Об организации комнаты (кабинета) психологической разгрузки на промышленном предприятии, которая помогает создать оптимальные условия для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления работоспособности, проведения психотерапевтических и психогигиенических мероприятий.

Комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на работников, занятых выполнением тяжелых работ, связанных с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками. Она существенно снижает риск появления чрезвычайных ситуаций на предприятиях, работа которых связана с операторской деятельностью, снижает нагрузки на работников, профессиональные обязанности которых связаны с негативными эмоциями или работа требует особой концентрации внимания. Кабинет психологической разгрузки также способствует мотивации персонала при выборе места работы, обеспечивает контакт с сотрудниками, помогает выявлять проблемы на рабочих местах, дает возможность регулировать должностные взаимоотношения и сглаживать острые углы, выявляя дискомфортные области в деятельности персонала.

Кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии в конце 1970-х гг. и считались только средством развлечения, а не терапии. К концу 1980-х гг. в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать кабинеты психологической разгрузки и говорить о видимых терапевтических результатах их использования.

Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма, что требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. У людей операторских профессий при отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность их деятельности, а при длительном воздействии приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией. Важную роль в организации охраны труда на предприятии профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно на производстве. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации.

Работа кабинета психологической разгрузки зависит от профессиональной подготовки специалиста-психолога, от специфики нагрузок на работников и, соответственно, от качественно разработанного и оформленного помещения. К подготовке организации кабинета психологической разгрузки надо подходить, основываясь на специфике предприятия, учитывая вероятные факторы утомления и раздражения. Практика работы по оснащению кабинетов психологической работы показывает, что при создании комнаты психологической разгрузки требуется индивидуальный подход с учетом всех факторов. Существуют компании, специализирующиеся по интерьеру, оснащению визуальной и технической составляющей, разрабатывающие и внедряющие программные продукты для специалиста-психолога.

По сути, кабинет психологической разгрузки — это усовершенствованный вариант комнаты отдыха, в которой созданы оптимальные условия для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления работоспособности, проведения психотерапевтических и психогигиенических мероприятий. В кабинете психологической разгрузки применяется комплексный метод оптимизации психических процессов, условно названный психологической разгрузкой, который включает физиологические и психологические средства восстановления работоспособности и предупреждения переутомления эмоционального происхождения. Площадь кабинета психологической разгрузки определяется из расчета не менее 2 кв. м на человека.

В комнате не должны ощущаться шум, вибрация и другие неблагоприятные факторы производственной среды, она должна быть обеспечена приточно-вытяжной вентиляцией. Оптимальная температура в помещении — +20 — 22 град. Цельсия. Комната оборудуется мягкими креслами с подлокотниками, в которых можно принять полулежачее положение (кресла желательно накрыть полиэтиленовой пленкой и обеспечить подставками для ног), магнитофоном (с набором кассет), гидроаэроионизатором, а при возможности — кондиционером. В цветосветовом решении интерьера должны преобладать голубой и зеленый цвета, успокаивающие нервную систему. Желательно, чтобы создавалось впечатление пребывания на лоне природы.

Пол покрывается линолеумом на мягкой основе, гармонирующим по цвету с окраской стен. Цветовая композиция дополняется цветным освещением, трижды изменяющимся в течение сеанса. Для создания более полной иллюзии пребывания на лоне природы используются пейзажи, рождающие положительные эмоции. Это могут быть диапозитивы с изображением леса, моря, озера и др., проецируемые на экран с помощью диапроекторов. Для оформления кабинета психологической разгрузки можно использовать также декоративные элементы — валуны, гальку, коряги, вьющиеся растения и др. Хорошо, если есть возможность организовать аквариум.

Основная задача кабинета — восстановление работоспособности в стадии развивающегося утомления. Время пребывания в кабинете психологической разгрузки условно разделяется на 3 периода: отвлекающий (1,5 — 2 мин.), успокаивающий (7 — 10 мин.), тонизирующий (2 — 3 мин.). В соответствии с задачами этих периодов трижды меняются музыка (по содержанию, громкости и темпу), цвет, уровень освещенности, поза, ритм дыхания и словесные формулировки аутогенной тренировки. Во время первого периода звучит запись пения птиц и популярные мелодии с мягким мелодико-ритмическим рисунком (громкость — до 5 — 20 дБ). Посетители кабинета располагаются в креслах в свободной позе с приподнятыми ногами, рассматривают проецируемые на экран изображения ландшафтов, вызывающие положительные эмоции. На втором этапе для достижения состояния эмоционального равновесия включают зеленые лампы.

Посетители принимают полусидячее положение, способствующее расслаблению мышц, переходя на успокаивающий ритм дыхания (короткий вдох и удлиненный выдох). Звучит негромкая мелодичная музыка (до 10 дБ), а в паузах — записанные на магнитофонную ленту психотерапевтические формулы, построенные с учетом характера труда, задач данного периода и требований аутогенной тренировки. Третий период проходит при оранжевом (красном) освещении, его музыкальная программа состоит из бодрых, мажорных произведений (маршей, спортивных и молодежных песен, энергичной и веселой танцевальной музыки).

Занимающиеся постепенно переходят к позе стоя, делают несколько мобилизующих дыхательных движений (глубокий вдох и короткий выдох). Словесные формулы этого периода направлены на повышение общего тонуса, активизацию психических процессов. В заключение включают все лампы дневного света и в сопровождении марша, веселой песни выполняется комплекс физических упражнений с учетом особенностей вида труда и возраста людей. Лицам, занимающимся тяжелой физической работой, полезен самомассаж. В соответствии с тремя указанными периодами желательно изменять с помощью подсветки виды, изображенные на крупных слайдах или проецируемые на экран. Например, вначале посетители видят изображение леса при заходящем солнце, на втором этапе — в предвечерние часы, на третьем — на рассвете, во время восхода солнца, когда просыпается природа, воздух насыщен озоном, ощущается приятный запах хвойных деревьев.

При ограниченных возможностях кабинета психологической разгрузки в первую очередь туда направляют лиц, работающих в условиях повышенной нагрузки на нервную систему, сочетающих работу с учебой, а также тех, кто жалуется на переутомление или находится в кризисной ситуации (тяжелая болезнь или смерть близкого человека, чрезмерно напряженная семейная обстановка, частые служебные конфликты и др.). Как уже было сказано, в кабинете психологической разгрузки эффективно восстанавливается работоспособность лиц, находящихся в стрессовом состоянии, или тех, чья повседневная деятельность протекает в условиях эмоциональной напряженности.

Эмоциональный дистресс не только приводит к снижению трудоспособности и ухудшению деятельности организма, но и является одной из частых причин нарушения техники безопасности. Пребывание в кабинете психологической разгрузки способствует также предупреждению эмоционально-аффективного перенапряжения и его отрицательных последствий у лиц, страдающих заболеваниями, вызванными психическим фактором (неврозами, психосоматическими расстройствами).

В кабинете можно осуществлять и другие психогигиенические мероприятия.

К ним относятся:

1) массовое обучение работников различных предприятий приемам психотерапевтической доврачебной самопомощи и, в частности, аутогенной тренировке;

2) активная психопрофилактика рецидивов алкоголизма;

3) эмоционально-волевая тренировка спортсменов (по А. Т. Филатову);

4) дополнительные сеансы психологической разгрузки для работников пенсионного и предпенсионного возраста с целью продления трудоспособности;

5) лечебно-профилактическая помощь людям, желающим избавиться от хронического никотинизма;

6) психогигиенические беседы, включающие демонстрацию слайдов и прослушивание фрагментов литературно-музыкальных произведений, посвященные различным аспектам здорового образа жизни.

В последние годы на предприятиях организуются кабинеты эмоционально-волевой тренировки и социального тренинга, психологической гимнастики и др. Благодаря тому, что в их штатном расписании предусмотрены должности врача-психотерапевта или психолога, на их базе решается широкий круг задач, в том числе психотерапевтического и социально-психологического характера. Кабинеты психогигиенического профиля целесообразно открывать и в медицинских учреждениях, где труд медработников связан с повышенными эмоциональными нагрузками и необходимо быстро восстанавливать работоспособность (в отделениях хирургии, реанимации, анестезиологии, на станциях «скорой помощи»). В заводских профилакториях и домах отдыха, где не предусмотрена должность врача-психотерапевта, обслуживать кабинет психологической разгрузки может фельдшер, прошедший специальную подготовку по психогигиене, психопрофилактике и психотерапии.

Примерная возможная схема проведения занятий в кабинете (комнате) психологической разгрузки

Занятие по психологической разгрузке проводится один раз в месяц (возможно чаще). Приглашаются все желающие, но не более 12 человек. В кабинете психологической разгрузки, кроме психолога, могут работать другие специалисты: врач-фитотерапевт, массажист, медсестра и другие.

Время работы: 1 — 1,5 часа.

Схема работы:

1. Вводная часть:

— психологическая разминка;

— самомассаж или дыхательная гимнастика;

— релаксация.

2. Основная часть:

— игры и упражнения;

— психологические этюды.

3. Заключительная часть:

— музыкотерапия;

— фитотерапия (или чаепитие).

Схему занятий в кабинете психологической разгрузки можно изменять, заменяя или исключая что-нибудь в зависимости от условий проведения, состава участников, наличия технических средств.

Оборудование:

— карточки с именами (пояснениями к имени);

вентилятор, шарфики шифоновые и др.;

— кассета с музыкой Востока (спокойная и динамичная);

плавающие свечи, сосуд с водой;

— текст с релаксацией;

сосуд, карты (гадальные) с текстом предсказаний;

поднос, монетки (медные деньги);

— восточные сладости (козинаки, пастила, халва, пахлава), зеленый, черный чай;

— чашки для чаепития.

Ход занятия

I. Вводная часть

Ведущий. С детства все мы любим сказки, особенно те, где много волшебства, загадок, тайн. Давайте вспомним восточные сказки, сказки Шахерезады. Чем они привлекают людей? Чем вообще привлекает Восток, арабские мотивы?

Участники высказывают свое мнение.

Ведущий предлагает участникам окунуться в тайны Востока, побыть жителями Востока.

1. Игра «Тайна имени»

Звучит музыка.

Участникам предлагается взять карточку, где написано восточное имя (женское или мужское) с пояснением, расшифровкой к нему. Участники вживаются в этот новый образ, читают свое новое имя, говорят, нравится ли оно, рассказывают, как они себя чувствуют с этим именем, какая у них может быть судьба (приложение 1).

2. Упражнение «Восточные стихи»

Для создания веселой атмосферы можно использовать сочинение восточных стихов. Участникам объясняется, что такое восточные стихи, и предлагается побыть поэтами. Можно сочинять индивидуально, а затем зачитывать свои стихи, а можно сочинять всей группой вместе. Правила «восточного стихосложения»: Существительное (главное слово). Прилагательное, прилагательное. Глагол, глагол, глагол. Фраза, выражающая отношение. Существительное. Например: Ужин! Праздничный, запоздалый. Разжеван, съеден, переваривается. Блаженно состояние сытости! Философия.

3. Игра «Душа движения»

Ведущий. Говоря о красоте Востока, мы не можем не отметить, что красота женщины в ее грации. Вспомните, как танцуют восточные танцовщицы! И нам тоже приятно, когда на нас обращают внимание, считают привлекательными. Люди ценят не только красоту лица, но и красоту движений. Сейчас мы почувствуем душу движения.

Предлагается взять платки, шарфики. Под музыку ведущий показывает плавные движения, участники повторяют, тем самым создается танец.

4. Упражнение «Восточный базар»

Ведущий. Приглашаем вас посетить восточный базар. Перед вами много разных вещей.

Посмотрите их, выберите ту, которая вам нравится. Можете ее купить, положив монетки на поднос.

Участники «покупают» вещи (атрибуты Востока).

Попробуйте представить себя этой вещью или хозяином этой вещи в прошлом или будущем. Расскажите о судьбе этой вещи:

— кому она принадлежала;

— чьи руки к ней прикасались;

— откуда она появилась;

— как она называлась;

— какие события приносила эта вещь в дом (радостные или горестные);

— что с ней происходило;

— какую роль (функцию) она выполняла в доме.

II. Основная часть

1. Притча

2. Релаксация «Встреча с мудрецом»

Ведущий. Знаком ли кто-нибудь из вас с таким человеком, который регулярно читает гороскопы? А кто из вас знаком с человеком, который хоть один раз был у астролога? Знаете ли вы людей, которые хоть однажды ходили к гадалке? Кто из вас время от времени думает о том, какой будет его жизнь лет через 10 или 20?

Разумеется, никто не может точно сказать, что будет происходить в его дальнейшей жизни. Однако время от времени бывает полезно помечтать о будущем, ибо иногда мечты сбываются.

Сейчас вы очень удобно сядете в кресло и закроете глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Ваши руки совершенно спокойно лежат слегка согнутыми вдоль тела. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает.

Представьте себе, что вы находитесь в чужом городе и идете по какой-то маленькой улочке. Справа и слева стоят красивые старинные дома. В одном из них живет предсказатель будущего. Это особенный предсказатель. Многим из тех, кто к нему обращался, он предсказал исключительно хорошее будущее, и у них появились дополнительные силы и решимость сделать свою жизнь прекрасной. Вы открываете тяжелую дубовую дверь, и за ней вас встречает дружелюбного вида седой старик. Он приглашает следовать за ним. В его кабинете бросаются в глаза стеллажи со старинными книгами. На столе лежит колода карт и находится чудесный светящийся хрустальный шар. На диване спит черно-белый кот. Предсказатель предлагает сесть в удобное кресло и внимательно на вас смотрит. Затем он говорит:

Закрой глаза, и я расскажу тебе что-нибудь хорошее о твоей будущей жизни. После этих слов вы засыпаете.

Вы уже не знаете, слышите ли голос старого предсказателя или смотрите свой собственный сон. Перед вами возникают образы будущей жизни. Возможно, вы видите, как и кем вы работаете, видите людей, которые работают вместе с вами…

Возможно, вы видите свой будущий дом и людей, вместе с которыми живете.

Потратьте некоторое время на то, чтобы подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Время от времени до вас доносится дружеский голос предсказателя. Можно разобрать отдельные фразы: «Ты замечательный. Мы тебя любим… У тебя все получится…».

Эти слова помогают смотреть ваш чудесный сон. (Пауза 1 мин.)

Теперь вы чувствуете, что настало время проститься с предсказателем. Вы благодарите старика за то, что увидели здесь. Возможно, вы захотите ему что-то сказать на прощание, возможно, он сам что-то говорит. Старик провожает вас до двери. Вы снова идете по маленькой улочке и возвращаетесь сюда к нам.

Когда я досчитаю до шести, вы проснетесь и будете бодры и свежи.

Анализ упражнения:

Как ты чувствовал себя в доме у старика? Что в увиденном больше всего понравилось, удивило?

Почему так важно представлять ясную картину своего будущего?

3. Упражнение «Круг энергии»

К завершению релаксации второй ведущий готовит сосуд с плавающими свечами. Когда участники открывают глаза, они видят в центре круга на полу сосуд с зажженными свечами.

Ведущий. Пройдя через «круг энергии», мы снимем груз проблем, осуществим ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепим здоровье.

Ведущий предлагает участникам встать вокруг свечей, а затем танцевальными движениями, сопровождаемыми динамичной музыкой, обойти этот сосуд со свечами несколько раз.

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Предсказание оракула»

Участникам предлагается погадать, «узнать судьбу». Ведущий достает карты с предсказаниями из сосуда (приложение 3) и раскладывает на подносе. Участник берет карту, читает молча, затем по желанию вслух.

2. Упражнение «Приглашаем в чайхану»

Ведущий. На Востоке жизнь немыслима без чая. Приглашаем вас в чайхану, где вы можете обменяться эмоциями, чувствами, пожеланиями.

Участникам предлагается чай со сладостями.

Прощание.

Приложение 1

Список имен

Эрдем — ум (м)

Эржена — лучезарная (ж)

Байярма — счастье (ж)

Хэлмек — рассвет (ж)

Заргал — радость (ж, м)

Энхе — молодость (м)

Алгалан — бодрость (ж, м)

Арюхан — молодость (ж)

Батор — богатырь (м)

Алхан — золото (м, ж)

Хэхег — цветок (ж)

Мунхе — мудрый(ая) (м, ж)

Хаян — гора (м, ж)

Буда — божественный (Будда) (м)

Энхэ-Зула — горящая лампада (ж)

Байян — богатство (м)

Гэрел — зеркало (м, ж)

Альбина — светлая (ж)

Пульсара — цветок вьющийся (ж)

Айгуль — лунный цветок (ж)

Ашолу — красивая луна (ж)

Алсу — розовая вода (ж)

Салават — радуга (м)

Асмин — звездочка (ж)

Расита — солнышко, радость (ж)

Приложение 2 Притча «Мудрость Хакима»

Один султан плыл со своим самым любимым слугой на корабле. Слуга, никогда еще не пускавшийся в плавание по морю, не видевший морских просторов, сидя в пустом трюме корабля, вопил, жаловался, дрожал и плакал. Все были добры к нему и старались его успокоить, однако слова сочувствия достигали только его ушей, но не сердца, измученного страхом. Властелин едва переносил крики своего слуги, и путешествие по синему морю под голубым небом не доставляло ему никакого удовольствия. Тогда предстал перед ним мудрый Хаким (его придворный лекарь) и промолвил: «О, властелин, если ты дозволишь, я смогу успокоить его». Султан сразу же согласился. И тогда лекарь приказал матросам бросить слугу в море.

Они охотно выполнили приказание, так как рады были избавиться от этого несносного крикуна. Слуга болтал ногами, задыхаясь, ловил ртом воздух, цеплялся за борт и умолял взять его на корабль. Его вытащили из воды за волосы, и он тихо уселся в углу. Ни одного слова жалобы больше не сорвалось с его уст. Султан был изумлен и спросил лекаря: «Какая мудрость скрывалась за этим поступком?» Тот ответил: «Твой слуга еще никогда не пробовал вкуса морской соли. Он не представлял, какой опасностью может грозить вода. А потому и не мог знать, какое счастье чувствовать твердые доски корабельной палубы под ногами. Цену спокойствия и самообладания познаешь только тогда, когда хоть раз посмотрел опасности прямо в глаза».

Приложение 3 К упражнению «Предсказание оракула»

На дальних просторах священной земли

Деревья большие на склоне росли.

А рядом в скале из седого гранита

Природной стихией пещера пробита.

И в этой пещере в полнейшей тиши,

Хранимой под сенью сводов больших,

От ярких лучей и от жизни забот,

Уж многие годы оракул живет.

Я к этой пещере по звездам пришла

И просьбу оракулу передала:

«По жизни реке все текут и текут

Наши годы,

Что ждет человека удачи, невзгоды?

Ты все предскажи, познакомь нас с судьбой

И тайну нам жизни слегка приоткрой».

И молвил оракул: «Возьми сей сосуд.

Судеб предсказанья отыщутся тут».

Надписи на картах

— К лазурным солнечным лучам

ведет дорога всех.

Будь в жизни честен, смел

и прям и ждет тебя успех.

— Надежды солнечную нить

на счастье люди ткут,

Сумеешь лучик сохранить,

удачи дни придут.

— Коль знаньем овладеть смогла,

Дари его другим.

Костру, что ты в душе зажгла,

Не дай растаять в дым!

— Добро безмерно, как вода

Бездонного колодца.

Будь доброй к людям, и всегда

Добро к тебе вернется.

— Сокровища не обретешь

без горя и без муки,

Бутона розы не сорвешь,

Не оцарапав руки.

— Крупинка малая алмаз,

Но в нем цветов игра,

Милей он для души и глаз,

Чем из камней гора.

— Не тот мужчина, кто бренчит

Набитым кошельком,

Мужчина тот, кто знаменит

Отвагой и трудом.

— Начнешь с горою говорить

Услышишь только эхо,

Не поленишься злак зарыть,

Пожнешь зерно успеха.

— Свободно ты живешь иль раб,

Прими совет один:

Без знаний ты как муха слаб,

Со знаньем властелин!

— Хватайся за каждое дело,

Чтоб сердце от радости пело!

Отзывчивым будь и спокойным,

Надежным и дружбы достойным.

— Лишь тот в делах своих

подружится с удачей,

Кто пользу видит в них,

а от невзгод не плачет.

— Взглядом трезвым и разумным

посмотри на этот мир.

Все увидишь по-другому,

жизнь по-новому поймешь.

Мир подобен океану,

строй из добрых дел ладью,

И тогда его спокойно и легко переплывешь.

— Честолюбцем, к главенству способным, не будь.

Будь бальзамом, а жалу подобным не будь.

Коль не хочешь, чтоб в жизни тебя обижали,

Не внушай ты дурного и злобным не будь.

— Не смотри, что иной выше всех по уму,

А смотри, верен слову ли он своему.

Если он своих слов не бросает на ветер,

Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.

Разработка комнаты психологической разгрузки

Рекомендуется инженерное решение в виде комнаты психологической разгрузки.

Комната психологической разгрузки — усовершенствованный вариант комнаты отдыха, в которой созданы оптимальные условия для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления работоспособности, проведения психотерапевтических и психогигиенических мероприятий. В комнате психологической разгрузки применяется комплексный метод оптимизации психических процессов, условно названный психологической разгрузкой, который включает физиологические и психологические средства восстановления работоспособности и предупреждения переутомления эмоционального происхождения.

Площадь комнаты психологической разгрузки определяется из расчета не менее 2 м2 на человека. В комнате не должны ощущаться шум, вибрация и другие неблагоприятные факторы производственной среды, она обеспечена приточно-вытяжной вентиляцией. Оптимальная температура в помещении — от плюс 20°С до плюс 22°С. Комната оборудуется мягкими креслами с подлокотниками, в которых можно принять полулежачее положение (кресла обеспечены подставками для ног), плазменным телевизором со встроенным аудиопроигрывателем, кулером и кондиционером. В цветосветовом решении интерьера преобладают голубой и зеленый цвета, успокаивающие нервную систему. Создается впечатление пребывания на лоне природы. Пол покрывается ковром, гармонирующим по цвету с окраской стен. Цветовая композиция дополняется цветным освещением, трижды изменяющимся в течение сеанса. Для создания более полной иллюзии пребывания на лоне природы используются пейзажи, рождающие положительные эмоции. Это изображение леса, моря, озера и др., показываемые на плазменном широкоформатном телевизоре. Для оформления комнаты психологической разгрузки также используются декоративные элементы в виде комнатных растений.

Основная задача комнаты психологической разгрузки — восстановление работоспособности в стадии развивающегося утомления. Время пребывания в комнате психологической разгрузки условно разделяется на 3 периода: отвлекающий (от 1,5 до 2 минут), успокаивающий (от 7 до 10 минут), тонизирующий (от 2 до 3 минут). В соответствии с задачами этих периодов трижды меняется музыка (по содержанию, громкости и темпу), цвет, уровень освещенности, поза, ритм дыхания и словесные формулировки аутогенной тренировки. Во время первого периода звучит запись пения птиц и популярные мелодии с мягким мелодико-ритмическим рисунком (громкость до 20 дБ).

Посетители комнаты психологической разгрузки располагаются в креслах в свободной позе с приподнятыми ногами, рассматривают на экране телевизора изображения ландшафтов, вызывающие положительные эмоции. На втором этапе для достижения состояния эмоционального равновесия включают зеленые лампы. Посетители принимают полусидячее положение, способствующее расслаблению мышц, переходя на успокаивающий ритм дыхания (короткий вдох и удлиненный выдох). Звучит негромкая мелодичная музыка (до 10 дБ), а в паузах — записанные на диски психотерапевтические формулы, построенные с учетом характера труда, задач данного периода и требований аутогенной тренировки. Третий период проходит при оранжевом (красном) освещении, его музыкальная программа состоит из бодрых, мажорных произведений (марши, спортивные и молодежные песни, энергичная и веселая танцевальная музыка). Занимающиеся в комнате психологической разгрузки постепенно переходят к позе стоя, делают несколько мобилизующих дыхательных движений (глубокий вдох и короткий выдох). Словесные формулы этого периода направлены на повышение общего тонуса, активизацию психических процессов. В заключение включают все лампы дневного света, и в сопровождении марша, веселой песни выполняется комплекс физических упражнений с учетом особенностей вида труда и возраста людей. Лицам, занимающимся тяжелой физической работой, полезен самомассаж.

При ограниченных возможностях комнаты психологической разгрузки в первую очередь туда направляют лиц, работающих в условиях повышенной нагрузки на нервную систему, сочетающих работу с учебой, а также тех, кто жалуется на переутомление или находится в кризисной ситуации (тяжелая болезнь или смерть близкого человека, чрезмерно напряженная семейная обстановка, частые служебные конфликты и др.). В комнате психологической разгрузки восстанавливается работоспособность лиц, находящихся в стрессовом состоянии, или тех, чья повседневная деятельность протекает в условиях эмоциональной напряженности. Эмоциональный дистресс не только приводит к снижению трудоспособности и ухудшению деятельности организма, но и является одной из частых причин нарушения охраны труда.

Обслуживать комнату психологической разгрузки может фельдшер, прошедший специальную подготовку по психогигиене, психопрофилактике и психотерапии.

Так как одним из необходимых условий здорового и высокопроизводительного труда является санитарно-бытовое обеспечение, то предлагается пользование питьевой водой с помощью кулеров, внедрение и разработка комнаты психологической разгрузки.

ВНИМАНИЕ!!! ДАННЫЙ САЙТ ИЗМЕНЁН И НАХОДИТСЯ ПО АДРЕСУ: http://roompr.ru/

Предисловие

Ты много времени отдаешь своей работе? Или Ты часто оказываешься в стрессовых ситуациях? А может, Ты чувствуешь сильную усталость и опустошенность? Или Тебе просто хочется ощущения гармонии, спокойствия и безмятежности?

Каким бы не было предисловие, Ты, в любом случае, Человек, которому иногда необходимо почувствовать себя «легко» и «уютно».

Так уж сложилось, что Человек – социальное существо. Лишь находясь в кругах того или иного социума, Он способен перейти из статуса Индивид в статус Личность. Но, проходя весь этот путь, мало кто, застрахован от «стрессовых» ситуаций.

Если обратиться к такой науке как Психология, то в ней можно найти определенные стадии развития человека. Эти стадии основываются на возрастные периоды. А эти периоды, в свою очередь, имеют границы, выраженные в месяцах или годах.

Если опираться на такое ранжирование в развитии человека, то можно увидеть в каждом периоде определенные «новообразования». Эти «новообразования» появляются за счет замены (частичной в основном) «старых привычек» Человека на новые. В результате чего и происходит постепенное развитие и «взросление» (т.е. адаптация) человека к окружающему его миру.

Получается, что природой изначально так «задумано», что человек «растет» в процессе «успешного» разрешения тех или иных «конфликтов». Плюс ко всему, в современном мире, к таким конфликтам добавился ряд других: Ускоренный темп жизни, Стрессы, Большой поток информации, Напряжение и Усталость (физическое, психологическое, эмоциональное) и пр. Все это негативным образом сказывается на внутреннем развитии человека, при условии, если он безконструктивно решает их или, вовсе, избегает решения. Что, в свою очередь, ведет к психологической «зажатости».

Очень важно на этапах тех или иных «конфликтов» найти конструктивный выход из них. То есть, подобрать определенный вариант «разгрузки» и психологической, в том числе.

Если это ребенок, то ему в помощь понимающие родители, опытное окружение (воспитатели, врачи, учителя и т.д.). Это в идеальном варианте. Но часто случается так, что Ребенок остается один на один с конфликтными ситуациями. И, если откладывать их решение, то это может привести к внутреннему «напряжению».

Сам процесс снятия внутреннего «напряжения», или психологическая разгрузка, сопровождается определенными методиками в сопровождении опытных специалистов.

Если же это взрослый человек, то он «решает» свои конфликты, так как научился в том или ином кругу социума. Что же он умеет?

Хорошо, если это активные виды отдыха, различные виды релакса, саморегуляция.

Намного хуже, если человек осознанно или наоборот «уходит» от поисков и применения способов «разгрузить» свои мысли, душу и тело.

Существует много различных способов, видов и мест для «разгрузки». На данном этапе будет рассмотрено, как вариант, такое пространство для релаксации как Комната Психологической разгрузки.

В чем особенность этой комнаты, какова ее цель и для кого она создана, можно узнать в содержании этого сайта.

Что такое Комната Психологической разгрузки? Ее цель

Если опираться на определение в Психологической энциклопедии, то Комната Психологической разгрузки – это усовершенствованный вариант комнаты отдыха, в которой созданы оптимальные условия для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления работоспособности, проведения психотерапевтических и психогигиенических мероприятий.

В комнате психологической разгрузки (Воробейчик Я.Н., Поклитар Е.А., 1989) применяется комплексный подход по оптимизации психических процессов, условно названной психологической разгрузкой, который включает психологические и физиологические средства восстановления работоспособности и предупреждения переутомления эмоционального происхождения.

Из определения следует, что Комната Психологической Разгрузки – это специально оборудованное (оснащенное) место для тех, кому в тот или иной период времени необходима эмоциональная, психологическая или умственная «разгрузка».

Для Кого эта комната и Где ей отводят место быть, это чуть позже. Сначала рассмотрим преимущества данной комнаты, как самостоятельного аспекта, так и в эквивалент другим «подспорным» сооружениям.

Что может привести человека в Комнату Психологической Разгрузки? Мотивы могут быть разными:

  1. Внутриличностный конфликт (глубокие переживания по таким моментам как ссора с близким человеком, уход из жизни того, кто дорог и любим, переживание временных «неудач» и пр.).
  2. Межличностный конфликт (напряженные отношения с коллегами, сотрудниками, с руководством).
  3. Конфликт Внутреннего и Внешнего миров (недосказанность; недопонятость; ношение «плохих» эмоций внутри себя, чтобы казаться «хорошим»; игнорирование «желаний» своего внутреннего мира, чтобы «усвоить» сигналы внешнего мира; творческий кризис и т.д.).

В чем преимущества Комнаты Психологической Разгрузки?

Для начала нужно отметить, что сама по себе эта комната в России малораспространенное явление. Если говорить о предприятиях и организациях разного профиля, то в лучшем случае, там есть комната для персонала или «курилка» (где можно отдохнуть от «производства» и пообщаться на свободные темы с коллегами).

Как отмечалось ранее, Человек – существо социальное. Всем нам приходится выполнять различные роли (Родитель, Ребенок, Коллега, Руководитель и т.д.). Всегда комфортно и идеально строить в этих ролях отношения, мало кому удается. Частым явлением в этих отношениях могут служить обиды, волнения, гнев, ревность, переутомление, страхи и пр.

Как же грамотно управиться с этим «негативом»? Как сохранять Себя (внутри и снаружи) и тех, среди кого Я нахожусь? Одним из вариантов тех мест, где можно применить эти вопросы и является Комната Психологической Разгрузки.

Специфика, грамотно оснащенной, Комнаты Психологической Разгрузки кардинально отличается от других мест (комната для персонала, «курилка») тем, что в ней происходят процессы продуктивной «разгрузки» как эмоционального, так и умственного под руководством специалиста (например, психолога).

Если касаться этой комнаты на предприятии, то организуя данную комнату все были бы только в выигрышном положении.

Чем полезна комната персоналу:

Если Ты новичок в компании, то, посещая данную комнату один или группой, можно пройти процесс адаптации ускоренно и продуктивно.

Если «сложности» во взаимоотношениях с коллегами, руководством, то в этой комнате можно выпустить на волю все негативные эмоции (никого при этом не обидев).

Если у Тебя временный «застой» в аспектах результативности, творчества, «производительности», то в этой комнате Ты сможешь найти новый поток идей, настроя и сил.

Если в Твоей жизни случился кризис, «негатив» (что мало связано с работой), то всем этим Ты можешь поделиться в Комнате Психологической Разгрузки.

Если Ты уважаешь своих коллег, дорожишь теми людьми, с которыми Ты общаешься и, если Ты самостоятельно плохо регулируешь свой эмоциональный поток, то в Комнате Психологической Разгрузке Ты легко можешь оставить все то, что может встать между тобой и теми, с кем Ты хочешь быть в дружеских отношениях.

Если хочешь быть здоровым, посещай КПР (Комната Психологической Разгрузки).

Чем полезна Комната Психологической Разгрузки Руководству:

  1. Улучшение психологического климата на предприятии.
  2. Предупреждение травматизма на рабочих местах и профессионального сгорания.
  3. Увеличение «производительности».
  4. Снижение «текучки» кадров.
  5. Уменьшение хоз.затрат (если в коллективе «здоровая» атмосфера, то бить и крушить будет просто некому)J
  6. Значительно сократятся больничные и отпуска «по собственному», что также скажется на бюджете и продуктивности и т.д.

Где оборудуют Комнаты Психологической Разгрузки

Нужно заметить, что в России сама по себе Комната Психологической Разгрузки – малораспространенное явление. Лишь сравнительно недавно начался процесс внедрения этих комнат в учреждения различного плана.

Где же нужны комнаты Психологической разгрузки? Из самого определения, что было указано выше, видно, что эта комната предназначена для эффективного снятия эмоционального перенапряжения и восстановления работоспособности (Человека). А значит эта комната нужна там, где находится сам человек или его сообщества. Это самые распространенные места:

— офисы

— заводы

— предприятия

— учебные заведения

— детские сады

— школы

— комнаты реабилитации (медицинские или восстановительные центры)

— МЧС

— школа-интернат

— центры образования

— детские поликлиники

— дом ребенка

— для сотрудников ОМОНа (ГУ МВД России)

— медицинские учреждения

— в домашних условиях

Требования к оформлению Комнаты Психологической Разгрузки

Есть несколько требований, которые учитываются при создании Комнаты Психологической Разгрузки.

Самые распространенные из них:

  1. Площадь.

Площадь Комнаты Психологической Разгрузки зависит от числа потенциальных посетителей. Она должна быть минимум 2 квадратных метра на одного человека.

  1. Оборудование.

Самое большое внимание уделяют креслам. Они должны быть удобными для того, чтобы сидеть или лежать. Поверхность кресел должна быть гипоаллергенной и практичной. Также в комнате должны быть аудио и видео устройства. Посредством этих устройств, можно просушивать музыку определенной тематики (до 10 дБ).

Диапроектор также приветствуется (для просмотра пейзажей с природой).

По возможности, желателен кондиционер и гидроаэроионизатор.

  1. Оформление.

Оформление — дело рук специалиста. Так как должны соблюдаться определенные параметры, такие как высота потолков, изоляция комнаты от вибраций и посторонних звуков.

Освещение также играет первостепенную роль. В течении сеанса цветовое освещение должно трижды меняться.

В комнате необходима приточно-вытяжная система вентиляции.

Пол покрывается линолеумом на мягкой основе.

Температурный режим держится в диапазоне +18…- 22 градуса по Цельсию.

Цветовые тона в основном голубые и зеленые (они успокаивают нервные клетки)

Положительным образом влияет присутствие декоративных элементов – камни, ветки, галька, валуны и пр.

Идеальным вариантом служит наличие в комнате аквариума.

Кто может посещать Комнаты Психологической Разгрузки

Условно Комнаты Психологической Разгрузки можно разделить на две группы:

Первая – широкого профиля. Здесь функциоанльность данной комнатой определяется таким контекстом как Объект, в котором она оборудована и Цель ее применения.

Вторая – узконаправленная, ее еще можно назвать сенсорная комната (о ней мы поговорим чуть позже). Если в кратком определении, то эта комната предназначена для диагностики и коррекции определенных отклонений в умственной и/или физической форме человека.

В первом варианте Комнату Психологической Разгрузки могут посещать те люди, которые тем или иным образом соприкасаются с тем местом, где она непосредственно оборудована. Визиты можно посещать как в одиночестве, так и в группах, зависит от той программы, что планируется пройти.

Во втором случае в Комнату Психологической Разгрузки приходят те, кто нуждается в определенной поддержки со стороны специалистов. Данная поддержка осуществляется посредством большого набора оборудование (специально направленное на данные мероприятия), которое и определяет специфику данной комнаты.

Оборудование для Комнаты Психологической Разгрузки

Учитывая спектр функций, которые осуществляет Комната Психологической Разгрузки, послужной список оборудования, которое по праву находится в этой комнате, выглядит внушительным.

Их можно обозначить как самостоятельные приборы, так и приборы, объединенные в контекстные группы.

1. Вот некоторые из них:

— вибромузыкальные водяные кровати

— фиброоптические волокна или воздушно-пузырьковые трубки

— цветовые проекторы

— источники музыкальных сопровождений

— удобные кресла из качественных материалов

— фибероптика

— безопасные зеркала

— настенные панно

— светильники

— приборы для ароматерапии

— тактильное оборудование

— зеркальные шары и проекторы

— видеопроигрыватель

— мягкая среда

— оборудование по управлению сенсорными комнатами

— ультрафиолет

— майндмашины

2. Также составляющие Комнату Психологической Разгрузки объединяют по функциям в такие группы как:

  1. Оборудование:

— для релаксации, реабилитации

— развивающее

— игровое

— световое и звуковое

— для звуко- и аромо- терапии

— спортивное (для школ и детских садов в том числе)

2. Мебель:

— развивающая

— для школ, детских садов

— мягкие модули

— для комнат релаксации/реабилитации

3. Материалы:

— игровые

— массажные

— развивающие

— дидактические

3. Оборудование с собственным именем:

— Цветодинамическое устройство «Цветодин»

— Аппарат «АПЭК»

— Аппарат «Полицвет»

— Прибор биологической обратной связи «Релана»

— Прибор «Активациометр АЦ-6»

— ОЛМ-01 «одеяло» лечебное многослойное

— Антистрессовые психофизиологические аудио-визуально-вибротактильные музыкальные системы «SENSORIUM» («VibraSound»)

— Портативный АВС стимулятор NovaPro100

— Аппарат «Люстра Чижевского»

— Наборы специальных музыкальных программ для музыкотерапии

— OMi-Vista

— Интерактивная звуковая система «Лайт Бим»

4. Комплексы:

— Пузырьковые панели

— Комплекс психологической разгрузки (кресла-капсулы аромафитотерапии и аромафитопрофилактики)

— Аудиовизуальный комплекс (ландшафтные картины различного сюжетно-образного содержания)

— Кресло «Вибро-саунд сенсор» (зрительная, слуховая, вибротактильная стимуляция)

— Комплекс «ОМК-1 М ЭПС» (интенсивная восстановительная терапия посредством массажа тела)

— Аудио-комплекс «Ди-Аудио» (наушники с плеером – психокоррекционное направление)

— Массажное кресло (комплект подвижных деталей с общей направленностью – релакс)

— Массажная термокровать и массажное кресло в одном

Кресло RestArtRk 31 01 — с нефритовыми роликами.

Проект «Комната психологической разгрузки»

Ф. И.О. руководителя проекта, контактная информация:

Калинина Светлана Ивановна – социальный педагог – психолог МАОУ «Саган – Нурская СОШ»

География проекта:МАОУ «Саган – Нурская СОШ»

Аннотация проекта «Комната психологической разгрузки» как метод оздоровления детей и взрослых»

Данный проект направлен на создание условий для сохранения и укрепления психологического, эмоционального здоровья и поддержку детей, подростков, молодежи. Реализация данного проекта послужит решению оздоровительных задач средствами психологического вмешательства с использованием методов и приемов снятия психоэмоционального напряжения и релаксации; развитие и коррекцию эмоциональной сферы.

Обоснование целесообразности реализации проекта:

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей, подростков, молодежи.

Увеличилось количество детей школьного возраста, которые не могут обучаться в школе по медицинским показаниям: проблема речи, ДЦП, аутизм, умственная отсталость, ЗПР и т.п. В МАОУ «Саган – Нурская СОШ» обучаются дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (не сформированы навыки общения, агрессивные, конфликтные, замкнутые, инфантильные и т. д.); с низким уровнем развития высших психических функций (ЗПР, ММД, СДВГ); с повышенной невротизацией: тики, энурез. Эти дети воспитываются зачастую в с семьях, у которых нет возможности выезжать за пределы поселка, района и как следствие, они обделены специализированной помощью – отсюда их страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Создание данной комнаты позволит решать психологические проблемы детей, подростков, молодежи, взрослых.

Цели и задачи проекта:

Цель: создание и оснащение комнаты психологической разгрузки

Задачи:

1. Оказать помощь и поддержку детям, имеющим проблемы в развитии и обучении:

§ Развивать эмоционально — волевую сферу и коммуникативные навыки учащихся

§ — Снижать уровень психоэмоционального напряжения

§ — Развивать психические процессы (мышление, память, речь,

воображение, логику)

2. Создать условия для сохранения и укрепления психологического здоровья работников школы.

3. Оздоравливать территорию работы МАОУ «Саган – Нурская СОШ», оказывать специфическую психологическую помощь детям, семьям, работникам школы.

Рабочий план – график реализации проекта

Оформление интерьера комнаты психологической разгрузки

Иванова Т.А. учитель ИЗО

Идеи

Праздничное мероприятие открытия комнаты психологической разгрузки

Закревская О.Ю. педагог — организатор

Подготовка сценария, проведение

Дальнейшее использование оборудования, работа комнаты психологической разгрузки

Калинина С.И. педагог – психолог, педагоги школы, учащиеся, самореабилитация

Непосредственная работа

Оборудование комнаты психологической разгрузки

Релаксация, коррекция состояния

Развитие:

кинестетической и тактильной чувствительности;

образа тела;

Коррекция тревожности и агрессивности.

Саморегуляции психического состояния, упражнения для релаксации, игры на снятие агрессии.

Игры с шариками.

Имитация плавания

Увлажнитель воздуха

Снижение психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

Сказочный фонтанчик.

Релаксация

Создание положительного эмоционального состояния.

Светильник «Пламя»

Релаксация

Развитие:

произвольного внимания;

восприятия;

мышления

Музыкальный центр

Набор компакт – дисков для релаксации

Создание психологического комфорта.

Музыкальное фоновое сопровождение занятия.

Ионизатор воздуха «Горный»

Снижение нервно-психического напряжения.

воздействие на обаняние

Зеркало

Развитие:

мимики и пантомимики;

умение выражать различные эмоциональные состояния.

Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

Формирование уверенности в себе, позитивного настоя.

Пузырьковая колонна

Снижение нервно-психического напряжения.

Воздействие на зрительную память, воображение

Ожидаемый результат реализации проекта:

  • Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся, имеющих проблемы психоэмоционального характера и взрослого населения п. Саган – Нур.

  • Развитие эмоциональной сферы детей, подростков, молодежи, коррекция поведения, создание предпосылок дальнейшей успешной социализации и адаптации в современных условиях.

  • Улучшение микроклиматов в классах, школе, семье, сообществе.

  • В результате профилактических, коррекционных, оздоровительных мероприятиях будут сглажены процессы адаптации детей на различных ступенях обучения.

  • Появится возможность для организации и проведения различных форм работы с учащимися, родителями и педагогами, жителями п. Саган — Нур по широкому кругу психологических проблем.

  • Обучение родителей основам психологии и физиологии детей;

  • Отработка методик психологической разгрузки (сказкотерапия, музыкотерапия, арттерапия);

  • Улучшение психологического здоровья работников компании СУЭК.

Дальнейшее развитие проекта:

Проект рассчитан на долговременное использование. Виды и формы работы с детьми, родителями, педагогами, жителями поселка Саган – Нур, работниками компании СУЭК будут расширяться и совершенствоваться.

Все необходимые материалы и дополнительное оборудование для функционирования комнаты психологической разгрузки и сенсомоторной интеграции в дальнейшем будут совершенствоваться.

Приобретенное оборудование будет находиться в пользовании МАОУ «Саган – Нурская СОШ».

Смета:

Пузырьковая колонна

Вулканическая лампа

Увлажнитель воздуха

Декоративный фонтан

Настенное зеркало

Мягкая мебель (диван 1шт.)

20 000

Кресло 3 шт.

14 000

Кресло – трансформер 3 шт.

Пуф круглый 3 шт.

Журнальный столик

Светильник «Пламя»

Генератор запахов

Музыкальный центр

Набор компакт — дисков

Настольный водопад

Мягкое напольное покрытие

«Волшебный шатер»

Комнатные растения

Ремонт помещения

Дизайн

Приобретение ткани для штор и подушек 15000

Проектор, ноутбук, экран

Итого: 201500 рублей

Резюме руководителя проекта:

Калинина Светлана Ивановна

1974 года рождения – с 19 октября 2004 года работает в МАОУ «Саган – Нурская СОШ» социальным педагогом, дополнительно работает психологом 1-5 классов 5 лет, 1 год психологом с 1 по 11 класс.

Педагогический стаж работы 12 лет. Имеет первую квалификационную категорию. За время работы показала себя трудолюбивым, ответственным, педагогом, умеющим осмысливать педагогические и психологические проблемы и творчески решать их.

Светлана Ивановна руководит психо — коррекционным процессом со школьниками их родителями, ориентируясь на возрастные особенности воспитанников, их индивидуальное развитие. В своей работе Светлана Ивановна учитывает психологические особенности учащихся, для чего регулярно проводит обследование детей с целью диагностики отклонений психического развития, что позволяет ей определять факторы, препятствующие развитию личности учащихся и принимать меры по оказанию психо-коррекционной помощи и выработки индивидуальных коррекционных программ. Для наиболее полного личностного развития учащихся Светлана Ивановна разработала программы: «Преодоление тревожности и страхов у первоклассников», «Коррекция психических функций учащихся 2-4 классов». Разработала и успешно проводит занятия по элективным курсам «Адаптация подростков», «Здоровый образ жизни», «Формирование культуры толерантности». Цель, которых — развитие познавательных и коммуникативных способностей, обучение умению получать радость от общения, формирование личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности, привлечение внимания детей к эмоциональным состояниям друг друга, умению сопереживать, более глубоко понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.

Проекты

Обоснование социальной значимости

По статистике в Няндомском районе 134 ребенка-инвалида. Еще 215 детей имеют значительные нарушения, не приводящие к инвалидности, но ограничивающие ребенка в жизнедеятельности.
Динамика современной жизни характеризуется не только небывалым уровнем научно-технического прогресса, но и ростом урбанизации. Население городов стремительно растёт. Растёт на единицу площади и количество людей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в доступной для них среде. Но, необходимая для нормального физического и психического развития среда становится всё менее доступной даже для здоровых детей. Современные научные исследования в области психофизиологии говорят об огромной роли сенсорных ощущений в формировании психики детей. В тоже время растущая городская среда является обеднённой с точки зрения получения этого опыта. Детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) свойственно искажение психического развития в виду асинхронного созревания структур головного мозга. Это может выражаться в снижении, или увеличении порога тактильных ощущений, гиперсензитивности к слуховым, обонятельным стимулам. Обогащение сенсорного опыта для этих детей несёт педагогическую, и даже лечебную функцию.
Исходя из вышесказанного, очевидна необходимость создания сенсорной комнаты на территории центра, занимающегося педагогической коррекцией детей с с психоневрологическими нарушениями, нарушениями ОДА,Синдромом Дауна и другими заболеваниями, для обогащения сенсорного опыта различных модальностей (зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной) этих детей.
Наличие в Клубе комнаты с сенсорным оборудованием является необходимым инновационным инструментом для реализации комплексного подхода в реабилитации детей с ОВЗ.

Проект «Комната релаксации в школе»

Проект Комната релаксации в МБОУ «Арктическая гимназия»

Авторы: Федорова А., Стручкова Т., ученицы 10 класса

ПРОБЛЕМА

  • В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В ПОЛНОСТЬЮ ОБОРУДОВАННОМ ВИДЕ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ И СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Паспорт проекта

Адресаты проекта

Обучающиеся МБОУ «Арктическая гимназия» и педагоги

Авторы проекта

Федорова Алина, Стручкова Татьяна, обучающиеся 10 класса

Руководитель(и) проекта

Шагланова Ю.А., педагог-психолог Мухоплева Е.В., учитель русского языка и литературы

Характеристика проекта

Цель и задачи

Комната релаксации представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, может расслабиться и отдохнуть.

Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования здоровьесберегающей образовательной среды, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности родителей, детей и педагогов, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива. Проект охватывает большую аудиторию: учащиеся школы, родители, педагоги, социальные партнеры.

— создать собственную комнату силами администрации поселка совместно с педагогами, учащимися и родителями.

Ресурсы проекта

1)Изучить материальную базу.

Необходимое оборудование для комнаты; финансирование

Предполагаемый продукт

2)Исследовать имеющиеся варианты

Комната психологической разгрузки в МБОУ «Арктическая гимназия»

3) Разработать свой вариант комнаты,

приемлемый для нашей школы.

Примерный план реализации проекта

  • Поиск информации в Интернете – копилка сенсорных комнат, из копилки сенсорных комнат собираем идеи объектов, которые можно реализовать своими силами.
  • Анализ полученной информации.
  • Составление перечня оборудования, мебели, пособий, игрушек.
  • Определение состава сенсорной комнаты.
  • Разработка идей сенсорной комнаты.
  • Составление поэтапного, подробного плана реализации проекта на предстоящий период.

Этапы реализации

Срок реализации(примерный): июнь 2019 – январь 2020

  • Диагностический : — наблюдение за детьми; — анкетирование родителей и педагогов. Цель : выявить периоды времени в течение дня и виды деятельности, когда участники образовательного процесса наиболее всего нуждаются в психологической разгрузке.

 Информационный: — работа с родителями и педагогами (консультации, беседы, мастер–классы).

 Практический : — ремонт помещения для оборудования комнаты релаксации; — обучение детей, родителей и педагогов методам релаксации. Цель : выявить наиболее эффективные методы и приёмы психологической разгрузки, лаконично вписывающиеся в различные виды деятельности, обучить этим приёмам. — внедрение релаксационных пауз в образовательный процесс; — мастер – класс для родителей и педагогов «Игры – релаксации для детей и взрослых».

 Заключительный : — открытие комнаты релаксации; — наблюдения за детьми и педагогами. Цель: выявить эффективность внедрения релаксационных пауз в образовательный процесс.

План мероприятий

№ пп

Наблюдение за психологическим состоянием детей и педагогов в различных видах деятельности

Разработка письменной информации для родителей и педагогов (анкеты, памятки, консультации)

Приобретение оборудования для комнаты релаксации

Приобретение дидактического материала для детей

Приобретение мебели для комнаты релаксации

Открытие комнаты релаксации

Проведение мастер-классов для детей и родителей

Свободное посещение комнаты релаксации

РЕАЛИЗАЦИЯ

  • 1. Оборудование и функциональные возможности Уголка психологической разгрузки школьников:
  • На 2 этаже рядом с библиотекой есть помещение (фотарий — общая площадь 28 кв. м), которое уже давно не используется как школьный кабинет, а представляет собой склад старой мебели, различного школьного инвентаря. Именно его и планируется использовать для создания Уголка психологической разгрузки.

Приобретение оборудования

Наименование

Затраты

Телевизор ,колонки

Пузырьковая колонна

Увлажнитель воздуха

Декоративный фонтан

Пуфик-кресло с гранулами (6 шт.)

Журнальный столик

Аквариум

Пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением

Световой стол для рисования песком

Массажное кресло

Зеркало, дидактическая литература, панно, комнатные растения, кулер, чайник, посуда, релаксационнные игрушки и др.

0 (спонсорская помощь)

Примерные расходы

Итого: 215.000

Варианты дизайна комнаты релаксации

Дальнейшее развитие проекта

  • Проект рассчитан на долговременное использование. Посещение комнаты релаксации учащихся будут проходить по индивидуальному расписанию, групповое посещение по графику работы комнаты релаксации. График работы будет составлен в начале 2020-2021 уч. г. Виды и формы работы с детьми и педагогами будут расширяться и совершенствоваться.
  • Все необходимые материалы и дополнительное оборудование для функционирования комнаты психологической разгрузки и сенсомоторной интеграции в дальнейшем будут приобретаться самостоятельно школой.

Релаксация — путь к здоровью!

Комната психологической разгрузки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *