле 2014 г. компания поздравила делового партнера с днем рождения, вручив ему книгу (2500 руб.). В декабре 2014 г. в качестве новогоднего поздравления партнер получил от компании картину (8000 руб.). Человек является резидентом РФ.

НДФЛ с дохода в натуральной форме:

((2500 руб. + 8000 руб.) — 4000 руб.) х 13% = 845 руб.

В налоговую инспекцию по месту учета компании направлено уведомление о сумме НДФЛ и невозможности его удержания у получателя дохода — делового партнера.

Подписка Разместить:

Для чего осуществляется оформление представительских расходов

Представительские расходы (ПР) выделяются в обособленную категорию издержек предприятия в соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ. Это могут быть затраты:

  • на реализацию бизнес-мероприятия представительского характера;
  • оплату транспортных, буфетных услуг, заказанных фирмой у сторонних организаций или ИП в рамках проведения бизнес-мероприятия;
  • оплату оказанных сторонней фирмой или ИП услуг по переводу, если он потребовался при проведении бизнес-мероприятия.

ПР могут быть применены в целях снижения налогооблагаемой базы предприятия, работающего на ОСН. Но не полностью, а только в пределах 4% от величины затрат на оплату труда в соответствующем отчетном периоде.

Для того чтобы воспользоваться такой возможностью, предприятию потребуется подтвердить, что:

  • расходы являются именно представительскими (по ст. 264 НК РФ);
  • соответствующие расходы документально зафиксированы и обоснованны (данное требование установлено в п. 1 ст. 252 НК РФ).

Удостоверение обоих фактов может быть осуществлено посредством ряда документов. Изучим их специфику.

Как оформить представительские расходы в 2018 году

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ любые затраты, которые планируется использовать в целях снижения налоговой базы, должны быть подтверждены документально. В положениях ст. 264 НК РФ, в которой ПР определяются как отдельная категория затрат, равно как и в иных федеральных нормативных актах, не установлены перечни документов, посредством которых можно утверждать соответствующие расходы.

Данные источники вместе с тем были рекомендованы Минфином и ФНС России — в нескольких ведомственных правовых актах, которые были изданы данными органами с разным интервалом в последние несколько лет.

Так, в письме от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807 Минфин рекомендовал налогоплательщикам подтверждать ПР посредством таких источников, как:

  • приказ о проведении представительского мероприятия;
  • смета фирмы по ПР;
  • отчет по ПР;
  • первичка, дополняющая отчет.

В письмах от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675 и от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26, изданных ведомством, было рекомендовано также применять в качестве источника, подтверждающего ПР, акт о соответствующих затратах.

В одном из последних писем, разъясняющих данный вопрос (от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288), Минфин высказал мнение о том, что ПР достаточно подтверждать только с помощью:

  • отчета;
  • первичных источников, подтверждающих корректность данных, приведенных в отчете.

В свою очередь, ФНС России также считает допустимым применять весьма узкий спектр источников при оформлении ПР (к такому выводу можно прийти, ознакомившись с письмом от 08.05.2014 № ГД-4-3/8852), а именно:

  • первичные учетные документы (счета, договоры, акты);
  • любые другие виды первички, соответствующие критериям, зафиксированным в п. 2 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (одним из таких документов может быть тот же отчет).

Перечень подтверждающих документов

Как оформить представительские расходы с учетом вышеприведенных указаний финансового и налогового ведомств? Резюмируя изложенные в их письмах рекомендации, составим перечень источников, которыми наряду с первичной документацией, полученной от поставщиков, можно обосновать сумму ПР. Это:

  • приказ директора фирмы о проведении бизнес-мероприятия;
  • смета ПР;
  • отчет о расходах;
  • акт о списании ПР.

Узнать больше о перечисленных документах вы можете из статей:

  • «Cмета на представительские расходы — образец»;
  • «Составляем договор на представительские расходы — образец».

Кроме того, если фирма проводит деловые мероприятия регулярно, то основным документом для оформления ПР может быть внутрикорпоративное положение о представительских расходах. Оно будет локальным нормативным актом, регулирующим порядок учета соответствующих расходов и отражения сведений о них в различных документах.

Узнать больше об особенностях использования положения о ПР вы можете, ознакомившись со статьей «Составляем положение о представительских расходах — образец».

Многие фирмы, осуществляя учет ПР в рамках внутрикорпоративного управленческого учета, предпочитают использовать при оформлении данных расходов все типы перечисленных нами выше документов. Это может быть обусловлено установленными нормами управленческого учета, предполагающими как можно более детальное раскрытие сведений о ПР, осуществляемых ответственными сотрудниками предприятия.

