Направление или вид управленческой деятельности, характеризующейся обособленным комплексом задач и осуществляемой

Направление или вид управленческой деятельности, характеризующейся обособленным комплексом задач и осуществляемой специальными приемами и способами в теории менеджмента называется термином
(*ответ*) «функция управления»
«функциональное подразделение организации»
«принцип управления»
«миссия организации»
Неизбежным результатом расширяющихся связей между различными уровнями иерархии является возрастающая область
(*ответ*) непонимания
неопределенности
сотрудничества
проникновения
Необходимость целей в организации определяется следующими факторами
(*ответ*) уменьшают неопределенность текущей деятельности
являются основой критериев организации
формулируют конкурентное преимущество
отображают философию организации
Область исследований, при которых используют теорию, методы и принципы различных дисциплин с целью изучения индивидуальных представлений, ценностей и познавательных способностей и действий при работе в группах и в рамках целой организации
(*ответ*) организационное поведение
методологический подход
процессная организация
организованный процесс
поведенческая теория
Объединение усилий ряда организаций для достижения общей стратегической цели, укрепления их конкурентоспособности и повышения эффективности — это
(*ответ*) интеграция
адаптация
конгломерация
ассоциация
Ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных задач, — это
(*ответ*) полномочия
руководство
ответственность
компетенции
Одним из отличий бизнес-плана от текущего плана социально-экономического развития организации является(ются)
(*ответ*) его структура
методы планирования
инструменты планирования
требования к квалификации исполнителей
Организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур называются
(*ответ*) неформальными
оперативными
некоммерческими
венчурными
Организационная структура, в которой сокращено число уровней иерархии и менеджеры имеют сравнительно большое количество подчиненных
(*ответ*) плоская структура управления
узкая структура управления
низкая структура управления
высокая структура управления
Организационная структура, которая накладывает структуру, базирующуюся на продукте или работе по проектированию основ проекта, на существующую структуру на функциональной основе, — это _ структура
(*ответ*) матричная
сложная
виртуальная
сетевая
временная
проектная
Ответов: 1 | Категория вопроса: Экономические дисциплины

Цели и функции управления.

  1. D) органы местного самоуправления.
  2. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  3. II СЕНСОРНЫЕ ФУНКЦИИ
  4. II. Структура Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников
  5. III. Функции Фондово-закупочной комиссии
  6. А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 1 страница
  7. А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 2 страница
  8. А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 3 страница
  9. А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 4 страница
  10. Административно-правовые гарантии прав граждан в сфере государственного управления. Обращения граждан. Административный и судебный порядки обжалования.

Цель – одна из сложных и вместе с тем древнейших категорий управления. Она в той или иной форме присутствует в сознании человека, осуществляющего любой вид деятельности, и переносится им на многие естественные (природные) и искусственные системы. Цель имеет большое значение в управлении и организационно-практической деятельности по подготовке к реализации принятого решения. Правильно понятая и осознанная цель дисциплинирует и стимулирует персонал. Целеустремленность персонала – важный фактор повышения производительности и результативности труда.

Цель – это идеальное и желаемое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто.

Цели могут определяться как:

1. Перспективные и непосредственные.

2. Общие и частные.

3. Промежуточные и конечные.

Непосредственные цели подчинены перспективным целям управления, частные – общим, промежуточные – конечным.

Желаемое состояние определяется посредством удовлетворения исходной потребности, выбранной из некоторого множества альтернатив. Потребность – категория объективная, а цель – субъективная, определяемая имеющимся опытом.

Потребность – это то, что объективно связывает человека (и вообще живое) с внешним миром (средой), в том числе и с социальным, как некоторое (определяющее) условие обеспечения его жизнедеятельности и существования.

Цель – конкретное выражение потребности, определяемое на основе имеющегося опыта и направляющее конкретное функционирование проектируемой и действующей системы.

Результат – это мера удовлетворения потребности, т.е. мера достижения цели. В результате взаимосвязи данных определений справедлива причинно-следственная связь: потребность – цель – функционирование – результат.

Цель управления – это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных на основании опыта. По своему содержанию является идеальным, мысленно представляемым итогом устремлений, побуждающим к социально-экономической деятельности.

В зависимости от реализуемости возможны следующие цели управления:

· Идеальная цель управления – это желаемый, не всегда достижимый за определенный период времени результат.

· Потенциальная цель управления – это желаемый результат деятельности (состояние объекта), достижимый в принципе и в перспективе, но в силу неопределенности планируемый с некоторой степенью вероятности.

· Реальная цель управления – это результат, которого можно фактически достичь за приемлемый временной интервал.

Понятие функции управления. Суть любого управления – это достижение организацией целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов.

Достижение данных целей возможно в результате выполнения определенных действий, т.е. функций. Функция в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение» действий. Деятельность менеджеров можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций. Под функцией управления понимают:

· специализированные виды управленческой деятельности;

· обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.

Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.

Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решений, придание формы и доведения до исполнителей. По виду и направлению деятельности функции различают общие, конкретные и специальные.

Общие (основные) функции управления:

· осуществляются в каждой организации и на каждом уровне управления;

· присущи управлению любой организации;

· разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;

· относительно самостоятельны и в тоже время тесно взаимодействуют.

К таким функциям, в частности, в менеджменте относят: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Конкретные (специфические) функции управления– представляют собой результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части.

Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления.

Специальные функции являются подфункциями конкретной функции (например, специальной функцией управление основным производством является оперативно-календарное планирование основного производства).

Функции управления, отражающие управленческую деятельность в хозяйственных организациях в условиях рыночной экономики, называются функциями менеджмента.

Сущность и взаимосвязь функций планирования, организации, координации, мотивации, контроля. Функций планирования – это разработка последовательности действий, позволяющая достигнуть желаемого результата. Она отвечает на три основных вопроса 1) где мы находимся в настоящее время 2) куда мы хотим двигаться 3) как мы собираемся это сделать. Функция организации – это процесс создания и формирования структуры организации. Функция координации — осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб предприятия и цехов, которые регулярно и оперативно координируют их деятельность. Функция мотивации — Сущность мотивации как функции менеджмента состоит в том, чтобы персонал предприятия выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями. Функция контроля – позволяет выявить успехи, недостатки, проблемы и корректировать деятельность организации. Все эти функции тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации присутствуют все без исключения функции управления. Нередко для повышения эффективности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания. В совокупности функции управления представляют собой содержание процесса управления и отображают характер труда персонала управления.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 15; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
Миграционная политика в современной России, региональная специфика. | Организация как система.

Термин management (в пер. с англ.) означает ?управление?. Наиболее распространенное толко-вание: менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мо-

тивы поведения других людей. Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как:

1) дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров;

2) непосредственно процесс управления;

3) аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.

Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления. Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления.

Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль.

Современные подходы к теории управления: процессный, системный, ситуационный подходы

Во II половине XX века в менеджменте сложились и получили распространение следующие подходы:

  • Процессный подход (конец 1950-х гг.) — рассматривает управление как единый процесс воздействия на организацию, состоящий из взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля, которые сами являются процессами.

Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход в противоположность этому рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции — планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.

Процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха организации.

  • Системный подход (середина 1970-х гг.) — рассматривает организацию в виде сложной открытой социосистемы.

Организация – сложная система, потому что она стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей (маркетинговых, производственных, кадровых, финансовых).

Организация – открытая система, так как она зависит от внешней среды, и успех ее деятельности зависит от того, насколько быстро она адаптируется к изменениям во внешней среде.

Организация – социосистема, так как люди – ее главный внутренний фактор и ресурс.

Управление системой будет эффективным, если в процессе преобразования внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе будет увеличиваться.

В настоящее время системный подход является универсальной методологией менеджмента, суть которой — формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внутренней и внешней среды.

  • Ситуационный подход (кейсовый) подход (1980-е гг.) — разработан в США в Гарвардской школе бизнеса, предлагает менеджерам быстро решать проблемы в конкретной нестандартной ситуации. Подход базируется на новой фундаментальной теории хаоса и используется в управлении изменениями. Подход направлен на выработку у менеджера ситуативного, приближенного к практике мышления, требует оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся конкретных факторов.

В конце XX в. – начале XXI в. в развитии менеджмента прослеживаются следующие тенденции:

?усиление влияния НТП на достижение целей организации, роль производительности и качества продукции для победы в конкурентной борьбе;

?усиление внимания к организационной культуре, к различным формам демократизации, участию рядовых работников в управлении;

?усиление международного характера управления (интернационализация), поиск общих признаков и различий в национальном и международном управлении.

Специфика управления организациями

Процесс управления организациями представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации. Следует иметь в виду, что он носит циклический, спиралевидный характер, т.е. процесс менеджмента начинается с момента установления взаимосвязей между субъектом и объектом управления и заканчивается только с их исчезновением.

Процесс менеджмента можно рассматривать с двух точек зрения:
1) с содержательной, анализируя сущность (содержание) и последовательность деятельности на каждом из этапов процесса управления;
2) с информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации, происходящие в системе управления.

С содержательной точки зрения в процессе менеджмента можно выделить следующие этапы: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и контроль, анализ.

С информационной точки зрения процесс управления представляет собой последовательность следующих этапов:
1) сбор первичной (начальной) информации;
2) ее регистрация, передача и сохранение на информационном носителе;
3) логическая и математическая обработка первичной информации, в результате чего получается синтетическая информация, которая может быть оформлена в виде документа;
4) предоставление синтетической информации субъекту управления;
5) в случае необходимости сбор дополнительной первичной информации, ее регистрация, обработка и предоставление субъекту управления вновь полученной синтетической информации;
6) принятие субъектом управленческого решения;
7) документальное оформление решения;
8) архивизация документов;
9) доведение решения до исполнителей.

После этого исполнители совершают определенные действия, что ведет к изменению состояния управляемого и (или) управляющего объекта, обновлению первичной информации.

В общем и целом необходимость управления организациями определяется тем, что именно управление определяет успешную деятельность современных компаний, действующих в условиях конкуренции.

Стадии управленческой деятельности

Формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности, цикличности, диктуемой ин­тересами и целями подготовки, принятия и исполнения управлен­ческих решений, проведения организационных мероприятий. Этапы управленческой деятельности со своим особым набором форм и методов называются стадиями (циклами) управленческой деятельности. Сами стадии имеют логическую связь и образуют в совокупности кругооборот управлен­ческих действий — единичный «виток» управленческого процесса. Выделяются

7 стадий управленческого процесса:

1) анализ и оценка управленческой ситуации;

2) прогнозирование и моделирование необходимых (и возможных) действий по сохранению и преобразованию состояния управленче­ской ситуации (в субъекте и объектах государственного управления);

3) разработка предполагаемых правовых актов или организаци­онных мероприятий;

4) обсуждение и принятие правовых актов и осуществление орга­низационных мероприятий;

5) организация исполнения принятых решений (правовых и орга­низационных);

6) контроль выполнения и оперативное информирование;

7) обобщение проведенной управленческой деятельности, оценка новой (результирующей) управленческой ситуации.

Каждая из стадий отличается набором интеллектуальных и прак­тических действий.

1. При анализе и оценке управленческой ситуации необходимо знание (и познание) закономерностей и организационных форм изучаемых процессов, а также комплексный подход, охватывающий управляемые объекты в их многообразии, совокупности и взаимозависимости, системное «видение» управляемых объектов, которые всегда бывают какой-то частью больших и сложных систем, конкретно-историческая оценка состояния управляемых объектов, поскольку она всецело зависит от выбора времени и обстоятельств анализа. (Сбор необходимой информации.)

2. Объем и содержание стадии прогнозирования и моделирования необходимых (возможных) действий определяются, с одной сторо­ны, тем, какова управленческая ситуация, в чем ее состояние и смысл, а с другой — каких решений она требует. Выделяют 4 вида управленческих решений в зависимо­сти от управленческих ситуаций:

а) стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив;

б) бинарное решение («да» или «нет»);

в) многоальтернативное решение (имеется широкий спектр альтернатив);

г) инновационное (новаторское) решение, когда требуется пред­принять действия, но нет приемлемых альтернатив.

На этой стадии необходимо учитывать ограничивающие условия и факторы, наличные и возможные материальные и финансовые ресурсы, «поле» и пределы действий, установленные законодатель­ством, время, отведенное на решение данной управленческой ситу­ации, человеческий потенциал и многое другое. Найти (выбрать) оптимальный вариант решения — вот смысл данной стадии.

3. Разработка предполагаемых правовых актов или организацион­ных мероприятий во многом связана с кругом участников этой стадии, их отношением к предшествующей управленческой дея­тельности, со взаимодействием руководящего звена и оперативно-исполнительного персонала.

4. Стадия обсуждения и при­нятия правовых актов и осуществления организационных меро­приятий. В ней следует строго соблюсти установленные процедуры, дать объективную характеристику рассматриваемому вопросу, объяснить причины, оказавшие влияние на данный выбор вариан­та решения, раскрыть условия, при которых должна решаться по­ставленная задача, определить ее значение для функционирования управляемых объектов, выделить ресурсы, достаточные для ее реа­лизации, установить сроки ее решения, указать персонально ис­полнителей или ответственных за решение задачи, предусмотреть возможные количественные и качественные ограничения, а также формы помощи при преодолении непредвиденных трудностей, на­звать ожидаемые результаты и критерии эффективности решения. Главное в этой стадии — воплотить в правовом акте или организа­ционном мероприятии достаточный потенциал управляющих воз­действий.

5. Исполнение принятых решений (правовых и организационных). Эта ста­дия включает в себя: своевременное оформление решений в качест­ве документа со всеми необходимыми реквизитами; адресное дове­дение информации, содержащейся в решениях, до исполнителей; обеспечение понимания и адекватной трактовки содержания реше­ния; обсуждение и согласование между исполнителями плана действий по реализации решения; осуществление конкретных и предметных действий по претворению в жизнь всего того, что наме­чено и оговорено в решениях (менее всего освоена теоретически и практически).

6. Контроль представляет собой обратную связь, кото­рая сигнализирует о ходе и состоянии реализации решений. При этом необходимо выбирать контролируемые па­раметры, в которых содержится вклад соответствующих явлений, отношений и процессов в общественную жизнедеятель­ность, а также находить критические точки, в которых наблюда­емые или преобразуемые явления, отношения и процессы протекают наиболее трудно, кризисно. Информирование в дан­ной стадии должно идти непрерывно, с момента начала исполне­ния управленческого решения.

7. При ее осуществлении целесооб­разно определять:

— соответствие итогов реализации решения (правового или орга­низационного) тем целям, задачам, заданиям, установлениям и т.д., которые были в нем сформулированы;

— реальное использование при реализации решения тех форм, ме­тодов, средств, ресурсов, информации и т.д., которые были в нем намечены и предложены;

— реальные поступки и действия исполнителей, благодаря кото­рым получен соответствующий результат. Необходима объективная оценка воз­никшей управленческой ситуации, отражающая результат управляющих воздействий и служащая одновременно основанием для нового «витка» «управленческих действий, так как ошибки, рожденные в одном «витке» управленческого процесса, будут переноситься в следую­щий и к тому же нарастать.

Полное и умелое использование возможностей стадий управленческой деятельности способствует лучшей реализации целей и функций государственного управления, а также упорядочению общей управленческой деятельности.

28. Стадии управленческой деятельности

Стадии управленческой деятельности — это последовательные этапы ее осуществления с своим особым набором форм и методов. Стадии имеют логическую связь и образовывают в совокупности определенный цикл управленческих действий.

Можно определить семь стадий управленческого процесса:

• анализ и оценивания управленческой ситуации;

• прогнозирования и моделирования необходимых (и возможных) дои относительно сохранения и изменения состояния управленческой ситуации (в субъекте и объектах государственного управления);

• разработка необходимых правовых актов или организационных мероприятий;

• обсуждения и принятия правовых актов и осуществление организационных мероприятий;

• организация выполнения принятых решений (правовых и организационных);

• контроль выполнения и оперативное информирования;

• обобщения проведенных этапов управленческой деятельности, оценка новой (результативной) ситуации

Каждая с стадій отличается набором интеллектуальных и практических действий и несет определенная функциональная нагрузка.

При оценивании и анализе исследуемых процессов формируется системное “видения” объектов управления, исследуются закономерности и организационные формы процессов, которые определяются; дается конкретная историческая оценка состояния управляемых объектов.

На стадии прогнозирования и моделирования учитываются ограничивающие факторы и условия и отслеживаются оптимальные варианты решений:

• стандартное (на основе фиксированного набора альтернатив);

• бинарное (“так” или “ни”);

• многоальтернативные решения; инновационное (новаторское).

Разработка правовых актов и организационных мероприятий обеспечивает условия взаимодействия управленческого звена и оперативно исполнительного персонала.

Обсуждения и принятия правовых актов и осуществление организационных мероприятий нацеленные на воплощение в них достаточного потенциала управленческих влияний. На этой стадии может быть представлена объективная характеристика вопроса, который рассматривается; объяснимо причины, которые обусловили выбор варианта решения; выделены ресурсы, достаточные для реализации, установлен срок решения и исполнителей; названы ожидаемые результаты и критерии эффективности решения.

Организация выполнения принятых решений охватывает набор процедур, начиная из их документального оформления и завершая конкретными действиями относительно воплощения у жизни.

Контроль обеспечивает подбивка итогов, обратная связь и выделения критических точек.

Обобщения проведенной управленческой деятельности направленное на оценку результатов реализации решений, объективную оценку управленческой ситуации, которая образовалась в результате управленческих действий. Умелое применение возможностей стадій управленческой деятельности оказывает содействие ее упорядочению и лучшей реализации целей и функций государственного управления.

29. Система местного самоуправления в украине

Система самоуправления включает первичный уровень самоуправления — село, поселок, город и вторичный — район, область. Главной ячейкой местного самоуправления являются села, поселка и города, где живут люди и естественным путем образовывают общины.

Согласно с статьей 140 Конституции Украины местное самоуправление осуществляется территориальной общиной в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельского, поселкового, городского совета и их исполнительные органы, то есть через определенный структурно-организационный механизм, который именуется системой местного самоуправления. Закон “Про местное самоуправление в Украине” (ст. 5) к элементам системы местного самоуправления относит: территориальную общину; сельский, поселковый, городской совет; сельского, поселкового, городского председателя; исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета; районные в городе совета, которые создаются в городах с районным делением по решению территориальной общины города или городского совета; районе и областные совета, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, мост; органы самоорганизации население.

Субъектом и основным носителем функций в системе местного самоуправления и полномочий есть территориальная община.

Территориальная община — это сообщество жителей, жителей населенных пунктов (сел, поселков и мост), объединенное общими интересами собственного жизнеобеспечения, самостоятельного, в границах законов, решения вопросов местного значения как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

Территориальная община села, города служит организационной основой местного самоуправления. Территориальные общины соседних сел могут объединяться в одну территориальную общину, и наоборот, жители, которые входят в территориальную общину соседних сел могут выходить из нее и образовывать собственную территориальную общину.

Территориальные общины действующим законодательством наделен функциями и полномочиями в разных сферах местной жизни. Они управляют имуществом, которое есть в коммунальной собствеенности, и утверждают программы социально-экономического и культурного развития и контролируют их выполнение; утверждают соответственно закону местные налоги и сборы; утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют их выполнение; обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов; образовывают, организуют и ликвидируют коммунальные предприятия, учреждения и организации, осуществляют контроль за их деятельностью и выполняют другие функции, отнесенные законом к их компетенции.

Территориальная община функционирует непосредственно, через органы и должностных лица местного самоуправления. Формами прямой (непосредственной) местной демократы являются местные выборы, местные референдумы, консультативные опрашивания, общие сборы граждан по месту проживания, местные инициативы и общественные слушания. Представительными органами местного самоуправления в территориальных общинах есть сельского, поселкового и городского совета, которые состоят из депутатов, избранных жителями сел, поселков, мост. Совета наделен функциями и полномочиями, которые служит основой для их практической деятельности, работают по принципу распределения полномочий, имеют определенную исключительную компетенцию в определенных организационных, контрольных и нормативных вопросах. Сельского, поселкового и городского совета в границах своих полномочий принимают решение, которые являются обязательными на подведомственной территории.

Для реализации решений сельских, поселковых и городских советов и осуществление других задач исполнительно-распорядительного характера создаются исполнительные органы советов. Это — исполнительные комитеты, отделы, управления и прочие исполнительные органы. Исполнительные органы советов наделен собственными и делегированными полномочиями. Собственные (самоуправляющиеся) полномочия касаются сфер социально-экономического и культурного развития, планирования и учета, финансов, цен и т.п. и состоят в установлении порядка деятельности субъектов правоотношений, подготовке проектов документов на рассмотрение соответствующего совета и ин. Делегированными полномочиями исполнительных органов сельских, поселковых и городских советов есть те, которые належат к сфере исполнительной власти и передаются исключительно эт органам для реализации ее исполнительно-распорядительных функций.

Главным должностным лицом территориальной общины есть сельский, поселковый и городской председатель, который избирается на основе общего, равного, прямого избирательного права путем

тайного голосования сроком на четыре года. Он возглавляет соответствующий совет и ее исполнительный орган. В своей деятельности сельские, поселковые и городские председатели подотчетные, подконтрольные сия ответственные перед территориальными общинами, которые их впитали, перед своими советами, а по вопросам осуществления исполнительными органами советов полномочий органов исполнительной власти — подконтрольные соответствующим местным администрациям.

Органы местного самоуправления для более эффективного осуществления своих полномочий, защиты интересов территориальных общин могут объединяться у объединение, ассоциации или входить в соответствующие международные ассоциации.

Концепцией административной реформы предполагается трансформация низового звена системы административно-территориального устройства путем добровольного объединения на основе действующих положений Конституции Украины административно-территориальных единиц для обеспечения формирования реального субъекта местного самоуправления — такой территориальной общины (коммунального объединения территориальных общин), какая имела бы необходимые финансовые и материальные возможности для предоставления населению полноценных государственных общественных услуг.

Структура и функции управленческой деятельности

Разделение труда в любом обществе идет по двум различным направлениям:

  • 1. горизонтальное разделение, которое дифференцирует весь объем труда, выполняемый организацией, на отдельные «порции», задания, выдаваемые индивидами или группам (отделам). Каждое задание соответствует количеству индивидов в группе, а каждая индивидуальная «порция» — их трудоспособности, трудовым навыкам, целям организации.
  • 2. вертикальное разделение труда возникает из необходимости координации работы индивидов и групп.

Социальное управление — это общественная деятельность людей по координации труда индивидов, социальных групп, организаций, общества в целом.

По мере разрастания и дифференциации общества деятельность по его управлению все труднее осуществлять непрофессионально. Отсюда необходимость выделения управленческой деятельности. Даже в отдельной организации для ее четкого функционирования управленческая деятельность должна быть отделена от других видов труда. Более того, создание крупных организаций только тогда стало возможным, когда управленческая деятельность, управленческие структуры были четко отделены от технических, коммерческих, других структур, производящих продукцию данной организации.

Американский социолог П. Друкер считает, что управление = это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Именно управление — характерный признак организации, т.е. наличие управления, а также структуры и цели превращает социальную группу в организацию. Чем крупнее организация, тем больший объем управленческой работы следует выполнить, чтобы добиться поставленных целей.

Появляется наука, которую стали называть менеджментом — это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством организации.

Структура управления зависит от масштаба организации, наиболее разветвленная структура конечно у таких организаций, как церковь или армия. К примеру, в армии РБ — 9 уровней управления и 20 рангов. Структурирование управления может осуществляться как по горизонтали, так и по вертикали. Вертикальное выделение ступени управленческой деятельности называется уровнем управления.

Существует три уровня управления, на каждом из которых существуют свои управленческие особенности. Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией. Для их работы важна информация о достижении поставленных целей, результаты анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на них, различные плановые показатели. На среднем уровне управления (это начальники конкретных отделов) формируется оперативная стратегия реализации долгосрочных целей развития организации, так как работники этого уровня управляют конкретными направлениями деятельности организации. На низшем уровне управления оказываются работники, непосредственно обеспечивающие выполнение планов, реализацию заданной стратегии. Это мастера цехов, смен и др. В их подчинение находятся первичные группы работников.

Т. Парсонс также выделяет три категории руководителей в зависимости от функций, выполняемых ими в организации:

  • 1. ) на техническом уровне люди занимаются ежедневными операциями, необходимыми для обеспечения эффективной работ без срывов;
  • 2. ) на управленческом уровне руководители занимаются координацией и направлением деятельности отдельных звеньев внутри организации;
  • 3. ) на институциональном уровне руководители разрабатывают перспективные планы, формулируют цели, т.е. адаптируют деятельность организации к внешней среде (природе и обществу).

Практика показывает, что трехзвенная схема управления наиболее эффективная.

Для понятия социального управления очень важно правильно определить его функции или роли. Так социолог Г. Минцберг выделил десять функций:

  • 1. главный руководитель, т.е. символический глава организации;
  • 2. лидер, т.е. ответственный за мотивацию, стимулирование активности подчиненных, набор и подготовку работников;
  • 3. связующее звено, которое обеспечивает работу сети внешних контактов, получение информации;
  • 4. «приемник информации» — своего рода «нервный центр». К нему поступает вся внешняя и внутренняя информация, которую он использует в интересах дела;
  • 5. распространитель информации — передает и интерпретирует внешнюю и внутреннюю информацию;
  • 6. представитель — передает информацию для внешних контактов относительно планов, политики, действий, результатов работы организации;
  • 7. предприниматель — изыскивает возможности внутри организации и вне ее, разрабатывает проекты реформ, контролирует определенные проекты;
  • 8. устраняющий нарушения — корректирует действия отдельных подразделений, устраняя социальные конфликты, нарушения в деятельности организации;
  • 9. распределитель ресурсов;
  • 10. ведущий переговоры.

Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание, отмечает Г.Минцберг. все роли он дифференцирует по трем категориям:

  • 1. Межличностные роли вытекают из статуса и полномочий руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействия с людьми (см. роли 1-3).
  • 2. Информационные роли вытекают из межличностных, из положения руководителя как центра информации (роли 4, 5, 6).
  • 3. Роли, связанные с принятием решения (роли 7-10).

Основателем классической или административной, школы управления был руководитель крупной французской компании по добыче угля Анри Файоль. Представители этой школы поставили своей целью создание универсальных принципов управления, которые должны были прояснить два аспекта:

  • 1. ) разработка рациональной системы управления организацией;
  • 2. ) построение структуры организации и управления работниками, т.е. практическая реализация рациональных схем и принципов.

А.Файоль в результате своей теоретической и практической деятельности сформулировал 14 принципов управления: разделение труда; полномочия и ответственность4 дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; скалярная цепь (единый управленческий сигнал от высшего звена к низшему)4 порядок; справедливость; стабильность рабочего места; инициатива; корпоративный дух.

Эти принципы и составляют основу классической школы управления.

Кроме совокупности взаимосвязанных ролей управленческую деятельность, социальное управление можно рассматривать как процесс, заключающийся не в одновременной, а в последовательной реализации управленческих функций — планирование, организация, мотивация и контроль. В таком случае под социальным управлением следует понимать процесс или динамическую систему с обратной связью.

Деятельность, ее структура. Управленческая деятельность

Деятельность имеет психологическую структуру, состоит из ряда компонентов, упорядоченных и взаимосвязанных между собой:

мотив цель задача действия контроль результат рефлексия.

Такова универсальная структура любой деятельное включающая в себя как внешние (объективно-предметные), так и внутренние (субъективно-психологические) компоненты.

1. Мотив — это то, что движет человеком, что заставляет его действовать. Мотив может быть внутренним (например, наше желание сделать что-либо) или внешним (когда обстоятельства или другие люди вынуждают нас делать что-то). Внешние мотивы называются стимулами. Деятельность без мотива невозможна. Кроме того, различают мотивы осознаваемые и неосознаваемые (скрытые для самого человека). Мотив, а точнее система, иерархия мотивов, — то, что «запускает» деятельность, ставит человека перед необходимостью действовать.

2. Цель — это образ предполагаемого результата. С другой стороны это осознанная потребность. Результат, прежде чем стать реальностью, должен возникнуть в сознании человека как цель. И хотя цель прямо не входит в систему действий, оставаясь внутренним, субъективно-психологическим образованием, она имеет фундаментальное значение для этой системы. Цель придает деятельности направленность, упорядочивает действия. Деятельность без цели является бессмысленной, неорганизованной, хаотичной.

3. Задача — это цель, рассматриваемая субъектом с точки зрения имеющихся конкретных условий ее достижения. Движение к крупным и сложным целям всегда может рассматриваться как система задач, этапов, шагов. Если цель — понятие стратегическое, то задача — тактическое. Задача всегда конкретна. Правильно поставленная задача дает возможность выбрать наиболее подходящий вариант (или порядок) действий. Цели и задачи — это не только регуляторы деятельности, но и компоненты, которые придают ей смысл и внутреннюю упорядоченность. Конечно, это происходит только тогда, когда цели и задачи ясно осознаются.

4. Контроль — это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Получаемый результат (промежуточный или окончательный) сравнивается с идеальным (первоначальной целью или задачей). Контроль позволяет своевременно скорректировать деятельность и внести в нее некоторые изменения, исходя из условий, в которых она осуществляется.

5. Рефлексия — это анализ и самоанализ каждого действия. Если, к примеру, результат деятельности оказался не таким, каким он должен быть, человек начинает анализировать совершенные действия, пытаясь понять, в каком звене его действий была допущена ошибка. Деятельность не может считаться завершенной, если она не закончилась рефлексией. Конечно, прежде всего, это касается сложных видов деятельности, в меньшей степени — деятельности привычной, автоматической.

Таким образом, в деятельности всегда присутствуют субъективно-психологические компоненты, или то, что называется внутренним планом. Благодаря внутреннему плану деятельность является осмысленной, упорядоченной и в конечном счете — эффективной.

Управленческая деятельность имеет свои особенности; это прежде всего взаимодействие, а затем «делание чего-либо» руками других. (Одно дело — построить дом самому и совсем другое — организовать деятельность бригады строителей).

Рассмотрим, чем отличается психологическая структура управленческой деятельности, в чем ее особенности.

В общем виде структура УД выглядит следующим образом:

цель мотив задача действия (делегирование) контроль результат рефлексия.

Цель стоит на первом месте. Это понятно, ведь руководитель ставит цели для подчиненных.

Для того чтобы цель была достигнута, следует создать мотив, то есть вызвать у исполнителей желание и стремление идти к этой цели.

Руководитель распределяет задачи среди своих подчиненных с учетом сложности поставленной цели и возможности ее достижения — это действие называется делегированием. Делегирование — важнейшее действие, без него невозможно управление. Ряд исследователей включает в структуру управленческой деятельности и планирование (как особое действие, позволяющее определить очередность решаемых задач).

Структура управленческой деятельности включает в себя следующие компоненты:

а) действия по постановке целей (перед собой и подчиненными), включая планирование этапов их достижения;

б) действия по мотивированию сотрудников;

в) действия по определению и постановке задач перед сотрудниками;

г) делегирование;

д) действия по контролю за выполнением задач;

е) рефлексию.

Упорядочить управленческую деятельность, стать ее субъектом — значит, организовать и безошибочно реализовать каждый из этих компонентов.

Управленческая деятельность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *