Содержание
- Стадии развития команды
- Стиль руководства
- Стили Руководства в Менеджменте и Управлении Командой
- Классификация Курта Левина
- 1. Авторитарный стиль руководства
- 2. Либеральный стиль руководства
- 3. Демократический стиль руководства
- Управленческая решетка Блэйка-Моутона
- 1. Примитивное руководство
- 2. Авторитарное руководство
- 3. Производственно-социальное руководство
- 4. Социальное руководство
- 5. Командное руководство
- Теория Х и теория Y
- Теория X
- Теория Y
- 6 эмоциональных стилей руководства
- 1. Визионерский стиль руководства
- 2. Наставнический стиль руководства
- 3. Аффилиативный стиль руководства
- 4. Демократический стиль руководства
- 5. Направляющий стиль руководства
- 6. Командующий стиль руководства
- Эффективный стиль руководства + инструмент для управления проектами = успешное завершение
- Подытожим
- Команда, группа, командная работа
- Работа в команде – необходимость или мода?
- Что такое тренинги командообразования?
- Что включает в себя способность работать в команде
- Какие навыки нужны
- Плюсы умения работать в коллективе
Стадии развития команды
Любая команда проходит в своем развитии определенные стадии, в ходе которых меняется продуктивность работы и моральное состояние ее участников. Для эффективного управления командой и правильного выбора тренинговой программы тимбилдинга менеджеру необходимо знать , на какой стадии развития находится команда.
В свое развитии команды проходят четыре стадии:
· Ориентация
На этой стадии продуктивной работы мала: члены команды не имеют ясного представления о целях и задачах, обладают минимальными навыками и знаниями, как эффективно организовать коллективную работу.
Моральное состояние высокое: участники радуются, что попали в команду, полны энтузиазма решить поставленные задачи.
· Разочарование
На этой стадии: заканчивается «медовый месяц» коллектива, утрачены первоначальные высокие ожидания, участники видят, что поставленных целей достичь намного труднее, чем они рассчитывали.
· Интеграция
На этой стадии: команда учится совместными усилиями преодолевать разногласия, развивает в себе уверенность и сплоченность.
· Эффективная работа
На этой стадии: продуктивность команды высокая — члены коллектива имеют знания и навыки, чтобы быть высокоэффективной командой. Энтузиазм также на хорошем уровне.
Стиль руководства
Мы выяснили, что каждая команда проходит в своем развитии определенные стадии, которые невозможно «перепрыгнуть». Чтобы помочь команде пройти все эти стадии, эффективный руководитель должен постепенно менять стиль руководства.
Стадия развития команды |
Стадия ориентации |
Стадия разочарования |
Стадия интеграции |
Стадия эффективной работы |
Стиль руководства, характерный для данной стадии |
Стиль руководства организующий |
Стиль руководства регулирующий |
Стиль руководства сотрудничающий |
Стиль руководства визирующий |
В стиле руководства можно выделить две составляющие: командование и поддержку, которые собственно и определяют стиль.
командование |
Много |
Стиль руководства Организующий |
Стиль руководства Регулирующий |
Мало |
Стиль руководства визирующий |
Стиль руководства Сотрудничающий |
|
Мало |
Много |
||
поддержка |
Каждому стилю руководства соответствует определенный стиль воздействия на людей. Эти стили следующие:
Командный. Такой стиль важен на стадии ориентации, когда моральная поддержка не очень важна — люди и так полны энтузиазма и преданности делу. В этот период
· Люди не вполне понимают своей роли и цели
· Остро нуждаются в информации, указаниях и организации
Наставительный. Такой стиль нужен на стадии разочарования — руководитель много говорит и много слушает:
· Дает большое количество указаний
· Выслушивает и поддерживает подчиненных
· Оказывает значительную моральную поддержку
· Способствует взаимодействию между членами команды
Делегирующий. На стадии эффективной работы используют делегирующий стиль:
· Коллектив во многом самодостаточен в смысле оперативных задач
· Основная задача руководителя — формирование общей стратегии и поддержание интереса к общему делу
Поддерживающий. Такой стиль полезен на стадии интеграции, когда:
· Уже есть базовые навыки совместной работы
· Участники уже обладают необходимыми для коллективной работы навыками
· Отрегулировали многие из проблем, свойственных стадии разочарования
командование |
Много |
Стиль руководства организующий Стиль воздействия командный |
Стиль руководства регулирующий Стиль воздействия наставительный |
Мало |
Стиль руководства визирующий Стиль воздействия делегирующий |
Стиль руководства сотрудничающий Стиль воздействия поддерживающий |
|
Мало |
Много |
||
поддержка |
У руководителя есть рабочие и процессуальные функции.
Рабочие функции выполнения работы |
Процессуальные функции развитие и сохранение продуктивного стиля работы коллектива |
· Постановка целей · Обеспечение руководства · Обсуждение возникающих проблем · Установление сроков · Обмен информацией · Выработка повестки дня и т.п. |
· Признание успехов · Разрешение конфликтов · Побуждение к участию · Укрепление отношений · И прочие для создания благоприятной атмосферы в команде |
На каждой стадии развития команды для руководителя важны определенные функции.
Стадия Ориентации |
Стадия Разочарования |
Стадия Интеграции |
Стадия Эффективной работы |
Рабочие функции |
Рабочие и процессуальные функции |
Процессуальные функции |
Команда сама справляется с рабочими и процессуальными функциями |
Работа в новом коллективе всегда начинается с командного стиля воздействия. Однако, если задержаться на командном стиле, то эффективность команды может снизиться: растет раздражение членов команды, ухудшается производительность труда и удовлетворенность работой. Достаточно быстро необходимо переходить к регулирующему стилю и побуждать сотрудников высказывать свои идеи и мнения, демонстрировать открытость общения, высказывать готовность прислушаться к мнению сотрудников, готовить команду к обобществлению руководства.
Преодоление разочарования.
Стадия разочарования — это испытание в моральном плане. Чтобы помочь сотрудникам и себе пережить этот этап, от руководителя требуется:
· разъяснить сотрудникам, что эта стадия неизбежна;
· напомнить, что разочарование надо переболеет, перерасти;
· постепенно снизить уровень командования;
· постепенно повысить уровень поддержки и поощрения;
· ловить моменты успеха даже в малом и поощрять их
· учить сотрудников слушать друг друга, разрешать конфликты, взаимодействовать и принимать решения;
· постепенно вовлекать людей в процесс принятия решений и делегировать им полномочия.
Делегирование полномочий в команде
Для создания дееспособной, самоуправляемой команды эффективный руководитель должен быть готов поделиться властью. Успешное делегирование — важный ключ к управлению командой, форма ее поддержки. При делегировании :
· возрастает ответственность членов команды за выполнение, как рабочих, так и процессуальных функций;
· команда становиться все менее зависимой от формального руководителя.
Работа руководителя как менеджера — помогать людям и команде повышать свою компетентность, заинтересованность, степень своего участия в принятии решений.
Эффективная команда может вернуться к стадии интеграции или даже к этапу разочарования. Причиной этого может быть:
· изменение состава команды;
· изменение поставленных перед ней задач;
· какое-либо событие, нарушающее плавный ход работы.
И в этом случае руководитель должен соответственно подстраивать свой стиль. Конечно, нельзя вернуться от визирования к стилю командования сразу, нужно возвращаться последовательно, миную все этапы.
Функция наблюдения
Руководителю важно следить за содержанием деятельности и достижением результата, процессом достижения результата. Чтобы быть в курсе дела, можно:
· наделить рядового члена команды ролью пассивного наблюдателя, следящего за процессом общения, принятия решений, разрешения конфликтов и др.;
· не вовлекать этого человека непосредственно в содержание дискуссии;
· получать обратную связь от наблюдателя;
· учить людей играть эту роль уже на ранних стадиях.
Важно обеспечить ротацию наблюдателя. Это особенно полезно, если обсуждаемый вопрос его беспокоит, и он просит освободить его от роли наблюдателя, чтобы включиться в дискуссию. Тогда его место займет другой. Иногда полезно пригласить на роль наблюдателя человека со стороны.
Стили Руководства в Менеджменте и Управлении Командой
Правильно руководить проектом нужно уметь. От лидерских качеств менеджера, стиля его руководства и манеры общения с членами команды зависит успех всех начинаний.
Быть лидером – значит, меньше думать о своих нуждах; больше – о нуждах людей, при этом правильно ставить задачи по управлению проектами.
Подходов к стилям руководства много – сколько менеджеров, столько и стилей. Ведь каждый руководитель уникален и обладает определенными лидерскими качествами. Однако не стоит экспериментировать с методами и пробовать что-то новое ежедневно – это ведь не одежда. Полезным и правильным будет адаптироваться под отдельную ситуацию, требования и условия.
На самом деле, выделяют разные стили руководства. И говоря о какой-либо классификации, нужно знать, какой критерий брался в качестве основного. В статье мы рассмотрим далеко не все классификации. Однако выбор пал на такие, которые могут найти применение в большинстве ситуаций.
Классификация Курта Левина
Наиболее распространенной является классификация стилей руководства, предложенная немецким психологом Куртом Левином. Уже в 1930-е гг. он предложил выделять три основных стиля руководства – авторитарный, либеральный и демократический.
1. Авторитарный стиль руководства
Данный стиль управления характерен для лидеров, которые при принятии решений не советуются с членами команды, даже несмотря на то, что их вклад может быть действительно ценным. Такой метод и стиль управления эффективны в ситуациях, когда необходимо быстро принять решения, но мнение команды не нужно.
Авторитарный стиль отличается жестким руководством. Работа выполняется за счет жестких поручений и распоряжений. Зачастую это приводит к деморализации сотрудников, прогулам и текучке кадров.
2. Либеральный стиль руководства
При таком стиле руководства лидер предоставляет своей команде свободу действий в работе, а также при необходимости обеспечивает поддержкой и советами. Подчиненные же сами устанавливают себе сроки выполнения задач.
Либеральный стиль со стороны руководителя повышает степень удовлетворенности своей работой у сотрудников. И в этом кроется угроза: члены команды могут принять невмешательство руководителя за равнодушие, нерационально использовать время и т.д. Самомотивации в таком случае может быть недостаточно для эффективного выполнения работы.
К слову, данный стиль также может проявляться у лидеров, не имеющих контроля над своими делами, а значит, и контроля над делами подчиненных.
3. Демократический стиль руководства
Все решения принимаются руководителем вместе с членами его команды, которые вовлечены в процесс принятия решений. Менеджеры поощряют креативность, и, как правило, степень вовлеченности подчиненных во все процессы и проекты высока.
При таком подходе у членов команды преобладает высокая степень удовлетворенности от своей работы и повышенная продуктивность. Однако демократический стиль не всегда может быть эффективным. Особенно это касается ситуаций, когда решения нужно принимать в сжатые сроки.
Демократический стиль управления подразумевает высокую степень умения руководить, иначе при большой свободе действий некоторые сотрудники могут либо нерационально пользоваться временем, либо и вовсе пытаться взять руководство в свои руки.
Управленческая решетка Блэйка-Моутона
Эта концепция была разработана в Университете штата Огайо. Затем в 1964 году в нее внесли изменения и, собственно, популяризировали специалисты в теории менеджмента Роберт Блэйк и Джэйн Моутон.
Если говорить в наиболее общих словах, то в этой теории описываются 5 стилей руководства. Они базируются на заботе о людях и заботе о производстве/задачах.
1. Примитивное руководство
Руководитель прилагает минимум усилий для налаживания заботы о людях и эффективного производства. У такого лидера минимальная заинтересованность в том, чтобы члены команды получали удовлетворения от работы. В результате в проекте/организации преобладают высокая степень неорганизованности, а сроки выполнения задач не соблюдаются.
Самому же менеджеру также свойственна неэффективность и желание просто сохранять должность.
2. Авторитарное руководство
При таком стиле управления менеджеру характерны забота о производстве и отсутствие заинтересованности в своих подчиненных. Он отличается высоким уровнем ответственности, интеллекта и наличием организаторских способностей.
Между руководителем и членами команды сохраняется дистанция. При этом менеджер полагает, что эффективность работы зависит от строгой организации, и максимально возможно исключает людей из процессов принятия решений.
На короткой дистанции такой стиль руководства может повысить производительность команды. На длинной же — из-за жесткой политики и процедур это приводит к недовольству со стороны членов команды.
3. Производственно-социальное руководство
Достаточно сбалансированный стиль, при котором менеджер добивается компромисса – баланса между эффективностью работы и заботой о нуждах сотрудников. Такого лидера отличает прогрессивность взглядов, обсуждение решений с командой, заинтересованность в успешном завершении проекта.
Однако менеджеры с таким стилем руководства не настаивают на новых критериях достижения целей, что зачастую приводит к средним результатам. Более того, характерны ситуации, когда не все нужды производства и сотрудников полностью соблюдаются.
4. Социальное руководство
Руководитель много внимания уделяет заботе о сотрудниках и мало – заботе о задачах и производстве. При таком подходе они работают в теплой атмосфере, приятном и дружеском окружении. Менеджер считает, что именно такой подход создает условия для самомотивации и усердного труда.
Однако слабый акцент на задачах часто создает препятствия для высокой производительности, что приводит к спорным результатам.
5. Командное руководство
Данный стиль управления в менеджменте характеризуется значительным акцентом на производстве и нуждах членов команды. Лидер знает, что предоставление более широких возможностей, преданность делу, доверие и уважение, а также вовлеченность в процессы принятия решений – важнейшие моменты для создания командной атмосферы. Это, по его мнению, автоматически приводит к высокому уровню производства и удовлетворения работой.
Создатели классификации считают этот стиль руководства наиболее оптимальным.
Теория Х и теория Y
В 1960-е американский социальный психолог Дуглас Макгрегор предложил теорию X и Y, в которой говорилось о мотивации людей и управленческом поведении.
Теория X
Метод руководства основывается на том, что все сотрудники ленивы, избегают ответственности без дополнительного поощрения, и их требуется побуждать к работе. Из-за этого менеджер вынужден пристально следить за ними.
Такие руководители изначально не доверяют членам команды. Соответственно, все это негативно влияет на моральный дух и производительность членов команды.
Теория Y
При таком стиле руководства менеджер считает, что у сотрудников есть амбиции и внутренние стимулы работать. Руководитель доверяет членам своей команды и полагает, что они получают удовольствие от выполняемых задач.
Согласно этой теории, сотрудникам нужно предоставлять свободу действий и не навязывать большое количество правил. Работая по мере своих возможностей, они знают, как продуктивно работать.
6 эмоциональных стилей руководства
Данная классификация была предложена американским писателем и психологом Дэниелем Гоулманом, который специализировался на психологии. В свое время его книга «Эмоциональный интеллект» более полутора лет находилась в списке бестселлеров New York Times.
В своей следующей книге «Эмоциональное лидерство» автор описывает 6 различных методов управления.
1. Визионерский стиль руководства
Подходит в ситуациях, когда необходимо обозначить общие цели для группы, а также когда необходимо задать новое направление развития. При этом менеджер очень ярко описывает, какая задача стоит перед всеми, и какая цель преследуется.
Гоулман отмечает, что при таком подходе руководители обозначают направление, но не указывают методы. Поэтому членам команды дается свобода действий для придумывания новых идей и проведения экспериментов.
2. Наставнический стиль руководства
При таком подходе руководитель фокусируется на развитии членов команды, показывает, как можно улучшить их производительность. При этом он старается объединить личные цели каждого сотрудника с целями проекта в частности или организации в целом.
По мнению автора, наставничество дает хорошие результаты с подчиненными, которые проявляют инициативу и желание профессионально развиваться. Однако это может привести и к обратному эффекту: члены команды могут воспринять такой подход как попытку контролировать каждый шаг. Как результат, может пропасть уверенность в своих силах.
3. Аффилиативный стиль руководства
Управление командой проекта и гармония внутри него путем сближения ее членов — вот на чем здесь делается акцент. Автор утверждает, что такой метод обладает достаточной ценностью, когда нужно повысить мораль команды, улучшить коммуникацию и восстановить доверие. Однако стоит быть осторожным, поскольку производительность может отойти на второй план.
4. Демократический стиль руководства
Данный стиль управления основывается на знаниях и навыках членов команды, деятельность которых направлена на достижение общих целей. Наилучшим образом такой метод подходит в ситуациях, когда направление развития еще не ясно, и лидеру необходимо собрать воедино мнения всех сотрудников.
Демократический метод базируется на коллективном принятии решений. Однако он может иметь разрушительные последствия в кризисные времена, когда требуется быстрое принятие решений.
5. Направляющий стиль руководства
Руководитель задает высокие стандарты производительности. У него присутствует навязчивая идея, что все можно делать лучше и быстрее. Этого же он и требует от членов команды.
Гоулман предупреждает, что такой метод управления стоит применять весьма умеренно, поскольку он может подорвать мораль, а сотрудники будут думать, что они неправильно выполняют задачи. Автор также приводит данные, что зачастую такой стиль плохо влияет на коллектив.
6. Командующий стиль руководства
Классический подход военного руководства. Возможно, он используется чаще других, но при этом он наименее эффективен. Руководитель никак не хвалит членов команды, а наоборот, критикует. Поэтому сотрудники не удовлетворены работой.
Автор утверждает, что метод может быть эффективным только в кризисный момент, когда необходимо срочно улучшить ситуацию.
Любопытно, что сегодня даже армии многих стран признали этот стиль управления достаточно неэффективным.
Эффективный стиль руководства + инструмент для управления проектами = успешное завершение
Уметь управлять командой проекта – хоть и значительная, но все же часть работы менеджера. Ему также необходимо грамотно управлять всеми процессами: назначать задачи и следить за прогрессом их выполнения, ставить сроки, уметь налаживать управление ресурсами и многое другое. А еще важно командное взаимодействие в рамках одного онлайн инструмента. Все это можно найти в диаграмме Ганта.
Управлять командой в инструменте довольно просто. Поставив задачу, менеджер будет осведомлен о ее сроках и прогрессе выполнения, о задействованных ресурсах и зависимостях между задачами.
Руководитель будет знать обо всем, что происходит на проекте, благодаря оповещениям в режиме реального времени. У него также есть возможность просматривать историю изменений и отменять действия, которые были случайно выполнены.
Кроме того, все задействованные в проекте участники могут оставлять комментарии под задачами и прикреплять к ним файлы. Командное взаимодействие в онлайн диаграмме Ганта удобное и эффективное.
Подытожим
Как правило, для успешного управления проектом используются смешанные стили, имеющие в себе черты методов руководства из различных классификаций. И чтобы быть успешным и эффективным лидером, нужно уметь находить баланс. Именно такой подход повышает эффективность управления и шансы на успешное завершение проекта.
А как вы управляете проектом? Какой стиль руководства предпочитаете вы?
Часто команды становятся полезны в ситуациях, когда задача не может быть решена одним человеком или если она требует взаимосвязанной работы. Однако чтобы создать успешную команду, надо поразмышлять и сделать некоторое планирование. Очень часто группу отдельных личностей просто собирают вместе, ставят перед ними обязательства, дают распоряжения, а затем говорят: “Ну а теперь прославьте нас!”
В создании эффективно работающей и успешной команды ключевыми моментами являются определённые результаты, общие цели и соответствующие навыки. Ниже приведены 10 методов, которые помогут сделать работу команды успешной.
1. Создайте общие, командные цели.
Должен быть определён основной центр, к которому двигается команда и этот центр должен включать конкретную задачу, поставленную в строгом соответствии со знанием каждого человека относительно того, как достигнуть цели.
2. Результаты должны быть измеримыми.
Обычно работа команды более эффективна, если вы можете измерить то, что она производит. Должны быть определены стандарты высококачественной работы, т.е. чтобы команды поняла, что собой представляет цель, также должны осуществляться промежуточные отчёты о проделанной работе на пути к желаемому результату.
3. Поддерживайте взаимозависимость.
Каждый человек, в независимости от пола, должен знать о том, какой вклад он привнесёт, а также, вклад который он может внести в общую картину. Препятствуйте межличностной конкуренции, делайте одобрение в пользу командных целей и решении конкретных, поставленных на сегодняшний день задач.
4. Помогите команде понимать и оценивать отличительные особенности.
Командное взаимодействие представляет собой уникальный навык, где у каждого человека существует определённый талант, ценность, потребность связи, физическая способность и ограниченность в работе коллектива. Формирование эффективной, объединённой команды требует, чтобы каждый человек сначала осознал свои собственные возможности, и только затем имел бы право признавать и оценивать как личные, так и профессиональные качества других людей.
5. Удостоверьтесь, что члены команды обладают необходимой квалификацией.
Навыки умения решать проблемы, технические, так же как и навыки о взаимоотношении с людьми, все они одинаково важны для успеха команды. Не пренебрегайте одними ради других. Определите, в какой области существуют проблемы, а затем обеспечьте должное обучение, чтобы суметь применить навыки в случае возникновения трудностей.
6. Обучайте, а затем проводите более детальное обучение.
Для того чтобы недавно изученные навыки были хорошо освоены и запомнились надолго, необходимо продолжать обучение, практические занятия, а также получать необходимую помощь от непосредственных наблюдателей и наставников. Частые наблюдения того, как недавно обученные члены команды прогрессируют, и какую при этом приносят пользу, помогут им продолжить осуществлять на практике то, что ими было изучено.
7. Обстоятельно разъясните линии связи.
Важно знать, как в случае необходимости связаться друг с другом и уметь справляться с обильным количеством сообщений, телефонных звонков, т.е. потоком информации.
8. Постоянно напоминайте о командных целях.
Это может показаться простым, но постоянное напоминание членам команды о том, “Что“ они делают и “Почему “ это необходимо делать, является очень важным для того, чтобы они постоянно задавались этими вопросами, и чтобы команда оставалась сосредоточенной на желаемом результате. Так что время от времени повторяйте о целях команды и желаемом результате.
9. На собрании команды обеспечьте подробностями поставленной задачи.
Встречи не всегда представляют наиболее эффективное использование командного времени, в случае же если встреча необходима, удостоверьтесь, что она подготовлена так, чтобы время было проведено с пользой. Особенно эффективны результаты повестки дня. Намного больше, чем просто список обсуждаемых вопросов, повестки дня точно и обстоятельно объяснят, какие результаты должны быть получены во время и после встречи.
10. Подавайте пример.
Люди адекватно отвечают на действия, а не на слова своих лидеров. Если вы хотите добиться эффективных командных взаимодействий, то, прежде всего, должны научиться подавать пример.
Источник:Дамответ
Команда, группа, командная работа
90% высказываний о команде в бизнесе подразумевает рабочие группы
Группа + усилия + условия = Команда 🙂
Команда + … негативные факторы = Группа 🙁
Команда – более сложная структура, чем группа, требующая постоянных усилий по поддержанию функционирования
Определение «команда»
Команда (простое определение) – это группа единомышленников, сотрудничающих друг с другом для достижения намеченных общих целей.
Команда (сложное определение) – это эффективно действующая группа взаимозависимых единомышленников с дополняющими друг друга навыками, объединённых общей целью, ценностями, ответственностью.
Группа и команда — отличия
ПРИЗНАКИ | КОМАНДА | ГРУППА |
Взаимозависимость | Очень сильная | Нет или слабая |
Интересы | Общие | Личные |
Цели | Общие цели | Личные цели |
Приоритетность | Команда — №1 | Я — №1 |
Мотивация | Изнутри ( Так хочется) | Извне (Так нужно) |
Конкуренция | Направлена вовне | Внутри группы |
Общение \ Информация | Открытое общение и обмен информацией | Разное \ Открыта или закрыта |
Доверие | Высокое доверие | Мало доверия друг к другу и группе в целом |
Численность | 6-20 человек | Любая |
Лидер \ Разделение ролей | Да \ Да | Не всегда |
Работа в команде – необходимость или мода?
Командная работа (team work) — мода или необходимость?
В условиях сильнейшей конкуренции и появления новейших технологий, невозможно быстро скопировать всего две вещи – интеллектуальный ресурс и эффективность взаимодействия между участниками бизнес-процессов.
Командная работа не является панацеей от всех бед, но является реальным средством в достижении конкурентных преимуществ.
Роль командной работы в организации
- Принцип синергии – при успешной работе в команде эффективность каждого участника больше, чем в одиночку: 2+2=5!
- Организационные изменения — норма в современном бизнесе. Работа команды позволяет быстро адаптироваться к новым условиям.
- Проектный характер деятельности и мобильность — норма современного бизнеса. В этих условиях сотрудники, успешно использующие навыки командной работы в разных командах, быстрее достигают поставленных целей.
- Снижение управленческих издержек – преимущество действенной командной работы. Управление командами более эффективно, чем административно-командная система*.
- Команда делает людей счастливыми, давая возможность получать удовольствие от работы, поскольку она становится условием пребывания в коллективе друзей и единомышленников.
- Команда – носитель элементов корпоративной культуры.
Навыки командной работы
Командная работа – комплекс коммуникативных и социальных навыков (Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма)
Командная работа — способность устанавливать взаимоотношения с коллегами таким образом, чтобы совместными усилиями эффективно выполнять поставленные задачи.
On\Off — team work – почему это важно?
Командная работа — это умение
Общаться и налаживать конструктивный диалог с любым членом команды : слушать, слышать, задавать вопросы, аргументировано убеждать, корректно критиковать и принимать критику без обид, давать обратную связь, относиться уважительно, делиться информацией и опытом
Поддерживать и помогать: поддерживать в т.ч. эмоционально, предлагать и не стесняться принимать помощь
Ошибаться: признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения
Доверять: быстро адаптироваться, априори доверяя партнёрам и полагаясь на их надежность
Соблюдать сроки: устойчиво и равномерно действовать «в графике», а не совершать «подвиги»
Соблюдать договорённости: выполнять принятое командой решение, даже если оно расходится с личным мнением.
Будучи руководителем:
- Делегировать полномочия
- Как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи
Управлять эмоциями и амбициями:
- Сдерживать личные амбиции
- Управлять эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий / антипатий
- Отказаться от интриг и деструктивных действий
- Поставить общий результат выше личного
Только регулярные тренировки в спорте приводят к устойчивому результату и к победе
Только ежедневная работа над собой приводит к выработке устойчивых навыков командной работы*
*- Тренинги могут дать лишь инструмент и толчок в развитии навыков
Осознанность командной работы
Недостаточно одному обладать навыками командной работы – должна быть команда, где эти навыки целесообразно применить
«Переключение» в режим командной работы – осознанное действие всех членов группы
Что такое тренинги командообразования?
По сути тренинги командообразования делятся на:
- КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ
Тренинги, направленные на отработку навыков совместной работы, принятия групповых решений, создание командных стратегий взаимодействия, выработку механизмов решения конфликтов, создание представления о важности и нужности каждого члена команды, о ценности взаимоподдержки. - ЭФФЕКТИВНАЯ ГРУППОВАЯ РАБОТА
Тренинги на сплочение (психологическое, эмоциональное) людей, работающих в одной структуре (организации, подразделении). Здесь «команда» – группа дружно работающих сотрудников. Это может быть тренинг командообразования для всей организации. Тут тоже есть общая цель. Но задачи, стратегия и тактика будут различаться в каждом подразделении.
По форме проведения тренинги командообразования делятся на:
- Outdoor — тренинги
- Indoor — тренинги
Привет, дорогие подписчики и гости нашего блога! На связи Юлия Кель. Что определяет успешность руководителя? Способность быстро и правильно решать возникшие задачи. Сегодня мы поговорим о том, как умение работать в команде влияет на успех в работе. Вы узнаете, как стать привлекательным кандидатом на собеседовании и ценным сотрудником на своем месте работы. Выясните плюсы совместного труда, и подходит ли он вам.
После прочтения статьи, вы научитесь правильно взаимодействовать со своими коллегами при решении задач. А также проявлять свои лучшие качества в данном деле.
Что включает в себя способность работать в команде
Данный навык желает видеть у кандидата при собеседовании каждый руководитель. Чем же он хорош? И что вообще включает в себя? Сейчас об этом поговорим.
Чтобы деятельность компании была более успешной, руководитель ставит для себя несколько целей. Кстати, как правильно ставить цели можете . Некоторые из них порой возникают спонтанно. Решить все задания самостоятельно он не в силах, да это и ни к чему. Тогда самое время привлечь несколько человек, которые будут заниматься их решением.
Впервые мне довелось ощутить на себе командную работу во время учебы в институте. Из нас готовили руководителей, которые должны изначально представлять данный процесс изнутри. И могу вам сказать, в начале это непросто, но жутко интересно! Со временем, справляясь с каждым заданием, вовлекаешься в процесс, и становится значительно проще.
Конечно, это несколько разные вещи: задачи в рамках учебы и работы. На практике в работе я поняла, что не все так легко. Не каждому сотруднику возможно объяснить, как необходимо коллективно работать. И также не каждый человек для этого подходит. Подробнее мы поговорим далее. Для тех, кому не дан командный дух, существуют другие задания, которые стоит им назначить.
Итак, каждый участник должен соблюдать некоторые правила, которые влияют на всю работу в целом.
Правила командной работы
- Коллективное решение. Каждый работник в праве высказывать свое мнение, которое будет услышано. Оно будет принято при поддержке большинства людей.
- Все равны. Если у вас больше опыта или вы являетесь руководителем, это не значит, что все должны соглашаться с вашим мнением. Каждый сотрудник имеет одинаковые права. Критикуйте только по делу и относитесь к другим уважительно.
- Передача опыта. В таком рабочем процессе происходит передача своего опыта другим. Не только вы можете кого-то научить, но и вас. Более профессиональные сотрудники в непринужденной обстановке на практике покажут, как стоит поступать в том или ином случае.
- Фиксируйте все идеи. Некоторые предложения вначале могут выглядеть неуместно. Но практика показывает, что зачастую они становятся главным решением. Чтобы не забыть ничего из предложенного, все стоит записывать.
- Контролируйте свои эмоции. В работе необходимо забыть все личное и настроиться только на деловое общение. Человек, к которому вы испытываете личную неприязнь, способен быть отличным профессионалом в своем деле. Необходимо относится к таким людям объективно.
- Принимайте конструктивную критику. Если вас критикуют по делу и объективно, то стоит прислушаться к замечаниям. Не воспринимайте замечания в свой адрес критично. Лучше внимательно выслушайте их и возьмите на заметку.
- Делегирование обязанностей. Очень сложно этому научиться, но без разделения обязанностей никак не обойтись. Нужно уметь дать задания людям, которые с ними справятся лучше вас, и не контролировать каждое их действие. Ведь каждый участник имеет одну цель, он заинтересован в качественном выполнении работы.
- Действуйте по плану. Чтобы все выполнялось четко и в поставленный срок, необходимо руководствоваться планом.
- Пресекайте интриги. Нет ничего хуже, чем работник, который ради своей выгоды вносит разлад в группу коллег. Он также нацелен на общий результат, но его больше беспокоит возможность выделиться не лучшим путем. В группе появились сплетники и интриганы? От них необходимо избавляться. Если вы являетесь руководителем, а этот человек профессионалом, без сожаления увольте его. Разлад в коллективе может привести к большим потерям.
- Разделить успех на всех. Забудьте слово «Я». В команде существует только «Мы». Успешный результат будет общим и заслуженно принадлежать каждому работнику.
- Совместный отдых после решения задания. Очень важно не только разделить успех на всех, но и отпраздновать его совместно. Это поможет сплотить группу участников еще больше.
Какие навыки нужны
Если вы еще не представляйте, способны ли к совместной работе, то лучше всего узнать это на опыте. Допустим, сегодня существует достаточно много волонтерских организаций. В них можно попробовать себя, еще и с пользой для общества. Но если отталкиваться от личностных качеств, то стоит отметить, что они играют не последнюю роль. Вы готовы к такой работе, если:
- умеете быстро влиться в коллектив, наладить общение. В одной из статей я рассказывала про интровертов, который с трудом и долго налаживают контакт с новыми людьми. Им такая деятельность точно не придется по душе.
- Способны быстро понять поставленные задачи и приниматься за их решение. Медлительность в совместном труде не играет на руку. Внимательно выслушав все, что от вас хотят, нужно сразу браться за работу.
- Признаете свои ошибки и поднимаете командный дух. Если вы не считаете себя всегда и во всем правым, умеете поддержать других, то данная деятельность точно для вас.
- Умеете занимать разные роли в коллективе. Вы должны мгновенно подстраиваться под ситуацию и быть не только руководителем, но и исполнителем.
- Помогаете другим участникам. Это важно, но и вы не стесняйтесь просить помощи. Если многие сотрудники ранее предпочитали обращаться к вам за подмогой, это хороший признак вашей готовности к общей работе.
- Интересы компании находятся выше ваших собственных амбиций.
- Уважительно относитесь к другим. Замечательно, когда вы соблюдаете чувство такта по отношению к коллегам.
- Участники команды хотят видеть вас в ней. Значит вы им по душе, с вами легко работать. А это определяет многое. Не каждый человек способен расположить к себе целую группу людей.
- Коллеги часто интересуются вашим мнением по поводу ситуаций или их решений. Следовательно, оно для ваших коллег ценно.
- Вы всегда на начальном этапе сглаживаете конфликтные ситуации. При большом количестве людей спорные ситуации и конфликты неизбежны. Отлично, если именно вы умеете их предотвращать.
Я перечислила вам эти пункты для того, чтобы сформировать некое представление об участнике команды. Вы уже должны представлять, что это за человек и являетесь ли вы им.
Плюсы умения работать в коллективе
С серьезной задачей, которая имеет несколько этапов решения, непросто справиться одному. В лучшем случае это займет много времени и будет совершенно непродуктивно. Существуют такие задания, которые просто требуют совмещения разных мнений. Ряд преимуществ групповой работы:
- вы имеете возможность поучаствовать в интересном рабочем проекте. Благодаря этому, вы получите ценный опыт.
- Мозговой штурм. Интересная форма работы в команде. Участникам дается задание, которое они должны решить сообща. Каждый высказывает свое мнение, предлагает свои варианты. Это хорошо развивает творческое мышление.
- Вы научитесь слышать других, принимать их точку зрения объективно.
- Руководитель получит уникальный опыт, который поможет ему продвижению по карьерной лестнице.
Итак, команда и коллектив имеют колоссальное различие.
Я приведу вам пример. Офис. Рабочий день только начался. Каждый сотрудник сидит (а их всего 17) на своем рабочем месте и занят своим делом. Все работают в одной компании, с одной целью.
Другой пример. Середина дня. Руководитель отдела собирается группу людей из 10 человек и предлагает им совместно решить одно задание.
Где, по-вашему мнению, коллектив, а где команда? Хорошо подумайте и оставьте свое мнение в комментариях.
Друзья, не все задачи, которые встают перед руководителем, он способен решить самостоятельно. Для некоторых случаев удачно подходит совместная работа, когда необходимо мнения и мысли разных людей.
Перед устройством на работу начальство всегда обращает внимание на умение человека работать в группе. Это можно выявить по несложным вопросам, которые относятся к личностным качествам кандидата.
Научиться совместному труду не сложно. Если вы не сталкивались с подобным, то можете попробовать себя в роли волонтера. Он, как никто другой, знает, что такое коллективный труд.
Я считаю, навык работать в команде очень важен. Он пригодится вам не только в рабочих моментах, но и в жизни. Даже в семье! Ведь вы учитесь слышать и понимать других, воспринимать их мнение.
Дорогие читатели, подписывайтесь на наш блог, чтобы всегда быть в курсе новостей.