Однако, исходя из последних рекомендаций Минфина России, такие расходы разрешено оформлять в учете, используя только:

  • отчет о бизнес-мероприятии;
  • первичку.

Рассмотрим особенности составления данных документов подробнее.

Требования к первичке

Кроме отчета о ПР, а также дополняющей его во многих случаях программы, подтверждение соответствующих расходов осуществляется посредством различных первичных источников.

Их можно классифицировать на 2 основные категории:

  • контрактные первичные документы (договоры, акты, счета — с контрагентами, оказывающими услуги в рамках проведения представительских мероприятий);
  • внутренние учетные документы (такие как отчет о проведении делового мероприятия).

Все типы первички должны соответствовать общим требованиям, отраженным в п. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ, и содержать:

  • наименование;
  • дату составления документа;
  • название фирмы;
  • сведения об учитываемом хозяйственном факте;
  • сведения о величине измерения соответствующего факта, единицах данного измерения;
  • сведения о лицах, имеющих отношение к возникновению соответствующего факта, подписи данных лиц.

Первичка составляется в момент возникновения учитываемого хозяйственного факта либо в крайнем случае непосредственно после его возникновения (п. 3 ст. 9 закона № 402-ФЗ). Руководитель фирмы должен утвердить формы первички, используемой в организации, в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Представительские расходы: оформляем документы

Расходы, которые можно провести в учете как представительские, уменьшают налогооблагаемую прибыль (т.е. идут в затраты). Но тут нужно знать, во-первых, какие расходы вообще реально провести как представительские, а на какие налоговики «никогда не согласятся», и, во-вторых, какой комплект документов в качестве доказательств позволит бухгалтерии «спать спокойно» (речь идет о приказе, программе и смете расходов на представительское мероприятие, отчете о его проведении, а также о комплекте первичных бухгалтерских документов).

Прежде всего необходимо определиться, что такое представительские расходы и в каких случаях предприятие сталкивается с такого рода затратами. Как правило, для развития бизнеса, расширения взаимного сотрудничества с партерами и клиентами, в целях заключения новых договоров компании проводят различного рода мероприятия, организуют встречи и переговоры. На проведение презентаций, официальных приемов для постоянных и потенциальных клиентов требуются значительные денежные затраты. Вот тут предприятие и сталкивается с так называемыми представительскими расходами, которые следует документально правильно оформить и отразить в бухгалтерском и налоговом учете. В противном случае не избежать претензий со стороны контролирующих органов.

Понятие представительских расходов

Для отнесения тех или иных затрат к представительским расходам необходимо определиться с самим понятием. Если обратиться к положениям подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ, то станет ясно, что представительскими расходами являются расходы, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием лиц:

  • представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
  • участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.

А вот само место проведения представительских мероприятий значения не имеет. Это важно уяснить, так как в деловой практике распространено проведение представительских встреч как в формальной, так и в неформальной обстановке за пределами офиса.

Само понятие официального приема установлено в п. 2 ст. 264 НК РФ. Таковым признается завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие для представителей других организаций, а также официальных лиц вашей организации, участвующих в переговорах (либо на заседании руководящего органа компании).

Здесь же приведено, что под обслуживанием понимается:

  • транспортное обеспечение доставки участвующих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Таким образом, мы определились с перечнем представительских расходов, который также нашел отражение в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-03-06/1/535, от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796.

Обратите внимание:

  • указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит (упомянутые выше письма Минфина России и письмо ФНС России от 18.04.2007 № 04-1-02/306@);
  • финансовое ведомство требует документально доказать необходимость каждого конкретного мероприятия для целей получения прибыли, чтобы расходы на него можно было признать представительскими (т.е. не списывать их за счет чистой прибыли).

Что не входит?

На первый взгляд, приведенные выше определения Налогового кодекса кажутся ясными и понятными. Но когда на практике начинаешь их применять, возникают вопросы. Попробуем с ними разобраться. Здесь важна позиция налоговиков о том, какие конкретные расходы они готовы признать представительскими, а на что ни при каких обстоятельствах не согласятся.

Аренда помещения

Для организации официального приема или заседания частенько арендуют помещение (например, переговорную комнату в бизнес-центре или зал покрупнее). Но в п. 2 ст. 264 НК РФ, где указан исчерпывающий перечень расходов, аренды нет. Вот откуда весь «сыр-бор» про расходы по аренде помещения – налоговики не признают их представительскими.

Организация развлечений

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний (абз. 2 п. 2 ст. 264 НК РФ). При этом к расходам на организацию развлечений, в частности, относятся расходы на фуршет, теплоход и артистов в рамках развлекательной программы, организованной после официальной части представительского мероприятия (письмо Минфина России от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).

А как быть с физлицами?

В п. 2 ст. 264 НК РФ конкретно говорится о возможности учесть расходы как представительские, только если они пошли на подготовку официального приема и обслуживания представителей других организаций. Т.е. это не касается физических лиц!

Исключение составляют расходы на проведение переговоров с физическими лицами, которые являются клиентами организации (письмо Минфина России от 27.03.2009 № 03-03-06/2/64), а также с индивидуальными предпринимателями.

Транспортное обслуживание и проживание

НК РФ в понятие обслуживания представителей других организаций включает их транспортное обеспечение – доставку участников мероприятия до места проведения и обратно (абз. 1 п. 2 ст. 264 НК РФ).

И часто принимающая сторона берет на себя обязанность по оплате для приглашенных лиц авиационных и железнодорожных билетов, расходы по доставке их на мероприятие от вокзала до гостиницы, по оплате проживания и прочее.

Но при этом на практике налоговики отказываются принимать в учете в составе представительских расходов затраты на визовую поддержку, а также оплату авиационных и железнодорожных билетов для представителей иностранных государств, расходы на доставку прибывших иностранцев на мероприятие от вокзала до гостиницы (или до специально арендованного помещения), а также расходы по их проживанию (см. письмо ФНС России от 18.04.2007 № 04-1-02/306, аналогичную позицию высказал Минфин России в письме от 16.04.2007 № 03-03-06/1/235).

В тоже время затраты по доставке иностранных представителей к месту проведения представительского мероприятия относятся к представительским расходам (письмо УФНС по г. Москве от 14.07.2006 № 28-11/62271).

Контролирующие органы считают, что расходы принимающей стороны по оплате проживания прибывших лиц, если переговоры длятся несколько дней, не являются представительскими (письма Минфина России от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796, УФНС Росси по г. Москве от 06.12.2007 № 21-11/116748).

Но некоторые суды допускают учет расходов на проезд и проживание прибывшей стороны в качестве представительских. Они полагают, что такие затраты в целях п. 2 ст. 264 НК РФ относятся к «обслуживанию представителей» (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2007 № Ф04-9370/2006(30552-А81-27)).

Проблема связана с тем, что затраты на оплату проезда и проживания признаются в качестве командировочных расходов у отправляющей стороны. Поэтому, во избежание проблем со стороны проверяющих органов, целесообразно распределить такого рода затраты между участниками переговоров.

Сувениры

В ходе переговоров стороны, как правило, обмениваются сувенирной продукцией с символикой своего предприятия. Таковыми могут быть блокноты, ручки, ежедневники и т.д. По мнению налоговых органов, такого рода расходы не могут быть признаны в качестве рекламных в силу определенного круга лиц, в то же время затраты на такого рода продукцию можно учесть в качестве представительских расходов (согласно письмам МНС России от 16.08.2004 № 02-5-10/51, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2). Но Минфин России подобного рода затраты включать в представительские расходы отказывается, т.к. они не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ (см. письмо от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136). В подобных ситуациях организация сама должна принимать решение, какими разъяснениями руководствоваться, и понимать, что, возможно, придется доказывать свою правоту.

Питание представителей

Зачастую принимающая сторона несет расходы на проведение ужинов, например, в ресторане, которые могут проходить и в позднее время. Как определиться с такого рода затратами?

Официальная позиция контролирующих органов сводится к тому, что организация должна оформить ряд документов, служащих для подтверждения представительских расходов. Таковыми могут являться:

  • приказ руководителя для подтверждения расходов на указанные цели,
  • смета и отчет по проведенному представительскому мероприятию с отражением цели,
  • а также первичные подтверждающие документы.

Если проведенное мероприятие (ужин в ресторане) не носит официального характера либо отсутствуют документы, подтверждающие проведение на нем деловых переговоров, расходы по его проведению не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675).

А если вы оформили все необходимые подтверждающие документы, то учесть расходы на завтраки, обеды и ужины участников деловых переговоров как представительские получится лишь в пределах установленного лимита, а именно – в пределах 4% от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период (согласно письму Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26; в этом же письме приведен перечень документов, обосновывающих представительские расходы; такой же перечень дан в письме Минфина России от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807; на рассмотрении этих документов мы подробно остановимся ниже).

Спиртные напитки

Без алкогольной продукции во время проведения деловых встреч редко можно обойтись.

Раньше разъяснения Минфина относительно расходов на алкоголь носили размытый характер (см. письма Минфина России от 19.11.2004 № 03-03-01-04/2/30, от 09.06.2004 № 03-02-051/49), но в более позднем письме было прямо сказано, что в расходах на организацию официальной встречи с клиентами по обсуждению вопросов по заключению договоров учитываются в том числе затраты на приобретение спиртных напитков (письмо Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176).

Оформление залов

В приведенном выше письме № 03-03-06/1/176 финансовое ведомство затронуло еще один важный вопрос: расходы на приобретение призов, изготовление дипломов, оформление зала п. 2 ст. 264 НК РФ не предусматривается, следовательно, они не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли.

Значит, такого рода затраты полностью могут быть покрыты только из чистой прибыли предприятия даже при их правильном документальном оформлении, что в принципе не выгодно: придется заплатить с этих сумм 20% в бюджет.

Официальный характер приема

Еще раз обращаем ваше внимание, что в п. 2 ст. 264 НК РФ говорится об официальном приеме. Это значит, что когда происходит встреча двух организаций, но она не носит официального характера, либо если вы не собрали документальных доказательств официальности деловых переговоров, то расходы по их проведению ваша организация не сможет учесть как представительские для целей налогообложения прибыли.

При проведении переговоров в рамках производственных командировок следует применять аналогичный порядок признания таких затрат1.

Следует отметить, что для подтверждения официального статуса проводимого представительского мероприятия организации понадобится оформить дополнительные документы:

  • программа (план) мероприятия (здесь важно указать цель, место и сроки его проведения);
  • список официальных лиц, принимающих участие в мероприятии, как со стороны приглашенных партнеров, так и со стороны самой организации (такой список может быть включен в приказ о проведении мероприятия или / и в программу этого мероприятия);
  • отчет (акт) по результатам проведенного мероприятия, утвержденный руководителем организации (с указанием сумм фактически произведенных расходов).

Документальное оформление представительских расходов

Размер затрат на организацию представительского мероприятия может быть значителен. Поэтому важно правильно оформить документы на те расходы, которые реально провести в учете как представительские. Это поможет сэкономить на налогах и избежать проблем с контролирующими органами в виде нареканий, штрафов и пеней.

Исходить нужно из трех основных принципов учета представительских расходов:

  • официальность проводимого мероприятия;
  • экономическая обоснованность производимых расходов;
  • документальное подтверждение понесенных расходов.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные2:

  • документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо
  • документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или)
  • документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Напоминаем, что с 1 января 2013 г. действует новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»3. Старый закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ действовал до 31.12.20124.

В ст. 9 нового Закона № 402-ФЗ указано, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Обратите внимание: в прежнем Законе № 129-ФЗ говорилось, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В новом Законе № 402-ФЗ упоминание об альбомах унифицированных форм отсутствует. Формы первичных учетных документов, применяемых организацией, теперь утверждаются приказом руководителя (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Мы уже приводили перечень документов, служащих подтверждением представительских расходов, который требует Минфин России в своих разъясняющих письмах5. Сведем все воедино, и у нас получится:

  • приказ (распоряжение) об осуществлении расходов на представительские цели;
  • смета представительских расходов;
  • первичные документы на приобретенные товары и оплату услуг, необходимых для организации представительского мероприятия;
  • отчет о расходах по проведенному представительскому мероприятию (в одном документе можно отчитаться сразу за несколько мероприятий), в котором отражаются:
  • цель и результаты мероприятия,
  • сумма расходов на представительские цели,
  • а также иные необходимые данные.

При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.

Приказ (распоряжение)

Для проведения представительского мероприятия необходимо оформить приказ (распоряжение), причем приказ всегда издается под конкретное мероприятие (см. Пример 1).

В приказе отражается задание на его организацию, устанавливаются сроки подготовки и проведения, лицо, ответственное за это, а также за подготовку и представление на утверждение программы мероприятия и сметы представительских расходов. Важно указать в документах (приказе и /или программе, отчете) перечень лиц, участвующих с обеих сторон, – в дальнейшем затраты только на этих лиц будут приняты в расходы. Кроме того, должно прослеживаться наличие непосредственной связи между:

  • вопросами, являющимися предметом переговоров, и
  • служебными обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами / должностными инструкциями участников переговоров.

В противном случае расходы, в частности, на посещение экскурсий, музеев, театра, концерта в рамках утвержденного плана (программы) по проводимому мероприятию могут рассматриваться как доход физических лиц – участников мероприятия с последующим начислением суммы налога (НДФЛ) в соответствии с гл. 23 НК РФ (письмо Минфина России от 11.12.2012 № 03-04-05/4-348). Если же вы документально докажете представительский характер этих расходов, то налоги не придется уплачивать ни организации (налог на прибыль в размере 20%), ни работникам (налог на доходы физических лиц в размере 13%).

В приказе необходимо раскрыть цель намеченного мероприятия, ее производственную необходимость и экономическую обоснованность (важно отметить, что данное мероприятие направлено на получение дохода).

С приказом необходимо ознакомить всех лиц, указанных в качестве участников мероприятия.

Программа мероприятия и смета расходов

В программе мероприятия также необходимо отразить его цель, которая преследует получение дохода (как и в приказе). Здесь указываются представители обеих сторон (приглашенной и приглашающей). Отражаются даты, время и место проведения мероприятия.

Этот документ также является подтверждением официального характера мероприятия, его экономической оправданности. Поэтому к его оформлению следует тщательно подойти и иметь в комплекте все документы, обосновывающие проведение официального мероприятия. Обычно он разрабатывается ответственным за мероприятие лицом и утверждается руководителем. См. Пример 2.

Пример 1 СвернутьПоказатьПример 2 СвернутьПоказатьПример 3 СвернутьПоказать

И уже на основании утвержденной программы составляется смета расходов. В ней перечисляются статьи затрат, которые будут произведены в рамках конкретного мероприятия, с указанием максимально предусмотренных сумм по каждой статье, а также итоговых данных.

Следует отметить, что при отсутствии сметы представительских расходов могут возникнуть претензии со стороны контролирующих органов. Для них это будет означать ситуацию, когда предприятие даже приблизительно не имеет представления, во сколько ей обойдется запланированное мероприятие… и свою позицию организация будет вынуждена отстаивать в суде.

Разрабатывается данный документ лицом, назначенным в приказе. Утверждается смета руководителем предприятия. См. Пример 3. Т.к. документ финансовый, то на него нужно поставить печать организации (ее оттиск удостоверяет подпись руководителя в грифе утверждения).

После утверждения сметы лицу, отвечающему за проведение официального мероприятия, выдаются денежные средства под отчет по расходному кассовому ордеру.

Для этого на предприятии оформляется письменное заявление подотчетного лица, составляемое в произвольной форме и содержащее резолюцию руководителя о сумме наличных денег и сроке, на который они выдаются. Подотчетное лицо не позднее 3 рабочих дней после указанной даты должно отчитаться по этим деньгам, составив авансовый отчет.

Отчет о проведении официального мероприятия

По окончании представительского мероприятия составляется итоговый документ – отчет (см. Пример 4). Его готовит лицо, ответственное за организацию мероприятия, и утверждает руководитель. В отчете необходимо отразить: цель и результаты мероприятия; дату, место и время проведения; программу мероприятия; состав участвующих лиц.

Следует отметить, что действующее налоговое законодательство не ставит признание произведенных затрат представительскими расходами в целях исчисления прибыли в зависимость от факта достижения поставленной перед мероприятием задачи. Например, если целью мероприятия было заключение договора, то затраты на его проведение в любом случае будут учтены как представительские расходы (при выполнении озвученных выше условий) независимо от того, будет ли заключен желанный договор.

Отчет обязательно должен отразить результаты проведенных переговоров. А результатом может быть не только подписанный контракт или дополнительное соглашение к договору, но и документ о намерениях или запись о том, что стороны договорились рассмотреть предложения друг друга в течение определенного периода (например, месяца).

Очень важно, чтобы вопросы, обсуждаемые на представительском мероприятии, были связаны с основной производственной деятельностью предприятия. Именно отчет должен это подтвердить.

Пример 4 СвернутьПоказать

В нем же указываются и культурные мероприятия, проводимые для приглашенной стороны, т.к. все затраты на его проведение должны быть отражены в отчете (иногда для этой цели служит отдельный акт). В любом случае все перечисленные в отчете расходы должны быть подтверждены соответствующими первичными документами, которые перечисляются и прикрепляются к авансовому отчету подотчетного лица. А в отчете о проведении представительского мероприятия достаточно указания общих сумм по каждой статье затрат. Удобно оба отчета составлять одновременно6.

Для подтверждения расходов на товары, работы, услуги, необходимые для подготовки и проведения мероприятия, нужно собирать первичные бухгалтерские документы (кассовые, товарные чеки, накладные, акты приема-передачи, счета, договоры, заключенные в рамках мероприятия, счета-фактуры и т.д). Важно, чтобы эти документы были оформлены в соответствии с требованиями ст. 9 Закона № 402-ФЗ7. В случае отсутствия или неправильного оформления какого-либо первичного документа проверяющие органы просто исключат соответствующие затраты из расходов и они подпадут под налогообложение прибыли.

Прежде чем привести примеры различных ситуаций, демонстрирующих, когда какие первичные документы нужно собирать и сохранять, обратим ваше внимание на один принципиальный момент. В примерах будут приведены номера форм первичных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных постановлениями Госкомстата России. Но с 01.01.2013 унифицированные формы не действуют, и каждая организация должна утвердить приказом руководителя свои формы первичных учетных документов, которые должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона № 402-ФЗ. На практике организации продолжают пользоваться формами первичных учетных документов из ранее действующих альбомов унифицированных форм8, просто утвердив их же своим приказом (тогда при распечатке такой формы в ее шапке больше не делают ссылки на постановление Госкомстата, которым она была утверждена).

Для чего мы объясняем эти тонкости? Дело в том, что при сборе первичных документов вам необходимо будет не только обращать внимание на их наименование, но и проверять на предмет соответствия требованиям ст. 9 Закона № 402-ФЗ (наличие обязательных реквизитов).

Если все обязательные реквизиты присутствуют, то проблем с контролирующими органами не возникнет. Если сами обнаружили ошибку, следует обратиться к поставщику с просьбой о замене документа на новый – правильно оформленный.

Пример 5

Для подтверждения каких расходов какие первичные документы нужно собирать

СвернутьПоказать

Если предприятие заказывало услуги такси для доставки приглашенных лиц до места официальной встречи, то целесообразнее всего заключить договор с транспортной компанией об оказании этих услуг. По окончании мероприятия от этой организации необходимо получить:

  • оригинал подписанного двухстороннего договора;
  • акт выполненных работ с отражением произведенных поездок по дням и времени;
  • счет-фактуру;
  • путевые листы автомобилей, оказывающих транспортные услуги (форма № 3);
  • счета на оплату.

Если же вы обращались не в организацию, а к «простому таксисту», то у него нужно получить чек ККТ на оплату проезда.

Цветы целесообразно заказывать у конкретных фирм, чтобы получить:

  • товарную накладную (форма № ТОРГ-12);
  • счет-фактуру;
  • счет на оплату (при безналичном расчете) или чек ККТ (при наличном расчете).

Если цветы приобретены в цветочном магазине, то необходимо иметь чек ККТ для подтверждения затрат.

Обычно сувенирную продукцию с нанесенной символикой заказывают не под конкретное представительское мероприятие, а сразу для разных целей оптом, поэтому к моменту подготовки представительского мероприятия такая продукция уже лежит на вашем складе. Для ее получения (списания) необходимо требование-накладная (форма № М-11).

Закупка продуктов для кофе-брейка. Целесообразнее всего приобретать подобную продукцию в больших супермаркетах, где оплата производится по карте. Такие магазины выдают:

  • товарную накладную (форма № ТОРГ-12);
  • счет-фактуру.

Эти документы не вызывают подозрений у проверяющих органов. Кроме того, на основании полученного счета-фактуры уменьшается сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет.

Если подобные товары приобретаются за наличный расчет подотчетным лицом, то ему необходимо сохранить полученный чек ККТ для оправдания произведенных расходов.

Для внутреннего перемещения товаров служит накладная унифицированной формы № ТОРГ-13.

Завтраки / обеды / ужины в кафе / ресторане, буфетное обслуживание силами сторонней организации. Данные расходы оформляются:

  • счетами,
  • договорами на оказание услуг,
  • заказ-счетами (форма № ОП-20),
  • актами на отпуск питания по безналичному расчету (форма № ОП-22).

Для отражения расходов на проживание в гостинице вам нужно взять чек ККТ или БСО – бланк строгой отчетности (письмо Минфина России от 07.08.2009 № 03-01-15/8-400).

Приобретение билетов в театр (на концерт). Прежде всего необходимо сохранить сами билеты, по которым приглашенные гости наслаждались культурной программой.

Если билеты приобретались у фирмы, то можно также подтвердить расходы накладной на приобретение входных билетов (форма № ТОРГ-12).

Оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия. Если переводчик был нанят путем подписания договора с фирмой, оказывающей подобные услуги, то подтверждающими документами будут:

  • оригинал подписанного двухстороннего договора;
  • акт выполненных работ;
  • счет-фактура;
  • счет на оплату.

Если переводчик нанимался лично по договору подряда, то необходимо иметь:

  • этот договор подряда;
  • акт выполненных работ с перечислением оказанных услуг (там должно фигурировать ваше мероприятие, его время и дата);
  • платежный документ за оказанную услугу (расходный кассовый ордер либо платежная ведомость, платежное поручение на перечисление денег по указанным переводчиком реквизитам).

* * *

Обратите внимание: представительские расходы являются нормируемыми – включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда за тот отчетный (налоговый) период, в котором прошли представительские мероприятия (п. 2 ст. 264 НК РФ). Это правило действует в организациях с обычной системой налогообложения.

А вот налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), вообще не вправе учитывать представительские расходы в целях налогообложения. Т.е. расходы-то они могут понести, но налоговые органы это просто проигнорируют и попросят с этих сумм уплатить единый налог – и все согласно действующему законодательству, основываясь на п. 1 ст. 252, п. 1 и 2 ст. 346.16 НК РФ, а также письме Минфина России от 31.07.2003 № 04-02-05/3/61.

Сноски

СвернутьПоказать

  1. См. письмо Минфина России от 16.11.2009 № 03-03-06/1/759, а также письма УФНС России по г. Москве от 23.12.2005 № 20-12/97007, от 16.05.2006 № 20-12/41851. Вернуться назад

  2. Данное мнение подтверждается письмами Минфина России от 09.10.2012 № 03-03-06/1/535, от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796, от 16.10.2012 № 03-03-06/1/551, от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675. Вернуться назад

  3. Далее – Закон № 402-ФЗ. Вернуться назад

  4. Далее – Закон № 129-ФЗ. Вернуться назад

  5. В НК РФ нет перечисления документов, служащих обоснованием представительских расходов, поэтому воспользуемся перечнем, представленным Минфином России. Вернуться назад

  6. Крайний срок составления отчета о проведении представительского мероприятия обычно указывается в приказе о его подготовке. А крайний срок сдачи в бухгалтерию авансового отчета устанавливается в приказе, регулирующем порядок выдачи денег под отчет на данном предприятии. Вернуться назад

  7. О них мы говорили выше, когда начинали объяснять правила документального оформления представительских расходов. Вернуться назад

  8. Тем более, что все предприятия пользуются в учете бухгалтерскими программами, где уже давно были настроены формы первичных документов. Вернуться назад

>Представительские расходы: как оформить, пример и требования(2018г)

Представительские расходы: порядок оформления и налогообложения

У любой компании в процессе осуществления хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость отражения представительских расходов в учете.

Рассмотрим порядок оформления и налогообложение указанных расходов, но сначала отметим, что к представительским расходам относятся расходы на:

  • проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
  • транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий (п.2 ст. 264 НК РФ).

Вместе с тем, к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Перечень представительских расходов является закрытым, поэтому не поименованные в пункте 2 статьи 264 НК РФ, затраты не относятся к представительским.

Для признания представительских расходов в учете, также как и любых других расходов организации необходимо, чтобы они были обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Несоблюдение какого-либо из указанных критериев означает невозможность принятия затрат в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Однако во избежании споров с налоговыми органами, необходимо соблюсти еще один критерий — размер представительских расходов не должен превышать предусмотренный норматив. Он установлен пунктом 2 статьи 264 НК РФ в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Затраты сверх указанного лимита в целях налогообложения не учитываются (п. 42 ст. 270 НК РФ). Отметим, что база для исчисления предельной суммы представительских расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3 ст. 318 НК РФ), а именно на конец I квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года.

Таким образом, окончательная сумма, включаемая в расходы, определяется по завершении календарного года – 31 декабря.

Например, если при расчетах в первом квартале, по итогам года величина норматива составит большую сумму, чем произведенные затраты, например, в первом квартале, то учесть при расчете налога на прибыль можно будет только сумму (норматив) по итогам первого квартала.

Порядок оформления

Для контроля за расходами рекомендуем издать приказ, например о предельных нормативах отдельных видов представительских расходов. Такие нормативы, а также перечень лиц, ответственных за использование средств, утверждаются приказом руководителя.

Приказ

01 января 2013 год № 12/ПР

О представительских расходах

Приказываю:

1. Установить на 2013 год следующие нормы расходования средств на представительские расходы:

Вид представительских расходов Расходы на одного человека
Официальный прием (завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие) до 500 рублей в день
Транспортное обеспечение доставки лиц к месту проведения представительского мероприятия до 300 рублей в день
Оплата услуг переводчиков (не состоящих в штате) до 600 рублей

2. Назначить ответственным за расходование средств на представительские расходы, правильное и своевременное оформление связанных с ними документов финансового директора М.Н. Павлову.

3. Представлять отчет о проведении каждых переговоров течение 3 дней с момента проведения.

Генеральный директор ООО «Вдохновение»

В.А. Николаев ________________________

Учет и оформление представительских расходов

В условиях современного бизнеса все чаще организации в своей деятельности сталкиваются с учетом и оформлением представительских расходов, направленных на установление и развитие долгосрочных связей с партнерами по бизнесу.

Елена Деревягина, менеджер группы бухгалтерских услуг аутсорсинговой компании Acsour, подробно разбирается, какие расходы могут быть отнесены к представительским, как их учитывать в бухгалтерском и налоговом учете и какие документы необходимы для их обоснования

К представительским расходам относят затраты компании по приему и обслуживанию представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) организации.

Перечень расходов, относимых к представительским, является закрытым и закреплен в пункте 2 статьи 264 НК РФ, а именно:

1. Расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

2. Расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для лиц, указанных в пункте 1, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах.

3. Транспортное обеспечение доставки лиц, указанных в пунктах 1 и 2, к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно.

4. Буфетное обслуживание во время переговоров.

5. Расходы на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Также в Налоговом кодексе уточняется, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики и лечения заболеваний сотрудников.

Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», представительские расходы включаются в траты компании по обычным видам деятельности. Затраты на представительские расходы отражаются в составе общехозяйственных расходов или расходов на продажу, в зависимости от специфики деятельности организации. Рассмотрим ниже пример возможных проводок, регистрируемых при учете представительских расходов:

Дебет счета

Кредит счета

операции

26 «Общехозяйственные расходы»,

44 «Расходы на продажу»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Приняты к учету услуги (работы) по представительским расходам

26 «Общехозяйственные расходы»,

44 «Расходы на продажу»

10 «Материалы»

Списаны материальные ценности, используемые при проведении представительского мероприятия (например, продукты питания для буфетного обслуживания)

26 «Общехозяйственные расходы»,

44 «Расходы на продажу»

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Учтены представительские расходы, на основании авансового отчета лица, ответственного за проведение представительского мероприятия

90.02 «Себестоимость продаж»

44 «Расходы на продажу»,

26 «Общехозяйственные расходы»

Представительские расходы учтены в себестоимости товара, работ, услуг

При должном документальном оформлении в бухгалтерском учете представительские расходы принимаются в полной сумме понесенных затрат. При этом порядок учета представительских расходов определяется учетной политикой организации.

Представительские расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место (пункт 18 ПБУ 10/99). Датой их признания могут являться даты:

  • утверждения руководителем организации авансового отчета лица, ответственного за проведение представительского мероприятия;
  • утверждения отчета о проведении представительского мероприятия;
  • подписания акта приема оказанных услуг, связанных с проведением представительского мероприятия.

Налоговый учет и нормирование представительских расходов

В налоговом учете, на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ, представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, организации вправе учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

При этом включение представительских расходов в состав прочих расходов нормируется в размере, не превышающем 4 процента от расходов организации на оплату труда за отчетный (налоговый) период (абзац 3 пункт 2 статьи 264 НК РФ).

Состав расходов на оплату труда определен статьей 255 НК РФ, где используемая при нормировании величина определяется суммой расходов на оплату труда, которая признана организацией в целях налогообложения в соответствующем (отчетном) периоде.

Превышающая норматив сумма представительских расходов при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не учитывается (пункт 42 статьи 270 НК РФ).

При расчете налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (пункт 7 статьи 264, статьи 315 НК РФ).

Таким образом, в течение налогового периода сумма расходов на оплату труда, которая признается в целях налогообложения, может увеличиваться, а значит может изменяться и предельный размер представительских расходов, который будет учтен в целях налогового учета.

Важно обратить внимание на то, что представительские расходы могут быть учтены при определении размера базы по налогу на прибыль, если они соответствуют требованиям, приведенным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, а именно, иметь:

  1. Экономическую обоснованность.
  2. Документальное подтверждение.
  3. Направленность на получение дохода.

Если проведенное представительское мероприятие не обладает вышеуказанными признаками, не носит официального характера, либо отсутствуют подтверждающие документы, расходы по проведению такого представительского мероприятия не учитываются для целей налогового учета.

Расходы по проведению представительских мероприятий, как и расходы по любому факту хозяйственной деятельности, должны оформляться первичными учетными документами (пункт 1 статьи 9 Федерального Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На сегодняшний день актуальные нормативные акты не содержат конкретного перечня документов, которые необходимо оформлять для включения представительских расходов в общие затраты, поэтому организации вправе самостоятельно определять порядок их документального оформления.

Для подтверждения представительских расходов рекомендуется иметь следующие документы, указанные в таблице ниже.

№п/п

Вид документа

Представительские расходы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *