Содержание

Роли в общении: Взрослый, Родитель, Ребенок

Кто имеет уши слышать, да слышит!

Ев. от Мтф 11:15

Конструктивный диалог в паре – это залог долгих и крепких отношений в семье. Ее мир и согласие. Умеем ли мы выстраивать общение так, чтобы слышать друг друга? От чего зависит “слышимость” в паре? Неужели только от слуховых анализаторов?

Практика показывает, что для того, чтобы быть услышанным и слышать другого, одних ушей не достаточно. Нужна их пара, как бы смешно это ни звучало. В диалоге участвуют двое. Поэтому одной пары ушей не хватит. Нужно два любящих сердца, две пары ушей, две головы и чуточку самоиронии. Ирония и смех – это едва ли не единственная конструктивная психологическая защита от жизненного негатива. Самоирония пригодится для преодоления своего Эго, которое не желает сдавать бастионы и самоотверженно защищает неприступную крепость собственной значимости и непогрешимости. А на самом деле, всего лишь ведет затянувшуюся войну с родительским непринятием и с не правильно сформировавшимися гендерными стереотипами.

Конструктивный диалог – это всегда приглашение к размышлению. Это миролюбивая беседа двух участников легкого и ненавязчивого обмена мыслями. Это поиск точек соприкосновения и единения. Не доказывание собственного взгляда, а нахождение тех точек, которые объединят этот взгляд и позволят создать общий образ видения данной проблемы.

Первое и главное для конструктивной коммуникации, это понимание, для чего ведется беседа, с какой целью. Если целью является – найти общее в высказываемых мыслях, то диалог будет позитивным и конструктивным. А если важно отстоять свою точку зрения, то разговор превратится в спор.

Подумайте и ответьте себе на вопрос: Вам важны эти отношения или правота своего взгляда? От этого будет зависеть, сохраните ли Вы позитивный конструктивный стиль общения или перманентно будете находиться в конфликтно-доказывающей позиции.

Здесь на помощь приходит транзактный анализ, где нам предлагается посмотреть, с каких позиций ведется диалог. Для этого используются роли: Взрослый, Родитель, Ребенок. И коммуникации (транзакции) между этими ролями.

Позиция Взрослого означает ответственность и реалистичный взгляд на содержание данного общения. Взрослый придерживается ассертивного (уверенного) поведения, где он берет ответственность за свои слова и поступки, а также поддерживает оппонента, помогает ему справиться с данной проблемой и со своей ролью в коммуникативном процессе. Эта позиция самая бесконфликтная.

Роль Родителя обусловлена поучительными манерами в процессе коммуникации, желанием быть выше и ощущением, что этот человек лучше знает, как правильно для другого. Родитель не учитывает эмоциональное состояние собеседника, его потребности и желания. С точки зрения транзактного анализа эта позиция всегда порождает конфликт.

Положение Ребенка как роли в коммуникации означает проявление интенции “Я хочу”. Ребенок как роль в коммуникативном процессе однозначно конфликтной не является. Например, женщина в роли Ребенка может уладить ссору. Мужчина же в такой роли примет безответственное положение, что обязательно спровоцирует нагнетание нежелательного напряжения, так как гендерная роль Мужчины предполагает взятие ответственности на себя, а это роль Взрослого. Значит, мужчина, находясь в позиции Ребенка, слагает с себя полномочия ответственности в диалоге.

Логика общения

Конструктивный диалог в паре. Какие знания нам могут помочь в его достижении? Помимо транзактного анализа существует еще и элементарная аристотелевская логика с ее простыми и вполне четкими законами, придерживаясь которых также можно сохранить конструктивное общение.

Приведем пример логических закономерностей.

Содержание суждения – это то, о чем в нем идет речь, его смысл. Логическая форма суждения – это строение суждения, способ связи его составных частей. Если суждение приравнять к диалогу двух человек, то можно выстроить его, логически связывая мысль одного и второго.

Каков же способ этой связи, в чем он состоит?

В суждении (далее, диалоге) выделяют субъект (логическое подлежащее) – это понятие, о котором идет речь в суждении и предикат (логическое сказуемое) – это понятие, с помощью которого что–либо утверждается или отрицается о субъекте.

Значит, диалог может выглядеть следующим образом: один участник диалога высказывает мысль (субъект), второй – должен обозначить понятие (предикат), которое подтвердит или отвергнет эту мысль.

Правило конструктивной критики

Конструктивный диалог в паре. Для того, чтобы диалог оказался конструктивным и миролюбивым, при желании отвергнуть мысль первого участника диалога, второй может воспользоваться правилом конструктивной критики, которое гласит:

  1. Похвалить.
  2. Высказать критику.
  3. Снова похвалить.

При подобном подходе собеседник услышит критику без сопротивления. Иначе либо он ее вообще не услышит, либо возникнет агрессия, и беседа перерастет в конфликт.

Если стараться придерживаться этих нехитрых умопостроений в диалоге, а также помнить, что перед Вами не враг, а вторая половинка, можно достичь бесконфликтного и конструктивного общения. Не сразу, но постепенно, тренируя свои позиции (роли) в диалоге, придерживаясь логики беседы и помня о доброжелательности в высказывании критических замечаний.

Искусство конструктивного диалога

Говорите так, чтобы Вас услышали!

Слушайте так, чтобы слышать собеседника!

Помните, что это диалог любящих сердец, а не холодного рассудка!!!

Деструктивное общение

К деструктивному общению обычно относят те формы и особенности межличностных контактов, которые отрицательно сказываются на собеседниках и осложняют процесс взаимопонимания.

Специалисты выделяют формы взаимодействия при деструктивном общении:

  • – умалчивание информации;
  • – нежелание общаться;
  • – молчание при ответах на вопросы.

Большой вред общению наносят проявления негативных черт характера, например: лицемерие, злорадство, хитрость, мстительность, оговаривание другого, язвительность, цинизм, ханжество, соперничество (до криминального поведения). Любая форма деструктивного общения затрагивает обе стороны, иногда вовлекая множество человек и заражая их негативными эмоциями, что выбивает из привычного образа жизни.

К формам деструктивного поведения относят ложь и обман, неблагодарность человека (при условии, если ему неоднократно помогали).

Пример 3.20

Когда А. В. Суворову рассказали о неблагодарности известного ему человека, которому он немато содействовал, старый полководец ответил, смеясь: «Я замечал, что люди в конце концов всегда делаются неблагодарными врагами того, с кем не могут равняться, более того – превзойти. Чем одаривает земля небо за благотворные лучи солнца и живительные капли дождя? – Пылью своей!».

Неблагодарное поведение обидно для любого человека, ложь и обман искажают истинное дело, способствуют развитию манипулирования, разрушают общение. Ложь и обман – корыстные формы общения.

Вранье (неправда) – коммуникативный феномен, используемый для установления хороших отношений с партнером, в нем отсутствует намерение обмануть слушателя, нет цели получить выгоду (бескорыстно). Вранье приносит удовольствие и наслаждение от самого процесса придумывания и передачи небылиц – это характерно для заядлых охотников и рыболовов. Кроме того, исследователи указывают, что основная функция вранья – оберегание внутреннего мира от любопытных.

Ложь – умышленное введение в заблуждение других людей, искажение истины. Обман, в отличие от лжи, – сознательное стремление создать у партнера ложное представление о предмете обсуждения, при этом не происходит искажения основных истин. Сообщаемая полуправда приводит к тому, что обманутый становится невольным соучастником обмана. Поэтому обман предполагает взаимодействие, в основе которого лежит стремление утаить правду (из корысти).

К корыстным устремлениям партнера относят и эгоистическую направленность личности. Эгоизм может выражаться в стремлении не только достичь материальных целей, но и получить дополнительную психологическую выгоду от принижения партнера, чтобы эффектно выглядеть на его фоне. Эгоизм наступателен и агрессивен, также изобретателен в мести.

Агрессивно-конфликтное взаимодействие также относят к деструктивному поведению. Агрессивность как черта личности проявляется в различных действиях: от мстительности и враждебности до попреков и высказываний обид, от крика и публичных ссор до тихого ворчания и неотступной критики.

