История возникновения

Первые упоминания о методе проектов возникли в Америке в 90-х годах ХХ века. Всё началось с педагогических идей и исследований Джона Дьюи (1859-1952 гг.). Ученый впервые ввёл в педагогический процесс термин «метод проектов», дал его чёткое формулирование, обосновал содержание.

Школьные проекты появились в США

Дж. Дьюи выделил основные концептуальные особенности проекта:

  • проектант самостоятельно принимает решения в повседневных вопросах через практическую деятельность;
  • участник проекта развивает творческие способности благодаря коллективной деятельности;
  • каждый участник имеет личную заинтересованность в результате работы.

В 1905 году группой русских учёных под руководством С. Шацкого было проведено исследование активного внедрения в педагогический процесс проектных технологий. Немного позже, в конце 30-х годов, эту методику признали «непедагогичной».

В Советском Союзе проектная деятельность не бралась во внимание во время учебного процесса, но иногда использовалась во внеклассной работе, либо в виде ученических рефератов. Таким образом, метод проектов имеет довольно долгую историю и большое количество наработок как русских, так и иностранных учёных.

Виды школьных проектов

Существует множество разнообразных классификаций проектов. Большинство учёных разделяют школьные проекты по форме проведения, по продолжительности, по дисциплинам, по основной деятельности.

По форме проведения:

  • групповой;
  • индивидуальный.

По продолжительности:

  • мини-проект (урок или часть урока);
  • краткосрочный (4-6 уроков);
  • недельный (30-40 часов);
  • долгосрочный (годичный).

По дисциплинам:

  • монопредметный (в пределах изучения одной дисциплины);
  • междисциплинарный (интеграция разных дисциплин, их логическое совмещение).

По основной деятельности:

  • исследовательские;
  • поисковые, творческие;
  • информационные;
  • ознакомительно-ориентировочные проекты.

Исследовательский проект наиболее приближён к научному исследованию. Его цель – найти наиболее правильное решение поставленной проблемы, обосновать её актуальность, чётко и лаконично обозначить цель, основные задания, предмет и объект исследования, выбрать наиболее подходящие методы исследования, варианты решения проблемы, доказать и оформить полученные результаты.

Исследовательские проекты можно проводить как во время уроков, так и во внеклассной работе. К ним относится проведение социологических исследований, актуальных и интересных для населения, нахождение наиболее эффективных вариантов решения экологических проблем своего города, изучение традиций своего народа.

Творческие проекты интересны тем, что проектанты имеют неограниченные возможности для его реализации. Дидактическая цель творческого проекта – научить детей неординарно подходить к решению поставленного задания, выполняя задачи. Конечным продуктом такого проекта могут стать проведение праздника, выпуск газеты, организация выставки, монтирование видеофильма.

Информационный проект характеризуется наибольшей степенью точности, логичности. Он направлен на изучение и анализ сведений об определенном объекте или явлении с целью обобщения и представления информации широкой аудитории. Результатом работы в этом виде деятельности будут научно-популярные статьи, схемы, алгоритмы, доклады, карты местности, сообщения, сценарные модели.

Ознакомительно-ориентировочные проекты сосредоточены на изучении социальных вопросов, интересующих собственно участников проекта. Продукт, полученный в результате деятельности, может быть использован в повседневной жизни класса, школы, города, страны.

Как видим, в основе классификаций проектов лежат совершенно разные принципы, что позволяет всесторонне изучить данный вопрос.

Что такое индивидуальный проект

По форме проведения проекты бывают индивидуальные и групповые. Вид каждого зависит от количества его участников.

Особенность индивидуального проекта заключается в том, что работа полностью выполняется одним участником в соответствии с его знаниями, желаниями, потребностями, творческим видением. Ученик свободен в выборе основных принципов и методов решения поставленной проблемы.

Ребёнок использует индивидуальные тип и стиль работы, активно формируются навыки самообучения, способности к самостоятельной
исследовательской работе, а также ответственность, поскольку выполнения проекта зависит исключительно от одного ученика.

Ученик приобретает опыт выполнения всех этапов проекта – от рождения замысла до конечной рефлексии. Знания, полученные в этих условиях, отличаются большей обоснованностью, их положение лучше аргументированы.

Принципиальное отличие индивидуального образовательного проекта – это свобода. Проектанту предоставляется возможность самостоятельно
заниматься проблемой, которая заинтересовала его, поэтому он пытается справиться с трудностями, возникающими в процессе работы над проектом.

Важным является тот факт, что из индивидуальных проектов начинается знакомство с методом проектов в классе: на одном из уроков в начале года ученикам необходимо рассказать о методе проектов, о том, что такое проект, какие существуют виды проектов, каким образом возможно представить результат работы над проектом, и предоставить возможность сделать творческий проект.

Как правильно оформить проект

Проектная деятельность сопровождается оформлением документации, которая является обязательной составляющей. Она условно называется «Паспорт проекта». Основные составляющие Паспорта проекта:

Название проекта

Вид проекта

  • по форме;
  • по продолжительности;
  • по дисциплине;
  • по основной деятельности.

Команда проекта

Куратор, члены команды.

Описание проекта, проблема

Проблемный вопрос. Актуальность выбранной темы исследования.

Идеальный образ

Краткое описание того, что в идеале должно получиться.

Цель данного проекта

Задания

  • рассказать о…
  • выделить…
  • доказать, что…

Ожидаемые результаты

Отчётная документация:

  1. Ключевой вопрос (проблема).
  2. Тематические вопросы.
  3. Теоретический материал по теме.

Планирование работы

Направления деятельности: 1, 2, 3

Контролирование, промежуточные отчёты.

Индивидуальные беседы, промежуточные отчёты в виде домашних заданий, письменные проверочные работы.

Презентация готового продукта.

Мультимедийная презентация результатов, научное выступление, видеоролик.

Наличие документации – основная составляющая, отличающая обычное творческое задание от проекта.

В чем польза проектов для школьников

Школьные проекты имеют очень много достоинств:

  • кардинально изменяется подход к процессу обучения и его участникам: в данном виде деятельности именно ученик, а не преподаватель является ключевым фигурантом;
  • на первое место выходит исследовательская деятельность детей, а не формальное заучивание и репродуктивное воспроизведение информации;
  • ставки делаются на сам процесс, приобретение и применение полученных знаний;
  • обязательно берутся во внимание особенности физического, духовного, нравственного, умственного развития личности ребенка.

Кроме этого, в соответствии со статьёй 13 Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на свободное высказывание, то есть «свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка». Проектная деятельность — прекрасный способ реализации этого права.

Ещё одним достоинством метода проектов является то, что результат своей деятельности ученики могут применить в реальной жизни, найти им практическое предназначение.

Работа над проектом учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, метод проектов в школе позволяет одновременно использовать исследовательские, проблемные и творческие подходы. Он способствует всестороннему развитию ребёнка.

Дети учатся самостоятельно работать с информацией. Это очень важно сегодня, поскольку информационные ресурсы сейчас во всеобщем пользовании. Поэтому сейчас очень важно уметь правильно выбирать главное, отсеивать второстепенное, анализировать и делать выводы.

В этом видео вы узнаете о проектной деятельности школьников:

В начале 2018 года на территории России стартует проект для детей «КиноДетство.рф. Платформа равных возможностей», который был реализован благодаря поддержке Фонда Президентских грантов.

Уникальность проекта заключается в том, что он предлагает детям из разных регионов страны творчески реализоваться, ознакомиться с разными видами искусства, кино, анимации и литературы. Основные задачи проекта — это создание сети киноклубов для детей, объединение площадок — кинотеатров и библиотек — в единое пространство, помощь малым городам страны в организации полезного и увлекательного досуга. В рамках данного проекта будут проходить различные конкурсы и мастер-классы, вебинары, творческие встречи с ведущими кинематографистами и показы новых фильмов, принять участие в которых смогут дети от 7 до 16 лет по всей России.

Городской Детский КиноКлуб — это кинотеатр и библиотека, объединенные в пространство для осуществления единого плана творческих мероприятий. Каждую субботу дети смотрят кино на большом экране и заполняют анкеты для оценки фильма. По средам в библиотеке проходят мастер-классы в режиме онлайн с ведущими кинематографистами, писателями, журналистами. Модератором вебинаров станет актер театра и кино, режиссер и продюсер Алексей Ясулович.

Сейчас в программе «КиноДетство.рф. Платформа равных возможностей» участвует семнадцать регионов страны — это 50 кинотеатров в 50 городах и 60 библиотек. Автор и руководитель проекта «КиноДетство рф. Платформа равных возможностей» – член Союза кинематографистов РФ, Почётный кинематографист России Тамара Тарасова.

Отдельно стоит рассказать о конкурсе «КиноЛетопись: Дети». Его тема: «Если есть на свете рай — это твой родимый край!». Для участия в конкурсе необходимо снять фильм продолжительностью до 5 минут о своей родине, своем поселке, городе, улице или школе. Жюри примет работы в любом жанре и в любом творческом решении. Возраст участников от 7 до 16 лет.

Победители будут отбираться в категориях «От 7 до 12 лет» и «От 12 до 16 лет». Работы будут оценивать: директор Российской Государственной Детской Библиотеки Мария Веденяпина, сценарист, режиссёр, продюсер Екатерина Головня, журналист, один из основателей Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» Сергей Цымбаленко и заместитель директора Российского государственного архива кинофотодокументов Сергей Переходов.

Итоги будут подведены в июне 2018 года.

Более подробную информацию можно получить на сайте проекта. С работами конкурсантов можно ознакомиться.

Серьезно. Я считаю, что в создании проектов слово «уникальность» больше сбивает с толку, чем продвигает к успеху.

Что вы чувствуете, когда слышите, что у вас должно быть уникальное торговое предложение, уникальные тексты, уникальный дизайн? Лично я чувствую огромную тяжесть. Иногда к ней добавляется желание сбежать, отчаяние, ощущение тупика и непонимание, как же все это осилить.

Размышляя над этой ситуацией, я пришла к выводу, что во многом дело в самом слове. Вот что говорит Википедия:

Уникальность — это состояние, при котором никто или ничто не похожи ни на кого либо, ни на что другое в сравнительном контексте. При использовании в отношении человека, термин уникальность применяется чаще всего в отношении его личности или некоторых его специфических характеристик, давая понять, что он, в отличие от других людей, обладает некими неповторимыми особенностями, не встречающимся в пределах горизонта сравнения.

Не встречающимся в пределах горизонта — это сильно ))

Уникальный — это значит либо лучше всех, либо непохожий на всех. И то, и другое — сложнейшая задача. Ставя перед собой подобную цель, вы ввязываетесь в марафон, где нет ни остановок, ни финиша. Это бесконечная гонка.

Я нашла выход из этого круга, заменив для себя раз и навсегда слово «уникальный» на слово «понятный».
И все сразу встало на свои места.

Теперь, когда я думаю о своем проекте именно в таком ключе, у меня нет ощущения тяжести или безумной гонки. У меня сразу появляется ворох идей, мне видны все ключевые шаги и хочется творить и делать. Сравните сами:

  • Понятное торговое предложение
  • понятные тексты
  • понятный сайт
  • понятный дизайн
  • понятный логотип

Согласитесь, так гораздо понятнее? ))

Стремиться к тому, чтобы ваш проект был понятным — хорошая и правильная стратегия. Она очень оздоравливает атмосферу проекта и в разы ускоряет движение вперед. И она по силам любому из нас.

Искренне ваша, Оксана Колесникова

Предыдущий пост из рубрики «Вне конкуренции» → Нужно ли быть эпатажным, чтобы вас покупали?

План для проекта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *