Общественный сектор и его роль в современной экономике

1. Понятие общественного сектора экономики. Общественный сектор и фундаментальные экономические проблемы.

2. Экономика общественного сектора: позитивный и нормативный анализ.

Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства — это государственные организации, доходы и расходы бюджета. Общественный сектор функционирует в формах государственных предприятий и учреждений, налогообложения и программ общественных расходов.

Роль государства проявляется в решении вопросов, касающиеся воздействия на экономический рост, стабилизационной политики как «надэкономической» структуры, а также в общем ряду субъектов экономической деятельности. Экономика общественного сектора трансформирует предпочтения граждан в цели, преследуемые государством, объясняет, как государство изыскивает средства для достижения этих целей, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность может стать более рациональной.

Ни одно правительство, независимо от его идейно-политической ориентации, не может оставаться безучастным к состоянию экономики, к тому, как исправно функционирует бизнес, хотя бы в силу того, что экономические потрясения могут просто свалить его. Можно даже без преувеличения сказать, что правительственные программы имеют решающее значение для развития и роста предпринимательства.

Государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Количественно определить роль правительства в управлении экономикой весьма трудно, если не невозможно. Она настолько широка и многообразна что ее нельзя выразить в каких бы то ни было количественных или статистических единицах измерения. Правда, с определенной долей достоверности можно установить объем национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но вряд ли можно сколько-нибудь точно определить и измерить коэффициент полезного действия мер государства по защите окружающей среды, охране здоровья и труда рабочих, защите интересов потребителей, обеспечению равного доступа к вакантным рабочим местам и контролю за практикой ценообразования в определенных отраслях экономики и т.д.

Государственная поддержка бизнеса не во всем согласуется с классической и неоклассической экономическими теориями. Но все же тесные связи между бизнесом и государством вытекают из самой сущности либерально-демократической системы правления и правового государства, основанных на принципах политического равенства и признания, наряду с политическими правами, социальных прав граждан на достойные человека условия и стандарты жизни. Политики избираются и переизбираются на выборах. Их личный успех на политическом поприще зависит от состояния экономики, поскольку первейшей заботой избирателей является занятость и, следовательно, здоровая экономика.

В деятельности государства по поддержке бизнеса выделяется сколько направлений. Это создание и поддержание инфраструктуры экономической системы; содействие новым и развивающимся отраслям экономики; проведение и поддержка научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР); государственные закупки продукции частных компаний; стимулирование продаж, сбор и хранение информации. Правительство оказывает помощь бизнесу путем осуществления расходов, например, на финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ или через программы кредитования и налоговые льготы.

Главная функция государства с данной точки зрения состоит в обеспечении общих условий функционирования и развития основных сфер жизнедеятельности общества, в том числе создании и поддержании инфраструктуры, на которой базируется вся деятельность экономической системы.

К инфраструктурным составляющим (национальному инфраструктурному комплексу), следует отнести те сферы деятельности, которые непосредственно не осуществляют производство материальных благ, а если и осуществляют, то в ограниченном объеме, но без которых невозможно сколько-нибудь эффективное производство товаров и услуг. Инфраструктурный комплекс страны прежде всего образуют производственно-хозяйственная, социальная и институциональная инфраструктуры. В рыночном хозяйстве неотъемлемыми атрибутами этого комплекса являются также финансовая и рыночная системы.

Как известно, производственно-хозяйственную инфраструктуру образуют предприятия транспорта и связи, энергетическое хозяйство, пути сообщения, фундаментальное естествознание и отчасти обществоведческая наука. Исторически все перечисленные отрасли (в сколь примитивной форме они ни осуществляли бы свою деятельность) были предметом особого внимания со стороны государства. Более того, во многих странах само государство является крупнейшим собственником и коллективным предпринимателем.

Например, в Канаде исторически сложилась такая ситуация, что подавляющая часть земельных площадей и лесных массивов находится в руках государства. Государство контролирует 70% железных дорог, на государственные электростанции приходится 70% вырабатываемой в стране электроэнергии, под контролем государства находятся телеграф, телефон, водо- и газоснабжение, атомная энергетика, частично добыча угля и черная металлургия. К крупнейшим государственным предприятиям относятся железнодорожная компания «Канадиен нэшнл», авиационная «Эр Канада», кредитно-финансовый «Бэнк оф Канада», нефтегазовые компании «Канада дивелопмент» и «Петро-Канада», созданные в 70-х годах.

О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует также тот факт, что оно распоряжалось 40% всего валового национального дохода. На долю государства приходилось около 50% расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Государству принадлежит немалая заслуга в освоении и интеграции громадных территорий в единое целое.

Государство выступает в качестве одного из крупных работодателей. Так, не говоря о тех миллионах работников, занятых в государственных или в той или иной степени финансируемых государством предприятий, в федеральном правительстве США трудятся около 2,9 млн. человек. Из них лишь около 355 тыс., т.е. 12%, служат в Вашингтоне. При этом необходимо отметить, что еще несколько миллионов человек работает на федеральное правительство по контрактам. Общее число гражданских служащих на уровне штатов и муниципальном уровне составляет около 13,5 млн. человек, в том числе в 50 штатах — 4 млн. и в городских, окружных и сельских органах власти – 9,4 млн.

Как известно, в качестве одной из форм обоснования государственного регулирования служит концепция естественной, или «де-факто» монополии, согласно которой монополия коренится в ценовых отношениях и технологических факторах, в противоположность монополии «де-юре», устанавливаемой тем или иным регулирующим, административным или законодательным актом государства. В целом можно сказать, что естественная монополия возникает и существует в том случае, когда одна фирма или корпорация может производить тот или иной продукт по более низкой цене и более качественно, чем все остальные.

Традиционно государственный контроль над естественными монополиями в таких сферах, как энергетика и транспорт, обосновывали необходимостью защиты потребителей от возможных злоупотреблений монополий, в то же время сохраняя сами монополии в интересах экономической эффективности. Считается, что естественная монополия в состоянии удержаться, если она способна блокировать любые попытки конкурирующих более мелких и специализированных фирм проникнуть в ее рынок. Естественная монополия, не способная осуществить такую блокировку, рано или поздно теряет право на такую монополию. В целом ряде государств субъектами естественной монополии являются крупнейшие корпорации энергетики, транспорта, организации почтовой и телефонной связи и т.д.

По этой причине независимо от принадлежности объектов инфраструктуры к государственной или иным формам собственности их деятельность находится в сфере особого внимания государства. Так, в Соединенных Штатах существует множество федеральных учреждений и агентств, деятельность которых нацелена прежде всего на упорядочение функционирования и развитии национального производственно-хозяйственного, финансового и социального инфраструктурного комплекса.

Подобным же образом в Западной Европе обеспечение эффективного функционирования и развития энергетики, транспорта, связи, науки служит важнейшей задачей властных структур различного уровня.

Хотя, например, в Германии энергоснабжение большей частью находится в ведении частных фирм, государство тем не менее устанавливает общие условия функционирования энергетического хозяйства страны. К ним относятся закон об энергохозяйстве, правила по предупреждению кризисов и созданию запасов, законы по охране окружающей среды и др.

Предметом особого внимания со стороны государства является транспорт, поскольку промышленность и торговля могут эффективно использовать свои производственные мощности только при наличии широко разветвленной транспортной сети. Не случайно в данной связи строительство и поддержание в надлежащем состоянии автострад, рельсовых магистралей, внутренних водных путей сообщения осуществляются в той же Германии за счет государственных средств. Затраты на эти цели равнялись в 1994 г. 53,9 млрд. марок, что составляло около 11,3% расходов федерального бюджета. В первой общегерманской концепции развития дорожной сети страны, принятой 1993 г., финансовый объем которой составляет 453 млрд. марок на период до 2002 г., помимо сохранения фонда и обновления, предусмотрено широкое развитие сети дорожного, водного и рельсового транспорта. При этом инвестиции для экологически более чистых видов транспорта (рельсового и водного), составившие около 54%, впервые превысили инвестиции на дорожное строительство.

Одна из важнейших инфраструктурных функций государства состоит в той роли, которую оно играет в валютной и финансовой сферах. Речь идет прежде всего о гарантии надежности национальной валюты. Стабильность денежной системы имеет решающее значение для эффективного функционирования экономики. При отсутствии надежной финансовой системы, в создании и поддержании которой велика роль государства, очень сложно мобилизовать сбережения населения или эффективно распределять финансовые ресурсы.

Владение деньгами служит важным показателем власти. Поэтому возможность создания денег и выпуска их в обращение должна контролироваться. Способ такого контроля во многом позволяет оценивать распределение как экономической, так и политической власти. Так, зависимость центрального эмиссионного банка от правительства указывает на стремление государства сосредоточить в своих руках всю полноту экономической власти и добиваться свободы от контроля со стороны общества и закона. Напротив, независимость центрального эмиссионного банка от правительства и подчиненность его только закону, ограничение возможностей эмиссии денег законодательными рамками служат доказательством того, что государство признает правовые принципы разделения властей и отказывается от использования денег в качестве источника экономической власти.

Бизнес нуждается в государстве прежде всего в силу того, что оно обеспечивает стабильность в обществе, без которой предприниматели не могут гарантировать себе эффективное функционирование и более или менее стабильные прибыли. Автомобилестроительные корпорации полагаются на государство при обеспечении своих потребностей в квалифицированной, хорошо подготовленной рабочей силе. Они требуют дополнительных капиталовложений государства, например, при строительстве шоссейных дорог, которые стимулируют спрос на автомобили.

Отличие государства от других субъектов рыночного хозяйства заключается в том, что оно обладает правом принуждения в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнеров не располагают никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права устанавливаются и защищаются государством.

Ресурсы государства, с которыми имеет дело экономика общественного сектора, формируются за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций, например, посредством налогообложения.

В смешанной экономике общественный сектор призван участвовать в решении задач, которые условно делятся на два типа. К первому относится достижение Парето-улучшений при наличии изъянов (провалов) рынка, ко второму — перераспределение доходов или имущества в соответствии с принципами социальной справедливости.

Парето-оптимальное состояние наилучшим образом отвечает интересам каждого индивида при условии, что исходное распределение ресурсов (имущества, доходов) между индивидами задано и не подлежит изменению иначе, как по их взаимному согласию. Что касается перераспределения, оно, предполагает улучшение положения одних индивидов за счет ухудшения положения других, а значит, связано с конфликтами интересов. Осуществляя принудительное перераспределение, государство берет на себя функцию арбитра в конфликтах и неизбежно солидаризируется с одной частью общества в ущерб другой.

Изъянами рынка называются ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов. Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике конкретных изъянов рынка, типология которых имеет для экономики общественного сектора принципиальное значение.

Изъяны рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции, внешних эффектов и неполноты информации.

Монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать существенным улучшениям. Во многих случаях это достигается с помощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или предусматривают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль общественного сектора сводится к деятельности законодательных и правоприменительных органов.

Проблемы, связанные с внешними эффектами (экстерналиями), могут решаться на основе адекватного установления прав и ответственности участников экономической деятельности. На практике это обычно достигается с помощью законотворческой и контролирующей активности государства. Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих позитивные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровождающейся негативными внешними эффектами.

Информационная асимметрия характерна для отдельных отраслей сферы услуг. Если из-за информационной асимметрии потребитель не в силах защитить свои интересы с помощью рыночных механизмов в качестве покупателя, он может попытаться сделать то же самое через механизмы управления общественным сектором в качестве избирателя.

Переход к чистому рынку, особенно в природоохране, не без оснований вызывают тревогу, потому что рыночные отношения автоматически не способствуют оздоровлению природы. В экологической сфере имеет место так называемое «фиаско», «провалы» или «недостаточность» рынка. Рыночные отношения инертны к внедрению экологически безопасных технологий (техники) и осуществлению инфраструктурных природоохранных мероприятий, которые не дают сиюминутную отдачу. В этом случае рынок не всегда в состоянии обеспечить эффективное использование (распределение) ресурсов, так как рыночные цены не отражают в себе величину альтернативной стоимости и дают ложную информацию потребителю.

Источниками провалов рынка являются:

— внешние эффекты;

— общественные блага;

— отсутствие цен на блага;

— права собственности;

— отсутствие знаний и неопределенность информации;

— недальновидность («экологическая близорукость»).

Большинство из выше перечисленных источников прямо относятся к экологической сфере. Обычно экологический аспект фиаско рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах. Потребители из-за отсутствия прав собственности или из-за высоких трансакционных издержек не участвуют в рыночных сделках и поэтому не могут требовать с «виновника» компенсации за нанесенный ущерб. Потери потребителей не будут отражены в рыночных ценах товара, производство которого загрязняет окружающую среду. Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.

В целом, следует отметить, что категория «внешние эффекты» чрезвычайно важное понятие в экономике природопользования. Существование «внешних эффектов» или экстерналий впервые подчеркнули неоклассики. А. Маршалл ввел понятие внешней экономии, а А. Пигу привел пример негативных внешних эффектов. Экстерналий — внешние эффекты (издержки) экономической деятельности положительно или отрицательно воздействуют на третьи лица. В охране природы подавляющее большинство экстерналий отрицательные.

Отрицательные внешние издержки возникают в следующих условиях:

1) действие одного агента является причиной потери выгод другим агентом, а ее потеря никем не компенсируется;

2) издержки несут индивид или группа (третьи лица — реципиенты), которые не являются участниками сделок.

Внешние эффекты проявляются только при ограниченности ре­сурса, В экологической сфере они проявляются в случае, если фирма начинает выбрасывать загрязнения больше предельного объема (V0), чем может нейтрализовать окружающая природная среда. Экстерналий по другому — это ущерб, устранение которого требует дополнительных затрат (рис. 1).

Рис. 1. Зависимость предельного ущерба от объема ассимиляционного потенциала территории

Выделяют следующие типы внешних эффектов:

— временные (между поколениями);

— глобальные (между странами);

— межсекториальные;

— межрегиональные;

— локальные.

Наиболее хорошо изучены локальные экстерналий.

На провалы рынка огромное влияние оказывают общественные блага — чистая вода, свежий воздух, красивый ландшафт, биологическое разнообразие растительного и животного мира.

Свойства общественных благ следующие:

1) неделимость;

2) невозможность кого-либо ограничить от пользования;

3) свободный (неограниченный) доступ каждого индивида к ним и соответственно невозможность заставить платить кого-либо за пользование.

По теореме Коуза, в условиях четкого определения прав с незначительными трансационными издержками, рынок автоматически может обеспечить общественный оптимум и нет необходимости в государственном регулировании экстерналий. Если трансакционные издержки велики, то даже при наличии прав собственности рынок проблемы не решает.

Таким образом, провалы рынка не обеспечивает рациональное использование ресурсов, приводит к дополнительным издержкам. Преодолеть негативные моменты, связанные с возникновением экстерналий, наличием общественных благ, высоких трансакциональных издержек по установлению прав собственности возможно с помощью государственного регулирования. Однако в экологической сфере нельзя полностью полагаться и на чисто государственное (административное) регулирование. Имеет место также так называемая «осечка» государства, проявляющаяся в поощрении избыточного спроса на ресурсы природы через установление на них низких цен и необоснованных субсидий, поиск «политической ренты» и т.п.

В экологической сфере должен быть регулируемый рынок. Он должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы. Чисто рыночные отношения нацеливают предприятия на учет ими главным образом наиболее очевидных результатов, где не отражаются экологические эффекты. По признанию П.Доунинга, частным рынком не учитываются процессы загрязнения среды и тем самым производится нерациональный набор товаров. Невидимая рука рынка здесь не работает.

По мнению большинства зарубежных экономистов, экологическое регулирование вполне вписывается в теорию экологически устойчивого развития. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» также подчеркивается повышение роли государства как гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, а также отмечается, что рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы.

Общественный сектор в рыночной экономике, финансовые аспекты его функционирования

Общественный сектор экономики охватывает собой совокупность ресурсов государства и организацию их использования — государственные предприятия и организации н их деятельность, формирование государственных доходив, организацию производств!, удовлетворение общественных потребностей за счет государственного финансирования.

а также определение направлений и величины государственных расходов. Основная задача экономики общественного сектора — наиболее рациональное размещение и наиболее эффективное использование ограниченных государственных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей общества.

Государство в организации общественного сектора играет своеобразную. особую роль.

1) высгупаєт не только и не столько организатором производства благ для общества, сколько организующей надэкономической (политической, правовой, культурной, социвльной) структурой;

2) государство в лице его органов обладает правом принуждения и на основе іаконов формирует свои доходы путем изъятия и перераспределения через налоги и обязательные платежи части первичных доходов граждан, полученных в рыночном секторе;

3) эффективность в общественном секторе достигается посредством Парето-улучшений таких изменений в экономике, в результате которьіх происходит повышение благосостояния ХОТЯ бы одного или нескольких граждан без одновременного ухудшения благосостояния другого. При этом государство должно действовать только в тех сферах общественного сектора, в которых сам рынок неэффективен — в противном случае действия государства не создадут Парето-улучшений

Необходимость и организация производства общественных благ имеет следующие особенности.

1 Производство общественных благ нередко связано с положительными или отрицательными внешними эффектами, то есть ситуациями, когда часть выгод или издержек от производителей или покупателей переходит к третьим лицам Тогда для обеспечения соответствующего участия экономических субъектов в выгодах и издержках и для формирования оптимвльных объемов производства необходимо участие государства.

2 В некоторых секторах экономики производители или потребители не обладают достаточной информацией, вследствие чего их деятельность связана с высокой степенью неопределенности и риска. Нередко имеет место информационная асимметрия, когда информация распре явлена неравномерно и отдельные производители или покупатели обладают существенными преимуществами, позволяющими им навязывать контрагентам по сделкам невыгодные условия Например, на рынке лекарств потребители не обладают достаточной полнотой информации о действии лекарственных препаратов, поэтому, если продавцы будут руководствоваться исключительно коммерческой выгодой, они смогут навязывать покупателям не самые эффективньіе, а самые дорогие лекарства.

Во всех этих и других подобных случаях необходимо вмешательство государства либо в процесс формирования информационной инфраструктуры рынка, либо в виде предоставления дополнительных гарантий и страхования, либо в виде контроля для предотвращения диктата тех, кто обладает преимуществами в получении необходимой информации.

3. В некоторых секторах экономики в силу специфического характера продукта или услуги (образование, медицина, фундаментальная наука и яр.) максимизация организацией прибьіли не обеспечивает одновременно максимизации полезности для потребителей Но одновременно у организации сохраняется потребность контроля над затратами, когда все затраты покрываются доходами от реализации продукции или услуг. Чтобы устранить чрезмерную ориентацию организации на прибыль, ей придают статус некоммерческой организации, в обший контроль за ней возлагают на лиц, которые не могут получить персон Ельней выгоды от максимизации прибыли

4 В сфере производства общественных благ частный интерес обособленных производите пей не может обеспечить адекватное потребностям всего общества привлечение экономических ресурсов и их эффективное использование Поскольку общество не может по той или иной причине предотвратить пользование общественными благами тех, кто за них не платил, оно не может мобилизовать достаточные для производства общественньіх благ в оптимальном объеме экономические ресурсы путем обычной, классическом для частных рынков формы продажи общественных благ частным лицам. Даже если предположить, что ресурсы для производства общественных благ в необходимом для общества объеме мобилизованы, частные производители, которым будет поручена организация производства и распределения общественных благ, не смогут выполнить эту роль эффективно, то есть так, чтобы при имеющихся ограниченных ресурсах потребности общества в общественных благах были удовлетворены наиболее полно.

Общественные блага предназначены для совместного потребления населения в крупных масштабах. Их производители в обычном понимании этого слова являются монополистами на рынке Эффективность производства и потребления общественных благ для потребителей, то есть для общества, может быть измерена суммой потребительского излишка, то есть разницей между суммарной предельной полезностью этих благ и рыночными ценами. Частный производитель-монополист будет склонен существенно ограничить объемы производства общественных благ и продать их по ценам предельной полезности (то есть спроса) Потребительский излишек при этом будет стремиться к нулю Следовательно, ориентация на частную выгоду в сфере производства общественных благ будет снижать эффективность этого производства.

Общественные блага приносят максимальную выгоду обществу тогда, когда они произведены в относительном избытке, так что их потребители перестают конкурировать между собой. Частньіе производители общественных благ, если им предоставить полную рыночную свободу в принятии решений, будут склонны искусственно ограничить производство общественных благ ради собственной частной выгоды, тем самым искусственно придать общественным благам свойства конкурентных рыночных благ. Но в этом случае значительная часть эффекта от потребления этих благ обществом будет потеряна. Частные производители будут стремиться в максимальной степени уподобить механизм организации производства и обмена общественных благ чисто рыночному механизму В результате общество понесет тройные потери: от недопроизводства, от недопотребления и от искусственной переплатьі за блага, которые в этом случае будут продаваться не по ценам предложения (издержки плюс обычная средняя прибыль), а по ценам спроса

В силу названных особенностей общественных благ их производство, роспределение и обмен должны быть организованы такими способами, чтобы при этом частный интерес в традиционных формах его проявления не уничтожил значительную часть выгод, которые общественные блага способны принести обществу

Общественный сектор включает в себя не только производство на основе использования государственных ресурсов (капитала), но и регулируемое производство благ особого рода (общественных благ) на частных фирмах Но также частное производство на основе использования государственных финансов — государственных заказов, закупок, субсидий, льготных государственных кредитов, государственного контроля над продажными иенами, и, наконец, прямое государственное финансирование потребления отдельных категорий населения — пенсионеров, студентов, малоимущих — посредством применения трансфертных выплат.

О величине общественного сектора свидетельствует общая сумма расходов государства и их доля в валовом внутреннем продукте В промышленно развитых странах в конце XX в. эта доля колеблется от примерно 15% в Австралии до 60—65% в Швеции Для большинства экономически развитых стран (имеющих наиболее высокие показатели производства ВВП на душу населения) доля совокупных расходов государства в ВВП находится в интервале 35—55%.

Для развивающихся стран этот показатель существенно ниже. Например, в Индии в конце XX в. он составлял около 18%. Более низкую долю государственных расходов по отношению к ВВП в развивающихся странах по сравнению с развитыми можно объяснить тем, что в развитых странах, где совокупное благосостояние, или национальный доход в расчете на душу населения, существенно выше, существенно выше и доля государственных расходов на социальные нужды, образование, здравоохранение, социальное страхование Совокупный объем и доля государственных расходов на социальные цели при прочих равных условиях увеличиваются по мере роста благосостояния населения

Ученые по-разному объясняют тенденцию увеличения доли государственных расходов по отношению к совокупному объему производства. А. Вагнер (конец XIX — начвло XX в.) выдвинул гипотезу (так называемый Закон Вагнера), в силу которой абсолютное и относительное увеличение государственных расходов связано в первую очередь с развитием культуры. Современный экономист У.Дж. Бакмоі (1976) предложил для объяснения относительного роста государственных расходов модель экономики, в рамках которой он выделил два сектора: прогрессивный и непрогрессивный. Прогрессивный сектор отличается более высокими темпами роста производительности в отличие от непрогрессивного. К последнему он отнес сферу услуг и государство. Отставание в росте производительности и эффективности использования ресурсов вынуждает непрогрессивный сектор для поддержания прежней доли своих услуг (в том числе услуг государства) в общем объеме национального производства использовать относительно увеличивающуюся долю расходов экономических ресурсов

X. Тимм (1961) дал объяснение историческому росту доли государства в совокупных расходах на основе системы лагов запаздывания вовлечения государства и всего общественного сектора в сферу современной технологической революции. В результате применяемые в общественном секторе технологии оказываются более консервативными, а тип роста — более экстенсивным, требующим относительно большего количества ресурсов. Некоторые экономисты объясняют рост доли государственных расходов усилением перераспределительных процессов, увеличением роли социальных пособий, в также различного рода субсидий, субвенций, дотаций нижестоящим звеньям государственного управления и общественного самоуправления Другие отмечают влияние демографической динамики, усиления концентрации населения, увеличения доли населения, получающего пособия, пенсии и другие выплаты, — асе это требует интенсификации деятельности органов государственного управления.

Ряд экономистов отмечают консерватизм системы государственных расходов, высокую степень заинтересованности государственной бюрократии в сохранении и увеличении прежнего уровня расходов, более низкую эластичность государственных расходов в сторону понижения, чем в сторону повышения Отдельные ученые считают, что низкая эффективность государственных расходов в сопоставлении с рыночными расходами связана с характером коллективного процесса принятия решений о распределении ресурсов в общественном секторе Действующий механизм выявления предпочтений избирателей, ориентации на мнения так называемого медианного избирателя, низкая степень конкурентности политического процесса приводят к принятию неэффективных либо недостаточно эффективных решений в сфере распределения и последующего использования общественных средств, следовательно, в конечном итоге — к искусственному разбуханию государютвенных расходов Каждая из описанных теорий имеет под собой некоторое основание Но ни одна из них не дает исчерпывающего и универсального для всех случаев объяснения постепенного увеличения доли государственных расходов в ВВП. Однако описанные теории необходимо принимать во внимание, чтобы понять логику процесса и механизмы, ведущие к увеличению доли государственных расходов.

В России доля совокупных расходов расширенного правительства (включающих совокупные расходы бюджетов всех уровней и расходы специальных внебюджетных фондов государства) в ВВП в настоящее время составляет свыше 5ГІ% (по методике МВФ) То есть в настоящее время доля совокупных расходов государства по отношению к российскому ВВП запредельно велика, что является одной из причин дефицита финансовых ресурсов для нужд рыночного сектора экономики, а также дополнительных рисков российской экономики ввиду развивающегося мирового международного экономического и финансового кризиса.

Общественный сектор экономики представляет собой часть, или подсистему, современной экономики наряду с рыночным сектором. Поэтому современную экономику называют смешанной В рыночной экономике ее финансовый механизм отвечает в первую очередь за решение таких экономических задач, как быстрое и гибкое перераспределение экономических ресурсов между вилами этих ресурсов, отдельными отраслями, территориями и звеньями экономики, в которых они размещены, за оценку и корректировку эффективности их использования, за организацию оборота самих финансовых ресурсов, за организацию управления рисками, доходностью и ликвидностью инвестиций. Подобно этому в общественном секторе его финансовый механизм отвечает за решение тех же самых проблем В самом общем виде финансовый механизм общественного сектора экономики включает в себя финансовые отношения, финансовые методы и инструменты, а также методы их государственного регулирования, посредством которых решаются специфические задачи экономики общественного сектора.

В отличие От рыночного сектора в общественном секторе его продукция, как правило, не производится для отдельных потребителей и не реализуется по рыночным ценам. Производство прибыли не является доминирующей целью этого сектора Поэтому не рыночный механизм, взятый в его чистом, классическом виде, организует здесь воспроизводственный процесс, не финансовый рынок как часть рыночного механизма по преимуществу организует эффективное распределение и перераспределение экономических ресурсов. Напротив, продукция общественного сектора предназначается для коллективного потребления, не продается и не покупается обществом как обычный товар. Конкретные пели производства общественных благ задаются не рынком, а обществом, которое само же — при использовании элементов видоизмененного рыночного механизма — производит оценку полезности и эффективности произведенных общественных благ и вносит изменения в сложившиеся пропорции распределения экономических ресурсов в этом производстве. Соответственно в финансовый механизм общественного сектора встраиваются общественные цели. В нем формируются на основе социально-политических инструментов и отношений механизмы оценки полезности и эффективности произведенных продуктов. Методы перераспределения экономических ресурсов в общественном секторе основываются на структуре организации государственных и муниципальных финансов Данная организация частично отражает и воспроизводит особенности экономики общественного сектора, частично привносит в организацию этой экономики социально-политические цели, инструменты и механизмы, благодаря наличию и действию которых общественный сектор может нормально функционировать и развиваться как составная часть рыночной экономики Следовательно, финансы общественного сектора необходимо поэтапно рассматривать параллельно и на основе организации экономики общественного сектора в аспекте придания этой организации тех необходимых характеристик, благодаря которым целостное и относительно независимое функционирование этого сектора может быть понято и объяснено.

Экономика общественного сектора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *