Являюсь учредителем и руководителем, скажем ООО «1». В 2015 г. в самом начале деятельности организации пришлось заключить два контракта через дядю, скажем ООО «2». С дядей мы однофамильцы. В прошлом году по дяде начали крутить проверки, задели и меня. Особенно налоговики оказывается не любят «родственные» фирмы. Но суть не об этом.
В прошлом году на мой мобильный телефон поступил звонок с неизвестного мобильного номера. Звонивший представился сотрудником МВД по экономической безопасности. Состоялся диалог, где Я — я, С — сотрудник:
…
С: Нам необходимы сведения между ООО «2» и вашей ООО «1»: договора, платежки, акты, выписки, переписка и т.д. и т.п.
Я: С кем я говорю?
С: Такой-то такой-тович.
Я: А в связи с чем необходимы такие данные?
С: Просто проверка.
Я: Знаете, налоговая изучала, встречки устраивала, все было в порядке, запросите у них.
С: У нас сжатые сроки, нам необходимы сведения, можете привезти все что нужно нам в г.***** по адресу: *** *** ***?! (а на минуточку это город в 3 часах езды)
…
Я: Давайте вы напишите письмо, укажите что вам нужно и мы вам ответим.
С: Ладно, а какой ваш адрес?
Я: Вы знаете как называется мое ООО, знаете мой номер телефона, мои ФИО и не владеете о юридическом адресе? Быть такого не может!
С: г.******, адрес *такой-то такой-то*?
Я: Да.
С: Не могли бы вы дополнительно отправить на мой телефон ваш адрес электронный почты?
Я: Отправим.
Отправил «сотруднику» адрес эл.почты и на этом случилась тишина на месяц.
После этого срока звонит мне опять «сотрудник», я у него попросил полные ФИО, чтобы все досконально разузнать, сотрудник снова попросил у меня адрес электронной почты, на что его любезно получил.
Вечером того же дня на электронную почту я получил от неизвестного пользователя фотографию письма с вышеуказанным запросом за подписью какого-то там начальника с просьбой в течение 5 дней предоставить все нарочно (а ехать, минуточку, несколько часов туда, а потом обратно).
Разумеется ничего не предоставлял непонятно кому, разбираться в истинности письма не было желания, созвонился с родственником, сообщил ему о таком чудотворстве, попросил разобраться «откуда ноги растут» и на этом слава богу тишина.
Фотографию письма не выкладываю. Кто подскажет: что это было?
P.S.: чуть иной прикол случился еще с одним мои родственником, но с УФАСом.
Содержание
Немотивированный запрос органов ОБЭП персональных данных сотрудников
неправомерно, так как запрос должен быть мотивирован.
В соответствии с п.4 ст.13 закона «О полиции», сотрудники полиции имеют право запрашивать данные, в том числе персональные данные работников организации на основании мотивированного запроса.
Запрос должен быть обоснован органами ОЭБиПК в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Запросы оперативных подразделений обязательны для исполнения, только если данные сведения запрашиваются после регистрации заявления, сообщения и иной информации о происшествиях в соответствии с положениями Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях либо по возбужденному уголовному делу, утвержденной Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736.
Если сотрудниками полиции решается вопрос о возбуждении уголовного дела, то применяются также нормы закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Поэтому, так как требование оформлено незаконно, то в случае непредставления документов невозможно привлечение организации к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ (или возможно его обжалование). Необходимо направить мотивированный ответ на запрос в органы ОЭБиПК с ссылкой на указанные нормы.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ
«Статья 13. Права полиции
4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу* уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности, а также о лицах, признанных больными наркоманией либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, на которых судьей при назначении административного наказания возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;»
2. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденная Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736:
«4. Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях — присвоение каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (приложение № 1 к настоящей Инструкции) и фиксация в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения).
Далее — «КУСП».
5. Разрешение заявлений и сообщений о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии — проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации*.»
В последнее время участились случаи поступления в прокуратуру жалоб от субъектов предпринимательской деятельности по вопросу законности и обоснованности запросов из полиции и других правоохранительных органов.
В этой связи разъясняем, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) полиция по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции имеет право получать необходимые объяснения, справки и документы и (или) их копии:
— по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях (пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);
— в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции (п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);
— по поручениям следователя и дознавателя (п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);
— при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации (п. 27 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);
Согласно ч. 4 ст. 13 Закона о полиции требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пп. 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 ч. 1настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее 1 месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).
Законодатель не раскрывает понятие «мотивированный запрос», но представляется целесообразным понимать под ним наличие в запросе информации о том, в рамках каких мероприятий проводится проверка:
— по делам об административных правонарушениях либо в процессе проверки зарегистрированных сообщений и заявлений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;
— в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. ст. 144-145 УПК РФ);
— по расследуемым уголовным делам;
— в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий.
Кроме того, в случае, если дело или материал заведены в связи с наличием признаков преступления либо иного правонарушения в действиях того лица (лиц), у которого запрашивается информация, то в запросе должны содержаться ссылки на них.
Невыполнение законных требований сотрудника полиции о предоставлении документов и информации влечет за собой ответственность по ст. 19.7КоАП РФ (непредставление сведений, информации), санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц — до пятисот рублей; на юридических лиц — до пяти тысяч рублей.
Закон о полиции содержит нормы, в соответствии с которыми полиция обладает специальными полномочиями по получению необходимой информации. Например, полиция обладает правами:
— при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);
— в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 29 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
Шаг 4
Выберите подходящий для Вас способ подачи запроса в орган власти и отправьте его:
- по обычной почте заказным или ценным письмом с уведомлением о вручении (). Сохраните полученный на почте чек об отправке письма и уведомление о вручении письма органу власти.
На наше сайте есть инструкция по отправке таких писем.
- по факсу. Сохраните отчет о доставке факса;
- по электронной почте. Сохраните в своей электронной почте отправленное письмо с запросом;
- через форму для обращений на сайте органа власти. Воспользуйтесь функцией компьютера printscreen и сделайте снимок заполненной Вами формы обращения и электронной страницы, открывшейся после его отправки.
В нашей методичке есть инструкция по отправке обращений в электронной форме (страница 137).
- непосредственно в сам орган власти. Позвоните предварительно в орган власти и уточните, в каком кабинете и в какое время можно подать запрос. При подаче запроса возьмите с собой его копию и попросите на ней сделать отметку о принятии от Вас запроса (т. е. поставить на копии запроса дату его принятия, подпись, ФИО и должность принявшего запрос лица, а также штамп или печать органа). Копию запроса с отметкой сохраните у себя.
Шаг 6
В том случае, если по истечении вышеуказанного срока Вы не получите ответ на запрос или уведомление о продлении срока его рассмотрения или о перенаправлении запроса в другой орган, ответственный за предоставление запрошенной информации, либо в Ваш адрес поступит ответ с отказом в предоставлении информации — Вы можете обжаловать это следующими способами:
- написать жалобу в уполномоченные органы (вышестоящий орган или должностное лицо, прокуратура, иной контролирующий орган);
- подать заявление в суд.
Образец запроса о предоставлении информации о деятельности судов (от гражданина)
Образец запроса о предоставлении информации о деятельности судов (от журналиста)
Образец запроса о предоставлении информации о деятельности судов (от редакции СМИ)
Образец запроса о предоставлении выписки из Реестра выданных заключений государственной экспертизы
Образец запроса о предоставлении копии заключений государственной экспертизы
Пример запроса информации о деятельности управляющей компании
>Запросили документы: что делать?
Запрос документов (полиция): какими актами он регулируется?
Поступил запрос от полиции о предоставлении информации, и Вы в силу тех или иных причин не рвётесь его исполнять, одновременно опасаясь последствий? Обращайтесь ко мне за помощью, и я Вам предложу возможные варианты решения проблемы.
Для начала рассмотрим правовые основания для направления запросов о предоставлении документов (информации) подразделениями МВД РФ.
Прежде всего, это ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», согласно п. 4 части 1 ст. 14 которого сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от граждан и организаций по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном законом порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.
Обращаем внимание на то, что работники полиции не вправе требовать предоставления информации и документов вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного дела, дела об административном правонарушении или дела оперативной (доследственной) проверки. Соответственно, в поступившем запросе должны быть указаны номер либо иные сведения, которые позволили бы идентифицировать запрос как связанный с конкретным уголовным делом, делом об административном правонарушении или делом оперативной проверки (например, фамилия обвиняемого, лица, заявившего о преступлении и др.) В противном случае запрос полиции о предоставлении информации (документов) можно рассматривать как незаконный.
В литературе нередко высказывается мнение, согласно которому запрос о предоставлении документов должен быть не только законным, но и обоснованным. То есть, в запросе должно быть указано, как связана запрашиваемая информация с находящимся в производстве органа полиции конкретным делом. Конечно, было бы не плохо в целях защиты прав граждан закрепить такое положение в законе. Однако на сегодняшний день такой нормы не существует, в связи с чем отсутствие в запросе обоснования никаких правовых последствий не влечёт.
Помимо закона «О полиции», сотрудники различных подразделений МВД РФ при направлении запроса нередко ссылаются на Федеральный закон N 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Часть 1 статьи 6 в числе прочих видов оперативно-розыскных мероприятий называет наведение справок. В ходе данного ОРМ сотрудники полиции могут получать любую информацию от граждан и организаций. Если в полученном запросе есть ссылка на данную норму, то следует рассматривать запрос о предоставлении сведений под призмой именно данного федерального закона.
При оценке законности для предоставления документов в этом случае следует прежде всего установить наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к которым относятся:
-
Наличие возбужденного уголовного дела.
-
Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
-
признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
-
событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
-
лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
-
лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
-
-
Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
-
Запросы других структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
-
Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
-
Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В какие сроки исполняется запрос полиции о предоставлении информации
Сроки исполнения запроса, поступившего от полиции, регламентированы частью 4 ст. 13 упомянутого ФЗ «О полиции», согласно которой требования (запросы, представления, предписания) полиции подлежат исполнению в сроки, указанные в самом требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее месяца со дня вручения.
Неисполнение запроса документов (полиция, другие подразделения МВД РФ) может привести к привлечению лица к административной ответственности. Согласно ст. 19.7 КоАП РФ, непредоставление или несвоевременное представление сведений влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере
-
от 100 до 300 рублей на граждан;
-
от 300 руб. до 500 руб. на должностных лиц;
-
от 3 000 руб. до 5 000 руб. на юридических лиц.
Если запрос поступил от следователя или дознавателя, то в случае его неисполнения виновное лицо можете быть привлечено к ответственности за невыполнение законных требований по ст. 17.7 КоАП РФ, что влечёт наложение штрафа:
-
на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;
-
на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
-
на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Если Вы решили отказать сотрудникам полиции в предоставлении запрошенных документов, имейте в виду, что документы могут быть получены путём проведения иных оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, в том числе с привлечением сил специального назначения. Поэтому не следует при отсутствии на то серьезных причин отказывать сотрудникам в предоставлении документов. В любом случае, при наличии у Вас сомнений и вопросов по поводу поступившего запроса из полиции, иного контролирующего или правоохранительного органа, звоните мне круглосуточно.