Основная цель такого поведения – сделать жизнь другого человека невыносимой, держать его в напряжении, причинить боль и ущерб (материальный или моральный).

Обида также является формой агрессивно-конфликтного поведения. Она включает подчеркнутую жалость к себе и не всегда осознаваемые мстительные побуждения к другому человеку. Состояние обиды часто сопровождается садомазохизмом, что развивает обиду до огромных размеров. Данный способ реагирования на мнимое ущемление интересов является следствием эгоцентризма и инфантильности «страдальца».

Стоит отметить, что агрессивность и преувеличение страдания сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями в виде гнева, злорадства, досады, ярости или медленного кипения. Помимо этого наблюдается и отрицательная невербальная экспрессия: размахивание кулаками, сверкание глазами, стискивание и скрипение зубов, хлопанье ребром ладони по столу, повышение голоса и топанье ногами.

Специалисты отмечают, что в некоторых случаях агрессивное поведение является признаком комплекса неполноценности. В таком случае человек становится либо зажатым (прячется в своей «раковине»), либо открыто и агрессивно реагирует на другого.

В качестве самой разрушительной агрессии выделяют преднамеренную, интенциональную (лат. intentio – внимание, стремление), цель которой заключается в умышленном нанесении вреда собеседнику с осознанием отрицательных последствий, при этом испытывая удовольствие.

К деструктивным видам общения относят еще императивное общение, или подавление (лат. imperativus – повелительный, не допускающий выбора), – это авторитарное или директивное взаимодействие. Целью такого общения выступает подчинение себе одним из партнеров другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, также принуждение действовать в определенном направлении, выгодном принуждающему.

Особенностью данного взаимодействия является тот факт, что индивидуальные качества и сами цели собеседника не имеют значения – он рассматривается как средство для достижения целей; некий механизм, которым нужно управлять по принципу «Я сказал!», используя приказы, угрозы и шантаж. Результатом такого взаимодействия выступают стресс, негативные реакции и сопротивление, разрушение отношений с людьми.

Агрессивное поведение практически всегда привносит во взаимодействие отрицательные черты деструктивности и разрушительности, что способствует разобщению людей, их напряженности, порождает неудовлетворенность и дискомфорт.

  • Там же. С. 399.
  • Панфилова А. П. Теория и практика общения. С. 136.
  • Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. С. 399.
  • Там же.
  • Там же. С. 402.
  • Панфилова А. П. Теория и практика общения. С. 137.
  • Там же.
  • Там же. С. 138.

Задача любого диалога — донести собственные мысли до собеседника, а также понять суть сказанного им.

Для построения эффективной беседы необходимо знать, что такое конструктивное общение.

Только руководствуясь правилами, способами и приемами конструктивного общения, можно успешно говорить и договариваться с людьми.

О понятии и функциях педагогического общения читайте .

Условия

Эффективный диалог возможен только при определенных условиях, без которых реагировать на речь собеседника конструктивно — не получится.

  1. Относится к человеку как к равному. Его социальный статус, положение в обществе, популярность и другие внешние атрибуты не должны влиять на диалог. Это условие работает в обе стороны — не стоит подстраиваться под вышестоящего по должности просто потому, что он богаче или наделен большей властью.

    Также не нужно показывать превосходства или снисходительного отношения к человеку, который по достатку или положению ниже вас.

  2. Внимательно слушать собеседника. Не просто слышать, а слушать. Сосредоточить внимание на его словах, подключить образное мышление, запоминать детали. Необходимо удалиться от внешних раздражителей и полностью погрузиться в диалог.
  3. Быть непредвзятым. Нужно быть готовым понять человека, поскольку то, что он говорит — результат его умственной и практической деятельности, прошлого опыта. Он пришел к своей точке зрения не в один день, а потому имеет смысл понять его позицию. Конечно, не стоит и сразу менять свою точку зрения на то, что преподносит собеседник. Здесь важен баланс — выслушать и проанализировать информацию, не принимая и не отвергая ее источник.
  4. Выбор правильного собеседника. Не каждый вопрос можно обсудить с каждым человеком.

    Если вы хотите решить проблему — лучше обратиться к компетентному человеку, который либо сталкивался с такой же проблемой, либо имеет большой опыт в ее решении, является профессионалом.

    Существуют люди, с которым вообще невозможно построить грамотный конструктивный диалог. Вариантов масса:

  • человек эмоционален сам по себе, а потому реагирует на информацию неадекватно;
  • личная неприязнь к вам настолько велика, что человек не в какую не желает идти на диалог;
  • человек — эгоист и его ваша проблема не волнует;
  • человек считает вашу проблему простой, легко решаемой, а потому считает, что вы «зря беспокоитесь».

Правила

Для поддержания взаимоуважительного конструктивного диалога, можно воспользоваться несколькими правилами из тех, что перечислены в списке ниже:

  1. Старайтесь удалять из речи такие слова как «должен», «обязан». Есть люди, которые воспринимают фразы с данными словами крайне негативно. Никому не нравится, когда ему приказывают. Лучше использовать «слова возможности»: «ты можешь», «ты способен».
  2. Не навязывать свою точку зрения или шаблон поведения. В продолжении к предыдущему пункту. Тезис «делай как я, просто потому что я так хочу» — не очень эффективен в общении.

    Если вы хотите смотивировать человека поступать так же, как вы — покажите ему выгоду. В чем он выиграет от принятия вашей точки зрения, какую выгоду получит.

  3. Будьте тактичным (не быть назойливым). Для каждого человека есть темы, которые он обсуждать не хочет (порой даже с самыми близкими людьми). Часто эти темы персонифицированы — у каждого свое. Если человек уклончиво ответил на вопрос или отшутился — значит, эту тему он развивать не готов. Не стоит продавливать или переспрашивать, иначе возможно развитие конфликтной ситуации.
  4. Откажитесь от провокаций. Раз уж мы говорим именно о конструктивном общении, то здесь провокации или манипуляции излишне. «Да ты трусишь», «Ты завидуешь» и прочие фразы не только могут оказаться лживыми доводами, но и выводят собеседника из себя.
  5. Представьте себя на месте собеседника. Один из лучших методов понять человека. иногда может казаться, что собеседник жалуется на пустяк или ноет попусту. Но если проблема легко решается для вас, не факт что человек напротив способен ее так просто решить. На выход из проблемной ситуации влияет масса факторов — сила воли, стрессоустойчивость, навыки, личностные качества, прошлый опыт.

    Чтобы наиболее эффективно понять человека, попробуйте посмотреть на проблему его глазами.

Техники взаимодействия

Рассмотрим несколько действенных техник общения, позволяющих сделать его максимально полезным и информативным для обеих сторон:

  1. Техника активного слушания. Представляет собой постоянный диалог. Вы внимательно слушаете человека и задаете уточняющие или раскрывающие тему глубже, вопросы. Так собеседник видит, что вы воспринимаете его слова, анализируете сказанное.

    Но важно соблюдать грань — чувствовать момент, в который можно задать уточняющий вопрос.

    Если вы несколько раз перебьете человека, в спешке желая раскрыть тему, то можете показаться поверхностным и нетактичным собеседником.

  2. Техника пассивного слушания. Вы также внимательно слушаете о чем говорит человек, но задаете вопросы реже. Данный формат общения больше походит на монолог. Вы ждете, пока собеседник полностью выразит свою мысль и только после этого начинаете дискутировать на тему сказанного. В процесс слушания важно давать человеку понять, что вы действительно понимаете о чем речь — кивать, коротко соглашаться, по возможности отмечать ключевые моменты — записывать тезисы на бумаге или в смартфон.
  3. Техника эмпатического слушания. Подразумевает полное погружение в ситуацию собеседника. Вы моделируете в голове положение, в котором он оказался, и стараетесь понять его мотивы поступков, точку зрения и т.д. Данная техника подходят для людей с высокой чувствительностью, развитой эмпатией.

Критика

Критика — весьма эффективный инструмент для роста.

Если человеку постоянно твердить, что его деятельность исключительно хороша, то он застрянет на одном уровне и перестанет развиваться.

Но критиковать необходимо конструктивно — только в этом случае будет положительный результат. Есть ряд правил, благодаря которым критика будет эффективно работать:

  1. Отделять человека от его деятельности (работы, поступка). Самое важное правило — никогда не критикуйте самого человека. «Ты — плохой» и «ты совершил плохой поступок» — совершенно разные формулировки, хотя ситуация одна — например, ребенок разбил горшок с цветами. Здесь работает — конструктивная функция педагогического общения, поскольку в детском возрасте психика только формируется, нужно критиковать за проступок, но и напомнить, что хуже вы к ребенку из-за этого не относитесь.

    Важно дать понять человеку — вы не переходите на личность, а даете критическую оценку конкретному действию.

    То же самое и с работой. Если друг попросил вас оценить его рисунок — важно ответить честно, но акцентировать внимание на том, что вы критикуете работу, а не лично его.

  2. Компетенция в области критики. Чтобы критиковать фильм — не обязательно снять свой. Но иметь базовые знания о структуре сюжета, проработке персонажей и их мотивации, внутреннем и внешнем конфликте в произведении — полезно. Критика должна быть обоснованной, необходимы критерии, по которым идет оценка. «Мне не понравилось» — оценочное суждение, не имеющее с конструктивной критикой ничего общего.
  3. Предлагать пути решения. Правило соответствует знаменитой поговорке «Критикуешь — предлагай». Вы должны посоветовать человеку как исправить ситуацию, сделать лучше. Простой констатации факт недостаточно. Попробуйте дать несколько вариантов решения, поделитесь собственным опытом с человеком.

В современном мире построить грамотный конструктивный диалог — крайне важно.

Уметь договариваться, доносить свою позицию и с уважением относиться к позиции чужой — ценный навык для каждого человека.

Конструктивное и деструктивное деловое общение:

Наша интересная группа Вконтакте:

Ваш браузер не поддерживается

По сути дела, диалог — это разговор или беседа, обмен высказываниями или репликами. В литературно-художественных произведениях диалоги играют очень важную роль, поскольку помимо так называемого «разбавления» долгих описаний, они призваны донести до читателя важную информацию в более яркой и привлекательной для него форме. А все потому, что реплики героев, переданные на страницах романов, сохраняют индивидуальные особенности тех, кто их произносит. Поэтому очень важно, чтобы диалог был построен не только грамотно с точки зрения пунктуации, но еще и добавлял искру в повествование.
Чтобы добиться этой цели, нужно учитывать несколько моментов.
1. информативность.
Обмен репликами между персонажами служит для того, чтобы донести до читателя важную сюжетную информацию в привлекательной для него форме. Сталкиваясь на страницах вашего повествования, герои говорят между собой не просто абы о чем. Они делятся сведениями, которые важны для понимания всего текста в целом, они дают пояснения событиям, имеющим место в сюжете, направляя мысли читателя в нужно русло.
Таким образом, диалоги являются прекрасным инструментом автора, помогающим развить сюжет, раскрыть характеры и мотивы героев. Однако, не перегибайте. Не нужно превращать диалоги в набор сухих фактов. И главное правило: диалог должен сливаться с сюжетом, должен соответствовать контексту данной сцены.
2. естественность.
Диалоги персонажей должны выглядеть естественно, так, как обычно говорят в жизни живые люди. Если в написании текстов мы употребляем различные обороты, причастные или деепричастные, то в репликах героев их не должно быть. Согласитесь, ни одна мама не скажет своему ребенку: «Собери игрушки, валяющиеся на полу, поместив их в коробку, находящуюся в шкафу!», нет, скорее всего, она скажет так: «А ну-ка, быстро убери все игрушки с пола!».
Таким образом, все диалоги пишутся в разговорном стиле речи, но с учетом требований сюжета. Например, лектор в университете, войдя в аудиторию, скажет: «Здравствуйте!», а друзья при встрече говорят: «Привет». Студент, пришедший сдавать экзамен, ляпнет: «Здрасте!».
Для того чтобы диалог был естественным, прибегнете к разговорным выражениям. Пронаблюдайте, как говорят люди на улице, какие фразы они используют или отдельные слова. Это поможет вам составить собственные реплики.
3. соответствие с характерами персонажей.
Это очень важно. Все персонажи говорят соответственно своему воспитанию и образованию, возрасту, полу, вероисповеданию и так далее. Прежде чем строить диалоги с ним, продумайте, какой ваш герой? Образованный или нет, какое воспитание он получил? Относится ли он к категории интеллигентов или к простым разнорабочим, имеется ли у него судимости или каков его круг общения. Все эти моменты помогут вам продумать его личный словарный запас. Согласитесь, ни один судья на суде не будет выражаться тюремными жаргонами. А дети в детском садике не будут говорить как ведущие новостей на телеканале.
4. простота и понятность.
Диалог должен быть таким, чтобы у читателя никогда не возникало вопроса «Кто это говорит?». Очень часто, некоторые авторы, чтобы уйти от избитых фраз «сказал», «ответила», «спросил» и так далее, пытаются перестроить структуру диалога. Собственно, структура эта выглядит в норме так: «П, — а, -п». То есть, понятно, «П» — это слова персонажа, «А» — это слова автора. Персонаж говорит свою реплику, а автор поясняет ее, определяя, кто это сказал и каким образом.
В общем-то, ничего постыдного в употреблении слов «сказал» и ему подобных нет. Тем более, их можно заменять на синонимы, или на описание действия героя в момент произнесения фразы. Главное в этом не переусердствовать. Читатель всегда должен знать, кто на данный момент говорит. Причем, не возвращаясь к предыдущим репликам, отсчитывая «первый — второй, ага, это слова Сергея!».
Вот как это выглядит, скажем, у Стивена Кинга в романе «Стрелок» из цикла «Темная башня»:
» — Сколько я себя помню, он все время был здесь… Норт, я имею в виду, не Бог. — Она хрипло расхохоталась во тьме.»
Как видите, все очень просто, фраза героини, затем пояснения автора. Причем, вместо «сказала она» используется «Она хрипло расхохоталась во тьме».
Обратите внимание, как в этой диалоговой фразе автор передал не только сведения о неком герое по имени Норт, но и о самой героине, а также обстановку, в которой происходит беседа.
Это то, что касается теории. Теперь немного практических советов.
— избегайте прямолинейности.
Прямолинейные фразы — это те фразы, которые передают непосредственно информацию, без эмоциональной окраски. В прямолинейных диалогах персонажи говорят то, что думают. Наверное, это проще будет показать на примере.
Для стартовой точки, придумаем ситуацию, очень банальную, скучную. Например, утром в офисе встретились коллеги Иван и Светлана. Какой между ними может произойти диалог?
— Доброе утро, Светлана!
— Доброе утро, Иван.
— Ты выглядишь грустной.
— Да, ты прав. Я грустная. Хочешь знать почему?
— Да, хочу….
Думаю, хватит. Думаю, такой диалог дальше этих слов не будет прочитан никем. Каковы его недостатки? Прямолинейность. Фразы сухие, блеклые. Разговор этих людей скучный, не интересный, не привлекательный. Такое ощущение, что говорят роботы, а не люди. В этих сухих строчках не видно жизни, не видно характеров героев. Диалог плоский, бесцветный, пресный.
— создайте конфликт
Конфликт в данном случае не подразумевает драку или ругань между персонажами. Конфликт — это столкновение интересов. Он необязательно выражается в громких спорах. Достаточно противопоставить желания персонажей. Например, одному хочется поболтать, другому нет, или одному хочется что-то сделать, другому — не хочется этого делать. Играйте на этом, и ваши диалоги оживут:
— Привет, Светик, чего ты такая убитая?
— Да ничего, отстань!
— Ну, я же не слепой, вижу, что что-то случилось! А ну-ка давай, выкладывай!
— Да не твое это дело, Иван, не лезь в душу!
— Ты же знаешь, я не отстану.
— Ну, понимаешь, кот мой пропал.
Чувствуете, как изменилось настроение данного диалога? Он приобрел жизнь, благодаря простому приему. Светлана не хотела ничего говорить, но Иван настоял на разговоре. Ведь это вполне жизненная ситуация.
— создайте объем
Объем в тексте важен всегда. Наша жизнь многогранна, мы не только окружены объемными предметами, но еще и звуками, запахами. Мы совершаем несколько дел одновременно, и это нормально для живого человека. При написании литературного произведения это так же необходимо учитывать. Во время разговора с кем бы то ни было, мне не стоим как вкопанные. Мы жестикулируем, мы двигаемся, пританцовываем, киваем головой. Словом совершаем массу действий. Кроме того, у нас есть еще и мимика, мы улыбаемся, сводим брови, морщим лоб. Потому что мы живые люди. Давайте попытаемся придать объем нашему диалогу из примера:
— Привет, Светик! — Воскликнул Иван, увидев ее в дверях, — чего ты такая убитая? — спросил он, заметив ее сведенные брови и опущенные уголки губ.
— Да ничего, отстань! — ответила она, махнув на него рукой, и попыталась проскользнуть мимо к своему столу.
— Ну, я же не слепой, — не сдавался коллега, ухватив ее за локоть, — вижу, что что-то случилось! А ну-ка давай, выкладывай! — потребовал он, отводя ее в сторону, к стене.
— Да не твое это дело, Иван, — Светлана попыталась освободить свою руку, сморщившись от боли, — не лезь в душу!
— Ты же знаешь, — мягко произнес он, — я не отстану.
— Ну, понимаешь, — ответила Света совсем тихо, со слезами в голосе, — кот мой пропал.
Ну вот, совсем другое дело! Диалог ожил, герои ожили, они говорят, у них есть настроение, они двигаются, что-то делают.
— исправьте ошибки
Прочитайте получившийся диалог. Если возможно, вслух, с выражением. Вы сразу увидите, что нужно подправить. Очень важна для диалогов правильная пунктуация. Если вы где-нибудь забыли поставить запятую или тире, читатель может не понять его смысл. Возможно, где-то нужен знак вопроса, или многоточие. Помните, пунктуация — это то, что придаст тексту выразительность. Поэтому с этим надо быть особенно внимательным.
В заключение хочется сказать следующее. Ваши персонажи изъясняются в той мере, в которой можете изъясняться вы сами. Если ваш словарный запас скуден, то вы не сможете создать красноречивого героя. Побольше читайте, обращайте внимание на опытных писателей, учитесь у них писать свои диалоги.
Старайтесь придумывать свои собственные фразы и афоризмы. Пусть ваши герои произносят неожиданные реплики, но в соответствии с контекстом. Учитесь быть оригинальным.

Окружающие имеют право нам не верить, не любить, не понимать и не соглашаться – это придется пережить.

Тем не менее возможность договориться есть всегда. Семейный терапевт Светлана Ройз перечисляет 11 правил диалога, которые помогут вернуть контакт в общении с близкими, друзьями и незнакомыми людьми, придерживающимися противоположных вам взглядов.

Мы все сейчас проживаем время, когда сложно удержаться в равновесии: контур безопасности нарушен, каждый, кто смотрит или читает новости, – травмирован. Мы постоянно ныряем из эмоции в эмоцию и не можем удержать в фокусе внимания самое важное. На этом фоне трудно сохранить одно из самых ценных приобретений человека – возможность быть в контакте, в отношениях с другими людьми. Очень важно сейчас не обесценить отношения. Первое, что помогает выйти из эмоционального штопора, – рационализация, упорядочивание. Для людей, которые привыкли жить чувствами, это дополнительное качество, из которого можно черпать ресурсы.

1. Перед любым контактом необходимо настраиваться, как настраивают инструмент перед концертом.

Займите устойчивое положение – сядьте или встаньте так, чтобы чувствовать опору, равновесие. Говорите с взрослой позиции – только то, в чем уверены и что для вас важно, держите в голове, ради чего вы вступили в диалог. Если есть вероятность, что вас будут провоцировать на эмоции, – найдите точку перед глазами или деталь одежды (или придумайте прикосновение), которые будут символизировать для вас устойчивость и равновесие.

2. Начиная трудный разговор с близким человеком, скажите вслух или про себя: «Я начинаю говорить для того, чтобы остаться в контакте, чтобы быть с тобой, а не для того, чтобы ссориться».

Помните, что диалог ведется не для того, чтобы выиграть сражение, а для того, чтобы синхронизировать позиции. При контакте с ребенком оставайтесь на уровне его глаз, прикасайтесь к телу. В конце сложного разговора обязательно скажите: «Я с тобой».

3. Окружающие люди имеют право нам не верить, нас не любить, не понимать и не соглашаться с нами.

Правды субъективны. Ищите в диалоге праправду, изначальный объединяющий смысл, то, что находится за словами. Это возможно делать только в спокойном состоянии, черпая из ресурса спокойствия.

4. У каждого есть право на несовершенство, ошибки, заблуждения.

Это не отменяет изначального уважения к собеседнику. Помните, что и вы можете быть не правы, позволяйте себе учиться. Уважение к нам собеседников и оппонентов начинается с уважения нас к самим себе.

5. У каждого свой язык и символьный ряд, своя скорость реагирования.

Сказанное и услышанное проходит просеивание сквозь наш субъективный опыт и восприятие и рассеивается при переводе услышанных слов на свой язык. Не бойтесь переспрашивать. Давайте время себе и собеседнику на «усвоение» и переваривание информации. Чаще говорите местоимения «я» вместо «ты» (я чувствую, я обижаюсь, я злюсь, я думаю).

6. Мы проецируем на собеседника свои мысли, чувства, непроявленные желания.

И на нас, соответственно, проецируют. Учитесь различать эти проекции и не позволять им влиять на самоценность.

7. Мы моментально понимаем тех, с кем живем на одной частоте.

Говорите на понятном языке, но не понижайте свою «частотность». Поднимайтесь до уровня более выстроенного собеседника и не опускайтесь до тех, кто пытается спровоцировать на «понижение».

Вам будет интересно:

8. В контакте с активно-агрессивными людьми нужно учиться вовремя уходить из агрессивного контакта.

Не принимать на свой счет обвинений. Такие люди скрываются за общими фразами и местоимением «мы», находят наиболее уязвимые стороны. При контакте с пассивно-агрессивными людьми – они предпочитают говорить за спиной, бросать слова «вслед» – старайтесь ставить в контакте смысловые акценты. Следите, чтобы чувства были проявлены. Не провоцируйтесь на чувство вины и гиперответственности, которые продуцируют пассивно-агрессивные люди. После сложных контактов нужен отдых, перезарядка.

9. Не скатывайтесь в обсуждение личных качеств.

Говорите только о фактах и событиях. Оценочность проявляется от бессилия, как последний аргумент. Если диалог все же превращается в ссору и спор, становится совершенно разночастотным, включайте чувство юмора. Я в таких случаях вспоминаю фразу «Плесень размножается спорами. Не спорь с плесенью».

10. Наверное, самое главное – разговаривая с человеком, обращайтесь к его «высшей» части.

Стройте диалог из своей «зрелости» с его «зрелостью». Это обращение к «высшему потенциалу» помогает выйти на уровень вне травм, оценок, провокаций и стереотипных реакций. Мысленно говорите собеседнику: «Я тебя вижу», «Мне важны твои мысли и твое присутствие, даже если я с тобой не согласен».

11. Важно уметь завершать диалог

«спасибо», «до встречи», любые слова, которые прозвучат искренне в эту минуту, уместны. Анализируйте прошедшие диалоги, старайтесь извлекать из них уроки. Уверенный в себе человек спокойно говорит о том, что чувствует, чего ожидает, благодарит за контакт и диалог, умеет принять комплимент и сказать комплимент.

Поделитесь с друзьями интересной информацией!

Конструктивный это диалог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *