1. Общие положения
1.1. Учитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется .
1.2. На должность учителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность учителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.4. Учитель должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— Конвенцию о правах ребенка;
— основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
— педагогику, психологию, возрастную физиологию;
— школьную гигиену;
— методику преподавания предмета;
— программы и учебники по преподаваемому предмету;
— методику воспитательной работы;
— требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
— средства обучения и их дидактические возможности;
— основы научной организации труда;
— нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
— теорию и методы управления образовательными системами;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— основы экологии, экономики, социологии;
— трудовое законодательство;
— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
— правила по охране труда и пожарной безопасности;
1.5. Учителю запрещается:
— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов учителя;
— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.6. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом .
2. Должностные обязанности
Учитель:
2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
2.2. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
2.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
2.4. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательной организации, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
2.5. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
2.6. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
2.7. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
2.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
2.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.
2.10. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
2.11. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
2.12. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
2.13. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.14. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.
2.15. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
2.16. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
2.17. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
2.18. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
2.19. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.
2.20. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
2.21. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
2.22. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
2.23. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
2.24. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
2.25. .
3. Права
Учитель имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.7. .
Должностная инструкция учителя
1. Я работаю учителем в школе. Нас всех учителей просят подписать новые должностные инструкции, взамен старым или взамен вообще отсутствующих у некоторых работников. В новых инструкциях сохраняется функция работы, но при это обязанности расширились. Вопрос: имею ли я право не подписывать её, если ТД не изменён и мне работается при старой ДИ неплохо.
1.1. Здравствуйте!
1. При изменении трудовой функции работника:
В таком случае необходимо письменно предупредить работника и получить его согласие на продолжение трудовых отношений (абз. 3 ч. 2 ст. 57, ст. ст. 60, 72 Трудового кодекса РФ).
Есть Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников», в котором указано следующее:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 31 октября 2007 г. N 4412-6
О ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
В ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ РАБОТНИКОВ
В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено обращение. Сообщаем следующее.
Несмотря на то что в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.
Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.
Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.
Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию.
Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.
Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Должностная инструкция, как правило, составляется в двух экземплярах, один из которых по просьбе работника может быть ему вручен.
При подготовке должностной инструкции и внесении в нее изменений следует учитывать требования Государственного стандарта ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.
Начальник
Правового управления
Федеральной службы
по труду и занятости
И.ШКЛОВЕЦ
2. Трудовая функция не меняется:
Если изменения в должностную инструкцию не влияют на обязательные условия трудового договора и носят уточняющий, технический характер, запрашивать предварительного согласия работника не нужно.
Возможно, в данном случае имеет место приведение должностных инструкций в соответствие с профстандартом.
2. В нашей школе внесли дополнения в должностную инструкцию учителя, обязывающую учителя работать на ЕГЭ в качестве организатора. Законно ли это и как можно в данной ситуации отказаться от участия в ЕГЭ?
С уважением,
Арчаков С.В.
2.1. Об изменении существенных условий труда Вас обязаны письменно уведомить за 2 месяца и ознакомить с изменениями к должностной инструкции.
2.2. Уважаемый Сергей, такие изменения вводятся по согласованию с работником заранее, не менее чем за 2 месяца.
3. Вправе ли администрация школы включать в должностную инструкцию учителя пункт
Работа в экзаменационной комиссии по проведению итоговой аттестации обучающихся или это, все-таки, как и классное руководство дополнительная деятельность.
3.1. Здравствуйте!
Согласно ЕКС к должностным обязанностям учителя относится следующее: «Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).»
Здесь говорится о контрольно-оценочной деятельности в ходе образовательного процесса, а не по окончании его. Таким образом, включение в должностную инструкцию пункта об участии в работе экзаменационной комиссии по проведению итоговой аттестации не соответствует закону. Такая деятельность должна выполняться с письменного согласия работника за дополнительную плату.
Кроме того, если речь идет об участии в ГИА, то данное мероприятие проводится не школами, а органом управления образованием в соответствующем субъекте РФ. В данном случае Ваш работодатель не может обязать Вас работать у другого работодателя.
Успехов!
3.2. Статьей 47 Федерального закона «Об образовании в РФ» определен правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации:
Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.
Согласно нормам ст. 60.1, 60.2 ТК РФ прежде, чем возлагать дополнительные трудовые обязанности на работника, работодатель должен получить от него письменное согласие.
4. Школа. Есть должностная инструкция учителя в которой есть такой пункт:
«Проводит дополнительные занятия с длительно отсутствующими обучающимися по уважительной причине и обучающимися, испытывающими затруднения в учебе в объеме 10% от учебной нагрузки конкретного учителя.»
Законен ли этот пункт, по сути заставляющий бесплатно работать 10% своего времени?
Если нет, то как его исключить?
4.1. Здравствуйте, Роман!
Существует часто встречающееся заблуждение, что в должностную инструкцию учителя можно включать любые обязанности, которые учитель должен исполнять без дополнительной оплаты. Но это не так.
Данный пункт незаконен и, следовательно, не подлежит применению по следующим основаниям.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждены Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 №536.
Согласно пункту 2.1 данных Особенностей педагогическая работа делится на нормируемую (преподавательскую) и другую часть педагогической работы.
Согласно пункту 2.3 Особенностей другая часть педагогической работы делится на должностные обязанности, предусмотренные квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также на дополнительные видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемые с их письменного согласия за дополнительную оплату.
То есть не требуют оплаты те должностные обязанности, которые предусмотрены квалификационными справочниками. Все остальные виды работ выполняются с письменного согласия педагогического работника за дополнительную плату.
С перечнем должностных обязанностей учителя можно ознакомиться в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»», утвержденном Приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761 н:
Учитель
Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должностная инструкция может детализировать изложенные в данном справочнике обязанности, но не может накладывать новые. Все дополнительные обязанности только с письменного согласия за дополнительную плату.
Напишите письменное заявление директору, что данный пункт должностной инструкции противоречит Приказу Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761 н и должен быть исключен из должностной инструкции, в противном случае Вы будете вынуждены обратиться в Государственную инспекцию труда. Как правило, на этом этапе удается вразумить работодателя. Если же он настаивает на том, что Вы должны заниматься с неуспевающими бесплатно или даже Вас привлекают к дисциплинарной ответственности, то следует обратиться в ГИТ, Управление образования, Прокуратуру или в суд.
5. Можем ли мы обжаловать в суде должностную инструкцию учителя? Мы не согласны, что директор включила в неё заполнение электронного журнала. (2 учителя)
5.1. Доброго вам времени суток. К Сожалению то что Вы не согласны, это еще не дает вам право оспаривать в суде данную должностную инструкцию учителя. Удачи вам и всего наилучшего.
5.2. Добрый вам день
Уважаемая Ольга, в данном случае, если Вы не подписывали данную должностную инструкцию, то и выполнять её Вы не обязаны.
5.3. Здравствуйте, Вы вправе не подписывать инструкции, поскольку изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. Кроме того, дополнительная работа должна оплачиваться.
Можно оспорить и в суде соответсвующ 9 ие положения.
6. Директор школы принесла на совещание должностную инструкцию учителя. Ознакомила. Я подписала не согласна. На другой день принесла приказ, я также его подписала не согласна. Спустя две недели приносит новую должностную инструкцию и уже с другими пунктами, о которых мы не слышали. Отдаёт эти должностные инструкции учителя, требуя поставить подпись на листочке на котором написано «должностные инструкции учителя получил».Я не согласна опять с некоторыми пунктами. Она сказала, что моего согласия ей не нужно. Она,сказала что Вы взяли эти документы, то должны расписаться. Я хочу вернуть эти инструкции. Может ли она меня уволить за это? Или как мне поступить?
6.1. Добрый вечер, уважаемый посетитель!
Не вправе увольнять. Отказались, и правильно сделали. Уволит — в судебном порядке восстановитесь
Всего доброго, желаю удачи.
6.2. Добрый вам вечер
Уважаемая Ольга, в данном случае, если эти должностные инструкции не соответствуют вашему трудовому договору, то вы не обязаны их подписывать. Уволить по этому основанию нельзя.
6.3. Здравствуйте, Ольга! На указанных Вами основаниях Вас не имеют права уволить. С уважением и готовностью помочь, СТАНИСЛАВ ПИЧУЕВ.
6.4. Инструкция — это не трудовой договор и не доп соглашение к трудовому договору «об изменении условий труда», для инструкции требуется только ознакомление с ней, а не согласие или не согласие. При отказе от ознакомления с инструкцией (не важно какой — должностной, по охране труда, пожарной безопасности и т.п.) — работодатель в праве не допускать работника до работы. А вот изменение условий труда должно оговариваться в доп соглашении и здесь вы уже смотрите «устраивает вас или нет». Если под видом инструкции вам подсовывали изменение условий труда — то конечно это ваше право соглашаться или нет.
6.5. В случае незаконного увольнения «по статье» в таком случае можно будет, подав в суд в месячный срок после увольнения, восстановиться и взыскать с работодателя компенсацию за вынужденный прогул. При грамотном ведении дела в суде будут значительные шансы на успех. И наоборот, в случае подписания заявления об увольнении или соглашения сторон доказать что-либо потом в суде будет крайне затруднительно.
6.6. Здравствуйте! В данном случае вы можете урегулировать в судебном порядке. Необходимо подать исковое заявление по данному обстоятельству.
6.7. Добрый день, Ольга! Директор вам выдал на руки ваши должностные инструкции, вы их получили, в чем и расписались, что ознакомлены. От того, что вы их вернете, ничего не изменится. Если должностные инструкции противоречат условиям трудового договора, то вы можете писать письменные возражения к тексту документа и требовать внесения изменений в данную инструкцию. Только не по принципу — не хочу это выполнять, а основываясь на нормах закона. Уволить может на основании норм ТК РФ, в которых указаны основания для увольнения по инициативе работодателя. У любой проблемы имеется решение, главное уметь его найти. Спасибо за то, что воспользовались услугами сайта!
7. Работаю учителем. Директор образовательной организации внес в должностные инструкции обязанность проведения консультаций по предмету во внеурочное время без оплаты. Правомерно ли это изменение?
7.1. Это решается на уровне трудового и коллективного договора, в любом случае без вашего согласия это не должно происходить согласно ст. 74 ТК РФ.
7.2. Вы же прекрасно понимаете, Елена Александровна, что работа вне продолжительности рабочего времени не законна. Сканируйте этот документ и вышлите на сайт министерства образования Красноярского края, с обращением разобраться с нарушением трудовых норм. Можете в прокуратуру обратиться. Выбор за вами.
8. В моей должностной инструкции учителя нет обязанности быть организатором ЕГЭ или ГИА, может ли директор это каким-либо образом изменить без моего согласия? Спасибо.
8.1. Здравствуйте. НЕе может. О внесении изменений должны предупредить не менее чем за 2 месяца.
Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.
9. В моей должностной инструкции учителя нет обязанности быть организатором ЕГЭ, может ли директор школы ее изменить без моего согласия? Спасибо.
9.1. Здравствуйте. Директор может издать приказ о наделении вас полномочиями и издать новую инструкцию, с которой должен вас ознакомить. Согласие на изменение инструкции от вас не требуется.
10. Существует ли утвержденные должностные инструкции учителя физической культуры или организация сама может внести дополнения? Нам сообщили, что необходимо внести в должностную инструкцию организацию и проведение ВФСК ГТО. Имеем ли мы на это право?
10.1. Типовых должностных инструкций для должностей педагогичпеских работников не существует. В каждом конкретном случае работодатель имеет право разработать инструкцию с учетом требований к данной должности.
11. Где можно ознакомиться с последними или новыми должностными инструкциями учителя физкультуры в школе? А то каждый год администрация школы навязывает все новые и новые обязанности, а оплата труда не изменяется!
11.1. Здравствуйте
Работодатель может прописывать в должностной инструкции работника любые обязанности, какие посчитает нужным
Спасибо, что посетили наш сайт.
Всегда рады помочь! Удачи Вам.
12. Обязаны ли учителя сами производить ремонт в классе. В должностные инструкции учителя это не входит Директор ссылается на то что нам производят оплату за кабинет.
12.1. Здравствуйте. Трудовой кодекс запрещает требовать выполнения работ, не предусмотренных должностной инструкцией
12.2. Нет, не обязаны.
12.3. Нет. Не обязаны. Обращайтесь в Трудовую инспекцию.
12.4. Здравствуйте,Марина!
Нет,не обязаны!
Ремонт не входит в Ваши должностные обязанности, следовательно, Вы не должны его делать. Всего доброго!
13. Имеет ли право родитель у директора школы потребовать должностную инструкцию на учителя физкультуры который халатно относиться к ребенку.
13.1. Добрый день! нет, не имеет родитель такого права.
14. Может ли новый директор менять должностную инструкцию учителя?
14.1. Здравствуйте! да, если в этом имеется необходимость.
15. Работаю учителем информатики уже 8 лет в школе. На дня попросили подписать должностные инструкции учителя информатики. Прочитав я удивился, так как мне в должностные инструкции прописали обязанности системного администратора. Я отказался подписать, объяснив тем, что я не имею нужной квалификации для выполнения работы, которую прописали. Принесли уведомление, о том, что с 01,01,15 меняют мне должностные инструкции по причине производственная необходимость. Какие шаги я должен предпринять, что бы на меня не смогли повесить эту работу?
15.1. по производственной необходимости могут менять
16. Работаю учителем информатики уже 8 лет в школе. На дня попросили подписать должностные инструкции учителя информатики. Прочитав я удивился, так как мне в должностные инструкции прописали обязанности системного администратора. Я отказался подписать, объяснив тем, что я не имею нужной квалификации для выполнения работы, которую прописали. На что мне ответили если не подпишите, то расторгнем трудовой договор. Как поступить в данной ситуации?
16.1. Не подписывать. Оснований для расторжения трудового договора нет. Изменение должностной инструкции (если она была ранее) , или введение нового функционала — это изменение трудовой функции, что признается переводом на другую работу, который может быть произведен только с согласия работника. Статья 72.1 Тк РФ.
Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. ст. 60 ТК РФ.
16.2. Здравствуйте, Михаил!
Уволить Вас за это работодатель не вправе.
16.3. Не подписывайте. Если будут увольнять — обращайтесь в трудинспекцию.
17. В должностной инструкции учителя логопеда школы интерната написано: Учитель логопед работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели.
Мне непонятна формулировка ненормированный рабочий день. Работаю на ставку.
17.1. Статья 101. Ненормированный рабочий день
Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Какие особые права (не относящиеся к правам человека) имеют педагогические работники образовательных учреждений?
-
на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (перечень медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью утвержден постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г.; перечень преступлений за совершение которых запрещена педагогическая деятельность еще не утвержден);
-
создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;
-
иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;
-
на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний;
-
на защиту профессиональной чести и достоинства;
-
на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
-
на участие в управлении образовательным учреждением;
-
на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;
-
на сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
-
создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;
-
на участие в забастовках;
-
на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяется учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения;
-
на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в том числе совместителям;
-
на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;
-
на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
-
на получение пенсии по выслуге лет;
-
на повышение квалификационной категории;
-
на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющим индивидуальный план, также они имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.
Какие обязанности имеют работники образовательных учреждений?
Должностные обязанности педагогических работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
Работники образовательных учреждений обязаны:
-
уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
-
соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;
-
осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;
-
реализовывать образовательные программы и обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
-
способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;
-
стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы;
-
проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения.
Педагогические работники должны знать:
-
Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты Российской Федерации и региональные по вопросам образования;
-
основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы);
-
основы права, научной организации труда;
-
основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
-
программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности;
-
правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Какую ответственность несут работники образовательных учреждений?
За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:
-
замечание;
-
выговор;
-
увольнение по соответствующим основаниям.
Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:
-
повторное в течение одного года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
-
применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) Устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.
Каковы типичные нарушения прав педагогов?
Если отвлечься от нарушений прав человека, касающихся всех граждан нашей страны, для педагогов наиболее болезненным оказываются нарушения их социально-экономических прав (в первую очередь низкая величина и несвоевременность выплаты заработной платы, чрезмерная интенсивность труда и т.д.). Но, если низкая зарплата и, как следствие, высокая интенсивность труда в большей степени обусловлены политикой федеральных властей, то на уровне образовательного учреждения наиболее распространенными нарушениями являются привлечение к труду, не входящему в должностные обязанности и несправедливое распределение дополнительных выплат и премий. Кроме того, нарушения гражданских прав на школьном уровне могут преломляться особым образом: в виде преследований на выражение мнения, ограничений на информацию о важных аспектах школьной жизни, невозможности справедливого урегулирования конфликтов и т.п. Имеют место также неоправданные вмешательства администрации в творческую деятельность педагогов, искусственные препятствия для повышения квалификации учителей и т.д.
Почему права человека в большей степени распространяются на учащихся и в меньшей — на учителей?
Права человека — узкая сфера морально-правовых норм. К ним относятся только те нормы, которые защищают достоинство человека при взаимодействии с властью, с лицами, действующими в официальном качестве. В школе властью являются директор, завуч, учитель. Поэтому права человека защищают ученика перед учителем, учителя перед администрацией школы, т.е. тех, кто слабее в этом взаимодействии. При этом нормы права защищают всех: и учащегося, и родителя, и учителя, и директора.
По нашему мнению, стремление ряда школьных работников сделать акцент на усвоении участниками образовательного процесса в первую очередь обязанностей, а не прав, аморально по существу. Соблюдение прав человека, прав учащихся является обязанностью педагогов, представляющих в школе власть. Если педагог не хочет говорить о своих обязанностях, а хочет говорить об обязанностях учащихся или родителей, он уходит от разговора о своей ответственности. Учителя, утверждающие, что у детей слишком много прав, склонны забывать об их подвластности. Права ребенка являются определенным противовесом власти учителя. Педагогические проблемы учителю следует решать, используя свое педагогическое мастерство. Радует то, что уже есть педагоги и администраторы, которые это понимают.