Содержание

Экологический аудит

Экологический аудит — независимая, документированная оценка соответствия различных областей человеческой деятельности экологическим нормативам, законам и правилам.

Экоаудит — это один из наиболее эффективных инструментов управления качеством окружающей природной среды. Зародился он на рубеже 1970-80-х годов. В частности в ЕЭС директива об экологическом аудировании была принята в 1982 году, в 1984 году национальное агентство по охране окружающей среды США разработало концепцию экологического аудирования федеральных агентств. В России экологический аудит применяется с 1993 года. В 1998 году был принят ряд правовых актов Госкомэкологии в области экологического аудита.

Цели и задачи экологического аудита

* Обоснование политики и стратегии в области охраны окружающей среды.

* Анализ и оценка экологических аспектов хозяйственных и иных проектов.

* Анализ и оценка нормативных актов в области охраны окружающей среды.

* Обоснование и инициация экологической деятельности.

* Идентификация экологических проблем производств и территорий.

Экологический аудит могут осуществлять только организации, имеющие лицензию на «Проведение экологического аудирования производств, предприятий-природопользователей и субъектов предпринимательства», которая выдается Министерством природных ресурсов РФ или его территориальными органами.

Виды экологического аудита

*определение соответствия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям;

*оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий;

* оценка экономического ущерба от загрязнения;

* оценка опасности отходов;

*определение рациональности природопользования на конкретной территории;

* определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению;

* оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов;

* выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению;

* обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится по поручению государственных природоохранных органов и включает: работу на территории предприятия со специалистами и документами; анализ и обсуждение мнений экспертов, формулировку и уточнение выводов, составление отчета по результатам проверки. Аудиторская организация имеет право на окончательную формулировку выводов, независимо от мнения участников обсуждения.

> Экологический аудит: понятие, виды и порядок проведения

Понятие экологического аудита

Экологический аудит (экологическое аудирование) — это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, её соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют:

  1. Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г.
  2. Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты:
    приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. N 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»;
    приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации».
  3. В Министерстве природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. N 95 был принят приказ «О создании системы аудита недропользования».
  4. Одними из немногих специальных нормативных правовых актов в этой сфере являются законы субъектов федерации (Томской области, Республики Башкортостан, Амурской области и др.).
  5. Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума РФ в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». В статье 1 Закона дано определение понятия экологического аудита. При этом в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере не говорится.

В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, или аудит определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы, оно шире.
Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится.

Экологический аудит проводится:

  • в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • при реализации процедуры банкротства;
  • при проведении обязательного экологического страхования;
  • при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

Содержание и цели экологического аудита:

  • оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;
  • выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  • определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
  • выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  • оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  • выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Принципы экологического аудита:

  • объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • планирования работ по проведению экологического аудита;
  • комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

  1. обязательного экологического аудита;
  2. добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

  1. приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
  2. проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
  3. кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
  4. оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
  5. принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
  6. выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
  7. в иных случаях, установленных нормативными актами.

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.
Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.
Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.
Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом:

  • технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности;
  • экологического паспорта предприятия;
  • разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение.
Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской организации и заверяется печатью.
Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим.

Экологический аудит, в случае заинтересованного отношения со стороны хозяйствующего субъекта, служит высокоэффективным средством, повышающим качество работы компании при решении природоохранных проблем. Проведение экологического аудита – современный подход, способствующий более высокой ответственности компаний за последствия своего хозяйствования в плане влияния на природную среду.

Что такое экологический аудит

Термин экологический аудит предприятия раскрыт в Законодательном акте «Об охране окружающей среды». Здесь он определен как комплексное исследование выполнения компанией мировых нормативов, направленных на защиту экологии, которое сопровождается документальным оформлением и рекомендательными разработками по устранению выявленных недоработок.

Применительно к субъектам хозяйствования экологический аудит проводится специализированными организациями либо физлицами эколог-аудиторами. Задача такого мероприятия включает анализ соответствия производственно-технологических и других процессов и существующей отчетности природоохранным законам, действующих в рамках национальных законодательных актов и нормах природоохранных организаций. Процесс проведения таких мероприятий должен включать консультирование предприятий и формирование рекомендательных мер, направленных на преодоление проблемных ситуаций по защите экологии.

Цели экологического аудита включают также оценку воздействия деятельности компаний на экологическую обстановку с последующим составлением прогнозов относительно возможного ущерба для природной среды.

Кто и для чего придумал экологический аудит

Первоначально система экологического аудита действовала в Соединенных Штатах и использовалась в качестве контролирующей функции в отношении корпораций, работающих в промышленно-производственных отраслях. Понимая важность природоохранных мероприятий, такие корпорации проводили внутренний экологический аудит для оценки угрозы, которую несет их производственная деятельность для природы. В то время экологический менеджмент и аудит решал задачи предоставления объективной информации акционерам и правлениям о потенциальных рисках аварий, а также о мероприятиях, которые позволят предотвратить негативные ситуации.

Основы внутреннего экоаудита были заложены Международной торговой палатой (МТП) в 1989 год при разработке международного документа, определяющего экологический аудит окружающей среды в качестве важного элемента самоконтроля хозяйствующих субъектов. Он является неотъемлемой составляющей природоохранных систем предприятий. Процедура экологического аудита включает регулярные исследования, тестирование и анализ влияния производственной деятельности на экологию. Документ МТП определяет аудит систем экологического менеджмента как добровольное мероприятие. Такой подход получил положительные оценки промышленников и производственников, так они получали эффективный инструмент, обеспечивающий контроль экологической обстановки с соблюдением природоохранных нормативов на предприятии.
Комиссия европейских сообществ (КЭС) годом позже после появления документа МТП предложила первый проектный сборник экологических правил обязательного характера. Данный проект был раскритикован МТП, некоторыми государствами ЕС, а также межнациональными организациями.
Основная критика проекта звучала по вопросу потенциальной угрозы вмешательства в производственные процессы, а также тот факт, что заключение экологического аудита может быть открыто для общественности. С учетом критики в 1991 году КЭС выдвинула обновленные предложения, которые позволили сформировать итоговый вариант документа. Отредактированные правила указывают, что экологический аудит организации должен способствовать формированию системности мероприятий по охране экологии.
К 1993 году вышла директива ЕС (1836), а также были утверждены правила и стандарты экологического аудита. Компании, которые реализуют такие правила в своей хозяйственной деятельности, получают возможность использовать для маркировки своих продуктов экологическую эмблему. Параллельно с экологическими Правилами в Великобритании был внедрен Стандарт систем экологического управления BS 7750. Кроме того, были разработаны нормативы управления компаниями ISO 14000.

Какие цели и задачи экологического аудита можно выделить

Эффективность и полезность экоменеджмента и системного аудита очевидна, поскольку эта процедура позволяет:
— Рационально распределить материальные издержки организаций на основании определенных экологических факторов;
— Предотвратить вероятность финансовых потерь, связанных с нерациональным использованием ресурсов природы и загрязнением экологии;
— Установить доверительные взаимоотношения с местным населением и органами природоохранной сферы;
— Получить возможность пользоваться определенными льготами и субсидиями для компаний, вносящих значительный вклад в охрану природы;
— Выйти на международные стандарты управления по вопросам экологии, связанных с вкладом отечественных предприятий в систему международной экономики и экологической безопасности.
Правила и порядок ведения документации по экоаудиту, внедрение новаторских аудиторских программ и применение полученных данных поможет существенно изменить ситуацию экологии в стране. В основном это касается предприятий промышленности, организаций и субъектов, которые могут нести угрозу загрязнения природной среды.
В комплексе экоаудит представляет собой независимую документальную проверку с оценкой хозяйствования и выполнения всех нормативов в области экологии с последующими рекомендациями, направленными на корректировку природоохранной политики.

Примеры экологического аудита

Большую заинтересованность в осуществлении экоаудита и во внедрении экоменеджмента проявляют владельцы нефтегазовых предприятий таких, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Юкос», Лукойл, «Сибур», где создаются специальные отраслевые экологические управленческие системы на уровне международной стандартизации ISO 14000.
Программа по развитию экоаудита была принята еще в 1997 году. Она включает в себя создание методической и нормативной документации в соответствии с мировыми нормативами, а также разработку обучающей программы по подготовке кадров для проведения экоаудита и научных исследований.
Анализируя экологический аудит, примеры которого приведены выше, можно утверждать, что еще в девяностых годах велись попытки его внедрения, и только в конце девяностых была создана система подготовки и аттестации соответствующих кадров.

Отечественные компании относятся ответственно и серьезно к сохранению природной среды и эко-безопасности, поэтому соблюдают ряд установленных нормативов и стараются использовать опыт зарубежных предприятий. Как правило, для работы формируется команда собственных аудиторов либо оплачиваются услуги сертифицированных экоаудиторов. Благодаря этому аудиторские экологические проверки можно проводить регулярно, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы и дает возможность избежать лишних затрат.

Какие различают типы экоаудита

На практике существует такие виды экологического аудита:
1. Аудит соблюдения стандартов. Осуществляется методом сравнения качества состояния экологии и положений из международных и национальных стандартов. Целью методики сопоставления является выработка мероприятий по приведению эко-ситуации к соответствующим стандартам и повышение эффективности деятельности компании.
2. Аудит ответственности. Задачи экологического аудита этого типа включают исследования по установлению ответственности за нанесенный урон окружающей среде.
3. Аудит при экологическом страховании. Проводится на этапе подготовки страхового договора, основанного на разработке превентивных мер с целью уменьшения экологических рисков. Проводится при определении степени ущерба, при страховых случаях, при поступлении исков о загрязнении предприятием природы.
4. Аудит в системе экологической сертификации. Применяется для установления соответствия сертифицируемой компании, установленным эко-стандартам.
5. Аудит территории. Производится для оценки реальной экологической обстановки на территории компании.
6. Аудит при подготовке соглашений о разделе продукции. Применим для детального изучения ситуации с экологией на предприятии как объекта для предполагаемых инвестиций. Аудиторская проверка включает анализ грунта, растительности, животных. Также экоаудиторы оценивают ранее причиненный данным предприятием экологический ущерб, стоимость поврежденных экологических объектов и затраты на их восстановление.
Также существуют и другие виды экологического аудита, которые применяются на всех предприятиях, несущих угрозу природе и непосредственно воздействующих на нее. Это касается строительных программ, работ по реконструкции, ликвидации и консервации хозяйственных сооружений и проектов освоения новых территорий.

Какие виды экологического аудита нужно знать

Согласно существующим положениям, экоаудит включает две категории мероприятий – обязательные и инициированные.
Обязательный экологический аудит осуществляется:
— При выполнении обязательств, имеющих отношение к экологии и природоохранной деятельности на уровне межгосударственных отношений;
— По инициативе госорганов для определения степени экосанации промышленной компании или производства;
— Для анализа эко-факторов на региональных или национальных предприятиях, готовящихся к приватизационным процессам;
— При оформлении банкротства предприятия;
— Для получения предприятием страхового эко-полиса;
— В процессе проектирования и осуществления инвест-проектов на основании условий, предусмотренных в договоре.
Обязательный экоаудит инициируется национальным органом эко-экспертизы. Кроме того, процедура используется, если необходимо оценить уровень состояния экологии.
Инициативное аудирование проводится по решению руководства предприятия или других уполномоченных на то лиц.
Следует отметить, что инициативный экоаудит может проводиться не только принудительно, но и в добровольном порядке. По этому принципу разделяют экоаудит:
— внешний (проводимый в обязательном порядке);
— внутренний (по решению руководства самого предприятия).

Стандарты экологического аудита

На основании международного стандарта ИСО 14012 был принят стандарт на экологический аудит в России ГОСТ Р ИСО 14012-98. Стандарты международного значения из раздела ИСО 14000, а также мировой опыт и другая международная документация — это основы экологического аудита для создания и внедрения нормативных стандартов и правил в российском законодательстве и определения сферы деятельности менеджмента экоаудита.
Экоаудиторские проверки осуществляются на основании требований ISO, внедряемых в работу компании. Всю ответственность за соблюдение нормативов предприятие берет на себя, их соответствие определяется аудиторской проверкой. Категория стандартов ISO 1400 является международной и относится к системе экоменеджмента. Нормативы ISO 1400 относятся к экологическим вопросам и существуют для оказания помощи производственным организациям. В категорию стандартов ISO 1400 входят:
— ISO 1401 Система экоменеджмента;
— Основные принципы руководства ISO 14004, входящего в систему экоменеджмента;
— Нормативы для обеспечения функционирования экоменеджмента ISO 14015 «Экоменеджмент»;
— Уровень состояния экологии на территориях и предприятиях оценивается ISO 14020 «Экологические декларации и этикетки»;
— Главные стандарты ISO 14031 «Управление экологией»;
— Эффективность экоменеджмента ISO 14040 «Управление окружающей средой»;
— Определение жизненного цикла. Структура и принципы. ISO 14050 «Управление окружающей средой»;
— Словарь. ISO 14062 «Менеджмент окружающей среды;
— Внедрение экологических факторов в разработку и создание продукции ISO 14063 «Экологический менеджмент»;
— Обмен информационными сведениями о состоянии окружающей среды. Рекомендации и практические советы ISO 14064 «Количественное определение и снижение выбросов в атмосферу парниковых газов».
Необходимо учитывать тот факт, что еще до конца девяностых годов в России процедура экологического аудита проводилась специалистами зарубежных компаний. В настоящее время в РФ состояние экоаудита находится в новой фазе своего развития благодаря потребностям многих предприятий. В основном это касается предприятий, стремящихся выйти на международный рынок и вынужденных проводить стандартную процедуру международного экоаудита, на основании которой выдается сертификат о безопасной для экологии работе предприятия и выпускаемой им продукции. При соответствии предприятия установленным требованиям ISO 14000 его продукция автоматически приобретает конкурентоспособность на мировом рынке.

На российском рынке к категории таких предприятий можно отнести нижегородское производство «РУМО», изготавливающее дизельные моторы, мотостроительный завод в Ярославской области, завод алюминиевых конструкций в Красноярске, завод «Сокол» и ряд других машиностроительных предприятий.

Как составляется заключение экологического аудита

Заключение экоаудита оформляется в стандартной форме, включающей:
1. Вывод по итогам проверки относительно соответствия природоохранной политики компании действующим законам, нормативам и требованиям;
2. Анализ состояния финансовых и хозяйственных отчетных документов, точность предусмотренных экологических выплат, целесообразность использования финансовых ресурсов, выделяемых на природоохранные мероприятия;
3. Оценку влияния исследуемого объекта на окружающую среду, экологическую ситуацию в регионе, на здоровье сотрудников. Анализ сведений о размере и наличии выбросов вредных веществ, ограничение которых предусмотрено международными соглашениями;
4. Итоги проверки роста объемов выпуска товаров с учетом изменения выброса загрязняющих веществ в окружающую среду, потребления природных и энергоресурсов;
5. Данные анализа при сравнении важнейших показателей экологической деятельности проверяемого предприятия с аналогичными отечественными и зарубежными объектами;
6. Оценка возможной угрозы в случае создания аварийной ситуации, правильность составленных планов предотвращения негативных последствий и ликвидации аварийных очагов, а также достаточность имеющихся для этого материальных ресурсов;
7. Выводы относительно квалификации и компетенции специалистов, ответственных за природоохранные мероприятия, наличие у них техсредств для контроля состояния объекта;
8. Заключение об уровне информированности руководства предприятия о размере загрязнения экологии в процессе производственной и хозяйственной деятельности. Выводы о наличии мотивационных и стимулирующих программ, направленных на защиту окружающей среды и снижение энергозатратности и материалоемкости производимых товаров.

  • CIP Инкотермс 2010 – самый сложный базис поставки
  1. Цели экологического аудита
  2. Виды экологического аудита
  3. Проведение экологического аудита
  4. Экологический аудит в России
  5. Cистема экологического менеджмента

Экологический аудит проводится для того, чтобы установить способность конкретного производства к самоочищению, снижению воздействия на окружающую среду и население, а также чтобы помочь предприятиям определить способность производить экологически чистую продукцию и рассчитать инвестиционную привлекательность производства и территории.

Аудит может быть необходим следующим категориям лиц:

  1. собственники, руководство объекта аудита
  2. другие лица (юридические и физические), заинтересованные в информации о состоянии объекта с точки зрения экологии
  3. государственные контролирующие органы и общественные организации

К услуге Экологический аудит прибегают из-за законодательной неопределенности. В России существует обширная законодательная база в сфере экологии и охраны окружающей среды. К природопользователям предъявляется огромное количество требований, и исполнить их в полном объеме довольно трудно.

Даже крупнейшим предприятиям, которые содержат в штате несколько экологов, бывает трудно перестроиться на новый режим экологического контроля, тем более что практика применения многих законов складывается в процессе многократных обращений — и при сотрудничестве — с органами власти.

Экологический аудит среди прочих используется как инструмент поиска проблем и решений в сфере охраны окружающей среды, помогающий взглянуть на них свежим взглядом.

Термин экологический аудит определён в федеральном законодательстве:

Цели экологического аудита

Экоаудит позволяет осуществить:

  1. сбор достоверной информации о хозяйствующем субъекте
  2. проверка соблюдения им требований законодательства в области охраны природы, а также международным и внутренним стандартам (если объект стремится им соответствовать)
  3. помощь объекту во внедрении системы экологического менеджмента, включая разработку экологической политики, приоритетов, экологических аспектов и т.д.

Все это помогает предприятию снизить риск нарушения экологического законодательства, возникновения чрезвычайных ситуаций и финансовых потерь, связанных с ними.

На сегодняшний день экологический аудит – часть системы экологического контроля. Он может применяться добровольно и быть вспомогательным инструментом для подготовки предприятия к другим процессам, например, к получению лицензии на обращение с отходами, прохождению государственной экологической экспертизы объекта, а также различным проверкам, например, банковским или потенциальных инвесторов.

В зависимости от целей аудита в качестве критериев аудита могут быть использованы международные стандарты, внутренние нормативные документы, планы, программы и другая документация организации. Кроме того, аудит может проводиться по критериям государственного законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Чем выше категория опасности, тем скорее нужен экологический аудит

ФЗ-219 от 21.07.2014 внес изменения в главный закон об окружающей среде в виде категоризации объектов негативного воздействия на окружающую среду. Все объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня воздействия делятся на 4 категории:

  1. Объекты I категории теперь будут контролироваться наиболее тщательно. Для них предусмотрен особый вид нормирования — получение комплексного экологического разрешения, данная норма закона вступает в силу с 1 января 2019 г. При необходимости на объектах I категории нужно будет разработать программу повышения экологической эффективности, они должны будут разработать технологические нормативы, программу производственного экологического контроля.
  2. Для природопользователей, эксплуатирующих объекты II категории, тоже введен новый вид отчетности — декларация о воздействии на окружающую среду, для таких объектов так же разрабатывается программа ПЭК и, кроме того, план мероприятий по охране окружающей среды.
  3. Предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, разрабатывают для них программы ПЭК и предоставляют ежегодную отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросах в водные объекты, отчетность об обращении с отходами, при необходимости – план мероприятий по охране окружающей среды.
  4. Предприятия с объектами IV категории освобождаются от экологической отчетности, проверок со стороны государственных органов и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На 2017 год все эти требования новые, как они будут реализованы – пока что совершенно непонятно. Единственное, начат процесс присвоения категории объектам НВОС. На время переходного периода действуют старые требования в области экологического контроля и надзора. Предприятия получают нормативы на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимиты на размещение отходов.

Виды экологического аудита

Различают обязательный и инициативный аудит.

Обязательный, как правило, инициируется контролирующими органами и подразумевает проверку на соблюдение требований закона. Этот аудит может быть частью процесса лицензирования, реструктуризации, приватизации, банкротства и т.д.

Инициативный экологический аудит, соответственно, проводится по желанию руководства объекта аудирования.

Аудит может быть внутренний и внешний относительно организации.

Внутренний, или аудит первой стороны, проводится силами самого предприятия, как правило, систематически с целью проверки выполнения критериев аудита системы экологического менеджмента и/или требований законодательства в сфере экологии. Внутренний аудит помогает взглянуть на проблемы и возможности предприятия с другой стороны и найти пути решения.

Внешний (аудит второй стороны) проводится специалистами заинтересованных сторон, например, головной администрации компании, холдинга в отношении филиала.

Кроме того, бывает внешний аудит третьей стороны, проводимый аккредитованной независимой аудиторской организацией либо индивидуальным аудитором в целях проверки требований законодательства или сертификации объекта по международным стандартам.

Принципы проведения экологического аудита

Главный критерий при проведении аудита – соответствие объекта аудита нормам законодательства. В частности, объект оценивается на соответствие требованиям следующих законов и кодексов:

Оцениваемые показатели при эко-аудите Контролирующий закон
Деятельность субъекта затрагивает лесные отношения Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ
Использование водных ресурсов Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
Проверка на требования охраны земель при проведении хозяйственной деятельности Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Имеются источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ
Деятельность по обращению с отходами Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ
Использования недр Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1
Строительная деятельность Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ

Кроме того, приказом Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» утверждены принципы экологического аудита: объективность и независимость экоаудиторов, профессионализм и компетентность экоаудиторов, достоверность и полнота информации, планирование работ по эко-аудиту, комплексность, конфиденциальность и ответственность аудиторов.

Принцип объективности подразумевает, что, например, аудитор не может быть родственником сотрудников, учредителей, руководителей аудируемого объекта, либо входить в штат этого объекта. Кроме того, размер гонорара аудиторов не может зависеть от результатов аудита. Профессионализм и компетентность должны быть подтверждены соответствующими документами о прохождении обучения, повышении квалификации, наличием лицензии аудитора и т.д. Аудиторы обязаны сохранять коммерческую тайну производства и иную конфиденциальную информацию объекта аудита.

Проведение экологического аудита на предприятии

Процесс аудита можно разделить на несколько этапов.

Подготовка к аудиту

Подготовительный этап начинается по инициативе аудируемого предприятия либо другого инициатора с постановки целей и задач и выбора аудиторов, определяется группа аудиторов и Главный аудитор, срок проведения аудита.

Выбирают объекты аудита, определяют его критерии, разрабатывают Программу экологического аудита (если предстоит глубокий аудит сложного объекта) либо План аудита (охватывает более узкий перечень вопросов).

Аудиторам предоставляют документацию обследуемого объекта для предварительного ознакомления и проверки их достаточности и адекватности.

Заключение об экологическом аудите

Основной этап аудита включает первичное совещание аудиторов и руководства аудируемой организации. Далее происходит собственно обследование предприятия – сбор и анализ необходимых сведений, свидетельств аудита, запись хода аудита и регистрация свидетельств.

В ходе аудита определяется структура производственного экологического контроля, анализируется работа эколога-производственника или отдела экологии при его наличии, анализируются планы и результаты деятельности по охране окружающей среды, устанавливаются экологические аспекты производства и направления.

Аудиторы тщательно проверяют документацию предприятия на ее адекватность, соответствие действующему законодательству. Найденные проблемы обсуждаются с целью поиска оптимального решения. Группа аудиторов обязательно производит осмотр производственных территорий и помещений, санитарно-защитной зоны предприятия. Все данные, свидетельства аудита, документация хранится у аудиторов и записывается ими в Протоколе аудита, чтобы впоследствии быть использованной для составления Отчёта и Заключения по аудиту.

Результатом основного этапа аудита является Заключение об экологическом аудите. Его структура и требования к нему приводятся в приказе Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181:

Финальное совещание

После проведения обследования предприятия и документации, составления Протокола на основании свидетельств аудита проводится финальное совместное совещание, где представители и руководство аудируемой организации знакомятся с Заключением об аудите.

Аудиторы аргументированно разъясняют, какие несоответствия критериям выявлены в ходе аудита, руководство обсуждает с аудиторами данные вопросы, в случае несогласия проблемные моменты рассматриваются подробнее.

Отчет по аудиту

После совещания наступает Заключительный этап аудита, основная задача которого – составление и представление Отчёта по аудиту. В Отчёте отражаются результаты аудита, рекомендации по устранению несоответствий, возражения аудируемой организации по факту несоответствий.

Отчёт составляется по Плану аудита в соответствии с его пунктами. Отчёт предоставляется заказчику аудита и является официальным документом аудируемой организации.

Однако юридической силы в судебных процессах отчет об экологическом аудите и Заключение не имеют, за исключением случаев, когда аудит инициирован государственными органами.

Практика экологического аудита в России

Российская практика экологического аудита насчитывает всего пару десятков лет.

Одна из основных проблем в проведении аудита отечественных предприятий – негативное восприятие аудита аудируемой организацией.

В сознании сотрудников и руководства проверяемого объекта аудит – это такая же проверка контролирующих органов, поэтому аудиторам всячески стараются помешать обнаружить несоответствия, утаивают необходимую информацию, в случае обнаружения нарушений активно выражают несогласие с фактом несоответствия.

По результатам аудита, как правило, начинается поиск виноватых в несоответствиях с привлечением их к ответственности.

Но цель аудита – не наказание виновных, а поиск решений существующих проблем с минимальными затратами сил и финансовых средств, а желательно с перспективой той или иной выгоды для аудируемого объекта. Правда, это касается аудита, инициируемого первой или второй стороной.

Если объект аудируется с подачи третьей стороны – контролирующего органа, общественности, – тогда он действительно является чем-то сродни проверке Роспотребнадора ил Росприроднадзора.

Реестр аудиторов

В России существует Реестр аудиторов и аудиторских фирм. На сегодняшний день аттестовано и аккредитовано более 1000 индивидуальных аудиторов и порядка 20 аудиторских фирм.

Сейчас экологический аудит востребован на рынке экологических услуг, и на то существует несколько причин. В первую очередь, если предприятие, производящее ту или иную продукцию, хочет иметь конкурентное преимущество перед другими, наличие хорошего экологического имиджа – весомый козырь как для внутреннего рынка, так и для международного.

В случае выхода на рынок других стран, особенно западных, требования в сфере экологии к производству возрастают в разы. К сожалению, даже четкое выполнение всех действующих российских законодательных норм экологического надзора и контроля не дает гарантии, что предприятие будет «экологически чистым» и «зеленым» в глазах западного потребителя.

Европейские страны, США активно заботятся о состоянии окружающей среды и здоровье населения, правильный образ жизни, правильные «чистые» продукты, предметы быта пользуются все возрастающим спросом. Поэтому именно на Западе в конце прошлого века появилось понятие системы экологического менеджмента.

Cистема экологического менеджмента

Cистема экологического менеджмента (СЭМ) – лучший инструмент для того, чтобы помочь предприятию решить проблемы в сфере экологии и развиваться далее по пути экологически чистого производства. Система Экологического менеджмента подчиняется требованиям серии стандартов ISO 14000.

Внедрение СЭМ на предприятии предусматривает выработку экологической политики, целей и задач, идентификацию экологических аспектов, разработку необходимых внутренних стандартов и иных документов.

Главное, что необходимо сделать – изменить подход производственного предприятия к охране окружающей среды. Для того, чтобы предприятие было признано соответствующим требованиям международных и российских стандартов в области СЭМ, необходимо пройти сертификацию.

Именно на данном этапе проводится внешний экологический аудит сертифицирующей организацией. С помощью аудиторов проводится обследование и подготовка к сертификации по СЭМ, в дальнейшем производится периодический повторный аудит для подтверждения сертификата и определения дальнейших путей развития.

Аудиторы помогают предприятию в разработке политики, целей и задач, экологической программы, составлении стандартов и инструкций. В дальнейшем предприятие налаживает внутренние аудиты, проводимые сотрудниками предприятия, например, экологами.

Для проведения внутренних аудитов необходимо специальное обучение сотрудников основам системы экологического менеджмента. Аудиторы проводят тщательные обследования всех подразделений предприятия, знакомятся с внутренней документацией, технологиями производства, характеристиками сырья и продукции, по результатам аудита выявляются несоответствия критериям.

Смысл внутренних аудитов – не только проверка и наказание, но и попытка перестроить понимание своей работы каждого сотрудника предприятия, внедрить экологические ценности и осознание экологических последствий своего труда.

Экологический аудит как часть СЭМ или как способ проверить предприятие на соответствие закону – это инструмент будущего, прогрессивный способ ответственного управления производством, который в дальнейшем, надеемся, будет развиваться, вытесняя систему наказания и контроля.

Экологический аудит

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *